Почему на иконах кожа темная

Обновлено: 18.04.2024

Значение Цветов в Восточно-Православной Иконографии

Восточно-православная иконопись – это религиозное искусство, которое представляет собой видение православной веры, выраженное в образах через линии, символы и цвета. Последние имеют исключительную важность, поскольку они могут заряжать энергией, настраивать на определенное душевное состояние, подбадривать нас и заставлять чувствовать себя спокойно и безопасно. Более того, каждый цвет показывает нам истинное значение событий, изображенных на рукописной иконе. От великолепных византийских икон, наполненных металлическим золотом, до более ярких старинных русских образов – каждая религиозная икона представляет собой идеальное сочетание цветов, играющих не менее важную роль, чем слова.

1. Золотой

Золотой предназначен для Иисуса Христа. Неудивительно, что многие восточно-православные иконы создаются с большим количеством золотых элементов, от нимбов и фона до вставок из чистого золота. Этот яркий цвет символизирует божественную природу и существующий извечно свет Самого Бога. В конце концов, в Божьем царстве не бывает ночи – только лишь вечный день.

2. Голубой

Голубой цвет означает небеса или Царство Божие, которое находится не на земле. Будучи символом другого, вечного мира, он дополнительно показывает бесконечность неба. Кроме того, синий цвет также является цветом Божией Матери и обычно используется, чтобы показать ее небесную природу.

3. Красный

Красный означает жизнь на земле. Это символ живительной энергии, любви, страсти и, конечно же, жертвы Христа. Поскольку это цвет крови, красный символизирует спасительную природу воскресения. Именно поэтому некоторые рукописные иконы имеют красный фон, символизирующий истинное празднование жизни.

4. Зеленый

Зеленый – это цвет вечного обновления, надежды, расцвета, молодости и природы. В восточно-православной иконографии он обычно используется для обозначения начала жизни (например, в сценах Рождества Христова и Благовещения).

5. Белый

Белый означает божественный свет, невинность и святость. Белая одежда на религиозных иконах обычно указывает на людей, которые были честными и добрыми при жизни. Кроме того, белый цвет также используется для изображения мантий ангелов, одеяний покойных и пеленок младенцев.

6. Черный

Будучи символом смерти и зла, черный цвет обычно используется для изображения сатанинских существ, демонов и адской бездны. Однако не думайте, что все монахи в черных одеждах являются воплощением зла. В этом случае черный цвет используется как элемент традиционного одеяния или символ отказа от мирских удовольствий.

7. Фиолетовый

Фиолетовый – цвет членов королевской семьи, который наиболее часто использовался в написании византийских религиозных икон. Он предназначен для того, чтобы показать славу Иисуса Христа и Богоматери.

Стоит также отметить, что единственный цвет, который никогда не используется в православной иконографии, – это серый. Будучи смесью белого и черного, он является символом неопределенности и пустоты. Как вы уже догадались, в излучающем свет мире прекрасных религиозных икон нет места для такого цвета.

Символика цвета в христианском искусстве

  • Главная страница
  • Справочник церковных терминов
  • Символика цветов в церковном искусстве

Другие названия: цвета церковных облачений, церковные праздники, убранство храма

Символика цвета в Православии идет от Священного Писания. Вспомним: воины надели на уже приговоренного к казни Спасителя «ложную багряницу

» — выкрашенный в
пурпурный
цвет плащ — в насмешку над Ним, так как римляне, не понимавшие учения Христа, обвиняли Его в стремлении стать земным царем — в то время, как Господь говорил о Небесном Царстве. Между тем, настоящую багряницу — одеяние, окрашенное очень дорогой краской, добывавшейся из особых морских молюсков, имел право носить лишь
император
.

В Апокалипсисе

— грозном проречении о последних днях нашего мира — тема цвета поднимается неоднократно. Бог в Апокалипсисе показан сидящим на
белом
престоле. А вот еще интересный фрагмент: «
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. …Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый
». Слово Божие — это Сам
Христос
. Белый конь, белый престол, белые одежды последователей Христовых — все это символизирует чистоту, праведность, правду.
Белые
одежды, согласно Апокалипсису, будут даны и
праведникам
, пострадавшим за веру. А каждому спасенному будет дан белый
камень
, на котором будет написано его новое имя — выражение его духовной сути.

К нашему времени в Православной Церкви сформировалась традиция сопоставлять цвета с определенными праздниками и периодами церковного года. Она закреплена в богослужебных традициях. В зависимости от посвящения богослужения (Господу, Пресвятой Богородице, святым мученикам, преподобным и т. п.) выбирается цвет облачений священнослужителей и храмового убранства. Цветовое решение ювелирного изделия (например, оклада иконы) также может нести это значение.

Белый цвет в Церкви символизирует нетварный Божественный свет

, энергию Божества, сияние Царствия Небесного, Божию Славу. Белые облачения используются во время богослужения на
Господские
(то есть посвященные Христу) праздники: такие как Преображение, Вознесение, Рождество Христово, Крещение Господне. Белому цвету в церковном ювелирном искусстве соответствуют
прозрачные камни
, например бриллиант (алмаз), горный хрусталь и т. п., а также
белые камни
: жемчуг, опал и белые металлы: серебро, платина, белое золото и др.

В дни родительских суббот

, во время поминовения
усопших
священники служат в белых облачениях. Традицию белых риз при отпевании и поминовении усопших Русская Церковь унаследовала от Греческой Церкви. Белый цвет ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

Праздничное богослужение в белых облачениях

Цвет смерти. В черные облачения священнослужители облекаются на Страстной Седмице

, когда Церковь вспоминает смерть на Кресте Господа Иисуса Христа. Монашествующие носят черные одежды в знак
отречения от мира
, мертвенности для всего земного, умирания для страстей и греха. Священнослужители в наши дни также преимущественно носят черные рясы и подрясники. Так было не всегда. Например, в Византии священники и епископы носили белые туники с пурпурными полосами, а в XIX столетии рясы священников могли иметь самый разный цвет.

Монахи и схимонахи

В церковном искусстве часто приближается по своему значению к цвету багряному, символизирующему величие, царственность, победу. Красный — это цвет Пасхи

, Воскресения Христова. Но что такое Пасха? Это царственная
победа
Христа над смертью, последовавшая через Его страдания и мученическую смерть. Красный цвет пасхальных облачений соединяет в себе два смысла: красный как цвет мученической крови — и как багрянец победы, императорского триумфа. Красные облачения мы видим в храмах и в дни святых
мучеников
, проливших за Христа свою кровь, сделавшихся духовными победителями над злом, которое не смогло сломить их и, таким образом, ставших подражателями подвига Христова.

Пасхальный крестный ход

• Золотой, желтый

Символизирует благодать

, нетварный свет Божества, Божию славу. Желтые или золотые облачения используют в православных храмах во время
будничных
и
воскресных
богослужений, когда не идет Великий пост, нет особо чтимого праздника или его попразднства.

Воскресное богослужение в желтых облачениях

• Синий, голубой

Указывает на небесную чистоту и духовную высоту Пресвятой Богородицы, говорит о Ее кротости и смирении. Используется при богослужении на Богородичные

праздники: Благовещение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров и др.

На молебне в Иверской часовне Богородицы

Цвет Святого Духа

, дающего жизнь людям и всему мирозданию. Без благодати Святого Духа была бы невозможна жизнь на земле; даже те, кто не верит в Бога и не знает о Нем, живут, поддерживаемые Божественной благодатью. Поэтому мы видим в храмах зеленые облачения в день
Святой Троицы
, когда вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов. Также зеленые облачения положены в дни
преподобных
— святых, угодивших Богу монашеским подвигом, очистивших свои души и принявших благодать Святого Духа в особой, превосходной мере — почему они и названы преподобными (особо уподобившимися Богу, проявившими в себе подобие Божие).

Праздник Святой Троицы

• Фиолетовый

Со времен первых христиан означает покаянную

печаль и смирение, используется в облачениях священнослужителей и в убранстве храмов в дни
Великого поста
, а также в праздники, посвященные
Кресту Христову
(Крестовоздвижение, Изнесение Древ Креста Господня).

Порой православные иконы удивляют. Мы все хоть раз видели образ Иисуса Христа, написанный непривычно для нашего взгляда. Спаситель с темной кожей и курчавыми волосами; апостол Петр с азиатским разрезом глаз и в кимоно; Богородица в традиционных индейских одеждах. Могут ли такие иконы быть каноничными? Почему разные народы намеренно «искажают» то, как на самом деле выглядели люди, реально существовавшие в истории?

Икона — не просто портрет. Конечно, иконописец воссоздает облик реально жившего человека (или Богочеловека, как Спаситель), переносит на доску или стену храма те его внешние признаки, о которых известно Церкви: каким был Христос в пору Его земного пути; какие традиционные для Иудеи того времени одежды носила Дева Мария; по каким чертам лица и какому телосложению узнавали того или иного апостола со­временники.

Но иконописец не пишет портрет. Каждая икона — потрясающее сплетение смыслов, символов, «месседжей», которыми мастер стремится поделиться с нами. И главное, икона — это дыхание Святого Духа; в каждом написанном образе — отблеск рая, святости, любви.

Почему одни и те же святые на разных иконах выглядят по-разному?

Получается, икона — не «красивый и правдоподобный портрет», а способ общения человека с Господом. И иконописец, как проводник в таком общении, использует все каноничные художественные средства, чтобы помочь диалогу состояться. Православный эфиоп видит в Спасителе на иконе родные национальные черты. Кореянка, молящаяся перед образом Богородицы о даровании чада, смотрит на ее лик и чувствует, что Дева Мария — своя, близкая, чем-то на нее похожа. Русский молящийся смотрит на святителя Николая с полным ощущением, что перед ним не иностранец, а кто-то, кто мог бы быть епископом в его городе.

Такой «местный колорит» в иконописи можно назвать миссионерским приемом, древним, как сама Церковь. И поэтому мы, молясь перед иконами, созданными в других православных странах, можем сквозь национальные — такие разные и прекрасные — черты видеть Свет и Любовь, у которых нет ни расы, ни племени, которые объединяют всех христиан.

В ответах уже названо слово-канон.
У иконы и картины задачи разные, потому и требования к иконописцу жёстче, ведь он создаёт то, что может помочь людям как бы увидеть то, что невидимо суетно-обычному взгляду, помочь зайти за предел. Потому вот изображение фигур на иконах нереалистично, фигура не должна отвлекать внимание на себя-она всего лишь проводник, через который.. .
Поэтому-то перспектива в иконе обратная-она словно бы сама делает шаг навстречу тебе, предлагая решиться и увидеть, оттого и свет не на неё падает, как было бы в картине, но от неё исходит-по этому свету и войдёшь в вИдение как видЕнье.
В иконе нет случайных деталей-всё имеет определённую символику, через всё опять же, поняв, можно шагнуть в незримое.. .
Глаза иконы смотрят НА ТЕБЯ. потому вот вроде бы и не принято смотреть в глаза изображённых на иконе святых, праведников. но как бы смиренно подставлять себя под взгляд-понимая, что вот ты сейчас виден ВЕСЬ как есть. и себя такого, насквозь видного, хорошо бы почувствовать и понять.
Маленький рот, сжатые губы. чтобы сказать-достаточно. Не для говорения он. Нос удлинён возможно для того, чтобы ещё больше выделить главное в иконе-ГЛАЗА. от которых не спрятаться. Цвет имеет сложную и строго определённую символику. не всё знаю, но вот иконы разные-тёмные-это византийская школа-Феофан Грек, скажем, а вот русская школа-Рублёв. стооолько света светлого!
Примеры. Донская икона Божьей матери-
Феофан Грек
А вот и "Троица" Андрея Рублёва-
Андрей Рублёв

ну не стали бы они рисовать еще и пирамиды там и как свет приломляется и что с ним в итоге происходит

Нимб означает святость того, кто изображен на иконе (там ведь иногда встречаются и такие персонажи, над которыми нет нимба - так вот, чтобы отличать святого от несвятого и нужен нимб) .
Лица не всегда смуглые (на древних иконах лики просто потемнели от времени - потому лица и кажутся Вам "смуглыми"), глаза не всегда большие, а рты и носы - тонкие.. . Но иконопись выстроена по церковным канонам, от которых нельзя отступать при написании (иначе получилась бы картина, а не окно в мир иной, каковым является настоящая икона).

Ну так ведь арийцы. Правильные черты лица, отсутствие выдающихся скул и монгольского прищура. Носы не пятачком как у макаки, а ровные как у человека разумного.

Ск5азывается арабское прошлое. Жителей тропиков и пустынь.
Нимб - рассказы сказителей. Мифы вроде Змея Горыныча и ковра-самолета.

Каждый художник на что горазд. А нимб взят из язычества. «Наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их» (Исаия 2:8, 9). Они отворачиваются от живого Бога и преклоняются перед безжизненными идолами.

В 1999 году икона Божией Матери Умягчение злых сердец или Семистрельная изменилась: лик Богородицы потемнел, под глазами появились тёмные пятна, и от образа стало пахнуть ладаном.

В этот день в Москве произошли взрывы жилых домов. 12 августа 2000 года на иконе появились крохотные кровоточащие ранки. В этот день погибла подводная лодка Курск. С тех пор образ мироточит постоянно, предупреждая людей о грядущих бедах. Этот феномен (мироточение икон) известен с древних времён и до сих пор наука не нашла ему какого-либо объяснения.

В христианстве под мироточением понимают появления мира на иконах и мощах святых

Мироточение — это явление в христианстве. Оно связанно с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых. Такое маслянистое вещество имеет светлый цвет и испускает благоухание или же запах ладана.

Каждый случай мироточения отличается между собой по виду, консистенции и цвету появляющейся жидкости. В некоторых случаях миро представляет собой жидкость густую и тягучую как смола. В других случаях она напоминает росу и поэтому явление называют «елеоточением» или «росоточением».

Мироточивая икона святителя Иоанна Шанхайского. Миротчие в христианстве — это явление, связанное с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых

Мироточивая икона святителя Иоанна Шанхайского. Миротчие в христианстве — это явление, связанное с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых

Многие верующие считают явление мироточения одним из видов чудес, при этом среди богословов до сих пор ведутся споры о его причинах и характере. Почему мироточат иконы ученые установить не могут в частности по той причине, что в России комиссии не дают разрешения на проведение опытов над признанными на Руси святыми иконами.

В народе же говорят о том, что если икона замироточила, это означает грядущие беды для страны.

В Священном Писании ничего не говориться о мироточении икон и кровоточащая икона — это тоже современное явление

В наше время известны случаи мироточения как мощей святых, так и икон. Так, начиная с 9 мая 1087 года, в крипте базилики святого Николая Чудотворца в итальянском городе Барии постоянно его мощи постоянно источают миро. Каждый год священники извлекают его из гробницы через отверстие, проделанное в ней.

Что же касается современных примеров мироточения икон, то среди них можно привести следующие:

  1. Подтверждённое многочисленными свидетельствами непрерывное мироточение Монреальской иконы Божией Матери в течение 15 лет в период с 1982 по 1997 год.
  2. Мироточение и кровоточение святой иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе.

Богословы говорят о том, что факт мироточения не означает, что даже икона Божьей Матери чудотворна

Православная Церковь считает, что все канонические иконы, не зависимо от того, находятся ли они в храме или дома священны по священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу.

При этом некоторые из них избираются Промыслом Божием для особых знамений. Они являют миру вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего — благоухание, неизреченный свет, миро.

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней

В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко говориться о том, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». При этом далеко не всегда мироточащие иконы могут творить чудо исцеления.

Миро же источаемое такой иконой или мощами в любом случае признается чудотворным. В истории Православной Церкви есть случаи, когда миро собирали даже мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней. Это произошло во время захвата турками города Салоники, где хранились мощи святого Димитрия Солунского.

Церковное сообщество также неоднозначно реагирует на «плачущие» иконы. Так член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Васильевич Флоренский говорит о том, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили.

«Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах». При этом он также призывает верующих не заострять внимание на факте мироточения, так как любая каноническая икона уже в силу этого факта признается священной.

Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон

Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон

Современные богословы также призывают трезво относиться к фактам истечения миро. Так Андрей Кураев говорит:


«… само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай по этому поводу сказал следующее: «У меня ничего не мироточит. … Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. … Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью».

«Плачущие» иконы РПЦ проверяет по собой процедуре

Плачут иконы в России достаточно часто и во многих случаях факты мироточения сомнительны, именно поэтому в РПЦ разработана специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

Согласно ей после обнаружения факто истечения миро на иконе об этом сразу же докладывается в епархиальное управление. Оно направляет в храм специальную комиссию для выяснения, что это значит. Если икона дома у частного лица, то комиссия может посетить его жилище, с согласия такого человека.

Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре

Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре

В задачи комиссии входит, осмотр иконы для установления её местоположения и условий хранения, опрос свидетелей. Кроме того, её члены могу также сделать фото иконы. В том случае, когда первая комиссия вынесла положительное заключение, на место направляется вторая комиссия.

Её задача — более тщательно расследовать возможность появления маслянистых пятен на образе естественным путём.

Если вторая комиссия также не выявит естественного происхождения миро, икону помещают в опечатанный киот. В том случае, когда и здесь фиксируется возникновение масляных пятен, икону объявляют миротчивой.

«Московские епархиальные ведомости» за 2005 год напечатали статью, посвященную изучения фактов массового мирточения икон, происходивших в Клину в доме В.М. Жучковой. Анализируя их, члены епархиальной комиссии установили следующее:

  • все иконы мироточили в разных местах и не были связанны с одни «намеленным» или «святым» местом;
  • подлинные мироточения никогда не связывались с присутствием рядом с ним конкретного живого человека;
  • подлинные мироточения всегда продолжались, если икону приносили в храм.

Таким образом, на примере В.М. Жучковой можно сказать, что случаи массового мироточения икон и их фотографий носят нецерковный характер. Духовной традиции Православной Церкви они не соответствуют и не имеют к ней никакого отношения.

То же самое касается и случаев, когда на образах проступает кровь и епархиальная комиссия не находит подтверждения чудесности этого явления.

Мошенничество — это основная причина появления «мироточащих» икон не признанных Православной Церковью

Существует несколько объяснений факта появления мира на иконах. Кроме Божией Воли, когда истечение миро происходит в качестве Божественного Знамения, часто фиксируются случаи обыкновенного мошенничества.

Мошенники с глубокой древности старались выдать иконы за мироточивые, преследуя при этом вполне меркантильные цели. Так, например, если в доме есть мироточивая или кровоточащая икона, на поклон к ней могут прийти суеверные или же не слишком образованные люди, что принесет доход хозяевам образа и жилища.

Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве

Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве

В истории России известен случай когда российский император Петр Первый публично разоблачил факт искусственного мироточения иконы Юожией матери в Троицкой церкви в Москве.

Для этого он осмотрел подозрительный образ и обнаружил в глазах изображения незаметные отверстия. Их искусство скрыли наведенной в этом месте тенью. Монарх перевернул доску и выломал переклад.

Далее он обнаружил на доске против глаз у образа вырезанные в дереве ямки, наполненные крутым деревянным (оливковым) маслом. От свеч, которые находились при иконе, масло нагревалось и таяло, поэтому происходило его истечение.

в этом году П.Ф. Флоренский заявил о том, что миро по своему составу схоже с растительным и оливковым маслом

Это происшествие позже облеклось в форму легенды, по которой Петр Великий якобы грозил священникам поркой за мироточение икон. В 2004 году П.В. Флоренский дал интервью о работе возглавляемой им комиссии по описанию чудесных знамений в РПЦ.

Журналистам он сообщил, что Институт криминалистики ФСБ провел экспертизу образцов вещества, взятого с различных икон. В результате выявлено, что так называемое «миро» по своему составу всегда схоже с подсолнечным или же растительным маслом, при этом вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга».

Глава комиссии также отметил, что ей не разрешено «… проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами».

Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений

Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:

  1. Нанесение масла на икону контактным путем. Согласно этой теории на мироточащем образе находят следы еле, которым помазывают человека на полиелее. После этого человек целует икону и оставляет на ней капли масла.
  2. Конденсация паров масла. В этом случае предполагают, что на поверхность икон попадает масло из лампад, висящих над ними.
  3. Капиллярный эффект. Сторонники этой теории утверждают, что масло скапливается из различных источников и на поверхность иконы попадает благодаря капиллярному эффекту.

Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.

Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.

Христианская вера не основывается на чуде, но основывается на вере

Если же подвести некоторый итог, то можно сказать, что Православная Церковь относиться к фактам мироточений икон и иным чудесам настороженно.

Дело в том, что Мироточение не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так, например, в Индии некоторые языческие каменные идолы не только источали молоко, но и пили его. Фиксируются даже случаи мироточения статуй Будды.

«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием

«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием

Отцы Церкви учат, что Вера наша не должна основываться на чудесах, так как ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Кроме того, того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе.

Об этом в Евангелии сказано так: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). Более того книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

Священное Писание говорит о том, что мироточение — это чудо, которое могут сотворить демоны.

Святитель Игнатий Брянчанинов написал книгу «О чудесах и знамениях». В ней он предостерегает от увлечения чудесами. Дело в том, что они могут заменить веру. В результате человек будет обольщён и впадёт в грех плоского мудрования. Он перестанет исповедоваться, каяться и причащаться, что приведёт его к духовной смерти, то есть прервет его связь с Богом.

Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон

Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон

Церковь учит о том, что принятие ложных чудес за истинные, повреждает душу. Именно поэтому существует рекомендация для православных «не отвергать и не принимать». Это означает, что ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Именно поэтому недоверчивое отношение к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека. Таким образом, нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.

Православная же Вера основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

Христианская икона. Что о ней известно нашему современнику? Вероятно, он представляет ее как безусловный и закрепленный церковью стандарт изображения ликов Христа, Богородицы или святых. Священный для христианства образ воспринимается им как незыблемый, веками неизменный и лишенный противоречий канон. Однако, догадывается ли он, какой сложный, полный исканий и споров путь прошло искусство иконописи? И слышал ли он о некоторых страницах из истории иконописания, которые могут немало удивить его или даже повергнуть в шок? Одним из таких феноменов в истории православного христианства являются так называемые «адописные иконы».

История и значение

Адописные иконы считаются легендарными. О них ходят многочисленные легенды, часто встречаются упоминания в разных исторических документах, но реальные примеры таких икон до наших дней не сохранились. Впервые термин «адописные иконы» встречается в памятнике XVI века, житие Василия Блаженного.


Адописные иконы считались особенно опасными для верующего, поскольку оба изображения были неразрывно связаны друг с другом. Христианин, вознося молитву святому или Иисусу, изображенному на адописной иконе, одновременно молился и дьяволу.

Для простых людей это было настоящим испытанием веры, но одновременно являлось своеобразной притягательной игрой в распознание «дьявольских прелестей». Адописные иконы были особой разновидностью черной магии.

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.


Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

Устрашающий лик

«Адописные иконы» — даже на фоне всех исторических нюансов и сложностей развития христианской культуры сведения об этом феномене выделяются своеобразием. Первое известное нам упоминание о них относится к мрачному для Руси XVI веку и почерпнуто из жития юродивого Василия Блаженного. На Варварских воротах в Китай-городе висела икона Пресвятой Богородицы. Икона считалась чудотворной и к ней стекалось много паломников. Проходя мимо неё, Василий Блаженный схватил камень и разбил почитаемый образ. На юродивого тут же накинулась толпа. В свою защиту он стал просить поскрести красочный слой иконы. Каково же было изумление людей, когда под слоем краски проступил… лик дьявола.

Житие Василия Блаженного написано в своеобразном стиле, оно не очень информативно и изобилует общими местами. Так и история об «адописной иконе» напоминает скорее фольклорный сюжет. Другие народные упоминания о таких иконах имеют схожую фабулу: под святым образом находили скрытый слой, на котором был изображен дьявол или бес. Порой изображение дополнялось надписью вроде: «Поклонись мне семь лет – мой будешь». Также известны рассказы, где дьявола заменяли люди с песьей головой или иноверцы. Богобоязненный христианин искренне верил, что молясь перед подобной иконой, не зная о ее страшной тайне, он теряет надежду на спасение, накликивает на себя беду и попадает под власть темных сил. По народным поверьям, автором «адописных икон» был сам дьявол, подчинивший или извративший мастера.

Удивителен тот факт, что до второй половины XIX века упоминания о «черных, окаянных иконах» встречаются довольно редко. Именно во время пара и машин наблюдается самое широкое распространение молвы об этом феномене. В ряде российских губерний даже наблюдались массовые волнения среди местных жителей, выискивающих подтверждения адописи – о них писалось в таких газетах, как «Московские ведомости» и «Киевлянин». Слухи разносились среди народа благодаря рассказам очевидцев. В это же время к этой теме впервые обращаются ученые (например, этнограф – фольклорист Н.А. Иваницкий) и писатели-публицисты (Н.С. Лесков).

Однако ажиотаж вокруг «адописных икон» был недолгим. В научной сфере уже в XX веке лингвистом-фольклористом Н.И. Толстым в статье «Из заметок по славянской демонологии. Каков облик дьявольский?» были высказаны серьезные сомнения в их существовании. К таким выводам его привело полное отсутствие материальных доказательств: к слову, они не найдены до сих пор! Потому его точку зрения разделяют и современные искусствоведы, фольклористы и религиоведы. Остается лишь сожалеть, что ни одна из историй об «адописных иконах» не запала в мысли, скажем, Н.В. Гоголя. Какая проза могла бы случиться! Однако, дыма без огня не бывает, особенно если сам «дым» народная молва приписывала не кому-нибудь, а самому дьяволу. В чем же истоки этих поверий?

Как создавались адописные иконы

В Средние века на Руси были распространены так называемые «адописные иконы». Свое название они получили за то, что имели 2 слоя. На первом, внешнем, изображались традиционные для икон сюжеты и образы: Иисус Христос, святые угодники и пр. На втором слое, скрытом под первым, были нарисованы картины ада, чертей, дьявола.


На первый взгляд, такие иконы ничем не отличались от обычных. Богомаз, как в старину именовали иконописцев, грунтовал доску, затем изображал не ней дьявола или другие адские силы, после чего вновь грунтовал доску поверх первого изображения и писал уже канонический образ. Иногда изображения дьявольские персонажи помещались под окладом или же к изображению святого пририсовывали рога, а затем скрывали их под слоем краски.

Считалось, что при молитве перед такой иконой человек обращался не к Господу, а к дьяволу, а молитва его давала противоположный эффект.

Могут возразить, что бесы на иконах вполне канонического толка тоже изображались, особенно в сценах, живописующих Страшный Суд. Однако в этом случае изображение нечистой силы и мук, которые претерпевают в аду грешники, призвано было устрашить верующих, а не спровоцировать поклонение дьяволу.

Зачем делали адописные иконы

Термин «адописные иконы» был распространен в среде староверов, которые не принимали церковную реформу и не хотели подчиняться принятым в XVII веке новым греческим образцам богослужения. Именно старообрядцы могли писать и распространять адописные иконы, чтобы подорвать веру принявших реформу христиан.

Другой версией возникновения этого феномена является противоборство ереси жидовстующих официальной церкви. Жидовствующие не принимали поклонения иконам. По их мнению, последние были настоящими идолами, а преклонение перед ними – идолопоклонничеством. Это противоречило заповеди «Не сотвори себе кумира». Чтобы искоренить веру в святые иконы, еретики и распространяли сокрытые адописные изображения.

По третьей версии, возникновение таких икон объяснялось простым мошенничеством торговцев-коробейников (офеней). Один иконоторговец продавал покупателю обычную с виду икону и уходил. Тогда другой коробейник подходил к обманутому и «открывал ему глаза», показывая скрытый слой с дьявольскими рисунками. Такой случай описал Николай Лесков в повести «Запечатленный ангел». В 1873 году писатель также опубликовал небольшое исследование феномена адописных икон.

Не так страшен черт…

Одно из самых распространенных объяснений отсылает нас к уже упомянутому противостоянию официальной церкви и староверов. Так, например, иконы, созданные после «никоновских» преобразований, не принимались староверами: по их мнению, новые образа испытали на себе сильное влияние западноевропейской традиции. Существуют гипотезы, что старообрядцы могли подделывать и распространять «опасные образы»: чтобы, с одной стороны, подорвать авторитет видоизмененной Православной Церкви, с другой, еще раз подчеркнуть, что отвергая старые традиции, она служит не богу, а дьяволу. Естественно, вряд ли такие акты были бы массовыми – зато могли сформировать хорошую базу для распространения слухов и кривотолков. Нет никаких оснований отрицать, что подобная схема могла проводиться и церковью против староверов.

Лесковым дается другая, более частная интерпретация феномена «адописных икон». В своей статье для журнала «Русский мир» он приводит пример мошенничества странствующих торговцев: покупателю продавалась испорченная икона, после чего подельник обманщика указывал на ее бесовскую суть. Напугав впечатлительного обладателя такого страшного предмета, он предлагал замену на настоящую икону за дополнительную плату. Подобный случай Н.С. Лесков описывает и в своем рождественском рассказе «Запечатленный ангел». Однако подобный пример скорее показывает, как суеверия и сказания об «адописных иконах» могли эксплуатироваться мошенниками.

Вполне вероятно, что одним из источников веры в существование таких предметов могли быть и просто редкосюжетные, необычные иконы. Богобоязненный крестьянин, созерцая образ Святого Христофора с песьей головой, неканоническую (а для кого-то и кощунственную) попытку изобразить Троицу не в виде трех ангелов, мог испытать страх вовсе не перед божественным. Как тут не вспомнить схожий пример о католическом рогатом Моисее с выскобленным ликом? Нельзя однозначно отвергать и то, что в глубоко верующем православном русском мире не находилось места и отдельным богохульникам и вероотступникам, способным на злую шутку.

По всей видимости, корни веры в существование «адописных икон» произрастают из разных источников, и основания для нее надо искать глубже, чем в конкретных материальных примерах и однозначных исторических доказательствах. В любом случае, этот феномен прекрасно показывает: даже в столь догматичной и незыблемой теме, как история иконописи, есть еще немало любопытных и неизученных тайн.

Вопрос существования

Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.

В XIX веке появилось несколько публикаций об адописных иконах. Однако, авторы называют «адописными» просто плохо, неумело нарисованные изображения святых. В начале XX исследователи все чаще заявляют о том, что адописных икон на самом деле не существовало вообще. Рассказы о них были своеобразными «страшилками» для суеверного и наивного народа. Об этом же писал русский славист Никита Толстой. Современные исследователи придерживаются того же мнения.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.


Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.


Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.


Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

Не нужно искать сатану там, где его нет

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.


Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.

Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века


Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).

Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века


Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век


Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»). Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?

Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Читайте также: