Опасно ли машинное масло для кожи

Обновлено: 26.04.2024

Современный рынок предлагает массу смазочных материалов на минеральной, полусинтетической и синтетической основе, и практически все сорта смазочных материалов в той или иной степени токсичны. Со смазочными материалами необходимо обращаться осторожно, используя индивидуальные средства защиты.

Базовые масла и их токсичность

По классификации «Американского нефтяного института» API базовые масла, входящие в состав смазочных масел и в основном определяющие их свойства, делятся на пять групп. Группы I, II и III – минеральные масла селективной очистки (т. е. избирательной экстракции из сырья нежелательных компонентов), чем выше класс, тем выше степень очистки. Группы IV и V – это преимущественно синтетические масла. Допускается смешение отдельных базовых масел, относящихся к разным группам, для создания необходимых свойств в готовом масле.


*Красным шрифтом выделены явно токсичные вещества.

**Токсичные и вредные вещества и соединения
Соединения цинка, цинковый фосфат.
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ, полиароматические углеводороды).
Галогеноуглеводороды (галогеноароматические). Галогены: хлор, фтор, йод, бром.
Фосфатные эфиры (фосфорные эфиры, органические фосфаты), фосфор.
Алифатические амины (органические соединения, производные аммиака) оказывают негативное действие на нервную систему и сосуды, нарушают проницаемость клеточных мембран, работу печени и вызывают развитие дистрофии.
Ароматические амины способствуют выработке метгемоглобина; некоторые из них канцерогенны.
Хлор и хлорсодержащие соединения.
Сера и ее соединения.

Группа I. Эти масла получают из нефти и нефтесодержащих материалов путем селективной очистки с помощью глины, серной кислоты и растворителей. В процессе очистки из сырья удаляются в том числе и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), которые являются канцерогенными веществами. Однако ПАУ удается отделить не полностью, поэтому базовые масла I группы считаются канцерогенными. В настоящее время Группа I базовых масел считается устаревшей, и из них производится лишь минеральное моторное масло.

Группа II. Масла этой группы производятся путем очистки нефтепродуктов способом гидрокрекинга при средних температурах и давлении. Другое их название – масла высокой степени очистки. Некоторые специалисты относят масла, созданные на основе гидрокрекингового базового масла, к типу полусинтетических.


Гидрокрекинг на умеренных режимах помогает уменьшить содержание канцерогенных ПАУ, но не обязательно удаляет их полностью. Несмотря на то, что не известны клинические данные о влиянии этих смазочных материалов на человека, результаты исследований на животных указывают на возможность канцерогенного действия.

Группа III. Эти базовые масла производятся из нефтепродуктов с помощью гидрокрекинга, но при более высоких температурах и давлении, а также более длительном времени обработки, чем масла Группы II. Базовые масла Группы III не относят к оказывающим канцерогенное действие на человека. Тем не менее они все же содержат некоторые вредные примеси, которые не удается удалить. Синтетические и полусинтетические масла на основе базовых масел Группы III самые распространенные в мире на сегодняшний день. Иногда отдельно выделяют группу масел III+, которые получают не из нефти, а из природного газа. Масла, созданные на такой базе, считаются полностью синтетическими.


К Группе IV относят важнейшие синтетические смазочные материалы – углеводородные соединения полиальфаолефины (ПАО), которые получают путем химического синтеза из коротких молекул мономеров этилена или бутилена длинных стабильных цепочек молекул ПАО. В результате получаются вещества, подобные маслам Группы III, но с более высокой степенью очистки. Искусственно синтезированные ПАО не содержат канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). ПАО – наиболее широко используемые синтетические базовые масла. На их основе изготавливают т. н. «настоящие синтетические масла», которые отличаются высокой стоимостью.

До 2006 г. производителям моторных масел можно было называть «синтетическими» масла, полученные на основе Групп IV и V, которые считаются лучшими базовыми маслами. Однако в настоящее время разрешается это делать даже в случае, если использовалось базовое масло Групп II и III. То есть «минеральными» остались лишь составы на основе первой базовой группы.


К Группе V относят все прочие искусственно полученные синтетические, ароматические, нафтеновые, а также растительные базовые масла, не вошедшие в перечисленные выше группы.

Установление факта экологической опасности многих синтетических продуктов: галоген­углеводородов (в первую очередь галогенароматических, к группе галогенов относятся хлор, фтор, йод, бром), органических фосфатов, заставило искать классы соединений, более близких к биосферным. Таковыми оказались синтетические сложные эфиры (полиолэфиры, ПОЭ, используются как комплексная добавка к автомобильным маслам), силиконы (кремнийорганические жидкости, отлично работают при очень высоких температурах, обладают высочайшей устойчивостью к окислению) и полиалкиленгликоли (ПАГ, обладают прекрасными вязкостно-температурными свойствами и при нагревании не оставляют никаких отложений на деталях). Масла Группы V в чистом виде не используют в качестве базовых. К ним добавляют составы из Групп III и/ или IV.

В некоторых источниках упоминается еще Группа VI базовых масел, состоящих из полиалкилнафталинов (англ. – PAN). Однако найти какие-либо упоминания о практическом применении таких базовых масел автору не удалось, очевидно, эта группа существует пока только на теоретическом уровне.


Токсичное действие смазочных материалов

Существует множество различных типов присадок к смазочным материалам, и большинство из них потенциально опасны для здоровья человека. Некоторые из наиболее распространенных типов присадок представлены в таблице. К смазочным материалам, которые содержат присадки, нужно относиться с большой осторожностью, так как о токсичности некоторых веществ и их соединений (сера, хлор, фосфор, цинк, свинец и др.), входящих в состав базовых масел и присадок, уже хорошо известно, а другие изучены еще недостаточно.

Производители присадок к смазочным материалам неохотно и скупо указывают химический состав своих продуктов, применение масла с присадками можно сравнить с игрой в рулетку, т. к. вы никогда не знаете полного состава того материала, с которым приходится работать. По результатам опроса одного авторитетного западного журнала больше половины производителей смазочных материалов не предпринимают никаких мер для борьбы с токсичностью смазочных материалов и никаких мер предосторожности для предотвращения их вредного воздействия на здоровье людей.


При комнатной температуре смазочные масла мало испаряются, и токсическое действие их может проявляться главным образом при частом попадании на кожу. Соединения цинка присутствуют практически во всех моторных маслах. Цинковый фосфат, содержащийся в присадках, способен привести к серьезным повреждениям, попадая в глаза. Однако в последние годы производители моторных масел значительно сократили количество цинкового фосфата в своей продукции, так как исследования доказали, что органический цинк разрушает каталитические нейтрализаторы. Хлор и хлорсодержащие соединения при нарушении правил обращения с маслами и невыполнении правил личной гигиены могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи, дерматиты, пигментацию кожи и другие заболевания.

И минеральные, и синтетические масла при систематическом контакте в той или иной степени обладают кожнораздражающим действием и вызывают фолликулярные поражения кожи, известные под названием масляных или керосиновых угрей, дерматит, экзему, пигментацию кожи и даже более тяжкое заболевание – образование бородавчатых разрастаний, переходящих в рак. Токсичность масел проявляется также при длительной работе в одежде, пропитанной маслом. Эти заболевания наблюдаются у механиков, трактористов, водителей, кладовщиков и других лиц, повседневно имеющих дело с маслами.

Лучший способ борьбы с вредным воздействием смазочных материалов – избегать контакта открытых участков тела с ними, носить защитную одежду, фартук, перчатки, обувь и очки. После работы с маслами открытые участки тела необходимо вымыть теплой водой с мылом. Для защиты кожи рук обязательно использование специальных мазей и паст, затрудняющих проникновение масел, эмульсий и т. п.


При попадании на разогретый до температуры 200 °С и выше металл минеральные масла разлагаются, образуя продукты термоокислительного разложения: аэрозоль, пары, альдегиды, кетоны, органические кислоты, оксид углерода, углекислый газ и другие продукты. Термоокислительное разложение синтетических масел происходит при нагревании до температур 250–400 °С и выше. Продукты термоокислительного разложения минеральных и синтетических масел при вдыхании оказывают на людей раздражающее и общетоксическое действие, наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз, носоглотки и верхних дыхательных путей, общая слабость, головная боль, недомогание, а при вдыхании паров в течение 15–30 мин могут возникнуть отек легких, поражения сосудов и центральной нервной системы, воспалительные явления в легких, нарушения окислительно-восстановительных процессов. Наблюдаются также дистрофические изменения клеток сердечной мышцы, печени и других внутренних органов. Среди больных раком легких и бронхов много лиц, длительно подвергавшихся воздействию паров или туманов минеральных масел и их эмульсий.

Опасность отравления парами или туманами масел сильно увеличивается, когда в масле содержатся сернистые соединения. При наличии серы в масле могут возникнуть условия для образования сероводорода (Н2S), который вызывает отравление с потерей сознания. Токсичные свойства масел усиливаются с увеличением содержания в их составе ароматических углеводородов и смол. Некоторые токсичные вещества, содержащиеся в смазочных материалах, имеют свойство накапливаться в организме человека и проявлять свое вредное действие через много лет.

Всё сказанное о маслах в равной мере относится и к пластичным смазкам, жидкой фазой которых являются те же масла.


Сертификация смазочных материалов

На сегодняшний день основными отечественными документами, определяющими требования к смазочным материалам, является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», ГОСТ 12.1.007–76 «Вредные вещества. Общие требования безопасности» и ГОСТ 30333–2007 «Паспорт безопасности химической продукции».

В Регламенте ТР ТС 030/2012 содержатся общие требования о предупредительной маркировке опасной для здоровья продукции. Каждая партия смазочных материалов должна иметь Паспорт качества и Паспорт безопасности химической продукции. Процедура декларирования по регламенту не предполагает обязательного проведения испытаний образцов в независимой аккредитованной лаборатории. Декларация выдается исключительно на основании данных и доказательств заявителя и анализа полученной от него документации (по ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО и иностранной, например, MSDS и т. д.). Производственный контроль осуществляет сам производитель (в том числе по собственным ТУ).




Согласно ГОСТ 12.1.007–76 по степени воздействия на организм человека все вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1 – чрезвычайно опасные; 2 – высокоопасные; 3 – умеренно опасные; 4 – малоопасные. Остальные характеризуются в документах как «неопасные».

Основным документом, в котором подробно и конкретно описываются вредные и опасные вещества, входящие в состав данного смазочного материала (химической продукции), рекомендованные меры предосторожности при обращении с ним и т. д., является «Паспорт безопасности химической продукции», требования к которому изложены в ГОСТ 30333–2007. Этот ГОСТ является отечественным аналогом признанного во многих странах мира MSDS («Паспорт безопасности химической продукции») Американского нефтяного института API. Оба документа содержат 16 пунктов, в которых описываются свойства, правила обращения и т. д. с химическим веществом. В России MSDS также признается, его можно использовать при оформлении документации на обращение смазочного материала в стране.


И все же никто не предпримет за вас необходимые меры предосторожности, пусть они даже и описаны во всех сопроводительных документах к смазочному материалу. Как уже говорилось выше, в состав смазочных материалов входит множество веществ от разных производителей, и не все они подробно раскрывают химический состав своей продукции. Поэтому следует всегда рассматривать смазочный материал как потенциально опасный (даже если в «Паспорте безопасности» он назван неопасным) и предпринимать все возможные меры предосторожности при работе с ним. Помните: слишком много мер предосторожности не бывает!



Для того, чтобы доподлино узнать на сколько каждая автомобильная жидкость опасна для человека, мы обратились к паспортам безопасности, как на моторные масла, на трансмиссионного масла, на тормозные жидкости, на антифризы, так и на другие виды жидкостей. Нам не составило особого труда найти все эти паспорта безопасности, благо в сети-интернет они доступны в поиске в открытом доступе.

Опасность моторного масла


Как вы друзья считаете, опасно ли для человека по сути тоже моторное масло? Не знаете? А на сколько эта жидкость токсична для организма человека? Вам тоже не известно? Чтобы ответить на этот вопрос мы предварительно посмотрели паспорт безопасности нескольких марок моторного масла и установили следующее, что на первый взгляд показалось, что любое из этих моторных масел довольно безобидный автопродукт для человека. Для наглядного примера, вот ссылка на паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30.

В принципе и что характерно, точно такое же примерно описание вы найдете и в других большинстве паспортов безопасности от производителей синтетических моторных масел.

Ознакомившись по-внимательней с паспортом безопасности мы узнали из него следующее, что при вдыхании паров этого масла, при его проглатывании, при попадании его на кожу или в глаза (нового а не отработанного масла), токсичность для организма человека будет минимальной. Вы друзья удивлены? Да, по пасторту это так, даже при попадании моторного масла в пищеварительную систему человека токсичность его минимальная!

Но речь в паспорте безопасности конкретно идет, как вы заметили, именно о новом и неиспользованном еще моторном масле. Обратите ваше внимание друзья на следующее, что, даже при попадании моторного масла на кожу последствия для человека минимальны и не опасны. Вот цитата из описания моторного масла в паспорте безопасности:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения. Не является опасным по классификации ЕС. Никакой медицинской помощи не требуется при обычных условиях применения.

Единственное, о чем предупреждает производитель масла так это то, что моторное масло при попадании на кожу человека может засорить (забить) поры, что может впоследствии вызвать у него появление угрей на коже, читаем:

Длительный или повторяющийся контакт с кожей без надлежащей очистки может приводить к закупорке пор, вызывая тем самым такие заболевания, как жирная угревая сыпь/фолликулит.

Также производитель масла предупреждает:

Признаки и симптомы жирной угревой сыпи/фолликулита могут включать в себя образование черных гнойничков и пятен на участках кожи, подвергшихся воздействию. Проглатывание может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею.

Вот краткое предупреждение производителя масла:

- При вдыхании: Никакой медицинской помощи при обычных условиях применения не требуется. Если симптомы не проходят, обратитесь за медицинской помощью.

- При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем промойте тщательно водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в глаза: Промойте глаза большим количеством воды. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в желудок: Как правило, не требует лечения, за исключением органов пищеварения в которые случайно путем проглатывания попало большое количество продукта.

Так что стало понятно, что воздействие на человека моторного масла не опасно и в целом все кажется не так уж плохо.(??)


Паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30, который показывает нам, что чистая неиспользуемая жидкость не слишком опасна для человека.

Потом мы просмотрели в паспорте безопасности следующий раздел, посвящённый отработанному моторному маслу, и нам стало все менее приятным. Паспорт безопасности масла Shell прямо указывает на то, что грязная отработанная моторная жидкость содержит опасные для человека канцерогены. Вот пример предупреждения:

Отработанные масла могут содержать опасные примеси, информация накопившиеся в процессе эксплуатации. Концентрация этих примесей зависит от особенностей использования продукта; они могут представлять опасность для здоровья и для окружающей среды при утилизации материала. Со всеми отработанными маслами надо обращаться соблюдая осторожность, максимально избегать их попадания на кожу. Длительный контакт с использованными моторными маслами вызывал рак кожи в исследованиях на животных.

Таким образом более-менее стало понятным, что когда речь заходит о новом не использованном масле, то человеку нет повода опасаться навредить своему здоровью. Но вот уже при сливе старого отработанного масла с двигателя и последующей утилизации данной используемой жидкости, вы должны быть друзья очень осторожны и не допускать попадания масла на кожу, в глаза, в дыхательные пути и конечно же в пищеварительный тракт. Это очень опасно для здоровья. Так что при работе в автомастерской всегда используйте специальную одежду, очки и перчатки, а также при необходимости применяйте средства защиты органов дыхания.

Опасность антифриза


Вероятнее всего, наиболее опаснаой автомобильной жидкостью, которую вы держите у себя дома или в гараже является антифриз, который применяется (используется) в автомобиле для охлаждения двигателя. Эта жидкость содержит в своем составе этиленгликоль, который поднимает температуру кипения жидкости и понижает температуру замерзания воды используемой для охлаждения двигателя. На первый взгляд эта синяя, красная, зеленая, оранжевая, розовая или желтая жидкости выглядят достаточно безобидно. Но помните друзья, что эта жидкость может реально убить любое живое существо, так как опасна для самого человека. Перед вами паспорт жидкости:


Паспорт безопасности антифриза "Газпромнефть" предупреждает, что жидкость опасна для человека.

Вот например, что сказано в паспорте безопасности антифриза (жидкости) в случае попадания его в желудочно-кишечный тракт:

Токсичен при приеме внутрь. Легкое отравление возможно уже при приеме 30-50 мл и даже менее. Прием 100 мл может дать летальный исход, если не будут приняты срочные меры. Признаки отравления могут обнаружиться через 2-13 часов после приема продукта. Отравление протекает с поражением жизненно важных органов (действует на сосуды, почки, нервную систему). Ранние признаки и симптомы отравления могут напоминать признаки алкогольной интоксикации: головную боль, головокружение, расстройство речи, потеря координации, учащенное сердцебиение. Позднее пострадавший может испытывать тошноту, позывы к рвоте, слабость, боли в животе и мышечные боли, затрудненное дыхание и ухудшение мочеиспускания.

А вот описание токсического воздействия антифриза (жидкости) на человека при вдыхании его паров:

При длительном воздействии больших концентраций (пары и аэрозоль) может вызвать раздражение глаз, верхних дыхательных путей, повышенную сонливость, кратковременный наркоз, иногда потерю сознания.

И это еще не все. Вот еще одно грозное предупреждение производителя охлаждающей жидкости:

Компоненты данного продукта могут оказывать вредное воздействие на репродуктивную функцию и вызывать врожденные дефекты (данные получены на животных).

Таким образом вы друзья видите, сам антифриз является очень опасной жидкостью по сравнению с тем же моторным маслом. Как вы уже поняли из прочитанного, при вдыхании охлаждающей жидкости или попадания внутрь организма через желудок, антифриз может повредить организм.

Поэтому друзья запомните, при замене, доливе или утилизации отработанной охлаждающей жидкости надо быть крайне осторожным и соблюдать все меры безопасности, то есть использовать защитные перчатки, специальную одежду и средства защиты органов дыхания и зрения.

Опасность незамерзайки


Теперь давайте мы поговорим о самой известной автомобильной жидкости,- о "незамерзайке". Напомним нашим уважаемым читателям, что в нашей стране несколько лет назад согласно законодательству запретили производить омывающую жидкость с содержанием метилового спирта (метанола). Но не смотря на запрет в стране по-прежнему в продаже на рынке представлено огромное количество "незамерзайки" с метанолом, который является очень опасным ядом для человека.

Кстате, во многих странах мира производство зимней незамерзающей автомобильной жидкости с содержанием метилового спирта разрешено.

В нашей же стране подобная жидкость была запрещена в связи с массовыми случаями отравления. В итоге добились, теперь законопослушные производители "незамерзайки" в нашей стране вместо метанола используют менее токсичные виды спиртов: пропиленгликоль или этиленгликоль, который также входит в состав антифриза.

Тем не менее, не смотря что во многих зимних стеклоомывающих жидкостях сегодня не используется (не применяется) метанол, официально установлено, что разрешенная в стране "незамерзайка" все-равно очень токсична для человека.

Правда в отличие от метаноловой "незамерзайки" жидкость с пропиленгликолем менее опасна.

Например, дешевая "незамерзайка" с метиловым спиртом (часто можно купить на любом шоссе) при попадании в дыхательные пути может даже привести к повреждению зрения, и все из-за воздействия метанола на нервные окончания человека, которые отвечают за обработку информации с органов зрения.

При сильном отравлении эта метаноловая "незамерзайка" может даже привести к полной слепоте.

Обратите друзья свое внимание на следующее, метанол, что содержится в контрафактной "незамерзайке" может впитываться даже через кожу человека, а это также может вызвать поражения нервных клеток отвечающих за зрение.

При попадании в организм человека высоких концентраций метанола, химические вещества метилового спирта могут вызвать сбой работы центральной нервной системы, что приведёт в последующем к головным болям, к головокружению, к тошноте и к помутнению сознания.

Но как мы уже выше сказали, опасна для человека не только метаноловая зимняя жидкость стеклоомывателя. Также токсична и другая "незамерзайка", содержащая в своем составе менее токсичные технические спирты.

Вот например, в случае попадания разрешенной сегодня "незамерзайки" в желудочно-кишечный тракт человека, существует огромный риск повреждения самих внутренних органов.

Таким образом, теперь должно быть понятно для всех читателей, что наверное, разрешенная незамерзающая жидкость стеклоомывателя является не менее опасной, чем антифриз. Если же речь идет о метаноловой "незамерзайке", то она естественно опасней самой охлаждающей жидкости.

Опасность трансмиссионного масла


Паспорт безопасности трансмиссионного масла марки Shell.

Для того чтобы узнать, на сколько трансмиссионное масло опасно для человека, мы изучили паспорта безопасности нескольких производителей этой жидкости, что используется в коробках передач. В итоге мы установили следующее, что большинство представленных на рынке трансмиссионных жидкостей являются относительно безопасными для человека. Опасно трансмиссионное масло только при вдыхании большой концентрации паров уже отработанного масла.

В качестве примера описания давайте вместе посмотрим, что же пишет производитель трансмиссионной жидкости в паспорте безопасности на свою продукцию:

Нет особого риска при условии нормального применения. Отработанное масло может содержать опасные примеси. В маловероятном случае головокружения или тошноты, пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух. Если симптомы не проходят, обратиться к врачу.

Правда есть еще в паспорте безопасности одно предупреждение, которое немного пугает:

Вдыхание может вызвать химическую пневмонию.

Правда судя по описанию в паспорте безопасности, этот риск минимален, так как в обычных условиях в гараже или в автосервисе уровень концентрации паров трансмиссионного масла очень низок и не может нанести вред организму.

Так что мы установили, по сравнению с антифризом и незамерзайкой трансмиссионное масло фактически не опасно для человека.

Опасность жидкостей для автоматических коробок передач


Жидкость для автоматических трансмиссий по сути, это модифицированная трансмиссионная жидкость. Поэтому масло для автоматических коробок передач также не опасно, как и обычное трансмиссионная жидкость.

Опасность жидкости гидроусилителя руля


Жидкость для гидроусилителя руля тоже представляет собой обычное трансмиссионное масло, которое как мы указали выше, не является токсичным для организма человека. Вот пример описания трансмиссионной жидкости марки Shell Spirax S4 G 75W-90, которое дано в паспорте безопасности производителя.

Опасность тормозной жидкости


Тормозная жидкость в своем химическом составе содержит аналогичные ингредиенты, которые можно встретить в антифризе. Поэтому нет ничего удивительного, что в любой тормозной жидкости марки DOT 3/ DOT 4 согласно все тому же паспорту безопасности, содержится ряд предупреждений для человека о токсичности продукта.

Например, все производители тормозной жидкости в паспорте безопасности на продукцию указывают следующее, что жидкость может вызвать повреждение глаз, раздражение кожи и т.п. реакции. При попадании тормозной жидкости внутрь организма человека она может вызвать повреждение почек и печени.

Вот описание из паспорта безопасности на тормозную жидкость марки Shell Brake & Clutch Fluid DOT 4 ESL:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения.

При вдыхании: Вывести пострадавшего на свежий воздух. Если симптомы не проходят, немедленно доставить пострадавшего в больницу для оказания дополнительной медицинской помощи.

При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

При попадании в глаза: Немедленно промойте глаза большими количествами воды в течение, по меньшей мере, 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии. Доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему медицинской помощи.

При попадании в органы пищеварения: При проглатывании не вызывайте рвоту: доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему дальнейшей медицинской помощи. В случае самопроизвольной рвоты удерживайте голову пострадавшего ниже уровня бедер во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути с вдыхаемым воздухом.

Опасность хладагента для кондиционера автомобиля


Если ваш автомобиль оснащен системой кондиционирования воздуха, то он периодически нуждается в дозаправке компрессора хладагентом, который отвечает за охлаждение воздуха в машине. Если вы проводите работы самостоятельно, то будьте очень осторожны, так как этот газ очень опасен для человека.

Помните, что попадание паров хладагента в организм человека может вызвать слабость, тошноту и даже потерю сознания.

Дело тут вот в чем, что данный хладагент, попавший в кровь человека, может нейтрализовать кислород которым дышит человек, что может вызвать удушье.

Будьте осторожны с автомобильными жидкостями!


Жидкости, о которых мы сегодня вам рассказали, применяются в большинстве автомобилей, и в принципе при соблюдении техники безопасности они не представляют для человека серьезной угрозы. Если вы изучите паспорта безопасности на все жидкости, представленные в нашем обзоре, то обнаружите, что опасность для здоровья человека возникает только при их экстремальных воздействиях.

В обычной жизни вряд ли все автомобильные жидкости причинят вам вред. Правда в тех случаях, когда вы будете покупать дешевую "незамерзайку" содержащую в себе метанол, то даже при небольшом попадании метилового спирта в органы дыхания вы рискуете получить для себя тяжелое отравление.


Так что запомните друзья, ни в коем случае не покупайте дешевую незамерзающую жидкость для стеклоомывателя. Так же будьте предельно осторожны при замене в машине антифриза, тормозной жидкости и хладагента, так как эти жидкости очень опасны для человека.

Обратите свое внимание на следующее, при работе с жидкостями в гараже или в любом закрытом помещение вы обязательно должны обеспечить хорошую вентиляцию в данном помещении и герметичность самих емкостей, в которых хранятся автомобильные жидкости, и все это нужно для того, чтобы не допустить увеличения роста уровня концентрации вредных химических веществ в воздухе автомастерской. Удачи Вам друзья!


Автомобильное лакокрасочное покрытие состоит из нескольких слоев. Вначале наносятся три грунтовки, а сверху накладывается базовая краска, придающая кузову запланированный цвет. Ширина этих слоев — примерно 20 микрометров у каждого. Сверху краску покрывают прозрачным двухкомпонентным лаком. Его толщина варьируется примерно от 50 до 70 микрометров. Этот слой обладает эластичностью, светостойкостью, он сопротивляется внешним физическим воздействиям и призван защищать краску. Однако, как и любой лак, он чувствителен к химическим растворителям, каковым можно считать и бензин.

Поэтому необходимо избегать его протечек из горловины бака во время заправки. Если кузов покрыт пылью, то пролитый бензин, смешиваясь с ней на бортах машины и высыхая, превращается в плотную корку. Если бензин не смыть сразу, то он начинает разъедать лак и через несколько недель оставляет на бортах заметные подтеки и пятна.


Чаще всего такие проблемы с бензином замечаются на машинах японских производителей, использующих новые типы красок.

Нельзя протирать грязные борта тряпками. Топливо действует как растворитель и размягчает лак. Грязь же работает как абразивная крошка. В итоге на бортах появляются не только разводы, но еще и потертости. Поэтому при подтеках бензина их необходимо смывать водой не позднее трех часов после пролития. Достаточно одной бутылки минеральной воды, купленной в магазине, чтобы избавить себя от последующих неприятностей.

Моторное масло

При смене масла тоже необходима осторожность. Смазывающие жидкости не вредят краске, но способны разъедать резину и изделия из нее. Пролитое масло может забрызгать провода или пыльники, а также патрубки системы охлаждения. В итоге через пару лет резина размягчается и в местах контактов с маслом образуются вздутия и опрелости, которые ведут к скорым повреждениям деталей. Резиновые соединения теряют целостность, через пыльники внутрь механизмов попадают вода и грязь.

Еще хуже, когда повреждаются трубки системы охлаждения. При перегреве мотора во время движения на низкой скорости с высокими оборотами коленвала вскипающий антифриз может пробить размягчившуюся трубку. Из-под капота пойдет белый пар, и автомобиль потеряет ход. В общем, придется вызывать эвакуатор и отправляться на ремонт.


Тормозная жидкость

Нельзя проливать и тормозную жидкость. Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль на основе многоатомных спиртов (до 98%), которые входят и в состав химических растворителей. От нее могут пострадать пыльники и резинки, но больше всего вреда она наносит кузову. При попадании на него тормозной жидкости высока вероятность повреждения лакокрасочного покрытия.

Очень опасно, если жидкость попадает на внутренние поверхности колесных арок или на пороги. Это бывает при внезапном нарушении целостности тормозной системы, после чего жидкость выбивается через поврежденные трубки. Если тормозную жидкость не смывать и оставить сохнуть на кузове, то высока вероятность повреждения покрытия с последующим образованием очагов коррозии.


При долгом воздействии тормозной жидкости лак вспучивается и размягчается. Растворитель попадает внутрь краски и проходит через все слои, искажая цвет покрытия и его консистенцию. Единственным способом починить такие повреждения является новая покраска всей детали кузова.

Электролит из аккумулятора

Еще одна крайне опасная для автомобиля жидкость хранится в аккумуляторной батарее. Это электролит на основе раствора воды и серной кислоты в пропорции 1/3. Это очень едкая жидкость, разъедающая многие вещества, включая резиновые трубки и лак.

При неаккуратном снятии батареи есть риск протечек электролита. Если аккумулятор уже вскрывался владельцем и целостность корпуса была нарушена, риск разгерметизации и неожиданных проливаний электролита выше.

Даже нескольких капель водного раствора кислоты достаточно, чтобы оставить глубокий след на лакокрасочном покрытии. Кислота проникает вглубь краски и разрушает ее. В общем, здесь шлифовкой уже не поможешь. Потребуется новая покраска.

В любом транспортном средстве есть технические жидкости, обеспечивающие работоспособность двигателя и трансмиссии, а также иных ключевых систем. Они изготавливаются на основе сложных химических веществ, и при их использовании необходимо быть аккуратным и не подвергать себя риску отравления. Какие же жидкости самые токсичные и что за ядовитые вещества они содержат?

Масло

Само по себе моторное масло безвредно для организма. Даже при попадании в пищеварительную систему летального исхода не будет. А вот про «отработку» этого не скажешь. После года работы внутри силового агрегата масло накапливает большой объем канцерогенов, чрезвычайно опасных для человека. Старое масло переполнено продуктами распада топлива, сажей и прочими химическими добавками, которые попадают в него из бензина. Поэтому при сливе старого масла необходимо использовать перчатки и респиратор, а при его контакте с кожей необходимо смыть пятно проточной водой.


Стеклоомывающие жидкости

Есть два основных вида жидкостей для омывания стекол в зимний период. Самые распространенные зимние жидкости изготавливают на основе изопропилового спирта, который считается веществом третьего класса опасности.

Изопропиловый спирт при принятии внутрь оказывает негативное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а также на желудочно-кишечный тракт. Но если человек принял не очень большое его количество, то после промывания желудка наступает выздоровление.

Самыми опасными считаются омывающие жидкости на основе метилового спирта. Они запрещены в России по санитарным соображениям.

Чтобы отравиться, вовсе не обязательно пить этот спирт. Достаточно попадания метанола в глаза или в лицо во время перелива или при неудачном разбрызгивании. К примеру, при проверке форсунок струя может брызнуть в лицо. Опасные последствия, включая потерю зрения, могут наступить, если принять внутрь хотя бы 10 мл.

Метиловый спирт накапливается в организме, усиливая вредное воздействие. Правда, засасывание паров внутрь системы вентиляции автомобиля вряд ли может оказать воздействие на человека. Между тем вполне возможны отравления при транспортировке и при неправильном хранении этого продукта.


Тормозная жидкость

Химическая жидкость, которая изготавливается для работы в гидравлической системе тормозов, тоже токсична. В ее состав входит этиленгликоль или диэтиленгликоль, который невероятно опасен для организма человека. Даже пары этих веществ могут нанести вред здоровью. Банки с тормозной жидкостью необходимо держать в недоступном для детей месте. При попадании вещества в организм необходимо срочно промыть желудок и вызвать скорую помощь.


Бензин

В состав бензина входят сера, азот, щелочи, органические и неорганические кислоты. Поэтому вдыхать пары топлива или даже допускать контакт с ним слизистых — не лучшая мысль. Концентрированные пары бензина вызывают головную боль и жжение в желудке, боли в области печени. При отравлении парами наступает диарея, падает температура и замедляется пульс. У работников нефтеперерабатывающих предприятий при нарушении техники безопасности и вдыхании большого количества испарений бензина нередко встречаются боли в почках и тяжелый кашель, высокая температура и одышка.

Нарушение целостности топливного бака и бензопровода и протечки в подкапотном пространстве приводят к попаданию паров бензина в пассажирский салон.


Антифриз

В системе охлаждения мотора используется ядовитый этиленгликоль. Он необходим для снижения температуры замерзания и увеличения температуры кипения антифриза. Если система охлаждения перегрелась и ее шланги прорвались, то есть риск попадания паров в салон машины. Вдыхать эти пары опасно. Страдают почки, сосуды, нервная система.

Также при переливе антифриза необходимо предотвращать его попадание на слизистые. Отравление проявляется не сразу, а в течение 12 часов после контакта. Если отмечается раздражение в глазах, сонливость или потеря сознания, немедленно обращайтесь к врачу.

Всего 50 миллилитров антифриза, попавших внутрь организма, могут привести к летальному исходу.


​Процесс эксплуатации автомобиля оброс множеством мифов. Старые методы обслуживания превращаются в народные предания, которые нередко не имеют ничего общего с современностью. С течением времени появляются новые модели двигателей и сорта смазывающих жидкостей, которые требуют к себе иного отношения. Многие требования, применимые к минеральным сортам масла, уже не актуальны для синтетических продуктов. Как же на самом деле эксплуатировать моторное масло, какие мифы о них все еще можно принимать во внимание?

Миф 1. Если не ездишь, то масло не портится

Раньше моторные масла действительно обладали высокой стойкостью и оставались пригодными для работы долгое время. Они изготавливались на минеральной основе с минимальным количеством химических добавок. Однако сейчас структура смазывающих жидкостей усложнилась. Любое масло, залитое в двигатель, начинает терять исходные свойства гораздо быстрее, чем при хранении в запечатанной канистре. Контакт с кислородом через систему вентиляции картера приводит к развитию процессов окисления. Система смазки постоянно накапливает в себе влагу. Кроме того, в двигателе масло контактирует с различными сплавами металлов, вступая в химические взаимодействия, что также сказывается на характеристиках.


Если во время коротких поездок водитель допускает активные разгоны, то велик риск пригорания застоявшейся жидкости и выпадения осадка из некоторых химических добавок. В итоге масло требует замены, поэтому даже при малых ежегодных пробегах смазывающую жидкость необходимо менять минимум раз в год.

Миф 2. Зимой мотор лучше защищен, потому что на холоде вязкость масла выше

На первый взгляд чем выше вязкость, тем толще слой смазки скапливается в парах трения. В подшипниках и под поршневыми кольцами образуется хорошая защитная пленка, и тем самым интенсивность износа снижается. Однако толщина пленки не единственный фактор, влияющий на работоспособность двигателя. Гораздо большее значение имеет прокачиваемость масла и его способность отводить тепло. Если вязкость высокая, то масло не может быстро циркулировать и возможны его застаивание и локальный перегрев с образованием серных отложений и осадка. Поэтому вязкость масла должна быть оптимальной для данного мотора. Что же касается низких температур, то после прогревания силового агрегата температура масла поднимается до 90-100 гр в любое время года.

Миф 3. Если зажглась лампа низкого уровня масла, то можно продолжать ездить

Это отчасти верно, так как сейчас масло прокачивается по каналам с помощью насоса. Процесс смазки деталей не зависит напрямую от уровня масла, как в автомобилях 20-х гг. прошлого века.

Фактический объем масла, обеспечивающий работу мотора, гораздо меньше, чем залито в картер. Однако при малом объеме масла возрастает кратность его обмена, а потому износ ускоряется. Чем меньше масла, тем чаще оно циркулирует в системе, отчего страдает теплоотвод и снижается его ресурс.


Миф 4. Интервал замены масла составляет 15 тыс км

Это самый распространенный миф, порожденный маркетинговыми обещаниями. Дело в том, что ресурс смазывающей жидкости определяется не пробегом, а временем его работы, которое фиксируется в моточасах. 15000 км пробега соответствуют 200-250 моточасам и эквивалентны поездкам по автострадам с небольшими перерывами на остановки у светофоров. Однако в основном автомобили эксплуатируются в городах с частыми заторами, и тот путь, что машина преодолевает за 30 минут по свободной дороге, занимает в часы пик по 3-4 часа. В итоге, 200-250 моточасов вырабатывается в Москве в течение 7000-8750 километров. А это почти в два раза меньший пробег, чем предписанный производителями интервал между ТО. Поэтому при эксплуатации в городах масло лучше менять два раза в год.

Миф 5. Исправный мотор не требует долива масла в течение года

Раньше расход масла у 1,6-литровых бензиновых двигателей был действительно ниже. И если его уровень падал в течение месяца-двух на литр, то была велика вероятность, что образовалась течь через прокладки.


Сейчас расход масла у современных моторов заметно выше. При уменьшении размеров блока цилиндров производители экономят на сквозных дренажных отверстиях в зоне работы маслосъемного кольца, что приводит к сгоранию масла. В турбированных моторах масло расходуется еще больше на обеспечение функционирования компрессора. На высоких оборотах оно попадает в систему впуска и также сгорает. В итоге нормой считается расход до 1 л на 1000 км пробега.

Читайте также: