Облачный атлас что означает родимое пятно

Обновлено: 25.04.2024

Три часа и шесть переплетающихся сюжетных линий. Разобрать в одной статье все детали «Облачного атласа» не просто тяжело — это невозможно. В этом анализе я коснусь трёх основных идей фильма: реинкарнации, бессмертия и борьбе за свободу. Сравнивать фильм и книгу, подробно останавливаться на всех перекличках между временными линиями я не буду — статья и без того получилась довольно большой. Возможно, где-то на середине вам захочется прерваться и сохранить её в закладки, чтобы вернуться позже.

Итак, действие фильма разворачивается в шести последовательных временных линиях. История Адама Юинга происходит в 1849 году, драма Роберта Фробишера — в 1936, расследование Луизы Рей — в 1973, злоключения Тимоти Кавендиша — в 2012, подвиг Сонми-451 — в 2144 году, а Захри и Мероним встречаются в 2321 году. В этой статье я буду использовать год как ориентир, чтобы было удобнее переключаться между временными линиями.

Идея реинкарнации и развития души

Основная идея «Облачного атласа» в том, что человеческая душа бессмертна. Все герои, которых играет один актёр — это реинкарнации одной души. У души нет пола и расы, поэтому в некоторых историях актёры появляются в неожиданных ролях. Например, кореянка Пэ Ду На играет европейскую девушку Тильду и мексиканку на подпольной фабрике, а Бен Уишоу и Хьюго Уивинг перевоплощаются в женщин.

Души, которые стремятся к свободе, со временем развиваются и воплощаются во всё более сильных персонажей. Другие души тяготеют к жадности и насилию — их земные воплощения с каждой историей всё более отвратительны. Давайте проследим путь каждой души во вселенной «Облачного атласа». Я не буду останавливаться на малозначимых эпизодических ролях, разберу только наиболее важные.

Реинкарнации героев «Облачного атласа»

Герои Тома Хэнкса

1849: доктор Генри Гус, жадный и лживый персонаж. Пытается отравить Адама Юинга, чтобы завладеть его золотом. Погибает от удара сундуком, в котором хранится то самое золото.

1936: портье, который отнимает у Роберта Фробишера последние деньги и жилет его возлюбленного.

1973: физик-ядерщик Айзек Сакс. Влюбляется в Луизу Рей с первого взгляда и решает ей помочь, но люди Ллойда Хукса не дают ему это сделать. Самолёт Айзека взрывается в воздухе.

2321: пастух Захри, главный герой этой истории. В начале — трусливый и недоверчивый персонаж. Его страхи персонализированы в образе Старины Джорджи. В финале избавляется от страхов и завоёвывает Мероним, женщину из более развитого племени.

Путь этой души: от жадности и лжи до самоотверженности и готовности спасать других ценой своей жизни. Героини Хэлли Берри помогают этой душе стать лучше. Финальному воплощению этой души, Захри, отводится особая роль в фильме — он рассказчик, и его повествование обрамляет все истории «Облачного атласа».

«Облачный атлас»: смысл сюжета

Героини Хэлли Берри

1849: чернокожая рабыня на плантации.

1936: еврейка Иокаста, молодая жена престарелого композитора Вивиана Эйрса.

1973: главная героиня истории, журналистка Луиза Рей. С риском для собственной жизни проводит расследование убийства Руфуса Сиксмита. Публикует отчёт Сиксмита о проверке атомного реактора и спасает тысячи жизней.

2144: мужчина-хирург, который снимает ошейник с Сонми-451 после её бегства из «Папа Сонг».

2321: Мероним, женщина из колонии Провидцев. Решается подняться на гору Мауна-Сол, несмотря на то, что её отговаривают и другие Провидцы, и Жители Долин. Благодаря Мероним жители Земли переселяются на более пригодную для жизни планету.

Путь этой души: от бесправного существа (чернокожая во времена рабства, еврейка во время господства нацизма) до свободной и смелой женщины. Журналистский подвиг Луизы Рей спасает всех людей, которые могли бы погибнуть при взрыве реактора. Мероним спасает всё оставшееся в живых население Земли.

Расшифровка фильма «Облачный атлас»

Герои Бена Уишоу

1936: молодой композитор Роберт Фробишер, главный герой истории. Приобретает дурную репутацию из-за связей с мужчинами. Позже вступает в связь с женой своего работодателя Иокастой, а затем пытается соблазнить и его самого. Создаёт секстет «Облачный атлас».

2012: Джорджетта, жена Денхолма Кавендиша. Была любовницей Тимоти Кавендиша, брата своего мужа.

Путь этой души: сложно сказать, к чему движется эта душа. Герои Бена Уишоу не могут контролировать свою сексуальность, и этим создают проблемы себе и другим. Бисексуальность Фробишера заставляет его уйти из университета и даёт Эйрсу повод для шантажа. Когда Денхолм отправляет брата в дом престарелых, он объясняет свой поступок местью за измену Джорджетты.

Однако у Роберта Фробишера особая роль во вселенной «Облачного атласа» — он пишет музыку, которая в разных вариациях будет звучать во всех временных отрезках.

«Облачный атлас»: кто в кого переродился?

Героини Пэ Ду На

1849: Тильда, дочь работорговца Хаскелла Мура. Боится своего отца. В финале выходит замуж за Адама Юинга и вместе с ним присоединяется к движению аболиционистов (борцов за отмену рабства).

1973: мексиканка, рабочая подпольной фабрики. Убивает преследователя Луизы Рей.

2144: главная героиня истории, Сонми-451. Принадлежит к низшему социальному классу — фабрикатам. Благодаря знакомству с революционером Хэ Чжу обретает способность критически мыслить и принимать решения. Совершает подвиг, зная, что в конце её ждёт казнь.

2321: Пэ Ду На не появляется в кадре, но местные племена почитают её героиню Сонми-451 как божество. Её слова записаны в священных книгах.

Путь этой души: внешне героини Пэ Ду На слабы и бесправны, но каждая из них готова проявить смелость. Тильда выступает против тирана-отца, мексиканка поднимает руку на человека, который её оскорбил. Финальное воплощение этой души, Сонми-451, становится символом свободы для всех революционеров Нового Сеула и богиней для постапокалиптических племён.

Анализ фильма «Облачный атлас»

Герои Джима Стёрджесса

1849: главный герой истории, Адам Юинг. Поначалу не имеет своего мнения и соглашается работать на отца своей невесты, работорговца Хаскелла Мура. Однако увиденное на плантации приводит Адама в ужас. После того, как беглый раб Аутуа спасает Адаму жизнь, тот решает стать аболиционистом и сжигает контракт между Муром и плантатором Хорроксом.

2144: Хэ Чжу, участник революционного движения в Новом Сеуле. Хэ Чжу помогает Сонми-451 бежать из кафе «Папа Сонг» и стать свободным мыслящим человеком.

Путь этой души: от робкого юноши до самоотверженного борца за свободу. Вечные спутницы этой души — героини Пэ Ду На.

Объяснение фильма «Облачный атлас»

Герои Джеймса Д’Арси

1936, 1973: Руфус Сиксмит, возлюбленный Роберта Фробишера, физик-ядерщик.

2144: Архивариус, который записывает историю жизни Сонми-451.

Путь этой души: на первый взгляд Сиксмит и Архивариус — пассивные слушатели историй Фробишера и Сонми. Однако после встречи с Луизой Рей Сиксмит решается обнародовать результаты проверки атомного реактора. Это приводит его к гибели, но Луизе удаётся найти и опубликовать отчёт Сиксмита.

В финале истории Сонми-451 содержится намёк на то, что Архивариус также перестал быть пассивным слушателем и принял идеи повстанцев:

Сонми-451: Если бы я продолжила оставаться невидимой, истина бы не открылась.
Архивариус: Но что если никто не поверит в эту истину?
Сонми-451: Но ведь один уже поверил.

Про что фильм «Облачный атлас»

Герои Хьюго Уивинга

1849: работорговец Хаскелл Мур.

1936: нацист Тадеуш Кессельринг. Влюблён в Иокасту, но не может быть с ней, так как она еврейка.

1973: наёмный убийца. Работает на Ллойда Хукса. Должен устранить всех, кто знает правду о реакторе.

2012: служащая в доме престарелых сестра Нокс. Жестоко обращается со стариками.

2321: внутренний голос Захри. Является Захри в образе Старины Джорджи — так местные называют дьявола.

Путь этой души: герои Хьюго Уивинга неизменно находятся на стороне зла и угнетают слабых. В конце пути душа настолько опускается, что уже не перерождается в человека. Старина Джорджи существует только в воображении Захри и исчезает, когда Захри становится смелым и начинает доверять Мероним.

Комментарии к фильму «Облачный атлас»

Герои Хью Гранта

1849: владелец плантации Джайлз Хоррокс.

1973: Ллойд Хукс, владелец ядерного реактора.

2012: Денхолм Кавендиш. Отправляет своего брата Тимоти в дом престарелых.

2144: Сир Ри, управляющий в кафе «Папа Сонг». Спит с Юной-939, а затем убивает её.

2321: вождь племени Конов, каннибал.

Путь этой души: всех героев Хью Гранта прекрасно характеризует фраза «В один присест сильный слабого съест» (В оригинале: The weak are meat and the strong do eat). В финальном воплощении эта душа становится настоящим каннибалом, дикарём, который поедает слабых в самом буквальном смысле.

Суть фильма «Облачный атлас»

Герои Джима Бродбента

1849: капитан корабля, грубый и жесткий человек. Оправдывает рабство, насмехается над Адамом Юингом и Аутуа.

1936: композитор Вивиан Эйрс. Шантажирует Роберта Фробишера и хочет присвоить себе его труд.

2012: издатель Тимоти Кавендиш, главный герой истории. Поначалу жалок и труслив, в финале решается на смелую выходку ради спасения из дома престарелых. Находит свою бывшую возлюбленную Урсулу и воссоединяется с ней.

Путь этой души: со временем эта душа теряет свою власть и из заносчивого тирана перерождается в смешного неудачника.

Смысл фильма «Облачный атлас»

Герои Кита Дэвида

1849: Купака, чернокожий слуга в доме Хорроксов.

1973: Джо Нейпир, глава службы безопасности при атомном реакторе. Переходит на сторону Луизы Рей и начинает помогать ей.

2144: генерал Апис, глава революционных войск.

Путь этой души: от бесправного раба до лидера повстанцев.

Идея бессмертия в творчестве

«Облачный атлас» — это фильм о бессмертии души. После смерти героя его душа переселяется в новое тело и таким образом живёт вечно. Но каждый конкретный человек тоже может стать бессмертным — через творчество.

1849. Адам Юинг пишет книгу о своих злоключениях — «Тихоокеанский дневник». В 1936 году Роберт Фробишер будет зачитываться этой книгой и умолять Сиксмита найти и прислать ему новое издание (экземпляр Фробишера оказался испорчен и половина книги утеряна).

1936. Роберт Фробишер создаёт секстет «Облачный атлас», пластинку с которым будет разыскивать Луиза Рей в 1973 году. Кроме того, эта композиция в разных вариациях звучит в каждой истории. Помимо секстета, Фробишер оставляет после себя увлекательные письма, которые на протяжении всей жизни читает и перечитывает Руфус Сиксмит, а позже — Луиза Рей и племянница Сиксмита.

Смысл фильма «Облачный атлас»

Секстет «Облачный атлас», написанный Фробишером, звучит в каждой истории в фильме

1973. Маленький сосед Луизы Рей по имени Хавьер Гомес становится свидетелем расследования, которое ведёт журналистка. Когда Хавьер вырастет, он напишет документальную книгу о жизни Луизы. В 2012 году Тимоти Кавендиш будет читать эту книгу в поезде.

2012. Тимоти Кавендиш пишет сценарий для комедийного фильма по мотивам своих приключений в доме престарелых. По этому сценарию снимут фильм, который в 2144 году будут смотреть Сонми-451 и Хэ Чжу.

2144. Откровение Сонми-451 записывают и распространяют как священную книгу. Её взгляды становятся религией для целого племени.

Сонми-451: Я верю, что смерть — это всего лишь врата. Когда они закрываются, открываются другие.

2321. Захри не записывает то, что произошло с ним и Мероним, но детально запоминает историю и в старости подробно пересказывает её своим внукам.

Смысл фильма «Облачный атлас»

Всё, что произошло с Захри и Мероним, превратится в историю, которую Захри расскажет внукам

Почти все произведения, которые я перечислила выше, автобиографичны. Даже секстет «Облачный атлас» навеян жизненным опытом Роберта Фробишера, вдохновлён тесным общением с композитором Эйрсом. Исключение составляет книга Хавьера Гомеса — это не автобиография, а биография Луизы Рей.

«Облачный атлас» показывает: чтобы создать захватывающее произведение, не нужно ничего, кроме подлинного жизненного опыта. Каждый из персонажей просто фиксирует то, что с ним происходит (кроме Луизы Рей, события её жизни записывает Хавьер Гомес). И тем не менее у каждого получается увлекательная история, которая вдохновляет читателей или слушателей.

Даже комическая история Тимоти Кавендиша способна изменить мир. Слова «Я не потерплю преступного ущемления своих прав», которые Тимоти произносит в фильме, становятся знаковыми для Юны-939 и Сонми-451. Эти слова пробуждают самосознание у Юны (и приводят её к гибели), а Сонми вдохновляют на революцию.

Идея противостояния сильных и слабых

The weak are meat and the strong do eat («В один присест сильный слабого съест»), — эта фраза не раз звучит с экрана. Сюжеты всех историй можно свести к одной общей идее — восстания слабых против сильных. Причём слабые всегда выигрывают эту битву.

1849. Слабые в этой истории — чернокожие рабы, а также Адам Юинг и Тильда — те, кто выступает против рабовладения. Сильные — рабовладельцы и работорговцы.

В финале слабые одерживают верх: раб Аутуа спасается от смерти, Тильда освобождается от тирании отца и вместе с мужем присоединяется к движению аболиционистов (сторонников отмены рабства).

Смысл фильма «Облачный атлас»

Слабый и трусливый в начале истории, Захри преодолевает свой страх и недоверие к Мероним в финале

1936. Слабый в этой истории — Роберт Фробишер. Он подвергается преследованию из-за своей бисексуальности. Сильный — композитор Эйрс, он использует дурную репутацию Фробишера, чтобы присвоить себе его труд.

Фробишер одерживает победу, хотя и неполную: он успевает закончить произведение, которое было самым важным делом в его жизни, и издать под своим именем. Однако ему приходится покончить с собой, чтобы спастись от преследования за убийство Эйрса.

1973. Слабая в этой истории — Луиза Рей. По сравнению с героями других новелл она выглядит относительно свободной, однако владелец реактора Ллойд Хукс позволяет себе унизительные замечания в её адрес, так как она женщина.

В финале Луиза одерживает победу: спасается от наёмного убийцы, находит и публикует отчёт Сиксмита об атомном реакторе.

2012. Слабые в этой истории — старики, в том числе главный герой Тимоти Кавендиш. Жалкое положение постояльцев дома престарелых особенно ярко проявляется в сцене, когда старушка-заговорщица звонит семье якобы погибшей женщины. Разбуженный посреди ночи сын отказывается приехать за телом матери, но услышав слово «завещание», моментально собирается в дорогу.

Слабые старики одерживают верх над своими молодыми угнетателями: компания заговорщиков сбегает из дома престарелых, а Тимоти находит свою бывшую возлюбленную Урсулу.

Смысл фильма «Облачный атлас»

«Слабая» Сонми оказалась сильнее чистокровных. Её мужество восхитило Архивариуса

2144. Сильные — чистокровные, слабые — фабрикаты, в том числе главная героиня Сонми-451 и её погибшая подруга Юна-939.

Сонми одерживает моральную победу над господствующей идеологией. Хотя её отправляют на казнь, перед смертью она заражает идеями повстанцев тысячи людей. Её героизм восхищает Архивариуса, хотя он работает на правительство.

2321. Слабые в этой истории — Жители Долин, в том числе Захри, сильные — племя конов.

В финале Захри вместе с Провидцами отправляется на другую планету, а коны остаются на умирающей Земле.

Поначалу кажется, что у главного героя каждой истории нет шанса на победу: сила не на их стороне. Но сила слабых — в их смелости, в умении идти к своей цели (а эта цель всегда одна — свобода) даже в безвыходной ситуации. Настроение всех главных героев «Облачного атласа» можно выразить словами Адама Юинга:

Хаскелл Мур: Всё это станет не более чем жалкой каплей в океане.
Адам Юинг: Но что есть океан, если не множество капель?

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта Vulture.

Привет, на связи "Киноконтроль". Фильм "Облачный атлас" стал одним из самых амбициозных проектов в карьере режиссеров Ланы и Лилли Вачовски и Тома Тыквера. Длинный период разработки, самый большой бюджет в рамках независимого кинематографа, прекрасный актерский состав (Том Хэнкс, Хью Грант, Хелли Берри) обещали фильму успех, но получившийся результат многих разочаровал. Фильм не поняли критики и зрители, он остался практически без наград и не получил культовый статус . Но заслуженно ли это? Разберемся в этой статье.

Профессиональное сообщество отреагировало на эпическое кинополотно по-разному, и для многих фильм оказался бессмысленной пустышкой, которая за рядом перевоплощений и рваных переходов между историями потеряла все содержание оригинального романа.

Давайте разберемся в чем достоинство фильма и почему он сложнее, чем кажется на первый взгляд. Оригинальный роман Дэвида Митчелла, по которому снят фильм состоит из 6 историй.

Первая - морское путешествие Адама Юинга в 1849 году, в котором его пытался отравить доктор Гуз и его спасает беглый раб, которому до этого Юинга помог остаться в живых.

Вторая - история молодого композитора Роберта Фробишера из 1936 года, который пишет симфонию "Облачный атлас" и заканчивает жизнь самоубийством.

Третья история - расследование журналистки Луизы Рей в 1973 году о проблемах атомных реакторов, во время которого ее чуть не убивает заказной киллер.

Четвертая - комедийная история неудачливого редактора Тимоти Кавендиша из 2012 года, которого собственный брат помещает в дом престарелых, больше похожий на тюрьму. Кавендиш находит там союзников и бежит.

Пятая - антиутопия 2144 года о жизни девушки Сонми-451, которая стала символом восстания против тоталитарной системы и социального неравенства.

В книге каждая история поделена пополам . У Митчелла главный герой каждой истории - это одна и та же душа, которая перерождается от эпохи к эпохе. Тема реинкарнации и бессмертия души - одна из центральных в романе. Экранизация же выстроена по-другому. Режиссеры параллельно рассказывают все истории, показывая прямые переклички тем и сюжетов в них. Но из-за этого теряется идея перевоплощения одной конкретной души. Создатели изобретательно подходят к тому, чтобы показать перерождение душ. Здесь одни и те же актеры играют сазу нескольких персонажей, иногда главные роли, а иногда и пару секунд в массовке.

Героев каждой истории объединяет родимое пятно в виде кометы. И все они подрывают устоявшийся порядок своих миров. О чем говорит нам фильм? В первую очередь история "Облачного атласа" посвящена реинкарнации бессмертных душ, которые воплощаются в разных эпохах.

Идея бессмертия в фильме показана авторами через творческое бессмертие. Главным примером, конечно, является симфония "Облачный атлас", она звучи в каждой истории. Письма Юинга, записи Рей, устный рассказ Захри - это все творчество, искусство, которое обеспечивает бессмертие автору. Также в каждой истории мы видим борьбу слабого и сильного, будь то старики против злой медсестры, или жители долины против каннибалов. И в каждой истории слабые берут вверх.

Истина, которая открывается персонажам фильма, состоит в том, что каждый человек имеет возможность познать истину мира, а поняв его порочность, изменить его. Порядок, лежащий в основе всего сущего, нужно изменить. Что же помогает освободиться человеку от власти закона и нормы? Знание . Именно знание в фильме ведет к освобождению, за знание и информацию сражается Луиза Рей, знание "правды-истины" позволяет Захри освободиться от собственных страхов. Освобождающая сила знания - главная идея фильма.

Какое ваше мнение о фильме "Облачный атлас"? Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал.

Буквально все главные герои, за исключением одного, являются реинкарнацией одной и той же души в различных телах на протяжении всего романа, идентифицируемых по родимому пятну… это просто символ действительной универсальности человеческой природы..

Тема жизни, вопрос бессмерия души, прошлое и будущее, смысл жизни такие животрепещущие темы затрагивает экранизация романа Дэвида Митчелла созданная группой режиссеров: Ланой Вачовски, Томом Тыквером, Энди Вачовски.

Три часа, шесть сюжетных линий, действие которых происходит в разное время, тесно переплетаются между собой и затрагиваеют самые сокровенные темы.

Откровение Сонми- 451 — история-откровение из будущего. На дворе 2144 год, место действия Нео-Сеул. Общество слуг (клонов) и их владельцев. Главная героиня первой истории - клон, обслуживающая посетителей кафе, как и многие другие ее копии. В случае не повиновения ошейник убивает прислугу. Питание - энергомыло, самое важное - приказ. Но разум Сонми был спасен действиями революционеров, которые были не довольны ущемление прав окружающих. Благодаря своему спасителю главная героиня узнает что такое чувства, творчество и человек.

Со станции спутниковой связи, захваченной повстанцами, Сонми обращается с воззванием («откровением») к человечеству. Перед казнью Сонми спокойно и снисходительно рассказывает свою историю Архивариусу — высокопоставленному лицу, пытающемуся понять её поступок. Рассказ о любви к свободе пробуждает к жизни, как самого Архивариуса, так и зрителей.

Страшный суд Тимоти Кавендиша — Наши дни. 60-летний издатель, издатель. Заработав легкие деньги на мемуарах известного мафиози, Кавендиш забывает о связях автора. Скрываясь от обозлившегося мира он обращается за помощью к своему брату. Брат в свою очередь отправляет Тимоти в дом престарелах. После побега главный герой решает рискнуть вернуться к возлюбленной своей молодости Урсуле и описывает все свои приключения в киносценарии. Только благодаря этому Кавендиш понимает, что самый важный сценарий в его жизни был совсем не там, где он его искал.

Подобно Солженицыну, томившемуся в Вермонте, я буду трудиться в изгнании, но, в отличии от Солженицына, я буду не один

Письма из Зедел ьгема — 1936 год. Молодой английский композитор Роберт Фробишер сбегает из университета, устраивается в секретари к знаменитому композитору Вивиану Эйрсу, чтобы восстановить свое доброе имя. Фробишер находит у Эйрса дневник Адама Юинга, о чём сообщает в одном из писем своему возлюбленному Руфусу Сиксмиту.

Секстет «Облачный атлас» содержит всю мою жизнь, является моей жизнью; теперь я — отсверкавший фейрверк, но, по крайней мере, я сверкал.

В тандеме композитора и секретаря рождается секстет «Облачный атлас», авторство которого Эйрс намеревается оставить за собой. Роберт стреляет в Эйрса, обличившего его в гомосексуализме и убегает. Всю свою историю Фробишер описывает в письмах Руфусу, а потом кончает жизнь самоубийством, завершив работу над своим произведением.

Тихоокеанский дневник Адама Юинга — 1849 год. История - путешествие американского нотариуса. По ходу приключения мы знакомимся с второстеменными героями с английским доктором Генри Гузом и беглым рабом Аутуа. Генри Гуз на протяжении всего приключения пытается убить Юинга и завладеть его имуществом. Аутуа, раб с чувством долга пред своим новым хозяином спасает Адама от яда доктора. По возвращению они едут бороться за права чернокожих людей.

Если мир сотворен Богом, как узнать, что мы вправе в нем изменять, а что должно остаться святым и нерушимым?

Первое расследование Луизы Рей — 1973 год. Молодая журналистка расследует атомные реакторы крупной энергетической корпорации, на которое её натолкнул физик-ядерщик Руфус Сиксмит. Герой из новеллы Письма из Зедел ьгема й. Вместе с отчетом о проверке реакторов ей в руки попадают письма сорокалетней давности, написанные Сиксмиту композитором Робертом Фробишером. Также она покупает пластинку с симфонией «Облачный атлас». Сиксмит гибнет, но расследование достигает успеха.

Переправа возле Слуши и всё, что после — 106 зим после Крушения (2321 год). Постапокалиптическое, деградировавшие люди живущий кланами и почитающие богину Сонми. Планета обречена из-за радиации и загрязнения окружающей среды. Они помнят, что в результате некоего события, предыдущая цивилизация погибла . Два раза в год остров посещают для торговли провидцы, те кто сохранил технологии прошлого. В одно из таких посещений встретились они: Захри, представитель деградирующей касты людей и Мероним, женщина из клана Провидцев. Захри не доверяет Мероним, но после того, как та спасает больного ребёнка по его просьбе, Захри соглашается сопроводить её в запретные земли над Долиной. Совершая восхождение, Мероним и Захри добираются до древней станции спутниковой связи. Там Мероним рассказывает Захри историю настоящей Сонми: что на самом деле она была не божеством, а человеком, и показывает её «откровение», запустив файл в воспроизводящем устройстве. Затем Мероним отправляет сигнал бедствия в просторы космоса уцелевшим во время катастрофы обитателям земных космических колоний, прося их спасти оставшихся на Земле людей. Захри и его племянница Каткин вместе с Мероним и другими Провидцами отправляются на другую планету.

Дикарь удовлетворяет свои потребности сейчас же. Он голоден, значит, будет есть. Он зол, значит, будет драться. Он разбух от семени, значит, выплеснет его в какую-нибудь женщину. Он раб своего желания, и если желание прикажет ему, Убей, он убьет. Дикари — все равно чтоо хищные звери. Ей, таковы Коны. Ну что ж, Цивлизованный испытывает те же самые потребности, но он видит дальше. Он съест половину своей еды, ей, но вторую половину спрячет, чтобы не голодать завтра. Если он зол, то остановится-подумает, из-за чего, так что в следующий раз уже не разозлится. Он разбух от семени, ладно, у него есть сестрейки и дочки, которых требуется почитать, так шо он будет почитать сестреек и дочек своих братеев. Его желание — это его раб, и если его желание к чему-то его понуждает, он скажет ему, Нет, и не подчинится

И вот что заметил: те, у кого родимое пятно в виде кометы, вроде бы считаются реинкарнациями одной и той же души? Но пятно есть и у Луизы Рей, и у Тимоти Кавендиша. Действие новеллы с Луизой Рей происходит в 1975 году, действие новеллы Кавендиша - в 2012. Кавендишу на вид не меньше 60. Значит в 1975 он уже родился. Это ляп или авторы хотели этим что-то сказать?

Comments

Насколько я понимаю, комета отмечает людей являющимися ключевыми персонажами в одной и той же (кармической) истории. Сам же Кавендиш -- это инкарнация Аирса, который пытался запереть Фробишера в 1931 году. В 2012 он получил кармическую "ответку".

Как-то это слишком неопределенно - "ключевыми персонажами". Может быть, так: комета отмечает тех, на ком лежит миссия? Тот, кто помешал миссии, но не безнадежен, может заслужить прощение, взяв на себя часть миссии. Но все равно это как-то недостаточно убедительно.

Инкарнации кстати проследить сложнее. Их там иногда обозначили актерами, как с Халли Берри, Хэнксом, Грантом и Уивингом. Но не всегда. Иногда актер меняется. Иногда меняется пол. Загадочно короче.

Вот еще что заметил: чем эта родинка выше на теле, тем миссия значительней, и тем персонаж безупречнее.

У Кавендиша - на ноге, и он довольно сомнительный тип - с бандитом сотрудничал, плохую книгу издавал, сбежал из дома престарелых, что хорошо, но не тянет на подвиг, написал роман, по которому сняли фильм, который произвел впечатление на Сонгми, но не по причине его огромных художественных достоинств, а потому, что из другой эпохи, в которой были такие неведомые фабрикатам понятия, как права и свобода.

У Фробишера - на заднице. Он написал великую музыку, но стрелять в старика из пистолета - это как-то нехорошо, даже если этот старик неправ. А еще он велосипед украл.

У Рей - на груди. Спасла тысячи людей от гибели при взрыве АЭС и мировую экономику от нефтяной зависимости. И ничего плохого при этом не сделала. Рыцарь без страха и упрека.

У Сонгми - на шее. Такое совершила, что ее признали богиней, дальше уже некуда.

Так как для бога или для силы управляющей реинкарнацией не существует вектора времени, то человек умерший сегодня не обязательно родится завтра, а может родится вчера или век назад.
А фильм сильный. Пересматривал его трижды.

Это мне приходило в голову, но в остальном там последовательность, вроде, соблюдается. Тогда, может быть, на последовательность реинкарнаций указывает положение кометы на теле? У кого комета ниже, тот раньше. И с каждым перевоплощением все совершенствуется. Тогда Кавендиш - первый, между ним и Фробишером, возможно, кто-то был. Юинг? Что-то я не заметил, у Юинга есть комета? И где? А дальше пошли в хронологическом порядке.

Я могу ошибаться, но если существуют два вектора реинкарнации от начала начал в глубь веков и из глубины веков к началу начал, и есть два пола. То естьесли ты родился женщиной, то твоя душа пришла из.
А если мужчиной, то в предыдущей жизни ты жил в прошлом или будущем? Как вы считаете?

Похоже, что мужчины идут из будущего в прошлое, а женщины - из прошлого в будущее. Я вспомнил: у Юинга есть комета, и она на груди, но не на ключице, как у Рей, а ниже. То есть, он - между Фробишером и Рей. Значит последовательность реинкарнаций такая: Кавендиш - Фробишер - Юинг - Рей - Сонгми. При этом во времени Юинг раньше всех, на нем происходит поворот с обратного движения во времени на прямое.

Браво! Я дотумкал до этой концепции еще до облачного атласа.
Поэтому чутка погоржусь :)
Еще на ваш суд выдвину такую концепцию: так как жизнь каждого человека влияет на будущее всего человечества (Энштейн, Билл Гейтс например), то чем чище проживаешь эту жизнь, тем ближе рождаешся к началу начал, что бы мог сильнее повлиять. Но чем ближе к началу начал, тем сложнее осознаться.
Термин чище проживать взят с потолка. Предлагаю вам подумать какой фактор проживания жизни влияет на вектор следующей реинкарнации.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дэвид Митчелл. Облачный атлас. Часть 1.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)


Вслед за фильмом «Облачный атлас» я прочитала книгу, по которой он поставлен. Хочу рассказать, чем они отличаются.

Для меня всегда важны хоть какие-нибудь сведения об авторе. Дэвид Митчелл родился в Англии в 1969 году, изучал английскую литературу в университете, преподавал ее в Японии, женат на японке. Пишет с 1999 года, т.е. с 30 лет. «Облачный атлас» его третий роман, написан в 2004 году. В предыдущих книгах он использовал схему, где разные герои параллельно рассказывают свои истории. По крайне мере, это объясняет, почему автор считает 50 и 65 лет старостью, отчего мир высокотехнологического будущего размещен в Азии и почему столько литературной игры.

Уже все, наверное, в курсе, что в «Облачном атласе» переплетено 6 историй, происходящих примерно с середины 19 века и до скрытого завесой будущего 23 или 24 века.
В своем романе автор решал несколько задач. Самая понятная из них – стилизация под различные литературные стили. Сделано это пижонски: Митчелл подражает не известным автором тех эпох, в которые происходит действие, а писателям второго или даже третьего ряда. Разумеется, это надо читать на английском, и надо знать тех писателей. Этот слой повествования для русского читателя потерян, да и у тех, кто знает английский, скорее всего, тоже, если он только не большой специалист в области английской литературы. Думаю, что «Облачный атлас» совершенно иначе воспринимается начитанными англичанами. Я только могу предполагать вслед за переводчиком, как это было задумано.

Первая история, герой которой нотариус Адам Юинг в 1849 году ведет дневник о своем путешествии в Новую Зеландию. Этот дневник впоследствии отредактировал и издал сын Адама. Как это написано? Ведь середина 19 века – самый расцвет романного жанра. А здесь что-то вроде «Робинзона Крузо» или Уилки Коллинза, только гораздо слабее. Русский переводчик использовал чуть старомодный язык 19 века, с большим количеством вводных предложений, с длинными предложениями.

Вторая история – это 1936 год – время Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка. Это литература потерянного поколения, людей, переживших 1-ую мировую войну. 24-летний композитор Роберт Фробишер тоже опален этой войной. Хотя он сам в ней не участвовал, но его любимый брат был солдатом и погиб, что во многом определило жизнь Роберта, так как и он сам, и его родители все время сравнивали его с братом. Но письма Роберта совсем не похож на классиков 1-ой половины 20 века. Скорее – это письма человека, читавшего те же книги, что они, имевшего сходные с ними взгляды. У русского переводчика сам текст ничем особенным не выделяется. Возможно, у автора это не так.

Если первая история полна рассудительности, вторая – иронии и сарказма, то третья – это действие и еще раз действие. Текст разбит на короткие главки. Ну, таких романов – тьма: Крайтон и пр. Триллер, написанный с учетом его возможной экранизации.

Четвертая история – пародия неизвестно на что, и она самая загадочная. Я к ней еще вернусь.

Для пятой и шестой историй, происходящих в далеком будущем, пришлось изобретать особый язык. Речь девушки-биоробота, записанной архивистом на особое устройство - оризон - для истории, отличается крайней лаконичностью, а представитель того будущего поколения для которого старалась и умерла невероятная Сонми-451, говорит неграмотно. В русском переводе это передается выпадением отдельных букв, грубыми орфографическими ошибками и особыми словами. Мне понравилось слово «бебень», означающее «беби» - ребенка. Интересно, кто его придумал: Митчелл или переводчик?

Герои – наивный и прекраснодушный нотариус из 19 века, молодой неврастеник-композитор из 30-х годов 20 века, журналистка-идеалистка из 70-х, жуликоватый пожилой издатель из начала 21 века, героическая и прекрасная девушка-робот, один из последних людей на вымирающей Земле - не слишком связаны между собой. Их объединяет наличие родинки, похожей на комету (хотя правило это не абсолютное: у Закри из последней истории родинки нет, но она есть у цивилизованной женщины Метроним) и то, что каждый последующий герой читает, смотрит или слушает историю предыдущего. Роберт, работающий секретарем у известного композитора, нашел в его библиотеке дневник нотариуса. Письма Роберта нашла журналистка Луиза Рэй; через 40 лет историю Луизы про опасное журналистское исследование сделал триллером и прислал в издательство ее старый знакомый, а Тимоти Кавендиш читает ее, находясь в пансионате-тюрьме, куда его поместил родной брат. Освободившись, Кавендиш написал о своих злоключениях повесть, которую экранизировали. Эта экранизация оказалась чуть ли не единственным фильмом, уцелевшим в последующую эпоху корпоративного государства, где фильмы о прошлом запрещены. Именно его тайком смотрит Сонми – девушка, родившаяся в маточной цистерне, чтобы быть прислугой в ресторане папы Сонга (сетевой ресторан быстрого обслуживания) но сумевшая стать философом и оказать влияние на последующие поколения. Записанный на вечный носитель допрос Сонми попадает в руки дикарей – последних обитателей Земли. Они любят собираться у костра и смотреть, как из большого яйца появляется красивая мерцающая девушка и что-то долго рассказывает на непонятном им древнем языке.

Еще, когда Луиза Рей бегала туда-сюда, пытаясь раздобыть очередной экземпляр доклада физика Сиксмита (любовника композитора Роберта, покончившего с собой в юности, чьи письма он берег всю жизнь) о возможной аварии на АЭС, она пробежала мимо отреставрированного парусника «Пророчица» на котором добирался из Новой Зеландии в Америку Адам Юинг. Луиза что-то почувствовала в этот момент, ей захотелось войти внутрь, но было некогда.

Племя, к которому принадлежала Мероним из истории конца цивилизации, называлось «Пророки».

Композитору, у которого работал секретарем будущий самоубийца Роберт, приснилась мелодия. Это была музыка, которую играли в странном подземном кафе, где всех кормили мылом.

Вот, пожалуй, и все пересечения. Тогда, что же их объединяет в одно произведение?

Читайте также: