О чем писал рубцов для детей

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация рубцов.ppt

Жизнь и творчество Н.М.Рубцова


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жизнь и творчество Н.М.Рубцова

Жизнь и творчество
Н.М.Рубцова

Родственники поэта. В центре - отец.

Родственники поэта.
В центре - отец.

Детские годыНиколай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Ем.

Детские годы
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области, а вскоре его родители
переехали в Тотемский район Вологодской области. Сам он знал о своих родителях немногое, рано лишившись их. «Мать умерла. Отец ушёл на фронт»

Детский дом



Детские годы

ПРИЮТИНО. 1955г.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ

Обложка первого стихотворного сборника

Обложка первого стихотворного сборника

Книги Рубцова


Словарная работаОкрестные – живущие в окрестности, окрестность – это местност.

Словарная работа
Окрестные – живущие в окрестности, окрестность – это местность, прилегающая к чему-нибудь.

Осколок – отколовшийся кусок.

Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.


Словарная работаПоклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Чердак.

Словарная работа
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Чердак – помещение между потолком и крышей.

ПОСЛЕДНИЙ СНИМОК

Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ

Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ

Выбранный для просмотра документ Урок литературного чтения Творчество Н. Рубцова.doc

Урок литературного чтения во 2-м классе

по творчеству Н.М. Рубцова

Цель : познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формировать навыки выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; прививать любовь к природе; учить бережному отношению к “братьям нашим меньшим”.

· Знакомство с биографией автора

· Отбирать необходимые знания из большого объёма информации.

· Расширение кругозора учащихся.

· Воспитание интереса к жизни наших “братьев меньших”.

Планируемые результаты

· Знать: сюжет стихов «Ласточка» и «Воробей»

· Уметь: выразительно и осознанно читать стихотворения

Метапредметные:

· Личностные: уметь давать характеристику героям и их поступкам.

· Регулятивные: уметь соотносить цель и результат, уметь осуществлять действие по образцу; контролировать процесс деятельности; уметь анализировать и обобщать.

· Познавательные: уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;

· Коммуникативные: уметь слышать и слушать учителя, одноклассника; уметь вести устный диалог; уметь сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; уметь оценивать себя, работу других учеников.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

· Для учителя:

Книги с произведениями Н. Рубцова

Конспект урока+биография автора

· Для ученика:

I. Организационный момент

- Мы начинаем изучение нового раздела, он называется “О братьях наших меньших”. Как вы думаете, о ком, кому посвящены произведения этого раздела? (Высказывания детей).

III. Вступительное слово учителя

- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова. (Слайд №1.)

(На фоне музыки на стихи Н. Рубцова “В горнице” слова учителя.)

- 3 января 1936 года четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля.

(Слайд №2,3. Фото. Родственники поэта. В центре – отец.)

В автобиографии он сообщит: “Я, Рубцов Н.М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году”. Николаю было всего 6 лет, когда “от водянки и голодовки” умерла мать.

Мать умерла. Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области.

Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…

Преобразившись в памяти, этот пасмурный день и вечер запомнились Николаю Рубцову:

И скрип, и плеск парома,

Потом раскаты грома

Детдом на берегу.

(Слайд №4. Фото. Детский дом в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1943 – 1950 гг. жил Н.М.Рубцов, дом после реставрации).

- От моста дорога заходит в село Никольское, длинным посадом, растянувшимся по берегу реки. На пригорке высоко поднялся над избами двухэтажный деревянный дом с усадебными и хозяйственными постройками на задах. Это и есть детдом. Отсюда видна просторная луговина, спускающаяся к воде, кусты по берегам и кое-где баньки. А за рекой, над глинистыми обрывами, - лес и лес без конца…

Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки.

Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого.

Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.

(Слайд №5. На фоне летней природы – собака.)

То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.

(Слайд №6. На фоне летнего пейзажа – лошадь.)

Уборочные дни всегда сближали ребят друг с другом и с воспитателями.

Лень, отлынивание от работы не признавались самими детьми. И, конечно, весь быт детского дома был поставлен на самообслуживание – и в спальнях и в столовой. Таковы были обычные дни и труды, основным из которых оставалась все-таки учеба.

Одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова “Зима” выходит в 1945 году.

Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.

(Слайд №7. Фото – детские годы.)

Учился Николай Рубцов хорошо. Это подтверждается школьными документами – свидетельствами и похвальными грамотами.

Разумеется, для воспитанников детского дома ( а их было около ста человек) жизнь не сводилась только к учёбе и хозяйственным работам. Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несут связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой.

Детские впечатления ожили позже в стихах:

Помню, как тропкой, едва заметной,

В густой осоке ходили летом

Ловить налимов под речными корягами.

Поймать налима не просто было.

Мало одного желания.

Мы уставали, и нас знобило

От длительного купания.

… И долго после мечтали лежа

О чем-то очень большом и смелом,

Смотрели в небо, и небо тоже

Глазами звезд на нас смотрело.

Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает.

(Слайд № 8. Фото – “Приютино. 1955г.).

Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте.

(Слайд №9. Фото – “Северный флот”).

После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А.М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.

В предисловии к рукописи сборника “Волны и скалы” Н. Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное…”.

(Слайд №10. Обложка первого стихотворного сборника Н.Рубцова).

В одном из сборников выходит его стихотворение “Я умру в крещенские морозы”, и оно является пророческим. В 1971 году 19 января, в крещенские морозы, погиб Николай Рубцов.

Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства. (Слайд №11 Книги Рубцова)

IV. Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

IV. Работа над стихотворениями “Ласточка” и “Воробей”

Чтение учителем стихотворения “Ласточка”.

(Слайд №12. Ласточка)

Высказывания детей об услышанном.

Беседа по вопросам:

Какое настроение создается от этого стихотворения?

Можно ли было как-то помочь ласточке?

Каким вы представляете себе поэта?

Каково его отношение к птице?

Чтение детьми “про себя”.

(Слайд №13 со словами)

Окрестные – живущие в окрестности, окрестность – это местность, прилегающая к чему-нибудь;

Осколок – отколовшийся кусок;

Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.

Работа над выразительным чтением стихотворения “Ласточка”.

Чтение учителем стихотворения “Воробей”.

(Слайд №14. Воробей)

Высказывания детей об услашанном.

(Слайд №15 со словами)

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Чердак – помещение между потолком и крышей.

Беседа по вопросам:

В чем смысл стихотворения?

Каким можно назвать воробья?

Сравните стихотворения “Ласточка” и “Воробей”.

Прочитайте друг другу стихотворение “Воробей”.

Как можно помочь зимующим птицам?

V. Рисование по впечатлениям

- Ребята, попробуйте с помощью рисунка показать свое отношение к “братьям нашим меньшим”.

Конспект организованной образовательной деятельности: «Жизнь и творчество Николая Рубцова» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое» «Художественно-эстетическое»»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством поэта Н. М. Рубцова

Задачи: Развивать речь детей, активизировать словарь: композитор, поэт; слова из стихотворения (клев, клюют).

Закрепить знания о жизни и творчестве Николая Михайловича Рубцова.

Познакомить с романсом, написанным на слова Николая Рубцова, «В горнице моей светло».

Дать знания о том, что на его стихи исполняются многие песни.

Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме (стихотворение).

Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю.

.1. Вводное слово

1. Звучит песня «В горнице моей светло», на стихи Н. М. Рубцова

- Понравилась, вам эта песня - романс?

- Что можно делать под эту мелодию? (танцевать, слушать, плавно кружиться)

- Кто пишет для песен музыку? (музыкант, композитор)

- Музыку для песен пишет композитор.

- А что еще нужно, кроме музыки, чтобы получилась песня, романс? (слова, стихи)

- А кто пишет, сочиняет стихи? (поэт)

- Так вот стихи к романсу, который вы только что слушали, написал известный во всей стране поэт – Николай Михайлович Рубцов. Множество песен, которые любят и знают ваши родители, бабушки, дедушки написаны на стихи этого поэта. (Можно спеть песню.)

Наше сегодняшняя встреча посвящена жизни и творчеству человека, который до конца своей жизни любил свой край, свою родину и воспевал ее в своем творчестве.

2 слайд. Николай Рубцов родился 3 января 1936 года городе Емецке Архангельской области в простой семье.

3 слайд. Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду.

К сожалению, Коля рано остался без родителей. Ему было всего шесть лет. Воспитывался он дальше уже в детском доме в селе Никольском, Вологодской области.

4 слайд. Там перед ним открывались великолепные сказочные просторы русской природы. Всю свою жизнь он с удивительной теплотой и любовью вспоминает эти родные места. Там он стал писать свои первые стихи. Вот некоторые из них. (Дети читают стихи)

В детском доме Коля писал стихи и выступал с ними на праздниках и концертах. Он очень хорошо играл на гармошке, и все думали, что он будет учиться музыке.

5 слайд. Но ему нравилось море, хотелось быть моряком. Его мечта сбылась, когда он попал в армию, на север, где прослужил 4 года на миноносце. Об этом у него много стихов, одно из них так и начинается:

«Я тоже служил на флоте.» (Дети рассказывают стихи)

6 слайд. Николай Михайлович стал известным поэтом. Его стихи печатались в газетах, журналах, издавались книжки (предлагаю детям послушать голос Н. М. Рубцова, Поэт не только читал свои стихи, но и исполнял их под гитару. Звучит фонограмма).

7 слайд. Ушел из жизни поэт, но его стихи продолжают жить. И память о нем жива. В Вологде названа улица в честь поэта, есть музей Рубцова и поставлен памятник поэту, здесь каждый год в сентябре проходит праздник «Рубцовская осень», где читают стихи поэта и исполняют песни на его стихи. (Дети читают стихи)

Вот и подошла к концу наша беседа в литературной гостиной.

- Дети, о ком мы сегодня говорили? (О поэте Н. М. Рубцове).

- Что вам сегодня особенно запомнилось?

- Кому вы можете рассказать интересные факты из жизни Николая Рубцова?

- Какие стихи Н. Рубцова прочли дети?

- Дети, вы молодцы! Очень выразительно прочли стихи.

- Дети, я верю, что стихи Н. Рубцова помогут вам вырасти добрыми и отзывчивыми людьми, любящими свою Родину.

Прикреплённые файлы:

«Утро весны». Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста

«Утро весны». Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное.

«День рождения Николая Николаевича Носова». Занятие для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Н. Н. Носова Задача: Прививать интерес и желание к чтению книг Ход занятия:.

Детский мастер-класс «Цветы в подарок маме». Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста

Детский мастер-класс «Цветы в подарок маме». Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Приближается праздник День Матери,который отмечается в России в последнее воскресенье ноября,в этом году это дата выпала на 26 число. Мы.

Коллективное творчество детей старшего дошкольного возраста по теме «Грибы»

Коллективное творчество детей старшего дошкольного возраста по теме «Грибы» «Грибная полянка» и «Грибы опятки маленькие ребятки» В процессе художественного творчества с детьми, очень важное место занимают коллективные.

Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника Юрия Васнецова» с презентацией

Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника Юрия Васнецова» с презентацией В рамках проекта "Я, моя семья, мой город, моя страна" я познакомила воспитанников с творчеством некоторых известных писателей и художников,.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция (коллажирование) «Бабочки-красавицы»

Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция (коллажирование) «Бабочки-красавицы» Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой,на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами.

Мастер-класс по аппликации «Вода — это жизнь» для детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс по аппликации «Вода — это жизнь» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс по аппликации "Вода-это жизнь" для детей младшего дошкольного возраста. Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Литературная гостиная «Жизнь и творчество Николая Рубцова»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: закрепление знаний детей о жизни и творчестве поэта-земляка Николая Михайловича Рубцова; пополнение литературного багажа детей стихотворениями поэта.

1. Закрепить и систематизировать знания детей о фактах из биографии и творчестве поэта-земляка Николая Михайловича Рубцова, используя мнемосхемы, предметы-образы (соотнесение мнемосхемы, предмета-образа с конкретными жизненными фактами поэта).

2. Продолжать развивать у детей связную выразительную речь.

3. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

4. Продолжать формировать у детей любовь к малой Родине, природе, к миру животных посредством поэтических произведений Н. М. Рубцова.

5. Воспитывать чувство гордости за достигнутые успехи нашего поэта-земляка.

1. Экскурсия к памятнику Н. М. Рубцова.

2. Беседы о детстве, жизни, стихах Рубцова .

3. Рассматривание иллюстраций к стихам поэта .

4. Рассматривание фотографий поэта в разные периоды жизни, фотографий мест, где жил и работал поэт.

5. Чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова, отработка их выразительного чтения.

6. Слушание песен, написанных на стихи поэта.

7. Экскурсия в библиотеку «Знакомимся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова».

Оборудование : портрет Н. М. Рубцова, тельняшка, бескозырка, книги Н. М. Рубцова, презентация «Жизнь Н.М. Рубцова в фотографиях», атрибуты для инсценировок стихотворений «Коза», «Про зайца», предметы-образы: «аленький цветочек», баночка с драже, деревянный домик, мнемосхемы, аудиозапись голоса Н. Рубцова «В горнице».

Ход литературной гостиной.

1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Дети, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную.

- А, как вы думаете, что такое литературная гостиная? (если дети затруднятся ответить, то можно порассуждать: гостиная – это большая комната, а слово литература произошло от латинского слова литера, которое обозначает буква, а литература – написанное, т.е. написанные тексты. Можно предположить, что литературная гостиная – это комната, где есть книги и в этой комнате беседуют о разных книгах, писателях, читают вслух рассказы, стихи).

- Дети, мы с вами желали доброго утра солнцу и птицам, и сейчас с помощью этих слов мы с вами рассчитаемся и разделимся на группы (дети проводят расчет по порядку: солнце, птица, солнце, птица и т.д.) А сейчас «солнышки» и «птицы» удобно садитесь на стулья.

- Дети, посмотрите, как много книг в нашей литературной гостиной. А вот еще один предмет. Что это? (чемодан).

- Давайте посмотрим, что же в нем лежит. (достаю тельняшку, бескозырку).

- Дети, эти вещи принадлежат одному очень известному поэту, Этот поэт наш земляк. Вы догадались, кто это? (поэт Николай Михайлович Рубцов) Как вы догадались? (Н.М. Рубцов служил на флоте, у него тоже была тельняшка и бескозырка).

- Правильно, дети. Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (о Николае Михайловиче Рубцове).

- Жизнь Николая Михайловича была не простой, но в то же время интересной. Давайте вспомним некоторые интересные факты из жизни поэта, а помогут нам в этом мнемосхемы и некоторые предметы. Вы можете обсудить факты из жизни поэта в своей группе, а один из вас даст общий ответ. Будем внимательно слушать друг друга. Готовы?
- 1 группа – мнемосхема с изображением семьи (предлагаю слайд - фото отца и матери Н.М. Рубцова).

2 группа – аленький цветочек (Коля очень любил свою маму и выращивал для нее аленький цветочек, зачитать отрывок из стихотворения «Аленький цветочек»).

1 группа – деревянный дом с фигурками детей ( Николай Рубцов, когда у него не стало родителей, воспитывался в детском доме в селе Никольском. Он считал это место своей Родиной (слайд детского дома).

2 группа – мнемосхема: учеба и занятия Коли в детском доме (слайд похвального листа за учебу и коля среди друзей).

1 группа – драже: как в детском доме праздновали день рождения Коли.

2 группа – бескозырка: служба Николая Рубцова на Северном флоте (слайд с фото Н. Рубцов – моряк).

- Н. Рубцов о службе на флоте написал стихотворение-шутку «На плацу». Сегодня нам его прочтет Артем Мальцев.

На плацу
Я марширую на плацу.
И снег стегает по лицу!
Я так хочу иметь успех!
Я марширую лучше всех!
Довольны мною все кругом!
Доволен мичман и старпом!
И даже - видно по глазам -
Главнокомандующий сам!

1 группа – книжка: Николай Михайлович стал известным поэтом. Его стихи печатались в газетах, журналах, издавались книжки (предлагаю детям послушать голос Н.М. Рубцова, Поэт не только читал свои стихи, но и исполнял их под гитару. Звучит фонограмма «В горнице»).

«Рано-рано рыбаки, (ходьба на месте)
рыбу ловят у реки. (показать как держат удочку и поднимают вверх)
Им попались рак, ракушка, (пятимся назад, ладони вместе, голову наклонить к ладоням)
ручка, радио, игрушка. (движение кистью руки – пишут, закрыть уши
ладонями, игрушка – резкие, ломаные движения – «кукла»)
руль, рубашка, стул резной. (показать, как рулим, провести руками сверху –
вниз, показать рубашку, присесть руки на колени)
А рыбёшки - ни одной!» (подпрыгнуть и развести руки в стороны)

Чтение детьми стихотворений.

- Дети, а какие стихи Николая Михайловича Рубцова, вы знаете?
(дети называют названия знакомых стихотворений « Про зайца», «Воробей», «Ворона», «Коза», «Медведь», «Жеребенок», «Мальчик Лева ).

- У поэта в стихах о животных много юмора. Дети с желанием обыгрывают эти стихи. Мы тоже с вами поиграем. Каждая группа может выбрать нужные для показа стихотворения вещи, предметы, распределите роли. Когда будете готовы, мы посмотрим ваши выступления. После выступления дети аплодируют артистам.

- Дети, как называется стихотворение?

- Понравилось вам выступление?

- Дети, вы молодцы, очень интересными были ваши выступления.

А сейчас, дети, у вас есть возможность прочесть стихотворения Н.М. Рубцова (дети по желанию читают стихотворения).

Итог. Вот и подошла к концу наша беседа в литературной гостиной.

- Дети, о ком мы сегодня говорили? ( О поэте Н. М. Рубцове).

- Что вам сегодня особенно запомнилось?

- Кому вы можете рассказать интересные факты из жизни Николая Рубцова?

- Что у вас вызвало затруднение?

- Какие стихи Н. Рубцова прочли дети?

- Дети, вы молодцы! Очень выразительно прочли стихи, интересно разыграли сценки.

- Дети, я верю, что стихи Н. Рубцова помогут вам вырасти добрыми и отзывчивыми людьми, любящими свою Родину. Как писал поэт в стихотворении «Русский огонек» (Чтение хором)

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

- Мне хочется вам, дети, подарить небольшие портреты с изображением нашего поэта-земляка.

Выход из совместной деятельности . Дети, к стихам Николая Рубцова художники-иллюстраторы рисовали картинки. А что это за картины, вы сможете увидеть, собрав пазлы (дети могут за столами собрать пазлы- картинки к детским стихам поэта).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

О стихах Н.М. Рубцова для детей

Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи…

Эти строки Н.М. Рубцов написал о Во-логодском крае. Творчество его уникально и является одним из достижений в русской поэзии XX в. При жизни поэта вышли сбор-ники стихов «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум». Самым глав-ным доказательством народного признания Н. Рубцова является тот факт, что его поэ-тические строки стали крылатыми:

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью. («Русский огонек»)

Хлеб, родимый, сам себя несет. («Хлеб»)

Россия, Русь! Храни себя, храни! («Видения на холмах»)

Россия была для Николая Рубцова лю-бовью и надеждой.

Русь моя, люблю твои березы:

С ранних лет я с ними жил и рос! Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез. («Березы», 1957)

Николай Михайлович Рубцов не был детским поэтом. И стихотворений, написан-ных для детей, у Рубцова немного — всего двенадцать. Они и сами невелики, и адресо-ваны самым маленьким. Больше половины из них — стихи о животных: «Медведь», «Ласточка», «Воробей», «Про зайца», «Ко-за», «Жеребенок». Рубцов понимал, что та-кие стихотворения особенно близки детско-му сознанию, что не только в детской лите-ратуре, но и в русском детском внеигровом фольклоре животные занимают важное мес-то. Животные у Рубцова одушевлены, но че-ловеческим языком не говорят:

Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шел домой, — Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной!

Так и обмер бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне.

Встречи лирического героя с животны-ми не случайны. Он одинаково нежен и добр к ним и к человеку. Он любит мир, в котором жеребенок «смешной и добрый», ласточка «родная», заяц «бедный»; он пере-живает горе медведя, воробья, вороны как собственное. В его поэтических строках восхищение природной гармонией.

Животные в фольклоре, как известно, на-деляются определенными чертами челове-ческого характера. Это же найдем и в стихо-творениях Рубцова: медведь предстает зве-рем могучим, но добрым, а заяц — трусливым и беззащитным. Ласточка в народной лирике является символом материнской любви — в стихотворении Рубцова тот же смысл:

Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Последние строки, как укоризна:

Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Н.М. Рубцовым написаны пять стихо-творений, главными героями которых ста-ли дети: «Мальчик Вова», «Мальчик Лева», «Узнала», «После посещения зоопарка», «Маленькие Лили». Каждое — короткий

эпизод из жизни ребенка, часто — настоя-щая маленькая драма:

Горько плакал мальчик Лева, Потому что нету клева.

— Что с тобой? — спросили дома, Напугавшись пуще грома.

Он ответил без улыбки:

— Не клюют сегодня рыбки…

В этих стихотворениях также, как и в дет-ском фольклоре, используются повторения:

Две маленькие Лили —

увидели на иве желтый прутик. Его спросили Лили:

— Почему ты не зеленеешь,

на шалости не тратя минуты, И так усердно,

как дожди не лили, На прутик лили

Стихотворения Н.М. Рубцова, вошед-шие в детское чтение еще в 70-е годы ХХ в., создавались в русле образно-символиче-ской структуры, ориентированной, прежде всего, на русский фольклор и на русскую классику, — в этом и заключается их этиче-ская и эстетическая ценность.

Рубцов Николай Михайлович — советский лирик, автор нескольких сборников лирических стихов, 5 из них выпущены при жизни, остальные — посмертно. Является автором многих известных песен, исполняющихся на российской эстраде.

Детство

Родиной Николая Рубцова является село Емецк. Это небольшое поселение на Севере России. Мальчик родился в семье Рубцова Михаила Андриановича 3 января 1936 года. Прожили в селе еще год и переехали в Няндому. Там отец Николая служил начальником Горпо до 1941 года. Затем отправились в Вологду. Началась война.

Николай Рубцов

5- летний Николаша остался с матерью, сестрой и братом дожидаться отца с фронта. Но его следы затерялись, вестей не было. В 1942 умирает мать Коли, за ней сестра. Братьев распределили по детским домам. Так в 6 лет Николай Рубцов стал сиротой.

Мальчики, Коля и Альберт, попали в Николаевский приют, недалеко от Вологды. Рубцов прилежно учился, хотя голод и одиночество не оставляли ребенка ни на минуту. Он еще не знал, что отец остался жив. Михаил Рубцов получил ранение, вернулся в родной дом в 1944 году. Не смог найти детей, женился. С сыном смог увидеться только в 1955. Спустя 7 лет умер от болезней.

Юность

Николай Рубцов закончил семилетку. С 1950 по 1952 учился в Тотемском лесном техникуме. По окончанию работал кочегаром в тресте «Севрыба». Поступил в горно-химический техникум (Кировск, Мурманская область), но был отчислен на 2 курсе из-за провала зимней сессии в 1955 году. Стал разнорабочим на военном полигоне.

Могут быть знакомы

Флот, трудовые годы

В октябре 1955 Николай Рубцов уходит служить в армию. Попадает на флот, становится матросом эсминца «Острый». На службе отвлекается от ежедневных забот, отдыхает за письменным столом, сочиняет стихи. Публикует первое произведение в 1957. Это было стихотворение «Май пришел». Первая публикация в газете «Заполярье» не принесла славы, известности.

Николай Рубцов

После демобилизации бывший матрос отправляется в Ленинград. Планирует жить, работать в Северной столице. Трудится кочегаром, слесарем, шлихтовальщиком. Но не оставляет надежд стать известным среди любителей поэзии.

Творчество

Знакомство с Глебом Горбовским, Борисом Тайгиным стало решающим в биографии Николая. Они помогли Рубцову издать первый сборник лирических стихотворений — «Волны и скалы». Это был самиздат. Но сколько эмоций пережил Николай Михайлович в эти дни. Он был счастлив.

В этом же, 1962 году, Рубцов поступает в литературный институт Москвы. Учеба не шла гладко. Его отчисляли, он восстанавливался вновь. Виной всему была творческая натура поэта, эмоциональность и впечатлительность, иногда пристрастие к спиртному выводило Николая из колеи.

Николай Михайлович Рубцов

Он продолжал творить. Выпустил еще 2 сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей». Он любил своих собратьев по перу. Восхищался Е.Евтушенко, уже известным автором, Р. Рождественским, Беллой Ахмадулиной. Но не мог стать с ними на одну сцену. Был тихим, скромным. Не увлекал публику громкими восклицаниями, призывами. Его стихи похожи на есенинские.

Николай Рубцов любил родину, деревню, простых людей. Его стихи полюбили барды. Песни получались душевные, романтичные, наполненные грустью, покоем.

Но всегда молчать не получалось. Рубцовым было написано стихотворение о тюремной доле, бросающее тень на власть. Оно стало текстом для «Осенней песни». Там были строчки: «Я в ту ночь полюбил все тюремные песни…весь гонимый народ…все запретные мысли…». Партии они точно не понравились.

В 1969 году Рубцов получает диплом. Вступает в штат «Вологодского комсомольца». Продолжает творческий путь, выпуская еще несколько сборников. Это «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Еще 4 сборника вышли после смерти поэта. «Последний пароход» (1973), «Подорожники» (1975), «Избранная лирика» (1973), «Стихотворения» (1977).

Николай Михайлович Рубцов

На стихотворения Рубцова были написаны сотни песен. Их исполняли Крылов С., группа «Форум», Александр Барыкин. Всем известен его хит «Я буду долго гнать велосипед…». Она до сих пор звучит на концертах. Таня Буланова поет душевную песню «Отцветет да поспеет на болоте морошка», группа «Калевала» заслужила любовь зрителей с композицией «Нагрянули».

Личная жизнь

Николай был влюбчивым, пылким, крайне эмоциональным. Его чувства вспыхивали за несколько минут, так же мгновенно могли и угаснуть. Известна интересная история, связанная с девушкой Таей Смирновой. В нее поэт влюбился во время побывки, приехал к брату Альберту на пару дней. Тут же написал стихотворение «Букет». По признанию автора, это заняло у него несколько минут. Но Тая оказалась несвободной. Не дождалась Николая из армии, встретила и полюбила другого. А стих переложили на музыку, песню исполняет уже много лет Александр Барыкин.

Николай Михайлович Рубцов

Серьезно Николай Рубцов влюблялся дважды. Официально в брак не вступил по разным причинам. Первой его любовью стала Генриетта Меньшикова. Она работала завклубом в Никольском, где жил и учился Николай в детстве. Но познакомились и полюбили друг друга они гораздо позже.

В 1962 году состоялся вечер встреч выпускников. Рубцов приехал в Никольской повидаться с одноклассниками. Познакомился с Генриеттой, был очарован ею. Но вынужден был вернуться в Москву — ждал институт, работа. В 1963 пара сыграла свадьбу, официально не расписались. Родилась Лена — внебрачная дочь. Она жила с матерью в селе, отца видела редко. Он бывал у них наездами, продолжал жить в столице. Потом перебрался в Вологду. В Никольское переезжать не хотел.

В этом же, 1963, Николай познакомился с Людмилой Дербиной. Она была поэтессой, у них были общие знакомые. Девушка не обратила на пылкие взгляды Рубцова никакого внимания. Поняла, что заинтересована, только в 1967, когда прочитала стихи Рубцова. Вышел новый сборник. Поехала в Вологду, стала его гражданской женой. Свадьбу назначили на февраль 1971, но ей не суждено было состояться. Николай Рубцов умер.

Смерть

Личная жизнь двух творческих людей была полна эмоций. Драки, ссоры чередовались с пылкими признаниями в любви. Один из таких дней закончился для Рубцова смертью.

Судом Людмила была признана виновной в его смерти. Поэта нашли на полу в квартире, удушенным. Дербина получила 8 лет лишения свободы. Отбыла наказание. Но не признавала достоверность версии об убийстве. По ее мнению, Рубцов погиб от разрыва сердца — случился инфаркт из-за очередного запоя. А ему на момент смерти было всего 35.

Николай Рубцов портрет

Оправдания Дербиной считаются глупыми, несвоевременными. Она пишет мемуары, рассчитывает на реабилитацию после кончины. Дает интервью и продолжает утверждать, что не виновата в смерти Рубцова. Хотя факт ссоры, драки не отрицает.

Похоронили Николая Михайловича, по его завещанию, на Вологодском Пошехонском кладбище. Он хотел лежать рядом с Константином Батюшковым, тоже похороненным в Вологде. Николай любил его стихи, ценил вклад в развитие русской литературы, поэтики. Равнялся в чем-то на своего кумира. Оставил тайную просьбу о месте захоронения, ее нашли уже после несчастного случая и исполнили желание поэта.

Есть мнение, что Рубцов предсказал себе смерть. У него есть стихотворение «Я умру в Крещенские морозы». Так оно и случилось. День смерти поэта пришелся на 19 января 1971.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: