О чем хотел сказать рубцов

Обновлено: 22.04.2024

Пейзажная лирика занимает почетное место в творчестве Н.М. Рубцова. К ней он обращался на протяжении всего творческого пути. Посредством описаний природы поэт выражал и грусть, и радость. В 1967 году из-под его пера появилось стихотворение «В осеннем лесу». Это идиллическая картина, наполненная радостью и светом.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, однако есть в нем и признаки философских стихов. Жанр произведения – элегия. Тема – красота осенней природы, радость лирического героя. Автор показывает, что можно обрести истинное счастье, слившись с природой, представив себя ее неотъемлемой частицей. Н. Рубцов уверен, что понимать природу способен только чистый душою человек. Эта мысль выражена в последних строках.

Центральный образ стихотворения – лирический герой. Уже в первой строке он выражает свою радость: «Доволен я буквально всем!» Мы понимаем, что лирический герой – взрослый человек, но ведет он себя, как ребенок: лежит на животе и ест спелые ягоды, пугает ящериц, переворачивается на спину. Грусть на мгновение овладевает им, когда он внемлет «жалобному крику болотной птицы», смотрит на печальные облака. Тучи мужчина сравнивает с мыслями. Радость возвращает вид реки, которая волнуется внизу.

Лирический герой признается, что очень любит осенний лес и сияющие небеса над ними. Мужчина прекрасно понимает язык природы, читает её настроение, но этого ему мало. Герою очень хочется превратиться в лист, в дождь. Потом он хочет снова стать человеком и возвратиться в отчий дом. Мужчина знает, что ему предстоит «дорога большая», перед ней ему и хочется сказать о своих осенних превращениях.

Стихотворение Н. Рубцова «В осеннем лесу» по смыслу можно условно разделить на несколько частей: рассказ лирического героя о своем ребячестве, рассказ о печальных мгновениях; признание в любви к природе, желание слиться с ней, раздумья об отчем доме, часе перед «большой дорогой». На строфы стихотворение не делится, это помогает создать впечатление плавного перехода от одной мысли к другой. В произведении использованы разные виды рифмовки: параллельная, перекрестная, кольцевая. Есть в нем и женская и мужская рифмы, однако чередуются они непоследовательно. Написаны строки четырехстопным ямбом. Стихотворный размер подчеркивает настроение стихов, придает живости.

Для того чтобы создать яркие, оригинальные образы природы Н. Рубцов использовал художественные средства. В тексте есть метафоры («в своей печали бесконечной плывут…облака», «волнуется река», «я был в лесу листом», «я чист душою»), эпитеты («спелая брусника», «жалобный крик», «печаль бесконечная», «багряный тихий лист»), сравнения («плывут, как мысли, облака», «волнуется река, как чувство радости беспечной»).

Важную роль в передачи эмоций лирического героя стихотворения Н. Рубцова «В осеннем лесу» играет интонация. Его веселое настроение подчеркивается восклицательными предложениями, а мимолетная грусть, задумчивость – оборванными синтаксическими конструкциями.

Без сомнения, творчество поэта Николая Рубцова настолько самобытно, что любой из нас может с полным правом сказать: еще один неповторимый талант родился на земле русской.

За свой короткий срок жизни Николай Рубцов сумел образовать и протянуть живую связующую нить от классической русской поэзии к современности, тем самым запечатлев "общенародное, исторически преемственное, но не преходящее духовное достояние" (Ю. Селезнев) национальной жизни русского народа.

Воспринимая былое как реально существующее, он с пронзительной откровенностью верил в благополучие России и до конца боролся за ее будущее, с честью отстаивая свое право быть ее поэтом.

Когда-то, еще мечтая "по-мальчишески в дым", радостный только от того, что его приняли в Литературный институт, Николай Рубцов, полный оптимистических надежд и замыслов, вдохновленный космическим полетом советских космонавтом Андрияна Николаева и Павла Поповича, так уж совпали обстоятельства, написал экспромт "На злобу дня", в котором признался, что он тоже хотел бы "на просторы Вселенной".

Концовка была неожиданной, скрывающая в себе не только восторг подвигом космонавтов, но и горькую иронию:

Люди! Славьте во все голоса

новый подвиг советских героев!

Скоро все улетим в небеса

и увидим, что это такое.

Только знаю: потянет на Русь!

Так потянет, что я поневоле

разрыдаюсь, когда опущусь

на свое вологодское поле.

Все стихи про земную красу

соберу, и возьму их под мышку,

и в издательство их отнесу —

пусть они напечатают книжку!

А книга, действительно, уже была написана и даже. напечатана! Называлась она "Волны и скалы". Изготовил ее в домашних условиях тоже поэт, человек доброй души и открытого сердца — Тайгин Борис Иванович.

Если мы внимательно прочитаем этот машинописный сборничек, то со всей очевидностью увидим, в какую бездну тьмы и мрака был ввергнут поэт.

Стукнул но карману —

Стукнул по другому —

В коммунизм — безоблачный зенит —

"Отчуждение от земли, от истории, от дома, от национальных корней, распад семей, пьянство" (В. Бараков) — вот что увидел вокруг себя поэт, с раннего детства испытавший на себе оскорбительное прозванье — сирота. И что очень характерно было для этого мрачного периода, так это "тоталитарная идеология отрицала и самое неразрешимое противоречие наше -- трагизм смерти" (В. Бараков). Пожалуй, отсюда и объяснение такого факта, что уже в первой своей книге Рубцов проявляет свободу в выборе темы и пишет. о смерти. ("Видения в долине", "Березы", "Жалобы алкоголика", "Да, умру я!", "МУМ" (марш уходящей молодости), "Поэт", "Поэт перед смертью сквозь тайные слезы. "). Причем не просто "на тему", а осмысленно, предельно жестко, исторически правомерно:

Кто умертвил твои цветы и тропы?

там гонят жизнь

Они несут на флагах

Они крестами небо закрестили,

и не леса мне видятся окрест,

в окрестностях России.

Какая страшная и смелая картина возникает при чтении этих честных, откровенных строк!

Преемственность традиций — вот что волновало поэта, когда не без оснований на это он заявлял: "я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово, чтоб книги Тютчева и Фета продолжить книгою Рубцова!" Но судьба распорядилась по-другому: поэт погиб, так и не написав свою заветную книгу.

Не все в нашей быстротекущей и на глазах меняющейся жизни еще объяснено и подлежит объяснению. И в этом случае поэзия Рубцова как инструмент души, долгое время скрывающаяся за занавесью-ярлыком "тихая лирика", в недавнем прошлом уничтожительно зачисленная ретивыми советскими критиками в разряд неперспективной, патриархальной, чуждой коммунистической идеологии, открывает нам нынче новые горизонты духа. А ведь нашлись дельцы от литературы, утверждающие, что не действительность формировала личность поэта, а сам, якобы, Рубцов был "безразличен к житейским благам" и тем самым усугублял и без того свою горькую судьбу.

Какая жестокая неправда! Ведь этих пресловутых благ, о которых гак пекутся продажные идеологи, и ту пору у рядового советского человека просто не существовало. Вот и приходилось поэту обходиться минимумом жилплощади, одежды, еды и даже друзей. Минимум был и в сфере духовной. Цветы — и те виделись поэту по мгле, поглотившей в своей слепоте все живое и прекрасное. Слишком однообразна и уныла оказалась советская действительность, окружившая себя "железным занавесом".

Александр Галич по этому поводу в одном из своих стихотворений писал:

Как каменный лес, онемело,

стоим мы на том рубеже,

где тело — как будто не тело,

где слово — не только не дело,

но даже не слово уже.

В первой книге Рубцов уже сделал серьезную попытку, вопреки теоретическим установкам "оглобельного" (Ю. Вертлиб) соцреализма, сказать советскому читателю правду о действительности.

в час перед набегом

без жизни и следа,

как будто солнце

красное над снегом,

Так развивая тему "неуютности мира", поэт делает для себя недвусмысленное признание:

И понял я, что это не случайно,

что весь на свете ужас и отрава

тебя тотчас открыто окружают,

когда увидят вдруг, что ты один.

Именно через протест к существующей системе и казенной морали и появится у молодого поэта тема, впоследствии определившая все его творчество — тема родины, святости, чистоты.

"Человек с богатой внутренней биографией может возвысится до выражения эпохи в своем творчестве, — писал Юрий Казаков, подытоживая свой литературный опыт, - прожив в то же время жизнь, бедную внешними событиями. Таков был, например, А. Блок."

Не говорит ли об этом и творческий опыт Рубцова?! Судьба поэта - всегда сосредоточие страстей, ведущее к обостренному чувству справедливости, к индивидуальности и оригинальности. Поэт не принимал многое в этой жизни, где "рвут за каждую гайку русский, немец, эстонец". И это было естественно. Не обладая качествами политика, он, со свойственной ему прозорливостью и поэтическим чутьем, понимал всю страшную трагедию, которая происходит с его народом, русским народом.

"Вообще живется как-то одиноко, без волнения, без особых радостей, без особого горя. Старею понемногу, так и не решив, для чего же живу. Хочется кому-то чего-то доказать, а что доказывать и кому доказывать — не знаю. А вот мне сама жизнь давненько уже доказала необходимость иметь большую цель, к которой надо стремиться."

Так писал Рубцов в одном из частных писем о своем житье-бытье. И об этом же, но уже другому адресату: "Особенно раздражает меня самое грустное на свете — сочетание старинного невежества с современной безбожностью, давно уже распространившаяся здесь." (имеется ввиду с. Никольское Вологодской обл. — С. С.).

Это действительно так. Рубцов был против какого бы то ни было застоя: социального, духовного, нравственного, творческого. Уж он-то это дремотное состояние нации, устремленной к "светлому будущему", знал в лицо и столько его выразительных образов нам создал:

Мне странно кажется, что я

среди отжившего, минувшего,

как бы в каюте корабля,

Бог весть когда и затонувшего,

что не под этим ли окном,

под запыленною картиною

меня навек затянет сном,

как будто илом или тиною.

Заклинанием, прозорливо предсказывающим и будущий Чернобыль, и уже деградирующий генофонд, звучали из уст самого Рубцова (кто его имел счастье слышать) строки:

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

что, все понимая, без грусти пойду до могилы.

Отчизна и воля — останься, мое божество.

Отсюда, возможно, и определенная безысходность в зрелых стихах, все чаще наводящая поэта на мысль о предстоящей смерти. И параллельно: стремление сохранить первородность своей души, уберечь ее от все более широко наступающей "масскультуры", этого своеобразного монстра, калечащего умы и души.

А плыть дохлой рыбой по течению Рубцов никогда бы не смог! Да он и сам в письме к Валентину Сафонову писал: "Коли есть талант, воспой не то, что тебе предлагают, а то, что видишь ты, слышишь ты, чувствуешь ты, чем живешь — ты. И если духовно и идеологически ты в авангарде времени, — никогда, никакого отрыва от жизни не произойдет."

Однако "общественная активность поэзии в широком плане" (Ал. Михайлов — Москва), о которой с восторгом писало большинство советских критиков, сводилась прежде всего к проблемам идейности, народности и партийности.

Так Александр Михайлов, приложивший к этому руку, не без пафоса писал: "Поэтическая молодежь в нравственном становлении ориентировалась на Ленина; идеолога и вождя революции. Вознесенский написал несколько стихотворений о Ленине и поэму "Лонжюмо", безусловно сыгравшую роль критической самооценки на рубеже творческого возмужания. "Братская ГЭС" Евтушенко опять-таки имеет своим эпицентром Ленина и революцию. Роберт Рождественский проецирует Ленина на будущее.

Общение с Лениным молодому поколению (литераторов — С.С.) было необходимо, чтобы утвердиться в идейных и нравственных принципах ленинизма, стать наравне с веком".

О том, как мы становились и зачем "наравне с веком", надеюсь, вам объяснять не надо. Приведу только пример, как к этому относился Николай Рубцов, выразивший в стихотворении "Жалобы алкоголика" всю пагубность этого "становления":

больной и маленький

Ведь люди борются

и все на правильном

Определение общих задач советского искусства прямо тогда вытекало из партийных постановлений ЦК КПСС, одно из которых откровенно цинично гласило: "Поддерживая все истинно ценное, отражающее стремление художника раскрыть и в ярких образах запечатлеть грандиозные свершения эпохи строительства коммунизма, величие подвигов советского человека, партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществования идеологий, против формалистического трюкачества, за партийность и народность советского искусства — искусства социалистического реализма". (Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС, июнь 1963 года).

Жизнь Николая Рубцова трагически оборвалась на самом, пожалуй, ее творческом взлете. В Ленинграде, Архангельске и Москве вышло его пять небольших книжечек стихов общим тиражом 43006 экземпляров. Все последующие издания насчитывают десятки миллионов экземпляров, включая переводы на другие языки: украинский, белорусский, сербский, латышский, румынский, японский, голландский и другие. А потребность читателей в них не уменьшается и значение его художественного опыта осознается с каждым годом более основательно и глубоко.

И все же надо честно признаться, что за этим внешним благополучием кроется довольно распространенная в недавнем прошлом утилитаризация самобытного таланта, нежелание нашей официальной литературы провести научный анализ поэтического наследия Николая Рубцова. Такое пренебрежительное отношение к жизни и творчеству поэта позволяет, несмотря на возрастающую активность осмысления и оценки тех противоречивых процессов и влияний, которые обнаруживают себя в духовной и культурной жизни нашего народа на переходном этапе трансформации его социально-экономического уклада, трактовать читателю упрощенную схему творческого поведения творца-художника.

Почему ты убога, отчизна,

и твои кровожадны вожди.

На земле жизнь дается раз и жизни

и второй, если умер, не жди.

Не хочу прозябать, дай мне силы

жить, не уподобляясь рабам.

Научи в Бога верить, Россия,

научи не забыть прошлый срам.

Эти строки написал земляк Николая Рубцова, борец за души падших, вологжанин — Евгений Журин, родившийся годом позже как вышла в свет первая книга поэта "Волны и скалы".

Здесь та же боль и отчаяние, что когда-то обуревали и поэта Рубцова. Что же объединяет нас в это нелегкое и противоречивое время? Любовь к отечественной поэзии? Безусловно! Но не только это. Желание быть понятыми друг другом! Но как же это, оказывается, нелегко. Один только пример. Книги Рубцова которые вышли после смерти, буквально пестрят ошибками и "усердной" редакторской правкой, искажающей замысел и смысл многих его произведений.

Так, не безызвестный нам журнал "Полиграфия" одно время печатал на своих страницах миниатюрную "Библиотечку", ставшую у читателей популярной. В 1988 году среди ее авторов был напечатан и Николай Рубцов. Не буду распространятся насчет подборки данной публикации, замечу только одно: стихотворение "На ночлеге" (оно открывает сборничек) не только лишилось своего заголовка, но почему-то и начинается с третьей строфы (?). Куда девались первые два четверостишия — одному Богу известно. А ведь тираж этой "Библиотечки" составил немного-нимало 250 тысяч экземпляров!

Не может не тревожить нас и вольное обращение с фактами биографии поэта. Так газета "Новый Петербурга" (№ 43 (53) от 25 декабря 1992 года) сообщает: "Одна из молодых читательниц нашей газеты даже удивилась, узнав, что Рубцов был убит — в книжке она прочла, что он умер от простуды".

Так одна неправда порождает другую. И вот уже сегодня находятся "творцы", способные посеять в умах читателей и зрителей уже другую версию, другой обман, отличные от истины. И разве не кощунство делать, скажем, заключение о гибели поэта, ссылаясь только на то, что смерть Рубцова была нужна прежде всего нам, русским, чтобы мы, потрясенные, оглянулись на свое горькое существование и поняли, что Бог от нас отвернулся. Как можно эту фабулу, оправдывающую убийство, вкладывать в идею фильма, которая заранее фальшива и не имеет под собой реальной почвы. Однако, фильм такой состоялся и вышел на широкий экран. ("Замысел". Леннаучфильм. 1992. Режиссер В. Н. Ермаков).

А чем же считать тогда добровольный уход из жизни интересных поэтов Алексея Прасолова, Павла Мелехина, Диомида Костюрина, Александра Морев, Нины Альтовской, Александра Башлачева и других (мартиролог можно продолжать и продолжать), задавленных, обобранных и униженных советской действительностью? Уж если следовать фабуле вышеназванного фильма, то каждая из этих жертв (и последующие за ним) — избавление нас от грехов, в которых мы увязли по уши.

Правда, смешно и горько.

Одно утешает читателей, что и Алексей Прасолов, и Павел Мелехин, и Диомид Костюрин, и Александр Морев, и Нина Альтовская, и Александр Башлачев, и другие после смерти живут в их памяти, а Николай Рубцов по праву поставлен в один ряд с величайшими русскими классиками.

Рубцовский центр — общественная организация, открытая практически для всех. И наша задача -- привлечь внимание читателей, литераторов, ученых к отечественной поэзии и непосредственно к творчеству Николая Рубцова, к проблемам, которые сегодня необходимо решать сообща и безотлагательно. В нашей стране еще мало сделано для памяти поэта. Не создано пока Рубцовское общество, нет элементарной Комиссии по литературному наследию поэта, что официально исключает его талант как культурное явление.

Считаю, что поэтическое творчество Рубцова во всей его цельности, нерасчлененности должно стать предметом самого пристального внимания, если мы хотим вступить в диалог с исключительным поэтом, если хотим понять, почему именно Рубцову откликнулась душа народа, откликнулась его эпоха.

Поэт до конца оставался верным тому изначальному нравственному истоку человеческого духа, "на чем поднималась великая Русь".

Источник: Литературно-художественный альманах "Николай Рубцов: время, наследие, судьба"

Николай Рубцов поэт простой и понятный каждому – все его стихи, наполнены любовью к родине и всему живому. Не зря многие называют его прямым продолжателем Есенина в жанре «деревенская поэзия». Но пишет поэт не по-есенински, а по-своему. Вот, например, строчка из самого известного стихотворения поэта:

У Николая Рубцова была довольно сложная судьба. Всю свою жизнь он воспевал русский север и свою «малую Вологодскую родину». В его стихах быт и жизнь простых деревенских людей, которые каждый день встают с утра и начинают свой тяжёлый рабочий день. Но в стихах Рубцова вы никогда не встретите горя и отчаянья – все мотивы его стихов «дышат грустью», но в то же время говорят нам, что жить хорошо!

В 1964 году Рубцов пишет стихотворение «Звезда полей» , которое посвящает своей малой родине. Это свойственный для поэта стиль монолога от лица главного героя. Главная тема этого стихотворения – неугасающая звезда, которая веками светит для людей и даёт надежду на лучшее!

Автор подчёркивает, что в трудную минуту звезда укажет усталому путнику дорогу, осветит своими лучами города, в трудную минуту наведёт на нужную мысль. Она помогает и ему.

В дни грусти и печали, когда кажется, что все тебя оставили – достаточно взглянуть на небо и среди миллионов звёзд увидеть ту самую, которая как бы скажет тебе «всё не напрасно» и укажет верный путь. Кому-то это покажется немного наивным утверждением, но ведь человек без цели совсем не живёт – он только существует!

Не важно кто укажет нам цель в жизни - Бог, человек или далёкая звезда – главное нужно понять, что смысл жизни заключается именно в самой жизни – умении найти себя и своё предназначение. Именно это и хочет сказать нам автор.

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Николай Рубцов "В избе"
Стоит изба, дымя трубой,
Живет в избе старик рябой,
Живет за окнами с резьбой
Старуха, гордая собой,
И крепко, крепко в свой предел -
Вдали от всех вселенских дел -
Вросла избушка за бугром
Со всем семейством и добром!
И только сын заводит речь,
Что не желает дом стеречь,
И все глядит за перевал,
Где он ни разу не бывал.

Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Его отец, Михаил Рубцов, был начальником отдела рабочего снабжения и отвечал за поставку продуктов в местные магазины. Мать, Александра Рубцова, следила за хозяйством и воспитывала шестерых детей. В 1937 году из-за службы отца семья переехала в город Няндому. Рубцов много времени проводил на свежем воздухе. В рассказе «Дикий лук» он писал:

«На берегу реки собрались мы однажды все вместе: отец, мать, старшая сестра, брат и я, еще ничего не понимающий толком. День был ясный, солнечный и теплый. Всем было хорошо. Кто загорал, кто купался, а мы с братом на широком зеленом лугу возле реки искали в траве дикий лук и ели его»

Вечерами мать рассказывала детям сказки и пела.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, и отца призвали на фронт. А через несколько месяцев тяжело заболела мать. Все заботы о семье взяли на себя старшие брат и сестра. Николай Рубцов вспоминал:

«Старшая сестра, поднимаясь задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередь за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался»

В апреле 1942 года после долгой болезни мать умерла. Детей определили в интернаты. Николая Рубцова дважды переводили: сначала он попал в местный Красовский детский дом, затем — в Никольский в Вологодской области. В первые месяцы он несколько раз пытался сбежать домой, но его возвращали.

С 1943 года Николай Рубцов учился в школе при интернате. Во время войны бумаги не хватало, поэтому вместо тетрадей использовали старые газеты и журналы. Любимыми предметами Николая Рубцова были рисование и музыка. Он сам научился играть на гармони и по праздникам выступал на самодеятельных концертах. В 1945 году Рубцов сочинил первое четверостишие — «Зима», а вскоре завел альбом, куда записывал свои стихотворения. Каждое произведение будущий поэт иллюстрировал. Чаще всего на картинках в альбоме было изображено море: он мечтал служить на флоте и увидеть другие города и страны.

В 1950 году Рубцов окончил семь классов и поехал в Ригу поступать в мореходное училище, однако не прошел по конкурсу и вскоре вернулся обратно. Чтобы получить специальность, он стал студентом лесотехнического техникума в небольшом городе Тотьме Вологодской области.

На каникулах после второго курса Николай Рубцов поехал в Архангельск, где пробовал поступить в мореходную школу рыбной промышленности, но снова неудачно. Тогда он устроился помощником кочегара на Архангельский траловый флот. В 1952 году будущего поэта определили на судно «Архангельск». Рубцов должен был убирать золу из топок и подвозить тачки с углем. Он писал:

Работа была слишком тяжелой, и в 1953 году Рубцов уволился. Он решил получить образование и осенью этого же года подал документы в горный техникум в городе Кировске. Будущий поэт часто прогуливал лекции, засыпал на занятиях. Хуже всего ему давались профильные предметы — химия и геология. Весной 1955 года Рубцов бросил техникум и уехал в Ленинград, где вскоре устроился слесарем на военно-испытательный полигон.

В конце 1955 года Рубцова призвали в армию и отправили на Северный флот. В свободное от вахты время он писал стихи. Газета для моряков «На страже Заполярья» опубликовала некоторые из них: «Старпомы ждут своих матросов», «Хороший улов», «В океане», «Летел приказ». Вскоре при издании появилось литературное объединение. На еженедельных собраниях журналисты учили всех желающих писательскому мастерству. Николай Рубцов сразу же стал членом кружка и редко пропускал встречи. Позже он вспоминал:

«В газете я уж на себе испытал, что значит быть связанным строго заданными темами, не допускающими, так сказать, «художественной самодеятельности». <. >Все авторы изощряются в выискивании оригинальных деталей, но главная-то мысль все равно не оригинальна, поскольку она газетная, казенная, как матросская шинель, выданная под расписку»

В 1959 году поэт демобилизовался и вернулся в Ленинград, где устроился разнорабочим на Кировский завод. Через год Николай Рубцов вступил в городское литературное объединение «Нарвская застава». Встречи проходили поздним вечером, после работы. Члены кружка читали стихи и обсуждали художественные приемы русских классиков: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина.

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Волны и скалы. Первый сборник стихов. Тридцать восемь стихотворений. Выпуск 1». Ленинград: Издательство Бориса Тайгина, 1962.

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Волны и скалы. Первый сборник стихов. Тридцать восемь стихотворений. Выпуск 1». Ленинград: Издательство Бориса Тайгина, 1962.

Рубцов стал больше времени проводить за книгами и литературными журналами. У него появилась мечта — опубликовать стихотворение в молодежном издании «Смена». В начале 1960-х годов поэт написал произведения «Соловьи», «Старый конь», «Левитан», «Видение в долине» и отправил их в редакцию, но ни одно не взяли в номер. Тогда друг Рубцова по кружку — литератор Борис Тайгин — предложил ему не ждать публикации в журналах, а самому выпустить небольшой сборник. В 1962 году Рубцов выпустил первую книгу «Волны и скалы» из 38 стихотворений. Поэт вручную напечатал ее на машинке.

В это же время Николай Рубцов решил поступить в Литературный институт имени Горького. Сначала ему пришлось сдать программу за 10-й класс: в интернате он окончил только семилетнюю школу. В 1962 году Рубцов получил диплом о среднем образовании. На творческий конкурс в институт он принес свой сборник «Волны и скалы». В августе этого же года поэта зачислили на первый курс.

Николай Рубцов попал на курс к писателю Николаю Сидоренко, ректору института. Группа была дружной, и дебаты о поэзии после лекций продолжались в общежитии. Часто студенты собирались в комнате у Рубцова. Однокурсник поэта Валентин Солоухин вспоминал: «Вначале я думал, он шутит, но со временем убедился, что не было у Рубцова привычки закрывать комнату на ключ. Во время заезда заочников многие этим пользовались. Николай заявляется с лекций, а в комнате дым столбом — идет поэтический диспут» . В начале 1960-х годов Рубцов написал стихотворения «Стихи из дома гонят нас», «О чем шумят друзья мои, поэты», «Дуэль».

Стихи из дома гонят нас(отрывок)
Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!

Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?

Лето после второго курса Рубцов провел в Вологодской области. Лирика поэта после поездки на родину изменилась: он стал больше писать о природе. Вскоре Николай Рубцов сочинил стихотворения «Тихая моя родина», «Я буду скакать по холмам», «Прощальная песня», «Русский огонек» и другие. Все они описывали красоту северной деревни и быт простых людей. Однокурсник поэта Эдуард Крылов вспоминал:

«Самыми же преданными его почитателями были люди нелитературных кругов. Все они, кому я читал стихи Рубцова, просили переписать их и познакомить с поэтом»

В 1964 году Николай Рубцов решил издать новый сборник стихотворений. Машинописный макет книги он сделал за несколько ночей. Валентин Солоухин вспоминал: «Я отдал ему машинку. Через несколько минут он уже стучал, работал всю ночь. Печатал он медленно, с большими паузами, как потом он сам сказал, почти каждое стихотворение правил на ходу. Только утром на какое-то время стук затих, а как только проснулось общежитие, машинка застучала снова» . Сборник приняло издательство в Архангельске, и его включили в план по выпуску на следующий год.

Летом 1964 года поэт перевелся на заочное отделение и переехал в Вологду. Рубцов вспоминал: «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас» . В короткий срок появились стихотворения «Звезда полей», «Добрый Филя», «Мне лошадь встретилась в кустах». Все эти произведения в августе того же года напечатал литературно-художественный журнал «Октябрь».

Звезда Полей(отрывок)
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

В 1965 году в Архангельске вышла книга «Лирика» — первый типографский сборник Рубцова. Поэта стали приглашать на вологодские литературные вечера, а местные газеты просили разрешения публиковать следующие его стихи. В издании «Коммунист» вышло произведение Рубцова «Январское», а в еженедельнике «Ленинский путь» — «Родная деревня», «Хозяйка», «Таковы на Руси леса», «В родных местах», «Отправляясь в дорогу». Поэт вспоминал:

«Уж сколько раз твердили миру, что мы молотобойцы, градостроители и т.п., и все твердят, твердят! А где лиризм, естественность, звучность? Иначе, где поэзия? Да еще многие из пишущих со своим легкомысленным представлением об этом деле носятся как курица с яйцом!»

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Звезда полей». Москва: Издательство «Советский писатель», 1967.

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Звезда полей». Москва: Издательство «Советский писатель», 1967.

В 1967 году в Москве опубликовали второй сборник Рубцова «Звезда полей». В него вошло 44 стихотворения, большинство из которых поэт сочинил в Вологде. Ректор Литературного института Николай Сидоренко писал: «Перед нами — рукопись первой книги настоящего поэта, и рукопись выдающаяся. » Книга стала выпускной работой Рубцова. В июле этого же года он окончил институт и получил диплом о высшем образовании. А через несколько месяцев устроился корреспондентом в газету «Вологодский комсомолец».

В 1968 году Николай Рубцов стал членом Союза писателей СССР. Его порекомендовал друг — журналист Александр Яшин: «Поэтическое дарование Николая Рубцова настолько бесспорно и уже так отчетливо выявилось в двух его книгах и в журнальной и газетной периодике, что я не вижу необходимости в подробной характеристике его работы» . В этот же год поэт написал стихотворения «До конца», «Ласточка», «Прощальное», «Про зайца», «Листья осенние». Все они вошли в сборник 1969 года «Душа хранит», который вышел в архангельском издательстве. Тираж книги раскупили за несколько месяцев. Газета «Правда Севера» писала: «Приятно сознавать, что в большое плаванье вышли в последние годы такие литературные корабли, какими ныне представляются прозаики В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Н. Жернаков, поэты О. Фокина, Н. Рубцов, А. Романов и некоторые другие литераторы Севера» .

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Сосен шум». Москва: Издательство «Советский писатель», 1970.

Николай Рубцов. Обложка сборника стихотворений «Сосен шум». Москва: Издательство «Советский писатель», 1970.

В 1970 году Николай Рубцов выпустил последний прижизненный сборник «Сосен шум», в который вошли стихотворения «Зимняя ночь», «У церковных берез», «Шумит Катунь» и многие другие. Секретарь правления Союза писателей РСФСР Сергей Орлов выступал на заседании организации с такими словами: «Николай Рубцов раскрывает с естественной простотой дыхания самое главное: традиционную и непреходящую сущность человеческого характера, сложившегося в активном общении с природой Русского Севера» .

В этом же году поэт познакомился с Людмилой Дербиной. Она работала в Вологодской районной библиотеке и в свободное время тоже писала стихи. Рубцов влюбился в нее и вскоре сделал предложение. Но незадолго до свадьбы отношения жениха и невесты ухудшились.

Николай Рубцов трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года, на 36-м году жизни, в своей квартире, в результате бытовой ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской) (род. 1938), на которой собирался жениться (8 января они подали документы в ЗАГС). Судебным следствием установлено, что смерть имела насильственный характер, наступила в результате удушения — механической асфиксии от сдавливания органов шеи руками . Л. Дербина в своих воспоминаниях и интервью, описывая роковой момент, утверждает, что произошёл инфаркт — « сердце просто у него не выдержало, когда мы сцепились ». Она была признана виновной в убийстве поэта, осуждена на 8 лет, досрочно освобождена почти через 6 лет, по состоянию на 2013 год жила в Вельске, виновной в преступлении себя не считала и надеялась на посмертную реабилитацию. Публицист и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко, указывая в 2000 году, что смерть Рубцова так или иначе наступила в результате действий Дербиной, назвал её мемуары « бессмысленными и суетными попытками оправдания »

Ему было 35 лет. Поэта похоронили в Вологде. В июле того же года в издательстве «Советская Россия» вышел посмертный сборник Рубцова «Зеленые цветы», в которым были опубликованы стихотворения «Ферапонтово», «Последняя осень», «Далекое». В 2004 году памятник Рубцову установили в его родном городе Емецке.

Николай Рубцов – один из виднейших поэтов ХХ века, ярчайший представитель так называемой «тихой» поэзии, «интимной» лирики, куда помимо него критики относят А. Жигулина, В. Соколова, Г. Горбовского, С. Дрофенко, А. Кушнера, О. Чуконцева, И. Шкляревского. Их поэзия утверждает красоту и ценность бытия, обращается к вседневному человеческому состоянию. Поэтов интересовали вечные общечеловеческие ценности, они не спешили воспевать стройки века, противостояли официальной плакатности, более всего их занимал покой и созерцание. Однако более всего по тематике «тихие» поэты близки прозаикам Распутину, Астафьеву, Носову, Шукшину, это не поэты «чистого искусства», подобно Тютчеву или Фету. Поэты «интимной» лирики не боялись острых социальных проблем: говорили и об уничтожении церквей, уничтожении уникальных памятников русской архитектуры, о бедственном положении русских деревень. Особое внимание в их творчестве уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность. Для «интимной» лирики характерна нарочитая простота художественного стиля, широкое использование фольклорных приемов.

Данную работу мы посветим творчеству именно Н. Рубцова, как самого талантливого, на наш взгляд, поэта «тихой» лирики. Мы вынуждены коснуться его биографии, а также попытаться показать связь с традициями русской классической литературы. Надо отметить, что данная тема мало освещена в трудах литературоведов.

В своей работе мы опирались на исследования жизни и творчества Николая Рубцова таких авторов, как В.В. Кожинов, В. Оботуров, В.Н. Бараков, Н. Коняев, А. Передреев, А. Михайлов и др., воспоминания Виктора Коротаева и Александра Романова.

Целью нашей работы стало изучение жизненного и творческого пути Н. Рубцова.

Перед нами стояли следующие задачи :

1. познакомиться с критической литературой по творчеству Рубцова;

2. рассмотреть его поэзию в целом и выделить ее основные особенности;

3. дать более детальный анализ отдельных стихов.

Изучение данной темы поможет понять значение творчества Н.Рубцова, его место в русской поэзии, а также то, каким образом проблемы окружающей и личной жизни преломляются в литературном произведении.

ГЛАВА 1. Творческий путь Н.М. Рубцова

«Николай Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией - не придуманной, органической. Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же - хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов - надвигалось. », - пишет Г. Горбовский [5].

И действительно, Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936 г. - 19 января 1971г.) унаследовал из прошлого русской литературы то, что мы подразумеваем под словами «судьба русского поэта». Ему было отпущено 35 лет жизни, слава и народная любовь - посмертно. Одиночество, неприкаянность, бедное и бездомное (почти до конца) существование. Но и - способность сгореть в труде, всего себя отдавать стихам. Внешне неожиданная и нелепая, внутренне глубоко закономерная и предчувствуемая гибель.

И умение так по-есенински попрощаться:

Вину свою на жизнь.

Поехал, так держись!

Я повода оставил.

Смотрю другим вослед.

Да мне дороги нет…

Вместе с тем, Рубцов был человеком своего времени. Как и многие, он увлекался в молодости Хемингуэем и его книжками, любил знаменитого футболиста Эдуарда Стрельцова, хорошо отзывался о Ленине, размышлял об успехе Владимира Высоцкого. Как всякий русский, Рубцов с восхищением относился к Александру Невскому. Поэт хотел даже написать о Невском поэму, и называл своего будущего героя «светозарным». Святыми были для Рубцова имена Пушкина, Тютчева, Есенина…

Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье. Перед самой войной родители переехали в Вологду. В детские годы Николай пережил много потерь. В 1941 ушел на фронт отец, и о его судьбе долго было ничего неизвестно (как оказалось позднее, он остался жив, но детей своих не стал разыскивать, женился второй раз). От болезни умерли две старшие сестры, а в 1942 умерла мама. Четверо детей в годы войны остались сиротами. Время, проведенное в Никольском детском доме, куда попал шестилетний Коля Рубцов, подарило ему главную тему будущего творчества: «До меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного и поэтического» («Коротко о себе») [24, с.388].

Вологодская земля стала вечным магнитом, ядром жизни Рубцова, хотя ему много пришлось постранствовать: армейская служба на Северном флоте, жизнь в обеих российских столицах (в Ленинграде - рабочим, в Москве - студентом Литературного института), поездка в Сибирь. Долгое время Рубцов не имел своего жилья (только в 1969 году Рубцов получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру), но не возвращаться в Вологду не мог: «…в Вологде мне всегда бывает хорошо, и ужасно грустно и тревожно. Хорошо оттого, что связан я с ней своим детством, грустно и тревожно, что и отец, и мать умерли у меня в Вологде. Так что Вологда - земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым, и смертным» (из письма Г.Горбовскому) [14, с.54].

1962 год принято считать началом творческой зрелости поэта. В этом году он поступил в Литературный институт имени Горького и познакомился с В.Соколовым, С.Куняевым, В.Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творческом взрослении, и в издательских делах. Напечатал при жизни Николай Рубцов немного. Помимо журнальных подборок и совсем тоненькой книжечки «Лирика» (1965) тиражом в 3000 экземпляров, это сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к изданию «Зеленые цветы» появились уже после смерти Рубцова, в 1971 году. После смерти были опубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).

Уже на первые циклы стихов Николая Рубцова обратили внимание Марк Соболь в статье «Честь быть человеком» («Литературная газета», 14 декабря 1965г.) и Вадим Кожинов в обсуждении за «круглым столом» итогов 1965 поэтического года - статья «Поэты и стихотворцы» («Вопросы литературы», 1966, № 3). Только одну небольшую рецензию, опубликованную поэтом Юрием Линником в журнале «Север», вызвала первая книжка стихов Рубцова «Лирика», а уже на «Звезду полей» откликнулись многие. Прежде всего, поэты, которые почувствовали свою родственность музе Рубцова: Станислав Куняев и Анатолий Передреев, а также Л. Лавлинский и другие критики. Знаменитый сборник «Звезда полей» стал выдающейся книгой, знаковой, «культовой», как сейчас говорят. Для очень многих он стал настоящим откровением, невиданным свидетельством бессмертия национального духа в эпоху «застоя». В1967 году к поэту пришла настоящая слава.

Особое место уделили поэзии Рубцова в своих обзорах В. Чалмаев и В. Друзин. Позже о лирике Рубцова писали А. Михайлов, Е. Осетров, А. Ланщиков и другие критики.

В довольно неожиданной и смелой работе литературоведа Александра Кирова «Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова» [9] доказывается, что поэт сознательно «выстраивал» свою поэзию и судьбу одновременно: «Все движется к темному устью…» [9, с.8]. Александр Киров берет за основу не умозрительный, а фактический материал (книги стихов, составленные Рубцовым) и реконструирует выстроенный (и в определенной степени зашифрованный поэтом) лирический роман как художественную целостность. Отдельной темой его исследования стала проблема православной духовности как основы религиозно-философского мышления Николая Рубцова. Александр Киров опирается в данном случае и на биографические факты, и на сами художественные тексты, и на их варианты. Кстати, только в последние годы стали известны некоторые варианты популярнейших созданий Рубцова. Например, строка «жизнь порой врачует душу…» из стихотворения «Выпал снег» звучала так: «Бог порой врачует душу…» [9,с.14].

В настоящее время в Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А.М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников).

Читайте также: