Но остался влажный след в морщине старого утеса что это

Обновлено: 28.03.2024

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Но не только тучи – как «вечные странники» – познают себя в человеке. Природа познает себя не только в мировоззрении поэта. Части стихии познают себя и друг в друге. Это в значительной мере и скрепляет абсолют изнутри, это удерживает целое. Еще одно знаменитое стихотворение Лермонтова: «Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне».
Старый утес познает себя в тучке золотой. Старый утес, много страдавший на свете, познает себя, тихо плача в пустыне. Но слезой утеса стал влажный след тучи, ночевавшей на его груди. Туча и не знала, что утес выразит всю свою страдальческую душу во влажном следе, который она оставит «в морщине старого утеса».
Не так же ли и поэт является слезой Бога? И в этой слезе отражается мир в своей неразрывности и неделимости. И Бог, может, и сам не всегда знает о том, о чем он, знающий все, плачет в своем поэте. Но он поэту дал волю и дар плакать за себя, выразить всю его всевышнюю горечь. Плакать даже о том, о чем Бог уже не печалится. Или о том, о чем он пока еще не горюет, но будет горевать потом.
Но горечь поэта – как горькое лекарство для эволюции; лекарство от равнодушия, от безучастного отношения к частям целого.
Лермонтов вновь явил в сюжете взаимосвязь вещей в природе. Кому нужен плач старого утеса в пустыне? Нужен эволюции. И взгляд поэта, увидевшего слезу, которая течет по морщине утеса, раздвигает мыслимые границы эволюции. В метафоре эволюция обретает новое измерение, новое пространство. В слезе поэта эволюция обретает новый космос. Потому самой стихией поэту дана воля на создание безграничного парадокса…
Лермонтов в старом утесе видит себя – того, кем ему суждено оставаться в истории мира. «Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей, Утес гранитный не повалит; Его чело меж облаков, Он двух стихий жилец угрюмый И кроме бури да громов Он никому не вверит думы. ».
Он сам делает выбор; слово и желание поэта становятся частью абсолюта. И зная, что утесу придется плакать, поэт все равно делает этот выбор. Поэт своей метафорой делает выбор – одиноко плакать в пустыне.
Лермонтов уже сейчас, видя себя в утесе, знает – о чем он будет «тихонько» плакать в пустыне мира. Божье прикосновение к поэту однажды оставило след. Это и будет слезой поэта.
Лермонтов видит себя в утесе, которому поклоняется стихия.
Незыблемым и истинным кажется только утес – для стихии, которая всегда непредсказуема.
Образ абсолюта – утес. Но и абсолюту одиноко; и абсолют тихонько плачет в пустыне…

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Это стихотворение, также, как и стихотворение «К портрету», посвящено Александре Воронцовой-Дашковой, которая в следующей жизни стала одной из любимых женщин Владислава Дворжецкого – то есть, слёзы утёса-великана были не напрасны…)))

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.

Им сердце в чувствах даст отчёт;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрёл мои мученья;

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утёс гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы.

Вот также действовал и Дворжецкий – он «не хотел, чтоб свет узнал его таинственную повесть», потому что в любви, подобно своим прошлым воплощениям, был ВЫШЕ земных законов…
Я встречалась с этой любимой женщиной Влада и именно по её характеру определила, что она в прошлой жизни была Воронцовой-Дашковой, но ей не понравилось сравнение с героиней стихотворения «К портрету», поэтому я не упоминаю её имени… Но зато я поняла, почему Дворжецкий и другие мужчины влюблялись в эту известную творческую личность – УМЕЕТ же она расположить к себе и очаровать.

По сути Лермонтов - утес, но как этот утёс мог перевоплотиться в игривую возлюбленную и выдать желанную ему игру? Значит и утес - игра? Одинокий гений полный блистательных идей, вот отсюда "бури да громов". Прорвать такое одиночество трудно, особенно, женщине. В этом наверное и заложена обречённость данного типа характера. Дворжецкий Лермонтова мог бы и "вселить" в себя. Но Лермонтов. Только стихии.

Сергей, мне непонятно, почему вы в героях поэта видите игру, а не искренние чувства. И Лермонтов, и Дворжецкий любили очень многих, и в ответ получали ТАКУЮ же искреннюю любовь. Этой любовью Бог благодарил их за их муки творчества и за их Искусство.

На первом плане игра, игра восхитительно лёгкая, и это подчёркивает сам Лермонтов словом "играя". Чувства к сожалению отстранены и увлажняют глаза утёса-великана, оставленного в одиночестве. Похоже, Светлана, в то время в Петербургском обществе выражать свои чувства было очень рискованно, не поняли бы. И ещё деталь - образы Лермонтова, они совершенны, реалистичны, но очень абстрагированы от людей - это уже игра воображения.

Слово "играя" - многозначительное. В стихотворении Лермонтова "К портрету" это подтверждают и заключительные строки:

Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.

Воронцова-Дашкова была замужней женщиной, поэтому не могла долго оставаться с поэтом, и своей "игрой" пыталась смягчить горечь расставания.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Опять, народные витии… - 18.03.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Мартыновой (Когда поспорить вам придется…) - 17.03.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Весна (+ Анализ) - 07.03.2022

Утёс (Ночевала тучка золотая. )

«Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Год написания: 1841

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Ночевала тучка золотая.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)

Стихотворение «Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

История создания

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Несмотря на то, что стихотворение «Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Напечатал стихотворение журнал «Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

p, blockquote 7,0,1,0,0 -->

Тема

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение «Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 15,1,0,0,0 -->

Стихотворение «Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Эпитеты – «»тучка золотая”, «влажный след”, «старый утес”».
Олицетворения –»»ночевала тучка”, «тучка умчалась”, «утес задумался и плачет”».
Метафоры –»»грудь утеса”, «по лазури весело играя”, «морщина утеса”».

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать «Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Гора Ай-Петри, Крым

Ай-Петри, Крым

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (2)

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать . Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям . Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности. Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.

Утес

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Зубцы Ай-Петри, Крым

Ай-Петри, Крым

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Геленджик

Геленджик

Продолжение Утёса Лермонтова, критика

Он грустит о мимолётном счастье,
Краткий миг, но это счастье было,
-Не грусти, прости меня, мой милый.
Стонет ветер отголоском страсти:

И уносит ветер стон ответный: см. продолжение стихов Спасателя в теме или в Интернете.

Иные мотивы

На груди утёсов великанов
ветры свищут страшно, злобно, рьяно,
Если недомыслием страдает
не поэт, а тот, кто слово мает.

Не клади в кубышку здравым слово,
Не давай отведать у другого,
В духе сладкого противоречия,
что нашёл, мол, в старости увечье,
От которого не скрыться, чтоб вернуться,
и ласкать, хуля, и улыбнуться,
В собственном грехе страдая страстно.

Лучшее нашёл и стал ужасным.
Стал корить, бросаться злобным зверем,
Мцыри призывать, чтобы лелеять
его страх бороться до упаду
трупа друга, временной услады. И т.д.

Что касается правдивости картинки Лермонтова, то

Девушка сидит на камне с другом.
И с отцом, по выбору природы.
Захотела ж их разлуки людям, роды
Принимать пришла к подруге
И закончить свой разрыв упругий
Связи сердца и кромешной стыни.
Покружилась в небе у Верблюда.
Та, вторая. Что потом прельстилась
На мою не выбранную милость.

*- заочно, расширенный новояз от слова "очи"

Отец обходит отроги утёса "голова Верблюда" на Качканаре под свист кружащихся невидимых вихрей и видит:

Нет с ней никого и вихрем сдвинут
Камень, а на нём - подруга.
Страшно неудобно мне за друга.
Убежал один в сплошном тумане.
Думал тучу он призвал, обманет…

Но не вечное сердец стремленье.
Ободряться встречей с откровением.
***
Короче, был с одной, на Качканаре
И упругости поранил связи с прежнею женой.
Возвратился, чтоб с иной разорвать те отношенья.
Но порывы обольщенья не проходят стороной.
С третьей снюхался, самой, с детства шлюхой обольщенья
За весло взялась, и шейный громко хрустнул позвонок.
Оглянулась, чтобы впрок загадать других обличья.
Не видать с такой приличий. Туча разродится в срок.
Запорошит старость градом или страшным снегопадом,
Пальмы с хрустом упадут. Из уюта, да в приют
Побегут, скучая в злости, мир иной стал.
На погосте ищет место снегопад,
Чтоб следы засыпать. Рад
Услуги сотворять
И насыплет к ряду ряд.
Волны побегут по склонам.
Лес – с ужасным буреломом.
На полянке домик был,
Под лавиной спрятан в ил.
Где нет леса, там стремнины,
Ход известный у лавины.
Не учёл и был готов.
Изучай ход у оков.
Уготованы, однако,
Если в мире одинаков.

В ходе обсуждения темы утёса, как всегда, перешли на женщин.

Спасатель: Когда обманешь ты, тех, кто тебя любил

Когда уйдут последние надежды
И ты поймешь, тебя нигде не ждут,
И не придут, кто был с тобою прежде,
А новые ненужные придут.

Тебя обманут, те, кому ты верил,
Ты тех обманешь, кто тебя любил,
И ты поймешь, что жизнь годами мерял,
А сам-то ты, ты был, или не был?

***
Спасатель. О Париже

Ах, Париж, Париж- мечта,
Мне бы с Вами улететь,
Но, не те мои лета
И в кармане только медь.

Не вблизи не издаля,
Не увидеть мне Монмартр,
Елисейские поля,
Не видать без мани харт,

Подняв голову, увидишь
Не Парижа дев и шляпы,
Но свою зазнобу. С крыши
съехав к ненаглядной,
Пёрышком её погладишь
И уважишь, понарошку.

А она, тебя увидев,
Горько высмеять сумеет.
Незадачливые прутья
березОвые раздвинет
Выставит нагую ножку.
Ты, с ума сойти не смея,
Вдруг захочешь помолиться
На красу такую, негу
- Ты ведь ждал,
(Дышать не смея)
Душою млея.

Тучка в небе побалдеет
И пойдёт к другим
Дивиться.

Что я чувствую, читая Лермонтова об утёсе. Он - не утёс. Он наблюдает чужие чувства. Он рад был услужить словом, но ошибся в названии. Не было золотой тучки. Не было расставания. Была хмарь на душе и вселенская тоска от одиночества стояния, где бы ты ни был. Стоящие камни - утёсы не человек придумал, не природа. Это смысл выпячивания себя выше остальных при равных подвижных правах. Утёсы - не старые останцы от былых массивов. Они свежи, полны сил, их не размывает морская волна и не рушат землетрясения. Они есть на Марсе, на Весте. Это не оптические дефекты разрешающей способности съёмочной аппаратуры. Это принцип устройства мира. Это главный архитектурный принцип запечатлеть себя возвышением, стеллой.

Тучки на Марсе отошли в прошлое. И мы хотим этого? Лермонтов не хотел. Пусть тучки размывают утёсы и делают их равными среди равных. Многия тучи размывают подошвы и останец растёт, пока не упадёт.

Читайте также: