Но не помню и нет рубцов

Обновлено: 18.04.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Длительное заживление раны: причины, диагностика и способы лечения

Определение

Регенерация (восстановление) кожи и тканей – важный и сложный физиологический процесс. Он зависит от площади и глубины повреждения, сопутствующих заболеваний и многих других факторов.

Длительно незаживающие раны привносят существенный дискомфорт в повседневную жизнь, поскольку им сопутствуют боль, отек, истечение из раны прозрачной жидкости, крови или гноя, неприятный запах из раны, чувство распирания в поврежденной области.

Разновидности незаживающих ран

В зависимости от причины возникновения все длительно незаживающие раны можно разделить на травматические (появившиеся в результате механической травмы, ожога и т.д.) и трофические (появившиеся в результате нарушения кровообращения в пораженной области).

Возможные причины длительного заживления ран

Длительное заживление ран является симптомом многих патологических состояний, характеризующихся нарушением нормальных физиологических процессов регенерации тканей.

Факторы, влияющие на заживление ран:

  1. Возраст оказывает прямое влияние на процесс восстановление тканей. У детей раны заживают гораздо быстрее, чем у пожилых людей. Это связано с более активным обменом веществ в организме ребенка по сравнению с взрослыми.
  2. Масса тела влияет на обменные процессы в организме. Жировая ткань не нуждается в интенсивном кровообращении, поэтому увеличение ее количества в несколько раз относительно нормы (ожирение) ведет к замедлению регенерации тканей и частым осложнениям течения раневого процесса. При крайне низкой массе тела наблюдается замедление обмена веществ в организме за счет уменьшения количества энергии, следовательно, все раны заживают медленнее.
  3. Адекватное кровообращение в области повреждения обеспечивает ткани достаточным количеством питательных веществ и кислорода для восстановления. Недостаточный приток артериальной крови и нарушенный отток венозной крови существенно замедляют течение раневого процесса и способствуют развитию различных осложнений. Длительное сдавливание тканей при нахождении в вынужденном положении (например, у лежачих больных) приводит к развитию пролежней, которые также характеризуются продолжительным заживлением.
  4. Инфицирование раны нарушает процесс регенерации за счет активного размножения микроорганизмов, их воздействия на ткани и постоянной активации выраженного воспалительного процесса. Образуется большое количество гнойного экссудата, формируются участки некроза и нарастает общая интоксикация.
  5. От состояния иммунитета зависит адекватность воспалительной реакции и способность организма противостоять присоединению вторичной инфекции.
  6. Сопутствующие заболевания, такие как сахарный диабет, тяжелые инфекции, нарушения в системе кроветворения, сердечная и дыхательная недостаточность, замедляют регенерацию за счет нарушения образования и доставки необходимых веществ в область раны, а также выведения токсичных продуктов обмена из организма.
  7. Применение некоторых лекарственных средств и видов лечения может оказывать существенное влияние на нормальное течение процесса заживления раны. Так, бесконтрольное применение обезболивающих (нестероидных противовоспалительных препаратов) может привести к замедлению регенерации из-за подавления воспалительных процессов, которые в норме происходят в любой ране. Применение лучевой и химиотерапии также может стать причиной замедленного заживления ран, так как погибают не только опухолевые клетки, но и клетки, отвечающие за регенерацию тканей. При этом сама злокачественная опухоль забирает большое количество питательных веществ на свой рост, что негативно сказывается на всех процессах в организме.

    Хроническая венозная недостаточность (также проявляющаяся варикозным расширением вен) - одна из самых распространенных причин длительно незаживающих ран на ногах. Нарушается венозный отток от нижних конечностей и доставка питательных веществ к тканям, нарастает гипоксия (снижение притока кислорода к тканям). Впоследствии возникают обменные нарушения в тканях и формируются длительно незаживающие трофические язвы.

Людям, страдающим хронической венозной недостаточностью, требуется постоянный тщательный уход за кожей, а при возникновении трофической язвы - профилактика увеличения раневой поверхности и ее инфицирования.

Диагностика и обследования при длительном заживлении ран

В большинстве случаев врач назначит необходимый комплекс лабораторно-инструментальных методов исследования.

    Клинический анализ крови: общий анализ с подсчетом тромбоцитов, лейкоформула, СОЭ (с микроскопией мазка крови при наличии патологических сдвигов).

Синонимы: Общий анализ крови, ОАК. Full blood count, FBC, Complete blood count (CBC) with differential white blood cell count (CBC with diff), Hemogram. Краткое описание исследования Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ См. также: Общий анализ – см. тест № 5, Лейкоцит.

***
Осенью 70-го года в Вологде проходил семинар молодых прозаиков и поэтов. Я не присутствовала. Рубцов выслушивал стихи молодых поэтов, высказывал свое мнение, делал замечания. Вечером дома высказывал свое впечатление от семинара.
- Знаешь, мне один парень понравился. У него есть стихотворение о щенке и такое смешное-смешное! Сразу так и начинается: "Его поймали где-то у сарая:." Рубцов смеется от всей души.
- Нет, Люда, ты представь, как его ловят, а он от них убегает за сарай. Правда, смешно? А он такой еще маленький, глупенький. Хочет убежать, спрятаться, но его все-таки поймали. Наверное, он так испуга-а-ался!
Мы смеемся вместе.
- Его поймали где-то у сарая, велели паспорт показать, - низким голосом говорю я.
Мы уже взрываемся от хохота. Рубцов перегнулся пополам, схватился за живот.
- Ну, а что еще-то было интересного? - наконец спрашиваю я.
- Ничего выдающегося. Правда, из прозаиков Володя Шириков, пожалуй, самый перспективный.
***
Как-то мы с Рубцовым оказались на площади у железнодорожного вокзала. Было это ранней осенью солнечным днем. Народ, как обычно, идет по своим делам, но суеты никакой нет. Рубцов вдруг мне говорит:
- Смотри, вот стоит настоящая вологодская девка.
Конечно, я сразу же обратила внимание на спокойно стоящую у привокзального скверика молодую особу. Мой взгляд был мимолетным, но я сразу же уловила ту особенность девушки, которую мгновенно отметил Рубцов, и поразилась острому рубцовскому глазу. Да, девка была, несомненно, вологодская. Наверняка, из какого-то вологодского уезда. Не красавица, но приятная, скромно одетая: обычный черный жакет, светлая расклешенная юбка чуть ниже колен, стройные полноватые ноги в простых чулках и в самых обычных ширпотребовских туфлях на среднем каблуке. Густые темно-русые волосы, приподнятые волной надо лбом и схваченные на затылке, тяжелым жгутом спускались на грудь. Девка как девка. Но что же заставило Рубцова сказать о ней "настоящая вологодская"?
В девке чувствовались основательность и достоинство, застенчивая сдержанность и доброе внимание к окружающему миру, несуетность, неторопливость и чистосердечие. Тогда, в наше время, много было таких девок на вологодских просторах, когда еще почитались среди россиян девичья гордость и честь, целомудрие и порядочность.
***
Где-то в октябре 70 года к нам с Рубцовым пришли два гостя. Один из них был Энгельс Алексеевич Федосеев, журналист, корреспондент ТАСС по Вологодской области.Они принесли с собой магнитофон. Понятно, не просто так. Хотели записать голос Николая Рубцова, любое, что он захочет прочесть сам. Коля выбрал "Вечерние стихи". При полной тишине он их прочитал. Поскольку я тут присутствовала, кто-то подал идею:
- Люда, прочти что-нибудь и ты.
Я сразу же отказалась, но меня стали уговаривать. Я, помню, смеялась, но не соглашалась. Тогда Коля сказал:
- "Люда, прочти "Люблю волков".
Я знала, что Коле нравилось это моё стихотворение, особенно строчки:
Тебе, любимый, до скончанья дней
хочу быть верной, как волчица волку.
И я прочитала "Люблю волков". Значит, голоса Рубцова и мой были записаны одновременно одно за другим на одной магнитофонной ленте.
Прошло больше сорока шести лет, и к 80-летию со дня рождения Рубцова вдруг озвучили эту запись в интернете под названием "Неизвестная 25 запись голоса Николая Рубцова." Буквально на днях, в конце июня 2017 года я на неё наткнулась. Телеведущий (не знаю кто, не представился) долго объяснял, что по определённым причинам ни Валентин Горшков, питерский друг Рубцова, работавший на радио, ни Вячеслав Белков, который получил эту запись от Горшкова, так и не решились её озвучить. Опять были на то какие-то особые причины. Ну, мне-то эти причины,конечно, понятны.
И уверена - мой голос сохранился, не исчез.

***
Как-то разговорились о Хазби Дзаболове. Осетинский поэт Хазби Дзаболов и Николай Рубцов какое-то время вместе учились в Москве в Литературном институте.У обоих за плечами была служба в армии, потом трудовая жизнь: у Хазби работа на шахте, а Рубцов в Питере на Кировском заводе слесарил.Во время учёбы в Литературном они подружились. У Николая Рубцова есть с десяток стихотворений, переведённых с осетинского Хазби Дзаболова.
Не первый раз Рубцов заговаривал о Хазби. Хазби был где-то лет на пять старше Рубцова,но ему ещё и сорока не было, когда в январе 1969 года он неожиданно умер. Коля очень жалел Хазби. Вот и теперь с тяжёлым вздохом он начал читать:
Горбоносый, в коротких штанишках,
он стоял у родного крыльца.
И мечтал увлечённый мальчишка,
что изведает мир до конца.
- Да, Хазби, Хазби. Не удалось ему до конца мир изведать. А я почему-то не к месту засмеялась:
- Ещё в коротких штанишках, а уже горбоносый!
Но Рубцов был печален, вздыхал и повторил не один раз:
- Да, Хазби. Бедный Хазби!
- Ну, а что хоть случилось-то? Что там произошло? Как он умер? Болел?
И Рубцов вдруг выдал такой монолог:
- Никто ничего не знает. Официальная версия - он застрелился. Но он не оставил после себя никакой записки. Если он решил покончить с собой, то должен был оставить предсмертную записку. Есть версия, что его застрелила жена Людмила. Во всяком случае, ей никто сейчас не подаёт руки.
Прошло много лет. В 2001 году я издала "Воспоминания о Рубцове". Ещё через несколько лет написала с десяток миниатюр из жизни Николая Рубцова, фактов, оставшихся за кадром, которые так и не вошли в книгу "Воспоминания. " Рассказ о Хазби Дзаболове я так и не осмелилась озвучить. С Хазби случилось несчастье. В его доме было огнестрельное оружие. У него осталась семья. Под подозрение в убийстве попала его жена Людмила. Что там произошло? Тогда Рубцов сказал:"Никто ничего не знает." Что пережила эта женщина? Может быть, она совершенно не виновата в смерти мужа? Поссорились, а у кавказских мужчин крутой нрав. Но ей уже не подают руки. Даже если она в состоянии аффекта нажала курок, доведённая до белого каления, я не могу её судить. Я до слёз жалею её! Она мать, у неё дети. Но, дай Бог, чтобы она, действительно, была не виновата в смерти Хазби!
Нынче я зашла в интернет, увидела семейную фотографию Хазби: он, жена и две маленькие прелестные девочки. Жаль, что счастье было таким коротким. О трагической гибели Хазби Дзаболова и сейчас молчание. Официальная дата смерти 28 января 1969 года. Но где-то уже мелькнуло, что судьбы Дзаболова и Рубцова очень похожи и погибли они 19 января оба, только Рубцов на 2 года позже.

PS. Как только я поместила этот рассказ о Хазби на страницу, случилось нечто. В завалах бумаг надо было срочно найти одну старую тетрадку. Пришлось в течение дня перелопатить множество старья и вдруг натыкаюсь на одно ветхое письмо из 60-х годов (вероятно, год 1964) прошлого века. Это письмо от Валентины Ступиной, молодой москвички, которая была дружна с поэтессой Верой Бояриновой, той самой, которая познакомила меня с Николаем Рубцовым 2 мая 1963 года в общежитии литературного института. Подружилась с Валей и я. Завязалась переписка. Господи! Как сохранилось это письмо при всех моих жизненных перипетиях просто непонятно! Наверное, вот для этой фразы в числе Валькиных девичьих сумбурных фраз: " Люда, привет тебе от Хазби и Рубцова." Верьте - не верьте, но я восприняла этот привет двух великих поэтов, как только что присланный оттуда, из-за черты мне, в 21-й век. И я поняла:" Ребята! Всё хорошо!" Пути Господни неисповедимы.

С интересом читаю о Рубцове.
Благодарен Вам, Людмила!

"Господи! Как сохранилось это письмо
при всех моих жизненных перипетиях просто непонятно!
Наверное, вот для этой фразы в числе Валькиных девичьих сумбурных фраз:
" Люда, привет тебе от Хазби и Рубцова."
Верьте - не верьте, но я восприняла этот привет двух великих поэтов,
как только что присланный оттуда, из-за черты мне, в 21-й век.
И я поняла:" Ребята! Всё хорошо!" Пути Господни неисповедимы. "

Уводит к Библии, к путям Господним, которые исповедимы,
и написаны нам в утешение и наставление:

«Имея надежду на Бога,
что будет воскресение мертвых,
праведных и неправедных» (ДЕЯНИЯ 24:15).

Мы все еще встретимся здесь, на земле,
под правлением Христа, когда будет изгнан вон
правитель нынешней системы вещей - Сатана Дьявол.

Все будет к славе нашего Создателя;
у Бога есть память о нас,
есть желание нас вернуть,
и есть сила это сделать.

Да, Людмила, Вы очень проницательны,
и все что Вы сказали обо мне - правда.
Буду рад найти в Писании слова для Вашего утешения,
для Вашей веры и надежды на встречу с любимыми на земле,
и о прощении грехов наших:
Это жертвенная смерть Иисуса Христа,
если мы проявляем веру в Христа,
его смерть служит основанием нашего прощения,
выкуп за наши грехи.

Почему жертва Иисуса Христа — это «выкуп за многих»?
Библейский ответ
Жертва Иисуса Христа — это средство, благодаря которому Иегова избавит человечество от греха и смерти. Пролитая кровь Иисуса названа в Библии выкупной ценой (Эфесянам 1:7; 1 Петра 1:18, 19). Поэтому, по словам Иисуса, он пришел, чтобы «отдать свою душу как выкуп за многих» (Матфея 20:28).

Почему потребовался «выкуп за многих»?
Первый человек, Адам, был создан совершенным, то есть безгрешным. Его ожидала вечная жизнь, но он потерял ее, решив ослушаться Бога (Бытие 3:17—19). Когда у Адама появились дети, он передал им грех по наследству (Римлянам 5:12). Поэтому в Библии сказано, что Адам продал себя и своих детей в рабство греха и смерти (Римлянам 7:14). Несовершенные, они не могли выкупить обратно то, что потерял Адам (Псалом 49:7, 8).

Бог испытывал сострадание к потомкам Адама, которые оказались в таком безвыходном положении (Иоанна 3:16). Но просто закрыть глаза на их грехи или простить их без всякого на то основания противоречило Божьим нормам справедливости (Псалом 89:14; Римлянам 3:23—26). Бог любит людей, поэтому он предоставил необходимое законное основание не только для прощения их грехов, но и для освобождения от них (Римлянам 5:6—8). Этим законным основанием и является выкуп.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Москва. Улица Добролюбова, 9/11. Общежитие института. Помню сердитую дежурную, которая бросила мой паспорт в ящик стола. Нина завела меня в комнату и тут же остановила со словами: "Подожди здесь, я скоро. "

Комната просторная, но неуютная. Стойкий табачный запах. Железные, похожие на арестантские кровати. Окно с мутными стеклами двойных рам на одну треть заполнено пачками из-под сигарет.

Группа молодых людей о чем-то спорит между собой. "Куда я попала?"

И тут как ветром распахивается дверь, не входит, а влетает Рубцов в расстегнутом пальто и вскинутыми вверх руками. С возгласами бросаются к нему студенты, хватают в свои объятия. Рубцов смеется и тоже с жестами, как обычно, читает стихи, объясняет, что за ним была погоня.

Позднее я узнала, что поэта выгнали из института, выписали из общежития, а друзья любили его и укрывали от бдительного начальства в своих комнатах. Свидетелем такого факта и мне пришлось быть.

Рубцов поднимал и опускал руки, имитировал, как он на лифте ускользал от преследователя. Он назвал это лицо, но я запомнила только то, что этому человеку было поручено поймать Рубцова и выдворить его на улицу.

Я стояла боком, прислонившись к столу в углу комнаты. Стульев рядом не было, а сесть на чужую койку не решалась.

Когда кольцо ребят, обступивших Колю, разомкнулось, он увидел меня и воскликнул удивленно: "Неля!?"

Было у него движение подойти ко мне, но тут ему подали гитару, пододвинули стул. И Коля запел:

Я уеду из этой деревни,

Будет льдом покрываться река,

Будут ночью поскрипывать двери,

Будет грязь на дворе глубока.

Мать придет и уснет без улыбки,

И в затерянном сером краю

В эту ночь у берестяной зыбки

Ты оплачешь измену мою.

Такое пение я услышала впервые, и сама интонация, и слова глубоко потрясали душу. Произвольно подступали слезы.

"Так вот какой Рубцов!" - опять подумала я, восхищаясь этим пением и предвидя нелегкую судьбу в возможной с ним будущей близости.

Кого же он оставил? Ведь видно же, что он все-таки любит все, о чем поет. Он страдает.

Так зачем же, прищурив ресницы,

У глухого болотного пня

Спелой клюквой, как добрую птицу,

Ты с ладони кормила меня.

Коля поет, как бы прислушиваясь к себе, не наблюдая, какое производит впечатление. Часто моргает, щурит глаза. Слежу за текстом, ожидая развязки. И вот:

Но однажды я вспомню про клюкву,

Про любовь твою в сером краю,

И пошлю вам чудесную куклу,

Как последнюю сказку мою.

Чтобы девочка, куклу качая,

Никогда не сидела одна.

- Мама, мамочка! Кукла какая!

- И мигает, и плачет она.

Окончив петь, Коля задумался, отложил гитару и с серьезным видом слегка похлопал по карману, как бы проверяя, все ли там на месте. Сунул руку в карман, достал конверт, вынул лист. развернул и стал читать письмо. Читал сосредоточенно. И вдруг: "Ха! Ха! " (не рассмеялся, а выговорил отчетливо) - и начал читать вслух фразу: "Когда ты уезжаешь, то всегда бываешь таким добрым".

Не успел Коля дочитать письмо до конца, как вновь распахнулась дверь, влетел паренек - и сразу к Рубцову. Что-то пошептал на ухо, и вместе они выбежали из комнаты.

Вскоре пришла Нина, но не одна, а с Сергеем Чухиным. Он поздоровался со мной. Мы знали друг друга по литературным семинарам. Это был юноша с добрым сердцем и открытой душой. Один из близких друзей Рубцова. Погиб Чухин тоже трагически в самом расцвете поэтического таланта. А тогда, темным осенним вечером, он был в Москве моим ангелом-хранителем.

Нина сообщила мне, что не могла получить комнату, пойдет ночевать к своему другу.

- Тебя пока Сережка устроит.

И тихо на ухо: "Он же свой парень, не бойся, не обидит".

Сережа привел меня в полутемную комнату, почти такую же, как первая. Показал на одну из стоящих параллельно коек: "Отдохни пока. ". И сразу вышел, замкнув дверь на ключ.

Послушалась совета, прилегла на койку, но было не до отдыха: тревожные мысли путались в голове.

Через какое-то время Чухин вернулся.

- Все, договорился. Можешь спать до утра.

- А вдруг кто-нибудь придет? - говорю от страха почти шепотом.

- Я на ключ закрою. Сережа повернул ключ, оставив его в дверях, и бухнулся на соседнюю койку поверх одеяла.

Мне хотелось поговорить с ним, спросить о Рубцове, но не могла решиться, а Сережа быстро уснул. Ночь была утомительно длинная; я так и не сомкнула глаз, прислушиваясь к шуму за окном, к каждому шороху. Кто-то долго ходил по коридору. Потом щелкнул ключ, кто-то пытался открыть дверь.

Слышит ли Сережа? Нет, не слышит, спит. Вздыхаю:

"Что молодо - то зелено,

От правды не уйдешь.

Бессоннице не ведено

Ходить, где не живешь.

Мне темную, тянучую

Лить ноченьку до дня.

Мне долюшка дана".

Только в следующем году в Вологде я рассказала Рубцову про бессонную ночь, про то, как пытались открыть дверь. Кто это мог быть? А он серьезно: "Наверное, это был я. Какой я дурак. " Дальше не говорил -дурак, что не подал голос, не зашел? Или потревожил чужой сон?

На другой день Нина уговорила меня остаться еще на одну ночь, так как разрешили вместе с ней присутствовать на семинаре, которым руководил Сергей Смирнов.

Вечером этого дня так и не удалось увидеть Рубцова, спрашивать о нем даже у Нины стеснялась.

Ночь прошла в такой же просторной комнате, но по сравнению с первой - по-домашнему уютной. На окне шторы, цветы, какие-то картинки, игрушки-безделушки.

Есть письменный стол, за которым сидит молодая женщина, не обращая внимания на нас, вошедших.

- Это переводчица. Она работает. Не будем ей мешать, - предупредила меня Нина. На одной из двух деревянных кроватей-полуторок мы устраиваемся спать. Нина быстро заснула крепким здоровым сном. А у меня и вторая ночь была бессонной. Мысли снова возвращаются к Колиным стихам. Но почему на него такое гонение?

Я думаю о нашей с ним встрече, о его поведении со мной, о нескрываемой грусти и печали в его глазах. Вот хотя бы эта песня. Почему он спел именно ее? Хотел мне рассказать о себе? А потом - письмо.

Какая-то связь между песней и письмом, конечно же, есть. Зачем он в Вологде приходил ко мне, о чем он хотел поговорить?

А мысль точит: "И с Рубцовым ничего не поговорила. Может, больше и не увижу". Но все же увидела. Вечером с Ниной (она вышла проводить) были уже на улице, как нас догнал Сережа Чухин. И тут же, как из-под земли, появился Коля. Он остановил Сережу. Остановились и мы.

Я слышу разговор:

- Коля, как ты теперь?

- Еще не знаю. Наверное, в Ленинград.

Про Липин Бор, думаю, забыл, и про меня тоже. Со стороны ни за что не понять, что мы знакомы. Подмывает спросить: "А в Вологду не приедешь? ". Но молчу. Коля даже не смотрит в нашу с Ниной сторону и вскоре так же исчезает, как и появился, но уже вместе с Чухиным.

Пройдя со мной метров пятнадцать, Нина останавливается:

- Я не могу тебя дальше провожать. Тут метро недалеко, сама доберешься.

Иду по незнакомому мне полутемному городу (раньше была только проездом). Пошел косой дождь со снегом. И льдинки, как иголки, колют лицо. Вместе с капельками воды по щекам текут слезы: я плачу.

Казалось, что я рассталась с Рубцовым навсегда. Но ошиблась. Нам суждено было встретиться в следующем, 1967 году в Вологде.

Это был самый счастливый год в моей жизни. И началось все для меня 8 марта. Как сейчас помню: ясный солнечный день, телефонный звонок, напевный голос Нины Груздевой:

- Неля, приходи ко мне. (Она жила в это время в общежитии-гостинице на ул. Октябрьской.) Коля Рубцов хочет тебя видеть. Сердце мое застучало: и верится, и не верится.

- Нет, рядом стоит.

"Так почему же он сам не может мне позвонить, стесняется? Наверное, да. Значит, и это тоже Рубцов?!"

. Оказывается, все правильно. Коля бывал почти по-детски застенчивым, немногословным, обидчивым, как будто пришибленным и одиноким. Но все это откроется для меня со временем. А в тот весенний день на него обижаюсь, говорю в телефон:

- Почему он молчит? Пусть сам об этом скажет.

И сразу же — ясный рубцовский баритон. Он что-то говорит мне веселым голосом, но я не разбираю слов, а слушаю и слушаю его голос. И только отчетливое "Приходи" заставляет опомниться.

- Вот это подарок на 8 Марта! - думаю и произношу вслух. Рубцов это слышит и смеется.

Надеваю новое сиреневое жаккардовое платье, обычно связанные в пучок волосы распускаю, и они ложатся локонами на плечи. Бегу к Нине.

Вхожу в комнату. Коля, веселый, улыбчивый, поднимается навстречу. На нем все тот же коричневый пиджак, но зато рубашка легкая, шелковистая, цвета морской волны. И сам он мне кажется весенним. Настроение праздничное. Пьем красное вино. Нина читает стихи.

Нам весело. Время летит быстро.

Еще светло, но уже вечер. Пора расходиться по домам. И Нина отзывает меня в сторону и тихо говорит:

"Пусть Коля у тебя сегодня ночует, у меня нельзя, не разрешат". Я согласно киваю головой.

Коля надевает то же темно-серое пальто, а на голову - пёструю серую кепку. Какой он непохожий на себя в этом наряде? Пальто уже старое, великовато ему, а на голове - новая кепка. Он похож на хитроватого мужичка.

Приходим ко мне. Мама уже относится к нему как к знакомому. Не удивляется его приходу. Стелю постель на том же диване. А он:

"Опять ты не со мной? " - "Конечно, нет", - отвечаю. Он вздыхает, но уже как-то по-доброму, не сердится.

Рано утром я проснулась от шороха, взглянула на диван. Рубцов уже не спал, бы погружен в чтение письма.

Снова закрываю глаза и изредка смотрю, а он, не замечая этого, читает, опускает письмо в карман, достает и снова перечитывает. Вздыхает снова.

Мне неловко, словно подсматриваю чужую тайну. Делаю вид, что только что проснулась.

Чаевничаем. Коля не спешит уходить, но и немногословен, задумчив.

Начинаю говорить о его стихах. О том, какое потрясающее действие они произвели на меня, когда их впервые увидела в "Вологодском комсомольце". Я ходила тогда по комнате, взбудораженная до слез, повторяя: "Вот это поэзия? Вот это поэзия! Если писать стихи, то только как Рубцов. А у меня? Так нельзя". И я повторяю, повторяю: "Я не буду писать, я не буду. "

Рассказывая, как и раньше, хожу по комнате, а Рубцов все слушает и слушает, смотрит на меня внимательно, с прищуром и все же остается погруженным куда-то внутрь, в самого себя.

Намного позже узнала от В. И. Аринина, что первые стихи Рубцова воспринимали в редакции "Вологодского комсомольца" с настороженностью. Присматривались. Но постепенно Владимир Иванович (в то время ответственный секретарь "ВК") готовит яркие подборки, все это оформляется рисунками Г. Бурмагиной. Так что не обратить на это внимания просто было невозможно, становилось понятным: Рубцов - это явление в поэзии!

Показываю эти газетные вырезки (пожелтевшие от времени, они хранятся у меня и сейчас), потом говорю, что и книжечку "Лирику" купила. А Коля мотает головой недовольно, даже хмурится:

- Нет, это не то, это не то. Скоро у меня выйдет настоящая. Я тебе ее подарю. А это - не то. "Лирика"?? Но это же не я придумал! У меня совсем другое название было.

Видимо, ему надоедает такой разговор, и, чтобы переменить тему, он принимает деловой озадаченный вид и спрашивает: "А где у вас телефон?"

Я повела его в комнату, где жила с дочерью моя тетя — Нина Александровна. Он взял телефонный справочник, потом посмотрел на меня:

- Ты не знаешь, где Бобылев живет?

- Нет, - говорю, - не знаю. Он берет карандаш и на первой странице справочника пишет: "Где же Бобылев живет?" (Так и осталась у меня эта запись. Посмотрю - и вспоминаю. Ведь журналист В. Бобылев был тяжело болен и ненамного пережил Рубцова.)

Не заглядывая дальше, Коля закрыл справочник, оглянулся на меня, улыбнулся одними уголками губ и ловко так, обхватив меня, плюхнулся на рядом стоящий стул так, что я оказалась у него на коленях.

Листвой пропащей,
знобящей мглою
Заносит буря неясный путь.
А ивы гнутся над головою,
Скрипят и стонут — не отдохнуть.
Бегу от бури, от помрачении.
И вдруг я вспомню твое лицо,
Игру заката во мгле вечерней,
В лучах заката твое кольцо.
Глухому плеску на дне оврага,
И спящей вербе, и ковылю
Я, оставаясь, твердил из мрака
Одно и то же: —Люблю, люблю!

Листвой пропащей,
знобящей мглою
Заносит буря безлюдный путь.
И стонут ивы над головою,
И воет ветер — не отдохнуть!
Куда от бури, он непогоды
Себя я спрячу?
Я вспоминаю былые годы
И— плачу.

не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет,
тот и правит,
Поехал, так держись!
Я повода оставил.
Смотрю другим вослед.
Сам ехал бы
и правил,
Да мне дороги нет.

ГДЕ ВЕСЕЛЫЕ ДЕВУШКИ НАШИ?

Как играли они у берез
На лужке, зеленеющем нежно!
И, поплакав о чем-то всерьез,
Как смеялись они безмятежно!

И цветы мне бросали: — Лови!
И брожу я, забыт и обижен:
Игры юности, игры любви—
Почему я их больше не вижу?

Чей-то смех у заросших плетней,
Чей-то говор все тише и тише,
Спор гармошек и крики парней —
Почему я их больше не слышу?

— Васильки,— говорю,— васильки!
Может быть, вы не те, а другие,
Безразлично вам, годы какие
Провели мы у этой реки?

Ничего не сказали в ответ.
Но как будто чего выражали —
Долго, долго смотрели вослед,
Провожали меня, провожали.

ИЗ ВОСЬМИСТИШИЙ

В комнате темно,
В комнате беда,—
Кончилось вино,
Кончилась еда,
Кончилась вода
Вдруг на этаже,
Отчего ж тогда
Весело душе?

В комнате давно
Кончилась беда,
Есть у нас вино,
Есть у нас еда,
И давно вода
Есть на этаже,
Отчего ж тогда
Пусто на душе?

Звездный небосвод
Полон светлых дум,
У моих ворот
Затихает шум,
И глядят глаза
В самый нежный том,
А душе — гроза,
Молнии и гром!

Лунною порой,
Омрачая мир,
Шел понурый строй,
Рядом — конвоир.
А душе в ночи
Снился чудный сон:
Вербы и грачи,
Колокольный звон.

Девушке весной
Я дарил кольцо,
С лаской и тоской
Ей глядел в лицо,
Холодна была
У нее ладонь,
Но сжигал дотла
Душу мне — огонь!

Постучали в дверь,
Открывать не стал,
Я с людьми не зверь,
Просто я устал,
Может быть, меня
Ждет за дверью друг,
Может быть, родня.
А в душе — испуг.

В комнате покой,
Всем гостям почет,
Полною рекой
Жизнь моя течет,
Выйду не спеша,
На село взгляну.
Окунись, душа,
В чистую волну!

КОГО ОБИДЕЛ?

В мое окно проникли слухи.
По чистой комнате моей
Они проносятся, как мухи,—
Я сам порой ношусь по ней!

И вспомнил я тревожный ропот
Вечерних нескольких старух.
Они, они тогда по тропам
Свой разнесли недобрый слух!

— Ему-то, люди, что здесь надо?
Еще утащит чье добро! —
Шумели все, как в бурю стадо.
И я бросал свое перо.

Есть сердобольные старушки
С душою светлою, как луч!
Но эти! Дверь своей избушки
Хоть запирай от них на ключ!

Они, они — я это видел! —
Свой разнесли недобрый слух.
О Русь! Кого я здесь обидел?
Не надо слушать злых старух.

НОЧНОЕ

Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги,—
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня —
Ночь, черная ночь!
Грустному другу в чужой стороне
Словом спешил я помочь.
Пусть хоть немного поможет и мне
Ночь, черная ночь!
Резким, свистящим своим помелом
Вьюга гнала меня прочь.
Дай под твоим я погреюсь крылом,
Ночь, черная ночь!

УГРЮМОЕ

Я вспомнил
угрюмые волны,
Летящие мимо и прочь!
Я вспомнил угрюмые молы,
Я вспомнил угрюмую ночь.
Я вспомнил угрюмую птицу,
Взлетевшую
жертву стеречь.
Я вспомнил угрюмые лица,
Я вспомнил угрюмую речь.
Я вспомнил угрюмые думы,
Забытые мною уже.
И стало угрюмо, угрюмо
И как-то спокойно душе.

НЕИЗВЕСТНЫЙ

Он шел против снега во мраке,
Бездомный, голодный, больной.
Он после стучался в бараки
В какой-то деревне лесной.

Его не пустили. Тупая
Какая-то бабка в упор
Сказала, к нему подступая:
— Бродяга. Наверное, вор.

Он шел. Но угрюмо и грозно
Белели снега впереди!
Он вышел на берег морозной,
Безжизненной, страшной реки!

Он вздрогнул, очнулся и снова
Забылся, качнулся вперед.
Он умер без крика, без слова,
Он знал, что в дороге умрет.

Он умер, снегами отпетый.
А люди вели разговор
Все тот же, узнавши об этом:
— Бродяга. Наверное, вор.

ДОРОЖНАЯ ЭЛЕГИЯ

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Все дальше, все глуше.

Лесная сорока
Одна мне подруга,
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник,

И страшно немного
Без света, без друга,
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.

СКАЧЕТ ЛИ СВАДЬБА.

Скачет ли свадьба в глуши потрясенного бора,
Или, как ласка, в минуты ненастной погоды
Где-то послышится пение детского хора,—
Так — вспоминаю — бывало и в прежние годы!

Вспыхнут ли звезды — я вспомню, что прежде
блистали
Эти же звезды. И выйду случайно к парому,—
Прежде— подумаю — эти же весла плескали.
Будто о жизни и думать нельзя по-другому!

Ты говоришь, говоришь, как на родине лунной
Снег освещенный летел вороному под ноги,
Как без оглядки, взволнованный, сильный и юный
В поле открытое мчался ты вниз по дороге!

Верил ты в счастье, как верят в простую удачу,
Слушал о счастье младенческий говор природы,—
Что ж, говори! Но не думай, что, если заплачу,
Значит, и сам я жалею такие же годы.

Грустные мысли наводит порывистый ветер.
Но не об этом. А вспомнилось мне, что уныло
Прежде не думал: «Такое, мне помнится, было!»
Прежде храбрился: «Такое ли будет на свете!»

Вспыхнут ли звезды — такое ли будет на свете!-
Так говорил я. Я выйду случайно к парому,—
«Скоро,— я думал,— разбудят меня на рассвете,
Как далеко уплыву я из скучного дому. »

О, если б завтра подняться, воспрянувши духом,
С детскою верой в бессчетные вечные годы,
О, если б верить, что годы покажутся пухом,—
Как бы опять обманули меня пароходы.

Немножко отдохнем
От важных дел,
От шумных путешествий!
Трава звенит!
Волна лениво плещет,
Зенит пылает
Солнечным огнем!

Там, за морями,
Полными задора,
Земля моя,
Я был нетерпелив,—
И после дива
Нашего простора
Я повидал
Немало разных див!

Но все равно
Как самый лучший жребий,
Я твой покой
Любил издалека,
И счастлив тем,
Что в чистом этом небе
Идут, идут,
Как мысли, облака.

И я клянусь
Любою клятвой мира,
Что буду славить
Эти небеса,
Когда моя
Медлительная лира
Легко свои поднимет паруса!

Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты. Земля,
Вокруг своей оси.

В ДОРОГЕ

Зябко в поле непросохшем,
Не с того ли детский плач
Все назойливей и горше.
Запоздалый и продрогший
Пролетел над нами грач.
Ты да я, да эта крошка —
Мы одни на весь простор!
А в деревне у окошка
Ждет некормленая кошка
И про наш не знает спор.
Твой каприз отвергнув тонко,
Вижу: гнев тебя берет!
Наконец, как бы котенка,
Своего схватив ребенка,
Ты уносишься вперед.
Ты уносишься. Куда же?
Рай там, что ли? Погляди!
В мокрых вихрях столько блажи,
Столько холода в пейзаже
С темным домом впереди.
Вместе мы накормим кошку!
Вместе мы затопим печь.
Молча глядя на дорожку,
Ты решаешь понемножку,
Что игра. не стоит свеч!

ВСТРЕЧА

— Как сильно изменился ты! —
Воскликнул я. И друг опешил.
И стал печальней сироты.
Но я, смеясь, его утешил:
— Меняя прежние черты,
Меняя возраст, гнев и милость,
Не только я, не только ты,
А вся Россия изменилась.

В ИЗБЕ

Стоит изба, дымя трубой,
Живет в избе старик рябой,
Живет за окнами с резьбой
Старуха, гордая собой,
И крепко, крепко в свой предел -
Вдали от всех вселенских дел —
Вросла избушка за бугром
Со всем семейством и добром!
И только сын заводит речь,
Что не желает дом стеречь,
И всё глядит за перевал,
Где он ни разу не бывал.

ГОСТЬ

Гость молчит,
и я — ни слова!
Только руки говорят.
По своим стаканам снова
Разливаем все подряд.

Красным,
белым
и зеленым
Мы поддерживаем жизнь.
Взгляд блуждает по иконам,
Настроенье — хоть женись!

Я молчу, я слышу пенье,
И в прокуренной груди
Снова слышу я волненье:
Что же, что же впереди?

Как же так—
скажи на милость!
В наши годы, милый гость,
Все прошло и прокатилось,
Пролетело, пронеслось?

Красным,
белым
и зеленым
Нагоняем сладкий бред.
Взгляд блуждает по иконам.
Неужели Бога нет?

ВОЛНУЕТСЯ ЮЖНОЕ МОРЕ

Волнуется южное море.
Склоняясь, шумят кипарисы.
Я видел усталость и горе
В глазах постаревшей актрисы.

Я видел, как ходят матросы
С тоскою в глазах на закате,
Когда задыхаются розы
В бредовом своем аромате.

А ночью под аспидным небом
В томительных сумерках юга
Груженные спиртом и хлебом
Суда окликают друг друга.

И я, увозимый баржою
Все дальше за южною кромкой,
Всему откликаюсь душою
Спокойно уже и негромко.

ЭЛЕГИЯ

Отложу свою скудную пищу.
И отправлюсь на вечный покой.
Пусть меня еще любят и ищут
Над моей одинокой рекой.

Пусть еще всевозможное благо
Обещают на той стороне.
Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне.

ЧТО ВСПОМНЮ Я?

Все движется к темному устью.
Когда я очнусь на краю,
Наверное, с резкою грустью
Я родину вспомню свою.

Что вспомню я? Черные бани
По склонам крутых берегов,
Как пели обозные сани
В безмолвии лунных снегов.

Как тихо суслоны пшеницы
В полях покидала заря,
И грустные, грустные птицы
Кричали в конце сентября.

И нехотя так на суслоны
Садились, клевали зерно,—
Что зерна? Усталым и сонным,
Им было уже все равно.

Я помню, как с дальнего моря
Матроса примчал грузовик,
Как в бане повесился с горя
Какой-то пропащий мужик.

Как звонко, терзая гармошку,
Гуляли под топот и свист,
Какую чудесную брошку
На кепке носил гармонист.

А сколько там было щемящих
Всех радостей, болей, чудес,
Лишь помнят зеленые чащи
Да темный еловый лес!

25 января 1969

На правом берегу,
А кладбище —
На левом берегу.
И самый грустный все же
И нелепый
Вот этот путь,
Венчающий борьбу,
И все на свете,—
С правого
На левый,
Среди цветов
В обыденном гробу.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ

Девочка на кладбище играет,
Где кусты лепечут, как в бреду.
Смех ее веселый разбирает,
Безмятежно девочка играет
В этом пышном радостном саду.

Не любуйся этим пышным садом!
Но прими душой, как благодать,
Что такую крошку видишь рядом,
Что под самым грустным нашим взглядом
Все равно ей весело играть.

Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний!
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вон Есенин —
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они —
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Неужели
в свой черед
Надо мною смерть нависнет,—
Голова, как спелый плод,
Отлетит от веток жизни?
Все умрем. Но есть резон
В том, что ты рожден поэтом.
А другой — жнецом рожден.
Все уйдем. Но суть не в этом.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Шрамы, или рубцы: причины появления, при каких заболеваниях возникают, диагностика и способы лечения.

Определение

Шрам, или рубец – это видимое, пальпируемое изменение кожи, образовавшееся после заживления ран и представляющее собой грубую соединительную ткань, в которой отсутствуют волосяные фолликулы и потовые железы.

Рубец проходит несколько стадий формирования.

1-я стадия – воспаление и эпителизация. Ее продолжительность составляет от недели до 10 дней - края раны сближаются за счет образования грануляционной ткани.

Если в этот период не произошло инфицирования или повторного травмирования раны, а также если повреждение кожи не было слишком глубоким, то на месте травмы появится еле заметный шрам.

2-я стадия – формирование «молодого» рубца. Она может длиться до месяца с момента травмы. «Молодой» рубец имеет ярко-розовый цвет и легко растягивается. Начинают образовываться новые коллагеновые и эластиновые волокна.

3-я стадия – формирование «зрелого» рубца. Ее продолжительность – до трех месяцев. В это время волокна коллагена и эластина организуются в пучки, кровоснабжение рубца снижается и он становится менее ярким.

4-я стадия – окончательное созревание рубца, которое происходит примерно через год после получения травмы. Рубец становится плотным и бледным (по сравнению с окружающей кожей) – это объясняется избыточным натяжением коллагеновых волокон и очень малым количеством кровеносных сосудов в зоне рубца.

Разновидности шрамов (рубцов)

Деление рубцов происходит по признаку их соответствия уровню поверхности кожи.

Нормотрофические рубцы расположены вровень с поверхностью окружающей их кожи. Они, как правило, белесые, плоские и не выходят за края повреждения.

Нормотрофический рубец.jpg

Атрофические рубцы расположены ниже уровня окружающей здоровой кожи, что объясняется недостатком в них коллагеновых и эластиновых волокон. К таким рубцовым изменениям относятся, например, стрии (растяжки), последствия ветряной оспы и рубцы постакне.

Атрофический рубец.jpg

Гипертрофические рубцы выступают над поверхностью кожи, но не выходят за границы раны. Их цвет совпадает с цветом окружающей кожи или немного розовее. К гипертрофическим рубцам относятся и келоиды - рубцы, склонные к постоянному росту, который сопровождается зудом, болезненностью и жжением. Они сильно возвышаются над поверхностью кожи, выходят за границы раны, могут быть красными, бордовыми или синюшными, что объясняется их богатым кровоснабжением.


Возможные причины появления шрамов

Шрамы могут остаться на коже после любой травмы, проникающей в дермальный слой, – гнойного воспаления, глубокого разреза (в том числе после хирургического вмешательства), термического или химического ожога, воздействия радиации.

Рубцовые изменения кожи формируются после некоторых заболеваниях кожи и подкожной жировой клетчатки, например, после акне и демодекоза.

Особую группу составляют пациенты с дисплазией соединительной ткани. Патологическое рубцевания в виде гипертрофических и келоидных рубцов, стрий, широких атрофических рубцов по типу «папиросной бумаги» объясняется у них особенностью коллагенообразования.

К каким врачам обращаться при появлении шрама

Коррекцией рубцовых деформаций кожи занимаются дерматокосметологи, лазеротерапевты и хирурги.

Диагностика и обследования при появлении рубцов

Для выбора тактики лечения врач проводит осмотр рубцовой ткани, выясняет «возраст» шрама и обстоятельства, при которых была получена травма - резаные раны заживают более гладко, размозженные, рубленные и рваные заживают с худшим прогнозом.

Инструментальная диагностика требуется в тех случаях, когда необходимо определить состояние подлежащих тканей.

Исследование мягких тканей для выявления патологических изменений и диагностики новообразований.

Читайте также: