Не вредно ли чернила для кожи

Обновлено: 24.04.2024

Аквагрим на лице ребенка - запрещать или разрешать? Вред временного тату

Современные родители готовы на многое, чтобы их дети были счастливы и чувствовали себя ничем не хуже своих сверстников. Поэтому уже с первых дней рождения они стараются доставить максимум удовольствий своему малышу, приглашая туда опытных ведущих, клоунов и детей, с родителями которых они дружат.

Одним из модных способов развлечения детей, которые сейчас используют многие ведущие детских вечеринок и празднований, стал аквагрим. Разгадать значение этого слова довольно просто, в переводе оно означает "грим при помощи воды". Мастеров аквагрима сегодня можно найти везде, предлагают они свои услуги не только по объявлениям, но и демонстрируя свой профессионализм в пляжах, парках и других местах молодежных гуляний.

Чаще всего аквагрим делают на лице, ведь лицо - самая открытая часть тела в любое время года. Нанесение сложных рисунков в виде красивых цветов, бабочек и сказочных героев требует определенных навыков, поэтому нарисовать их сможет только специалист, имеющий некоторые художественные способности. Но в последние годы многие подростки сами стали разрисовывать свое лицо, удивляя прохожих своим отталкивающим видом. Подобный грим раньше использовался только для клоунов и театральных героев, а сейчас многие подростки пользуются этой услугой, чтобы выделиться из толпы. Однако при этом они не учитывают главное: аквагрим на лице должен быть красивым и вызывать положительные эмоции, а не сомнение в том, все ли в порядке с психикой у этого ребенка?

Несмотря на то, что краски для аквагрима быстро смываются водой, не стоит родителям разрешать наносить рисунки на лицо своих детей без особой на то необходимости. Согласитесь, разумнее разрисовывать свое лицо, чем личико малыша, которому еще нет и 3-х лет. Он просто не поймет, зачем взрослые вместо бумаги решили использовать его лицо, а увидев мордашку клоуна или животного на расстоянии, возможно, он обрадуется.

аквагрим у детей

Дерматологи едины во мнении: аквагрим, как и другие виды временного тату, вредно для здоровья кожи. Временные татуировки могут вызвать серьезные аллергические реакции, при этом, чем малыш младше, тем сильнее они выражены. Отмечены случаи, когда через некоторое время кожу на месте нанесения рисунка поражает атопический дерматит, который проявляется высыпаниями и долго незаживающими новообразованиями на щеке. У детей, склонных к диатезу и аллергии, краски для аквагрима могут спровоцировать бронхиальную астму.

Недавние исследования португальских ученых показали, особую опасность для здоровья представляет временное тату, сделанное краской, которую называют черной хной. Узоры, нанесенные хной, держатся на коже около недели, благодаря своему составу. Дело в том, что натуральная хна - безопасный продукт и редко вызывает аллергическую реакцию, но она имеет ненасыщенный рыжевато-красный цвет. Чтобы сделать ее цвет более темным в краску добавляют парафенпилендиамин - химическое вещество, разрешенное к применению лишь в некоторых видах косметической продукции в минимальных дозах. Этот химикат делают краску высокоаллергенной и у детей, склонных к аллергии, при длительном контакте с ней могут диагностировать бронхиальную астму.

Конечно, аквагрим стал для тату-мастеров хорошим источником дохода, поэтому они никогда не скажут, что татуировки вредны для здоровья. Если даже у ребенка нет аллергии, организм воспринимает рисунок на лице как инородный элемент и начинает отторгать ее. Поэтому прежде чем делать аквагрим своему ребенку, обязательно учитывайте его характер. Если он скромный и не любит быть в центре внимания, то узор на лице может стать для него поводом для серьезного стресса.

Детям старше 5 лет аквагрим позволяет стать похожим на клоуна или любимых животных, окунуться в мир сказочных героев. Красивые узоры на лице дарят им ощущение праздника и много позитивных эмоций. Но и в этих случаях, не следует слишком увлекаться аквагримом, прибегайте к этой услуги лишь тогда, когда нужно создать определенный образ в праздники, например, сказочного героя или персонажа из мультфильма.

В любом случае перед нанесением краски на лицо ребенка нужно убедиться, что она не вызовет у него аллергическую реакцию. Для этого надо нанести часть краски на участок кожи на шее и подождать 10 минут. Если на месте нанесения краски кожа не покраснела, то разрешается делать аквагрим на кожу детей не более чем на 2-3 часа, а перед сном обязательно нужно смыть всю краску теплой водой.

Каждая мама хорошо знает, что детская кожа - самая нежная и чувствительная, а потому ее следует тщательно оберегать от негативных внешних воздействий. Любые краски, даже если они рекламируются как пригодные для добавления в пищу, закупоривают поры кожи и ухудшают обменные процессы в клетках. Кожу надо беречь смолоду, потому что восстановить ее с возрастом будет очень трудно, если ее структура уже желает оставлять лучшего.

- Вернуться в оглавление раздела "Дерматология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Все о путешествии чернил в эпидермис, дерму и бесконечной борьбе с макрофагами.

Что происходит с кожей, когда мы делаем татуировки: рассказывает специалист

Фото Lucas Guimarães, pexels

Татуировка — модный и привычный способ украсить свое тело, но за исключением профессионалов мало кто знает, как именно она наносится. На просветительском канале ютьюба Institute of Human Anatomy специалист частной лаборатории Джонатан Беннион объяснил, что именно происходит с кожей при нанесении тату, почему тело не отвергает чужеродные чернила и в связи с чем большинство татуировок со временем исчезают.

Специально для тебя мы перевели этот увлекательный рассказ.

Почему нельзя вводить чернила только в эпидермис

Что происходит с кожей, когда мы делаем татуировки: рассказывает специалист

Кожа является частью покровной системы организма, состоящей из трех слоев, каждый из которых состоит из совершенно разных тканей. Сверху находится эпидермис, посередине — дерма, а затем идет подкожная клетчатка, также известная как гиподерма.

«Природа ткани влияет на то, как чернила осядут в этом слое, как долго они будут держаться и даже на то, как будет выглядеть конечная татуировка», — говорит Беннион.

Верхний слой, эпидермис, тонкий, как бумага, поэтому татуировщикам приходится погружать иглу чуть глубже. Дело в том, что клетки, расположенные ближе всего к поверхности кожи, расплющиваются и отмирают, чтобы создать барьер против трения, а затем отваливаются.

Всего за один день человеческое тело может избавиться от миллиона таких мертвых клеток.

«Часть чернил, попадая в кожу, оседает в эпидермисе, — говорит Беннион. — Однако затем они будут отслаиваться и пропадут. Поэтому именно следующий слой чрезвычайно важен для нанесения татуировки».

Что происходит с чернилами в дерме

Что происходит с кожей, когда мы делаем татуировки: рассказывает специалист

Более толстый кожный слой, дерма, состоит из плотной соединительной ткани и содержит потовые железы, кровеносные сосуды, нервные окончания и клетки фиброцитов, которые производят коллаген — именно он придает дерме прочность и эластичность.

«Когда чернила попадут в средний слой, большая их часть окажется в коллагеновой матрице, а еще часть будет поглощена фиброцитами, — говорит Беннион. — Но это не единственное, что здесь происходит. Во время нанесения татуировки игла прокалывает кожу со скоростью от 50 до 3000 раз в минуту. Это приводит к травме, а также вводит инородное вещество в кожу. Обычно, когда наше тело сталкивается с подобными неприятностями, иммунной системе есть что сказать по этому поводу, и она активирует воспалительный процесс».

Почему татуировки исчезают со временем

Что происходит с кожей, когда мы делаем татуировки: рассказывает специалист

Воспаление — это место, где организм высвобождает лейкоциты до точки повреждения. Белые кровяные клетки, называемые макрофагами, которые поглощают инородные тела, такие как вирусы и бактерии, пытаются поглотить чернила и разрушить их. Однако сделать это им не удается.

«Макрофаги используются для переваривания биологических веществ, — объясняет Беннион. — А поскольку чернила могут содержать краситель, пластик и даже твердые вещества, наши лейкоциты не способны их расщеплять».

Беннион продолжает объяснять, что, когда макрофаги, атаковавшие чернила, умирают, они высвобождают их, и появляется новый макрофаг, который снова бросается в бой. При этом отдельные частицы чернил уносятся в лимфатическую систему.

Этот непрерывный процесс поглощения и высвобождения продолжается в течение всей жизни человека. Согласно одной из основных современных теорий, именно он приводит к тому, что татуировки имеют тенденцию исчезать через несколько лет, если их не обновлять.

Влияние пигментов тату на здоровье

Интерес к искусству татуировки увеличивается. В том числе чаще спрашивают, опасны ли чернила для тату. Чтобы разобраться, нужно понимать, как действует краска.

Аллергия на чернила

Появление аллергических реакций после нанесения татуировки является индивидуальной особенностью организма. Есть факторы, которые повышают риск аллергии.

Если мастер использует в работе некачественные красители китайского производства или сделанные самостоятельно, велика вероятность, что у клиента появятся высыпания и воспаления.

Качественные пигменты также могут вызвать аллергическую реакцию, если в составе есть растительные компоненты. Производители используют экстракты трав для смягчения кожи и антибактериального эффекта.

Некоторые красители вызывают покраснения и высыпания. Заранее стоит уточнить, нет ли аллергии на чернила для тату определенного цвета. Часто возникает реакция на красный и желтый пигмент, в них добавляют киноварь и сульфид кадмия. Эти вещества гипераллергенны, могут вызывать отек и зуд. Если организм бурно реагирует на краситель, лучше отказаться от такого цвета в татуировке.

Опытные мастера знают, пигменты каких фирм и цветов могут вызвать аллергию, и не используют их в работе.

Чаще аллергические реакции возникают на обезболивающие гели. Выбирая нанесение с анестезией, следует узнать, нет ли непереносимости компонентов состава. Реакция может проявиться в виде зуда, покраснения, отека, сыпи. При наличии аллергии татуировка долго заживает, может временно измениться контур рисунка. Симптомы обычно присутствуют несколько дней, но могут сохраняться в течение двух месяцев.

Также возможны аллергические реакции на заживляющие мази.

Аллергия на чернила для тату

Кожные реакции

  • Точечные кровоизлияния. При внесении красителя повреждается кожа, соединительные ткани, сосуды.
  • Асептическое воспаление. Естественная реакция кожи на укол иглой проявляется в виде расширения капилляров. Клетки крови и плазма проникают в ткани, наблюдается отек и покраснение, локальное повышение температуры.
  • Иммунные реакции – организм начинает бороться с воспалением. Клетки-макрофаги поглощают разрушенные волокна, чтобы восстановить ткани. Пигмент, попадая внутрь макрофага, не уничтожается, а накапливается. Когда макрофаги погибают, пигмент остается на месте.

После нанесения татуировки начинается процесс восстановления поврежденной кожи, вырабатываются эластиновые и коллагеновые волокна, которые обволакивают краситель, отделяют его от окружающих тканей. Клетки эпидермиса начинают активно делиться, чтобы закрыть участок кожи. В результате образуется корочка, которая защищает от попадания вредных микроорганизмов. После завершения регенерации, пигмент надолго остается в коже.

Какие последствия могут быть от татуировки?

Нет однозначного ответа на вопрос о том, безопасны ли чернила, которые попадают в лимфу. Их накопление теоретически может привести к ухудшению свертываемости крови и спровоцировать увеличение лимфоузлов.

Однако масштабные и долгосрочные исследования влияния пигментов на здоровье не проводились. Доказательств серьезных негативных последствий чернил для тату на организм не выявлено.

На появление аллергических реакций и дерматитов влияют индивидуальные особенности организма, качество применяемых красителей, профессионализм мастера. Чтобы уменьшить риск негативных проявлений, следует обращаться в проверенные салоны, где соблюдаются меры дезинфекции, применяются пигменты высокого качества.

Опасность увлечения живописью для здоровья

Опасность, связанная с живописью:

1. Токсичные пигменты. Свинец, мышьяк, сурьма, кадмий, хром, кобальт, марганец и ртуть могут быть проглочены вследствие загрязненности рук, ногтей, пищевых продуктов, чашек и сигарет, а также в результате того, что художник может держать кисть с краской во рту. При смешивании красок из сухих порошковых пигментов образуется пыль, взвешенная в воздухе.

Токсичные ингредиенты: свинцовые белила (пигменты, содержащие основной карбонат свинца и кадмий), желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) могут вызвать рак легких. Ламповая и газовая сажа могут содержать примеси, вызывающие рак кожи. Хроматные пигменты: желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) — могут вызвать изъязвления кожи и аллергические реакции.

Предостережения. Необходимы средства защиты: местная или вытяжная вентиляция, перчаточный бокс или разрешенный к применению респиратор. Художник должен тщательно мыть руки и ногти после смешивания красок и воздерживаться от потребления пищи, питья или курения в студии.

2. Растворители в составе масляных красок, используемые для удаления красок и в составе лаков. Они входят в состав клеев, фиксативов, применяемых для уменьшения вязкости красок, перманентных маркеров, лаков и разбавителей. К растворителям относятся толуол, ксилол, гексан, циклогексан, метанол, мети-лэтилкетон, ацетон, уайт-спирит, метиленхлорид, скипидар, спирты, гликоли, эфиры и др.

а) Предостережения. Применение самых нетоксичных веществ, разбавление веществ и использование местной вытяжной вентиляции, контроль помещений для хранения; удаление тряпок, пропитанных растворителями, в закрытых контейнерах; сведение к минимуму воздействия на кожу, использование респираторов и других средств личной защиты. Контроль за огнеопасными веществами.

б) Краски на водной основе. Токсичные ингредиенты. Акриловые краски — аммиак, формальдегид. Казеиновые краски — гидроксид аммония. Все водные краски — консерванты, например фенилмеркурацетат.

в) Краски на другой основе. Токсичные ингредиенты. Растворители, скипидар, уайт-спирит.

г) Пульверизаторы, аэрозольные баллончики, пистолеты-распылители. Токсичные ингредиенты. Растворители, пигменты, дизельное топливо (изобутаны, пропаны), которое может воспламеняться.

д) Средства для рисования жидкими материалами. Токсичные ингредиенты. Перья и тушь, содержащая растворители; маркеры с фетровым наконечником: ксилол, пропиловый спирт.

Опасности увлечения фотографией и живописью

е) Пигменты, содержащие тяжелые металлы. Художники используют такие краски, как ярко-желтая (мышьяк, кадмий, свинец), красная, белая, зеленая, синяя (главным образом медь, кобальт, алюминий и марганец) и фиолетовая (марганец, кобальт). Кобальтовые краски, применявшиеся художниками в прошлом веке, были часто загрязнены мышьяком.

Земляные краски, такие как желтая и красная охра, красный краситель из марены красильной, оливково-зеленая и коричневая краски, состоят из относительно безвредных соединений железа. Оливково-зеленая краска и красный краситель из марены красильной также в меньшем количестве содержат кремний и алюминий.

Краски состоят также из масла льняного семени, небольших количеств стеарата алюминия и содержат до 80 % пигмента. Примерно за 8000 лет до н.э. египтяне использовали киноварь (сульфид ртути), бриллиантовый голубой и бриллиантовый зеленый (органические соединения меди), ярко-желтые краски (сульфид мышьяка), красную, желтую и коричневую охру (соединения железа) и красный краситель из марены красильной (растительный экстракт).

В период между Римской империей и Ренессансом добавились новые краски: белый карбонат свинца, желтая окись свинца, антимонат и станнат и синие сульфосиликаты алюминия и манганат бария. На протяжении XIX столетия появились новые пигменты, содержащие тяжелые металлы: синие алюминаты кобальта, желтый (сульфид кадмия и окись хрома), красный сульфид кадмия, зеленая окись хрома и фиолетовые (арсенат кобальта и марганец-аммоний фосфат).

Художники часто не мыли руки перед курением и едой, а также облизывали свои кисти. Бедные художники жили, готовили еду и ели у себя в студии. Вода и пища легко загрязнялись тяжелыми металлами из пигментов. Жар из печи, где сжигали одежду, пропитанную старыми красками, и ненужные полотна, был дешевым источником обогрева и мог содержать токсичные пары металлов.

В наши дни художники используют менее токсичные краски, на тюбиках с красками имеются предостерегающие этикетки, и художники знают, что нельзя лизать кисти или сжигать краски в помещении. Сигареты редко скручиваются вручную, питьевая вода поступает по водопроводу, а не берется из ведер, а пищевые продукты хранятся в холодильниках.

ж) Средства для удаления красок:
- Опасность. Раздражение верхних дыхательных путей, дерматит, поражение почек и печени, острая депрессия ЦНС, хроническое поражение мозга — изменения в поведении, потеря памяти, снижение интеллектуальных способностей, спутанность сознания, припадки.
- Токсичные ингредиенты. Метиленхлорид, толуол, метанол, этанол, ацетон, уайт-спирит.

з) Исполнительские виды искусств:
- Виды деятельности. Танцевальные студии, артистические помещения, классные комнаты, ночные клубы, дискотеки, кинотеатры, концертные залы, городские административные центры, арены, хоры, большие и маленькие театры, сооружения для драматических представлений под открытым небом, сцены, гардеробные, костюмерные, гримерные, парки развлечений, ТВ- и киностудии, карнавалы, рок-концерты.
- Экспозиция. Аэрозоли: метил этилкетон, асбест, акриловые материалы, пластики для театральных декораций, костюмы, маски, доспехи, реквизит. Ацетон, красители, фотохимикаты, древесные и металлические опилки, газы, пары, волокна пеньки, пыль, машинное масло.

Токсичные пигменты

I. Высокотоксичные и канцерогенные пигменты:
Сурьмяные белила (трехокись сурьмы) Бариевая желтая (хромат бария)
Жженая или нежженая умбра (окислы железа, силикаты или двуокись марганца)
Красный или оранжевый кадмий (сульфид или селенид кадмия) Желтый кадмий (сульфид кадмия)
Кадмиево-бариевые краски (кадмиевые красители и сульфат бария)
Кадмий-барий желтый (сульфид или селенид кадмия, сульфат бария, сульфид цинка)
Хромовая зелень (берлинская лазурь, хромат свинца) Оранжевый крон (основный карбонат свинца)
Желтый крон (хромат свинца)
Кобальт фиолетовый (арсенат или фосфат кобальта)
Кобальт желтый (кобальт и нитрат калия)
Свинцовые белила (основный карбонат свинца)
Литоль красный (натриевые, бариевые и кальциевые соли растворимого азопигмента)
Марганцевая фиолетовая (пирофосфат марганца и аммония) Молибдат оранжевый (хромат свинца, молибдат свинца, сульфат свинца)
Неаполитанская желтая (сурьмянокислый свинец) Стронций желтый (хромат стронция)
Искусственная киноварь (сульфид ртути) Сульфид цинка
Цинковый желтый (хромат цинка)

II. Умеренно и слабо токсичные пигменты:
Ализарин кармазинный (красочные лаки из 1,2-дигидроксиантрахинона или нерастворимого антрахинонового пигмента)
Газовая сажа (углерод)
Небесно-голубой (лазурный) пигмент (станнат кобальта) Кобальтовый синий (станнат кобальта)
Зелень Ринмана (прокаленные окислы кобальта, цинка и алюминия)
Окись хрома зеленая (окись хрома)
Марганцевая голубая (манганат или сульфат бария)
Берлинская лазурь (ферроцианид железа)
Толуидиновый (ганза) красный (нерастворимый азопигмент)
Толуидиновый (ганза) желтый (нерастворимый азопигмент)
Голубовато-зеленый пигмент (гидратированная окись хрома)
Цинковые белила (окись цинка)

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Опасность красителей, красок, туши и отравления ими

Острая — едкая щелочь, раздражение кожи или глаз. Хроническая — хронические респираторные или кожные заболевания; канцерогены.

В таблицах ниже приведен перечень вредных красителей и видов опасности, которую представляют некоторые пигменты. Большая часть красителей небезопасна для домашнего применения. Предостережения, касающиеся применения красок, туши (чернил) и красителей, приведены в отдельной таблице ниже.

После ухода на пенсию многие люди начинают заниматься любым хобби и иногда применяют вредные химические вещества. Вследствие метаболических изменений в организме пожилых людей некоторые из них оказываются менее толерантными к растворителям, формальдегиду и гликолевым эфирам.

Опасность травления. Голландская протрава — это 10 % раствор соляной кислоты в воде с добавленным хлоратом калия. Это взрывоопасный реактив, который вступает в реакцию с органическими соединениями, соединениями серы и с серной кислотой, а также с грязью и одеждой.

Опасность широко распространенных пигментов

Вред травящих веществ и химикатов, входящих в состав красителей:

1. Квасцы (двойная соль сернокислого калия и сернокислого алюминия). У некоторых людей может быть аллергическая реакция на квасцы, но специальных мер предосторожности при их использовании соблюдать не требуется.

2. Аммиак (гидроксид аммония). Избегать концентрированных растворов. Аммиак для домашнего употребления разбавлен и менее опасен. Вдыхание его ларов может вызвать раздражение дыхательных путей и глаз.

3. Алюминиево-аммониевые квасцы (двойная соль сернокислого аммония и сернокислого алюминия. Опасность такая же, как при работе с квасцами (см. выше)

4. Каустическая сода (щелок гидроксид натрия). Очень сильное коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути

5. Хлорокс (домашний отбеливатель, 5 % гипохлорит натрия). Коррозионное действие на кожу, глаза, горло и слизистые оболочки. Смешивание с аммиаком приводит к выделению ядовитого газа трех-хлористого азота. При смешивании с кислотами выделяется газообразный хлор, вызывающий очень сильное раздражение.

6. Сульфат меди (медный купорос). Может вызывать аллергию и раздражение кожи, глаз и верхних дыхательных путей. Хроническая экспозиция к порошковому сульфату меди может вызвать изъязвление и перфорацию носовой перегородки.

7. Винный камень (кислый виннокислый калий). Не представляет серьезной опасности.

8. Сульфат железа (железный купорос). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло. В особых мерах предосторожности нет необходимости.

9. Муравьиная кислота (метановая кислота). Сильное коррозионное действие на глаза и слизистые оболочки. Может вызывать изъязвления рта, горла и носовой полости.

10. Глауберова соль (сульфат натрия). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло.

11. Щавелевая кислота. Контакт с кожей и глазами может вызвать сильную коррозию и изъязвление. Вдыхание может вызвать сильное раздражение и поражение дыхательных путей. Следует надевать перчатки и защитные очки.

12. Дихромат калия (бихромат калия) Контакт с кожей может вызвать аллергию, раздражение и изъязвления. Хроническая экспозиция может вызвать аллергию дыхательных путей. Предположительный канцероген. Следует надевать перчатки и защитные очки.

13. Соль (хлористый натрий). Некоторые красители, применяемые для самых разнообразных целей, содержат соль в количествах, достаточных, чтобы оказывать токсическое действие на детей в случае проглатывания. Не представляет серьезной опасности в других отношениях.

14. Карбонат натрия. Коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

15. Гидросульфит натрия (дитионит натрия). Раздражающее действие на кожу и дыхательные пути. В процессе хранения растворы разлагаются с образованием газа двуокиси серы, оказывающего раздражающее действие. При смешивании с кислотами выделяются большие количества газообразной двуокиси серы.

16. Серная кислота (олеум). Очень сильное коррозионное действие на кожу и глаза. Пары могут вызвать поражение дыхательной системы. При нагревании образуется раздражающий газ — двуокись серы.

17. Таннин (дубильная кислота). Слабое раздражающее действие на кожу. Вызывает рак у животных. Обращаться с осторожностью.

18. Хлорид олова (двухлористое олово). Раздражающее действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

19. Мочевина. Не представляет серьезной опасности.

20. Уксус (разбавленная уксусная кислота). Ледяная (чистая) уксусная кислота оказывает очень сильное коррозионное действие, а пары вызывают раздражение. Уксус (примерно 5 % уксусная кислота) более безопасен. Умеренно раздражающее действие на кожу и глаза.

Характеристика отдельных классов красителей по их опасности:

1. Кислые красители. Обычно применяются для окраски шелка или шерсти. Часто требуется добавление в красители вспомогательных химических веществ и/или протрав. Возможно, это один из наименее токсичных классов, но к нему относятся некоторые канцерогенные пищевые и бензидиновые красители.

2. Азоидные или нафтоловые красители. Обычно применяется на целлюлозных волокнах, ацетатах, триацетатах и полиэфирах. Сообщалось о тяжелых аллергиях и кожных реакциях, в том числе депигментации кожи.

3. Основные красители. Обычно применяются для окраски шерсти, шелка и некоторых синтетических материалов. К этому классу обычно относят флюоресцентные красители. Сообщалось об аллергических реакциях, отдельные красители считаются канцерогенами.

4. Прямые красители. Обычно применяются для хлопка, льна и вискозного волокна, извлекаемых из горячих ванн, которые содержат соль. Обычно мало случаев острой опасности, но к этому классу относится большинство бензидиновых красителей, вызывающих рак.

5. Диспергируемые красители. Обычно применяются для водоотталкивающих волокон, таких как триацетат, нейлон, полиэстер и полиакрилонитрил (Dynel, Orlan и Arlan). В то время как другие красители вызывали дерматит при прямом контакте с кожей, диспергируемые краски обусловливают широко распространяющийся дерматит при контакте с конечным продуктом. С большой осторожностью следует применять для окрашивания материалов, но не для одежды.

6. Красители, реагирующие с волокнами. Их называюттакже "водными красителями для холодного крашения", "батиком" или "Procion". Некоторые виды окрашивают целлюлозные волокна, другие предназначены для шерсти, шелка и нейлона. На контейнерах с большими партиями этих красителей имеются этикетки с предостережениями относительно аллергических респираторных реакций, которые дистрибьюторы иногда не воспроизводят на этикетках более мелких упаковок. При применении следует соблюдать особую осторожность во избежание вдыхания этих красителей или их попадания на кожу.

7. Кубовые красители. Большая часть кубовых красителей применяется для окрашивания целлюлозных волокон, а некоторые из них пригодны для окрашивания шерсти и ацетатных волокон. Процесс окрашивания обычно требует использования щелока или каустической соды или в красильной ванне, или при предварительной обработке красителя. Предварительно обработанные краски оказывают разъедающее действие при работе сними или при вдыхании. Другая потенциальная опасность состоит в том, что кубовые красители должны подвергаться окислению после их нанесения. Некоторые кубовые красители окисляются воздухом, но другие требуют обработки бихроматными солями, которые могут вызывать аллергические реакции. Сообщалось, что отдельные кубовые красители сами по себе тоже вызывают аллергию. При работе с кубовыми красителями необходимо соблюдать особую осторожность; не рекомендуется применять красители, продаваемые как пигменты.

8. Другие красящие продукты. Универсальные или единые красители. Эти широко распространенные бытовые красители представляют собой смесь двух или большего числа классов красителей с добавлением соли. Таким образом, ими можно окрашивать самые разнообразные ткани. Волокном "схватывается" только такой краситель, который специфичен для погружаемой ткани. Очевидно, что с увеличением числа смешиваемых красителей повышается потенциальная опасность, и некоторые продукты содержат бензидиновые компоненты. Если эти продукты все же приходится использовать, следует выбирать жидкие продукты и применять только время от времени и с большой осторожностью.

Правила использования художественных, типографских красок и красителей:
1. Использовать только такие краски и красители, химический состав, названия и номера которых известны и для которых есть спецификации безопасности материалов (СБМ).
2. Следует ознакомиться с СБМ и этикетками продукта, чтобы оценить опасность токсичных растворителей, кислот или других химических веществ, входящих в состав красителей, красок, химических добавок, а также протравливающих веществ.
3. По возможности использовать продукты на водной основе Обычно растворители и красители являются наиболее опасными веществами, с которыми работают художники по тканям.
4. Следует покупать предварительно смешанные краски и красители. Безопасными могут быть также краски, расфасованные в пакеты, которые растворяются при погружении последних в закрытом виде в горячую воду. Весьма опасны и легко вдыхаются пигменты и красители в сухом, порошкообразном состоянии.
5. При взвешивании или смешивании порошковых красок или других токсичных порошков следует использовать местную вытяжную вентиляцию или пользоваться перчаточными боксами.

6. Избегать процедур, вызывающих образование пыли. Применения шлифования сухих красок, пульверизации сухих пигментов или красителей на влажные краски или клей и других методов, вызывающих образование пыли, следует избегать или делать это только при наличии локальной вытяжной вентиляции. Если же такие методы применяются в отсутствие вентиляции, следует выбирать пигменты (а не красители), низкая токсичность которых известна; следует надевать респиратор, защищающий от токсичной пыли, а уборку производить мокрой тряпкой.
7. По возможности выбирать методы окрашивания кистью или погружением вместо пульверизации.
8. Распыление красок или красителей следует производить только при наличии локальной вытяжной вентиляции, например кабины для аэрозолей. Дополнительным средством защиты может стать специально подобранный респиратор (для красок на водной основе — респиратор, защищающий от пыли и тумана; для материалов, содержащих растворители, — респиратор, защищающий от красок, лаков и эмалевого тумана).
9. Для того чтобы не допустить контакта красок и пигментов с кожей, следует носить перчатки или пользоваться защитными кремами; пользоваться перчатками при работе с красителями. Пятна красок нужно удалять детским маслом, затем мылом и водой, мягкими безводными очищающими средствами для рук или просто мылом и водой. Для удаления пятен никогда не следует пользоваться растворителями или отбеливателями.
10. Носить защитную одежду, в том числе длинный рабочий халат, специальную обувь и головной убор (в случае необходимости). Эту одежду нужно оставлять в студии, чтобы не приносить пыль домой. Если применяются едкие красители или коррозионные химические вещества, следует надевать защитные очки.

11. Работать на легко очищаемых поверхностях и немедленно вытирать разлитую краску. Не накрывать рабочие столы газетами, если вы работаете с порошками или красителями, которые при высыхании превращаются в порошок. При скатывании и выбрасывании газет образуется пыль.
12. Протирать полы и поверхности мокрой тряпкой. Не подметать.
13. Во избежание проглатывания химических веществ есть, пить и курить следует вдали от рабочего места. Не прикасаться к кистям губами и не держать ручку кисти в зубах. Никогда нельзя использовать кухонную утварь при крашении. Кастрюля, которая кажется чистой, может быть достаточно пористой, чтобы там были остатки красителя в опасном количестве. Тщательно мойте руки перед едой и курением, особенно после того, как держали в руках свинцовые грузила или другие предметы из свинца, порошковые химикаты или пыльные ткани.

14. Все контейнеры с красками, порошковыми красителями и пигментами, растворителями и т. д. следует держать закрытыми, за исключением того времени, когда вы ими непосредственно пользуетесь.
15. Если применяются материалы, содержащие растворители, необходимо соблюдать все правила противопожарной безопасности. (Существует спецификация "Широко применяемые растворители и их опасность".).
16. Если используются художественные и типографские краски или пигменты, содержащие свинец, необходимо регулярно делать анализ крови на содержание свинца.

Опасность, обусловленная вдыханием готовых смешанных и типографских красок

Перечисляемые ниже виды опасности и предостережения касаются таких методов работы с художественными и типографскими красками, как окрашивание кистью и окрашивание посредством погружения, при которых пигменты и растворы не взвешены в воздухе. Пульверизация, окрашивание с помощью аэрографа и другие подобные методы более опасны и требуют использования локальных вытяжных систем, например кабин для пульверизации:

1. Акриловые краски (на водной основе) при высыхании выделяют небольшое количество формальдегида и аммиака. Могут вызывать раздражение дыхательных путей и аллергию. Формальдегид вызывал рак у животных. Следует обеспечить вентиляцию с небольшим объемом обмена, например оконную вытяжную вентиляцию Акриловые краски (на основе растворителей) содержат растворители, кроме того, растворители применяют для их очистки и разбавления. Обеспечить обменную вентиляцию.

2. Художественные масляные краски не содержат летучих ингредиентов, но разбавляются и очищаются токсичными растворителями, такими как скипидар и разжижитель красок. Применять обменную вентиляцию*, например оконный вытяжной вентилятор. Многие художники часто работают, не пользуясь разбавителями красок, а кисти чистят детским маслом и затем мылом и водой. Если растворители не применяются, в специальной вентиляции нет необходимости

3. Алкидные краски содержат растворители, и их очистка и разбавление должны осуществляться с помощью растворителей. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

4. Промышленные масляные эмали и краски содержат самые разнообразные растворители и очищаются и разбавляются растворителями. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

5. Промышленные латексные краски. Вопреки распространенному мнению, они обычно содержат от 5 до 15 % растворителей, и некоторые из них очень опасны, например обнаруженные в латексных красках гликолевые эфиры. Обеспечить обменную вентиляцию.

6. Маркировочные ручки. Перманентные маркеры содержат растворители разной степени токсичности. Акварельные маркеры более безопасны и обычно содержат воду или спирт, разбавленный водой. Следует обеспечить обменную вентиляцию при работе с маркерами, содержащими растворитель.

7. Краски для шелкотрафаретной печати на основе растворителей содержат растворители, и трафареты также необходимо чистить растворителями, в результате этого в невентилируемых студиях художники подвергаются очень сильной экспозиции. Обеспечить местную вытяжную вентиляцию для помещений, где происходит печатание (например, щелевые колпаки), стеллажи для высушивания оттисков и помещение для промывания трафаретов.

8. Краски для шелкотрафаретной печати (на водной основе) — часто специально задерживаемые (медленным высушиванием) акриловые краски (см. об их опасности выше). Они служат превосходной альтернативой более опасным краскам, содержащим растворители. Обеспечить некоторую степень обменной вентиляции.

9. Акварельные, казеиновые, темперные, плакатные краски и т. д. часто содержат небольшие количества консервантов, таких как формальдегид, пароформальдегид, фенол и т. д. Обычно это наиболее безопасные типы красок. В вытяжной вентиляции необходимости, как правило, нет.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: