Не теряйте лицо не на что будет одеть маску

Обновлено: 19.04.2024

Вполне вероятно, что в ближайшее время мэрию Москвы и других регионов завалят исками граждане, на которых правоохранители усердно составляют протоколы "за нарушение масочного режима". Рассказываем, что не так с этим положением.

Идея облачить в маски, а кое-где и в перчатки всё население в качестве чуть ли не главного способа уберечься от ковида – штука спорная сама по себе: эксперты-медики до сих пор не могут прийти к единому мнению, насколько это всё эффективно.

Более того, ряд специалистов, на которых, правда, очень быстро ставят клеймо "ковид-диссидентов", и вовсе уверены, что и то и другое несёт вред.

Даже Всемирная организация здравоохранения – структура, стоит оговориться, и так насквозь неоднозначная, но тем не менее выступающая международным "законодателем мод" во всём, что касается темы распространения и борьбы с коронавирусной инфекцией, несколько раз с весны "меняла показания".

То – маски следует носить лишь при наличии респираторных симптомов (как раз в это самое время шла "самодеятельность" относительно масочного режима по всему миру), то – о необходимости надевать их в местах с высоким риском заразиться (в медучреждениях, например), то – в определённых местах (в общественном транспорте, магазинах; причём рекомендации были выпущены летом, когда в России, например, постепенно начинали снимать ограничения).

Очередные рекомендации от ВОЗ поступили в начале декабря: теперь в них отмечается, что ношение маски необходимо как внутри, так и вне помещений – в том числе в магазинах, школах и офисах. Вообще там, где нет возможности соблюдать социальную дистанцию в один метр (у нас в стране пока за единицу дистанцирования принимают полтора-два метра) и в помещениях, в которых отсутствует проветривание.

Тем не менее всё это, ещё раз стоит подчеркнуть, – рекомендации. То есть не разнарядка, обязательная к исполнению. Поскольку (цитата из интервью представителя ВОЗ в России Мелиты Вуйнович агентству ТАСС) "ношение маски – предосторожность, которая сокращает риск (заболеть), но точно неизвестно, насколько".

И всё-таки масочный режим в России стал обязательным к исполнению. Более того, он сопровождается драконовскими карательными мерами для нарушителей. Причём, если в целом по стране за хождение без маски могут вынести предупреждение или штраф в тысячу рублей, то в столице страны, например, свой ценник (по собственному КоАП) – от 4 тысяч рублей и выше.

Решили пополнить казну за счёт "безмасочников"

На конец ноября МВД, которое, несмотря на наделение соответствующими полномочиями инспектором Роспотребнадзора, выписывает львиную долю административных протоколов, отчитывалось, что всего по стране за нарушение режимов повышенной готовности, карантина и самоизоляции (если кто позабыл, такое было – и сохраняется сейчас для людей старшего возраста, а также имеющих хронические заболевания), к ответственности привлекли свыше миллиона (!) человек.

И оштрафовали их в совокупности примерно на 1,7 млрд рублей: получается, в среднем назначали 1700 рублей на каждого нарушителя.

При этом ещё в середине октября власти Москвы сообщали, что за пять месяцев действия перчаточно-масочного режима (на тот момент, соответственно) оформили без малого сто тысяч протоколов непосредственно в столичном мегаполисе – на общую сумму в 480 млн рублей. И, как можно сделать вывод по динамике составления протоколов (10 тысяч за последние две недели отчётного периода), количество растёт.

Экономика просела, бизнес вопит о том, что еле выживает, масса людей осталась без работы, а городская казна зарабатывает – по-московски, цинично и жёстко, не обращая внимания ни на что. Полмиллиарда – будьте любезны!

Но – спокойно, граждане, спокойно.

Называя эти цифры, власти, мягко говоря, лукавят – точнее, весьма основательно вводят в заблуждение.

В реальности речь идёт не о назначенных судами штрафах (это и по всей стране, и по Москве в частности), а только о составленных полицией (инспекторами) административных протоколах – зачастую со скандалами, закручиванием рук и препровождением "особо опасных преступников" в участки.

Судебная практика говорит о другом.

В своё время, на заре пандемии, когда суды в регионах начали было штамповать штрафы по ч. 2 статьи 6.3 КоАП России ("Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"), предусматривающей наказание от 15 до 40 тысяч рублей, Верховный суд вынужден был давать разъяснения – о том, что речь в этом нормативном акте идёт именно о тех, кто потенциально опасен для окружающих. То есть, получив, например, положительный тест на ковид, отправился "гулять".

К остальным рекомендовалось применять более мягкую статью 20.6.1 ("Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения"), в которой штраф начинается от тысячи рублей, а то и вовсе грозит только предупреждение.

И – да, важный момент: ВС предписывает соблюдать принцип соразмерности, пропорциональности и справедливости наказания.

Но Москва, например, посчитала, что федерального Кодекса об административных правонарушениях для жителей столицы маловато, и ввела собственную норму, в КоАП Москвы – ст. 3.18.1, предусматривающей наказание для "нарушителей режима повышенной готовности", введённое мэром Сергеем Собяниным.

И там штраф уже больше – 4 тысячи рублей.

Суды отменяют наказания

Вот только есть, что называется, нюансы. Во-первых, из почти 60 тысяч обжалованных москвичами административных протоколов (данные на середину октября, общая сумма требований – на 270 млн рублей) в 90 процентах рассмотренных случаев суд встал на сторону людей.

Причём, как следует из исследования Forbes, практически все отменённые наказания были назначены по московскому (привет мэрии!), а не по российскому законодательству.

А вот – аналитика сервиса DestraLegal, запустившего онлайн-услугу составления жалоб на подобные штрафы.

Мы собрали такую статистику. Половина получила предупреждения вместо штрафа в 5000 рублей, двадцати процентам штраф был снижен до 1000 рублей, остальным штраф оставили без изменений. В основном отменяют штрафы в случаях, когда человек только зашёл в метро и ещё не успел надеть маску или перчатки, но его уже сфотографировал сотрудник. Даже так бывало: люди засыпали в метро, и маска сползла, вследствие чего они получали штраф. Мы понимаем, что маски – это важно, но везде должны быть разумные пределы. Такие штрафы суды в Москве часто отменяют,

Во-вторых, статья 20.6.1 КоАП РФ указывает, что наказание следует за действия (или бездействие), "повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу". Но кто, простите, фиксирует, повлекло ли, скажем, отсутствие маски или перчаток то самое "причинение вреда" кому-либо?

Однако мэрия столицы, видимо, понимая как раз этот момент, руководствуясь указом Собянина от 25 сентября, указывает, что в Москве продолжают действовать "ограничения, установленные ранее", в том числе – обязательность "использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы)", по сути, повсеместно.

И вот здесь – уже третий любопытнейший момент.

Расшифровка, данная в скобочках (касательно СИЗов для органов дыхания), фактически. "дополняет" установленный государством ГОСТ 12.4.011-89, где (п. 2.2.) чётко прописано, что относится к перечню защитных средств: противогаз, респиратор, самоспасатель, пневмошлем, пневмомаска, пневмокуртка.

Иными словами, никаких масок там попросту нет! Совсем. И, к слову, производители масок указывают сами, что они не являются медицинскими и не предназначены для защиты от вирусов. Вот так-то.

А заставить восемь с лишним миллионов населения Москвы покупать респираторы. до этого, пожалуй, хватит прозорливости не дойти даже столичным властям.

А за что, собственно, на нас составляют протоколы?

По словам известного медицинского адвоката Дмитрия Айвазяна, фундаментальные – значит, основные – права и обязанности граждан указаны в соответствующем разделе Конституции и в декларации, ратифицированной нашей страной, по правам человека.

И, к удивлению некоторых, понятий "маски" и "перчатки" там нет.

Проще говоря, отсутствует обязанность изолироваться в ситуации, когда ты здоров.

Другое дело, когда имеются очевидные признаки заболевания, которое может потенциально быть опасным или вредным для окружающих. Эти положения прописаны и в санитарно-эпидемиологическом законодательстве, и в соответствующих нормативных актах, регламентирующих порядок поведения лиц, имеющих определённые заболевания: туберкулёз, сифилис, ВИЧ. То есть за заведомое нарушение правил грозит административная или даже уголовная ответственность,

И вот, если принимать во внимание законодательство местного самоуправления и регионов, вводящих подобные понятия, то они вступают в противоречие с федеральным законодательством: всё потому же – ввиду отсутствия там подобных норм.

"И если суд принимает к производству соответствующее административное дело, то там тоже есть разные обстоятельства: к примеру, лицо находилось без маски в месте скученности людей, и на него составили протокол в административном порядке. Что, по правилам, должно быть? Прежде всего – экспертиза: имелось ли у этого человека какое-либо заболевание, являлся ли он в это время заразным, опасным для окружающих?" – задаётся вопросом Айвазян.

А теперь просто рассуждаем логически.

Представляем себе теоретическую ситуацию: экспертиза всё-таки проводится и указывает, что человек, на которого составили протокол, был здоров. Соответственно, в этой ситуации не возникает никаких обстоятельств, когда его можно обвинить в нарушении закона!

Сам по себе масочный режим, надо понимать, он носит рекомендательный характер. У нас же, в силу правового нигилизма – незнания законов со стороны населения, всё это перевёрнуто, и вменяется в обязанность. Значит – очевидное и явное нарушение и ущемление основных прав и свобод: передвигаться свободно, не причиняя при этом ни реальный, ни потенциальный вред окружающим,

К сожалению, пока что нет официального обзора судебной практики по применению этих норм со стороны Верховного суда – иначе, считает Дмитрий Айвазян, это был бы нонсенс, если бы ВС или КС утвердили подобные "нарушения", поскольку разрушатся основы права.

В свою очередь, юристы коллегии адвокатов "Право вето" отмечают, что суды при рассмотрении административных дел за "нарушение масочного режима", например, в Ростовской области опираются на нормативно-правовой акт субъекта Федерации о "введении режима повышенной готовности", но такой режим и не предполагает обязательного ношения масок и перчаток.

Памятка для тех, на кого составили протокол за нарушение "масочного режима"

Мы составили, совместно с юристами, порядок действий для того чтобы оспорить наложение штрафа за нарушение масочного режима.

Первый – и самый, пожалуй, важный момент.

Ни в коем случае не стоит спорить с сотрудниками правоохранительных органов и провоцировать (с их точки зрения) служивых на агрессию по отношению к себе.

Да потому что они моментально расценят это как "неповиновение законным требованиям сотрудникам при исполнении". И про отсутствие маски все тут же забудут. Отвезут в отделение, составят другой совсем протокол. И вот там "состав" уже точно будет.

Второе.

Указать в протоколе, что вы, прежде всего, не считаете себя нарушителем административного законодательства (следует уточнить, по какой именно статье и какого кодекса составлен документ – КоАП РФ или КоАП Москвы).

отказ от ношения маски и перчаток или их отсутствие не может являться нарушением обеспечения режима повышенной готовности, потому что обязанность ношения маски и перчаток действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Особо указать в комментарии к протоколу (это ваше право) обстоятельства, при которых вы были остановлены и на вас был составлен протокол.

Третье.

Обязательно следует попросить копии постановления и протокола на руки. Это ваше право по закону. Вам обязаны выдать эти копии. В случае, если вы надумаете обжаловать штраф, они пригодятся вам, юристам и суду. Срок обжалования постановления – 10 дней с момента получения.

Четвёртое.

Следует проанализировать обстоятельства, при которых штраф выносился.

Есть примеры, в частности, когда судьи удовлетворялись объяснением о наличии маски в момент составления протокола, которую человек попросту не успел надеть, войдя в помещение, либо если маска испортилась во время поездки, а запасной не было.

Пятое.

Шестое.

Отметить в жалобе (вариантов может быть несколько, один из них предлагается в электронной форме по ссылке), что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности у вас не имелось заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19.

Седьмое.

Указать, что в силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те правонарушения, в которых установлена его вина. А вот все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу того, в отношении кого ведётся административное производство.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

С психологическими масками каждый человек сталкивается ежедневно. Особенно активно они используются в процессе формального общения. В чем же секрет столь большой их популярности? Иногда человек носит маску очень долго, это только усложняет его жизнь, мешая быть собой, любить и принимать себя. Мы подготовили для вас самые интересные цитаты про маски людей со смыслом.

У меня чем хуже, тем больше улыбаюсь. Защитка такая.

Любовь — маска на инстинкте продолжения рода.

Ты так долго носишь маску, что забываешь, кто ты был под ней.

Цените тех, с кем можно быть собой.
Без масок, недомолвок и амбиций.
И берегите их, они вам посланы судьбой.
Ведь в вашей жизни их — лишь единицы!

Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.

В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство…

Мы все носим маски, и приходит время, когда мы не можем снять их, не затронув собственной кожи.

Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.


Некоторые люди прячут свои истинные лица, малыш. Иногда ты понимаешь, что они носят маски, иногда — нет. Обмануть можно даже тех, у кого сильная интуиция.

Улыбайся, пусть даже сердце твоё раскалывается. Все мы, как рабы в поле, надеваем маску «всё в порядке, босс», а сами не знаем, как свести концы с концами.

Не стоит заглядывать под чужие маски. Потому что иногда ты можешь увидеть то, чего совсем не ждешь. Сломанную напрочь психику. Вдребезги искалеченную душу. И больные, страшно больные глаза.

Молчание — наряд умного и маска глупого.

Люди живут шутя, и чем трагичнее маска, тем большего шута она скрывает.

Я действительно зашёл не вовремя. Она не успела надеть нужное выражение на лицо.

Если ты когда-то знавал гиену, а через несколько лет встретил её в облике белки, пусть то, что ты узнал её, заставит тебя задуматься.

Как могут узнать свободу те, кто ее никогда не знал? Они могут заподозрить еще одну маску тирана.

— Я хотя бы не прячу себя под маской.
— Нет… Ты прячешься у всех на виду…

Верны мужьям шалуньи и насмешницы
А маску благочестия носят грешницы.

Люди не меняются, они лишь на определённое время одевают маски.

— У тебя нет маски, и ты такая серая. Но ты лучше, чем ничего!
— Здесь все носят маски?
— Конечно! Как же без маски узнать, что ты счастлива, или грустишь, или злишься, или хочешь десерт.
— У меня есть лицо.

Улыбайся, пусть даже сердце твоё раскалывается. Все мы, как рабы в поле, надеваем маску «всё в порядке, босс», а сами не знаем, как свести концы с концами.

Нельзя судить человека с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего; ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя в обстоятельствах.

То, что вы показываете другим, не является вашим.

Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

Маска. Какую только злую шутку она с нами играет. Вот казалось бы защищает нас, мы ней закрываемся но взамен получаем стену непонимания и самообмана. Порой я жалею, что жизненные роли даются уж очень легко, маска прирастает и ты уже не ты, а тот кем хотят видеть тебя остальные.

Жизнь от маскарада отличается лишь тем, что на маскараде маски носят открыто и без утайки.

А меня ждут безмолвный дом, горячий душ, сигарета на пустой кухне, где из звуков только дыхание и шум закипающего чайника. Порой кажется, что он — единственное существо, которое чувствует меня таким, какой я есть, тогда как каждый видит таким, каким кажусь.

Человек в обществе обязан сохранить навязанное извне лицо и, в то же время, удовлетворить своё животное изнутри.

Присвоивши себе ту или иную маску, человек со временем так привыкает к ней, что и вправду становится тем, чем сначала хотел казаться.

Снимайте иногда свои маски. Или однажды вы сами себя не узнаете.

Надевать маску — это не значит проявлять неискренность. Маски стали требованием времени.

Может, лжешь себе? Лжешь, что ты хороший, который притворился плохим. Может, ты плохой? И лишь притворился хорошим?

В детстве обижаемся, кричим, отворачиваемся, восторгаемся. Все что угодно, кроме игры. Естественность с ограниченным сроком пользования. Надевать маску — это не значит проявлять неискренность. Маски стали требованием времени…

Скрывать чувства, владеть лицом, делать то же, что другие — всё это стало инстинктом.

У благодетели — вуаль, у порока — маска.

Я смеюсь только на людях. Улыбка въелась мне в кожу. Но, если заглянуть мне в душу, я просто плачу. Может, поплачем вместе?

Добро не одевает маску зла, но часто зло под маскою добра, творит свои безумные дела.

Нельзя иметь целую кучу масок и не потерять доверие людей.

Быть незаметным на виду — искусство камуфляжа в этом и заключается.

Что сравнится с осенью в Нью-Йорке? Не думайте, что в это время опадают только листья. Так же с людей спадают и маски.

Наши добродетели, это чаще всего искусно переряженные пороки.

Когда носишь маску, она рано или поздно прирастает к лицу.

Много говорить о себе – тоже способ себя скрывать.

Не пытайся казаться лучше, чем ты есть. Не старайся казаться хуже, чем ты есть. Ведь тех, кто кажется, вовсе не существует.

Мрак. Темнота. Нет, он не счастлив. Он сказал это самому себе. Он признал это. Он носил свое счастье, как маску, но девушка отняла ее и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и спросить, чтобы она вернула ему маску.

Все маски рано или поздно падают. Когда кто-то ходит на кончиках пальцев, чтобы казаться как можно более высоким, он в конце концов устанет от этого занятия.

Каждый гений носит маску.

Маска — то образ, в котором хотят себя видеть, то личина, под которой пытаются себя скрыть.

Любовь не требует огласки. Трубят лишь те, кто носит маски.

Мы те, кем мы притворяемся. Осторожнее выбирайте свою маску.

Маска приобретает власть над человеком.

Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какими плачет человек искренний. Всякая фальшь — это маска, и, как бы хорошо не была она сделана эта маска, всегда можно отличить её от истинного лица, если внимательно присмотреться.

Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял.

… Лица стёрты, краски тусклы,
То ли люди, то ли куклы…

Маска всегда скажет нам больше, чем само лицо.

Зеркала отражают одни лишь маски.

Условности и стереотипы так осложняют нашу жизнь, что иногда лишь надев маску, можно быть самим собой.

Под масками приличия столько двуличия…

Томас жалел отца потому, что люди редко выглядят хорошо, когда они одни. В обществе они всегда носят маски. А что под ними? Какой-нибудь жуткий монстр, от которого все убежали бы с воплями? Бывает и так, но обычно там не скрывается ничего плохого. Обычно то, что мы прячем под маской, может вызвать у людей смех или отвращение, или и то, и другое вместе.

И задницы носят маски. По понятным причинам.

Она хитрей змеи, хотя скромней голубки,
Чиста как херувим, как сатана лукава…

Все темы — избиты, все фразы — затасканы, таланты — зарыты, все люди — под масками.

Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо.

Маска, которую люди носят в обществе, всегда интереснее, чем лицо, скрывающееся за ней.

У каждого из нас свои маски. У кого-то они хуже, у кого-то лучше. Но, поверь мне, иногда не стоит смотреть, что таится за этой маской.

— Почему ты в маске?
— Чтобы тебя не напугать.
— Конечно, лыжная маска так успокаивает.

Никто не хочет быть самим собой, все ведут себя как полные идиоты.


Люди обожают кутать свои довольно-таки мелкие мыслишки в шелка и бархат. Их бесит, когда кто-то не только сам ходит голым, но и с них сдирает тряпки.

Если всю жизнь следить за тем, что подумают о тебе другие, можно ли забыть, кто ты на самом деле? А если лицо, которое ты показываешь миру, превратилось в маску… под которой ничего не останется?

Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о собственной персоне. Позвольте ему надеть маску, и вы услышите от него истину.

Мы — божества под маской.

На первой ступени эшафота смерть срывает маску, которую человек носил всю жизнь, и тогда показывается его истинное лицо.

В людях мы видим только две вещи: то, что хотим увидеть, и то, что они хотят показать.

А если в жизни вновь беда и встряска, в душе пожар и мысли больно бьют, молчите не снимайте счастья маску, иначе вас сознательно добьют.

Чаще всего масками пользуются, чтобы выглядеть естественно.

Счастлив не тот, кто таким кому-либо кажется, а тот, кто таким себя чувствует.

Что заставляет нас постоянно притворяться? Давайте позволим себе быть теми, кто мы есть.

Как можно снять маску, когда она уже не маска, когда она такая же часть меня, как и я сам?

Один мой человек сказал: «Шеф должен всегда улыбаться». Отец говорил: «Скрывай лицо под маской, а сердце под бронёй». Я считаю, что они правы, и живу по этим принципам. Потому что когда гуляешь по полю боя и продаёшь оружие — сердце гниет.

Он носил своё счастье, как маску.

Хирурги во время операции надевают на лица маски, чтобы в случае неудачной операции пациенты не смогли их опознать.

Люди живут и носят одни и те же имена — и разные, почти карнавальные, маски. Кто отличит героя от предателя, а шлюху от святой?

Найди свою шкуру, Македонский, найди свою маску, говори о чем-нибудь, делай что-нибудь, тебя должны чувствовать, понимаешь? Или ты исчезнешь.

— Помнишь сказку про Аленький цветочек?
— Помню, — сказала я.
— Я только сейчас понял, в чем ее смысл.
— В чем?
— Любовь не преображает. Она просто срывает маски.

Постоянная важность является лишь маскою посредственности.

Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели.

Не надо смотреть ни на людей, ни на вещи. Надо смотреть только в зеркала. Потому что зеркала отражают одни лишь маски…

Кто мог бы сказать с уверенностью, что лица у людей всегда одни и те же? Может, они просто примеряют маску за маской со скоростью, недоступной глазу, создавая тем иллюзию неизменности черт лица, — так подергивается лента в старом немом кино, а?

С каждым новым платьем ты надеваешь на себя и новую маску.

Эта маска — не для тебя, а для того, чтобы защитить твоих близких.

Снова одетый в маску неприступности, за которой скрывалось одиночество.

По жизни мы не раз будем менять маски и притворяться теми, кем не являемся. Но помните: смена облика не изменит вашу сущность.

Если человек перестает понимать, когда он — настоящий, а когда — играет, — это верный признак того, что маска слилась с лицом столь крепко, что ее уже не отодрать.

Ты можешь надеть галстук, скрыть лицо под улыбкой, надеть маску, выкрасить лицо, подвести глаза. Но одно ты не спрячешь — того, что ты калека изнутри.

Никому не было до меня дело, пока я не надел маску.

Ты потерял Юфемию, скрываешь себя от Судзаку и Нанали. Зачем лгать? Ведь ты сам знаешь, что ищешь понимания, но желая того, не раскрываешь себя. Носишь маску, боишься, что узнают тебя настоящего? Необходимости во лжи нет, ибо я — это ты, а ты — это я. Именно, ибо мир един в одном лице, за всю свою историю человечество было и будет едино.

Оставайтесь собой. Все роли уже заняты.

Для богатых и сильных жизнь — это нескончаемый маскарад: все люди, их окружающие, носят маски; поэтому понять, что о нас думаю другие, мы можем, лишь перестав подавать надежды и внушать страх.

Психологическая маска - человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».
Зачем это людям? Какие последствия? Что делать?

"Заметки психолога" с Ангелиной Сигал
Эхо Москвы в Самаре
Тема программы: «Маска или истинное «Я»?»

Вы можете посмотреть 4-минутный эфир, или прочитать текстом.

Добрый день, дорогие слушатели! С Вами Ангелина Сигал.

Маска. Возможно, вы представили себе медицинскую маску. Но я имела ввиду психологическую маску, когда человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».

Например, демонстрирует радость, в то время как на душе "кошки скребут". И наоборот бывает - на душе все спокойно, но зачем-то изображает трагедию.

Маска или истинное Я Психологические маски

Что будет, если долго притворяться, не предъявляя себя настоящего?

Представьте, что вы актёр и целыми сутками на протяжении нескольких лет играете какую-то роль, что с вами произойдет? Вы поверите, что это вы и есть. Более того, другие привыкнут к этой "личине", и вуа-ля - вы живёте не своей жизнью.

А ведь многие так и живут, формируя этот паттерн с детства. Не по своей воле, разумеется, а как адаптация к строгим родителям, учителям, школе и другому окружению. Чтобы быть удобными, чтобы не поругали, не отвергли. И эта привычка сохранилась во взрослом возрасте. Казалось бы, взрослый человек способен уже себя защитить. Но снять маску все равно страшно, вдруг без маски не примут.

А еще бывает, что самому человеку уже не понятно, какой он настоящий, потерял себя за собственными манипуляциями.

Однако не стоит думать, что маска – это однозначно плохо. Психологические маски нам нужны для общения с людьми, перед которыми мы не хотим раскрываться – это могут быть коллеги, мало знакомые люди. Не обязательно же рассказывать всем о своих переживаниях.

Психологическую маску используют также для достижения определенных целей. Например, используют лесть, манипуляции, обман, чтобы получить что-то свое, удовлетворив тем самым свои потребности. Или же для самоутверждения, когда человек думает, что выбранное им поведение создаст ему положительный имидж.

И, конечно же, как я сказала ранее, маска используется для защиты – когда человек боится, что такого, какой есть, настоящего, его никто не полюбит и не оценит.

Как бы то ни было, человек под маской скрывает свои истинные чувства и переживания. Делает он это не обязательно осознанно, чаще всего даже сам не осознает, что включился в игру. Когда он это делает ситуативно, а в другие моменты способен снять маску и быть искренним, настоящим, показать свои чувства, то это нормально. Но если человек сросся со своими масками, не может проявлять истинных чувств, быть искренним, честным, это приводит его к опустошению, зависимости от созданного им образа. В итоге такой человек чувствует себя несчастным.

Приведу в пример несколько масок.

«Юморист» - такой человек смеется, когда ему на самом деле больно, через юмор защищает себя от сильных эмоций.

«Хороший человек» - с этой маской человек стремится показать себя хорошим, подавляя на самом деле свои «нехорошие» с точки зрения социума качества: агрессивность, вранье, воровство.

«Беспомощный» - человек с этой маской находится в позиции «не могу, не умею», перекладывая ответственность на других.

«Циник» - человек с этой маской демонстрирует безразличие, за которым прячет свои истинные чувства и ранимость.

И таких масок много.

Если вы узнали себя и хотите изменений, то первый шаг – это принять решение учиться быть собой. Путь к себе настоящему начинается с признания своих масок, смелости снять привычную маску, прежде всего, перед самим собой. А затем начать раскрываться перед другими.

Конечно, это путь не быстрый. Ведь придется поверить в себя, принять и полюбить себя настоящего, и тогда в масках уже не будет необходимости.

Опытные психологи знают, как помочь человеку проделать этот путь экологично и безопасно. Но первый шаг всегда от клиента. Смелость начать, мужество решиться, записаться к психологу.

Не стесняйтесь, обращайтесь ко мне за онлайн консультацией.
Консультирую онлайн по видео связи.
Находите меня в соцсетях, на YouTube, набирая «Психология с Ангелиной Сигал». Или пишите в WhatsApp 89171112050

Страх «потерять лицо» - то есть страх опозориться, оскандалиться, в какой-то момент выглядеть некрасиво, нелепо или глупо. Это социальный страх – в его основе лежат отношения с другими людьми, на которых мы хотим производить приятное впечатление.

Но если хорошо подумать, а как это - потерять лицо? Куда и как оно может исчезнуть? На самом деле, человек за страхом «потерять лицо» скрывает страх показать свое настоящее лицо в прямом и переносном смысле. И он как бы носит маску: профессионала, или хорошей жены и мамы, какого-то успешного человека.

То есть человек убежден, что он настоящий никому не нужен и неинтересен, и постоянно боится разоблачения. Вдруг все узнают, что он на самом деле не так хорош, как кажется. И поэтому он избегает любых ситуаций, где это разоблачение может произойти. Например, не пойдет на собеседование. Чтобы никто не догадался, что он не такой уж профессионал, какого из себя строит на свой нынешней работе. И внутри своей головы он уже не прошел это собеседование, уже проиграл! Это как знаете, есть ужасная поговорка: молчи, за умного сойдешь – отвратительная, на самом деле, поговорка, которая играет на нашем чувстве стыда, мешает нам заявлять о себе, заставляет стесняться своих мыслей.

Или еще некоторые девушки так делают: боятся выходить из декрета по той же самой причине – чтобы не сталкиваться с оценкой их профессиональных качеств. И вот они придумывают бедному ребенку сто кружков, чтобы его пол дня по ним развозить и у них была отмазка – видите – я не могу пойти на работу – кто ребеночка будет развозить? На самом деле я очень умная, у меня несколько университетов за спиной – но вот сами видите – никакой возможности! И вот оттягивает этот момент сколько может. А потом приходится идти уже не на ту работу, на которую хотелось, а на какую возьмут, как правило не на самую прекрасную.

Или то же самое со знакомством с противоположным полом – это же тоже тот случай, когда вас будут оценивать. И если вы боитесь потерять лицо, то вы просто будете делать вид, что вам ничего не надо. Как говорится: если у вас нету тети – вам ее не потерять! Ну какие свидания, зачем, глупости какие!

Я недавно спросила одного своего клиента: вот что ты потеряешь, если какая-то девушка, которую ты видишь первый, и, возможно, последний раз, подумает, что ты какой-то не такой? И он говорит - остатки самоуважения я потеряю! Вот честный ответ! Самоуважения в этом вопросе у человека кот наплакал. А откуда ему взяться, если он не пытается хоть немножко погрузиться в эту сферу?

Конечно, это понятно, что очень страшно начать делать то, что до этого никогда не делал, или то, в чем у тебя мало опыта, но опыт и не появится, если не пытаться. И тут самое важное – это понять, что если вы хотите сохранить лицо, то вы будете оставаться на месте, а если хотите двигаться к результату, то отбросьте важность – в конце-концов, другие люди не так уж долго будут про вас думать и помнить какие-то ваши ошибки. По большому счету, всем плевать!

Есть отличная цитата древнеримского философа Эпиктета, которую я советую в случае подобных страхов повесить себе на холодильник: если хочешь добиться улучшений, будь готов показаться дураком и тупицей!

Да, двигаться вперед – это значит брать на себя риски, и это нормально! Мне рассказывал один мой знакомый, который был на том вот тренинге Тони Роббинса когда тот приезжал в Москву, как он понимает эти вот пляски, которые все ругали. Я, в принципе, наверное склонна с ним согласиться – что эти пляски в первую очередь были не для того, чтобы себя смотивировать, а чтобы отбросить вот эту свою излишнюю важность, не бояться показаться дураком, каким-то придурком, дать себе больше свободы, позволить себе!

И лучше выглядеть в какой-то отдельно взятый момент глупо, чем застрять в болоте навсегда! Тут как бы две чаши весов: на одной ваши желания, которых вы хотите достичь, и желательно в этой жизни, да? А на другой – мнение людей, которым, по большому счету абсолютно на вас все равно.

Живой человек по определению не может быть всегда идеальным. Не бойтесь потерять лицо. Упасть может только маска. Ваше настоящее лицо прекраснее любой из них. Потому что оно живое. Посмотрите на себя так, как если бы вы смотрели на кого-то, кого вы любите и кому доверяете. А если нужна помощь – обращайтесь ко мне за консультацией!

Помните сказку о незадачливой принцессе по прозвищу «Ослиная шкура»? Одна из вариаций на тему Золушки. Скрываясь от жестокой мачехи, принцесса прячется в Ослиную шкуру и благополучно сбегает из дворца. В таком виде никто ее не узнает. Однако не узнает ее и принц, с которым она встретилась в этом новом облике. Заканчивается сказка хорошо: принцесса избавляется от Ослиной шкуры, принц в нее все-таки влюбляется, не обходится в этой сказке и без вмешательства фей… все как полагается.

Но давайте подумаем – а что из себя представляет Ослиная шкура? Что это, как не маска, за которую принцесса прячется в опасный для себя момент. Новый «имидж» принцессы сыграл свою роль, но оказывается, однажды обратившись к спасительной маске, принцесса оказалась в ее власти. Этот сюжет мне кажется очень символичным и глубоким. Поскольку в нашей реальной жизни мы часто сталкиваемся с ним, хотя это может и не бросаться в глаза. Эффект маски воплощается незаметно, исподволь, шаг за шагом завоевывая все новое пространство в нашей индивидуальной психической реальности.

Так как это происходит?

Что такое маска с точки зрения психологии? В истории человечества маска как культурный феномен появилась еще в первобытную эпоху. В архаических культурах маска занимает особое положение в обрядовых действах и магических практиках. Маска наделялась мистической силой, трансформирующей силой, связанной с тотемными животными или миром духов. Считалось, что маска может передавать эту силу тому, кто ее надевает. Почему? Что в ней такого особенного?

Одно из важнейших психологических качеств маски в символическом пространстве – это обезличивание. Стирание границ, деиндивидуализация. В древних мистериях это трансгрессивное качество использовалось для перехода в другое, измененное состояние сознания. Лицо – важнейшая часть тела в социальной коммуникации. Образ или проекция человеческого лица особенно сильно ассоциируются с нашей индивидуальностью, набором отличительных качеств и свойств нашей личности.

Надевая маску, человек с одной стороны символически освобождается от социально обусловленных качеств и статусов. С другой стороны, чувствует себя защищенным. Маска прячет его лицо: буквально скрывая черты лица и, возможно, взгляд. Символически маска снимает ответственность за его действия, слова, поступки, скрывая личность.

Здесь интересно вспомнить о таком парадоксе, что слова «личность» и «персона» происходят от устаревшего обозначения маски: «личина» старорусское и «persona» латинское.

Личность человека обусловлена социальными контактами и опытом. Мы вынуждены жить, взаимодействуя с внешним миром, с другими людьми. Иначе человек перестает быть человеком.

Таким образом, освобождаясь от ограничений предыдущего жизненного опыта, древний человек мог за краткий миг в состоянии транса развить в себе новые качества, стать кем-то другим, получить доступ к энергии своего тотема или рода, коллективному бессознательному, если угодно. Такое воздействие усиливалось использованием танца, ритмичной музыки и даже психотропных веществ. Например, первобытные охотники исполняли ритуальный танец в масках, предвещавший удачную охоту. По сути, они задействовали скрытые ресурсные силы своей психики, настраиваясь заранее на успех и аккумулируя в себе через совместное действие необходимые качества: отвагу, силу, ловкость и пр. Известно, что эмоциями легко «заражаться» в коллективе, в компании, в толпе. На этом построены все карнавальные и праздничные шествия…

Проходят века, и маска постепенно проникает в светское пространство через те самые народные карнавальные праздники и, в первую очередь, через театр. Постепенно образ маски становится привычным и простым, в современном мире сакральное таинство сменяется детскими утренниками… Сейчас маска является атрибутом скорее светского праздника или сферы детства.

Однако феномен маски глубже, он выходит за рамки предметного мира. Помните театр Дель Арто и его персонажей? Бойкий Арлекин, грустный Пьеро, кокетливая Коломбина, солидный Пончинелло… Что это, как не отражение большого мира и его социальных отношений в маленьком театральном микрокосме? Что такое эти гротескные персонажи как не маски? А теперь вспомним бессмертные слова У. Шекспира о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Феномен маски остался жить в символическом пространстве социально-ролевого поведения. В этом контексте сразу приходит на ум известный американский психоаналитик Э. Берн, автор в высшей степени поучительных бестселлеров психологического мира «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Итак, мы возвращаемся к теме формирования личности, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, социальными структурами. Через ролевую игру и подражание ребенок обучается социальным отношениям, развивается, познает мир. Взрослея, мы вроде бы оставляем игры в детстве, однако на самом деле, продолжаем использовать тот же принцип подражания и ролевого поведения в жизни. Мы исполняем разные «роли» на работе, дома, с друзьями, с родителями и незнакомцами, в административных учреждениях и в торговых центрах… Почему? Иногда ролевое поведение просто избавляет нас от лишних хлопот, когда знаешь заранее чего от тебя ждут, кажется проще выполнить это, например, на работе, в офисе. Есть служебная инструкция и четкие правила действий всех участников события… Кроме того, всегда есть некий усвоенный в течение жизни идеальный образ поведения. И мы обычно пытаемся к нему приблизиться. Таким образом, в целом этот процесс может быть позитивным: вроде как мы развиваем себя, работаем над собой, доводим до совершенства…

И тут-то мы и попадаем в сказку про Ослиную шкуру… Однажды мы понимаем, что в погоне за идеальным собой и любовью других, мы теряем способность выражать свои истинные чувства, мысли, желания. Либо мы не можем разобраться в них, отделить одно от другого, не можем позволить себе что-то чувствовать, либо другие не принимают этого, поскольку слишком привыкли к нашей «ослиной шкуре». Мы застреваем в каком-то одном шаблоне, поскольку привыкли к нему и уже не умеем существовать по-другому.

Так послушная дочь сливается эмоционально с образом своей гиперзаботливой мамы, исполнительный сотрудник - с требованиями и желаниями начальника, служащий администрации - с маской вежливого отчуждения, ранимый подросток – с образом кумира, воинствующего бунтаря или равнодушного циника…

Даже наша внешность может находиться под влиянием той или иной маски: деловой костюм и классический маникюр, вечернее платье и яркий макияж, потертые джинсы и темные очки, брендовая обувь или старые кроссовки – все это несет отпечаток Большой Игры, всё обладает неким контекстом, историей, считываемой окружающими.

Итак, обозначим уровни, на которых может проявляться маска в современном пространстве:

- предметно-игровой: карнавальная маска, театральный антураж

- социально-ролевой: проявляется в социальных взаимоотношениях, а также в детских играх (дочки-матери, игры в профессию доктора и пр.)

- визуально-символический: проявляется во внешнем облике, яркий пример - феномен молодежных субкультур

- виртуально-игровой: субкультурный феномен он-лайн игр и сюжетно-ролевых игр живого действия представляет почти неограниченные возможности по созданию, воплощению, проживанию сознательно или бессознательно выбранных «масок – ролей»

Если говорить о значении именно социально-ролевой маски, то стоит отметить ее включенность в общественную систему взаимоотношений и восприимчивость к историко-культурным переменам: на протяжении веков общественные статусы и социальные роли менялись, перемешивались, исчезали и появлялись новые, а старые находили себе другие социальные ниши и заново определенные рамки. Однако сама система социально-ролевого поведения, обозначенная прописными либо устными нормами всегда сохранялась как неотъемлемая часть общественного строя… Если мы внимательно присмотримся даже к персонажам Дель Арто, то и сейчас найдем образы – архетипы, выраженные в том или ином человеке: кокетка Коломбина, пессимист Пьеро и шут- Арлекин живут по-прежнему среди нас.

Символическая маска социально-ролевого поведения есть у каждого человека. За ней мы прячем свои чувства и переживания, страхи, гнев, сомнения, свои недостатки и личные секреты. Просто потому что рассказывать каждому встречному о самом личном, интимном – довольно абсурдно. А еще потому, что маска, как мы помним, обладает защитным свойством. И наша психика, стремящаяся к сохранению себя любимой, берет себе на вооружение подходящий образ маски, исходя из различных механизмов психологических защит.

Однако как не попасть под власть своей социальной маски, если она точно так же, как и ритуальная маска в древности, обладает свойством деиндивидуализировать, обезличивать? Если есть опасность того, что личные границы могут постепенно размыться и слиться с социальными ролями?

Ответ достаточно прост на словах, хотя его не так-то просто реализовать в действиях. Осознанность – вот ключ к пониманию и сохранению своего внутреннего, подлинного Я. Осознание себя и выделение символического образа социальной маски, принятие ответственности за каждый выбор в пользу или против Маски – вот путь, хотя и не простой, который позволяет играть, не лукавя с самим собой, быть актером в реальной жизни, не предавая своей целостности и не нарушая личных границ.

Человек предопределен к отношению не только с внешним миром, но и с самим собой, иначе он утрачивает человечность.

Перестать думать, как быть идеальным, перестать думать «а какой я сейчас со стороны» и начать задавать себе другие вопросы: Что я чувствую? Что я делаю? Что мне нужно. Сменить приоритеты с публичного самосознания на личное самосознание. Путь к аутентичности, к своему подлинному Я. Полагаю, путь к душевной целостности, мудрости и умиротворению.

В заключение хочу обозначить ресурсные значения маски.

Как любой культурный феномен маску нельзя рассматривать только с одной позиции. Как любой культурный символ маска – многозначна, а значит - универсальна по своим функциям. Маска – это всего лишь инструмент, стратегия. Будет ли она использована во благо или нет – ответственность лежит на каждом отдельно взятом человеке.

Уже не раз упоминалось, что маска – обезличивает, стирает границы. В ритуальных, сакральных таинствах это использовалось, чтобы человек почувствовал свою сопричастность вселенной, божественному началу. Маска была проводником трансцендентного опыта.

В психологической реальности маска как символ может нести тот же позитивный смысл. Преодолевая собственные внутренние ограничения, через образ маски можно открыть в себе опыт нового. Таким образом, воспринимая и осмысляя символический художественный образ маски, воплощенный на рисунке, или в фотографии, или вылепленный, мы развиваем в себе новые, необходимые нам качества и состояния. Ресурсный образ маски может нести в себе положительный, продуктивный настрой, выполняя тем самым функцию волшебного «талисмана».

Любой воплощенный художественный образ – управляем. Его можно исследовать, трансформировать, принимать, отвергать, уничтожать, его можно сознательно контролировать, хотя образ несет в себе много смыслов из нашего подсознания. Получается, что в терапевтической практике художественный образ – это мостик между нашим сознанием и бессознательными структурами, путь интеграции сознания и бессознательного.

Другой ресурсной стороной сознательно выбранной маски является… ее уникальность. Как любой продукт человеческой деятельности, декоративно – художественный, или символический – выраженный в игре, маска несет на себе отпечаток индивидуальности мастера, создателя. Через создание своего, неподражаемого образа человек раскрывает в себе творческий потенциал, исследует свой внутренний мир, и возможно встречается с доселе неизвестными, но яркими сторонами своей личности, осознавая собственную индивидуальность.

Вот такой парадокс маски: она может одновременно стирать личные границы и проявлять новые, расширяя ваше самовосприятие, прятать вашу личность и проявлять ее более ярко, подавлять ваше внутреннее Я и помогать его осознавать, развивать самосознание…

Читайте также: