Можно ли мазать кожу новорожденного оливковым маслом

Обновлено: 18.04.2024

В зимний период и межсезонье у новорожденных и детей первых лет жизни гораздо чаще возникают проблемы с носовым дыханием, и связано это не только с ростом заболеваемости инфекционным ринитом, но и с обильным образованием корочек в полости носа малыша из-з

В зимний период и межсезонье у новорожденных и детей первых лет жизни гораздо чаще возникают проблемы с носовым дыханием, и связано это не только с ростом заболеваемости инфекционным ринитом, но и с обильным образованием корочек в полости носа малыша из-за снижения влажности воздуха в большинстве помещений с центральным отоплением. Во время отопительного сезона влагосодержание воздуха в помещениях может снижаться ниже нормативной (по ГОСТу 30494–96 в холодное время года во всех типах комнат оптимальная относительная влажность воздуха не должна быть ниже 30%).

Постоянное вдыхание сухого воздуха способствует иссушиванию слизистой оболочки носа, которая проявляется заложенностью носа, часто попеременной, повышенным образованием корок в полости носа, а также зудом, жжением, из-за которых малыш чихает и морщит носик. Кроме ощущения дискомфорта, сухость слизистой оболочки полости носа негативно сказывается на мукоцилиарном транспорте (МЦТ) и, как следствие, на фильтрационной функции носа — частицы пыли, бактерии и вирусы, содержащиеся в воздухе, в процессе дыхания практически беспрепятственно попадают в трахею, бронхи, легкие. В свою очередь изменения слизистой оболочки носа, в том числе возрастающая продукция гистамина при инфекционном рините, способствуют снижению МЦТ.

Ситуация усугубляется в тех случаях, когда ребенок первых месяцев жизни часто и обильно срыгивает после кормления, находясь в горизонтальном положении. Это способствует раздражению и отеку слизистой оболочки носа и носоглотки вследствие попадания на нее желудочного содержимого, что приводит к длительному затруднению носового дыхания.

Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе. Отсутствие носового дыхания может привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. Дети первых лет жизни становятся беспокойными, капризными. У некоторых малышей отмечается нарушение сна. Выраженное и длительное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии, что способствует замедлению развития. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.

Носовое дыхание для новорожденных и детей первых лет жизни особенно важно потому, что дыхание через рот (в первую очередь у детей первого полугодия жизни) почти невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Вообще нос выполняет ряд важных функций. Так, атмосферный воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Кроме того, нос является своего рода фильтром, очищающим вдыхаемый воздух. В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8–10 мм/мин, а в передней трети — 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный IgА.

Первые 3–5 месяцев жизни, являющихся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, проходят «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов. Исключение составляет только респираторно-синтициальная инфекция, по отношению к которой напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных новорожденных [1]. Отек слизистой оболочки носа, корочки, скапливающиеся в полости носа, не только ухудшают мукоцилиарный транспорт и фильтрационную функцию носа, но и вызывают нарушение дренажа околоносовых пазух и среднего уха, создают благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствуют развитию бактериальных осложнений. Следует помнить, что в детском возрасте воспалительный процесс со слизистой оболочки носа чаще, чем у взрослых, распространяется в носоглотку (аденоидит), слуховую трубу (у детей она короткая и широкая), что объясняется рядом анатомических особенностей, подробно рассматривавшихся в № 3 журнала «Лечащий Врач» за 2010 (с. 61–64).

Все сказанное выше делает актуальным вопрос гигиены полости носа новорожденных и детей первых лет жизни, которые не могут самостоятельно ухаживать за полостью носа, освобождать ее от отделяемого. Многие авторы рекомендуют за 5 минут до кормления закапать малышу сосудосуживающие капли [2, 3], однако, как и все лекарственные средства, сосудосуживающие препараты имеют свои недостатки и побочные эффекты. Длительное применение местных деконгестантов может сопровождаться развитием тахифилаксии (постепенное снижение эффекта), синдрома «рикошета» и так называемого медикаментозного ринита, поэтому продолжительность их использования должна быть ограничена [3]. Кроме того, местные сосудосуживающие, вяжущие препараты, масляные капли не способствуют элиминации бактерий и вирусов, активность которых в межсезонье и зимой возрастает.

Использование для аспирации назального секрета у новорожденных и грудных детей резиновой спринцовки неудобно — родители не сразу понимают, как правильно и с каким усилием сжимать или разжимать стенки груши для удаления слизи. Процесс удаления выделений невозможно отследить из-за непрозрачности стенок баллончика, требуется регулярная (после каждого использования) стерилизация. Кроме того, некорректное использование подобных аспираторов может привести к негативным последствиям: проталкиванию отделяемого вглубь [4].

Современным удобным и легким в использовании средством ухода за полостью носа ребенка является комплекс Отривин Бэби, включающий в себя капли для орошения полости носа — стерильный раствор с физиологическими свойствами (18 флаконов по 5 мл — 3 блока по 6 штук), назальный аспиратор и сменные насадки к нему. Комплекс предназначен для новорожденных и малышей до двух лет. Капли для орошения, содержащие натрия хлорид 0,74%, натрия гидрофосфат, натрия фосфат, макрогола глицерилрицинолеат и очищенную воду, увлажняют полость носа, промывают слизистую оболочку и носовые ходы.

При необходимости удаления назального секрета после капель применяется аспиратор, с помощью которого полость носа освобождается от слизистого секрета. Конструкцией аспиратора предусмотрено, чтобы воздух не проникал внутрь носовых ходов и чтобы слизь вновь не попадала в полость носа. Кроме того, достоинствами аспиратора Отривин Бэби можно считать то, что весь гигиенический процесс находится под контролем мамы, которая своим дыханием регулирует давление в насадке. Следует также отметить, что использование одноразовых насадок, предусмотренное в аспираторе, способствует предотвращению реинфицирования.

Показаниями к применению комплекса Отривин Бэби являются:

  • гигиена полости носа при острых и хронических простудных заболеваниях носа, при аллергическом рините;
  • ежедневная гигиена для сохранения защитных свойств слизистой в условиях повышенной сухости или загрязнения воздуха (в т. ч. кондиционер, отопление);
  • профилактика инфекционных заболеваний носа и носоглотки, а также воспалительных процессов после хирургического вмешательства.

Таким образом, можно рекомендовать отвечающий современным требованиям комплекс Отривин Бэби для широкого использования в домашних условиях, в том числе с целью профилактики острых ринитов и сухости слизистой оболочки носа в зимний период и межсезонье.

Литература

  1. Самсыгина Г. А., Богомильский М. Р. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. М.: Миклош. 268 с.
  2. Крюков А. И., Архангельская И. И. Острый ринит у детей // Consilium medicum. 2004, т. 6, № 3.
  3. Карпова Е. П. Острый ринит у детей // РМЖ, том 14, № 22, с. 1637–1641.
  4. Карпова Е. П., Вагина Е. Е. Ирригационная терапия в педиатрической ринологии // Вопросы современной педиатрии: научно-практический журнал Союза педиатров России. 2009, т. 8, № 5, с. 115–118.

О. В. Зайцева, кандидат медицинских наук

ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России,
ГУ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва

Оливковое масло Pons — «для младенцев»

Оливковое масло Pons — «для младенцев».

Использование оливкового или подсолнечного масла при уходе за новорождёнными разрушает защитный кожный барьер, противодействующий высыханию и блокирующий аллергены и инфекции. Об этом сообщают исследователи Манчестерского университета (Великобритания).

Несмотря на то, что большинство акушеров рекомендуют использовать оливковое или подсолнечное масло для ухода за сухой кожей (так их научили в институте), работ по анализу воздействия указанных масел мало, до сих пор проводились лишь небольшие лабораторные исследования.

Отсутствие интереса к влиянию масел на детскую кожу трудно объяснить, особенно если вспомнить о том, что за последние десятилетия в Великобритании резко увеличилось количество случаев экземы — от 5% детей в возрасте от 2 до 15 лет в 1940-х годах до примерно 30% сейчас.

Для проверки влияния двух масел на кожу младенцев врачи больницы святой Марии (Saint Mary’s Hospital) в Манчестере выбрали 115 новорождённых детей, которые были разделены на три группы. Уход за детьми каждой группы проводился с использованием различных средств — оливкового масла, подсолнечного масла и совсем без масла — контрольная группа.

Через 28 дней, в течение которых дети двух групп получали несколько капель масла на свою кожу два раза в день, были изучены липидные ламеллы в структуре кожи каждого ребёнка. Развитие барьерной функции кожи у детей из групп, получавших уход с применением масел, задержалось по сравнению с детьми из контрольной группы.

Элисон Кук (Alison Cooke), руководитель исследования, поясняет:

«Если представить защитную функцию кожи кирпичной стеной, где кирпичи это клетки, то липидные ламеллы — это раствор, который скрепляет её. Если он недостаточно крепок, то появляются трещины, которые позволяют проникать внутрь воде и инородным телам.

Масло замедляет создание этого «строительного раствора», и это может быть связано с развитием таких заболеваний как экзема».

Кожа младенцев, обработанная маслом, хорошо увлажнена, однако исследователи считают, что, поскольку последствия воздействия на липидный слой не полностью ясны, польза не перевешивает возможный вред.

В Великобритании нет национальных нормативов по уходу за кожей новорождённых. Исследования, проведённые в Южной Азии, свидетельствуют о том, что подсолнечное масло обладает антимикробным эффектом, который может принести пользу недоношенным детям в развивающихся странах.

Но для ухода за здоровыми младенцами в развитой стране использовать подсолнечное или оливковое масло не стоит, заключают учёные.

«Мы должны проводить больше работ по этому вопросу, проверяя различные масла, а также изучить возможную связь их использования с экземой, но уже очевидно, что текущее консультирование родителей не опирается на какие-либо доказательства, а использования этих двух масел для ухода за кожей новорождённых следует избегать».

Изяков Дмитрий Николаевич

В 2015 году в серии клинические рекомендации Союза педиатров России, вышел сборник "Лихорадящий ребёнок. Протоколы диагностики и лечения." В нем пересмотрены некоторые моменты относительно действий врачей и родителей при повышении температуры у детей при различных заболеваниях. В этой статье я постарался собрать ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы с учетом современных рекомендаций и практического опыта.

Какая температура является поводом для паники?

Вот чего не нужно, так это паники. По современным данным, лишь температура свыше 40 градусов может нанести вред детям с хроническими заболеваниями.

Изначально здоровые дети переносят высокую температуру без последствий для здоровья. Здоровый ребенок просто не способен нагреть сам себя до опасных цифр. Но, его так нагреть можно извне, неправильными действиями. Например, при обычной лихорадке укрыть одеялом, при температуре воздуха в комнате выше 22°С. Но это уже не лихорадка, а именно гипертермия, состояние при котором нужно вызывать скорую помощь. Основное отличие – не помогают жаропонижающие и обтирания.

Но ведь высокая температура говорит об опасной болезни?

Как раз у детей вовсе не цифры градусника указывают на опасность. Опасна не температура, а болезнь, ее вызвавшая. Высокая температура может быть и при неосложненной ОРВИ, которая пройдет за 2-3 дня. Или при безопасной детской инфекции – внезапная экзантема, ее еще называют: розеола, трехдневная лихорадка, температура нередко 40-41°С. А при опасной болезни менингит, часто может не превышать 39,5. Есть и опасные заболевания, сопровождающиеся температурой. Вот что требует вызова скорой помощи:

  • возраст до 3 месяцев
  • появление наряду с холодными руками и ногами "мраморного" рисунка на "гусиной коже"
  • отсутствие видимых признаков болезни, кроме повышенной температуры у ребёнка до 3 лет
  • сохранение температуры выше 38,5 на 4 день болезни с появлением частого дыхания
  • сыпь на коже, не бледнеющая при надавливании пальцем
  • невозможность прижать подбородок к груди и/или выбухание родничка
  • боль в животе
  • боли в ногах и/или в руках
  • температура через 2 часа после приема жаропонижающего стала выше, это признак перегрева – гипертермии.

А как же судороги?

Наблюдаются примерно у четырёх детей из ста и не зависят напрямую от высоты подъема температуры. Кроме того, не являются опасными для здоровья, хотя, несомненно, очень пугают родителей. Помощь при возникновении фебрильных судорог заключается в повороте головы набок и обеспечении доступа свежего воздуха. Все необходимые препараты вводятся врачом "скорой", которую необходимо вызвать и встретить другому взрослому.

И что, совсем ничего опасного в высокой температуре нет?

Есть, это обезвоживание – потеря жидкости из-за испарения с дыханием и потом. При лихорадке ребенка сложно уговорить пить, но именно в этот момент это ему необходимо.

А холодные руки и ноги?

Чаще всего это кратковременное явление, не требующее вмешательства врача и не представляющее угрозы здоровью.

На сколько нужно сбивать температуру?

На 1-1,5 градуса достаточно, ибо только с помощью повышения температуры организм ребёнка борется с инфекцией.

При каких значениях градусника давать жаропонижающие?

Привожу общие рекомендации, нужно советоваться с врачом, который лечит вашего конкретного ребенка.

  • У детей в возрасте до 3 месяцев – с 38°С
  • У детей старше 3 месяцев, не имеющих хронических заболеваний – с 39°С
  • У детей с заболеваниями головного мозга, сердца и лёгких – с 38,5°С

Только ли эти цифры являются основанием?

Нет. Цифры на градуснике не имеют значения для начала приема жаропонижающего, если ребёнок:

  • очень плохо переносит повышенную температуру, ведёт себя беспокойно
  • имеет "мраморный" рисунок на бледной "гусиной коже"
  • дрожит, его "бьет озноб"

Какие лекарства использовать?

Только на основе ибупрофена и парацетамола, названия действующего вещества всегда указаны на упаковке под торговой маркой жаропонижающего.

Почему они не помогают?

Самая частая причина – неправильная дозировка, расчет дозы на возраст, а не на вес ребёнка. Второй частой причиной является обезвоживание. Третьей - ребенок слишком тепло одет, укрыт, в комнате тепло.

Какую дозу надо дать?

Самым популярным жаропонижающим на основе ибупрофена является "Нурофен для детей" в виде сиропа. Нужно вес ребёнка в килограммах разделить пополам. Например, если вес 10 кг, то 10:2 = 5 мл детского Нурофена и следует ему дать. Такую дозу можно повторить не раньше, чем пройдёт 8 часов.

Самым удачным по форме выпуска жаропонижающим является "Эффералган" сироп для детей с действующим веществом парацетамол. Его мерная ложка позволяет набирать дозу лекарства сразу на вес, не вычисляя ее в мг.

Все остальные препараты "Панадол", "Калпол", "Парацетамол" сироп и т.п. требуют математических действий, умножения веса на 0,6. Например, если ребёнок весит 10 кг, то 10*0,6=6 мл "Панадола" следует дать. Такую дозу можно повторить через 6 часов.

Можно ли их чередовать?

Можно, но между приёмами парацетамола и ибупрофена должно проходить не менее 2 часов. Если их принять вместе, то есть опасность повреждения почек.

Почему нельзя другие лекарства от температуры?

Медицинские исследования не выявили реальной пользы от других лекарств, зато определили вред каждого:

  • "Но-шпа" не имеет эффекта при холодных руках и ногах, зато имеет список побочных эффектов.
  • "Анальгин" опасен развитием потери сознания и не должен использоваться родителями без присутствия работников служб скорой и неотложной помощи.
  • "Найз" у одного из 250 принимавших его пациентов вызвал повреждение печени
  • "Аспирин" может вызывать у детей поражение печени и головного мозга

Сколько нужно пить жидкости, чтобы снижалась температура?

На каждый килограмм веса ребенку в час надо выпивать 4 мл. То есть, если ребёнок весит 10 кг, то каждый час он должен выпивать не менее 10*4=40 мл.

Можно ли обтирать?

Что же делать с холодными руками и ногами?

Их нужно аккуратно согреть, мягко растирая до легкого покраснения кожи, для чего использовать шерсть, махровое полотенце или просто свои ладони.

Сколько ждать эффекта от жаропонижающего и обтирания?

Два часа. Если температура не снизилась, то следует дать второе жаропонижающее, продолжить обтирания и выпаивание ещё 2 часа. Если температура не снизилась и/или ещё повысилась, то вызвать "скорую".

Чем может помочь "скорая"?

Оценить состояние ребенка, определить, нужна ли в этом случае госпитализация. Оказать помощь путём инъекционного введения лекарств и врачебных методов снижения температуры у ребёнка. Именно при лихорадке, реально она нужна в очень небольшом проценте случаев, неэффективности жаропонижающих, связанных с гипертермией – состоянием, осложняющим лихорадку, когда ребёнок не способен отдать тепло тела.

Как правильно измерять температуру?

Измерение температуры подмышкой ртутным стеклянным термометром у детей уже признано наименее предпочтительным из-за опасности его разбить. На смену ему пришли электронные и инфракрасные термометры. Мало кто знает, но для получения результата, сравнимого с ртутным термометром, электронный должен находиться подмышкой то же самое время. То есть, 5 минут, если ребенок находился при комнатной температуре. И 10 минут, если находился до измерения при более низкой температуре.

Почему электронные градусники показывают температуру ниже?

Причины резные: неплотное прижатие, измерение меньше 5 минут, пот, спазм сосудов кожи, разряд батарейки, отсутствие заводской установки на измерение температуры кожи. Можно использовать эти термометры с учетом поправки. Для этого взрослый, без повышенной температуры, ставит под одну подмышку электронный, а под другую – ртутный. Измеряет 5 минут и сравнивает. Например, получили 35.6 и 36.6 соответственно. При последующих измерениях электронным будете прибавлять 1 градус.

Какой термометр лучше?

Температуру равную подмышечной имеет область виска. Для ее измерения используют инфракрасные термометры. Это самый оптимальный метод для родителей на сегодня. Для правильного применения нужно гораздо меньше тонкостей: вытереть пот с виска, убрать волосы, держать на правильном расстоянии (указано в инструкции), вовремя менять батарейку, произвести настройку на измерение температуры височной области (тоже написано в инструкции). Использование других термометров: в соске, ушных, полосок для лба – чревато ошибками измерения в сторону занижения или ложного повышения.

Как часто измерять температуру?

Ребенку с лихорадкой необходим контроль температуры:

  • каждые 6 часов, если не требуются жаропонижающие
  • каждые 4 часа при их эффективном применении
  • каждые 2 часа при неэффективном применении.

Ребенку с нормальной температурой, но имеющему острое заболевание – каждые 12 часов, вечером измерить. Здоровому ребенку с риском острого заболевания по контакту или повышения температуры на прививку, по состоянию, для контроля измерить раз в сутки, вечером. Здоровым детям без риска болезни – не нужно.

Как и грудное вскармливание, тема введения прикорма – предмет многих дискуссий и множества противоречивых рекомендаций. Сроки варьируются от трех недель (хотя сегодня, к счастью, такие советы слышатся редко) до «как можно позже», продукты предлагаются от совершенно диетических до перевода полугодовалого малыша на родительское меню. Попробуем сориентироваться во всей этой многоголосице.
Для начала отметим, что говорить мы будем именно о ребенке, находящемся на грудном вскармливании. Поскольку диета малышей, получающих искусственные смеси, находится под пристальным вниманием врача и должна определятся его рекомендациями. А мамам грудничков сложнее – ведь нередко участковые педиатры, привыкшие к преобладанию среди пациентов «искусственников», дают всем одинаковые рекомендации. А это не совсем верно.

Итак, каковы принципы введения прикорма детям на грудном вскармливании:

  • Прикорм детям, находящимся на полноценном грудном вскармливании, вводится не ранее, чем им исполнится 6 месяцев. В этом возрасте дети обычно начинают сидеть, управлять своими руками и класть пищу себе в рот. Их пищеварительная и иммунная системы также становятся более зрелыми. Совокупность этих признаков может свидетельствовать об их готовности есть мягкие и полутвердые пищевые продукты. В отдельных случаях по строгим медицинским показаниям (например, гипотрофия, отсутствие прибавок в весе) прикорм может быть введен с 4 месяцев.
  • Дети, которые сосут грудь, не бывают голодными. Дети, которых кормят по требованию, регулируют собственное потребление молока; когда они голодны, они делают поисковые движения, плачут или сами прикладываются к груди. Когда неограниченное кормление грудью продолжается вместе с вводом других пищевых продуктов, младенцы все еще контролируют, сколько они едят. Если они не любят некоторые продукты, или предлагаемой пищи недостаточно, они могут получать большее количество грудного молока.
  • В грудном молоке есть защитные факторы. Противоинфекционные факторы в грудном молоке обеспечивают защиту против болезней и уменьшают серьезность тех, которые происходят. Эта защита продолжает быть полезной и после 6 месяцев, потому что ввод других пищевых продуктов и напитков может привести к большему количеству инфекций и болезнетворных микроорганизмов, в то время, когда собственная иммунная система ребенка все еще не созрела. Поэтому не стоит пренебрежительно относится к грудному молоку после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев или даже год – оно все так же ценно.
  • Прикорм не замещает кормления грудью, а дополняет их. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев, так что, если они не проявляют интерес к еде, но часто сосут грудь, нет никакой причины чрезмерно беспокоиться по этому поводу. Кормление грудью должно продолжаться с такой же частотой, как и в период исключительного грудного вскармливания. Кормление грудью продолжает быть важным для детского питания, развития и заботы и после 6 месяцев жизни. В среднем, груднички 6-8 месяцев получают около 70 % энергии из грудного молока, 55 % в 9-11 месяцев, и 40 % в 12-23 месяца. Грудное молоко - также главный поставщик белка, витаминов, минералов, эссенциальных жирных кислот и защитных факторов. Оно содержит большее количество калорий и питательных веществ в мл, чем большинство других пищевых продуктов, и гораздо больше, чем в кашах или овощных пюре, которые являются типичными первыми продуктами прикорма для грудничков после 6 месяцев. Если желудок у ребенка заполнен пищевыми продуктами с бедным составом, он будет получать меньшее количество грудного молока, и его питание и общее здоровье будут хуже. Поэтому наша задача – понять, как кормить другими продуктами так, чтобы они дополняли грудное молока, а не заменяли его.

Кормление грудью, если оно происходит по требованию, связано, как правило, со сном. А прикорм вводится в те часы, когда обычно принимают пищу: завтрак, обед, полдник, ужин. Грудью можно кормить и перед, и после предложенного прикорма, если ребенок хочет «запить» незнакомую еду.

  • Очень важно сохранять у ребенка заинтересованность в кормлении, следовать за его интересом, а не пытаться накормить во что бы то ни стало. Заинтересованность сохраняется, если малыш участвует в совместной трапезе, видит, как с удовольствием едят все вокруг, проявляет инициативу, а не пассивно «употребляет» приготовленную пищу. Тем более речь не может идти о насилии.


Что давать в качестве прикорма? Сразу же оговоримся – сок и кефир в настоящее время прикормом не считается. Согласно последним рекомендациям диетологов, сок вообще не стоит вводить в рацион малыша, пока он не начал питаться «взрослой» пищей в больших объемах. Так же не нужны в качестве дополнения к грудному молоку смеси и коровье молоко – это гораздо менее ценные продукты.


В целом все разнообразие схем введения прикорма можно разделить на две части: «лучшие кусочки с семейного стола» (как максимально радикальный вариант – педприкорм) и традиционная схема – специальное детское питание, купленное или приготовленное самостоятельно. Выбор, разумеется, за мамой, поэтому рассмотрим вкратце оба варианта.

Принципам прикорма с семейного стола была посвящена прошлогодняя Всемирная Неделя Грудного Вскармливания. Тема «Кормление грудью и пища с семейного стола» была выбрана потому, что в большинстве домашних хозяйств во всем мире, груднички 6-12 месяцев и маленькие дети питаются теми же самыми пищевыми продуктами, которые едят остальные члены семьи. Это не подразумевает, что в 6 месяцев детей можно перевести сразу с исключительного кормления грудью на еду с взрослого стола. Грудничкам старше 6 месяцев и маленьким детям надо давать наиболее питательные «лучшие кусочки» семейной пищи, соответственно подготовленные (пюреобразные, порезанные, размягченные и т.д), подходящие к пищевым способностям ребенка.
Начало потребления других пищевых продуктов отмечает новую стадию в социальном, эмоциональном и поведенческом развитии грудничков старше 6 мес., поскольку ребенка может кормить теперь не только мать. Дополняющее питание также дает возможности развития общения, координации и моторных навыков, и может заложить основу правильного выбора продуктов питания во всей жизни.

Основные принципы этого способа: знакомить ребенка с пищей, которой питается его семья, позволяя встроиться постепенно во взрослый рацион, но выбирать при этом наиболее ценные для него «кусочки», а именно:

  • Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца). Если не ежедневно, то так часто, как возможно, даже если количество маленькое – в добавление к основному элементу.
  • Бобовые (бобы, горох, чечевица, горошек, тофу). Особенно они важны для вегетарианцев, или когда невозможно дать животные пищевые продукты.
  • Молочные продукты (йогурт, сыр)
  • Овощи с основной пищей. Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • Фрукты как закуска и в добавление к основной пище. Яркие плоды содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • 'Основной элемент' в питании семьи - рис, кукуруза, картофель, пшеница, с некоторыми из пищевых продуктов выше.

Младенцы поначалу просто знакомятся с новой пищей, ее консистенцией, вкусом. Постепенно, по мере возрастания интереса, количество прикорма возрастает.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) - предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры - можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Часто мамы задают вопрос - а нужно ли давать пить ребенку с началом введения прикорма? На сегодняшний день нет таких рекомендаций, которые обязывают давать грудничку определенный объем жидкости. Чаще всего дети на грудном вскармливании до года не интересуются никакой другой жидкостью, кроме молока матери. И это нормально. Вы можете предлагать малышу чаек, компот, если он этого хочет. Если же отказывается - не настаивайте.
В каком же объеме кушает прикорм грудничок?
Не огорчайтесь, если малыш съел всего 50-80 грамм прикорма, при положенных 150-180 (указанных на упаковке). Эти цифры – ориентир для искусственного вскармливания, когда порция смеси заменяется прикормом – а грудничок продолжает получать большую часть питательных веществ из маминого молока. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс - ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.

Каким бы способом Вы не решили вводить прикорм, обязательно соблюдайте правило постепенности, не кормите ребенка насильно, не замещайте полностью кормления грудью, учитывайте его пристрастия и проявляйте смекалку!

Втулова Анастасия
Консультант по грудному вскармливанию и уходу за ребенком,
лектор Семейного лектория и Курса для будущих родителей


При подготовке статьи использованы материалы:

Проконсультироваться можно по телефону нашей «горячей линии» по грудному вскармливанию : (495) 926-63-23 (ежедневно с 7.00 до 23.00 ).


Атопический дерматит — это хроническое воспалительное заболевание кожи, которое проявляется зудящими красными пятнами, сыпью, шелушением и сухостью. Это заболевание диагностируется у 30% детей и у 10% взрослых. Однако, зачастую атопическому дерматиту не уделяется должного внимания, и некорректное лечение этой болезни может замедлять наступление ремиссии и ухудшать общий уровень здоровья. О 5 самых распространенных ошибках в тактике лечения рассказывает дерматолог Анна Трушина.

Ошибка №1. Излишняя диагностика, направленная на выявление «некожных» причин.

Причины развития атопического дерматита кроются в генетически обусловленных особенностях:

1. Со стороны кожи — связаны с нарушением барьерной функции.

2. Со стороны иммунной системы. В ответ на проникновение раздражителей и аллергенов через нарушенный кожный барьер формируется воспаление.

Ошибка №2. Поиск причинного аллергена.

Атопический дерматит не является аллергическим заболеванием по своей природе. Однако, аллергические реакции могут сочетаться с атопическим дерматитом, как сопутствующее заболевание. Так происходит примерно у 20-30% пациентов.

Поэтому сам по себе атопический дерматит не является поводом для сдачи дорогостоящих панелей на специфические аллергены, а анализ должен сдаваться только при подозрении на конкретную аллергическую реакцию у части пациентов.

Ошибка №3. Соблюдение необоснованной диеты.

Часто атопический дерматит становится поводом для назначения строгой “гипоаллергенной” диеты. Детский рацион становится однообразным и скучным. Однако, такие пищевые ограничения не обоснованы с научной точки зрения и не приносят желаемого результата, даже если параллельно есть аллергия.

Помимо отсутствия эффекта, строгая диета способна нанести вред организму. Она приводит к дефициту важных нутриентов, минералов и витаминов, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья ребенка. Поэтому детям с атопическим дерматитом нужно питаться разнообразно и сбалансированно. Из рациона исключаются только те продукты, роль которых четко доказана с обострением патологического процесса. Аналогичные правила применимы и к питанию мамы, если малыш находится на грудном вскармливании.

Ошибка №4. Нерациональный уход за кожей.

Основа лечения атопического дерматита это восстановление барьерной функции кожи и устранение воспаления. Поэтому назначаются такие средства, которые помогают УВЛАЖНИТЬ и смягчить кожный покров и удержать влагу внутри него, и тем самым улучшить защитные свойства кожи. В комплексе используются также мероприятия, которые уменьшают вероятность развития воспалительного процесса, т.е. ограничивается контакт кожи с потенциальными агрессорами из внешней среды.

Чтобы реализовать перечисленные выше цели, требуется тщательный и бережный уход за кожей ребенка-атопика с использованием ЭМОЛЕНТОВ. Это специальные средства, лосьоны, кремы, бальзамы, которые при нанесении на кожу смягчают и увлажняют ее, способствуют заполнению межклеточных пространств в коже, восстанавливая ее барьерные свойства.

Важно понимать, что использования простых детских кремов 1-2 раза в день может быть недостаточно. Для правильного ухода требуется нанесение специальных эмолентов в достаточном объеме. Они распределяются толстым (!) слоем как на проблемные, так и на визуально неизмененные участки кожи. При этом, кратность нанесения напрямую зависит от состояния кожи. Требуется использовать эмоленты столько раз в течение дня, чтобы весь день наощупь кожа оставалось гладкой, мягкой и без шелушения.

Ошибка №5. Отказ от «гормонов».

При атопическом дерматите внутри кожи происходит воспалительный процесс (само слово “дерматит” в дословном переводе на русский означает воспаление кожи). Именно поэтому в период обострения используются противовоспалительные наружные средства, которые позволяют остановить воспаление. К таким средствам относят наружные глюкокортикостероиды. Однако многие родители отказываются от этих «гормонов» из-за стероидофобии (боязни использования стероидов).

Топические (т.е. используемые наружно: лосьоны, эмульсии, мази, кремы) кортикостероиды на протяжении не одного десятилетия используются в лечении атопического дерматита. За это время они продемонстрировали высокую эффективность и высокий профиль безопасности.

Если же родители не используют кортикостероиды в тех случаях, когда к этому есть показания, или делают это нерационально (назначают самостоятельно без учета степени и формы кожного воспаления, самостоятельно отменяют гормон раньше необходимого срока без контроля врача), то это может привести к ухудшению состояния кожи, формированию очагов хронического воспаления и другим местным осложнениям.

Заключение

Читайте также: