Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу

Обновлено: 18.04.2024

Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

1) расширить представление учащихся о многообразии животных форм;

2) развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;

3) развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;

4) закрепить полученные знания по пройденной теме;

5) обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;

6) провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока:Эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7 класса.

Оборудование урока:мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока, его целей и задач.

2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).

3. Формулирование гипотезы урока.

4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).

5. Формулирование цели и правил проведения викторины.

6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.

7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).

3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.

4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины [1].

Тема «Надкласс Рыбы».

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание». Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

Тема: «Класс Земноводные».

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся».

  1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература.

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Вряд ли еще какие-нибудь животные на Земле, вызывают у людей столько негативных чувств, как земноводные или амфибии – животные скромные, даже невзрачные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде. Так ли это? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.
Оба названия – земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются, развивается их икра, здесь же земноводные проводят своё детство. Как только молодое поколение подрастает, у амфибий возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. В этот период животных можно встретить очень далеко от водоёмов – даже в засушливых степях и пустынях.
Слайд 2.
Среди существующих ныне земноводных самый малочисленный класс – он насчитывает около 4000 видов.

  1. Отряд Бесхвостые
  2. Отряд Хвостатые
  3. Отряд Безногие

Слайды 3 - 4.
Бесхвостые – самый высокоорганизованный и богатый видами отряд амфибий. Однако при всём многообразии они похожи друг на друга.

Загадка:

Слайд 6.

Загадка:

Кто в пруду под ряской пышной,
Под раскидистым кустом,
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (Тритон)

Слайд 10.

Народные приметы утверждают, что лягушки – настоящие «живые барометры».
Вопрос. Какие вы знаете приметы, связанные с земноводными.

Кожа лягушки серого цвета – к …, желтого – к …. (дождю, хорошей погоде.)
Лягушка молчит перед … погодой. (холодной)
Лягушка прыгает на берегу и квакает – к …. (дождю.)
Зашумит река, и закричит лягушка - …. (будет дождь)
Лягушка квакает с приятной трелью к …. (ясной погоде.)
Лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочки наружу – к …. (ненастью.)

Слайд 11.

Вопрос. Где установлены памятники лягушкам?
Ответ. В Париже, у здания Института Пастера, установлен первый памятник лягушке. Это животное с давних времен служит объектом всевозможных лабораторных опытов, которые позволили человеку решить множество медицинских проблем.
Второй памятник был сооружен в Токио, на средства, собранные студентами медиками.

Слайд 12.

Отгадайте загадки и определите систематическое положение видов.

1. Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брассом
Многих перегнать могу. (Лягушка)

2. Перепутав вроде сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги,
Ноги задние растут. (У головастика)

3. Повелось уж так издревле,
Что живу я не везде,
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (Квакша)

Слайд 13.

Подведение итого урока.

Какое значение земноводные имеют в природе и жизни человека?

Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

Сегодня на уроке мы выяснили общие черты в строении земноводных; узнали, чем лягушки отличаются от жаб, а тритоны от червяг; познакомились с отдельными представителями класса амфибий.

Слайд 14.

Домашнее задание: § 24, В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные.

Творческое задание:
Выбрать отдельного представителя класса земноводные, охарактеризовать его по плану:

Формы организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: влажные препараты земноводных, фотографии, рисунки с изображением различных представителей класса Земноводные; бочонки из игры «Лото».

Ход урока

I. Мотивация учения, постановка задач урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания о классе Земноводные. Этот урок проведем в виде игры «Счастливый случай». В конце урока-игры ваши ответы будут оценены. Хочу представить две команды. Название команд вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Кто в пруду под ряской пышной,
Под раскидистым кустом,
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (Тритон)

Повелось уж так издревле,
Что живу я не везде,
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (Квакша)

II. Обобщение и закрепление темы.

Представление команд (класс делится на две команды - «Квакши» и «Тритоны»). Команды заранее готовят визитку. Она оценивается в баллах. Баллы добавляются за интересную форму представления (в виде сказки, рассказа, стиха, песни, сценки, презентации и т.д.). На это дается каждой команде по 3 минуты.

Учитель (ведущий): «Начинаем нашу игру».

Первый гейм «Ты мне, я тебе» (команды задают друг другу вопросы по данной теме, которые они заранее подготовили). За каждый верный ответ, команда получает 1 балл. На это задание отводится 5 минут.

Второй гейм «Заморочки из бочки». Взять бочонки с игры «Лото», наклеить на них цифры с буквами (1А, 1Б и т.д. – это из темы «Внешнее строение земноводных»; 2А, 2Б - это из темы «Внутреннее строение земноводных» и т.д.) положить в мешочек и перемешать. Ведущий подходит по очереди к каждой команде, человек от команды достает один бочонок и говорит ведущему номер. Команде дается минута, чтобы посовещаться. За каждый правильный ответ – 1 балл, и так, по очереди. На этот гейм отводится 12 минут.

1. Вопросы из темы «Внешнее строение земноводных»

А) от каких факторов среды зависит активность лягушки? (Ответ. Лягушки, как и другие земноводные активны лишь в теплое время года. С наступлением холодов они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение).

Б) в чем особенности строения кожи земноводных? (Ответ. Кожа голая, богатая железами, для которой опасно иссушение. Она играет важную роль в дыхании. Кожа не предохраняет организм от больших потерь воды на суше, поэтому амфибии постоянно нуждаются в ее восполнении – живут во влажных местах, часть жизни проводят в водоемах).

В) перечислите признаки приспособленности земноводных к жизни и на суше, и в воде. (Ответ. На суше – пятипалые парные конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, наличие барабанных перепонок; в воде – голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза и ноздри).

2. Вопросы из темы «Внутреннее строение земноводных»

А) чем отличается мышечная система лягушки от мускулатуры окуня? (Ответ. У земноводных мускулатура состоит из мышц, более сложных по строению, чем у рыб. Особенно хорошо развиты мышцы конечностей, которые начинаются на костях поясов и тонкими сухожилиями прикрепляются к костям конечности. Их сокращение обеспечивает движение конечностей при плавании, ползании и прыгании).

Б) в чем сходство и различие пищеварительной системы земноводных и рыб? (Ответ. У амфибий она состоит из тех же органов, что и у рыб. У взрослых лягушек в глоточном отделе нет жаберных щелей, а толстая кишка открывается в особое расширение – клоаку, в которую открываются также протоки выделительной и половой систем)

В) как происходит дыхание у земноводных? (Ответ. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Когда оно опускается, воздух поступает в ротовую полость. Если ноздри закрываются, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в легкие. В легких происходит газообмен).

Г) в чем усложнение кровеносной системы земноводных? (Ответ. В связи с развитием легких у взрослых земноводных появляется второй – малый, или легочный круг кровообращения. Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Ко всем органам тела поступает смешанная кровь)

Д) каковы особенности нервной системы лягушки в связи с жизнью на суше? (Ответ. Состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрительным анализатором. Плохо развит мозжечок.)

3. Вопросы из темы «Размножение, развитие и происхождение земноводных»

А) в чем сходство внешнего и внутреннего строения головастика с рыбами? (Ответ. По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него обтекаемая форма тела, есть жабры, один круг кровообращения, двухкамерное сердце, органы боковой линии, хвост и нет конечностей).

Б) какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития? (Ответ. Развиваются сначала задние, а затем передние конечности. Появляются легкие, в связи с развитием легких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трехкамерным. Хвост постепенно уменьшается).

Вайрих Ирина Александровна 219-673-968

4. Вопросы из темы «Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека»

А) каково значение земноводных в природе? (Ответ. Взрослые земноводные питаются подвижной животной пищей, они поедают вредных насекомых, червей, слизней и т.д., также они являются важным звеном в цепи питания животных).

Б) как отличить жабу от лягушки? (Ответ. В отличие от лягушек у жаб грубая кожа, покрытая, покрытая бугорками. Они активны в темное время суток, а днем прячутся в различные убежища. Задние конечности у жаб короче, чем у лягушки. В связи с этим жабы хуже прыгают. Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить в дали от водоемов).

В) каково значение земноводных в природе и жизни человека? (Ответ. Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них).

Третий гейм «Вопросы от гостьи – Царевны-Лягушки»

Учитель (ведущий): сегодня к нам в гости пришла…. А вот кто это, отгадайте!

«Персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки ее Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте………

Героиня является персонажем, широко представленным в мифах и легендах многих народов.

Кто это? (Царевна – Лягушка)

Нарядить одного учащегося из класса в костюм Царевны-Лягушки. После приветствия Царевне-Лягушке предоставляется слово.

«В старинных русских сказках лягушка нередко выступает в роли заколдованного человека: либо это принцесса, либо принц, либо просто прекрасная девушка. Лягушка - символ скрытой красоты, поэтому талисман в виде лягушки или с ее изображением принесет Вам счастье». Дарит командам талисман в виде изображения лягушки.

- А теперь я задам командам вопросы. Одна минута на размышление. Кто первый ответит, тот и выиграл. За каждый верный ответ, вы получаете 1 балл. На этот конкурс дается 8 минут.

Вопрос №1

«Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?»
(Ответ. Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у лягушек происходит до 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают).

Вопрос №2

«Как искусственно можно приостановить превращение головастика в лягушку?»

(Ответ. Головастики не превращаются в лягушек в воде, в которой совсем нет йода).

Вопрос №3

«На дне водоема травяные лягушки (перед зимовкою) прижимают и поджимают задние лапки под брюшко, а передние прижимают к голове и выворачивают «ладошками» наружу. Случайное ли это положение передних лапок лягушки во время зимовки?»

(Ответ. Такое положение лапок не случайное. Доказано, что кожа лягушки, особенно на внутренней стороне лапок, густо покрыта кровеносными сосудами, благодаря чему растворенный в воде кислород попадает в организм. Если бы лягушка прижимала «ладошки» лап к телу, то процесс кожного газообмена через лапки был бы затруднен).

Четвертый гейм «Дальше, дальше….». От команды один представитель. В течение одной минуты, нужно ответить на наибольшее количество вопросов. За каждый вопрос - 1 балл. На этот гейм отводится 3 минуты.

Вопросы к команде «Квакши»

  1. Чем питаются лягушки? (насекомыми)
  2. Какую кровь содержит правое предсердие земноводных? (венозную)
  3. Пьет ли лягушка воду? (нет)
  4. Имеется ли у лягушки шейный позвонок? (да)
  5. Как называется наружная часть органа слуха? (барабанная перепонка)
  6. Чем дышит лягушка под водой? (кожей)
  7. Как называются мешки, которые при кваканье раздуваются по бокам головы самца? (резонаторы)
  8. В какой среде происходит развитие личинок земноводных? (в водной)
  9. Куда открывается задняя кишка земноводных? (клоаку)
  10. Кто были предками земноводных? (пресноводные кистеперые рыбы)
  11. Есть ли у лягушки веки и слезные железы? (есть)
  12. Какие конечности сначала вырастают у головастика – задние или передние? (задние)
  13. Самая большая в мире лягушка? (голиаф)
  14. Бесхвостое животное с ороговевшей кожей? (жаба)
  15. Сколько пальцев на задних лапах у лягушки? (пять)
  16. Правильное ли утверждение: «Земноводные относятся к холоднокровным животным»? (да)
  17. Какой отдел головного мозга меньше всего развит у лягушки? (мозжечок)
  18. Орган добычи пищи у лягушки? (язык)
  19. Любимая пища тритонов и лягушек? (комары)
  20. Как называется крупная жаба? (ага)

Вопросы к команде «Тритоны»

  1. Как называется личинка лягушки? (головастик)
  2. Какую кровь содержит левое предсердие земноводных? (артериальную)
  3. Чем у лягушки защищены глаза? (веками)
  4. Развиты ли ребра у лягушки? (нет)
  5. Чем представлена нервная система у лягушки? (спинным и головным мозгом)
  6. Сколько камер имеет сердце земноводных? (три)
  7. Имеет ли лягушка среднее ухо? (да)
  8. Какая кровь в желудочке? (смешанная)
  9. Как называются древесные лягушки? (квакши)
  10. Из скольких позвонков состоит туловищный отдел лягушки? (из 7 позвонков)
  11. Как называется безногое земноводное? (червяга)
  12. Сколько пальцев на передних конечностях у лягушки? (четыре, пятый недоразвит)
  13. Какие органы выделения у лягушки?
  14. Какой отдел головного мозга развит больше всего у земноводных? (передний)
  15. Какое оплодотворение у земноводных? (наружное)
  16. Какие животные на личиночной стадии обладают регенерацией? (аксолотль – личинка американских амбистом)
  17. Где был поставлен первый памятник лягушке? (В Сорбонне, Парижском университете)
  18. Согласны ли вы с утверждением, что отсутствие земноводных – это один из признаков неблагополучия в водоеме? (да)
  19. Какое дыхание у лягушки? (легочное и кожное)
  20. Как называется лягушка, яд которой такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни? (южноамериканская лягушка - кокоа)

III. Подведение итогов. Вывод. Дать общую характеристику класса Земноводные. (2 минуты).

Земноводные – холоднокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются парные конечности и легкие. У взрослых сердце трехкамерное и два круга кровообращения. Органы слуха и зрения приспособлены функционировать в воздушной среде. Водные черты земноводных проявляются в том, что у них откладака икры и развитие личинок происходит в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54 «Радуга» г.Воркуты.
Исследовательская работа
«Может ли лягушка,
сбрасывать с себя кожу?»
Автор –Сушко Валерия.
Руководитель –
Хворова Светлана Марсельевна .
2017 г.

Лягушонок - сын лягушки
Ротик, глазки, голова.
Есть ли у лягушки ушки?
Слышит ты мои слова?
Как родился, чем он
дышит,
Есть ли польза от него?
И правдивы все слухи,
Что разносят про него?
Может ли вдруг сбросить
шкурку
И прекрасным чем-то
стать?
Я попробую ребята,
Все подробно разузнать!

АКТУАЛЬНОСТЬ
Я очень люблю сказки и
думаю, что в сказках происходят
не только чудеса, но и то, что
может произойти с нами в обычной
жизни.
И тут у меня дома появился новый
питомец – лягушка. Назвали мы ее
Алиса. Я научилась ее кормить,
помогала менять воду в аквариуме
Вспомнив про сказку я подумала, а
действительно ли могут лягушки
сбрасывать кожу?

Объектом исследования является изучение лягушек.
Предмет исследования – лягушки, их строение, внешний
вид, особенности жизнедеятельности, среда обитания.
Гипотеза нашего исследования – лягушки сбрасывают
кожу.
Цель – изучить информацию о лягушках, как
декоративных, так и живущих в природе, получить
подтверждение или опровержение гипотезы.

Приступив к исследованию, я стала
ежедневно
наблюдать
за
Алисой.
Она
оказалась
такой
милой
и
совсем
не
противной. Но я так и не увидела, чтобы
Алиса меняла кожу.
Мама заметила мои наблюдения и
предложила поискать ответ на мой вопрос в
детских книгах, которые были у нас дома.

Мы перевернули всю квартиру в поисках
ответа, нашли много интересного: поиграли,
полепили, пораскрашивали….Но, линяют ли
лягушки, так и не узнали.

Затем я поделилась своими интересами с
воспитателями
в детском саду. С ними мы тоже
изучили все энциклопедии, которые были в группе.

Из них я узнала много интересного о лягушках,
даже сделала такое колесо,
при помощи которого,
рассказала детям группы о развитии лягушки.
но не нашла ответ на свой вопрос…

Потом
у меня появилась возможность
побывать в библиотеке. Нашу группу пригласили
туда на праздник.
Там я тоже узнала много
интересного о лягушках и дети группы тоже
захотели узнать, а действительно ли лягушки
могут сбрасывать кожу. Для этого несколько книг
из библиотеки мы взяли с собой в группу.

Дома мы с мамой почитали энциклопедию из
библиотеки, поискали информацию в интернете. И
представляете, каково же было не только мое удивление, но
и мамы, что лягушки действительно сбрасывают кожу.

У лягушки сбрасывание старой кожи происходит так.
Лягушка трёт передними лапами сначала один, потом
другой глаз, как будто в них что-то попало. Затем чешет
задними лапами бока. Через некоторое время можно увидеть,
что с её тела свисает полупрозрачная старая кожа,
которую она передними лапами отправляет в рот и
съедает.

Да еще они кожей могут дышать и пить воду,
представляете.
Кожа лягушки легко пропускает воду внутрь
организма, и для нормального самочувствия лягушки очень
важно, чтобы она всегда была влажной. Вода из окружающей
среды попадает в организм лягушки через поры кожи.
Лягушка никогда не пьет - ни капли, лишь впитывает воду
через кожу.

Головастик дышит жабрами, а взрослая лягушка дышит
ртом, легкими и кожей. Такой большой набор органов дыхания
характерен только для земноводных, т.к. легкие слабо развиты, и
одного легочного дыхания им недостаточно. Поэтому очень важным
органом дыхания лягушек является кожа. Кожа у лягушки нежная,
богата кровеносными капиллярными сосудами; в эти сосуды, если
кожа влажная, легко проникает кислород воздуха. Вместе с тем
через кожу лягушка может дышать и под водой. Вот почему
лягушки могут долго находиться под водой, а некоторые из них
могут во время зимовки оставаться в воде подо льдом всю зиму.

А еще оказывается, что на территории
республики Коми обитает лягушка которую нужно
охранять, т.к. она занесена в «Красную книгу»
республики – это краснобрюхая жерлянка. Большую
опасность
для
этих
лягушек
представляет
разрушение их мест обитания и загрязнение
водоемов.

А в Канаде появился необычный дорожный знак «Снизить
скорость,
лягушки на дороге».
Знак был установлен в
окрестностях места, где ученые обнаружили популяцию редкого
вида земноводных. Они мигрируют из одной местности в другую.
Препятствием на пути земноводных становится автомобильная
дорога, которая каждое лето превращается в место массовой
гибели лягушек.
Защитники природы, подсчитавшие, что
ежегодно в мире на дорогах гибнут почти миллиард земноводных,
призывают поддержать эту инициативу. Теперь помогают
“перейти дорогу лягушкам” в некоторых штатах США,
Германии, Израиле, Швейцарии и Белоруссии.

А также лягушки приносят пользу – они
уничтожают вредных насекомых; помогают врачам
находить новые лекарства для человека. В их честь
установлено множество памятников.
Мы с мамой сделали подборку фотографий
самых знаменитых памятников лягушкам.

Дома мы сделали стенгазету о разнообразии
лягушек, я рассказала об этом ребятам в детском
саду, и поделилась своими открытиями о значении
кожи лягушек.

Мои друзья с интересом слушали мой рассказ и мы
решили сделать выставку рисунков о лягушках. В группе мы
нашли интересные сказки и рассказы о лягушках и оформили
их в виде книги. А в бассейне накормили лягушку!
Лягушки - прекрасные

Одна из самых любимых мною сказок стала
«Царевна – лягушка» и представляете, как мне повезло, на
одном из спектаклей в детском саду, я побывала в роли
главной героини сказки.

Теперь меня заинтересовал вопрос, а что
произойдет если поцеловать лягушку? А вдруг она
превратиться в принцессу? Или принца? (Интересно,
понравится ли это моей Алисе) Об этом своем
исследовании я расскажу вам в следующий раз.

1.Орг.момент Приветствие команд, объяснение правил игры, задач урока, пожелания успеха.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» Альфред Брем

«Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками…»

1 конкурс «Разминка»

(Выбрать правильное утверждение)

1.Сидящая лягушка не видит неподвижных предметов.

2Глаза земноводных защищены веками

3.Квакши большую часть жизни проводят на земле.

4.На пальцах задних конечностей у бесхвостых амфибий есть плавательные перепонки

5.Класс амфибии включает 4 отряда: Хвостатые (тритоны, саламандры), Бесхвостые(жабы, лягушки), Безногие и Червяги .

-нет -3отряда , червяги и безногие – это название одного отряда

6.Древние амфибии – это стегоцефалы

1.У лягушек есть гортань и голосовые связки.

2. У земноводных нет органов слуха

3.Задние конечности земноводных длиннее передних

4.Головастик становится лягушонком и переходит с растительной пищи на животную.

5.Представители отряда безногих редко выходят днём на поверхность почвы.

6. У земноводных выделительная система представлена почками, мочеточниками, анальным отверстием (у земноводных – клоака)

1.Все земноводные – хищники; питающиеся в основном насекомыми, слизнями, паукообразными.

2.У земноводных голова подвижно соединена с туловищем

3.У головастика первоначально нет парных конечностей, и функции органа движения выполняет хвост.

4.Холоднокровность земноводных связана с жизнью в воде

(С низким уровнем обмена веществ)

5.Продукты, выделяемые почками, удаляются через мочевой пузырь.

6.Сердце у всех амфибий трёхкамерное, состоит из двух предсердий и одного желудочка.

1.Скелет амфибий представлен: черепом, позвоночником, скелетом передних конечностей, скелетом задних конечностей, и их поясами.

2.У большинства земноводных количество пар конечностей равно 4. (нет 2)

3.Жабы большую часть жизни проводят в воде (нет , в период размножения)

4. Земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды,

причём обитают в непосредственной близости к водоёмам.

5.Скелет головы земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб

6.Процес превращения головастика в лягушку называют прогрессом. (метаморфозом)

Конкурс 2. Аукцион терминов

команда выбирает трафарет, на котором написаны термины

Метаморфоз, аксолотль, червяга, стегоцефал, инстинкт, клоака, головастик, амфибии

Конкурс 3. Эрудит

1.До чего земноводные «додумались первыми»?

  1. дышать лёгкими, правда в дыхании помогает кожа
  2. второй круг кровообращения, для более эффективного использования лёгких
  3. в сердце появилась перегородка, сердце стало трёхкамерным
  4. первыми стали на ноги и «изобрели» суставы
  5. есть шейный отдел – могут поворачивать голову
  6. первыми начали мигать, чтобы защитить глаза от высыхания и повреждения, у них появились подвижные веки
  7. чтобы лучше слышать в воздушной среде, у земноводных появился новый орган – среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой
  8. первыми обзавелись голосовым аппаратом
  9. первые «слюнтяи» планеты, для проглатывания сухой добычи необходима смазка

2.Чем жабья икра отличается от лягушачьей?

  1. у лягушек икра склеена в большие комки, у жаб – в длинные шнуры.

3. Насекомые (Комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему?

-насекомые не кусают земноводных из-за ядовитого секрета, который вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы(жабы, некоторые саламандры)или разбросаны по спине (лягушки, тритоны)

4. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?

-Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит раз в 4 года. Старую кожу лягушки съедают.

5.Почему мозжечок у лягушки развит хуже, чем у рыб?

-слабое развитие мозжечка связано с однообразием двигательных реакций земноводных

6. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки. Почему?

- Нельзя. У лягушки нет рёбер и грудной клетки . Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают рёбра при вдохе и выдохе.

7.Какую огромную пользу приносят лягушки и жабы

-на 1км² леса за год они уничтожают 15тонн вредителей леса

-14 мая 1794 года из-за лягушек скрестили шпаги два итальянца профессор анатомии Луиджи Гальвани и физик Алессанндро Вольта. Один утверждал, что существует, «живое электричество», другой отрицал это. Спор затянулся на десятилетия: продолжили его уже сторонники Гальвани и Вольта. А когда дискуссия закончилась, началась эпоха электротехники, родилась электрофизиология. Для великого русского учёного Ивана Михайловича Сеченова 1866г. был не очень приятным: против него – автора «Рефлексов головного мозга» - возбудили судебное дело. Узнав это, Иван Михайлович сказа: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты…

И в прошлом и настоящем заслуги этих невзрачных существ в развитии науки велики.

-конструкторы создали модель «жабьего глаза» . Этот аппарат регистрирующий движущиеся объекты, позволяет непрерывно анализировать обстановку на аэродроме. Кроме того , он может быть использован для опознавания ракет и быстрого определения

8.Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл загадки?

- Лёгкие лягушки – парные мешочки с ячеистыми стенками. Отношение поверхности лёгких к поверхности кожи у лягушки составляет 2:3. Так как лёгкие имеют примитивное строение и обеспечивают организм кислородом только на 49% (зелёная лягушка), то лёгочное дыхание дополняется сильно развитым кожным дыханием. Голая кожа, имеющая развитую сеть кровеносных сосудов, должна быть постоянно влажной. Кожное дыхание позволяет длительно пребывать на дне водоёмов. Размножение лягушки тоже связано с водой .

Конкурс 4. Зашифрованное письмо

Чтобы разгадать это загадочное послание , вам необходимо взять таблицу химических элементов Д.И Менделева. Первая цифра в шифровке соответствует порядковому номеру кого-либо элемента , а вторая цифра – букве, которую нужно взять из названия этого элемента и вставить её в соответствующую ячейку шифровки, Например:

обозначает, что в эту ячейку нужно вставить вторую букву из названий элемента, стоящего под первым порядковым номером в таблице Менделева:

Читайте также: