Массаж при расщелине губы

Обновлено: 24.04.2024

Уход за детьми с расщелиной верхней губы и неба

У детей с расщелинами верхней губы и неба в младенческий период возможно развитие разнообразных нарушений. Они часто испытывают проблемы с дыханием, т.к. изменение нормальной анатомии полости рта и ротоглотки может привести к западению языка и развитию обструкции дыхательных путей, которая требует неотложных мероприятий.

Большинство детей достаточно быстро адаптируется к имеющемуся у них пороку и начинает нормально дышать. Ускорить появление нормального дыхания можно различными способами: расположение ребенка на боку, установка назогастрального зонда (которым язык смещается вперед от ротоглотки), использование аппаратов СИПАП.

Часто у таких детей возникают сложности с питанием. После обеспечения проходимости дыхательных путей следует как можно скорее установить нормальное питание через рот. Дети с изолированными дефектами верхней губы или альвеолярного отростка часто способны сосать грудь матери или питаться через обычную соску, но и у них из-за дефекта верхней губы могут возникать проблемы с созданием герметично замкнутой полости вокруг соска.

Особый подход требуется к детям с расщелиной неба. Дети, страдающие от расщепления неба (за исключением случаев неполного расщепления), не способны сосать, поэтому у них должны использоваться соски, пища из которых поступает без сосания. Доступны различные варианты бутылочек с клапанами для кормления детей с расщелиной неба или губы (модель Pigeon и Haberman).

Из-за наличия клапана жидкость в них перемещается только из бутылочки в рот, но не обратно. Нажимая языком или альвеолярными дугами на соску, ребенок способен получать молоко из бутылочки, большинство детей способно успешно питаться при помощи таких устройств.

Ведение детей с расщелиной неба. Детям, страдающим от расщепления неба, в течение жизни приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся здоровья. С самого начала жизни им могут требоваться консультации и лечение самых разных специалистов. Обычно оказанием помощи таким пациентам занимаются мультидисциплинарные команды, специализирующиеся в челюстно-лицевой хирургии и расщелинах губы и неба.

В состав бригады входят специалист по реконструктивной хирургии (им может быть оториноларинголог, пластический хирург, челюстно-лицевой хирург), социальный работник, ортодонт и логопед; им необходимо лично встречаться с пациентом и его родителями, координируя друг с другом свои действия. Также в состав многих бригад входят сурдологи, медсестры, офтальмологи, педиатры, генетики и стоматологи.

Междисциплинарный подход приводит к улучшению результатов лечения. Обычно детям требуется осмотр специалистов минимум раз в 2-3 года (при потребности чаще). Другие специалисты осматривают ребенка в зависимости от имеющихся клинических особенностей.

У детей с расщелиной неба повышен риск появления выпота в среднем ухе и развития кондуктивной тугоухости. При расщелинах неба часто страдает мышца, напрягающая небную занавеску. Будучи единственной мышцей, расширяющей слуховую трубу, она оказывается неспособной выполнять свою функцию до тех пор, пока расщелина неба не будет устранена. Появление выпота в среднем ухе (обычно слизистого) приводит к кондуктивной тугоухости. С целью удаления выпота и коррекции тугоухости выполняется установка тимпаностомических трубок. Зачастую детям с расщелиной неба требуется неоднократное выполнение шунтирования барабанных полостей.

(а) Ребенок с односторонней расщелиной губы до оперативного лечения.
(б) Тот же ребенок сразу после завершения операции.
(в) Тот же ребенок в возрасте двух лет.
(а) Ребенок с двусторонней расщелиной губы до оперативного лечения.
(б) Тот же ребенок сразу после завершения операции.
(в) Тот же ребенок в возрасте трех лет.

Ключевые моменты:

• Расщелины верхней губы и неба являются самыми часто встречающимися аномалиями головы и шеи.

• Частота встречаемости в США составляет один случай на 600 живых новорожденных. Наибольшему риску подвержены представители коренных американских народностей и лица азиатского происхождения.

• Расщелины губы и неба могут быть как изолированными, так и являться частью какого-либо генетического синдрома.

• Обычно к появлению расщелины губы и неба ведут как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. В последние годы удалось установить некоторые гены и определенные факторы среды, повышающие риск развития этих аномалий.

• Эмбриологическое развитие верхней губы начинается на четвертой и заканчивается на шестой неделе внутриутробного развития. Эмбриогенез неба завершается к десятой неделе.

• Полные расщелины неба и верхней губы составляют около 45% всех случаев. Расщепление верхней губы, с сочетанием или без сочетания с расщеплением альвеолярного отростка, наблюдается в 25% случаев, изолированное расщепление неба — в 30%.

• «Правила десяток». Для коррекции расщелины губы: возраст 10 недель, вес 10 фунтов, гемоглобин 10 г/дл. Для коррекции расщелины неба: возраст 10 месяцев, вес 10 кг, гемоглобин 10 г/дл.

• У большинства детей с расщелиной неба появляется выпот в среднем ухе и развивается кондуктивная тугоухость. Для лечения используется установка тимпаностомических трубок, зачастую устанавливать их приходиться несколько раз в течение жизни.

• Оказание помощи междисциплинарной бригадой помогает лучше координировать действия специалистов и улучшает прогноз тех многих заболеваний, от которых страдают такие дети.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Нарушение работы любого звена системы речеобразования или органов артикуляции приводит к нарушению деятельности системы в целом.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Нарушения произношения и трудности его восстановления у детей с расщелинами верхней губы и неба обусловлены нарушением нёбно-глоточного смыкания и наличием зубочелюстных деформаций. Они определяют аномальные резонансно-акустические характеристики процесса артикуляции, которые в свою очередь приводят к формированию компенсаторных патологических изменений в дыхании, структуре органов артикуляции (прежде всего, языка), организаций артикуляторных движений, фонаций.

Нарушение работы любого звена системы речеобразования или органов артикуляции приводит к нарушению деятельности системы в целом. Известно, что одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке. Это свойство имеет большое значение в формировании речи у детей с расщелиной нёба. Длительная вынужденная адаптация нервных структур, участвующих в процессе речеобразования, к необычным условиям, определяемым расщелиной нёба, приводит к формированию патологических компенсаторных артикуляторных программ, которые закрепляются в ЦНС. В то же время, способность нервной системы к адаптации является основой всех реабилитационных мероприятий, что определяет тенденцию к более ранней реабилитации детей с расщелиной нёба. В качестве одного из коррекционных методов, используемых в реабилитационной практике, на всех её этапах, включая самые ранние, является массаж, как совокупность приёмов механического дозированного воздействия путём трения, давления, вибрации, поглаживания. Логопедический массаж относится к местному, так как локализуется в области артикуляционного аппарата.

Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ. В логопедической практике используется массаж нёбной занавески, верхней губы, массаж нёба в дооперационный и послеоперационный период, массаж языка. Все дети с врождённой расщелиной верхней губы и нёба нуждаются в логопедическом массаже.

Дети с расщелинами нёба во время кормления отжимают соску корнем языка к фрагментам нёба, что приводит к гипертрофии языка. Происходит неосознанное сдвигание тела языка назад, с тем, чтобы прикрыть корнем языка расщелину, разобщить ротовую и носовую полости. Корень языка напрягается и поднимается кверху. Вялый кончик языка размещается в середине ротовой полости и не участвует в артикуляции. У детей с расщелинами нёба часто наблюдается укорочение уздечки языка.

Среди средств, применяемых для активизации и нормализации деятельности языка и его расположения в ротовой полости, важное значение имеет массаж. Он рекомендуется детям старше четырёх лет, так как у детей более раннего возраста патологическая позиция языка и мышечная деформация не сформированы.

При проведении массажа язык должен быть расслаблен и находиться в районе нижней губы. Массаж проводится два раза в день до еды продолжительностью до пяти минут. Каждый приём массажа чередуется с поглаживанием. Выполняя массаж, необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребёнку и дифференцируемые требования. Интенсивность массажа должна нарастать постепенно, от сеанса к сеансу.

- продольное поглаживание (указательным пальцем производятся движения от средней части к кончику языка);

- поперечное поглаживание (указательным пальцем производятся движения из стороны в сторону);

- щипцеобразное поглаживание (указательным и большим пальцами производятся лёгкие пощипывания тела языка от средней части к кончику языка, который прощипывается дольше).

Каждый приём выполняется в течение десяти – двадцати секунд.

- растирание штрихованием (указательным пальцем производятся короткие поступательные движения с лёгким надавливанием и смещением тканей продольно и поперечно от средней части к кончику языка);

- растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в противоположных направлениях в области средней части и кончика языка. Между пальцами образуется крохотный валик из массируемой ткани);

- разминание надавливанием (указательным пальцем производятся различные надавливающие движения в области средней части и кончика языка);

- разминание продольное и поперечное (производятся перекатыванием двух фаланг указательного пальца вдоль и поперёк тела языка в области спинки и кончика);

- вибрация похлопыванием (указательным пальцем лёгкими движениями по телу языка от боковых поверхностей к середине;

- вибрация пунктированием («пальцевой душ») (кончиками указательных пальцев обеих рук производятся движения подобные выбиванию дроби на барабане в области средней части и кончика языка.

Приёмы массажа выполняются в течение десяти – пятнадцати секунд.

Техника массажа основывается на общепринятых приемах и опыте коллег-специалистов. Массаж проводится с соблюдением необходимых гигиенических требований в спокойной атмосфере, может сопровождаться дружелюбным общением с ребёнком. Необходимо обучение матери некоторым приёмам массажа для дублирования его в домашних условиях.

Правильно организованный массаж, индивидуально подобранные приёмы, дозировка и сроки проведения массажа окажут положительное влияние на эффективность всего процесса комплексной логопедической помощи детям с ринолалией.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Целью статьи является рассказать, об эффективности раннего включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, страдающих ринолалией. Анализируется уникальность проведения логопедического массажа. Рассматриваются обстоятельства, оказывающие положительное влияние логопедического массажа на ребенка при его проведении.

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazh_detyam_rannego_vozrasta_s_rinolaliey.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РИНОЛАЛИЕЙ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

МБДОУ «Детский сад №108 «Сказка», г. Чебоксары

Аннотация. Целью статьи является рассказать, об эффективности раннего включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, страдающих ринолалией. Анализируется уникальность проведения логопедического массажа. Рассматриваются обстоятельства, оказывающие положительное влияние логопедического массажа на ребенка при его проведении.

Ключевые слова : массаж, техника массажа, воздействие, эффективность.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

За последние 20 лет кардинально изменилась тактика лечения пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба [1].

Операция губы (хейлопластика) более легка, и ее делают повсеместно, часто она производится в первые 2—3 дня жизни ребенка (Л. Е. Фролова). В настоящее время приоритетным является мнение о том, что ран няя — до 3 лет — операция по полному закрытию нёбной расщелины, проводимая в одну стадию, обеспечивает нормальное речевое развитие [3].

При органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата [2].

Важным условием формирования правильного произношения при ринолалии является определенный уровень развития орального праксиса, т.е. моторных функций артикуляционного аппарата. Так, для устранения нарушений произносительной стороны речи ребенку необходимо научиться чувствовать и контролировать двигательные акты органов артикуляции. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но и они не в полной мере оказывают существенную помощь. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, технологий и методов, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Одним из таких методов является применение приёмов логопедического массажа.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из инновационных логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

У детей раннего возраста с ринолалией перенёсших уранопластику верхней губы в послеоперационный период, после снятия швов, массажу придается большое значение. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и келлоидных рубцов верхней губы, порой сводящих на нет достигнутый косметический эффект. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы и уменьшает нарастание явлений остаточных и послеоперационных деформаций верхней губы и носа.

Целью уранопластики нёба является оперативное достижение анатомической целостности нёба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации. Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2—3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5—7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.

Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышается эластичность мышечного волокна. Массаж способствует восстановлению силы мышц, повышает активность передней части языка, губ (особенно верхней), мягкого нёба.

Массаж проводится в положении лежа для полного расслабления ребенка. При этом высунутый язык фиксируется левой рукой, правой рукой проводятся различные манипуляции, сочетая разные приемы массажа.

Процедура массажа состоит из трех этапов.

  1. Вводный: 1—2 мин щадящими приемами ребенок подготавливается к основной части массажа. На этом этапе используется прием поглаживания.
  2. Основной: 8—10 мин применяется дифференцированный массаж, сочетающий различные приемы (поглаживание, растирание, разминание и вибрацию).
  3. Заключительный: 1—3 мин снижается интенсивность специального воздействия. На этом этапе используется прием поглаживания и проводятся пассивные движения.

Таким образом, общая продолжительность массажа составляет 10—15 мин. Массаж проводится ежедневно. Курс включает 10 процедур.

При выполнении логопедического массажа дифференцированно используются следующие основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация [3].

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Аннотация. Целью статьи является рассказать, об эффективности раннего включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, страдающих ринолалией. Анализируется уникальность проведения логопедического массажа. Рассматриваются обстоятельства, оказывающие положительное влияние логопедического массажа на ребенка при его проведении.

Ключевые слова: массаж, техника массажа, воздействие, эффективность.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с врожденными расщелинами губы и/или неба. За последние 20 лет кардинально изменилась тактика лечения таких пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба [1].

Операция губы (хейлопластика) более легка, и ее делают повсеместно, часто она производится в первые 2—3 дня жизни ребенка (Л. Е. Фролова). Это сразу улучшает условия развития ребенка, нормализует его внешний вид. Иногда хейлопластика производится после шести месяцев, когда ребенок становится более окрепшим и приспособленным к новым жизненным условиям.

В настоящее время приоритетным является мнение о том, что ран­няя — до 3 лет — операция по полному закрытию нёб­ной расщелины, проводимая в одну стадию, обеспечивает нормальное речевое развитие [3].

При органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата [2].

Важным условием формирования правильного произношения при ринолалии является определенный уровень развития орального праксиса, т.е. моторных функций артикуляционного аппарата. Так, для устранения нарушений произносительной стороны речи ребенку необходимо научиться чувствовать и контролировать двигательные акты органов артикуляции. Движения органов артикуляции должны быть четкими и дифференцированными. Ребенок должен уметь объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения комплексов звуков, быстро и точно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но и они не в полной мере оказывают существенную помощь. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, технологий и методов, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Одним из таких методов является применение приёмов логопедического массажа.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

У детей раннего возраста с ринолалией перенёсших уранопластику верхней губы в послеоперационный период, после снятия швов, массажу придается большое значение. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и келлоидных рубцов верхней губы, порой сводящих на нет достигнутый косметический эффект. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы и уменьшает нарастание явлений остаточных и послеоперационных деформаций верхней губы и носа.

Целью уранопластики нёба является оперативное достижение анатомической целостности нёба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации. Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2—3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5—7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.

Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышается эластичность мышечного волокна. Массаж способствует восстановлению силы мышц, повышает активность передней части языка, губ (особенно верхней), мягкого нёба.

Массаж проводится в положении лежа для полного расслабления ребенка. При этом высунутый язык фиксируется левой рукой, правой рукой проводятся различные манипуляции, сочетая разные приемы массажа.

Процедура массажа состоит из трех этапов.

  1. Вводный: 1—2 мин щадящими приемами ребенок подготавливается к основной части массажа. На этом этапе используется прием поглаживания.
  2. Основной: 8—10 мин применяется дифференцированный массаж, сочетающий различные приемы (поглаживание, растирание, разминание и вибрацию).
  3. Заключительный: 1—3 мин снижается интенсивность специального воздействия. На этом этапе используется прием поглаживания и проводятся пассивные движения.

Таким образом, общая продолжительность массажа составляет 10—15 мин.

Массаж проводится ежедневно. Курс включает 20 процедур. Перерыв между курсами — 10 дней.

При выполнении логопедического массажа дифференцированно используются следующие основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация [3].

Поглаживание — это манипуляция, при которой совершаются скользящие движения, не сдвигая ткани, с различной степенью надавливания. При поглаживании значительно меняется трофика тканей — усиливаются обменные процессы, повышается мышечный тонус. При поглаживании облегчается отток крови и лимфы, что способствует быстрому удалению продуктов обмена и распада. В зависимости от методики применения приема и дозировки поглаживание может оказывать расслабляющее или возбуждающее действие. Например, непрерывное скользящее поглаживание расслабляет ткани; глубокое, прерывистое — возбуждает. С поглаживания начинают процедуру массажа, используют его в процессе массажа и заканчивают массаж этим же приемом.

Растирание — это манипуляция, при которой производится сдвигание тканей, их растяжение в различных направлениях. Растирание способствует увеличению подвижности массируе­мых тканей, при этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям. Растирание — это подготовительный прием к разминанию.

Разминание — это прием, при котором производится сдавливание, сжимание, раздавливание тканей. Разминание оказыва­ет основное воздействие на мышцы, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность. Разминание способствует крово- и лимфообращению, при котором значительно улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, повышается работоспособность мышц. Разминание по сути является пассивной гимнастикой для мышц.

Вибрация — это прием, когда телу придаются колебательные движения. Вибрация вызывает усиление рефлексов. В зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов [3].

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических узлов, резко выраженная пульсация сонных артерий, эписиндром.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Читайте также: