Люди в масках для лица это

Обновлено: 27.04.2024

Одетые в медицинские маски прохожие — непременный атрибут городов Азии начиная с конца XX века. Однако в середине 2010-х маски стали частью стиля многих популярных рэперов, а в последние два года захватили и подиумы. «Лента.ру» разобралась в том, как маски-респираторы и балаклавы из части медицинской униформы и спортивной одежды стали модным трендом.

Защити себя и окружающих

Первые медицинские маски появились в Европе в Средние века во время эпидемий бубонной чумы. Доктора надевали на голову кожаные маски с длинным клювом, который заполняли ароматическими солями, лекарственными травами и чесноком. Задача была простой — защитить доктора от тошнотворного запаха разлагающейся плоти. В основном маски использовались только во время работы с уже мертвыми людьми, но все изменилось в начале XX века, когда была доказана эффективность защиты маски с хлопковым фильтром от микроорганизмов.

Японцам объясняли, что носить маски обязательно во время эпидемий, а люди, не до конца уверенные в своем полном выздоровлении, должны надевать их, чтобы не заразить окружающих. Вскоре отсутствие маски у не до конца здорового человека стало восприниматься как проявление неуважения к окружающим. В дальнейшем привычку носить маски переняли в Корее и Китае, где скрывающие лица жители также стали привычной частью городского пейзажа.



Обмундирование средневекового чумного доктора включало: широкий плащ, кожаные перчатки, шляпу с широкими полями и кожаную маску с длинным клювом, которая играла роль примитивного респиратора

Фото: Science Source / Diomedia

Причем носили маски не только пожилые японцы и корейцы, но и молодежь. Однако, как показал проведенный в марте 2011 года изданием News Post Seven опрос молодых людей в модном токийском районе Сибуя, лишь 30 процентов из них надевали маски, чтобы защититься от чужих микробов или оградить других людей от своих. Большинство носили их, так как считали, что выглядят в них лучше. Неудивительно, что вскоре производство стильных масок наладили местные модные бренды.

За пределами Азии маски-респираторы вне медицинских учреждений носили разве что уличные художники. Они, с одной стороны, должны защищать дыхательные пути от краски, а с другой, скрывать лицо от случайных свидетелей творческого процесса. Ведь подчас граффити наносились на стены различных сооружений нелегально.

Лучший друг гангстеров

Другим видом масок, завоевавшим сердца модников, стала балаклава, или лыжная шапка, как ее еще иногда называют. Популярная версия гласит, что маска, покрывающая всю голову (за исключением лица) и часть шеи, была изобретена английскими солдатами во время Крымской войны. Зима 1854-1855 годов выдалась на редкость холодной, а соответствующего зимнего обмундирования англичанам не подвезли. Пришлось выкручиваться своими силами — солдаты и офицеры натягивали на голову подобие чулка, в котором вырезали отверстие для лица.

Название новому головному убору дали в честь крымского города Балаклава, служившего англичанам базой во время войны. С тех пор балаклава регулярно использовалась английской армией как часть зимней формы. Специальные подразделения вооруженных сил и полиции разных стран используют ее для сохранения анонимности своих сотрудников. С той же целью эти маски надевают террористы и бандиты всех мастей. Ну а гражданские чаще всего натягивают на голову балаклаву для занятий горными лыжами.

Благодарить же за интеграцию балаклавы в мир моды следует рэперов. Несмотря на то что рэп уже не первое десятилетие является многомиллиардной индустрией, а многие звезды хип-хопа далеки от уличных банд и вооруженных разборок, образ вышедших с улиц плохих парней эксплуатируют практически все. Непременным атрибутом любого уличного гангстера является бандана или балаклава, скрывающие лицо. Цвет и принт являются опознавательными знаками, демонстрирующими принадлежность ее обладателя к той или иной банде.

Изобретенная во время Крымской войны в середине XIX века, к Первой мировой войне балаклава стала обязательной частью зимней формы в армиях Британии и Франции

Фото: Roger Viollet / Getty Images

Однако на официальные мероприятия даже звезды гангста-рэпа вроде Тупака Шакура, Снуп Дога или P.Diddy приходили в дорогих итальянских костюмах. Максимум, что могли позволить себе звезды хип-хопа 1990-х — подражание стилистике американских гангстеров времен сухого закона. Тот же Тупак любил костюмы в полоску. Первыми рэперами, позволившими себе надеть маску во время выхода в свет, стали в 2013 году Канье Уэст и A$AP Rocky.

Сначала Уэст использовал серию масок от дома Maison Martin Margiela как часть костюмов во время концерта в Атлантик-Сити. Они представляли собой балаклавы, полностью скрывавшие лицо исполнителя. Маски были украшены стразами, звездами и различными элементами геометрической формы. Они были впервые показаны на Парижской неделе высокой моды сезона весна-лето 2013, которая прошла в январе того же года. Однако тогда критики посчитали маски лишь фантазией команды дизайнеров Maison Martin Margiela, не ожидая когда-нибудь увидеть их за пределами подиума.

Затем Уэста заметили в Париже в красной лыжной маске. В том же 2013 году A$AP Rocky заявился в балаклаве Y-3 на неделю моды в Нью-Йорке. Рэпер заявил, что балаклава не только согревает его зимой, но и оберегает от излишнего внимания папарацци и поклонников. Эксперты в мире моды заговорили о зарождающемся среди рэперов тренде и были правы.

За Уэстом и Rocky последовали Трэвис Скотт, 2 Chainz, Tyga, Дрэйк и многие другие. Причем помимо балаклав в ход пошли и обычные медицинские маски. По сути, для рэперов новые маски стали лишь оригинальной альтернативой привычного атрибута, а не революционным изменением стиля. К тому же речь шла не о банальных белых или черных масках, а об аксессуарах, не уступающих по яркости привычным банданам.

Маска в законе

Однако большинство рэперов все же следовали примеру Канье Уэста, а не A$AP Rocky, и надевали маски и балаклавы лишь во время прогулок по улицам. Исключением стал Future. Рэпер надел украшенную стразами Swarovski маску не только на себя, но и на свою дочь, с которой пришел на церемонию вручения призов телеканала BET (Black Entertainment Television — черное развлекательное телевидение) в 2017 году.





Кара Делевинь прибывает на показ бренда Giles в рамках недели моды в Лондоне сезона весна-лето 2014, сентябрь 2013 года

Фото: Beretta / Sims / Shutterstock

Некоторые рэперы и вовсе выстроили весь свой внешний образ вокруг того, что скрывают свое лицо. Например, прославившиеся в 2017 году исполнители Ayo & Teo носят медицинские маски с ярким принтом, а рэпер Leikeli47 всю свою карьеру скрывает лицо за балаклавой и банданой. Причем в последние годы первая почти вытеснила вторую.

Естественно, с подиумов они тут же переехали в гардероб рэперов. Рианна в 2017 и 2018 годах почти весь фестиваль Coachella проводила в балаклавах и масках, полностью скрывающих лицо. Регулярно появлялись на концертах в балаклавах от Gucci Трэвис Скотт и 2 Chainz, а команда A$AP Mob в полном составе сделала балаклавы частью своего имиджа.

Вслед за балаклавой пришла очередь и маски-респиратора. Во время показов на неделях моды сезона осень-весна 2019/2020, которые прошли в феврале-марте 2019 года, маски в том или ином виде появились в коллекциях Dolce & Gabbana, Alexander Wang, Moschino, Comme des Garcons, Marine Serre и ряда других. Изделия многих домов моды несли не только эстетический, но и функциональный смысл.

Новые смыслы

Дом Gucci в Париже и вовсе построил вокруг маски всю философию своего показа. По замыслу Алессандро Микеле, маска скрывает лицо и отвлекает от гендера модели, позволяя легче принять и понять женскую одежду на мужчинах и мужскую — на женщинах. Маска выступает универсальным уравнителем, скрывающим биологический пол, цвет кожи и физические особенности носителя. Вторят Микеле и другие любители масок.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Маски в жизни людей

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски

Психологические маски

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска — зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее — они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

    Обстоятельства. Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь — это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей

Маска основной психологической травмы

К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

    Маска основной психологической травмы. Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело — она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни — новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке — общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски

Маска хорошего человека

Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

    «Хороший человек». Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя — наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.

Как снять маску с человека

Снятие маски с человека

Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая — скрыть страхи и комплексы, вторая — достичь меркантильных целей, третья — самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

    Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы. Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, — тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.

Что такое маски в жизни людей — смотрите на видео:



В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Любовь к женатому мужчине

Любовь к женатому мужчине

Как избавиться от страха мужчин

Как избавиться от страха мужчин

Как бороться с детской агрессией

Как бороться с детской агрессией

Тыквенное желе

Тыквенное желе

Дынная диета

Дынная диета

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

Люди в защитных масках выглядят более привлекательными для представителей противоположного пола. К такому выводу пришли ученые из Университета Кардиффа.

Один из авторов исследования Майкл Льюис, лектор из школы психологии Кардиффского университета и эксперт по лицам, рассказал, что раньше маски, наоборот, делали мужчину или женщину для противоположного пола менее привлекательным. Это объясняется тем, что до пандемии окружающие воспринимали человека в защитных средствах как больного и старались его избегать.

Теперь, когда маски стали применяться повсеместно, ученые решили проверить, изменилось ли это восприятие.

Майкл Льюис, один из авторов исследования: «Наше исследование показывает, что лица считаются наиболее привлекательными, когда они закрыты медицинскими масками. Возможно, это вызвано тем, что мы привыкли к тому, что медицинские работники носят маски, и теперь мы ассоциируем окружающих в масках с врачами, заботящимися о нас».

Также, по словам ученого, привлекательность людей в масках можно объяснить тем, что маска на нижней части лица автоматически делает акцент на глаза. Кроме того, закрытие половины лица делает людей красивее в глазах окружающих, так как их мозг заполняет недостающие пробелы и приукрашивает полученный результат.

Первая часть исследования была проведена в феврале 2021 года. Сорока трем женщинам предложили оценить по шкале от одного до 10 привлекательность изображений мужских лиц без маски, в простой тканевой маске, голубой медицинской маске и с книгой черного цвета, закрывающей нижнюю часть лица. В результате женщины отметили, что мужчины в тканевой маске были более привлекательны, чем те, у кого не было масок или чьи лица были частично закрыты книгой. При этом самым обольстительным вариантом оказалась одноразовая медицинская маска.

Было проведено и второе исследование, в котором группа мужчин оценивала женщин в масках. Оно еще опубликовано, но, по словам Льюиса, его результаты в целом такие же.

Помните сказку о незадачливой принцессе по прозвищу «Ослиная шкура»? Одна из вариаций на тему Золушки. Скрываясь от жестокой мачехи, принцесса прячется в Ослиную шкуру и благополучно сбегает из дворца. В таком виде никто ее не узнает. Однако не узнает ее и принц, с которым она встретилась в этом новом облике. Заканчивается сказка хорошо: принцесса избавляется от Ослиной шкуры, принц в нее все-таки влюбляется, не обходится в этой сказке и без вмешательства фей… все как полагается.

Но давайте подумаем – а что из себя представляет Ослиная шкура? Что это, как не маска, за которую принцесса прячется в опасный для себя момент. Новый «имидж» принцессы сыграл свою роль, но оказывается, однажды обратившись к спасительной маске, принцесса оказалась в ее власти. Этот сюжет мне кажется очень символичным и глубоким. Поскольку в нашей реальной жизни мы часто сталкиваемся с ним, хотя это может и не бросаться в глаза. Эффект маски воплощается незаметно, исподволь, шаг за шагом завоевывая все новое пространство в нашей индивидуальной психической реальности.

Так как это происходит?

Что такое маска с точки зрения психологии? В истории человечества маска как культурный феномен появилась еще в первобытную эпоху. В архаических культурах маска занимает особое положение в обрядовых действах и магических практиках. Маска наделялась мистической силой, трансформирующей силой, связанной с тотемными животными или миром духов. Считалось, что маска может передавать эту силу тому, кто ее надевает. Почему? Что в ней такого особенного?

Одно из важнейших психологических качеств маски в символическом пространстве – это обезличивание. Стирание границ, деиндивидуализация. В древних мистериях это трансгрессивное качество использовалось для перехода в другое, измененное состояние сознания. Лицо – важнейшая часть тела в социальной коммуникации. Образ или проекция человеческого лица особенно сильно ассоциируются с нашей индивидуальностью, набором отличительных качеств и свойств нашей личности.

Надевая маску, человек с одной стороны символически освобождается от социально обусловленных качеств и статусов. С другой стороны, чувствует себя защищенным. Маска прячет его лицо: буквально скрывая черты лица и, возможно, взгляд. Символически маска снимает ответственность за его действия, слова, поступки, скрывая личность.

Здесь интересно вспомнить о таком парадоксе, что слова «личность» и «персона» происходят от устаревшего обозначения маски: «личина» старорусское и «persona» латинское.

Личность человека обусловлена социальными контактами и опытом. Мы вынуждены жить, взаимодействуя с внешним миром, с другими людьми. Иначе человек перестает быть человеком.

Таким образом, освобождаясь от ограничений предыдущего жизненного опыта, древний человек мог за краткий миг в состоянии транса развить в себе новые качества, стать кем-то другим, получить доступ к энергии своего тотема или рода, коллективному бессознательному, если угодно. Такое воздействие усиливалось использованием танца, ритмичной музыки и даже психотропных веществ. Например, первобытные охотники исполняли ритуальный танец в масках, предвещавший удачную охоту. По сути, они задействовали скрытые ресурсные силы своей психики, настраиваясь заранее на успех и аккумулируя в себе через совместное действие необходимые качества: отвагу, силу, ловкость и пр. Известно, что эмоциями легко «заражаться» в коллективе, в компании, в толпе. На этом построены все карнавальные и праздничные шествия…

Проходят века, и маска постепенно проникает в светское пространство через те самые народные карнавальные праздники и, в первую очередь, через театр. Постепенно образ маски становится привычным и простым, в современном мире сакральное таинство сменяется детскими утренниками… Сейчас маска является атрибутом скорее светского праздника или сферы детства.

Однако феномен маски глубже, он выходит за рамки предметного мира. Помните театр Дель Арто и его персонажей? Бойкий Арлекин, грустный Пьеро, кокетливая Коломбина, солидный Пончинелло… Что это, как не отражение большого мира и его социальных отношений в маленьком театральном микрокосме? Что такое эти гротескные персонажи как не маски? А теперь вспомним бессмертные слова У. Шекспира о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Феномен маски остался жить в символическом пространстве социально-ролевого поведения. В этом контексте сразу приходит на ум известный американский психоаналитик Э. Берн, автор в высшей степени поучительных бестселлеров психологического мира «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Итак, мы возвращаемся к теме формирования личности, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, социальными структурами. Через ролевую игру и подражание ребенок обучается социальным отношениям, развивается, познает мир. Взрослея, мы вроде бы оставляем игры в детстве, однако на самом деле, продолжаем использовать тот же принцип подражания и ролевого поведения в жизни. Мы исполняем разные «роли» на работе, дома, с друзьями, с родителями и незнакомцами, в административных учреждениях и в торговых центрах… Почему? Иногда ролевое поведение просто избавляет нас от лишних хлопот, когда знаешь заранее чего от тебя ждут, кажется проще выполнить это, например, на работе, в офисе. Есть служебная инструкция и четкие правила действий всех участников события… Кроме того, всегда есть некий усвоенный в течение жизни идеальный образ поведения. И мы обычно пытаемся к нему приблизиться. Таким образом, в целом этот процесс может быть позитивным: вроде как мы развиваем себя, работаем над собой, доводим до совершенства…

И тут-то мы и попадаем в сказку про Ослиную шкуру… Однажды мы понимаем, что в погоне за идеальным собой и любовью других, мы теряем способность выражать свои истинные чувства, мысли, желания. Либо мы не можем разобраться в них, отделить одно от другого, не можем позволить себе что-то чувствовать, либо другие не принимают этого, поскольку слишком привыкли к нашей «ослиной шкуре». Мы застреваем в каком-то одном шаблоне, поскольку привыкли к нему и уже не умеем существовать по-другому.

Так послушная дочь сливается эмоционально с образом своей гиперзаботливой мамы, исполнительный сотрудник - с требованиями и желаниями начальника, служащий администрации - с маской вежливого отчуждения, ранимый подросток – с образом кумира, воинствующего бунтаря или равнодушного циника…

Даже наша внешность может находиться под влиянием той или иной маски: деловой костюм и классический маникюр, вечернее платье и яркий макияж, потертые джинсы и темные очки, брендовая обувь или старые кроссовки – все это несет отпечаток Большой Игры, всё обладает неким контекстом, историей, считываемой окружающими.

Итак, обозначим уровни, на которых может проявляться маска в современном пространстве:

- предметно-игровой: карнавальная маска, театральный антураж

- социально-ролевой: проявляется в социальных взаимоотношениях, а также в детских играх (дочки-матери, игры в профессию доктора и пр.)

- визуально-символический: проявляется во внешнем облике, яркий пример - феномен молодежных субкультур

- виртуально-игровой: субкультурный феномен он-лайн игр и сюжетно-ролевых игр живого действия представляет почти неограниченные возможности по созданию, воплощению, проживанию сознательно или бессознательно выбранных «масок – ролей»

Если говорить о значении именно социально-ролевой маски, то стоит отметить ее включенность в общественную систему взаимоотношений и восприимчивость к историко-культурным переменам: на протяжении веков общественные статусы и социальные роли менялись, перемешивались, исчезали и появлялись новые, а старые находили себе другие социальные ниши и заново определенные рамки. Однако сама система социально-ролевого поведения, обозначенная прописными либо устными нормами всегда сохранялась как неотъемлемая часть общественного строя… Если мы внимательно присмотримся даже к персонажам Дель Арто, то и сейчас найдем образы – архетипы, выраженные в том или ином человеке: кокетка Коломбина, пессимист Пьеро и шут- Арлекин живут по-прежнему среди нас.

Символическая маска социально-ролевого поведения есть у каждого человека. За ней мы прячем свои чувства и переживания, страхи, гнев, сомнения, свои недостатки и личные секреты. Просто потому что рассказывать каждому встречному о самом личном, интимном – довольно абсурдно. А еще потому, что маска, как мы помним, обладает защитным свойством. И наша психика, стремящаяся к сохранению себя любимой, берет себе на вооружение подходящий образ маски, исходя из различных механизмов психологических защит.

Однако как не попасть под власть своей социальной маски, если она точно так же, как и ритуальная маска в древности, обладает свойством деиндивидуализировать, обезличивать? Если есть опасность того, что личные границы могут постепенно размыться и слиться с социальными ролями?

Ответ достаточно прост на словах, хотя его не так-то просто реализовать в действиях. Осознанность – вот ключ к пониманию и сохранению своего внутреннего, подлинного Я. Осознание себя и выделение символического образа социальной маски, принятие ответственности за каждый выбор в пользу или против Маски – вот путь, хотя и не простой, который позволяет играть, не лукавя с самим собой, быть актером в реальной жизни, не предавая своей целостности и не нарушая личных границ.

Человек предопределен к отношению не только с внешним миром, но и с самим собой, иначе он утрачивает человечность.

Перестать думать, как быть идеальным, перестать думать «а какой я сейчас со стороны» и начать задавать себе другие вопросы: Что я чувствую? Что я делаю? Что мне нужно. Сменить приоритеты с публичного самосознания на личное самосознание. Путь к аутентичности, к своему подлинному Я. Полагаю, путь к душевной целостности, мудрости и умиротворению.

В заключение хочу обозначить ресурсные значения маски.

Как любой культурный феномен маску нельзя рассматривать только с одной позиции. Как любой культурный символ маска – многозначна, а значит - универсальна по своим функциям. Маска – это всего лишь инструмент, стратегия. Будет ли она использована во благо или нет – ответственность лежит на каждом отдельно взятом человеке.

Уже не раз упоминалось, что маска – обезличивает, стирает границы. В ритуальных, сакральных таинствах это использовалось, чтобы человек почувствовал свою сопричастность вселенной, божественному началу. Маска была проводником трансцендентного опыта.

В психологической реальности маска как символ может нести тот же позитивный смысл. Преодолевая собственные внутренние ограничения, через образ маски можно открыть в себе опыт нового. Таким образом, воспринимая и осмысляя символический художественный образ маски, воплощенный на рисунке, или в фотографии, или вылепленный, мы развиваем в себе новые, необходимые нам качества и состояния. Ресурсный образ маски может нести в себе положительный, продуктивный настрой, выполняя тем самым функцию волшебного «талисмана».

Любой воплощенный художественный образ – управляем. Его можно исследовать, трансформировать, принимать, отвергать, уничтожать, его можно сознательно контролировать, хотя образ несет в себе много смыслов из нашего подсознания. Получается, что в терапевтической практике художественный образ – это мостик между нашим сознанием и бессознательными структурами, путь интеграции сознания и бессознательного.

Другой ресурсной стороной сознательно выбранной маски является… ее уникальность. Как любой продукт человеческой деятельности, декоративно – художественный, или символический – выраженный в игре, маска несет на себе отпечаток индивидуальности мастера, создателя. Через создание своего, неподражаемого образа человек раскрывает в себе творческий потенциал, исследует свой внутренний мир, и возможно встречается с доселе неизвестными, но яркими сторонами своей личности, осознавая собственную индивидуальность.

Вот такой парадокс маски: она может одновременно стирать личные границы и проявлять новые, расширяя ваше самовосприятие, прятать вашу личность и проявлять ее более ярко, подавлять ваше внутреннее Я и помогать его осознавать, развивать самосознание…

Психологическая маска - человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».
Зачем это людям? Какие последствия? Что делать?

"Заметки психолога" с Ангелиной Сигал
Эхо Москвы в Самаре
Тема программы: «Маска или истинное «Я»?»

Вы можете посмотреть 4-минутный эфир, или прочитать текстом.

Добрый день, дорогие слушатели! С Вами Ангелина Сигал.

Маска. Возможно, вы представили себе медицинскую маску. Но я имела ввиду психологическую маску, когда человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».

Например, демонстрирует радость, в то время как на душе "кошки скребут". И наоборот бывает - на душе все спокойно, но зачем-то изображает трагедию.

Маска или истинное Я Психологические маски

Что будет, если долго притворяться, не предъявляя себя настоящего?

Представьте, что вы актёр и целыми сутками на протяжении нескольких лет играете какую-то роль, что с вами произойдет? Вы поверите, что это вы и есть. Более того, другие привыкнут к этой "личине", и вуа-ля - вы живёте не своей жизнью.

А ведь многие так и живут, формируя этот паттерн с детства. Не по своей воле, разумеется, а как адаптация к строгим родителям, учителям, школе и другому окружению. Чтобы быть удобными, чтобы не поругали, не отвергли. И эта привычка сохранилась во взрослом возрасте. Казалось бы, взрослый человек способен уже себя защитить. Но снять маску все равно страшно, вдруг без маски не примут.

А еще бывает, что самому человеку уже не понятно, какой он настоящий, потерял себя за собственными манипуляциями.

Однако не стоит думать, что маска – это однозначно плохо. Психологические маски нам нужны для общения с людьми, перед которыми мы не хотим раскрываться – это могут быть коллеги, мало знакомые люди. Не обязательно же рассказывать всем о своих переживаниях.

Психологическую маску используют также для достижения определенных целей. Например, используют лесть, манипуляции, обман, чтобы получить что-то свое, удовлетворив тем самым свои потребности. Или же для самоутверждения, когда человек думает, что выбранное им поведение создаст ему положительный имидж.

И, конечно же, как я сказала ранее, маска используется для защиты – когда человек боится, что такого, какой есть, настоящего, его никто не полюбит и не оценит.

Как бы то ни было, человек под маской скрывает свои истинные чувства и переживания. Делает он это не обязательно осознанно, чаще всего даже сам не осознает, что включился в игру. Когда он это делает ситуативно, а в другие моменты способен снять маску и быть искренним, настоящим, показать свои чувства, то это нормально. Но если человек сросся со своими масками, не может проявлять истинных чувств, быть искренним, честным, это приводит его к опустошению, зависимости от созданного им образа. В итоге такой человек чувствует себя несчастным.

Приведу в пример несколько масок.

«Юморист» - такой человек смеется, когда ему на самом деле больно, через юмор защищает себя от сильных эмоций.

«Хороший человек» - с этой маской человек стремится показать себя хорошим, подавляя на самом деле свои «нехорошие» с точки зрения социума качества: агрессивность, вранье, воровство.

«Беспомощный» - человек с этой маской находится в позиции «не могу, не умею», перекладывая ответственность на других.

«Циник» - человек с этой маской демонстрирует безразличие, за которым прячет свои истинные чувства и ранимость.

И таких масок много.

Если вы узнали себя и хотите изменений, то первый шаг – это принять решение учиться быть собой. Путь к себе настоящему начинается с признания своих масок, смелости снять привычную маску, прежде всего, перед самим собой. А затем начать раскрываться перед другими.

Конечно, это путь не быстрый. Ведь придется поверить в себя, принять и полюбить себя настоящего, и тогда в масках уже не будет необходимости.

Опытные психологи знают, как помочь человеку проделать этот путь экологично и безопасно. Но первый шаг всегда от клиента. Смелость начать, мужество решиться, записаться к психологу.

Не стесняйтесь, обращайтесь ко мне за онлайн консультацией.
Консультирую онлайн по видео связи.
Находите меня в соцсетях, на YouTube, набирая «Психология с Ангелиной Сигал». Или пишите в WhatsApp 89171112050

Читайте также: