Лечебная гимнастика при кожных заболеваниях

Обновлено: 28.04.2024

ФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

ФГБУ Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии Минздрава РФ, Москва

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Российская Федерация, 105120

Медицинская реабилитация детей с атопическим дерматитом (обзор)

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(5): 66‑70

ФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва

Атопический дерматит занимает доминирующее место в структуре кожной патологии детского возраста. Научные прогнозы, а также данные различных исследователей свидетельствуют не только о значительном увеличении числа больных, но и об утяжелении течения атопического дерматита, что обусловливает высокую медико-социальную значимость данной патологии. Проведение элиминационных мероприятий, гипоаллергенная диета и режим, местная и системная фармакотерапия не всегда позволяют купировать воспаление и добиться длительной ремиссии. Вследствие высокой частоты развития нежелательных эффектов при использовании лекарственных препаратов в последнее время большое значение придается немедикаментозным методам лечения атопического дерматита. Основными задачами физиотерапии при атопическом дерматите являются нормализация состояния центральной и вегетативной нервной системы, достижение гипосенсибилизации, успокаивающего, антитоксического, противовоспалительного, рассасывающего, трофического, противозудного и общеукрепляющего эффектов.

ФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

ФГБУ Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии Минздрава РФ, Москва

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Российская Федерация, 105120

В последние десятилетия во всем мире отмечается значительное увеличение распространенности аллергических заболеваний (особенно среди детей), которые занимают одно из первых мест в структуре хронической патологии. Одним из наиболее распространенных аллергических заболеваний кожи у детей является атопический дерматит (АД). Его распространенность в педиатрической популяции в зависимости от возраста составляет 5,5-21%. В нашей стране, по данным статистики, показатель впервые установленного диагноза АД ежегодно достигает 2,4-2,5%, при этом чаще болеют девочки. На первом году жизни заболевают 60% детей, из них 45% в течение первых 6 мес [1, 2].

АД - хроническое аллергическое заболевание кожи, развивающееся у лиц с генетической предрасположенностью к атопии. Заболевание имеет рецидивирующее течение с возрастными особенностями клинических проявлений и характеризуется зудом, экссудативными и/или лихеноидными высыпаниями, повышенным уровнем сывороточного иммуноглобулина класса Е (IgE) и гиперчувствительностью к специфическим (аллергенным) и неспецифическим раздражителям.

Пищевая сенсибилизация в большинстве случаев является фактором, инициирующим А.Д. Наиболее часто причинно-значимыми являются белки коровьего молока, куриных яиц, глютен, рыба. Кроме пищевых этиологически значимыми аллергенами могут быть лекарственные, пыльцевые, бытовые, эпидермальные и бактериальные антигены.

Факторами риска развития АД являются токсикоз, употребление аллергенных продуктов и медикаментов во время беременности, молодой возраст матери, активное и пассивное курение ею, хронические очаги инфекции, неправильное вскармливание ребенка на первом году жизни и др. 6.

Патогенез АД определяется IgE-опосредуемыми аллергическими реакциями и гиперчувствительностью замедленного типа. В развитии АД принимают участие изменения в гуморальном и клеточном иммунитете, нарушение кожного барьера, повышенная чувствительность к аллергенам, отягощенная наследственность.

Клинические симптомы АД чрезвычайно многообразны и зависят главным образом от возраста, в котором проявляется заболевание. У детей в возрасте от 2-3 мес до 1,5 года преобладает экссудативная форма АД. Эритематозно-сквамозная форма заболевания с наличием гиперемии в очагах поражения кожи, мелких папулезных высыпаний, корок свойственна детям в возрасте 1,5-3 лет. У пациентов 3-5 лет присоединяется лихенификация. Лихеноидная форма заболевания характерна для детей 5-15 лет. Начавшись в младенчестве, АД, часто с ремиссиями различной продолжительности, может продлиться и до полового созревания, а иногда не проходит до конца жизни. Больные А.Д. подвержены инфекционным заболеваниям кожи: пиодермии, грибковой инфекции.

Лечение АД предусматривает устранение причинно-значимых аллергенов и неспецифических факторов, вызывающих обострение заболевания, применение наружной противовоспалительной терапии, увлажняющих и смягчающих кожу средств, антигистаминных препаратов в целях уменьшения клинических проявлений, снижения частоты обострений, повышения качества жизни больного ребенка и предотвращения инфекционных осложнений.

Вследствие высокой частоты развития нежелательных эффектов при использовании лекарственных препаратов в последнее время большое значение придается немедикаментозным методам лечения атопического дерматита. Среди немедикаментозных средств одно из ведущих мест занимает физиотерапия [7].

Основными задачами физиотерапии при АД являются нормализация состояния центральной и вегетативной нервной системы, достижение гипосенсибилизации, антитоксического, противовоспалительного, рассасывающего, трофического, противозудного и общеукрепляющего эффектов.

В настоящее время спектр физических факторов, применяемых для лечения АД, велик.

В самый острый период применение переменного магнитного поля низкой частоты на очаги поражения и сегментарно-рефлекторные зоны вызывает выраженные седативное и противовоспалительное действия. Под влиянием переменного магнитного поля значительно уменьшаются кожный зуд, гиперемия, инфильтрация, что способствует более быстрому достижению ремиссии основного заболевания [8].

С седативной целью, а также для восстановления функциональных связей ствола, таламуса, лимбической системы и коры головного мозга, особенно при наличии невротических расстройств, воздействуют импульсными токами низкой частоты (электросон) [9].

В последние годы внимание привлечено к крайневысокочастотной терапии, которая относится к методам информационного действия, когда малые дозы физического фактора могут вызвать реакцию триггерного типа, способствующую мобилизации защитных сил организма и формированию более совершенных механизмов саногенеза [10].

Среди сравнительно новых методов лечения АД в педиатрии следует выделить терапию токами надтональной частоты (ТНЧ), которая может применяться с рождения. При воздействии ТНЧ на небольшой глубине (в коже и подкожной клетчатке) образуется легкое тепло. Применение ТНЧ оказывает выраженное противовоспалительное, антиспастическое и противоотечное действия, характеризуется отсутствием гипотензивного эффекта и раздражающего действия.

Мягкое седативное действие, вазоактивный эффект и улучшение обменно-трофических процессов, вызываемые импульсным низкочастотным электромагнитным полем малой напряженности, позволяют использовать инфита-терапию при АД у детей.

Использование лазерного излучения оказывает выраженное положительное влияние на трофику тканей и иммуностимулирующее действие. Установлено положительное влияние низкоинтенсивного лазерного излучения инфракрасного и красного диапазонов при воздействии на область проекции сосудов (в локтевом сгибе, подколенных ямках), печени, надпочечников и на точки акупунктуры. Важно, что у больных с дермато-респираторным синдромом одновременно улучшается состояние кожи и уменьшаются клинические симптомы бронхиальной астмы [11, 12].

С учетом положительного влияния ультразвука на функциональное состояние различных регулирующих систем организма и ферментативную активность, его рассасывающего и противовоспалительного действий показано включение этого метода в комплексную терапию АД, особенно при пролиферативной и смешанной формах заболевания [13].

Одним из немедикаментозных методов лечения различных дерматозов, в том числе АД, является светотерапия: общее или локальное ультрафиолетовое облучение кожи с помощью ртутно-кварцевых ламп, селективная фототерапия (СФТ), фотохимиотерапия. В лечебных целях используют ультрафиолетовые лучи, А (УФА-лучи) с длиной волны 320-400 нм, в том числе УФА-лучи 1 (350-400 нм) и УФА-лучи 2 (320-340 нм); ультрафиолетовые лучи В (УФВ-лучи) с длиной волны 280-350 нм, в том числе с узким спектром диапазона волн: 300-311 нм. В детской практике наиболее широко применяют СФТ, терапевтический эффект которой связан с УФА- и УФВ-лучами (280-320 нм). Метод СФТ применяется у детей с 5-летнего возраста, повышает эффективность лечения и увеличивает продолжительность ремиссии больных АД, что существенно отражается на качестве их жизни [14, 15]. Использование светотерапии может уменьшить потребность в топических стероидах и местном применении иммуномодуляторов.

В последнее время широко применяется более щадящий, мягкий вид светотерапии - поляризованный свет. Установлена высокая эффективность применения поляризованного света при АД у детей, он способствует регрессу кожного воспалительного процесса, уменьшению отека, зуда, экскориаций, снижает уровень общего IgE и степень выраженности аллергического воспаления кожи, оказывает мембраностабилизирующее действие на клетки организма, повышает адаптационно-компенсаторные возможности за счет сбалансированности процессов перекисного окисления липидов в мембранах эритроцитов [16].

Поляризованный свет при АД более эффективен при воздействии на очаги поражения и на сегментарно-рефлекторные зоны шейно-грудного или пояснично-крестцового отделов позвоночника в зависимости от локализации процесса. Значимость поляризованного света при АД определяется тем, что его можно использовать во все периоды заболевания с первых месяцев жизни ребенка.

На основе проведенных исследований доказана возможность применения селективной хромотерапии синего и зеленого спектров у детей с А.Д. Установлена целесообразность воздействия селективной хромотерапии синего спектра на проекцию очагов поражения кожи и зеленого - на рефлекторно-сегментарные зоны у детей с АД среднетяжелого и легкого течения в период хронической или подострой фазы, что подтверждается снижением выраженности объективных симптомов (отек, гиперемия, наличие папулезных высыпаний, корок), значительным уменьшением площади поражения кожи, а также интенсивности зуда и нарушения сна [17].

В лечении АД широко используется лекарственный электрофорез. При этом методе лечебный эффект формируется за счет сочетанного влияния электрического тока и лекарственного препарата, который вводится либо через слизистую носовых ходов, либо по общей методике. Использование для электрофореза антигистаминных препаратов или сернокислой магнезии оказывает гипосенсибилизирующее и противоотечное действия.

Быстрому регрессу клинических проявлений АД у детей, особенно со среднетяжелым течением заболевания, и у пациентов с младенческой формой способствует применение динамической электронейростимуляции. Возникающая в ответ на ритмическую стимуляцию импульсными токами фибрилляция мышц кожи и гладких мышц артериол активизирует процессы разрушения в болевом очаге брадикинина, ацетилхолина, гистамина. В месте воздействия активируется клеточное дыхание, повышаются защитные свойства тканей. Усиление локального кровотока обеспечивает приток крови к ишемизированным тканям. Уменьшение периневрального отека улучшает возбудимость и проводимость кожных афферентов [21].

На основании проведенных исследований доказана высокая эффективность массажа эластичным псевдокипящим слоем, при АД он оказывает благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние детей, способствует уменьшению кожного воспалительного процесса и сопровождающего его зуда [7].

С противоотечной и противовоспалительной целью успешно используются ультравысокочастотная терапия, лечебные грязи, парафин и озокерит [22].

В настоящее время в комплексном лечении АД широкое применение находят методы бальнеотерапии (сероводородные, йодобромные, хлоридные натриевые ванны и др.) [23].

Их использование в педиатрической практике имеет свои особенности, обусловленные своеобразием возрастной реактивности детского организма.

Среди разнообразных видов бальнеотерапии важное место занимают углекислые ванны, давно и успешно использующиеся при лечении заболеваний кожи. Наиболее характерными реакциями на депонированный в коже углекислый газ являются кратковременное возбуждение эфферентных нервных окончаний с последующим более длительным торможением, улучшение кровообращения кожи за счет раскрытия нефункционирующих капилляров, ускорение кровотока, снижение возбудимости нейрорефлекторного аппарата кожи и др. Совокупность таких процессов обеспечивает улучшение иммунологических защитных реакций кожи и трофики, ускорение процессов репарации, что способствует регрессу патологических изменений кожи, снижению аллергических реакций на экзогенные и эндокринные аллергены.

Важным механизмом действия «сухих» углекислых ванн при заболеваниях кожи является их влияние на центральную и вегетативную нервную систему, способствующее уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, повышению силы нервных процессов, перестройке вегетативной регуляции деятельности многих систем в сторону парасимпатикотонии. Совокупность местных процессов в коже в сочетании с перестройкой общей иммунологической системы организма обеспечивает важнейшие механизмы лечебного действия, патогенетически обоснованного противовоспалительным и гипосенсибилизирующим эффектами «сухих» углекислых ванн при АД, клиническим выражением которого являются регрессия воспаления, аллергических проявлений и зуда, а также седативное действие 24.

Резервом оптимизации терапии АД в стадии ранней и поздней ремиссии является применение сауны как физического адаптогена. Воздействуя на термо- и механорецепторы, сауна оказывает влияние прежде всего на кардиореспираторную и нейроэндокринную системы, изменяя психоэмоциональный тонус и обменные процессы у больного ребенка [27].

Одним из несомненных резервов терапии в стадии ремиссии является применение методик лечебной физической культуры (ЛФК) для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Занятия ЛФК оказывают общеукрепляющее и десенсибилизирующее действия, улучшают микрогемоциркуляцию и лимфообращение, обмен веществ, регулируют функции центральной нервной системы. Например, основным инструментом лечебной гимнастики выступает цикл физических упражнений, эффективность которых напрямую зависит от их регулярного и длительного применения. Характер проводимой лечебной гимнастики должен быть умеренным и постоянным, без увеличения интенсивности нагрузки, так как при АД повышенная физическая нагрузка может лишь усугубить общее состояние больного.

При разработке комплекса ЛФК, включающего гигиеническую утреннюю гимнастику, индивидуальный цикл занятий, лечебную ходьбу, очень важно правильно организовать выполнение упражнений, а именно акцентировать повышенное внимание на пораженные участки кожи, стараясь обеспечить наибольший приток крови к ним посредством физической нагрузки.

Массаж проводится в целях уменьшения зуда без применения наружных лекарственных средств, улучшения обмена веществ в коже и подлежащих тканях, а также активизации кровообращения и лимфотока (классический, сегментарный, точечный).

Комплексы ЛФК и лечебного массажа, разработанные дифференцированно в зависимости от возраста ребенка и клинической формы АД, а также в соответствии со степенью расстройств гемореологических параметров, позволяют корригировать сосудисто-трофические процессы, метаболизм клеток кожи, деятельность систем биологической регуляции в целом и в конечном итоге повышают компенсаторные возможности организма и предупреждают формирование тяжелых и хронических форм данного заболевания у детей [28].

В комплексе терапевтических мероприятий, направленных на оздоровление детей с АД, важное место принадлежит санаторно-курортному лечению. В период ремиссии для реабилитации детей с АД показано пребывание в местных санаториях и на климатических и бальнеогрязевых курортах, в том числе морских (Анапа, Сочи (Мацеста), Евпатория). Детям с хроническим течением АД, имеющим сопутствующую патологию со стороны органов пищеварения, показана реабилитация в санаториях гастроэнтерологического профиля (Пятигорск, Ессентуки, Кавказские Минеральные Воды).

1. Батурин А.Е., Каменский Д.А. Характер мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов различных профилей / А.Е. Батурин, Д.А. Каменский // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 октября 2017 г., г. Казань). – Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – С. 26-31.

2. Каменский Д.А., Батурин А.Е. Исследование мотивации к занятиям физической культурой у студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова / Д.А. Каменский, А.Е. Батурин // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 26 октября 2017). – Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 163-167.

3. Дубровский В.И. Лечебный массаж : учебник / В.И. Дубровский, А.В. Дубровская. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 384 с. : ил.

4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.И. Дубровский. – 2-е изд., стер. – М.: Гума-нит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.

5. Елькин В.Д. Комплексное восстановительное лечение и профилактика рецидивов у больных хроническими неинфекционными дерматозами с использованием лечебной физической культуры: автореф. дис. . док. мед. наук / Елькин Владимир Дмитриевич – Пермь, 2005. – 24 с.

В настоящее время проблема кожных заболеваний не теряет своей актуальности. Данное положение связано с рядом объективных факторов, как имевших место ранее, так и возникших относительно недавно. Рост и распространенность таких паразитарных заболеваний кожи, как чесотка, грибковые заболевания, начала 90-х годов был связан с резким ухудшением гигиенических условий жизни населения, появлением очень большого класса социально незащищенных людей, резким наплывом эмигрантов из стран восточных и южных областей России и достиг показателей, которые имелись во времена царской России. В настоящее время при условии стабилизации в значительной мере данной ситуации, проблема кожных заболеваний отнюдь не утеряла своей актуальности. При этом следует упомянуть сильные стрессовые ситуации, которые постоянно имеют место в нашей жизни, особенно среди жителей крупных городов и являющиеся первостепенной провоцирующей причиной данных заболеваний. Стресс, как правило, взывает заболевание сам по себе, а так же уменьшает сопротивляемость организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды, при этом значительно снижаются иммунные силы организма, нарушаются процессы питания кожи и регуляция в ней обмена веществ.

На сегодняшний день медицине известно большое количество дерматологических заболеваний. Безусловно, большинство из них не угрожают здоровью человека, а просто приносят небольшие косметические дефекты тела. Однако есть и более серьезные болезни, которые сопровождаются проблемами со здоровьем, приносящие физическую боль и дискомфорт.

Кожа как анатомо-физиологическая часть целостного организма, является органом, выполняющим ряд важных физиологических функций. Кожа предохраняет организм от всевозможных вредоносных воздействий среды, участвует в ходе терморегуляции и в регуляции общего обмена веществ в организме. Важной является и секреторная функция кожи (работа сальных и потовых желез). Она, кроме того, представляет собой обширное рецепторное поле, воспринимающее извне и передающее в центральной нервной системе (ЦНС) целый ряд ощущений.

Этиологическими факторами кожных болезней могут явиться функциональные и органические нарушения нервной системы (центральной и периферической), нарушения функции эндокринных желез, кровообращения. Кожные болезни постоянно в той или иной степени сопряжены с поражением организма в целом или отдельных его органов и тканей. Среди наиболее распространенных заболеваний кожи можно выделить следующие: псориаз, бородавки и невусы, доброкачественные и злокачественные новообразования, грибковые заболевания, герпес.

У большинства встречаются людей некоторые из этих заболеваний. Речь идет о родинках, которые есть практически у всех. Другое дело псориаз, которым по данным исследований международной организации IFPA, болеет 2% жителей России. В процентах это, кажется не так много, но если перевести в цифры – это примерно 2860000 человек, а эта цифра уже пугает.

Лечат данные виды заболеваний по-разному. В основном это мази, кремы и другие лекарства, но почему-то многие забывают о средствах физической культуры, которые также могут быть полезны при лечении дерматологических болезней. В ходе наших исследований мы постарались ответить на вопросы: «Какое влияние оказывает физическая культура на заболевания кожи?» и «Что нужно делать, для того, чтобы средства физической культуры эффективно воздействовали на болезни?».

Существует такое заблуждение, что физическая культура – это только физические упражнения. Да, основное средство физической культуры именно они, но существуют и другие средства. Например, естественные силы природы и факторы личной и общественной гигиены. Наверное, с этого момента уже можно замечать связь физической культуры и лечения дерматологических болезней.

Для того чтобы понять, чем лечить, нужно знать, что является причиной появления болезни. Экземы чаще всего встречаются у людей в возрасте 20-40 лет, себорейный дерматит у людей разного возраста, среди ряда причин, по которым возникают эти заболевания, у них есть одна общая – эмоциональное перенапряжение. Теперь, когда мы знаем одну из причин этих заболеваний, можно уверенно сказать, что причина, по которой они возникают, нейтрализуется средствами физической культуры – физические упражнения. Ни для кого не секрет, что занятия физическими упражнениями являются одним из лучших способов снять эмоциональное напряжение, повысить мотивацию к предстоящей профессиональной деятельности [1, с. 29]. Они применимы даже при плотном учебном или рабочем графике. Например, зарядка по утрам, пробежки и спортивные игры в свободное время. Все это идеально подойдет для снятия эмоционального перенапряжения и оздоровления организма в целом [2, с. 163]. В дальнейшем позволит усилить терапевтическое воздействие при лечении вышеуказанных болезней. Фурункулы, карбункулы и дерматофитии – кожные заболевания, которых, так же как и предыдущих объединяет одна из причин их появления – несоблюдение личной и общественной гигиены, а как мы упоминали выше, гигиена является одним из средств физической культуры.

Для того чтобы остановить данные заболевания гигиену стоит соблюдать и его носителям, и потенциальным зараженным, кем являются все здоровые люди. Более того, должна соблюдаться общественная гигиена. Особенно это касается таких мест как бассейны, в которых должны регулярно менять воду и проводить все санитарные мероприятия по устранению вирусов этих болезней. Бородавки в основном передаются через контакт с зараженным, но по мимо этого они могут возникать по другим причинам. Например, переутомление. Переутомление в наше время явление довольно частое, поэтому его нужно стараться нейтрализовать средствами физической культуры, о которых дальше пойдет речь.

Многие люди, к сожалению, неправильно пытаются бороться с этим явлением. Самая распространенная ошибка – ничего не делать, пытаться отлежаться, отсидеться. Это большое заблуждение. Для того чтобы снять утомление и переутомление лучше всего воспользоваться таким средством физической культуры, как йога и медитация, не лишней будут и легкая гимнастика. Псориаз – часто встречающееся хроническое заболевание, характеризующееся рецидивами и обострениями. В лечении этой болезни используется лечебная гимнастика, плавания, пробежки. Помимо этого, больным выписывают витамины А, В. Рекомендуется посещать массаж, но при условии, что псориаз проходит в нераспространенной форме и у больного не наблюдается обострений. Массаж необходим для того, чтобы улучшить кровоток и лимфоток, метаболизм, нормализовать сон и ликвидировать зуд [3, с. 12].

Технология массажа. Первоначально массируют спину (сегментарно-рефлекторные зоны), затем конечности, живот. Грудную клетку растирают и сдавливают на выдохе (активизация дыхания). При выполнении массажа выраженные псориатические бляшки обходят. Продолжительность массажа 10-15 мин. Курс 15-20 процедур. Массаж выполняют только в период ремиссии. В комплексном лечении отдельных кожных болезней используют различные виды массажа (классический, сегментарный, криомассаж, вибрационный, массаж щетками в ванне и др.), Лечебная физическая культура (ЛФК), смягченные физические нагрузки (бег, ходьба, лыжные прогулки, гребля, езда на велосипеде, плавание в морской воде и др.). Включают также диетотерапию, витаминизацию, седативные средства, всевозможные мази, линименты и пр. Показано санаторно-курортное лечение: плавание в морской воде, терренкур, игры, прием кислородного коктейля и различных лекарственных ванн. ЛФК проявляет положительное совокупное воздействие на организм человека, содействует нормализации обменных процессов, гормонального и психоэмоционального статуса [4, с. 17]. Будучи естественным, физиологическим методом разностороннего положительного влияния на организм больного, ЛФК в то же время является способом социальной реабилитации, средством коррекции образа жизни. Систематическое применение физических упражнений предоставляет больному возможность активно участвовать в восстановлении своего здоровья, формирует уверенность в собственных силах, создает предпосылки к улучшению качества жизни.

На разных этапах терапии кожных заболеваний различна роль ЛФК. На начальных этапах и в период обострения заболевания она незначительна, но в период стабилизации процесса, а особенно – в стадии выздоровления занимает лидирующие позиции. Представляется необходимым наиболее скорейшее включение физической тренировки в процессе лечения сразу после ликвидации острой симптоматики болезни.

Отсутствие ограничений медицинского и финансового характера в длительном применении средств ЛФК дает больному широкие возможности в выборе информированной и терапевтической самостоятельности и определяет его центральной фигурой в процессе лечения и профилактики рецидивов заболеваний.

К сожалению, до недавнего времени возможности применения физической тренировки с лечебной и профилактической целью в дерматологии не получали широкого распространения. Принижение роли ЛФК в профилактике и лечении кожных заболеваний объяснялась в первую очередь устоявшимся мнением о коже, как об автономной, изолированной системе, а также отсутствием серьезных исследований по данной проблематике. Исследования М.Р. Могендовича (1957) и Б.М. Дацковского (1967) по уточнению механизмов центральной и межсистемной регуляции не только доказали ошибочность мнения бесполезности физических упражнений при лечении кожных заболеваний, но и позволили, выработать обоснованную концепцию взаимодействия двух крупных систем – мышечной и кожи. В ходе данных исследований выявлено доминирующее влияние проприоцепции на функциональную деятельность кожи посредством моторно-кожных рефлексов, а так же установлено, что рефлексы с работающих мышц обуславливают влияние на функции кожи, такие как терморегуляцию, резорбцию, потоотделение и др. Это представило возможность использования повторяющихся, дозированных физических упражнений в целях восстановления и поддержания состояния кожи на должном функциональном уровне. Создание двигательного стереотипа, в процессе систематической физической тренировки, осуществляется в процессе формирования в коре головного мозга господствующего очага возбуждения, предопределяющего характер данных реакций. Повторяющиеся физические упражнения, оказывают влияние на двигательный стереотип, который становится приоритетным и сменяет так называемый стереотип болезни. Восстановительный эффект действия ЛФК определяется созданием доминанты движения, постепенно преходящей в доминанту выздоровления. Формирование двигательного стереотипа, сопровождаемого мышечной нагрузкой, позволяет совершенствовать условно-рефлекторные связи дыхательной системы и системы кровообращения.

Развитие адаптации организма к мышечным нагрузкам, в ходе систематического выполнения физических упражнений осуществляется, прежде всего, под влиянием, нейрогуморальных сдвигов, характеризующихся трансформацией меж- и внутрисистемных связей, улучшением обменных процессов, повышением работоспособности. Адаптация к неблагоприятным воздействиям разного характера, осуществляемая за счет поэтапного привыкания физическим нагрузкам используется в медицине как средство лечения и профилактики различных, в том числе кожных заболеваний.

Учитывая универсальность физической тренировки, ее возможность мобилизующего воздействия на сингенетические механизмы и несомненную терапевтическую ценность, применение методик восстановительного лечения и профилактики кожных заболеваний с включением ЛФК обоснованно и эффективно. Данные методики содержат необходимо минимальную лекарственную терапию, а так же обязательное выполнение равномерно распределенного в течение дня комплекса физических упражнений. Необходимая лекарственная терапия включает в себя набор индивидуально подобранных антигистаминных препаратов и наружных средств, а также поливитаминных комплексов. Больным псориазом дополнительно назначают ультра-фиолетовое облучение.

Комплекс физических упражнений включает в себя: проводимую до завтрака утреннюю гигиеническую гимнастика (УГГ), в течение 15-20 мин., дневное (основное) занятие ЛФК, состоящее из общеразвивающих и дыхательных упражнений, в течение 35-40 мин., а также занятия в вечернее время на эллипсоидном тренажере. Занятия ЛФК проводятся ежедневно на регулярной основе, со щадящей интенсивностью. В процессе тренировки применяются различные упражнения для всех групп мышц, в соответствии с существующими тенденциями в современном здравоохранении. Контроль уровня физической нагрузки осуществляется по пульсу. Для обеспечения оптимального тренирующего эффекта частота сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий ЛФК должна варьироваться в пределах 65-85% от максимальной. Перед началом занятий обязательна консультация психотерапевта для создания положительной установки на предстоящий двигательный режим. Создание благоприятного эмоционального фона занятия по ЛФК должно обеспечиваться фонограммой музыкальных произведений, различной динамичной направленности. Содержание самостоятельных занятий и УГГ формируется подбором комплексов физических упражнений, с учетом индивидуальных функциональных возможностей больного. Физическая нагрузка в вечернее время задается с использованием эллипсоидного тренажера, возможен щадящий терренкур 30-45 мин. Рекомендации занимающимся выдаются на руки индивидуально в виде памятки.

Подводя итоги, хочется вернуться к вопросам, на которые нам предстояло ответить. Физическая культура, безусловно, является отличным средством, которое положительно сказывается на лечении дерматологических болезней. Причем применяются не только физические упражнения, но и массаж, гигиена, которые также являются средствами физической культуры.

Лечебная физическая культура, как метод лечения. Использование комплекса средств физкультуры при различных заболеваниях с профилактической, лечебной и реабилитационной целями.

Оглавление

1. ▼ Комплекс упражнений при плосковальгусной (Х) стопе

2. ▼ Комплекс упражнений при плоскостопии

3. ▼ Корригирующая гимнастика при нарушении осанки

4. ▼ Комплекс упражнений при заболеваниях и травмах рук

5. ▼ Комплекс упражнений при заболеваниях и травмах ног

6. ▼ Комплекс упражнений при бронхиальной астме

7. ▼ Комплекс упражнений при бронхолёгочных заболеваниях по респираторной методике

8. ▼ Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

9. ▼ Лечебная гимнастика при сердечно-сосудистых заболеваниях

10. ▼ Комплекс упражнений при пиелонефрите

11. ▼ Лечебная физкультура при глоумеронефрите

12. ▼ Комплекс лечебной гимнастики при миопии

13. ▼Комплекс упражнений при косолапости

14. ▼ Лечебная гимнастика при ожирении

15. ▼ Комплекс упражнений лечебной гимнастики при опущении (нефроптозе) почек

16. ▼ Комлекс физических упражнений при шейном и грудном остеохондрозе

17. ▼ Видеоролики тренировок

► 1. Комплекс упражнений при плосковальгусной (Х) стопе

  1. Обычная стойка. Присесть-встать – 6-8 раз.
  2. Поставить стопы параллельно, между коленями зажать мяч. Ритмически сжимать-разжимать мяч коленями.
  3. Стоя на наружном своде стопы поставить стопы параллельно. Опираясь на наружные края стопы, разводить колени наружу.
  4. Сесть «по-турецки», ладонями опираясь на колени пальцами вовнутрь. Ритмически нажимать на колени сверху.
  5. Сесть «по-турецки», встать, снова сесть – 4-5 раз.
  6. Сидя на полу, согнуть ноги и поставить на пол, опереться ладонями о колени с наружной стороны. Разводить колени, преодолевая сопротивление рук. Можно поднять ноги вверх.
  7. Лёжа на спине, захватить мяч стопами, приподнять его и держать – 5-6 раз.
  8. Лёжа на спине, ноги прямые, между коленями зажать мешочек с песком. Помощник держит ребёнка за ноги за голеностопные суставы и короткими пружинистыми движениями сближает голеностопные суставы (носки повёрнуты внутрь). При данном упражнении растягиваются наружные мышцы ног.
  9. Стоя на правой ноге, левую ногу согнуть вперёд и захватить руками под коленом. Покачивать голень вперёд-назад.
  10. Сделать шаг левой ногой вперёд, поставить стопы по прямой линии, затем шаг правой ногой и так далее.
  11. Ходьба на наружном своде стопы, разводя колени наружу.
  12. Ходьба по узкой поверхности (по рейке, гимнастической скамейке, по бревну и т. п.)

► 2. Комплекс упражнений при плоскостопии

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба на пятках.
  3. Ходьба на внешней стороне стопы.
  4. Ходьба на внутренней стороне стопы.
  5. Ходьба по наклонной плоскости.
  6. Ходьба по палке пальцами, пятками, серединой стопы.
  7. Приседания на палке.
  8. Катание мяча поочерёдно каждой ногой, двумя ногами, подбрасывание мяча двумя ногами.
  9. Приседание на мяче.
  10. Круговые движения стопами на мяче.
  11. Сгибание и разгибание пальцев ног.
  12. Носки врозь, пятки вместе и наоборот.
  13. Скользящие движения стопами назад-вперёд.
  14. Одна нога – на носок, другая – на пятку.
  15. Захватывание пальцами ног мелких предметов.
  16. Круговые движения стопами то в одну, то в другую сторону.
  17. Перекатывание с пятки на носок вместе и попеременно.
  18. Встать из позы сидя «по-турецки».
  19. Скольжение стопой одной ноги по голени другой ноги.
  20. Полуприседание и приседание на носках.

► 3. Корригирующая гимнастика при нарушении осанки

  1. Исходное положение (далее – И.П.) – основная стойка, палка внизу. 1 – руки вверх, подтянуться; 12 – руки за голову, палка на лопатки; 3 – руки вверх; 4 2 И.П.
  2. И.П. – палка на лопатки. 1-2 – поворот вправо; 3-4 – поворот влево; 5-6-7 – наклон вперёд; 8 – И.П.
  3. И.П. – палка вертикально за спиной. 1-2-3 – присесть, достать нижним концом палки пола; 4 – И.П.
  4. И.П. – лёжа на спине, палка внизу. 1-2 – палка вверх, подтянуться, носки оттянуть; 3-4 – И.П.
  5. И.П. – руки вперёд (эспандеры, гантели). 1-2-3 – руки в стороны; 4 – И.П.
  6. И.П. – опора на локти «Дуга». 1-2-3 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – И.П.
  7. И.П. – руки за голову, ноги согнуть в «Полумост». 1-2-3 – поднять таз, напрячь ягодичные мышцы; 4 – И.П.
  8. И.П. – руки за голову. 1 – согнуть ногу под прямым углом; 2 – другую ногу согнуть под углом 90°; 3 – выпрямить одну ногу; 4 – другую ногу; 5 – согнуть одну ногу; 6 – другую ногу; 7 – опустить одну ногу; 8 – опустить другую ногу.
  9. И.П. – руку за голову. 1 – мах согнутой ногой; 2 – И.П.; 3 – мах прямой ногой; 4 – И.П.; То же – другой ногой.
  10. И.П. – руки за голову. «Кроль» ногами (локти от пола не отрывать) – движение ногами в вертикальной плоскости. Повторить два раза с отдыхом.
  11. Диафрагмальное дыхание. 1 – вдох (надуть живот); 2 – выдох (опустить живот).
  12. И.П. – палка вверху. 1-2-3-4 – пронести палку под ногами; 5-6-7-8 – И.П.
  13. И.П. – лёжа, палка вверху. 1-2 – сесть, палка на колени; 3-4 – И.П.
  14. И.П. – руки за голову (без палки). 1-2 – ноги поднять; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – вернуться в И.П.
  15. Круговые движения прямыми руками (с гантелями). 1-2-3-4 – руки вперёд; 5-6-7-8 – руки назад.
  16. И.П. – руки в стороны вдоль туловища (ладони вниз). 1-2-3 – поднять таз; 4 – И.П.
  17. И.П. – руки за голову. «Велосипед». Повторить два раза с отдыхом.
  18. И.П. – руки вперёд (с гантелями, эспандером). 1-2-3 – развести руки в стороны, поднять прямые ноги над полом (45°).
  19. И.П. – лёжа на боку, рука вверх (не прогибаться). 1 – вдох, рука вверх; 2 – И.П. – выдох.
  20. И.П. – одна рука вверху, другая – упор перед собой. 1-2-3 – поднять ноги над полом; 4 – И.П.; 5 – мах прямой ногой; 6 – И.П.; 7 – мах; 8 – И.П.
  21. Махи прямой ногой. На каждый счёт (1-2-3-4-5-6-7) махи ногой; 8 – И.П.
  22. То же на другом боку (упражнения 19, 20, 21).
  23. И.П. – лёжа на животе. 1-2-3 – согнуть ноги под прямым углом, поднять локти вверх параллельно полу; 4 – И.П.
  24. «Кроль». Вертикальные движения руками и ногами. Повторить два раза с отдыхом.
  25. «Кроль» ногами, «брасс» руками. Повторить два раза с отдыхом.
  26. «Рыбка». Поднять прямые руки и ноги над полом (1-2-3); 4 – И.П.
  27. И.П. – руки перед грудью, подбородок – в руки. 1-2 – поднять ноги над полом; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – И.П.
  28. И.П. – лёжа на животе. 1-2 – руки вперёд; 3-4 – руки в стороны; 5-6 – руки назад; 7-8 – И.П.
  29. И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. 1-2 – отклониться назад, подбородок прижать к груди; 3-4 – И.П.
  30. И.П. – стоя, руки в стороны. 1-2-3 – «ласточка»; 4 – И.П. (ногу высоко не поднимать, корпус вперёдне наклонять, спину держать прямо).

► 4. Комплекс упражнений при заболеваниях и травмах верхних конечностей

♦ Исходное положение (И.П.) – стоя с гимнастической палкой в руках

  1. Закручивать палку в кистях от себя и к себе.
  2. Сжимать палку пальцами.
  3. Поднимать палку кистями, локти прижать к туловищу (или руки прямые, если в плечевом суставе полный объём движений).
  4. Палку прижать к груди, вытянуть вперёд, снова к груди, поднять вверх.
  5. «Колодец» – круговое вращение палки двумя руками от себя и к себе.
  6. Палку держать за концы, руки внизу, туловище в наклоне. Свободные махи палкой в стороны.
  7. Палку держать за концы, поочередно на уровне груди отвести руку в сторону, другую согнуть в локте.
  8. Палку держать за концы. Вертикально «большая вертушка».
  9. Махи палкой вверх на три счёта.
  10. Палку за голову, опустить вниз (когда есть полный объём).
  11. Имитация гребли на байдарке.
  12. Палку держать за концы, руки опустить, одним движением положить палку на плечи.
  13. Палку держать сзади хватом сверху, отвести палку назад, туловище неподвижно.
  14. Палку держать сзади хватом сверху, наклон вперёд, палку на три счёта поднять вверх.
  15. Палку держать сзади за концы, делать свободные махи в стороны.
  16. Палку держать в упоре впереди, обе руки на палке, пружинящие наклоны вперед на три счёта.
  17. Палку держать в упоре впереди, наклон вниз, рука скользит по палке вниз поочерёдно.
  18. Палку держать за середину одной рукой, «Вертушка» больной рукой с поддержкой.

♦ И.П. – стоя с мячом средних размеров

  1. Катать мяч в ладонях во всех направлениях.
  2. Сжимать мяч пальцами, ладонями.
  3. Вращать мяч в кистях, не отрывая ладони.
  4. Руки вытянуть вперёд с мячом, сгибая руки в локтях тянуть мяч к плечу попеременно.
  5. Руки с мячом вытянуть вперёд, поворачивать туловище в стороны вправо-влево.
  6. Мяч держать в обеих руках, делать махи руками вверх на три счёта.
  7. Передавать мяч из одной руки в другую вокруг туловища в одну и в другую сторону.
  8. Передавать мяч из одной руки в другую вокруг шеи в одну и в другую сторону.
  9. Руки с мячом вверху, пронести мяч за голову и выпрямить руки.
  10. Руку с мячом свободно отвести назад, вынося руку вперед, подбросить мяч и поймать его одной или двумя руками.
  11. Передавать мяч над головой из одной руки в другую.

♦ И.П. – стоя без предметов

Через 3-4 упражнения выполнять дыхательные упражнения на расслабление. Использовать укладки, блоки, тренажёры, эспандеры, гантели.

► 5. Комплекс упражнений при заболеваниях и травмах нижних конечностей

♦ Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле

► Упражнения с мячом (с «медицинболом»)

♦ И.П. – сидя на стуле

  1. Катать мяч вперёд и назад каждой ногой отдельно.
  2. Вращать мяч в одну и в другую сторону каждой ногой отдельно.
  3. Катать мяч двумя ногами вперёд и назад.
  4. Схватывать мяч стопами.
  5. Держа мяч между стопами, поднять ноги вверх.

► Упражнения с палкой

♦ И.П. – сидя на стуле

  1. Катать палку стопами: наружной стороной стопы; внутренней стороной стопы; всей стопой.
  2. Захватить пальцами ног палку и отпустить её.
  3. Держать ноги на ширине плеч, упор на пятки, палку на тыловую сторону стоп. Катать палку по полу.

► Упражнения у лестницы

♦ И.П. – лицом к лестнице, держаться за перекладину

  1. Ходьба. Носки стоп от пола не отрывать.
  2. Перекатываться с пяток на носки.
  3. Ходьба с высоким подниманием колена.
  4. Приседания на три счёта.
  5. Ногу поставить назад на носок, пружинить пяткой к полу на 10 счетов.
  6. То же другой ногой.
  7. Ноги на ширине плеч. Вращать тазом в одну и в другую сторону.
  8. Ноги на ширине плеч. Перенос веса тела с одной ноги на другую.
  9. Поставить больную ногу на 2-ю или 3-ю рейку. Сгибать ноги в колене на 10 счетов.
  10. Поставить больную ногу на 2-ю или 3-ю рейку. Разгибать ноги в колене на 10 счетов.
  11. Ходьба на пятках.
  12. Ходьба на носках.
  13. Стоя боком к лестнице, мах прямой ногой в сторону 10 раз.
  14. Стоя спиной к лестнице, мах ногой вперёд 10 раз.
  15. Стоя лицом к лестнице, мах ногой назад 10 раз.
  16. Руки на коленях, вращение коленями в одну и в другую сторону.

► Ходьба но залу

  1. Ходьба по одной линии.
  2. Ходьба «скрестным шагом».
  3. Ходьба по одной линии, приставляя пятку к носку.
  4. Ходьба, высоко поднимая колено, с хлопком ладонями под коленом.
  5. Шаг ногой вперёд, на два счёта сгибая её в колене.
  6. Ходьба на пятках, семеня ногами.
  7. Ходьба на носках, семеня ногами.
  8. Ходьба на наружной стороне стопы.
  9. Ходьба на внутренней стороне стопы.
  10. Ходьба, семеня, и сильно развернув носки наружу.

► 6. Комплекс упражнений при бронхиальной астме

  1. Сделать вдох. На выдохе – звук «ПФ» – 2 раза.
  2. Сделать вдох, на выходе– стон «ММ».
  3. Откинуться на спинку стула. Дышать спокойно диафрагмальным дыханием.
  4. Делать «Велосипед». Поочерёдно одной и другой ногой.
  5. И.П. – кисти рук у плеч. Развести локти в стороны – выдох. И.П. – пауза. Темп средний, звуки на выдохе – «З» и «С».
  6. Упражнение «Полотёр».
  7. Упражнение «Бокс».
  8. Сделать вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть – выдох. Пауза. То же самое другой ногой. Темп медленный.
  9. Упражнение «Насос».
  10. Махи прямыми руками.
  11. Поднять прямую руку вверх – вдох, опустить её вниз – выдох. Пауза. Темп медленный. То же самое другой рукой.
  12. Вдох – 1 раз. На выдохе круговые вращения прямой ногой на три счёта. Пауза.
  13. Кисти поднять к плечам. Вращать кисти в суставах.
  14. Ходьба на месте (1-2 – вдох. 3-4-5 – выдох. 6-7 – пауза).
  15. Полное дыхание.
  16. Руки разведены в стороны. Поочередно развести руки в локтевых суставах. Темп средний, дыхание произвольное.
  17. Вдох. Подтянуть колено к груди – выдох.
  18. Развести прямые руки в стороны – вдох. Опустить их вниз, расслабиться – выдох. Пауза.
  19. Поднять и опустить плечи. Дыхание произвольное.
  20. Нижнегрудное дыхание.
  21. Полное дыхание.
  22. Руки вытянуты вперед. Вдох. Махом правой ноги достать кисть левой руки, произнеся на выдохе «БРАХ». Пауза. Темп средний.

♦ Исходное положение (И.П.) – стоя

  1. Развести руки через стороны вверх – вдох. Опустить скрестно вниз, слегка наклониться вперёд – выдох. Наклонившись – пауза. Темп средний.
  2. Руки на пояс. Вдох – поднять правую руку вверх. Наклониться влево – выдох. Пауза. Темп медленный.
  3. Держаться за спинку стула – вдох. Делать полное приседание – выдох. Пауза.
  4. Делать перекаты с пятки на носок.

♦ И.П. – с палкой стоя

  1. Сделать выпад ногой вперед, палка вверх – вдох. И.П. – выдох.
  2. Делать наклоны туловища в сторону вправо-влево, палка на плечах.
  3. Палка перед грудью – вдох. Гребля на три счёта – выдох. Пауза.
  4. Палка на пояснице. Делать повороты туловища вправо-влево.
  5. Держать палку за концы. Делать махи прямыми руками в стороны.
  6. Палка перед грудью – вдох. «Колодец» на три счёта – выдох. Пауза.
  7. Палка сзади – вдох. Делать наклон туловища вниз, палка вверх, произносить на выдохе «УХ».

♦ Ходьба по залу

2 шага – вдох, 3 шага – выдох, 3 шага – не дышать.

♦ И.П. – сидя на стуле

Сгибать и разгибать стопы.

► 7. Комплекс упражнений при бронхолёгочных заболеваниях по респираторной методике

Комплекс упражнений развивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирует мышцы, участвующие в акте дыхания. Общеукрепляющие упражнения чередуются с дыхательными.

Внимание на вдох: вдох делается носом, медленно, набирая как можно больше воздуха в лёгкие. Выдох – ртом. Уп­ражнения выполнять в среднем и быстром темпе.

♦ Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле

  1. Развести руки в стороны – вдох, опустить – выдох. (3-4 раза).
  2. Наклон в правую сторону: правую руку опустить вниз, левую поднять к плечу. То же в левую сторону (по 5-6 раз).
  3. Кисти к плечам. Делать круговые вращения вперед и назад (по 5-8 раз).
  4. Руки развести в стороны – вдох, обнять себя – выдох (3-4 раза).
  5. Развести руки в стороны. Делать круговые вращения прямыми руками вперед и назад (по 5-8 раз).
  6. Упражнение «Бокс» с усилием, подавая туловище вслед за рукой.
  7. Откинуться на спинку стула, руками придерживаться за сиденье. Делать «Велосипед» обеими ногами одно­временно вперед и назад (по 10-20 раз).
  8. Развести руки в стороны – вдох, подтянуть колено руками к груди – выдох (по 2 раза).
  9. Вытянуть прямые руки перед грудью, на три счёта развести их в стороны (5 раз).
  10. Правую ногу выпрямить, отвести в сторону, прямо, опустить. То же – левой ногой (по 5-10 раз).
  11. Правую руку поднять вверх – вдох, опустить вниз, расслабить – выдох. То же – левой рукой (4 раза)
  12. Одна рука вверху, другая внизу. Смена рук в быстром темпе (10-15 раз).
  13. Выпрямить правую ногу. Вращать прямой ногой внутрь и наружу. То же делать левой ногой (5-10 раз).
  14. Откинуться на спинку стула: руки и ноги развести в стороны – вдох. Ноги держать вместе, руками тянуться к ногам – выдох.
  15. Кисти рук положить на затылок, локти развести в стороны. На два счёта делать поворот туловищем в одну и в другую сторону (по 5 раз).
  16. Одна рука на поясе, другая – вверху. На три счёта делать наклоны туловища в сторону. То же – в другую сторону (3-5 раз).
  17. Кисти рук положить на нижний отдел грудной клетки. На вдохе стараться набрать воздух только в нижний отдел грудной клетки. Затем делать три резких выдоха, одновременно сжимая грудную клетку (3-4 раза).
  18. Кончики пальцев держать над ключицами. Выполнить «верхнегрудное дыхание»: маленькими порциями воздух набира­ть только в верхние отделы лёгких, нижние не дышат (3-4 раза).
  19. Ноги выпрямить, развести чуть шире плеч и поставить на пятки. На три счёта тянуться правой рукой к левой ноге и наоборот (6-8 раз).
  20. Откинуться на спинку стула, ноги слегка присогнуть. Одна рука лежит на груди, другая – на животе. Выполнить «диа­фрагмальное дыхание»: набрать воздух в живот, слегка выпячивая его; выдыхая – втянуть живот.

♦ И.П. – стоя, с опорой о спинку стула

♦ И.П. – стоя с гимнастической палкой

► 8. Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

РЕДКОРД

Лечебная физкультура входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации. Физические упражнения помогают взрослым и детям восстановится после травм и болезней. Кроме того, без адекватной двигательной активности невозможно формирование крепкого организма и поддержание здоровья на протяжении жизни.

Но многие недооценивают пользу от лечебной физкультуры и считают ее методы слишком простыми и неэффективными. Поэтому часто пациенты после перенесенных травм и заболеваний не идут к специалисту ЛФК, а отправляются в тренажерный зал и сами для себя придумывают «укрепляющие и лечебные» упражнения.

В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут, почему физические упражнения — это один из лучших методов восстановления функций опорно–двигательного аппарата и нормализации психоэмоционального состояния. Вы узнаете основные принципы ЛФК и поймете, как она поможет укрепить и сохранить ваше состояние здоровья.

ЛФК обладает лечебным действием. Сочетание физических упражнений с пассивными методиками и активное вовлечение пациента в процесс помогают устранить последствия старых заболеваний и предотвратить развитие новых. Этого принципа придерживаются врачи клиники «Качество жизни».

Определение понятия лечебной физкультуры

Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций.

Лечебная физкультура

Главная особенность лечебной физкультуры — это педагогический подход. Врач воспитывает у пациента сознательное отношение к упражнениям и способствует его активному вовлечению в процесс восстановления. Без этого реабилитация неэффективна.

Роль физических упражнений в выздоровлении

При травмах и боли в организме развивается защитная реакция — ограничение подвижности. Человек интуитивно принимает вынужденное положение: не разгибает спину, щадит ушибленную руку, не наступает на больную ногу. Это влияет на его способность работать и выполнять даже обыденные действия: ходить, сидеть, держать ложку и т.п.

Обязательное условие для восстановления — это покой. Поэтому при переломах накладываю гипс, после операции носят бандаж, а в особенно тяжелых случаях врачи даже запрещают пациентам вставать с постели.

Казалось бы, что может быть проще — лежи спокойно, не двигайся и при этом выздоравливай. Но почему тогда после периода покоя, когда переломы срастаются и швы заживают, полное выздоровление не наступает?

Утрата трудоспособности и нормальных двигательных функций отрицательно влияет на психологическое состояние пациента и качество его жизни. Врачи ЛФК клиники «Качество жизни» способствуют скорейшему возвращению своих пациентов к полноценной жизни.

Почему после снятия гипса или бандажа пациент не может совершать полный объем движений, как до заболевания?

Почему мышцы становятся слабыми и даже ходьба, приседания, наклоны или другие простые действия даются с большим трудом?

Если мышцы долго находятся в покое, развивается атрофия — уменьшение их в размере и снижение функций вплоть до полного угасания. Вот почему рука или нога, которые были долго в гипсе, становятся тоньше и слабее здоровой конечности. А человек, который долго пролежал из–за болезни, выглядит похудевшим, передвигается с трудом или вовсе учится заново ходить.

Чтобы избежать атрофии, даже во время болезни важно уделять внимание адекватной двигательной активности — заниматься лечебной гимнастикой. Но делать это нужно правильно — без перегрузок поврежденного органа, боли и изнеможения.

Суть лечебной физкультуры — соблюдение баланса между покоем и двигательной активностью. Важно понимать, какому пациенту, какие движения и когда можно делать, а какие — нет. Определить это может только врач ЛФК

История ЛФК

Люди давно заметили, что полное обездвиживание ведет человека к потере сил и здоровья.

В Древнем Китае заключенных содержали в таких тесных камерах, что они не могли лишний раз пошевелиться. В результате через несколько месяцев они настолько ослабевали, что не могли сбежать даже если появлялась такая возможность.

И наоборот, двигательная активность способствовала укреплению здоровья, развитию силы и выносливости организма. Это отражается в культуре и медицине разных народов, разных времен: восточные боевые искусства, шведская гимнастика, спортивные игры, соревнования и т.д.

Движение может заменить многие лекарства, но не одно лекарство не заменит движение — принцип действия физических упражнений, который стал девизом ЛФК.

ЛФК

Благодаря развитию системы здравоохранения в России в ХХ веке физкультуру начали использовать не только с целью реабилитации. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.

Физическое здоровье — основа красоты и долголетия. Активные и пассивные упражнения способствуют росту, развитию и формированию крепкого организма, стимулируют деятельность его органов и систем, помогают сохранять активность долгие годы.

Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же

Физическая культура — часть любого развитого общества. Она направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие организма, обеспечение высокой работоспособности, формирование здорового образа жизни.

Цель физической культуры достигается сочетанием физических упражнений с ценностями и знаниями, которые формируют правильное отношение человека к своему здоровью и прививаются ему с детства.

Цель спорта отличается от целей физкультуры. Здесь главное — добиться максимальных результатов, занять призовые места, быть выше, быстрее и сильнее других.

Часто достижение спортивных результатов связано с высокой травмоопасностью, работой на пределе физических возможностей организма и приводит к ухудшению состояния здоровья спортсменов.

Кроме общеукрепляющего, у физической культуры есть еще одно действие — она способствует восстановлению здоровья и функций, утраченных человеком в результате болезней и травм. Это направление физической культуры стало самостоятельным и получило название лечебной.

Но ЛФК подходит не только для людей с травмами и ограниченными возможностями. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни.

Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Задача врача — не только подобрать подходящие упражнения и методики для каждого пациента, но и проследить за правильностью их выполнения.

Специалист ЛФК — это обязательно человек с высшим медицинским образованием, окончивший лечебный или педиатрический факультет и прошедший соответствующую ординатуру. Именно такие врачи работают в клинике «Качество жизни».

Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм

Средства ЛФК подразделяют на активные, пассивные и психорегулирующие.

К активным относятся разнообразные физические упражнения:

— все виды лечебной гимнастики — утренняя, дыхательная, корригирующая и т.д.;
— ходьба;
— плавание;
— механотерапия — занятия на тренажерах;
— трудотерапия — использование механического труда: вышивание, шитье, изготовление поделок, выполнение бытовых обязанностей, легкий физический труд и т.п.;
— гидрокинезотерапия — чередование напряжения и расслабления мышц в воде;
— туризм;
— хореотерапия — использование танцев и пластики;
— терренкур — пешие прогулки по маршрутам в гористой местности.

Физическим упражнениям отводится ведущее место в восстановительном периоде после травм и заболеваний, т.к. без адекватной физической активности невозможно вернуть пациенту утраченные двигательные функции и здоровье.

К пассивным методикам относятся:

— массаж;
— мануальная терапия;
— физиотерапия — лечение токами, электромагнитным полем, звуком, теплом, светом и т.д.;
— банные процедуры.

Пассивные методы усиливают эффект от физических упражнений и назначаются строго по показаниям врача: вид процедуры, область и время воздействия, длительность курса, периодичность и т.д.

К психостимулирующим методам относятся:

— аутогенная тренировка;
— релаксация;
— игровые механики.

Психостимулирующие методы направлены, прежде всего, на вовлечение пациента в процесс восстановления и поддержание в нем желания не сдаваться и двигаться к главной цели — выздоровлению.

Человек, который утратил дееспособность и не живет полноценной жизнью, часто находится в подавленном психологическом состоянии. Это еще больше усугубляет его общее состояние. Поэтому крайне важно, чтобы врач нашел подход к каждому такому пациенту, вселял в него уверенность в благоприятном исходе и способствовал активному выполнению упражнений.

Эффекты и принципы ЛФК

Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию.

Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:

— улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;

— стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов;

— ускорение кровообращение в зоне воздействия;

— улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления.

Физические упражнения воспитывают у пациента сознательное отношение к своему выздоровлению, поддерживают в нем оптимистичный настрой, веру в положительный исход и прививают навыки самообслуживания.

Чтобы занятия лечебной гимнастикой восстанавливали утраченные функции и здоровье, важно соблюдать ее основные принципы. Они основаны на правильном взаимодействии врача и пациента и всех их придерживаются специалисты клиники «Качество жизни».

Основные принципы ЛФК

Для достижения реабилитационного эффекта от тренировок необходимо соблюдать основные принципы, которые носят педагогический характер:

— Раннее начало — чем раньше начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее течение и исход заболевания.

Разнообразие методик позволяет начать восстановительные мероприятия в раннем периоде заболевания или травмы и предотвратить тяжелые осложнения и инвалидность. Но чтобы не усугубить состояние пациента, назначать их может только врач.

— Индивидуальный подход — выбор методик с учетом особенностей заболевания и общего состояния каждого пациента.

Врачи клиники «Качество жизни» при выборе методов восстановления для каждого конкретного пациента учитывают его возраст, пол, профессию, опыт двигательной активности, характер и стадию заболевания или травмы, функциональные возможности организма.

— Комплексный подход — использование разных методик, которые целесообразны в каждом конкретном случае: гимнастика, физиотерапия, массаж и т.д.

Каждому пациенту для достижения восстановительного эффекта и его стабилизации подбирают комплекс активных, пассивных и психоэмоциональных методик, согласно особенностям его заболевания и общего состояния.

— Системность и цикличность тренировок — без пропусков, в одно и то же время, с чередованием режима работы и отдыха, даже если реабилитация длится месяцы и годы.

Только регулярные повторения различных восстанавливающих методов оказывают терапевтическое воздействие и улучшают состояние организма. При этом важно соблюдать очередность этих повторений и воздействовать на разные группы мышц.

— Дозированность тренировок — подбор упражнений и нагрузок, исходя из физических возможностей пациента.

Многие пациенты считают, что чем интенсивнее тренировки, тем быстрее восстановление. Это приводит к ухудшению состояния. Специалисты клиники «Качество жизни» грамотно определяют величину нагрузки и дозировано повышают ее по мере необходимости.

— Наглядность упражнений — врач не просто рассказывает, а показывает пациенту технику упражнений и контролируют правильность ее выполнения.

В клинике «Качество жизни» врач из нескольких вариантов подбирает те упражнения, которые подходят конкретному пациенту, обучает его технике и контролирует верность выполнения. Это обеспечивает высокий процент восстановления наших пациентов.

— Новизна и разнообразие — новые упражнения помогают поддерживать интерес и активную вовлеченность пациента в процесс восстановления.

Для профилактики выгорания пациента врачи периодически добавляют в программу реабилитации новые упражнения и методики. Около 10–15% упражнений обновляются, остальные 85–90% повторяются для закрепления достигнутого результата.

— Сознательность и активность пациента — негативный настрой и нежелание пациента заниматься своим восстановлением снижает эффективность реабилитации.

Хороший врач не только в совершенстве знает способы реабилитации. Он внимательно относится к пациентам и старается всячески помочь на пути к выздоровлению — поддерживает и не дает потерять веру в свои силы.

Для улучшения физического состояния организма важно регулярно и последовательно увеличивать нагрузку, иначе физические упражнения будут малоэффективны или вовсе не дадут результата.

Физические упражнения способствуют не только повышению физической активности. Они улучшают работу внутренних органов и систем. На фоне тренировок пациенты отмечают нормализацию работы пищеварительной, сердечно–сосудистой, нервной и других систем.

Состояние пациента не всегда позволяет увеличивать нагрузку в должном объеме для повышения его работоспособности, особенно на начальном этапе восстановления. Поэтому важно строго дозировать нагрузки, соблюдать соотношение времени тренировки и отдыха, использовать техники для снятия напряжения и расслабления мышц.

Без глубоких знаний анатомии, физиологии и патогенеза заболеваний адекватно оценить степень увеличения нагрузки и подобрать упражнения для каждого конкретного пациента невозможно. Не стоит доверять составление реабилитационной программы даже очень грамотному фитнес–тренеру.

Правила составления программы реабилитации

Чтобы процесс восстановления шел планомерно, без осложнений, при составлении программы реабилитации врач учитывает все изменения, которые произошли с пациентом в результате болезни:

— степень ограничения двигательных функций: насколько снизился объем движений;
— изменения в органах и тканях: отек, снижение чувствительности, атрофия;
— нарушения психоэмоционального состояния: депрессия, апатия.

Помогают в этом 5 основных правил составления реабилитационной программы:

— Сотрудничество пациента, лечащего врача (травматолога, невролога, хирурга и др. — зависит от заболевания) и врача ЛФК.
— Определение двигательных возможностей пациента и потенциала для восстановления.
— Использование разнообразных восстановительных методик (активных и пассивных) для всесторонней реабилитации и адаптации пациента.
— Комплексность лечебно–восстановительных мероприятий (сочетание ЛФК с медикаментозной терапией).
— Постепенное использование методов восстановления с учетом изменения состояния пациента.

В восстановлении после травмы, операции или болезни нельзя полагаться только на своего лечащего врача, т.к. узкий специалист не знает досконально физиологии опорно–двигательного аппарата и специфику восстановления в том или ином случае.

Например, при восстановлении после одинакового перелома для двух разных пациентов используют совершенно разные подходы — все зависит от лечения и индивидуальных особенностей каждого из них. Рекомендации вроде «разрабатывайте руку», «укрепляйте ногу» или «больше ходите» одному могут помочь, а другого довести до инвалидности.

Врач ЛФК, в отличие от других специалистов, знает не только клинику и особенности течения заболеваний, он понимает механику мышечных сокращений при различных патологиях и какие упражнения будут способствовать восстановлению, а какие только ухудшат состояние здоровья пациента.

Врачи клиники «Качество жизни» оказывают помощь в реабилитации при переломах, эндопротезировании, нарушениях осанки, артрозах, остеохондрозе, протрузиях и грыжах позвоночника, беременности, и др.

ЛФК Москва

При составлении программы реабилитации врач ЛФК решает следующие задачи:

— Определяет характер нарушения движений и степень их ограничения.
— Прогнозирует возможность частичного или полного восстановления пациента.
— Прогнозирует возможности адаптации и компенсации пациента в его состоянии.
— Оценивает работоспособность организма и отдельных его органов и систем с учетом переносимости различных нагрузок на протяжении восстановительного периода.

Для объективной оценки эффективности программы реабилитации врач наблюдает за пациентом в динамике. Так он может при необходимости корректировать программу под состояние пациента.

Лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом.

Только соблюдение всех принципов и правил составления реабилитационных программ поможет в восстановлении после травм и заболеваний. Поэтому важно не заниматься самолечением, а доверить свое здоровье специалистам — обратиться в клинику «Качество жизни».

Читайте также: