Кожа картон что это

Обновлено: 19.04.2024

Паропроницаемость и воздухопроницаемость стелечных материалов обычно не нормируются, так как эти показатели материалов низа обуви имеют меньшее значение для обеспечения необходимого микроклимата в обувном пространстве, чем для верха обуви.

Практически паропроницаемость стелечных картонов составляет около 1 мг/см 2 ∙ч, а воздухопроницаемость близка к нулю. Только обувные картоны, полученные путем пропитки каучуковыми латексами готовой «папки» из альфа-целлюлозы, например стелечный материал тексон, наряду с высокой механической прочностью и большой намокаемостью (110% после намокания в течение 2 ч) имеют высокие показатели паро- и воздухопроницаемости, а именно: паропроницаемость его 3,8 мг/см 2 ∙ч, а воздухопроницаемость 0,4 см 3 /см 2 /сек.

Теплопроводность стелечных картонов 0,10-0,12 ккал/м 2 ч∙град близка теплопроводности стелечной натуральной кожи 0,1-0,11. Таким образом, картоны обладают при нормальной влажности хорошими теплозащитными свойствами. При увлажнении картонов их теплопроводность (так же, как и натуральной кожи) увеличивается.

Рассмотрим особенности стелечного картона. Стелечный картон из растительных волокон мало надежен для механических способов крепления в ответственных местах, так как при проколе его образуется отверстие с расщелинами по краям, которое тем больше, чем жестче материал. Поэтому в качестве стелечного материала он применяется главным образом в клеевой обуви, в Которой прочность крепления подошвы зависит от прочности клеевого шва между подошвой и затяжной кромкой обуви. Стелечные картоны на базе кожевенного волокна, а также стелечные материалы из пропитанной целлюлозной «папки» с латексной проклейкой, могут применяться для ниточного метода крепления, поэтому они испытываются на прорыв швом.

Кожевенные картоны с малой жесткостью (искусственный стелечный полувал из 100% кожевенного волокна и т. п.) затрудняют операцию затяжки тексом при формовании обуви. Рекомендуется испытывать их на прочность держания текса по методу ЦНИИКП, определяя сопротивление вырыванию одного текса, забитого при помощи копра весом 3 кг, падающего с высоты 100 мм.

При носке обуви стельки подвергаются одновременно изгибу, сжатию, скатыванию, а также действию пота, изменению влажности и температуры. Поэтому для полной характеристики вновь разрабатываемых или впервые применяемых стелечных материалов целесообразно подвергать их комбинированным воздействиям: испытывать прочность креплепия, жесткость, скатывание стелечных картонов после многократного изгиба, а также устанавливать величину изменения их свойств после многократного намокания в «искусственном поте» и высушивания.

Картон для стелек выпускается в листах размерами 800 мм в длину и ширину.

Рассмотрим особенности свойств картонов для задников. В обувном производстве имеют дело только с готовыми формованными картонными задниками. В настоящее время задники формуются главным образом из кожкартона и из кожматола.

При контроле качества кожевенных картонов перед их передачей в формовочный цех определяют их влажность, толщину, удельный вес, предел прочности при растяжении в сухом и мокром виде, относительное удлинение в %, весовую намокаемость после намокания в воде в течение 2 ч, скатываемость в мокром состоянии и жесткость.

Необходимо определять влажность картона перед формованием потому что формование его должно проводиться при строго определенной влажности. Формование недостаточно увлажненного (а следовательно, недостаточно пластичного, жесткого картона) не обеспечит необходимой формы задника и может привести к его излому по грани, что, в свою очередь, ведет к его разрушению (смятию) в носке.

Повышение влажности свыше необходимого предела для картонов на базе кожевенного волокна, особенно хромового дубления, приводит к ухудшению их формуемости в результате повышения упругости.

На рис. 29 приводятся данные по изменению остаточных деформаций различных обувных картонов в зависимости от их влажности. При испытании их на растяжение показано, что нарастание величины остаточных деформаций ε0 наблюдается для кожевенного картона и искусственного стелечного полувала в меньшей степени, чем для картона из растительного волокна и только до известного предела - 15-18% влажности.

Рис. 29. Влияние влажности картонов на величину остаточных деформаций

Рис. 29. Влияние влажности картонов на величину остаточных деформаций: 1 - спецкартон сразу после снятия нагрузки; 2 - то же, после отдыха в течение 24 ч; 3 - искожполувал сразу после снятия нагрузки; 4 - то же, после отдыха в течение 24 ч; 5 - кожкартон сразу после снятия нагрузки; 6 - то же, после отдыха в течение 24 ч.

Чем большей упругостью обладает картон, тем он труднее сохраняет приданную ему форму. Однако при повторном увлажнении в носке такой картон более стойко противостоит растаптывающим деформирующим воздействиям стопы.

Практика формования задников и носки обуви с картонными задниками это полностью подтверждает. Так, спецкартон *, широко применявшийся для изготовления задников, в свое время хорошо формовался, хорошо сохранял форму, но при эксплуатации давал большое количество «оседания». Искусственный стелечный полувал труднее поддается формованию, но в носке дает минимальное количество оседания и размягчения.

* Спецкартон изготовлялся из растительного волокна (сульфатная целлюлоза, хлопок из отходов тряпья) с битумно-канифольной проклейкой. При эксплуатации в сырых условиях (весной, осенью) давал до 50% оседания, по данным опытных носок ЦНИИКП.

Данный материал производится из волокон кожевенных и растительных, в свою очередь произведенные из вырубки кож комбинированного и хромового дубления, стружки и целлюлозы древесной. Классификация этого материала была разработана основываясь на сферах его применения.

Обувной картон ЗМ применяется при производстве задников для модельной обуви. Номер марки указывает на плотность картона.

Обувной картон марки СВМП нашел широкое распространение не только при изготовлении обуви, где он применяется как материал для стелек, но и как материал, из которого изготавливают уплотнительные прокладки для сельхоз- и автотехники.

Обувной картон СОП обычно используется в производстве стелек и полустелек в самую различную обувь.

Кожкартон МПЦК применяют в производстве прокладок, чья задача ― обеспечивать герметичность между поверхностями из металла в таких средах как воздух, бензин, масло и вода. Прокладки для грузовиков и сельхозтехники изготавливаются из кожкартона МПЦК. Для прокладок, которые используются во фланцевых соединениях также используется кожкартон данной марки.

Картон МПЦК (кожкартон) ― материал прокладочный целлюлозно кожевенный. Предназначен для изготовления прокладок для уплотнения мест соединения двигателей автомобилей и тракторов. Впрочем, производство кожкартона может быть направлено и на удовлетворение потребительских нужд. Одной из его разновидностей является обувной картон, без которого невозможно себе представить современную обувную промышленность.

Используется при изготовлении прокладок обеспечивающих герметичность между металлическими поверхностями в таких средах как воздух, бензин, масло и вода. Прокладки для грузовых автомобилях и сельскохозяйственной техники изготавливаются из кожкартона МПЦК. Для прокладок во фланцевых соединениях также используется марка МПЦК. ТУ-17 РСФСР 0300357-03-90

Универсальный картон - второе название этого материала. Используется во всех сферах промышленности как прокладочный материал.

Целлюлозно-кожевенный картон, чаще всего используется при изготовлении прокладок обеспечивающих герметичность между металлическими поверхностями в таких средах как воздух, бензин, масло и вода.

Также данный картон используется в обувной промышленности.

Картон обувной (расшифровка ― стелька вкладная, модельная, повседневная), которая нашла свое применение не только в обувной промышленности, где картон обувной СВМП применяется для изготовления стелек, преимущественно для зимних моделей обуви. Картон СВМП нашел свое применение также в качестве материала используемого для производства уплотнительных прокладок для сельскохозяйственной и автомобильной техники. При изготовлении таких прокладок используется не только марка СВМП, но и прокладочный картон других марок.

Для производства используются кожевенные и растительные волокна, сырьем для которых служат стружка и вырубка кож хромового и комбинированного дубления, а также древесная целлюлоза. Данный материал имеет классификацию, разработанную на основании сфер его применения.

Картон обувной СОП предназначен для изготовления стельки и полустельки в различного ассортимента.

Это очень удобный материал и он обладает рядом значительных преимуществ. В первую очередь основным свойством выделяют его необыкновенную гигиеничность. Гигиеничность кож-картона достигается благодаря тому, что он не проводит тепло, что позволяет не создавать идеальную среду для размножения бактерий, а также гигроскопичность, за счет которой лишняя влага и пар поглощается, тем самым предотвращает грибок и бактерии. Все эти преимущества удалось достигнуть с помощью использования удачных материалов, а именно растительные и кожевенные волокна, которые пропитаны специальным латексом и клеем. Как правило, кож-картон используют для изготовления задников, стелек и платформ.

Картон прокладочный марка "А" и "Б"

Картон прокладочный "А"

Используется для производства уплотняющих прокладок во фланцах и прочих соединениях, применяющихся в водяной или воздушной средах, а также, в бензиновой или масляной среде.

Картон прокладочный марок:
А – для прокладок соединений, применяемых в среде масла, бензина, воды;
Б – картон для прокладок соединений, применяемых в среде воды, воздуха.
Картон прокладочный имеет цвет натурального волокна.

Картон прокладочный марки «А»

Является незаменимым в автомобилестроении и производстве с/техники.

Толщина 0,3-3,0мм размер листа 1100х1050

Картон прокладочный марки «Б»

Используется при производстве мебели, применяется в кожгалантерее, автомобилестроении и в качестве прокладочного материала при перевозке бьющихся и иных изделий.

Вязаная обувь "Твой ход", подошва, мастер-классы

Вязаная обувь "Твой ход", подошва, мастер-классы

Вязаная обувь "Твой ход", подошва, мастер-классы запись закреплена

Про СТЕЛЬКИ
Давно собиралась что-то полезное написать
В каждой паре обуви я использую стельки 2х видов: плотные и мягкие. Сегодня расскажу про первые.
Плотные стельки из кожкартона.
Они используются для того, чтобы мягкая стелька не проваливалась в решетку на подошве, придают дополнительную амортизацию. А так же защищают от неприятных ощущений при ходьбе по неровностям.
Я использую обувной кожкартон толщиной 1.5 -2 мм. Это специальный материал, продается обычно большими листами. Но многие магазинчики подошв на Ярмарке Мастеров предлагают небольшие листы, которых хватит на 1 пару. Вырезать стельки нужной формы можно ножницами. Иногда бывают уже готовые стельки к конкретной подошве. Так же встречаются стельки двухслойные - верхний слой мягкий, нижний - кожкартон.
Кожкартон не боится влаги, после намокания он благополучно высыхает но всё же не стоит стирать обувь вместе с такими стельками, если есть возможность их вытащить.
Кожкартон сложно заменить чем-то другим. Обычный картон или толстая кожа с этими задачами не справятся.
Слышала, что кто-то использовал линолеум для этих целей. Но! Это не точно личной мной не проверено!
Может кто-то уже нашел альтернативу кожкартону? Поделитесь с нами Вашим опытом
P.S. когда рассказываю для чего нужен этот чудо-картон, сразу вспоминаю кроссовки, которые были у меня в старших классах и всем были они прекрасны. кроме впивающейся в пятку решетки! до сих пор помню каково это эксперименты тогда в прямом смысле "проваливались" на 2й день эксплуатации)))

Хочу поделиться своим собственном опытом и мыслями по изготовлению кожаных кошельков и вообще, работы с кожаными изделиями, а главное — рассказать о своих собственных ошибках, которые я встречал по мере своего мастерства.

Анализируя свои работы я заметил, что они стали становиться все лучше и лучше, конечно, это связано с тем, что я больше стал заниматься самой кожей. Это естественная явление в любой работе, так как вы развиваетесь, узнаете что-то новое.

У каждого мастера есть его первая работа :) Посмотрите ее или вспомните, и сравните с той, которая у вас сейчас и вы заметите огромную разницу :)
Может, это не у всех, но у меня лично это так :)
Первой моей работой был кошелек, и его изготовление началось, конечно, как правильно мои дорогие вы поняли, с мыслей о нем, как он будет выглядеть, сколько карманов, есть ли отдел для мелочи и карточек.

Но для изготовления, как вы понимаете, одних мыслей мало, нужна сама кожа и оборудование.

Все это было вступление, а теперь начнем разбирать все по порядку.

Первая ошибка: как правильно выбрать кожу.

Шкура крупного рогатого скота (КРС) – телячья кожа.

Телячья кожа – считается самой высококачественной и наиболее ценной из кож. Она идет на изготовление обуви, одежды, ремней, аксессуаров, обивку мебели и является доступным и популярным материалом для изготовления сумок. Телячья кожа гладкая, мягкая, прочная, не ломается и не образует трещин на своей поверхности.

Различается по толщине:

1. Склизок – кожа не родившихся телят. Толщина кожи от 1,0 до 1,4 мм.

2. Опоек – кожа телят до 6 месяцев,мягкая, нежная, эластичная, она считается самой ценной кожей. Толщина кожи от 0,5 до 1,4 мм.

3. Выросток – кожа телят до года, кожа менее эластичная и мягкая. Толщина кожи от 0,7 до 1,6 мм.

4. Полукожник – кожа телят в возрасте до 1,5 года. Кожа более жесткая. Толщина кожи от 1,0 до 3,0 мм.

5. Яловка и бычок – кожа молодого бычка (толщиной до 5,00 мм), коровы (толщиной от 1,2 до 4,0 мм). Кожа подвергается распиловке.

Шкуры овцы и козы.

Козья кожа – прочный, мягкий и тонкий материал с красивой мереей.

1. Шевро – кожа, выделанная из шкур козлят до 6 месяцев. Считается одной из самых дорогих кож хромого дубления. Очень красивая, плотная, эластичная кожа шевро имеет прочную структуру с оригинальным рисунком на лицевой стороне в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви (в том числе детской), галантереи, одежды, обивки мебели.

2. Козлина – кожа козы, выделанная из взрослой особи.

Свиная кожа – самый экономичный и непрезентабельный вид кожи, отличается по внешнему виду и структуре от кож крупного рогатого скота. Свиная кожа в настоящее время в основном используется как подкладочный материал и редко как основной. Это обусловлено тем, что свиная кожа недостаточно эластична, быстро намокает, имеет грубую и жесткую поверхность, а также имеет стойкий запах. Кроме того, она не достаточно прочная, а некрасивая дырчатая фактура в изделии смотрится не интересно.

Шкуры конских кож в кожгалантерейном производстве используются не часто, они подразделяется на 2 типа:

1. Жеребенок – шкура молочных жеребят, является ценным материалом. Используется для изготовления элитных изделий.

2. Жеребенок-уросток – шкура жеребят, которые питались растительной пищей.

Кожа оленя – очень эластичная кожа, обладает высокой прочностью и теплозащитой. Чаще всего из оленей кожи изготавливают замшевый материал. Используется для производства перчаток, портфелей, сумок, бумажников. Самые теплые перчатки – из кожи оленя.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 1

По способу отделки:

1. Гладкая кожа – изготавливается из самого высококачественного сырья чаще всего из шкур молодняка КРС: телята, полукожники, выростки, яловки, бычки, бычины, а также шкур коз и овец. Изделия из гладкой кожи более износостойки. Гладкая кожа служит для изготовления высококачественной мебели и обуви.

2. Шлифованная кожа – кожа подвергается шлифовке и разбивке. Шлифуется с одной стороны, где присутствуют естественные поры. Другая сторона – гладкая. Используется для изготовления обуви, галантерейной продукции, одежды.

3. Тисненая кожа – кожа, у которой рисунок на лицевой поверхности получается с помощью воздействия пресс-форм или штампов. С помощью тиснения устраняют дефекты и изъяны на лицевой поверхности кожи. Получаемый в результате тиснения рисунок может имитировать кожу рептилий (змей, крокодилов), экзотических животных.

4. Замша – «ворсистый» материал с обеих сторон, кожа жирового дубления опоек, овец, коз, оленей, лосей (самая качественная). По свойствам – это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым и низким ворсом на лицевой поверхности, тонкая, хорошо пропускает воздух. Замша считается «моющейся кожей», потому что она сохраняет свои свойства после мытья в мыльной воде. Замша является популярным отделочным материалом, из нее изготавливают сумки, перчатки, обувь, одежду, мебель.

5. Нубук – «мелковорсистая» кожа, подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности. Похож на замшу, но немного дороже. Чаще всего нубук светлых тонов, вырабатывается из опоек, выростка, полукожника. Нубук обладает износоустойчивостью и воздухопроницаемостью – в обуви и одежде кожа «дышит». Применяется для изготовления одежды, обуви, мебели.

6. Лаковая кожа – очень красивая кожа хромого дубления с глянцевой зеркальной поверхностью, обработанной покрытием лака на основе полиуретановой смолы. Лаковая кожа красива, качество кожи зависит от качества лака. Лучшие лаки итальянского производителя. Такая лаковая кожа не царапается ногтем, выдерживает многократные изгибы, оставляя покрытие невредимым. Плохая лаковая кожа от китайских производителей царапается ногтем, на лаковом слое появляются трещинки даже при незначительных изгибах изделия. Лаковая кожа в основном применяется для изготовления модельных видов обуви, сумок и кожгалантерейных изделий. Лаковые сумки требуют особого ухода.

7. Наппа – очень мягкий и эластичный материал с высокими декоративными показателями, легко принимает необходимую форму. Наппа может быть блестящей или матовой. Очень долговечный и качественный материал, выделывается из кож молодых животных. Используется для производства кожгалантерейных изделий: куртки, сумки, бумажники.

8. Кожа из рептилий, экзотических животных – очень дорогие и благородные кожи. Это кожи – крокодила, питона, варана, страуса, кенгуру. В последнее время дизайнеры обратили внимание на кожу рыб (угорь).

Теперь будем считать , что мы имеем какие-то представления о ней, далее выбираем вид кожи и способ ее отделки, даже зная это, мы можем сделать кошелек или что-то другое не качественно и не практично, моя первая ошибка – заранее подумайте какой изделие вы хотите, чтобы у вас получилось толстое или тонкое. Толщина влияет на практичность вашего изделия, а так на обработку. Мой совет выбирайте толщину от 1.2 – 1.6мм для кошельков и тд, для мягких сумок от 2мм и более, для жестких сумок 3-4мм, ремень – 3.5-4.5мм, ножны – 2.5 -3 мм, футляр для очков -2.5-3.5 мм. Это мои вкусы!

Вторая ошибка: необходимые инструменты.

Мы съездили купили кожу, привезли домой, сели и чего-то не хватает, конечно, забыли купить необходимые инструменты, но не спешим искать в интернете “ инструменты для работы с кожей” и сломя голову ехать покупать, многие поступают именно так, не думая о том , понравится ли им это авантюра или нет, многие просто покупают инструменты, пытаются сделать изделие и когда у них ничего не выходят, они бросают затею, но деньги уже потрачены) так что ребята задумайтесь. – это я отнес ко второй ошибке, чтобы не тратить много денег, используйте инструменты , которые есть почти в каждом доме, но на какие-то все таки придется потратиться.

Нужны будут такие инструменты, как:

1) нож строительный;

5) нитки (используйте вощенные);

6) дырокол ручной;

7) инструменты для выборки канавки под шов и обрезки краев кожи (алиэкспресс);

8) инструмент для шлифования краев кожи (алиэкспресс);

9) железная линейка.

Вот набор для новичка.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 2

Когда мы купили инструменты, можно приступать к изготовлению любого изделия. Разберем на примере кошелька.

Третья ошибка: выкройки.

Главное — это выкройки для любого изделия, правильный математический расчет длины, количества карманов и отделов для денег и карточек.

Но из чего изготовить выкройку?! Первое, что приходит в голову — это бумага, легко и доступно, НО это ошибка начинающих, никакой бумаги. Конечно можно сделать заготовки из бумаги для того, чтобы посмотреть, как будет выглядеть наше изделие, используем только твердый материалы. будь то, например, тот же картон, кто-то использует деревянные выкройки, кто-то металлические, кто из чего может, но только не из бумаги.

Кожа, инструменты, заготовки есть, теперь осталось вырезать из кожи наши заготовки.

Четвертная ошибка: как правильно вырезать детали.

Кладем нашу на кожу на твердую поверхность, многие используют специальные доски. Ну, а если не хотите тратить деньги, используйте обычные доски или кусок ламината, или что-то похожее.

Приготовили место, теперь нужно вырезать кожу. Кладем на нее наши заготовки. И теперь — самое интересное, как мы положили кожу лицевой стороной или обратной, кажется, какая разница с какой стороной я буду вырезать, но разница есть — эту ошибку очень часто допускают многие новички, обратная сторона всегда имеет ворсинки. Поэтому, при переноске детали на кожу, нужно использовать лицевую сторону.

Ну вот, мы и прошли с вами полпути, у нас есть заготовки, осталось склеить наш кошелечек. На этом этапе ничего сложного нет.

После того, как мы склеили детали, переходим к созданию отверстий или дырок для шва. Выбираем нужный диаметр и делаем отверстия. После того, как мы завершили делать дырки на кошельке, осталось только сшить необходимые элементы и затереть края.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 3

Пятая ошибка: идеальный шов.

Речь, конечно, пойдет о шве, многие покупают деревянный держатель для кожи, покупают 2 иглы, зажимают свое изделие в нем, и начинают шить, одна игла в одну дырку, потом в ту же дырку другая игла. Да, я согласен, что так делать можно, но не усложняет ли нам это работу? Швы получатся ровными, и еще придется инструмент специальный покупать, то есть, тратить деньги.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 4

Здесь я вам предложу обыкновенный способ: берете одну иглу, вставляете в нее нитку, и просто шьете сначала в одну сторону, проходя при этом каждую дырку, а потом в обратном направлении.

Но здесь есть одна хитрость, когда будете шить в обратную сторону протыкайте нитку по середине, и вы удивитесь, что шов получился не чуть не хуже, а может даже и лучше, и ровнее.

Конечно, идеально ровно у вас не получится, потому что вы не робот. Для того, чтобы шов получился идеально ровным, используйте швейную машину.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 5

Поздравляю! Мы научились делать кошелек, он сделан полностью вручную, без каких-либо швейных машин, потратили минимум денег и узнали, какие можно допустить ошибки.

Буду рад вашим комментариям и лайкам :)

Надеюсь моя статья помогла вам избежать ошибок :)
С Уважением Алексей Полозов.

Кожкартон – это недорогой целлюлозно-кожевенный композитный материал, содержащий не менее 50% кожевенных волокон (иными словами, это может быть «наполовину кожа»; в общий «купаж» могут входить кожаная стружка / отходы кожевенного производства, отходы текстильного производства, растительные волокна, целлюлоза). Производители обуви используют кожкартон в качестве материала для внутренних подмёток / основных стелек – ради экономии.

photo by Otmo-t.ru

Здесь стоит сказать о том, что в классических туфлях имеются как вкладные стельки (они могут быть приклеены к внутренней подмётке), так и внутренние подмётки, к которым крепятся верх и рант (если он есть; впрочем, в Goodyear welted туфлях массового производства рант и верх обычно сшиваются с текстильным гребнем, который к внутренней подмётке приклеивается). Вкладные стельки в классической обуви могут быть полноразмерными и половинными. Даже на дорогих и высококачественных моделях вы можете встретить половинную стельку (например, на туфлях Cheaney или Santoni), но под ней располагается полностью кожаная подмётка (в лучших случаях она изготовлена из хорошей full-grain кожи телёнка, часто растительного дубления и неокрашенной). Вкладная половинная стелька, естественно, тоже полностью кожаная. По длине она может быть даже не половинной, а скорее 2/3.

Santoni стелька

На некоторых классических туфлях можно увидеть и полноразмерные кожаные стельки (например, у Laszlo Vass), но на некоторых – как правило, сравнительно недорогих – попадаются половинные стельки, под которыми находится внутренняя подмётка из кожкартона. Например, на некоторых моделях Loake такое встречается (собственно говоря, по-моему, только в линейке 1880 они используют полностью кожаные внутренние подмётки). Иногда кожкартон может использоваться и для задников и прослоек в задниках, слоёв каблуков, а также вкладных стелек.

Нельзя сказать, что кожкартон – это нечто совсем плохое, но использование его для внутренней подмётки/стельки не позволяет отнести обувь к высшему классу. Он не столь приятен на ощупь и на вид, как полноценная кожа, но в носке может быть вполне удобен. По долговечности подмётка из кожкартона уступает качественным кожаным подмёткам, но ещё хуже в этом плане полностью картонная подмётка, которая боится влаги, слабоизносостойкая и не особенно прочная. Она обходится ещё дешевле подмётки из кожкартона (замечу на полях, что «картонная» подмётка необязательно сделана полностью из целлюлозы – иногда к целлюлозе добавляют латекс).

Читайте также: