Конспект занятия что такое кожа 1 класс

Обновлено: 25.04.2024

Демонстрационный материал: схема строения кожи, кукла, вата, спичка, пузырьки с йодом и зелёнкой, нож, поролон.
Раздаточный материал: альбомный лист (нарисован мальчик), пакетик с содержимым (модели) – мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная щётка, зубная паста, цветок, мяч, полотенце чистое и грязное.

Предварительная работа: беседа «Что умеет кожа», сюжетно-ролевая игра «В поликлинике», рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Первая часть.

- Ребята, у меня на столе стоят два стакана. В одном из них теплая вода, а в другом холодная. Как узнать в каком стакане теплая, а в каком холодная вода?

- С помощью кожи человек может определить температуру окружающих предметов. Достаточно потрогать предмет или подержать руку рядом с очень горячим предметом.

- Кожа покрывает все тело. Она защищает органы внутри нас. Посмотрите на мою кожу руки обычным глазом. Нам кажется, что она гладкая. Но если мы посмотрим на нее через увеличительное стекло, то увидим много волосков и мелких отверстий. Через эти маленькие отверстия в нашей коже, наш организм дышит, они как ноздри дают нашему организму воздух для дыхания.

- У нашей кожи есть враги и сейчас мы узнаем, как с ними бороться. Первый враг нашей кожи – это грязь. Она забивает маленькие отверстия, мешая коже и нашему организму дышать. Как же ее оттуда достать? Как помочь коже избавиться от врага №1?

- Правильно, дети, надо помыть кожу водой и лучше с мылом. Вода и мыло быстро прогонят грязь. Кожа снова станет чистой и сможет дышать.

- Но есть у нашей кожи и враги позлее. Это острые и колючие предметы. Вспомните, дети, приходилось ли вам видеть ранки на коже?

- Если неосторожно пользоваться ножом или ножницами, можно поранить кожу, прорезать ее. Когда на кожу воздействует острый предмет, то получится вот такой прорез (беру кусок поролона и делаю с помощью ножа небольшой надрез). Стенки кожи расходятся и туда тут же устремляются вредные микробы. Кожа начинает болеть. У кого из вас так было? Если не оказать нашей коже медицинской помощи, то она долго не выздоровеет.

- А кто из вас помнит, что сделала мама, когда вы содрали кожу на коленке или нечаянно порезали пальчик?

- Правильно, мама сначала промыла ранку водой, а потом принесла лекарство: йод или зеленку (показываю детям пузырьки с этими лекарствами). Вот и давайте поучимся оказывать первую помощь нашей коже на кукле Маше. Посмотрите, ребята, она ободрала коленку. (Вызываю ребенка для показа, сама комментирую).

- Возьмем спичку, обломим ей серную головку, чистыми руками накрутим вату на спичку. А теперь вы сможете объяснить, зачем нужно мыть руки, прежде чем брать вату в руки?

- Правильно, на наших руках могут быть вредные микробы, которые могут попасть в ранку.

- Ватка готова, окунем ее в йод или зеленку, помажем края раны, чтобы убить всех вредных микробов и помочь коже быстрее зажить. Пройдет несколько дней, ранка будет уменьшаться, а потом совсем зарастет. На месте пореза вырастет здоровая кожа. Вот такой секрет есть у нашей кожи, она может снова вырастать.

- Теперь ответьте мне на вопрос, есть ли у нашей кожи враги?

- Как от них избавиться?

- У поэта В. Маяковского для детей написано стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Там есть такие строчки:

Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,
Ясно это плохо очень
Для ребячьей кожицы.

- Как бы вы смогли объяснить этому малышу, почему это плохо для кожи?

Вторая часть.

- Как мы уже знаем, кожа предохраняет организм от повреждений и ее надо беречь. Вы научились очищать рану от вредных микробов. А сейчас мы узнаем какие предметы личной гигиены вы знаете. Перед вами на столе лежит альбомный лист. На нем нарисован мальчик и полочка. Выложите содержимое пакетиков на стол. Что вы видите перед собой?

- Помогите мальчику отобрать те предметы, которые понадобятся ему для ухода за своим телом и сложите их на полочку.

Вопросы для общения:

  • Зачем тебе зубная щетка?
  • Почему ты выбрал шампунь?
  • А для чего ты выбрал стиральный порошок?
  • Какое полотенце ты выберешь?

- Молодцы ребята! Знаете предметы личной гигиены и умеете ими пользоваться. Не забывайте о них. Ведь чистота - для здоровья нам нужна! (Читаю отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр»).

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться,
Нырять, кувыркаться,
В корыте, лохани,
Реке, океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде,
Вечная слава воде.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок познания мира 1 класс

«Кожа – орган осязания»

Тема: Кожа – орган осязания

Цель : ученики узнают, что человек познаёт окружающий мир с помощью органа осязания – кожи.

Критерии успеха :

- знать, что кожа – орган осязания;

- понимать, что при помощи органа осязания они познают окружающий мир;

- применять полученные знания на практике (игра «Чудесная корзина»), при выполнении тестовых заданий;

- составлять вопросы по картинкам.

Оборудование: презентация «Гигиена кожи »; лупа, учебник, корзина с предметами, картинки, макет нарисованной руки, тестовые задания, дневник наблюдений.

1.Упражнение на сотрудничество «Атомы – молекулы»

2.Проверка дом. задания (индивидуально): тестовые задания - соединить стрелками соответствия органов чувств. Взаимопроверка в паре (формативное оценивание – смайлики)

3.Определение темы и цели урока через игру «Чудесная корзина»

Игра «Узнай, что в корзине?» (2 человека надевают варежки и определяют на ощупь, что лежит в корзине: мягкая игрушка, пластмассовый кубик, металлическая тарелочка, резиновый мяч, камень, деревянная палочка).

- Что вы чувствуете? Можете узнать предмет? (дети описывают форму предмета)

Ученики снимают варежку и повторно определяют предметы

- При помощи чего вы смогли узнать предмет? (рук) Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой, правда в рукавице, и не смогли отгадать предмет. Значит, при помощи чего вы угадали? – Кожи.

Тема нашего урока – кожа.

Проведём опыты: а) слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

б) я положила на руку металлический предмет. Что вы почувствовали? (холод)

Учитель: Кожа – самый крупный орган чувств. У взрослого человека её площадь составляет около 2 кв.м, а вес – 2-3 кг. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания. У кожи есть несколько названий, которые отражают её значение в жизни человека.

4. Исследование кожи. Работа в паре.

- Рассмотрите с помощью лупы кожу у себя на руке, потом у соседа.

- Что вы увидели? (волосы, дырочки)

-Как вы думаете, зачем на коже волос и дырочки? (ответы детей)

Учитель: У кожи есть несколько названий, отражающих её значение в жизни человека. Кожа – «защитница»: покров тела спасает организм от проникновения вредных веществ и ультрафиолетовых лучей. Кожу называют ещё «телогрейкой» и «одеялом», «очистителем», и «вторым лёгким». Именно благодаря маленьким дырочкам на коже, наше тело дышит; из этих дырочек выделяется пот, который охлаждает наше тело в жаркую погоду, а волосы предохраняют кожу от повреждений.

Практическая работа: на парте у каждого нарисованный макет руки: изобразите на руке то, что вы увидели на своей руке через лупу (карандаши, фломастеры).

5. Физминутка

6. Работа по учебнику. Самостоятельная работа в дневниках наблюдений.

7. Составление правил гигиены кожи.

- Ребята, представьте себе, что наш организм не был бы покрыт кожей. Что бы произошло, если бы у человека не было кожи?

-Как вы считаете, надо ли ухаживать за кожей? Зачем? А как надо это делать?(мыть руки, ноги, умываться, мыть всё тело)

8. Систематизация знаний.

-Какой можно сделать вывод из того, что мы сегодня узнали? (Кожа – орган осязания, при помощи которого человек познаёт окружающий мир)

9.Закрепление изученного.

1) Нос – орган обоняния

2) Язык – орган слуха

3) Уши – орган слуха

4) Глаза – орган зрения

5) Человек с помощью ушей различает голос и звук

6) Вредные привычки помогают человеку

(Самопроверка и самооценивание «Светофориком»)

10. Рефлексия .

-Ребята, вспомните весь наш урок и ответьте на мои вопросы:

-что на вас произвело наибольшее впечатление?

-пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей вашей жизни?

-что нового вы узнали на уроке?

-подумайте, что вам надо изменить, чтобы работать лучше?

На парте у каждого из вас лежат две мордашки: одна - с улыбающимся лицом, другая – с грустным. На доске поезд с вагонами, на которых обозначены этапы урока. Заселите «весёлое лицо» в тот вагон, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное» в тот, который указывает на задание, которое вам показалось не интересным. Использовать только одну мордашку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Надежная защита организма

Цель: познакомить с работой кожи человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы: обобщать.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний . Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

— Вставьте нужные слова на месте пропусков, используя слова для справок.

. — это части организма, имеющие определенное. и выполняющие .. . Они . друг от друга и образуют . человека. . объединяет органы и единое целое.

Для справок: нервная система, органы, строение, определен­ную работу, организм, зависят.

( Ответ. Органы — это части организма, имеющие определенное строение и выполняющие определенную работу. Они зависят друг от друга и образуют организм человека. Нервная система объ­единяет органы в единое целое.)

— Напишите названия органов, которые совершают следую­щую работу.

• Разжевывают пишу — . (зубы).

• Воспринимают речь, звуки — . (уши).

Различают горькую, сладкую, соленую пищу — . (язык).

• Обеспечивают дыхание — . (легкие, нос).

2. Фронтальный опрос

— Назовите органы чувств.

— Какую роль играет каждый из органов?

— Как надо беречь каждый из органов чувств?

III . Самоопределение к деятельности

— Какую роль как орган чувств выполняет кожа? (Сообщает информацию о том, к чему мы прикасаемся, что нас окружа­ет. Кожей мы ощущаем тепло, холод, ветер, удар.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о коже как органе чело­веческого тела.

IV . Работа по теме урока

1. Объяснение учителя

Надежная защита организма

Кожа равномерно покрывает все тело. Главная забота Кожи — защита внутренних органов от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, К которым мы притрагиваемся. Ты вышел на балкон и сразу почувство­вал, холодно или тепло на улице. Тебе об этом сообщили нервные окончания, находящиеся в коже. И ты решаешь, какую одежду надеть.

Известно, что разные участки тела в разной степени чувстви­тельны к холоду. Вы замечали, что у вас в сильный мороз замерза­ет быстрее всего? Ну конечно, пальцы рук и ног, нос, уши. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду.

Когда трогаешь предмет, держишь его в руках, ощупываешь, то определяешь его поверхность, форму, температуру. Много ося­зательных нервных окончаний на кончиках пальцев.

2. Практическая работа

— Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее, потя­ните. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкаямы видим сосуды, мягкая, прочная.)

— Какого она цвета? (Бледно-розового.)

Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)

Как вы это объясните? (Это пятно жира, который выделяет кожа.)

— Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите? (Ма­ленькие отверстияпоры.)

— Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? (Кожа через них дышит.)

Правильно, а еще через поры выделяется жир и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.

Кожа состоит из трех слоев.

Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предохра­няет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой — сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые же­лезы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота ре­гулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой — это сама кожа.

Третий слой - это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

( Учитель записывает на доске.)

Кожа

1. Наружная оболочка.

3. Подкожный жир.

— Итак, наша кожа состоит из трех слоев. Перечислите Их.

— Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка.)

— Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)

— Подумайте, какой слой сохраняет тепло? (Третий. Подкожный жир.)

Кожа - надежная защита. Она водонепроницаема, поэтому человек не «высыхает» в жару и не «тает» во время дождя. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, и в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 130.

— Для чего кожа выделяет пот?

— Для чего кожа выделяет жир?

Уход за кожей

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится гряз­ной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 ф 2 кожи находится до 40 000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

— Как вы думаете, что главное при уходе за кожей? (Мытье.) Главный способ ухода за кожей — мытье. Тогда с кожи удаля­ются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1—2 раза в неде­лю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Представляете?!

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

— А вы знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми? (Три раза, не меньше.)

В учебнике на с. 131 прочитайте, как правильно умываться.

— Какой водой надо умываться? (Ответы учеников.)

Нельзя все время умываться холодной водой, так как сужива­ются сосуды и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появля­ются морщины. Нельзя все время умываться очень горячей водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, но вызывает расширение со­судов, тогда кожа становится слабой, вялой, на лице появляются покраснения, морщины.

- Как же быть? (Надо умываться то горячей, то холодной водой.) Совершенно верно. После умывания надо тщательно вытирать

лицо. Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться. (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сооб­щением на тему «Давно ли люди моются?». Затем другой ученик рассказывает стихотворение «Кожа», выученное дома.)

- Какими средствами ухода за кожей вы пользуетесь?

Первая помощь при повреждениях кожи

- Прочитайте задание в учебнике на с. 132.

- Проделайте упражнения по этим правилам. (Работа проводится в парах.)

- Расскажите и покажите, как оказать первую помощь, если появилась рана. (Если рана небольшая, то кожу вокруг нее надо смазать йодом или зеленкой, для того чтобы туда не про­никли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.)

- Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при ушибах. (Приложить к ушибленному месту что-нибудь хо­лодное.)

- Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при ожогах.

- Что вы знаете об ожогах? (Ожоги бывают разной степени.)

Первая степень — покраснение и припухлость кожи. Если это ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жид­костью. Эта жидкость прозрачная и желтая. При ожоге третьей степени портится сама кожа по всей толщине, даже могут постра­дать мышцы и кости.

Первая помощь при ожогах

1. Прежде всего оголите пораженный участок кожи.

2. Опустите пораженную часть тела в холодную воду или подставьте под струю холодной воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 мин до получаса).

3. После этого перебинтуйте пораженный участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.

4. Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кре­мом, мазью.

5. Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.

6. Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

- Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при обморожении.

- Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Назовите признаки обмороже­ния. (На месте обморожения появляется белое пятно.)

Различают четыре степени обморожения. Определить каждую и 1 них можно только после того, как подвергнутая воздействию холода часть тела оттаяла или отогрелась.

При обморожении первой степени кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет. При обморожении второй степени на коже образуются пузыри, на­полненные мутной или слегка кровянистой жидкостью. При обморожении третьей степени появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани - четвертая степень.

Первая помощь при обморожениях

1. Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

2. Обмороженное место надо отогреть чуть теплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.

3. Если на обмороженном участке появились пузыри, и завязать его чистым бинтом и обратиться к врачу.

V . Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке.

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз!

VI . Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

- Прочитайте задание. Сравните свои наблюдения и выводы с данными утверждениями. Если вы согласны, обведите от­вет «да», если не согласны, обведите ответ «нет».

( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Заполните таблицу, используя текст учебника.

( После выполнения задания проводится проверка.)

VII . Рефлексия

Графический диктант

— Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант. Отметьте правильное утверждение знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».

• Кожа не защищает от яркого света. («—».)

• Если не мыться, кожа будет сухой и больной. («+».)

• Применять крем вредно, он закупоривает поры. («—».)

• Важно мыть тело с мылом, чтобы быть красивым. («—».)

• Пот выводит из организма вредные вещества. («+».)

( После выполнения задания проводится самопроверка: чтение и объяснение утверждений, постановка знака на доске.)

VIII . Подведение итогов урока

— Какое значение имеет кожа для человека?

— Какую роль играет жир и пот, который выделяет кожа?

— Как нужно ухаживать за кожей?

— Какие бывают повреждения кожи?

Итак, кожа защищает внешние части тела человека от повре­ждений, от жары и холода, болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пе­ресыхает, смазывать ее кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если же повреждение велико, надо немедленно обратиться к врачу.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 130—133, ответить на вопросы ,рабочая тетрадь.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь своё зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.

ВложениеРазмер
urok_8.zachem_cheloveku_kozha.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8. Зачем человеку кожа.

I. Игра «Угадайка» (повторение правил бережного отношения к рукам и ногам).

II. Проведение опытов.
Опыт 1

- Закройте глаза. Пусть кто-нибудь из ребят положит вам на
руку сначала теплый предмет, а затем холодный (например, металлические ножницы). Что вы почувствовали? (Тепло, холод.)

- Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали?(Боль.)

Вывод: кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой-то мере заменяет глаза.

- С закрытыми глазами, на ощупь, что мы можем определить?
— Это называется осязание.

- Вспомните, что появляется на грязной коже? (Микробы.)

III. Это интересно!

На каждом участке кожи находятся нервные окончания, которые передают в мозг: больно, холодно, жарко!

Например, 250 тысяч нервных окончаний предупреждают о холоде, 30 тысяч — о тепле.

(Можно рассмотреть рисунок — строение кожи.)

Верхний слой кожи — эпидерма, по-гречески — верхний, поверхностный слой; это очень тонкий слой, клеточки которого часто отмирают, отслаиваются, взамен чего нарастает новый.

Нарисуйте верхний слой кожи.

Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа. Это сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало. Это сальные железы. Как крем выдавливается из тюбика, так и из тончайшего отверстия в коже — поры кожное сало попадает на поверхность. Иначе бы солнце, вода и ветер, различные химические вещества быстро ее высушили бы и она растрескалась бы. Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Пот вырабатывают миллионы потовых желез, находящихся в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются соли, разные вредные вещества, а также много воды.

— Чем покрыто наше тело?

Каждая волосинка вырастает из корешка — это волосяная луковица.

IV. Оздоровительная минутка «Солнышко».

- Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

Оборудование : таблица « Строение кожи человека», плакаты « Оказание первой помощи при ожогах», « Оказание первой помощи при ушибе и ка-пиллярном кровотечении», иллюстрации загорающего и замерзшего чело-века; оборудование для практических работ.

1. Строение и значение кожи

Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, кото-

рая защищает ее от проникновения метеоритов, перегревания, переохлаж-

дения и др. Наше тело тоже покрыто со всех сторон особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима?

Сначала давайте познакомимся с ее строением.

- Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Какого она цвета? Потрогай-те , толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?

Наша кожа состоит из трех слоев ( по таблице ) . Самый верхний слой — тонкий,но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он за-щищает и от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущи-ваются. Чтобы удалить эти отмершие чешуйки кожи, необходимо тщатель-но мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.

Еще в коже образуется пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез ( показ по таблице).

- Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?

С потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохра-няет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода при-

родный крем, который вырабатывает сама кожа.

- Ребята, а что происходит, когда вам жарко?

Выделяется много пота. И тело таким образом охлаждается.

- А как реагирует кожа на холод?

- Что происходит, когда вы замерзнете?

Мышцы начинают дрожать, на коже появляются пупырышки - «гусиная кожа». Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.

- А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Нужен самый честный ученик.

( Один из учащихся выходит, закрывает глаза и ладонями закрывает уши. Другой ученик подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и сади-тся на место.Ученик по команде учителя открывает глаза и уши.)

- Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?

Кожа помогает нам определить ( ощутить ) прикосновение. Особенно чув-

ствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупываем кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.

- Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.

( Выходит ученик и отворачивается от учителя.Учитель берет ручку,или какой-нибудь другой предмет, и катает ее по спине ученика.)

- Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких он размеров, какой формы?

На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.

( Затем ученик закрывает глаза, а учитель дает ему в руки тот же предмет, он исследует кончиками пальцев.)

- Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого раз-

( Ученик называет предмет, описывает его. Открывает глаза.)

Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела.

-А теперь продолжим эксперимент. Нам нужен самый чувствительный ученик.

( Выходит третий ученик. Ему показывают два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном - вода холодная, а в другом — горячая.)

- Посмотрите на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь попробуй рукой. Что ты чувствуешь?

Правильно, вода холодная и горячая. Значит, с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.

- А теперь вызовем самого смелого.

( Выходит четвертый ученик. Ему слегка в палец колют иголкой.)

- Что ты почувствовал?

Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы одергиваем руку.

Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган — кожа!

2. Предохраняет от жары и холода.

3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.

4. Выводит не нужные телу вещества ( вместе с потом)

2. Здоровье кожи и гигиена .

Как уберечь кожу от перегрева и переохлаждения?

Мы убедились,что кожа — удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?

- Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей

изображенных на них?

( Дети рассматривают картинки с изображенными людьми: один загора-

ет и ему жарко, другой — замерз)

Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет-тело переохлажда-

ется. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве или переохлаждении.

( Рассказ врача «Как избежать перегрева и переохлаждения» )

Как быть, если кожа повреждена?

Порезы, ушибы, ожоги — никто из нас от них не застрахован! Все это не-

безопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?

- Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.

( Дети рассматривают плакаты. Рассказывают по очереди, что нужно делать при порезах, ожогах, ушибах. Учитель корректирует ответы, од-

новременно демонстрирует способы оказания первой помощи. Для этого требуется: холодный компресс, бинт, бактерицидный лейкопластырь, де-

Как ухаживать за кожей?

Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухажи-

- Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей.

( Составление и запись правил на доске)

1. Умываться, мыть руки с мылом.

2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.

3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.

4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.

5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.

Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже: как она устроена и какое значение имеет для человека. А главное — как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи — это здоровье всего тела.

Читайте также: