Когда появились маски для лица

Обновлено: 26.04.2024

Сегодня медицинская маска - одно из самых распространённых средств индивидуальной защиты. Маску используют как в различных медицинских учреждениях, так и в обычной жизни - для защиты дыхательных путей от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем (в том числе и COVID–19).

Необходимость защиты при общении с больными людьми врачи осознали ещё в XIV веке, во время пандемии чумы. Но пути передачи возбудителя инфекции были тогда ещё неизвестны (как и сам возбудитель) и средневековая медицина ничего не могла противопоставить пандемии, уносящей миллионы человеческих жизней.

И тогда французский врач Шарль Лорм создал специальный костюм для «чумных докторов» (врачей, оказывающих помощь больным чумой), который состоял из плотного вощеного пальто, перчаток, шляпы с полями и кожаной клювообразной маски. Клюв наполнялся различными ароматическими солями (камфорой), целебными травами (лавандой, мятой, гвоздикой и пр.), чесноком – это создавало защиту от неприятного запаха (в то время считалось, что болезнь вызывают «миазмы») и «антисептическую» среду внутри маски; отверстия для глаз закрывались стеклом. Кроме того, размер «клюва» предотвращал чересчур близкий контакт с больным.

По идее Шарля Лорма такой костюм должен был защитить врачей от страшной болезни. Причём такая защита была связана не только (и не столько) с медициной – считалось, что такой костюм может отпугивать «тёмные силы».

Именно маску «Чумного доктора» сегодня принято считать прототипом современной медицинской маски.

Несколько веков спустя, во второй половине XIX века, благодаря Луи Пастеру стала активно развиваться микробиология и наука о вирусах. Медицине стали известны возбудители инфекционных болезней и механизмы их передачи людям. И стала понятна необходимость создания «барьера», предотвращающего распространение возбудителей инфекций между людьми.

Днём рождения привычной для нас медицинской маски и началом новой эры в хирургии стало 1 марта 1897 года. В этот день в клинике университета Бреслау (сегодня Вроцлав) прошла первая хирургическая операция под руководством польско-австрийского хирурга Йоханна Микулича-Радецкого, которую проводила хирургическая бригада, работавшая в масках, состоящих из нескольких слоев ткани, и резиновых перчатках.

Одновременно и независимо от врачей австрийского Бреслау, оперировать в маске начал французский хирург Поль Бержер. Его маска представляла собой четырехугольную мягкую повязку из 6 слоев кисеи, верхний край которой удерживался на носу с помощью повязок, завязывающихся на шее, а нижний край пришивался к стерилизованному льняному переднику. Такая конструкция позволяла спрятать бороду, которую носил Поль Бержер. Более года Поль Бержер проводил наблюдения, которые показали, что количество инфекций у пациентов, с которыми работали врачи в масках, значительно уменьшилось.

22 февраля 1899 года Поль Бержер зачитал свой доклад «Об использовании маски при оперировании» перед членами хирургического общества в Париже. Сначала значительная часть врачей отнеслись к выводам Бержера крайне скептически, но время всё расставило на свои места.

И медицинская маска начала свое победное шествие по миру.

В нашей стране внедрению масок в медицинскую практику способствовал Фёдор Фёдорович Эрисман - основоположник социально-гигиенического направления медицины, пионер гигиены в России.

В 1920-х годах использование марлевых повязок в медицинских учреждениях стало общепринятой практикой. А в конце XX века многоразовые марлевые маски, которые нужно было стерилизовать перед повторным применением, сменились одноразовыми, изготовленными из нетканых полимерных материалов.

В наше время использование масок в медицинских учреждениях - повсеместно распространенная практика. Маски не только защищают пациента от возможных инфекций, которые переносит медицинский персонал, но и самих врачей от инфекций пациента, которые могут передаваться через брызги крови или другой биологической жидкости.

Пандемия коронавирусной инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, значительно расширила применение защитных масок, ставших важным и необходимым атрибутом во всех сферах нашей жизни. Многочисленные исследования показывают, что защитные маски при правильном использовании снижают риск инфицирования и передачи вируса окружающим и облегчают течение болезни, если человек все же заразился (за счёт меньшего количества вируса, попавшего в организм).

Следует признать, что в ближайшее время медицинская маска - это новая реальность для всего мира, доступное и достаточно эффективное средство защиты себя и окружающих. А одновременное использование других мер профилактики (физического дистанцирования, ограничения социальных контактов, обработки рук) может стать надёжным заслоном против коварной коронавирусной инфекции*.

*Публикация подготовлена на основе материалов, предоставленных Федеральным научным центром гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Роспотребнадзора и Центральным НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора

Отдаленным прообразом не только масок и респираторов, но и вообще костюмов биологической и химической защиты можно считать легендарный костюм «чумного доктора». В Средние века чума свирепствовала то там, то тут, и лечить ее толком не умели, так что в начале XVII века французский медик Шарль Лорм придумал облачение, призванное защитить врачей от болезни. Плащ до пола, узкие штаны, плотные перчатки, шляпа с полями — всё из вощеной кожи. Но главным элементом костюма стала характерная маска с длинным «клювом», закрывающая все лицо.

«Нос» маски набивали душистыми травами, сеном, специями, камфарой, также внутри могла быть смоченная в уксусе губка, причем иногда все это еще и поджигалось, чтобы состав тлел во время визита доктора к пациенту. О возбудителях, передающихся воздушно-капельным путем, тогда еще не знали, и считалось, что человек заболевает от «миазмов», дурного запаха. Также в те времена в руке у доктора можно было увидеть трость, с помощью которой он и взаимодействовал с пациентами. Труд чумных докторов хорошо оплачивался, но из-за высокой смертности это было малоутешительным фактором.

Обычной медицинской маске, которая больше похожа на современную, чуть более сотни лет. И придумали ее почти одновременно разные врачи. К слову, почти до конца XIX века даже хирургические операции проводились без масок. Потому что ну чем может заразиться пациент от человека столь благородной профессии, как хирург?

Еще в конце 1890-х операции зачастую проводились вот так (см. фото): как может заметить читатель, на оперирующих нет не только защитных масок, но даже перчаток

В германском городе Бреслау (ныне польский Вроцлав) в те годы трудился профессор Карл Флюгге. Ему не давала покоя мысль, что инфекция может передаваться воздушно-капельным путем. Коллеги не понимали его и даже высмеивали, как в свое время высмеивали акушера Игнаца Филиппа Земмельвейса, одного из основоположников асептики. В 1897 году на стажировку к Флюгге приехал из Харькова доктор по имени Павел Лащенков. Вместе они проделали любопытнейший опыт: взяли Bacterium prodigiosum , которая характерна тем, что активно размножается в крахмальной среде, выделяя при этом ярко-красный краситель. Отдельную комнату уставили чашками Петри с питательной жидкостью, а Лащенков полоскал рот раствором с бактерией и заходил в помещение. Когда он молчал, ничего не происходило, но стоило ему сказать что-то, прокашляться или высморкаться, на поверхностях чашек моментально появлялись алые пятна. Это с частичками вылетающей слюны приземлялись в благоприятную среду колонии Bacterium prodigiosum .

В той же университетской клинике Бреслау работал блестящий и известный на весь мир хирург Ян Микулич-Радецкий. Он свободно говорил на четырех языках, включая русский, а на вопрос о своей национальности отвечал: «Хирург». В 1896-м Микулич-Радецкий начал оперировать в резиновых перчатках по совету американских коллег, и случаев послеоперационного сепсиса стало намного меньше. Все было хорошо, пока однажды его пациент не умер от заражения крови. Микулич был уверен, что инфицирование произошло во время операции, но не видел явной причины и поделился своими переживаниями с Флюгге. Тот сразу предположил, что заражение связано с насморком или кашлем оперировавшего врача. Было решено, что все, кто находится около пациента, должны прикрывать рот и нос марлевой повязкой.

В то же самое время о маске задумался и французский хирург Поль Бержер. Он тоже переживал, что капли из носа и рта могут во время операции инфицировать пациента. Бержер самолично изобрел для себя особую мягкую маску из шести слоев кисеи, причем верхняя ее часть держалась на носу и фиксировалась на шее, а нижняя пришивалась к переднику, чтобы закрыть бороду. Врач тщательно записывал свои наблюдения и через год убедился: количество случаев инфекций у тех пациентов, кого оперировали доктора в масках, значительно уменьшилось. Правда, повсеместное ношение масок в медицинских учреждениях стало принято уже только в 20-е годы ХХ века.

Маски появились в человеческой культуре как минимум 40 тысяч лет назад и не утратили своей актуальности до сих пор. Федор Журавлев — о том, как предмет, помогавший человеку воплощать в себе божество, стал атрибутом активизма и карнавала — и почему эти функции не так уж далеки друг от друга.

Древние племена: новое лицо для ритуала

У антрополога Йохана Хейзинги в работе Homo ludens есть идея о том, что игра — это основная культурная форма, создающая общество. Стремление к творчеству и преображению предшествуют культуре, а не выходят из нее. Игра приобретает разные формы, и один из самых характерных примеров — религия и связанные с ней ритуалы и обряды.

Игра всегда связана с системой распределения ролей, которые могут отличаться от обычного статуса человека. Поскольку ритуалы касаются важнейших вопросов мироздания, то участники играли не ради забавы, а чтобы договориться с богами или обезопасить себя. Маски в ритуалах не просто отделяли одних от других, а накладывали на людей огромную ответственность и пласт смыслов и символов, которым участник должен был соответствовать.

Древние племена применяли ритуалы, чтобы поддерживать ход истории, создать при помощи ее периодичности ощущение порядка и безопасности. Конечно, при таком таком концепте процедура ритуала должна быть строго расписана и отличать ритуал от прочей деятельности. Маска вместе с нарядами и танцами играла в поддержании порядка огромную роль: она отражала роль каждого участника.

Антрополог Виктор Тернер в работе «Символ и ритуал» называет маску доминантным символом ритуала, вокруг которого выстраивается система действий, жестов, слов и социальных отношений между исполнителями ролей (молитвы, заклинания, песни, речитативы, сказания). Доминантные символы, подобные маске, представляют собой набор фундаментальных тем, которые в целом виде выступают только по исполнении всего цикла ритуалов.

Благодаря игровому характеру ритуалы выполняли преобразующую функцию. Хейзинга писал: «Дикарь, танцующий магический танец, есть кенгуру».

Маска тут важна не как футболка для спортивного клуба — она буквально становится новым лицом, не имеющим ничего общего с привычным человеческим. Освобождая от обыденной телесной сущности, она открывает путь к внутреннему творчеству.


Исследователь Андрей Толшин пишет, что маска напоминает об иерархии в обществе: дисциплина невозможна без наличия определенных атрибутов. Благодаря этому она объединяет, ведь участники ритуала, четко зная свои роли, действуют слаженно и согласованно, что переносится и в обычную жизнь. Символы и идеи передаются еще и во времени, поскольку ритуалы помогают воспитывать будущие поколения.

Важная часть смыслов маски в ритуале — взаимное влияние идейного содержания и внешнего вида. Антрополог Клод Леви-Строс в работе «Путь масок» описывает, что происходило, когда маска одного племени попадала в руки другого. Если маска сохраняла внешний вид, то менялся ее смысл; если же сохранялся смысл, то корректировался внешний вид.

Когда маска селишей попала к квакиутлям , то ее значение поменялось на диаметрально противоположное: у селишей она была источником богатства, у квакиутлей — препятствовала обогащению. И напротив, маска богатства у квакиутлей была инверсией аналогичной маски у селишей вплоть до мельчайших подробностей.

Надевший маску становился другой сущностью — духом леса, болезни, предков или покровителем промыслов. Леви-Строс называет маску способом принятия Другого — обобщения всех людей, которые не являются «я». Из-за Другого сознание людей выстроено на оппозициях: мужчина/женщина, человек/нечеловек, свой/чужой. Только восприятие обеих сторон оппозиции помогает существовать в обществе, а расшифровать их можно в том числе при помощи масок, которые выделяют «своих» и «чужих», гротескно подчеркивая их черты.

Маска помогала обрести те силы, которые часто не хватало в повседневности. На Руси в ночь на Ивана Купала крестьяне проводили ритуалы, при помощи которых пытались повлиять на силы природы, чтобы получить урожай. Праздник сопровождался околоэротическими играми: земледельческий культ был достаточно эротичен и связан с метафорами зачатия и рождения, поэтому и ритуалы были сексуализированы. «Охотясь» на девушек, мужчины надевали маски быков, коней и козлов — животных, которые считались самыми «жизнетворческими». Маска даровала такую же половую силу, как и у них.

Античность: театр и воспитание нравов

Самое изученное языческое верование — это, безусловно, древнегреческое. В античной религии маски расцветают, обретают новые смыслы, становятся элементом воспитания.

Чаще всего на античных масках встречались изображения горгоны Медузы . Ее можно было увидеть в частных и общественных зданиях, на щитах воинов, она изображалась на доспехах, монетах и перстнях, отпугивая врагов и отводя сглаз. Подобные изображения с анималистическими мотивами встречаются почти у всех древних народов. Медуза была одновременно символом и дикой природы, и человеческой агрессии.

Внешне маска Медузы также сочетала множество противоположных черт: она одновременно старая и молодая, ужасная и прекрасная, женщина и мужчина, человек и животное, смертная и бессмертная. Греки использовали изображение Горгоны как оберег от злых сил как раз благодаря его парадоксальности. Антропологи предполагают, что от нее произошли остальные греческие маски. В классическую эпоху маска с головой Горгоны встречается почти повсеместно: она должна была спасать от болезней и сглаза.

Особое место маски занимали в культе Артемиды . Артемида — охотница, повелительница животных, ее изображали в окружении гончих или животных. На статуе Владычицы из аркадской Ликосуры изображены музыканты и танцоры в масках ослов, коней, свиней, баранов и коров. Сама Артемида там изображалась в шкуре лани.

Маски в этом культе в основном встречаются в двух храмах. Первый из них — храм Артемиды в Бравроне в Аттике. Там маски были частью ритуала инициации, который должен был подготовить афинских девушек к этапу жизни перед замужеством. Во время инициации девушки надевали специальные одежды и подражали медведицам. На храмовых вазах находят изображения двух взрослых — мужчины и женщины — в масках медведей, а иногда в центре композиции находится медведица (или жрица в ее костюме), мимо которой девушки идут к алтарю.

Второе святилище — храм Артемиды Орфии в Спарте, при раскопках которого ученые обнаружили фрагменты нескольких сотен масок. Их можно разделить на несколько типов, самый ранний из которых изображал морщинистых и беззубых старух; кроме того, встречаются изображения сатиров, горгон, юных воинов.

Антропологи предполагают, что эти маски — отражение ритуальных игр, в которых молодые спартанцы сталкивались с нормами, принятыми в их обществе. Пародируя нелегитимные модели поведения, спартанцы учились реагировать на женскую скрытность, животную свирепость, скромность и непристойность, старческое увядание и энергию молодого воина. Демонстративно нарушая принятые правила, юные воины усваивали важность их соблюдения.

Из древних ритуалов вырос античный театр, в котором маски были одним из главных выразительных средств. Из ритуалов сюда перешел принцип, согласно которому надевший маску становился Богом, духом или священным животным. Это придавало глубину сюжетам, переводя конфликт пьес на новый уровень. Вместе с тем маски соответствовали принципу условности, который характеризовал не только эстетику театра, но и античное искусство в целом. В греческой трагедии точно определено число актеров (не более трех), хор из 12 или 15 человек, костюмы, напоминавшие жреческие одежды, накладки под одежду для визуального увеличения образов, абстрактные декорации. Характеры персонажей также были весьма условными, а отыгрывались они при помощи масок с застывшими выражениями.

Естественно, что наличие стольких условностей в театральном перформансе предполагало публику, подготовленную воспринимать некие коды для их расшифровки. Символика масок могла быть, например, цветовой.

Если актер появлялся в белой маске, зрители понимали, что он исполняет женскую роль, ведь маски мужских персонажей всегда были темными.

Дело в том, что мужчины большую часть времени проводили вне дома, и их кожа покрывалась загаром. Женщины же сохраняли бледность.


Средние века: философские карнавалы

Маска оказалась слишком нужным концептом, поэтому даже средневековое христианство не смогло отринуть ее как языческий пережиток. Напротив, она обрела новые значения и вписалась в новую религиозную культуру, став легитимной.

Католическая церковь поставила маску на службу идеологии и проповедовала идею превосходства души над грешным телом. Маска символизировала низость инстинктов и была ключом к раскаянию — в пенитенциарной системе появились пыточные маски инквизиции, маски «позора». Так церковь вынесла маску в область страшного как бывшую языческую атрибутику.

Второй пласт — это народный ответ церкви. Простолюдины не всегда были согласны с религиозными догмами и искали площадку, на которой можно высказаться. Культуролог Михаил Бахтин такой площадкой называл средневековые карнавалы и рыночно-ярмарочные развлечения. Балаганная, шутовская культура в форме народного театра размышляла о фундаментальных вещах — что такое любовь, смерть, добро.

Церковь опасалась шутов, подрывавших единство паствы. Но сколько бы осуждающих текстов и законов она ни выпустила, балаганы никуда не делись. В народной культуре содержался архетип трикстера — шута, которые присутствовал во многих языческих верованиях. Трикстер играл с богами и любил злой юмор, тем же занимались и в народном театре.

Во время карнавальных действий действительность переворачивалась кардинально: бедные становились богатыми, люди — животными, короли и церковь — смешными.

Но, по сути, это только вторило учению церкви. Все участники понимали, что такая реальность может существовать только в игровой форме и по завершении карнавала всё вернется на круги своя. Подобные же шутки были своеобразной разрядкой.

Веса игре актеров придавали маски, которые позволяли им быть персонификациями любых идей — особенно в театре моралите , где персонажами были не люди, а отвлеченные понятия вроде Милосердия или Справедливости. Маски «иных» в виде фантастических существ одновременно и отсылали к мифологии прошлого, и говорили об отношениях с чужеземцами. Маски князей или разбойников позволяли говорить о социальных вопросах, травестийные маски — иронично обыгрывать отношения мужчин и женщин.

Шуты часто наряжались в маски, которые отражали память о дохристианской культуре. Маски мертвых наследовали языческому культу предков, но в них также выражалось христианское отношение к смерти: само их существование означало неверие в конечность жизни.

Гротескные маски помогали более убедительно высмеивать врагов, даже если они принадлежали к потусторонним силам зла. На карнавалах в Нюрнберге в XV веке использовались «адовые повозки», которые аллегорично иллюстрировали картины ада. Актеры играли в масках, среди которых были Дракон — символ зависти и клокочущего гнева, Василиск — ядовитый злой червь, персонифицирующий роскошь, Людоед — воплощение первородного греха. Цель «адовой повозки» —:заклеймить смертный грех и разгул плотских страстей.

Ренессанс и Новое время: атрибут элиты

В эпоху Возрождения появились балы-маскарады: знатные люди танцевали, обсуждали политику, заводили важные знакомства. Маски были непременным атрибутом такого общения. Самыми распространенными масками были трикстеры — шуты, плуты и обманщики, короли, персонажи ада и чистилища, лики смерти, епископы и монахи, трансформированные языческие образы (духи плодородия, земледелия, времен года), человекозвери и реальные животные.

Маска обладала «нерушимыми правами», получая огромную власть. Она могла вести себя так, как ей угодно, даже по отношению к тем, чей социальный статус был значительно выше, а также к тем, кто присутствовал на карнавале с открытым лицом.

В XVII веке на королевском балу маска паралитика, тело которого было покрыто «рваным и неприятно пахнущим одеялом», пригласила на танец герцогиню Бургундскую. Герцогиня согласилась, «уважая нерушимые права того, кто носит маску».

Из призвания шутовство стало профессией. Столичная и локальная знать нанимала шутов в качестве придворных актеров, часто они были приближены к монарху. Удивительно, но при этом их искусство не растеряло честность и провокационность: они по-прежнему использовали народные сюжеты, нецензурную лексику и сатиру. Шутам прощали замечания о том, о чем придворные боялись сказать. В их диалоге с монархами родился жанр социальной сатиры. Подкрепленная народным творчеством, сатира эпохи европейского Просвещения станет затем самостоятельным литературным направлением.


Короли использовали шутов как своеобразное зеркало: при помощи грубого и пошлого юмора правитель мог увидеть свое место в культуре. Шут выступал Тенью — так психолог Юнг называл часть личности, которую обычно человек отторгает, поскольку она состоит из неприемлемых для его сознания черт. В такой коммуникации маска уже не указывала на социальную иерархию, а, наоборот, помогала увидеть истинное лицо народа и себя.

Масочная культура в XVII–XVIII веках была также способом обновить застоявшуюся аристократическую культуру. Во Франции в начале XVIII среди дворян стала популярна итальянская комедия дель арте , которая уходила далеко от надоевшего классицизма. Молодые аристократы в знак протеста против короля Людовика XIV устраивали в своих загородных поместьях балы и спектакли в духе ярмарочных представлений, на которых, скрываясь под масками персонажей, язвили в адрес короля и пародировали светскую культуру. В то же время в парижских операх ставят спектакли балаганного театра Алена-Рене Лессажа, который изначально появился на Сен-Жерменской ярмарке.

Наши дни: политические активисты и распад личности

Великие потрясения XX века отразились и на использовании масок, которые оказались включены в политический дискурс. Рассказывая об изменении социального портрета личности, они при этом сохранили многие ритуальные черты древности.

Ломка общественного строя требовала нового языка, на котором можно было бы говорить о политике, в том числе визуального. На демонстрациях маски политических персон обрели мифологическое содержание — выступали не просто маркером социального статуса, как на средневековых карнавалах, а персонификацией абстрактных политических сил.

Политические партии и лидеры стали новыми божествами, а божествам нужны были ритуалы.

Еще актуальнее маски стали в конце XX — начале XXI века, когда их начали использовать массовые оппозиционные движения. Сторонники протестной группы «Анонимус» первыми ввели масочный образ Гая Фокса как символ борьбы за социальные права. Общество, обретшее гражданское самосознание, при помощи маски говорило уже не про политиков, а про себя.

Образ Гая Фокса не относится к кому-то конкретному, но при этом относится ко всем, это единое лицо всех протестующих. Маска говорит и о сплоченности (они сумели переступить через собственный эгоизм и объединиться), и о масштабе проблемы (все недовольны одним и тем же).

Еще один важный смысл масок — уход из-под государственного контроля. XX век принес тоталитаризм, а XXI — видеосистемы общественного контроля, которые не только фиксируют нарушение, но и опознают нарушителя.

Прячась от камеры, протестующие оберегают право на сопротивление. В ответ власть пытается удержать монополию на контроль лиц — например, администрация Гонконга во время уличных протестов запретила использование любых предметов для сокрытия лица.

Маска показывает, что в протесте главное не люди, а идея, которая существует в обществе автономно. Она может принять любую форму — значит, ее нельзя победить, атаковав конкретных людей, лидеров протеста. В интервью «Новой газете», взятом вскоре после суда, анонимные участницы Pussy Riot рассказывали:

«Идея в том, что каждый человек, каждая девушка может быть Pussy Riot. Идея анонимности, взаимозаменяемости — в группе нет постоянного состава. Для того чтобы стать Pussy Riot, нужно просто надеть балаклаву. Они взяли трех — как они считают, главных. Хотя у нас вообще нет главных, у нас совершенно горизонтальная структура, акции создает каждый».


Сейчас на улицу без маски почти не выйти: в одних странах за это штрафуют, в других просто косо посмотрят и отбегут. Однако такой простой аксессуар с человечеством меньше половины тысячелетия, а во современном виде появился чуть более сотни лет назад.

Как же выглядела защитная маска в прошлом?

17 век

Прототип медицинской маски появился уже 400 лет назад в Европе, которую поразила эпидемия чумы. Врачи, дабы не заразиться, ходили по домам в защитном костюме из вощеной кожи, смазанной воском, и в кожаной маске, напоминающей клюв.

Выглядели Чумные доктора из-за такой маски довольно жутковато, словно дикие птицы в ночи, но медицинский аксессуар нес исключительно практический характер. Клюв наполняли лекарственными травами, солью и чесноком — правда, не только чтобы создать антибактериальную среду внутри маски, сколько защитить доктора от запаха разлагающихся трупов, что во времена эпидемии заполоняли города. Часто доктора носили очки или крепили внутри маски стекла.


Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656 г.

19 век

С руки Жоржа-Эжена Османа — государственного деятеля, во многом определившем облик современного Парижа — французские модницы начали носить маски от пыли. Из-за преображения образа столицы в городе постоянно велись ремонтные работы, и дышать без защиты было трудновато.


«Мост Сингел в Балестрате в Амстердаме», Георг Хендрик Брейтнер, 1896 или 1898 г.

Примерно в это же время врачи начинают проводить параллели между использованием маски и уменьшением количества заболевших различными инфекциями. Так, микробиолог Карл Флюгге обнаружил, что в слюне могут находиться мелкие частички вирусов и бактерий.

Французский хирург Поль Бергер предположил, что врач может нечаянно заразить через дыхание или чихание пациента во время операции.

Пол Бергер был первым хирургом в мире, который признался, что он использовал лицевую тканевую маску во время операции в 1897 году в Париже.

Это была «четырехугольная мягкая повязка из 6 слоев кисеи, пришитая нижним краем к стерилизованному льняному переднику, а верхним краем удерживаемую на носу повязками, которые завязывались на шее».

Бергер более года изучал состояние пациентов после операций, которые он проводил в маске и доказал, что процент инфицирования уменьшился. Примерно в одно и то же время к тому же заключению пришел польско-австрийский хирург Йоханн Микулич-Радецкий.


Операция, около 1900 г.

Начало 20 века

Хотя польза защитной маски была доказана, на практике ее использовали редко. Зато все больше и больше врачей высказывались за то, чтобы закрывать рот и нос кусочком ткани не только в больнице, но и во времена эпидемий. Так, американский доктор медицины Элис Хэмилтон писала:

«Один студент из Чикаго мне рассказывал, что он часто при особом свете замечал… как брызги слюны исходят изо рта хирурга, пока он читает лекцию и проводит операцию. Очевидно, что защита рта… должна быть обычной мерой предосторожности для хирургов и медсестер во время операций».

В 1910 году в Маньчжурии, исторической области на северо-востоке Китая, разразилась эпидемия легочной чумы. Во главе борьбы с чумой китайское правительство поставило малазийца У Ляньдэ — между прочим, тот был первым этническим китайцем, окончившим Кембриджский университет. Эпидемиолог утверждал, что болезнь передается через воздушно-капельный контакт, и дабы сократить возможность распространения заразы, У Ляньдэ разрабатывает маски для медицинского персонала и широкой общественности.

У Ляньдэ, фото: @oldshanghaipaul Китайский госпиталь, зима 1910–1911 гг.

Эпидемия «испанки»

В январе 1918 года началась самая массовой пандемия гриппа за всю историю человечества — эпидемия испанского гриппа. В течение двух лет использование медицинских масок было обязательно для врачей, а гражданское население также приняло привычку. Когда штат Сиэтл обязал всех пассажиров и водителя носить маски, местный штаб Красного Креста нанял 120 рабочих. За три дня они изготовили 260 000 масок из марли и ваты. Несмотря на то, что маски вошли в обиход обычного человека как шляпа или зонтик, число новых случаев продолжало расти. Современные исследователь предполагают, что низкая эффективность была связана с ошибочным применением и плохой конструкцией.

фото: @warphotography фото: @cristinacordula фото: @capturedthreads

Вторая половина 20 века

В 1952 году в Лондон пришел Великий смог: из-за отсутствия ветра загрязняющие вещества из близлежащих фабрик собрались над городом, образовав густой черный туман. Это продолжалось с пятницы 5 по вторник 9 декабря 1952 года, после чего погода улучшилась. Все пять дней лондонцы не поддавались панике.

Однако статистические данные, собранные медицинскими службами города в последующие недели, выявили 4 тысячи смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями, более 100 тысяч человек заболели. Поздние исследования показали, что общее число погибших приближалось к 12 000 человек.

Событие не только повлияло на экологическое законодательство, но и приучило людей на всякий случай носить маски в районах с загрязненным воздухом. Вот пример подают легендарные битлы:

Подобный сценарий развивался и в азиатских странах — Китае, Индии, Сингапуре — где за несколько лет резко возросло количество фабрик и заводов, а также большое количество население перебралось в крупные города. Окончательно привычка надевать маску перед выходом из дома закрепилась, когда в 2002 году Юго-Восточную Азию охватила эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома, более известного как атипичная пневмония.

Ношение маски стало обыденным делом, и до нынешней эпидемии коронавируса увидеть на улицах Пекина человека в маске было проще простого.


Гонконг, 2003 г.

Маски проникли и в моду: например, в 2010 маски для лица и балаклавы представил Александр МакКуин в коллекции Bailitheoir cnámh.

Маски в том или ином виде вошли в тренд, прежде всего среди азиатских модников. Иногда защитные функции сохранялись, но порой маску носили для придания образу загадочности и неприступности.

Кстати, мы тоже писали про то, как стильно носить медицинскую маску. Правда, мы за то, чтобы она была не только красивым аксессуаром, но и защищала окружающих.


фото: @amenxxfashion

В нынешних ситуациях маски для лица стали производиться в огромных количествах. При этом они не всегда скучного голубо-зеленого цвета: знаменитости, вроде Арианы Гранде, Билли Айлиш, Little Big и BTS в эпидемию коронавируса выпускают авторские маски, которые не стыдно и после окончания карантина надеть.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

История появления медицинской маски

История появления медицинской или вернее всего защитной маски началась в эпоху Средневековья, в о время когда свирепствовала Чума, унесшая жизни трети населения стран Европы.

Костюм "чумного доктора", который в настоящее время используется в карнавалах и на Хэллоуин (маска с клювом, широкополая шляпа, пропитанный воском плащ и кожаные перчатки) появился в XVII в.

Маска "чумного доктора" всем своим видом должна была отпугивать болезнь, ароматические соли розмарина и чабреца, набитые в клюв маски, облегчали дыхание в условиях разлагающихся трупов.

В 1860-х годах врач-гигиенист Джозеф Листер разработал теорию антисептиков и со временем врачи все больше времени уделяли защитной медицинской одежде. Ватно-марлевая медицинская маска появилась только в 1916-18 годах во время свирепствования эпидемии испанки, а в 20-30-х годах XX века ношение медицинской маски стало обязательным для всех медицинских работников.

Инфекционные заболевания, которые спровоцировали спрос на индивидуальные средства защиты и одним из самых доступных стала одноразовая медицинская маска. Современные маски имеют трехслойную структуру и имеют прямоугольную форму, закрывающие рот и нос и свободно примыкают к лицу.

История изобретения медицинской маски

Этот защитный аксессуар в Средневековье обладал приятным ароматом, но был отвергнут медиками. Вернулся к врачам он чуть более 100 лет назад и был рекомендован широким слоям населения.

    История изобретения медицинской маски

Человек от природы очень уязвим. Первобытные люди научились защищать свое тело от холода и прямых солнечных лучей звериными шкурами и листвой. Укрыться чем-то от болезней у них не получалось. Сама идея о том, что от недуга можно отгородиться, для наших далеких предков прозвучала бы смешно. Долгое время бытовало мнение о том, что плохое самочувствие зарождается внутри тела. Причин тому может быть много: от употребления в пищу чего-то непригодного, до воздействия злых духов, проникших в организм.

Мнение о том, что заболеть человек может, долгое время находясь рядом, на пример, с болотом, из-за плохого воздуха, возникло во времена Античности. Единственным способом решения проблемы считали смену места жительства, или осушение болот. Индивидуальной защиты от неприятного духа не существовало. Все изменилось в эпоху Средневековья.

В 14 веке в Европу пришла чума. Заражение новой болезнью происходило так стремительно, что невольно приходилось думать, что распространяется смерть по воздуху. Началась эпидемия в портовых городах, первыми жертвами стали те, кто проживал в кварталах с самыми плохими санитарными условиями. Сегодня мы знаем, что переносчиком бактерии были крысы, чьи блохи периодически покусывали и людей. Только средневековые ученые мужи пришли к иному выводу - причиной заболевания был объявлен смрад.

Защититься от зловония, стоявшего на улицах и усиливающегося в разгар эпидемии, когда уже некому было убирать трупы, медикам помогала защитная маска. Она была снабжена клювом, в которые помещали душистый гербарий, или платочек, смоченный ароматическим маслом. Избежать заражения, надевая эту конструкцию на голову во время визитов к больным, но пренебрегая прочими гигиеническими привычками, было невозможно.

Изображение врача с описанием его снаряжения для посещения больных чумой. Старинная гравюра

Маску с клювом признали неработающей и отправили на свалку исторических артефактов. Впоследствии она появлялась только на Венецианском карнавале, став его неотъемлемой частью.

Микроорганизмы

В 19 в. ученых мужей заинтересовали открытые за 100 лет до этого видимые только в микроскоп зверушки. Оказалось, что именно они являются причиной большинства болезней. Стараниями Луи Пастера доктора осознали опасность микробов и принялись с ними усиленно бороться. Игнац Земмельвейс научил врачей мыли руки перед тем, как прикоснуться к пациенту.

В 1896 г. немецкий профессор гигиенист Карл Флюгге был призван своим другом - хирургом Яном Микулич-Радецуким в качестве детектива для расследования таинственной смерти, произошедшей в больнице. Микулич-Радецкий провел успешную операцию, но вскоре больной скончался от заражения крови. Ученый должен был выяснить, откуда взялась инфекция в операционной, где все блистало чистотой.

Карл Флюгге

Флюгге и его ассистент проверили, может ли человек, побывав в помещении с плесенью, принести в абсолютно стерильный кабинет ее споры в дыхательных путях. Результат опыта был положительным - патогены хирург неумышленно сам занес пациенту, отдавая команды своим ассистентам во время операции. Предотвратить подобные случаи можно было, прикрыв рот и нос медика тканью.

Маска возвращается

Новый вариант медицинской маски имел совсем иное предназначение, чем знаменитый клюв. Модерная защита имела простую форму - несколько слоев марли прикрывали лицо доктора. Тонкую ткань пытались заменить на более надежную шерстяную, однако от этой идеи отказались из-за трудностей с вентиляцией пространства под маской.

В массовый обиход изобретение вошло во время Первой мировой войны, когда разразилась эпидемия гриппа «испанки». Многослойная марлевая повязка не позволяла распространять вокруг себя слизь из носоглотки, которая с высокой вероятностью была заражена. Она вышла за пределы операционных и доказала свою эффективность в борьбе с быстро распространяющейся инфекцией, которая передается воздушно-капельным путем.

После победы над «испанкой» полезный аксессуар вернули медикам. Использовать его стали не только хирурги, но и медики, в обязанности которых входил прием большого количества пациентов.

Ответственные за жизнь (1980). Художник Андрей Курнаков

Новая маска

Эра синтетических материалов стала новой вехой в истории медицинской маски. Этот аксессуар начали изготавливать из полимерного нетканого полотна, в котором отсутствовали зазоры между нитями. Существуют варианты для повседневной носки и для работы в помещениях, где необходима стерильность. Первые получили широкое распространение как респираторы, спасающие дыхательные пути от смога.

Медицинская маска стала одноразовым предметом личной гигиены, как бумажная салфетка для носа. Такое сравнение не случайно: как только ткань промокает, патогены извне и изнутри могут свободно курсировать, эффект барьера исчезает. Маску нужно сменить, не дожидаясь этого момента. Стирке, или термической обработке это изделие не подлежит.

Не забывайте надеть медицинскую маску перед посещением людных мест. Не стесняйтесь напомнить о ее необходимости близким. Не экономьте - носите с собой запас масок, чтобы при необходимости их менять. Поделившись с окружающими защитным аксессуаром, вы предотвращаете вероятность того, что с вами поделятся инфекцией.

Как выглядел защитный аксессуар на протяжении веков? Рассказываем и показываем 😷

Текст: Даша Амосова · 7 мая 2020

Сейчас на улицу без маски почти не выйти: в одних странах за это штрафуют, в других окружающие просто косо посмотрят и отбегут на безопасные 2 метра.

Простой аксессуар из ткани с человечеством не так давно, а в современном виде появился чуть более сотни лет назад.

· Как же выглядела защитная маска в прошлом? 🙄

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656 г.

17 век

Прототип медицинской маски появился уже 400 лет назад в Европе, которую в те времена подкосила эпидемия чумы. Врачи, дабы не заразиться, ходили по домам в защитном костюме из вощеной кожи, смазанной воском, и в кожаной маске, напоминающей клюв. Часто доктора носили поверх очки или крепили внутри маски стекла.

Выглядели чумные доктора из-за такой маски довольно жутковато, словно дикие птицы в ночи, но медицинский аксессуар нес практический характер. Клюв наполняли лекарственными травами, солью и чесноком — не только чтобы создать антибактериальную среду внутри маски, но дабы защитить доктора от запаха разлагающихся трупов, что во времена эпидемии заполоняли города.

19 век

С руки Жоржа-Эжена Османа — государственного деятеля, во многом определившем облик современного Парижа — французские модницы начали носить маски от пыли.

· Из-за преображения образа столицы в городе постоянно велись ремонтные работы, и дышать без защиты было трудновато.

«Мост Сингел в Балестрате в Амстердаме», Георг Хендрик Брейтнер, 1896 или 1898 г.

Примерно в это же время врачи начинают проводить параллели между использованием маски и уменьшением количества заболевших различными инфекциями. Так, микробиолог Карл Флюгге обнаружил, что в слюне могут находиться мелкие частички вирусов и бактерий.

Французский хирург Поль Бергер предположил, что врач может нечаянно заразить через дыхание или чихание пациента во время операции.

· Пол Бергер был первым хирургом в мире, который признался, что он использовал лицевую тканевую маску во время операции в 1897 году в Париже.

Это была «четырехугольная мягкая повязка из 6 слоев кисеи, пришитая нижним краем к стерилизованному льняному переднику, а верхним краем удерживаемую на носу повязками, которые завязывались на шее».

Бергер более года изучал состояние пациентов после операций и доказал эффективность маски в защите от инфекций. Примерно в то же время к тому же заключению пришел польско-австрийский хирург Йоханн Микулич-Радецкий.

Операция, около 1900 г.

Начало 20 века

Хотя польза защитной маски была доказана, на практике ее использовали редко. Зато все больше и больше врачей высказывались за то, чтобы закрывать рот и нос кусочком ткани не только в больнице, но и во времена эпидемий.

В 1910 году в Маньчжурии, исторической области на северо-востоке Китая, разразилась эпидемия легочной чумы. Во главе борьбы с болезнью китайское правительство поставило малазийца У Ляньдэ — между прочим, тот был первым этническим китайцем, окончившим Кембриджский университет.

Эпидемиолог утверждал, что болезнь передается воздушно-капельным путем.

Дабы сократить распространение заразы, У Ляньдэ приказывает носить толстые ватно-марлевые защитные маски для медицинского персонала и широкой общественности.

В совокупности с другими мерами эпидемию удалось остановить через 7 месяцев.

Китайский госпиталь, зима 1910–1911 гг.

Эпидемия «испанки»

В январе 1918 года началась самая массовой пандемия гриппа за всю историю человечества — эпидемия испанского гриппа. В течение двух лет использование медицинских масок было обязательно для врачей, гражданское население также переняло полезную привычку.

Когда штат Сиэтл обязал всех пассажиров и водителя носить маски, местный штаб Красного Креста нанял 120 рабочих: за три дня они изготовили 260 000 масок из марли и ваты.

Несмотря на то, что маски вошли в гардероб обычного человека, как шляпа или зонтик, число новых случаев продолжало расти. Современные исследователь предполагают, что низкая эффективность была связана с ошибочным применением.

Неизвестная женщина натянула на лицо шарф, чтобы не дышать смогом, Лондон, 1952 г.

Вторая половина 20 века

В 1952 году в Лондон пришел Великий смог: из-за отсутствия ветра загрязняющие вещества из близлежащих фабрик собрались над городом, образовав густой черный туман. Это продолжалось с пятницы по вторник 5-9 декабря 1952 года, после чего погода улучшилась. Все пять дней лондонцы не поддавались панике.

Однако статистические данные, собранные медицинскими службами города в последующие недели, выявили 4 тысячи смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями, ухудшилось здоровье более 100 тысяч человек. Поздние исследования показали, что общее число погибших приближалось к 12 000 человек.

· Событие не только повлияло на экологическое законодательство, но и приучило людей на всякий случай носить маски в районах с загрязненным воздухом.

Пример подавали и легендарные The Beatles:

Подобный сценарий развивался и в азиатских странах — Китае, Индии, Сингапуре — где за несколько лет резко возросло количество фабрик и заводов, а большое количество населения перебралось в крупные города.

Окончательно привычка надевать маску перед выходом из дома закрепилась, когда в 2002 году Юго-Восточную Азию охватила эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома, более известного как атипичная пневмония.

· Маска превратилась в привычный аксессуар: до нынешней эпидемии коронавируса увидеть в ней человека на улицах Пекина было проще простого.

Аксессуар проник и в моду: например, в 2010 мужские маски для лица и балаклавы представил Александр МакКуин в коллекции Bailitheoir cnámh .

Маски в том или ином виде вошли в тренд, прежде всего среди азиатских модников. Иногда защитные функции сохранялись, но порой аксессуар носили для придания образу загадочности и неприступности.

В нынешней ситуации маски для лица стали производиться в огромных количествах. При этом они не всегда скучного голубо-зеленого цвета: знаменитости, вроде Арианы Гранде, Билли Айлиш, Little Big и BTS в эпидемию коронавируса выпускают авторские маски, которые не стыдно и после окончания карантина надеть.

Читайте также: