Когда появились картины из кожи

Обновлено: 24.04.2024

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с изделиями из натуральной кожей. Кто-то предпочитает только изделия из натуральной кожи, кому-то нет особо разницы натуральная она или эко, а кто-то против использования натуральной кожи. Все мы разные и у нас разное отношение к этому материалу. Но все мы с ним сталкиваемся в повседневной жизни.

Но мало кто из нас знает историю натуральной кожи.

В этой публикации хочется поделится с Вами некоторыми интересными фактами о натуральной коже.

Начнем с того, что обработка кожи является одним из самых древних ремесел на земле. Ткачество и пряжа появились гораздо позже. Доподлинно известно, что уже питекантропы и неандертальцы натягивали на себя шкуры только что освежеванных оленей, зубров и медведей.

Во времена Римской империи на судах использовались паруса, сделанные из кожи. Кожа использовалась для изготовления шатров, домашней мебели, оружия и бронежилетов. Примерно 1000 лет спустя, кожу стали носить египетские модницы. Заметим, что в ход шли преимущественно кожи крупного рогатого скота, коней и овец. А вот индейцев можно назвать истинными ценителями кожаных одежд : штаны, рубахи, парки и мокасины – все из кожи. Самым популярным материалом была шкура оленя карибу.

История использования кожи., фото № 1

В тоже время многие народы изготавливали сосуды или кожаные мешки из цельной шкуры животного. Да и по сей день, они распространены в странах Востока, у некоторых народов Сибири и Средней Азии. Большие бурдюки изготавливаются из шкуры буйволов и быков, а маленькие из шкуры козлят и ягнят. В старину бурдюк служил единственным средством для сохранения и перевозки жидкостей. В бурдюке возили и носили всё, что льётся, начиная от воды и заканчивая нефтью.

История использования кожи., фото № 2

В средневековье люди применять кожу практически везде. И самый лучший вариант использования кожи к тому моменту было – создание фолиантов. Это – книги, сшитые из листков пергамента. Его производили из сыромятной недубленой кожи телят. Наибольшее собрание таких кожаных книг сегодня сосредоточено в Ватиканской апостольской библиотеке.

История использования кожи., фото № 3

На Руси же славились сафьяновые сапожки из козлиной кожи. Кожу дубили, а после выкрашивали в разные цвета, украшали вышивкой, жемчугами и драгоценными камнями.

А так же в 14-16 веке использовали кожаные рубли))

История использования кожи., фото № 4

История использования кожи., фото № 5

В 17 веке в Италии кожу использовали как красивые и дорогие обои.

История использования кожи., фото № 6

Сейчас уже 21век, а изделия из натуральной кожи всё так же ценятся и находятся в нашем обиходе. Только сейчас кожаных изделий стало больше. Стали изготавливаться вещи из более дорогих экзотических кож, например кожа скатов, аллигаторов, змей и тд. Сейчас кожаные изделия популярны как никогда. И не потому, что нет других материалов, как в древности. А потому, что это практично, стильно и качественно. Кожа прошла испытание веками. Именно поэтому изделия из кожи так ценны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выровская средняя образовательная школа

Творческий проект по технологии

«Картина из кожи»

Выполнила: Сулагаева

ученица 9 класса

Руководитель:

Кузьминова Светлана

Владимировна,

учитель технологии

Последовательность выполнения проекта

1. Обоснование возникшей проблемы, потребности.

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

3. Выявление основных требований к изделию.

4. Разработка идей, вариантов.

5. Анализ идей и выбор лучшего.

1. Подбор материалов, инструментов и приспособлений.

2. Последовательность изготовления изделия.

3. Экономическое обоснование.

4. Контроль качества, самооценка изделия.

5. Реклама.

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности

При выборе темы моего проекта, я решила сделать картину своими руками.

Но как это сделать? Нарисовать! Нет ничего проще и нет ничего сложнее. Во-первых, не все смогут оценить, во-вторых, результат может сильно отличаться от задуманного. А еще картину можно сделать из солёного теста, из кожи, из засушенных цветов, из насыпного бисера, из стекла, ткани или даже шерсти. И не нужно уметь рисовать. Кроме того, можно сделать вышивку лентами или по канве, благо, что выбор их огромен. А затем подобрать багет или просто оформить в фоторамке.

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Я хочу сделать картину из имеющегося у меня материала. И для этого я должна:

1. Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия.

2. Организовать рабочее место

3. Подобрать инструменты и приспособления.

4. Изготовить шаблоны деталей.

5. Подобрать материал для изделия.

6. Изготовить изделие.

7. Оценить качество готовой вещи.

3. Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:

Эстетические – картина должна быть красивой. Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.

Технологические – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.

Экономические – изделие должно быть изготовлено из доступных, бросовых недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость.

Эксплуатационные – соответствовать назначению.

Экологические – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении её должно быть как можно меньше отходов и выполнить изделие желательно дав вторую жизнь старым вещам.

4. Разработка идей, вариантов.

Для начала я обратилась к интернет ресурсам. Мне захотелось узнать, какие картины можно сделать своими руками.





Картина из бумаги

Картина из бисера

Картина из кожи

Картина из соленого теста

5. Анализ идей и выбор лучшего варианта.

Картину из бумаги сделать не составляет особого труда. Но долго сохранять свой внешний вид такая картина не будет.

Картина из бисера очень красива, но выполнять ее сложно и очень долго. Из соленого теста я уже делала. Получилось у меня не очень хорошо. А вот с кожей я еще не работала. Пожалуй, именно на этом я и остановлюсь.

Сбор информации по тематике проекта

Что нужно знать о коже.

Кожи различаются по качеству выделки, по виду сырья, зависят от возраста животных. Они имеют лицевую и изнаночную стороны. Изнаночная называется бахтарма, у нее рыхлая структура. Лицевая сторона более плотная и однородная.

К основным видам натуральных кож относятся:

– шевро – мягкая кожа хромового дубления из шкур коз. Идет для приготовления верха изящной дамской обуви;

– шеврет – кожа хромового дубления, отличается рыхлостью и высокой растяжимостью, изготавливается из овечьих шкур. Из нее шьют костюмы, куртки, пальто;

– лайка – тонкая, мягкая, очень эластичная кожа, в основном из шкур неродившихся и новорожденных коз и овец. Используется для изготовления галантерейных изделий (например, перчаток), верха обуви и т. д.;

– юфть – дубленная корой ивы и обработанная жиром толстая кожа из шкур свиней, лошадей, оленей. Идет на изготовление обуви и шорно-седельных изделий;

– велюр – кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью. Ворс, ровный и густой, получается в результате шлифования изнаночной стороны (бахтармы). Свиные кожи шлифуют с лицевой стороны. Напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс. Идет на изготовление мужских и женских пальто;

– замша – кожа жирового дубления из шкур телят, коз, оленей и др. При выделке спиливают лицевой слой шкуры. Замша отличается особой мягкостью, низким, блестящим ворсом, повышенной растяжимостью. Используется в кожаной галантерее и обувной промышленности;

– спилок – слой, отделенный от замши.

Из кожи юбка и пальто,

И куча сношенных сапог.

Давно уж стало всё не то,

Вещам, увы, приходит срок.

В сумке маминой картошка,

Варежкой играет кошка,

Висит старенький пиджак,

Всё не выбросить никак!

Кожа - вневременной материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Простейшая одежда из шкур в эпоху неолита заменяется одеждами из кожи. Так появляются первые декоративные приёмы для художественной обработки кожи - гравировка и аппликация. Ремни, сумки, обувь, доспехи - кажется, они были всегда и у всех народов.

Натуральная кожа обладает пластичностью, долговечностью, она очаровательна и послушна, она дышит и позволяет чувствовать себя комфортно в любое время года. Если у вас есть старые кожанные вещи, дайте им вторую жизнь. Вложив частичку себя, эти вещи добавят индивидуальность, оригинальность и уют вашему дому. Такие поделки будут нести в дом радость и тепло ваших рук.

Это могут быть: декоративно оформленные баночки, бутылочки, сундучки, шкатулки, фантазийные панно, прихваты для штор, фоторамочки ( украшенные драпировкой или выжиганием рисунка), пояса ( в сочетании с металлом, деревом, костью, стеклом), заколки, браслеты, бусы, кулоны-кошельки, галстуки (!), ловушка сновидений, тиснёный переплёт для книги, декорирование мебели и многое-многое другое .

В зависимости от назначения изделия существуют множество приёмов и технологий художественной обработки кожи:

· перфорация или высечка;

· интарсия (по сути - инкрустация или мозаика).

6. Подбор материалов, инструментов и приспособлений

Для изготовления картины я использую следующее оборудование, инструменты и приспособления:

альбомный лист, карандаш, ластик для эскиза; картон для основы; обрезки кожи для изготовления цветов и основы; свеча, спички; ножницы; клей ПВА; кисточка; фоторамка.

Организация рабочего места и техника безопасности.

При работе в целях сохранения жизни и здоровья я выполняла и соблюдала все необходимые правила техники безопасности и охраны труда.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы со свечой.

1. Соблюдать порядок на рабочем месте.

2. Не наклоняться к зажженной свече близко.

3. Подносить детали к свече с помощью держателя.

4. После окончания работы задуть свечу.

7. Последовательность изготовления изделия

Любая работа любит порядок. При изготовлении швейного изделия существует определенная последовательность и ее нужно придерживаться.

Технологическая карта изготовления картины из кожи.

6. Изготовление эскиза моей будущей работы.

7. Изготовление шаблонов деталей из картона.




8. Изготовление деталей из кожи.




9. Изготовление заготовок цветов.



10. Оформление фоторамки.







7. Экономическое обоснование.

Затраты на изготовление моей картины невелики, так как я использовала материалы, которые есть дома.

8. Оформление проекта

Моя работа готова. Проверяю ее еще раз. Показываю маме, учителю.

9. Самооценка.

Я считаю, что цель достигнута. Работа сделана своими руками, оригинальная, экономичная. А главное, не похожа на работы других.

Всем моим одноклассникам картина понравилась. У них тоже появилось желание сделать такую же.

РЕКЛАМА.

Кожа - материал очень экономичный, ведь в каждой семье есть ненужные кожаные вещи: потерянная перчатка, старая ненужная сумка или кепка, старые сапоги. Это все пойдет в дело и получится красивая картина.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Начало художественной обработки кожи можно смело отнести к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур и первые, так называемые, аксессуары — ремни, обматывающее древко копья, пояса и сумки. В VIII—XII века мода на кожаные изделия настолько развилась, что даже обои в домах знатных особ стали делать из кожи.

Способов обработки этого натурального изделия еще в древние времена было немало. Это и гравировка, и тиснение, и аппликация, и пирография, и интарсия. Иногда для достижения большего художественного эффекта использовали несколько приемов. Одной из самых популярных была техника гравировки, при которой в ход шли всем известные акриловые краски. Удивительно, но эти техники используются до сих пор!

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Так, кожевенное производство неустанно развивалось. Ручная работа постепенно стала заменяться промышленным производством кожаных изделий. В России первая печатная машина для промышленной росписи по тканям появилась в начале XIX века в Иваново Вознесенске — тогдашнем центре текстильной промышленности. А спустя 1520 лет печатные машины по текстилю уже работали на всех профильных предприятиях Петербурга и Москвы. Однако кропотливый труд человека над каждой вещью всегда был и продолжает оставаться невероятно востребованным.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Более того, сегодня современная мода возвращается к традициям наших предков, и все чаще дизайнеры отдают свое предпочтение стильным аксессуарам с ручной росписью. Зародилось это движение и переросло в массовый тренд в Америке в середине 20 века, когда каждая модница спешила нанести на свою обувь или сумочку яркий эксклюзивный рисунок, желая таким образом выделиться из толпы однотипных барышень. Постепенно эта мода на уникальные вещи пришла и в Россию. И если в Америке настоящий бум на дизайнерскую роспись аксессуаров уже понемногу утихает, то в нашей стране только начинает набирать популярность.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Именно об этих трендах и особенностях росписи на кожаных изделиях рассказывает создатель арт-студии LIBERANN Анна Либер.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

«Перед тем, как приступить к работе с кожей, мне пришлось самой испытать множество красок. И, как говорится, набить немало шишек и испортить десятки изделий. Многие дизайнеры говорят, что художественный акрил для ткани подходит и для работы с кожей. Однако я с этим в корне не согласна. На пропитанную воском или финишором такая краска просто не ляжет, а будет постоянно трескаться, сыпаться, стираться и смываться. В итоге рисунок очень быстро потеряет свою исходную красоту. Конечно, можно покрыть его лаком, однако эстетическая составляющая потеряется полностью.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

На российском рынке есть пару более-менее подходящих красок для работы с кожей, которые можно найти в художественном магазине. Однако они подходят исключительно для максимально обработанного изделия. К тому же, палитра у них очень ограниченная, но они вполне подойдут для росписи на коже, которая не сильно подвержена носке. К примеру, блокноты или перчатки.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Вот только если вы захотите расписать кроссовки или туфли, то тут вы и столкнетесь с проблемой. Кожа обуви, как, кстати, и многих кожаных изделий, пропитывается всевозможными химикатами, которые способствуют сохранению ее целостность. С таким материалом невероятно сложно работать. А по итогу получается, что в России качественных красок для работы с кожаными вещами не найдешь.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Именно это и заставило меня обратиться к американским краскам, которые специализируются на акриле для кастом-движения. Давайте разберем, что это такое. Кастом – это сообщество любителей мотоциклов, которые превращают своих железных друзей в настоящее произведение искусства благодаря нанесению различных красок на поверхность харлея. Каждый мастер стремится создать из мотоцикла нечто потрясающее: начиная от деталей и заканчивая внешним видом. Именно для этого американские корпорации стали изобретать специальные краски, которые со временем не смывались и сохраняли свой первоначальный внешний вид.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Этим и воспользовались американские дизайнеры, которые перенесли краски для кастома на кожаные изделия. Это привело к настоящему прорыву в мире моды! В России, к сожалению, таких красок не найдешь, а вот рынок Америки ими богат. Мне пришлось специально заказывать из штатов набор палитры из более чем 80 цветов, и сейчас я могу смело разрисовывать любые поверхности, не боясь за долговечность полученного результата.

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Однако не стоит забывать, что к каждому виду кожи нужен индивидуальный подход. Под видами кожи подразумевается разный способ обработки кожи. Первым делом мы тестируем на небольшом кусочке способ нанесения, смотрим нужно ли обезжиривание поверхности или нет, способы нанесения краски, а также необходим ли финишор. Композицию росписи накидываем гелиевой белой ручкой или сразу тонкими линиями красками. Далее идет роспись и сушка. Сушка проходит под воздействием фена или оставляем изделие на сутки в хорошо проветренном помещении. Краска высыхает моментально, но чтобы она хорошо закрепилась, необходимо добиться выхода всей синтетики. После наблюдаем, понадобится ли снова финишор или нет. Кстати, мы пользуемся финишором только на гладкой лакированной поверхности. Все! Эксклюзивное изделие готово!»

История развития росписи по коже: от каменнофго века до современной ручной © Техномод

Таким образом, роспись по тканям и коже существует уже больше 10 веков, однако интерес к такому виду искусства не угасает до сих пор. Если раньше в каменном веке и во времена Византии люди расписывали предметы одежды и аксессуары с помощью натуральных красок, то сегодня техник росписи по изделиям существует огромное множество. Более того, в 21 веке рисунок с акриловой краской можно наносить не только на обувь и сумки, но еще и на блокноты, перчатки или на любую другую кожаную поверхность.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Творческий проект

«Картина из кожи»

Сазанова Карина,

ученица 10 класса

учитель технологии

Злобина Оксана Александровна

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1. Организационно – подготовительный этап

I. Выбор и обоснование проекта

II. Историческая справка

III. Выбор модели. Описание внешнего вида модели

IV. Эскиз изделия

V. Выбор материала и оборудования, инструментов и приспособлений

VI. Организация рабочего места

VII. Экономические расчеты изделия

2. Технологический этап

I. Выполнение технологических операций

II. Соблюдение условий техники безопасности

3. Заключительный этап

I. Оценка проделанной работы

II. Защита проекта

III. Экологическая экспертиза

IV. Список использованной литературы

1. Организационно – подготовительный этап

I. Выбор и обоснование проекта

При выборе темы моего проекта, я решила сделать картину своими руками.

Но как это сделать? Нарисовать! Нет ничего проще и нет ничего сложнее. Во-первых, не все смогут оценить, во-вторых, результат может сильно отличаться от задуманного. А еще картину можно сделать из солёного теста, из кожи, из засушенных цветов, из насыпного бисера, из стекла, ткани или даже шерсти. И не нужно уметь рисовать. Картины из кожи своими руками - это уникальный вид творчества, которым занимаются не только художники, но и самые обычные люди. Особенность этих картин в том, что такие произведения декоративного искусства являются объемными, имеют свою неповторимую фактуру и цвет.

Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:

o Эстетические – картина должна быть красивой. Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.

o Технологические – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.

o Экономические – изделие должно быть изготовлено из доступных, бросовых недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость.

o Эксплуатационные – соответствовать назначению.

o Экологические – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении её должно быть как можно меньше отходов и выполнить изделие желательно дав вторую жизнь старым вещам.

Актуальность проекта: проект построен с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей, что позволяет целенаправленно и поэтапно развивать творческие способности.

Гипотеза проекта: Изделия ручной работы несут положительную энергию и «тепло».

II. Историческая справка

Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Одежду, как и обувь, делали из шкур и кож с доисторических времен. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.

Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее.

Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. При археологических раскопках в Москве и Новгороде были найдены остатки хорошо оборудованных кожевенных мастерских, относящихся к XI-XII векам.

До нас дошли и несколько тысяч изделий древних мастеров. В основном, это, конечно, обувь, но не только она. Не один век пролежала в земле маска скомороха, а кожа, из которой она сделана, поражает качеством выделки.

В городе Торжке с XIII века выделывали сафьян по восточным рецептам - с помощью кислых хлебов, да потом ещё и расшивали его золотом и серебром. Пояса, кошельки, подушки, обувь охотно раскупались заморскими купцами и развозились во все концы света.

Московские кожевники в XV веке продавали за границу воловью кожу. В XVI веке продукция москвичей была известна в Литве, Татарии, Турции. А жители стольного града щеголяли в сафьяновых сапожках, чуть ли не всех цветов радуги: алых, красных, вишнёвых, лазоревых, зелёных, пёстрых, жёлтых, чёрных, белых. Те, кто побогаче, отделывали обувь жемчугом и золотом. И даже простолюдины топтали московские мостовые отнюдь не лаптями. Они носили сапоги как зимой, так и летом.

Кроме наших предков никто не умел делать шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять и красную юфть. Последняя была лучше других видов мягких кож, производимых в Германии, Франции, Англии и раскупалась за границей вплоть до начала прошлого века.

Уже в XV-XVIII веках русские кожевники были в числе лучших мастеров Европы, а первый завод, вырабатывающий сафьян, был построен в Москве ещё в 1666 г. - это на 83 года раньше, чем во Франции.

Ряд указов о налаживании кожевенного производства принял Пётр Великий. К 1872 г. в России насчитывалось 12 939 кожевенных предприятий, на которых выделывалась и превосходная сафьяновая кожа "как по нежности отделки (руками), так ещё более по самой аккуратной окраске в нежные цвета: палевые, бланжевые, сиреневые, светло-голубые", не знающая себе равных.

Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте - высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.

В русской глубинке каждый крестьянин был сам себе кожевник, шорник, скорняк. От поколения к поколению передавались в семье секреты и навыки работы с кожей. А от старших младшим - тулупы (что теперь принято называть дублёнками), сапожки да башмаки. Кожаные вещи в семьях берегли, зная, какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли даже волшебными свойствами. Исследователь народного творчества А.Н.Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян на природу" писал: "На Руси существует любопытное поверье: если в лунную ночь на святках пойти к проруби, разостлать на льду воловью или конёвую кожу и, сидя на ней, смотреть в воду, то нечистая сила поднимет кожу, понесёт её по воздуху и покажет всё, что должно случиться в будущем".

На самом деле кожа вряд ли сможет помочь вам заглянуть в будущее, но вот другими "волшебными" свойствами обладает наверняка. Человечество по достоинству оценило её прочность, практичность, элегантность, пластичность, и благодаря этим качествам уже не одно тысячелетие не выходит кожа из моды.

В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.

III . Выбор модели. Описание внешнеговида модели

На просторах интернета огромное количество моделей картин из кожи. Я выбрала три модели и решила остановится на модели № 2.

Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.

История развития кожевничества, фото № 1

Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.

История развития кожевничества, фото № 2

С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.

В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

История развития кожевничества, фото № 3

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.

Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.

История развития кожевничества, фото № 4

Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

История развития кожевничества, фото № 5

Издавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.

И, в общем, как ни странно это звучит, это её свойство ощущается и современными людьми. Ни одна технология до сих пор не позволила создать настолько живой, «теплый» и подходящий для человека материал. И пусть меняются стиль и дизайн, сегодня – в век синтетических и полимерных изделий – кожаные изделия остаются на пике моды. Как и многие тысячи лет назад – во времена скифов, шумеров и ацтеков.

Читайте также: