Когда пора менять масло в мкпп

Обновлено: 22.04.2024

Механическая коробка передач теряет свою популярность. Автомобили, оснащенные этими агрегатами, не могут обеспечить такого же уровня комфорта, как те модели, которые укомплектованы автоматами. Особенно популярны машины с АКПП в крупных городах, где приходится регулярно стоять в пробках. Некоторые модели премиального сегмента и вовсе не предлагаются с МКПП, так как спрос на подобные модификации очень невелик.

Смазочный материал МКПП

Механическая коробка передач представляет собой сложный агрегат, работа которого подразумевает взаимодействие большого количества элементов. В процессе функционирования между ними неизбежно возникает трение, которое приводит к износу деталей. Чтобы избежать быстрого выхода элементов из строя в корпус заправляется смазочный материал. Отметим, что он существенно отличается от рабочей жидкости АКПП. Также составы могут иметь различные характеристики. Свойства подходящей смазки можно узнать в инструкции по эксплуатации автомобиля или в профильном техцентре.

Нужно ли менять масло в механической КПП

Как и любой другой смазочный материал, работающий в условиях термических нагрузок, масло МКПП со временем теряет свои защитные свойства. Также в его составе скапливаются продукты износа, которые могут навредить подвижным элементам. Поэтому обновление смазочного материала механической коробки, безусловно, необходимо осуществлять не реже, чем каждые 50-60 тысяч километров пробега. Естественно, при этом важно выбирать оригинальные составы или их полный аналог от ведущих производителей. Дешевая смазка не сможет обеспечить должного уровня защиты элементов.

Как проводят работы:

Объем смазки может отличаться в зависимости от конкретного агрегата. Отметим, что он не должен быть меньше номинального, иначе неминуем ускоренный износ компонентов.

Стоит ли промывать агрегат?

Существуют специальные составы, предназначенные для промывки МКПП. Они имеют специальные присадки, которые эффективно растворяют отложения не элементах агрегата. Однако эти жидкости используют не всегда. Чаще всего их применяют в случае, когда автомобиль эксплуатируется в условиях повышенных нагрузок или замена масла МКПП не производилась очень давно. Но применение промывочных составов возможно и в профилактических целях. Качественная химия от известных производителей не навредит механизму.

Применение промывочной жидкости:

Сервисмены также могут оценить необходимость применения промывочной жидкости по состоянию старого масла. Если оно сильно загрязнено, то есть смысл использовать специальные средства.

Где проводить замену масла МКПП?

Если Вы не имеете опыта осуществления таких операций, то правильным решением будет обратиться к профессионалам. Конечно, мероприятия не представляют собой ничего сложного, однако предполагают наличие подъемника (или ямы). Также важно точно рассчитать объем свежего масла. Отметим, что на месте Вы также сможете приобрести нужные расходники, что позволит сэкономить свое время. В этом же случае удастся избежать ошибок при подборе материалов.

Несомненным преимуществом механических коробок передач является их надежность и простота обслуживания. И все же даже такая трансмиссия потребует внимания от автовладельцев, в частности, в МКПП требуется на регулярной основе проводить замену масла. Поговорим поподробнее о том, когда же нужно проводить обслуживание механической коробки передач и менять в ней масло.

Необходимость сервиса в механической коробке передач

Многие автовладельцы до сих пор спорят о том, требуется ли на механической коробке передач проводить замену трансмиссионного масла. Дело в том, что производитель часто заявляет о том, что им заливается ещё по заводу такая трансмиссионная жидкость на весь срок эксплуатации автомобиля, и проводить какие-либо работы в последующем не требуется. Однако большинство мастеров, которые занимаются ремонтом механических коробок передач, всё же рекомендуют проводить такой сервис, что позволяет избежать преждевременного износа и критических поломок.

В отличие от автомата, на МКПП используется стандартное масло, которое не такое дорогое как для АКПП, поэтому все сервисные работы будут по карману каждому автовладельцу. А вот пренебрегая такой работой можно привести к тому, что в масле накапливаются продукты износа, в последующем существенно увеличивается температура МКПП, отмечается повышенный износ, а буквально на 100-150 тысячах километров пробега появляются уже критические поломки трансмиссии. В особенности страдает механика в том случае, если автомобиль используется в условиях повышенных нагрузок, например с загруженным багажником или с прицепом.

Как определить необходимость замены масла

Определить необходимость замены масла в трансмиссии не составит какого-либо особого труда. Специалисты рекомендуют выполнять такую работу каждые 150 тысяч километров пробега, при условии эксплуатации машины без существенных нагрузок. Если же машина часто используется с полной загрузкой или же основной пробег у неё приходится на городские улицы и постоянные пробки, такую работу следует проводить даже на пробеге в 70-80 тысяч километров.

Первым признаком необходимости выполнения такой замены масла в механической коробке передач является появление характерного воя из района трансмиссии на высоких оборотах. Это свидетельствует о том, что масло потеряло часть своих свойств и на пиковых режимах работы уже не может обеспечить качественного смазывания всех подвижных шестерёнок и валов внутри коробки передач. Выполнение такого сервиса позволит не только продлить срок службы автомата, но и сделает поездки на автомобиле куда более комфортными.

Также автовладельцу необходимо наблюдать за тем, как легко переключаются передачи. Если требуется прикладывать большие усилия к рычагу, то подобное может свидетельствовать о наличии как неисправности МКПП, так и проблем с маслом. В подобном случае проводится замена трансмиссионной жидкости, а если это не позволило решить имеющиеся проблемы, то коробку передач вскрывают, проводят её диагностику и ремонт.

Не лишним будет также выполнить проверку уровня масла в коробке передач, что делается при помощи соответствующего щупа при его наличии. Если техническая жидкость резко поменяла свой цвет, стала темно-коричневой или в ней появился характерный горелый запах, в подобном случае необходимо вне зависимости от наличия или отсутствия симптомов проблем со смазкой, даже не дожидаясь конкретно пробега, выполнить её замену. Это станет отличной профилактикой появления различного рода серьезных неисправностей.

Подведём итоги

В процессе эксплуатации автомобиля с механической коробкой передач в трансмиссии потребуется менять масло, что обычно выполняется на пробегах в 100-150 тысяч километров. Признаком необходимости выполнения такой сервисной работы является тугой ход рычага при переключении ступени, а также появление характерного гула, который усиливается на высоких оборотах двигателя.

Все трущиеся детали автомобиля нуждаются в хорошей смазке, иначе их срок годности ощутимо сокращается. В трансмиссии шестерни неразрывно связаны.

Также рабочая жидкость создает защитную прослойку, предотвращающую окисление металла. Охлаждение — тоже важная составляющая трансмиссионного раствора. При движении авто температура в участках сцепления стремится к 250 градусам Цельсия. А смазка при этом не нагревается выше 150, поэтому элементы устройства передают ей свое тепло.

О сроках замены в сети ведутся жаркие дебаты. Производители не регламентируют регулярность, но при 150-250 тыс. км пробега жидкость заполнена металлическими частицами. Смазочный материал теряет свои свойства.

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Через сколько надо менять масло в коробке МКПП и АКПП

В “механике” стружка беспрепятственно циркулирует в растворе. В результате теплопроводность масла увеличивается и ухудшаются другие его технические характеристики. Из-за нагрева в узле образуется пена, которая в сочетании с продуктами износа перестает выполнять защитные и смазочные функции в необходимом объеме. “Автомат” при критическом загрязнении страдает — крутящий момент от движка не передается.

Как часто менять масло в механической коробке

Регламентирующий график от производителя для “механики” найти несложно — смотрите техническую документацию к вашему автомобилю. Не всегда такая информация, к сожалению, есть в руководстве. Предлагаем ориентироваться на мнение опытных автовладельцев и профессионалов. Общая рекомендация такая: меняйте трансмиссионный раствор каждые 100 тыс. км пробега или 7 лет. При большой нагрузке авто срок сокращается до 60-70 тыс. км пробега. Важно: интервал зависит еще от класса машины и типа используемого средства.

Через сколько меняется масло в коробке на “механике” — разновидности рабочих растворов

Классификация строится на различиях основы. Минеральные бюджетные варианты сейчас практически не представлены. Их используют крайне редко и только для заднеприводных транспортных средств.

“Полусинтетика” зачастую применяется для авто эконом-сегмента с передним приводом. Такая жидкость способна защитить запчасти МКПП от износа до 60 тыс. км пробега. Она доступна по стоимости и хорошо проявляет антикоррозийные свойства.

“Синтетику” относят к наиболее качественным маслам. Высокая стоимость окупается ее возможностями. Стойкость к температурным перепадам и присадки, обеспечивающие долговечность работы, оправдывают затраты. Особенно актуально для местности с жарким летом и холодными зимами.

Сколько по времени менять масло в коробке — алгоритм

Потраченное время может сильно отличаться — это зависит от навыков и технической подготовки. Данную процедуру производят осенью/зимой, так как именно в эти сезоны вероятность отказа агрегата выше. При покупке подержанного авто не ждите “холодов” — меняйте рабочие жидкости сразу (обязательно, если машина “пробежала” более 60 тыс. км).

Этапы самостоятельной работы перечислены ниже:

  • прокатитесь на автомобиле минут 10 (нужно для разогрева жидкости);
  • установите ТС на яме;
  • зафиксируйте колеса “башмаками” (без такой подстраховки есть риск отката);
  • открутите маслозаливную пробку;
  • слейте старое масло в заранее подготовленную тару;
  • заправьте новое средство до нижней границы горловины (используйте для удобства шприц);
  • закройте крышку (часто на этом этапе нужны новые уплотнители и крышки).

Через сколько менять масло в коробке передач — общие правила

Выбирайте смазывающую жидкость, рекомендованную производителем (MTF — для “механики”, ATF — для “автомата”). Не допускайте смешивания разных составов и изготовителей. Уменьшайте межсервисный интервал обновления раствора при интенсивной эксплуатации автомобиля. Перед началом работ внимательно изучите вопрос, подберите подходящее средство. Для наглядности найдите видео с пошаговой инструкцией.

Через сколько тысяч менять масло в коробке? На сроки влияет тип средства для КПП. Для минеральных рекомендованный срок — 40 тыс. км пробега. Полусинтетические полностью обновляют каждые 50 тыс. км пробега. Для “синтетики” этот срок при нормальной эксплуатации может составить 80 тыс. км пробега.

Когда менять масло в “механике”

Для этого типа коробок передач строгих указаний от производителя нет, но мы рекомендуем ориентироваться на 50-60 тыс. км пробега. Если условия тяжелые, срок нужно сократить на 30-50%. Замена проводится полностью. При самостоятельной работе важно найти эстакаду, необходимые инструменты и емкость для “отработки”.

Как часто нужно менять масло в коробке? Мы уже писали общие рекомендации по срокам. Приведем советы опытных автовладельцев, актуальные при работе своими руками:

  • прогрейте масло перед заменой;
  • перед закручиванием “слива” установите новое уплотнительное кольцо;
  • залейте средство шприцом;
  • уровень трансмиссионной жидкости не должен превышать нижней кромки.

Так когда же менять масло в механической коробке передач? Ориентируйтесь на рекомендации опытных автовладельцев и профессионалов. Они утверждают — замена необходима не реже, чем каждые 60 тыс. км пробега. При перегрузках делите эту цифру на два.

  • интерактивная карта с адресами автомастерских;
  • тематические статьи;
  • отзывы и оценки пользователей и пр.

Напомним, что пренебрежение к качеству масла и срокам его замены приводит к скорому износу нагруженных и трущихся запчастей. Шумы (гул и скрежет) в трансмиссии при переключении скоростей — явный признак надвигающейся проблемы.

Замена трансмиссионного масла: механика и автомат [пошаговая инструкция]

Замена трансмиссионного масла – очень важный момент в эксплуатации любого автомобиля. Именно этот специфический состав позволяет механизмам выдерживать сильные нагрузки при их взаимодействии между собой.

Поэтому если вы не хотите иметь проблем со своей коробкой (например, деформацию деталей), важно следить за наличием и качеством трансмиссионного масла, а значит – вовремя его менять. О том, как это делать правильно и что стоит учитывать для механической и автоматической коробки, читайте далее.

Роль своевременной замены масла в коробке передач

Роль своевременной замены масла в коробке передач

Общеизвестно, что коробка испытывает значительные нагрузки. Следовательно, все соприкасающиеся детали и поверхности должны быть обработаны смазкой высокого качества с эффективным действием. Значит, главная функция масла, находящегося в КПП, заключается в защите от трения.

Если говорить о КПП механического типа, то смазочная жидкость в этой трансмиссии, в отличие от двигателя, не особенно сильно нагревается. Большая часть деталей не испытывает существенных нагрузок, так как постоянно омывается маслом. Прочие же элементы получают смазку способом разбрызгивания.

Другой важной функцией смазочного состава является отведение излишков тепла и смыв загрязнений, образующихся во время эксплуатации трансмиссии. Кроме того, он служит защитой элементов коробки от коррозии.

Важный момент: для автоматической коробки передач масло более значимо, чем для механической. Ведь в АКПП заливают специальную трансмиссионную жидкость (ATF), существенно отличающуюся по качеству и характеристикам от предназначенных для МКПП.

Основными функциями трансмиссионного раствора являются смазка, защита и очистка поверхностей. Кроме того, эта жидкость – еще и рабочее тело гидромеханической коробки-автомата. Крутящий момент передается на коробку от двигателя именно в ГДТ (гидротрансформатор), являющийся, по сути, гидромуфтой. Во время этого процесса происходит сильный нагрев масла (до 90 ͦи больше).

Под давлением трансмиссионное масло доставляется по каналам гидроблока на исполнительные механизмы, тем самым обеспечивая управление АКПП в виде автоматического переключения передач.

Периодичность замены трансмиссионного масла

Периодичность замены трансмиссионного масла

Замена трансмиссионного масла производится, когда пакет присадок теряет свои эксплуатационные характеристики и работоспособность. В результате компоненты не обеспечивают необходимую защиту функционирующим поверхностям. На субстанции начинает образовываться пена, в некоторых случаях случается задир главной передачи. Все это может привести к появлению неприятного гула шестеренок в дифференциале КПП. Гудение со временем усиливается и, в конце концов, после пробега около 500 км начинается разрушение зубьев шестерен. Результат – заклинивает КПП. Как правило, это касается полноприводных и переднеприводных автомобилей.

Модели с задним приводом и КПП механического типа позволяют эксплуатировать трансмиссионное масло без проблем на 10–20 тыс. км дольше. При этом оно сохраняет свои свойства, так как на коробку передач не оказывается значительных температурных нагрузок. Меняют масло одновременно с заменой его в редукторе. Эта процедура нужна, чтобы устранить загрязнения, которые образуются в процессе функционирования шестеренок. Вместе со смазочным веществом во время слива из картера КПП удаляются стружки и другой мусор.

Интервал замены трансмиссионного масла составляет один раз за 60 тыс. км. Если стиль вождения интенсивный (то есть стремительный разгон и резкое торможение), то смазку необходимо менять через каждые 40 тысяч километров. Причем данных рекомендаций следует придерживаться вне зависимости от общего километража пробега.

Есть такие модели автомобилей, картер КПП которых не оборудован сливной пробкой. Поэтому смазка в них заливается на весь эксплуатационный срок.

В современной автомобильной промышленности большой популярностью стали пользоваться вариаторные коробки передач. Несмотря на их принадлежность к автоматическому типу, внутреннее устройство отличается. Функционируют вариаторные КПП в условиях жестких температурных режимов, поэтому вместо обычного смазочного вещества, используемого для трансмиссий-автоматов, в них заливают специальный.

Рекомендуем

Замена трансмиссионной жидкости в вариаторах производится через 50 тыс. км. Если предполагается агрессивная езда, срок уменьшается до 30 тыс. км. Следует строго придерживаться рекомендаций по замене вариаторной жидкости, потому что присадки теряют свои свойства очень быстро. Это происходит из-за того, что ремень вариатора постоянно испытывает сильные нагрузки и работает в жестких температурных режимах.

Виды трансмиссионных масел

Виды трансмиссионных масел

Выпускаются различные типы трансмиссионных масел. На их вязкость оказывают влияние содержащиеся в составе присадки и добавки. В зависимости от сырья масла бывают:

  • минеральными, изготавливаемыми из нефтепродуктов;
  • синтетическими, которые получают в процессе синтеза, они отлично функционируют с различными присадками и другими добавками;
  • полусинтетическими, которые изготавливаются путем смешивания двух основ (минеральной и синтетической) и добавления дополнительных компонентов.

Согласно международной классификации SAE, уровни вязкости подразделяются на:

  • SAE 70W – используется в странах Севера (при рабочей температуре -55 ͦС);
  • SAE 75W – для трансмиссий, функционирующих при температуре -40 °C;
  • SAE 80W – предназначено для использования в зимнее время при температурах от минус 26 градусов;
  • SAE 85W – смазочная жидкость, используемая в зимнее время (от -12 ͦС);
  • SAE 90 – трансмиссионное масло для лета;
  • SAE 140, SAE 250 – специальная смазка для применения летом;
  • SAE 75W-90, SAE 75W-140, SAE 80W-90 – для всесезонного использования;
  • SAE 85W-140 – подойдут в качестве всесезонных и летних трансмиссионных масел.

Как проверить уровень трансмиссионного масла

Уровень трансмиссионного масла

Проверку уровня производят специальным щупом, который находится под капотом автомобиля. Как правило, инструмент для контроля объема бывает красного цвета.

Перед проверкой необходимо проехать примерно 10 км, чтобы АКПП хорошо прогрелась. Затем выбрать ровную площадку и остановиться. Не заглушая мотор, установить рычаг в положение «Паркинг» и дать двигателю поработать еще около 4 минут вхолостую.

Процедура проверки уровня при помощи щупа:

  • достать инструмент при заведенном моторе;
  • протереть поверхность щупа с целью удаления ворса, ниток;
  • вернуть инструмент на прежнее место, после чего оставить его на 5 секунд;
  • достать щуп и посмотреть на метку Hot.

Если уровень в норме, то на щупе он будет между отметками «максимум» и «минимум».

Есть модели автомобилей, в которых процедура проверки выполняется по-другому:

  • щуп отсутствует, а уровень виден в смотровом окошке;
  • прежде чем начать проверку, выставляют положение «N»;
  • контроль производят, когда двигатель заглушен.

Замена трансмиссионного масла в механике: инструменты и порядок действий

Замена трансмиссионного масла в механике

Перед работой нужно приготовить:

  • ключ или головку (размер 17 мм);
  • бутыль или канистру объемом 5 л;
  • пластиковую бутылку (1,5 л);
  • рабочую одежду, включая пару перчаток;
  • нож;
  • домкрат;
  • страховочную подставку под автомобиль;
  • трансмиссионное масло (не менее 3,5 л);
  • тряпки;
  • металлические щетки.

Если в гараже пол из бетона или стали, следует застелить его листом фанеры.

Обязательно наличие подъемника. Большинство собственников автомобилей не имеют в гараже подъемного механизма, поэтому для замены трансмиссионного масла подойдет обычная смотровая яма либо эстакада.

Необходимы инструменты (стандартный ремкомплект), посуда, чтобы сливать в нее отработанную субстанцию, автошприц для заливки трансмиссионного масла в емкость.

Этапы работ по замене трансмиссионного масла, когда подошел срок

Этапы работ по замене трансмиссионного масла

Прежде чем менять масло в трансмиссии, необходимо его нагреть, чтобы оно стало более текучим. Для этого нужно проехать около 20 километров. Далее, не позже чем через 15 минут, надо начинать работы по замене:

  • Установить автомобиль на яму (эстакаду) или на подъемник.
  • Вывернуть пробку, находящуюся на маслоналивной горловине. Это необходимо для беспрепятственного оттока масляной жидкости. Рекомендуем осмотреть уплотнительное кольцо на крышке и оценить его состояние: если требуется, заменить.
  • Открутить пробку на сливном отверстии и слить жидкость в заранее приготовленную емкость.
  • Закрутить крышку.
  • При помощи автошприца влить трансмиссионную жидкость в маслоналивной отсек до нижней метки.
  • Завернуть пробку на маслоналивном отверстии.

Пошаговая замена трансмиссионного масла на АКПП

Существует два вида автомобилей с автоматической коробкой передач. К первой группе относятся агрегаты, нуждающиеся в периодической замене смазки в трансмиссии. Вторая группа включает автомобили с АКПП, в которую смазывающее вещество залито на весь эксплуатационный период.

Как правило, к первому виду относятся модели, выпущенные давно (более 20 лет назад). Согласно графику ТО, срок замены трансмиссионного масла для них – каждые 30–40 тысяч километров.

Рекомендуем

Большинство современных автомобилей не нуждается в замене масла, так как в них залита специальная синтетическая жидкость, сохраняющая свойства на протяжении всего эксплуатационного периода. Загвоздка в том, что производители не указывают сроки. Если пробег в год в среднем составляет около 30 тыс. км, то период эксплуатации синтетического состава не может превышать 6 лет. Из этого легко сделать вывод, что менять масло все-таки нужно.

Смазку можно обновить частично или полностью.

  • Если производится частичная замена, времени и материала на это уйдет меньше. Однако старый и новый состав смешаются, поэтому результат не будет идеальным.
  • При полной замене трансмиссионной жидкости нужно будет потратить больше времени. Но зато она сохранит свои свойства на более длительный период (30–50 тыс. км). Надо сказать, что при полной замене в каналах все равно остается масло в небольших количествах. Кроме того, не всегда в устройствах есть сливной клапан.

Сначала прогрейте двигатель (проехав 10–15 км) и подготовьте материалы и инструменты. Вам понадобятся:

  • мерная емкость, чтобы замерять количество отработанной жидкости;
  • воронка;
  • герметик;
  • прокладка для установки в поддон коробки;
  • уплотнитель для сливной пробки;
  • тара для промывки деталей, немного бензина, ацетона и кисточка;
  • новый фильтр (при необходимости);
  • набор ключей.

Пошаговая замена трансмиссионного масла на АКПП

Этапы работы

1. Слить отработку:

  • установить селектор в нейтральный режим, поднять ручник, поставить машину на яму или поднять на подъемник;
  • непосредственно под сливной пробкой поставить посуду для приема старого масла;
  • демонтировать поддон и удалить герметик и остатки масла;
  • снять фильтр, предварительно поставив под него емкость под отработку.

2. Обработать поверхность поддона:

  • поддон вместе с магнитами промыть бензином, используя кисточку;
  • вытереть тряпкой без ворса;
  • при необходимости замены фильтра, ее можно осуществить на этом этапе;
  • если деталь остается, то ее нужно обработать бензином.

3. Поставить поддон:

  • место, на которое будет установлен поддон, обезжирить;
  • поменять прокладку, нанести герметизирующий состав на стыковые участки;
  • установить поддон и завернуть болты.

Замена трансмиссионного масла.jpg

4. Залить масло (используя воронку, влить жидкость в том же количестве, что была слита).

5. Продавить и долить смазочную жидкость (на этом этапе потребуется помощь):

  • шланг, который расположен слева (по ходу движения) и служит для охлаждения масла, отсоединить;
  • один конец поместить в подготовленную тару;
  • поставить нейтральную передачу, поднять ручной тормоз, завести двигатель;
  • новое масло вытеснит старое (когда появится свежая трансмиссионная жидкость, нужно замерить слитый объем для последующего долива в систему).

6. Проверить уровень масла (это нужно делать, ориентируясь на горячие и холодные метки, правильнее будет немножко не долить, чем перелить).

Что говорят автолюбители о целесообразности замены трансмиссионного масла после обкатки

Целесообразность замены трансмиссионного масла после обкатки

  1. В принудительном порядке заменили масло в МКПП на 30 тыс. км

«У меня «Тойота» с механической КПП. Официальный представитель, ссылаясь на фактор обкатки, принудительно залил новое масло при пробеге 30 тыс. Я потребовал, чтобы выдали бюллетень от Toyota».

«Нужно после обкатки менять, так как скапливается очень много стружки, которая влияет на шарикоподшипники».

Рекомендуем

«В автомобиле BMW нужно менять либо раз в 100 тыс. км, либо раз в 4 года. Если BMW 330d, то каждые 40 тысяч в раздаточной коробке, а в КПП – через 100 тысяч. В «Хонде-Фит» менять в РК раз в 40 тыс. км. Конечно, можно этого и не делать. Как говорится, дело ваше. «Кашкай» требует замены тормозной жидкости уже на 30 тыс.».

Замена масла в коробке передач автомобиля: нюансы процедуры

Любой, даже самый надежный и качественный двигатель автомобиля нуждается в периодическом обслуживании. Это же касается остальных автомобильных узлов и систем, в том числе и трансмиссии. Важное место в ТО занимает замена масла в коробке автомобиля. Для чего и как часто нужно менять смазку в КПП? Какими способами требуется производить замену? Этим вопросам и будет посвящена данная статья.

Зачем нужна замена масла в разных типах коробки передач

Масло в автоматической коробке передач не только выполняет роль смазки, но также участвует в работе гидравлических систем (клапаны и механизмы переключения). Если АКПП снабжена гидротрансформатором, трансмиссионная жидкость также обеспечивает работу фрикционных механизмов, поэтому такая коробка имеет более высокие характеристики, в том числе износостойкость.

Трансмиссионная смесь в автоматической коробке передач охлаждается благодаря встроенному радиатору и пропускается через масляный фильтр. Производители автомобилей четко указывают срок эксплуатации трансмиссионной жидкости. Без своевременной замены масла весь узел может выйти из строя.

Замена масла в разных типах коробки передач

В механической КПП отсутствует масляный фильтр и радиатор охлаждения, и в отсутствие защиты смазка еще больше нуждается в систематической замене. В теплое время года при высоких нагрузках двигателя с механической коробкой передач перегретая смазка вспенивается и теряет свою главную способность – уменьшать силу трения. Вспениванию подвержено именно старое масло, которое не менялось долгое время.

Рекомендуем

Замена масла в автоматической коробке передач автомобиля

Замена производится в основном тремя способами:

1. Частичная замена масла

Довольно популярна среди водителей частичная замена, когда старая жидкость разбавляется свежей. Для этого в картере коробки передач откручивают сливную пробку, расположенную снизу, и дают некоторому количеству смазки вытечь. После этого в систему заливается свежая жидкость, равная по объему слитой. Таким образом старое масло «освежается» путем замены 30-40% его объема. Фактически происходит смешивание новой жидкости со старой, на работу коробки передач это кардинальным образом не влияет. Для замены большего объема смазки процедура повторяется от 3 до 5 раз с интервалом в несколько сотен километров пробега.

Достоинства способа:

  • работы можно выполнять самостоятельно и в одиночку, без помощи специалистов или напарников;
  • малый расход трансмиссионной жидкости на каждую замену;
  • фильтр с поддоном в процессе процедуры промывается, и по характеру вымытых отложений на поддоне можно диагностировать работу коробки и предотвращать крупные неполадки;
  • из автоматической коробки автомобиля вымываются чаще всего только вредные отложения, в связи с этим уменьшается риск возникновения неисправностей АКПП.

Недостатки способа:

  • необходимость в многократной замене трансмиссионной жидкости обуславливает достаточно большой ее суммарный расход;
  • поменять таким способом полностью все масло невозможно.

2. Полная замена масла на СТО

Большое количество сервисных станций укомплектованы специальным оборудованием (чаще всего производства Wynns) для замены масла в коробке автомобиля методом продавливания. При этом происходит вытеснение старой смазки свежей, и обеспечивается полноценная замена трансмиссионной жидкости.

Полная замена масла на СТО

Процесс происходит следующим образом: трубки аппарата соединяются с коробкой передач через радиатор охлаждения, далее запускается двигатель автомобиля. При этом сливается старая жидкость и вместо нее заливается новая. Контролировать процесс можно по изменению цвета смазки, наблюдая в специальное окно. Как только цвет жидкости изменяется до нужного оттенка, процесс останавливают. Расход масла при замене таким способом составляет 10-12 л, а стоимость всей процедуры — примерно 200-400 рублей, не считая расходов на новую трансмиссионную жидкость. Опционально предлагается услуга промывки.

Достоинства способа:

  • процедура прозрачна и полностью подконтрольна — весь процесс можно наблюдать и точно видеть количество заменяемой жидкости;
  • благодаря полной замене трансмиссионной жидкости существенно сокращается расход топлива в автомобиле и значительно уменьшаются потери в гидротрансформаторе, а сама коробка становится более отзывчивой;
  • работу выполняют профессионалы, которым можно доверять.

Недостатки способа:

  • предоставляется гарантия лишь на выполненную работу, но не на нормальное функционирование автоматической коробки в будущем — происходит полная очистка коробки от всех отложений, включая необходимые для адекватной работы АКПП, что может привести к неисправностям (это актуально скорее для подержанных автомобилей со значительным пробегом);
  • процедура на данный момент доступна не для всех, поскольку не все СТО укомплектованы необходимым оборудованием;
  • естественно, более высокие расходы на процедуру по сравнению с самостоятельной частичной заменой.

3. Полная замена масла своими руками

Если вы хотите избежать лишних трат на специалистов автосервисов и уверены в собственных силах, этот способ для вас.

Суть его заключается в следующем. Автоматическая коробка предварительно прогревается, для чего на автомобиле необходимо проехать порядка 5 км. Затем машина загоняется на смотровую яму, двигатель глушится. Далее с АКПП максимально сливается жидкость через сливное отверстие на поддоне коробки. Достаточно большое количество трансмиссионной жидкости остается на поддоне, поэтому его необходимо аккуратно снять. Следует проявлять осторожность, чтобы не вылить жидкость из поддона на себя.

Далее снимается масляный фильтр, при этом выльется еще некоторая часть смазки. Фильтр промывается бензином или сольвентом и продувается. Поддон также подвергают промывке от накопившегося налета. Затем фильтр с прокладкой и поддоном устанавливают на место и заливают свежее масло в объеме, равном объему слитой жидкости или с небольшим запасом. Заливку производят через отверстие щупа.

Следующим этапом от масляного радиатора автомобиля отсоединяют маслопроводные трубки и на их место надевают заранее приготовленные шланги, концы которых опускают в емкость подходящего объема для слива отработанной жидкости. В качестве емкости можно использовать обычные пластиковые бутылки из-под газированной воды. После запуска двигателя начнется вытекание трансмиссионной жидкости по шлангам в емкость.

Полная замена масла своими руками

Как только сливаемая жидкость станет цвета свежего масла, это будет означать, что свежая смазка полностью вытеснила отработанную, и пора выключать двигатель. Для этой цели лучше воспользоваться помощью напарника. В завершение операции сливные шланги снимаются и обратно надеваются маслопроводные трубки. Уровень масла следует проверить дважды: после замены и после спокойной тестовой езды.

Достоинства способа:

  • расход масла не выше или даже меньше по сравнению с заменой жидкости на СТО;
  • в сравнении с той же услугой СТО операция заметно дешевле.

Недостатки способа:

  • все проблемные моменты, связанные с самостоятельным ремонтом, будут иметь место и в данном случае.
Рекомендуем

Замена масла в механической коробке передач автомобиля

Трансмиссионная жидкость в автоматической коробке передач служит в том числе и рабочим телом, которое передает крутящий момент. В дизельных двигателях гусеничных транспортных средств давление трансмиссионной жидкости также создает крутящий момент, поворачивающий коленчатый вал для зажигания. Механическая же коробка не снабжена ни масляным насосом, ни гидротрансформатором. Возникает вопрос, какую функцию там выполняет масло.

На самом деле, таких функций три:

В коробке передач автомобиля имеются шестерни, находящиеся в зубчатом зацеплении. Соответственно для более плавного хода, снижения износа зубьев за счет уменьшения трения между ними необходима смазка. Смазочный материал также удаляет из зоны контакта продукты износа – мелкую стружку и металлические частицы.

Масло покрывает поверхности деталей защитным слоем, предохраняя их от коррозии и окисления, снижая трение и продлевая таким образом срок службы всего двигателя.

При движении автомобиля смазка в коробке передач нагревается в среднем до 150 градусов Цельсия. В зоне контакта шестеренок температура может достигать 300 градусов. Масло омывает шестерни и эту температуру немного снижает.

Итак, находящийся в механической КПП небольшой объем смазочной жидкости (примерно 2,5-3 л) в целом может значительно увеличить срок эксплуатации трансмиссии.

Замену масла в коробке автомобиля желательно проводить осенью вне зависимости от возникшей причины (подозрение на неполадки, посторонние шумы, плановая замена и т. п.). Дело в том, что в зимний период коробка передач испытывает гораздо более сильные нагрузки. Автоматические КПП, наиболее чувствительные к этим нагрузкам, чаще всего выходят из строя именно зимой.

Если вы приобрели подержанный автомобиль с большим пробегом, вам тем более нужно сменить в нем трансмиссионную жидкость, и чем пробег этого автомобиля выше, тем важнее провести скорейшую замену. Неизвестно, как часто и в каком объеме на самом деле менялась жидкость в трансмиссии прежним владельцем.

Замена масла в механической коробке передач автомобиля

Перед сливом старого масла его следует разогреть. Для этого достаточно проехать на автомобиле порядка 5 км. Разогретая смазка становится менее плотной, и ее проще слить. Но сливать жидкость сразу после обкатки машины не стоит – смазка еще слишком горячая. Чтобы не обжечься, лучше подождать несколько минут, пока масло не остынет до приемлемой температуры.

Порядок действий при замене трансмиссионной смазки:

  • поместите автомобиль на смотровую яму и зафиксируйте колеса башмаками;
  • чтобы облегчить слив отработанного масла, ликвидируйте разрежение внутри, отвинтив с другой стороны пробку заливной горловины, вместе с этим проверьте целостность уплотнительного кольца на пробке – возможно, его нужно заменить;
  • аккуратно отвинтите пробку слива, остерегаясь горячей жидкости, слейте ее в приготовленную емкость, после чего закрутите сливную пробку;
  • вооружитесь шприцем, залейте свежее масло до нижней кромки заливной горловины и плотно закройте горловину крышкой – во избежание появления масляных подтеков лучше чуть недолить, чем перелить.
Рекомендуем

Периодичность замены масла в коробке передач автомобиля

Информация о сроке эксплуатации трансмиссионной смазки и периодичности ее замены обычно имеется в техническом руководстве автомобиля. Иногда эта информация отсутствует. В этом случае стоит пользоваться усредненными данными. В соответствии с ними масло меняется каждые 100 тысяч км пробега в автомобилях с практически любым типом коробки передач.

Периодичность замены масла в коробке передач автомобиля

С учетом российских дорог и агрессивной манеры езды многих отечественных водителей цифру максимального пробега лучше уменьшить на 30-40%. То есть получится примерно 60-80 тысяч км.

Однако и эти цифры будут актуальны для автомобилей класса выше среднего, где используется качественная синтетическая смазка. В случае бюджетных моделей, где применяются в основном полусинтетические масла, максимальный пробег между заменами уменьшается до 45-50 тысяч км. Наконец, в старых автомобилях с задним приводом, использующих чаще всего минеральную смазку, необходимо менять смазку в трансмиссии через каждые 35-40 тысяч км.

Необходимость в замене масла может возникнуть по причине потери функциональности присадок, которые перестают обеспечивать должную защиту трущимся поверхностям. В результате ускоряется износ деталей. Масляное вспенивание может привести к задиру главной передачи. Симптомом этого является характерный гул, исходящий от шестеренок. Уже через 50 км шестеренки начнут разрушаться, что приведет в итоге к заклиниванию коробки передач. Такая ситуация характерна для переднеприводных и полноприводных автомобилей.

В автомобилях с задним приводом и механической коробкой трансмиссионное масло не испытывает столь сильных термических нагрузок. Поэтому с такой коробкой можно ездить, не меняя смазку на 20 тысяч км дольше, чем с АКПП.

Вместе со сменой трансмиссионной жидкости, как правило, необходимо менять и масло в редукторе. При этом удаляются металлическая стружка и грязь, образующиеся в результате работы шестеренок и удаляющиеся вместе со смазкой.

Отдельного внимания заслуживают автоматические КПП с вариатором. Принцип действия этого типа автоматических коробок стоит изучить для понимания того, как часто и когда нужно производить замену трансмиссионной жидкости. Устройство вариаторных коробок принципиально отличается от обычных АКПП, хотя их и причисляют к одному классу. Вариаторные АКПП отличаются более жестким режимом работы и требуют специальной смазки. Менять ее рекомендуется через каждые 50 тысяч км пробега автомобиля, а при особо интенсивной эксплуатации — через каждые 30 тысяч. Нужно соблюдать требуемую периодичность замены, иначе имеющиеся в смазке присадки в нагруженных условиях более стремительно теряют свои полезные свойства.

Замена масла в коробке автомобиля

Замена масла в коробке автомобиля относится к числу необходимых этапов обслуживания и эксплуатации транспортного средства. За уровнем смазки необходимо следить, а саму ее периодически менять. Дело это не столь затратное, учитывая относительно низкую стоимость смазки для МКПП. Всегда обращайте внимание на характер работы трансмиссии и других узлов автомобиля, и ваша машина отблагодарит вас долгой службой без дорогостоящих ремонтов.

Читайте также: