Кажется что мое лицо это маска

Обновлено: 24.04.2024

С психологическими масками каждый человек сталкивается ежедневно. Особенно активно они используются в процессе формального общения. В чем же секрет столь большой их популярности? Иногда человек носит маску очень долго, это только усложняет его жизнь, мешая быть собой, любить и принимать себя. Мы подготовили для вас самые интересные цитаты про маски людей со смыслом.

У меня чем хуже, тем больше улыбаюсь. Защитка такая.

Любовь — маска на инстинкте продолжения рода.

Ты так долго носишь маску, что забываешь, кто ты был под ней.

Цените тех, с кем можно быть собой.
Без масок, недомолвок и амбиций.
И берегите их, они вам посланы судьбой.
Ведь в вашей жизни их — лишь единицы!

Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.

В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство…

Мы все носим маски, и приходит время, когда мы не можем снять их, не затронув собственной кожи.

Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.


Некоторые люди прячут свои истинные лица, малыш. Иногда ты понимаешь, что они носят маски, иногда — нет. Обмануть можно даже тех, у кого сильная интуиция.

Улыбайся, пусть даже сердце твоё раскалывается. Все мы, как рабы в поле, надеваем маску «всё в порядке, босс», а сами не знаем, как свести концы с концами.

Не стоит заглядывать под чужие маски. Потому что иногда ты можешь увидеть то, чего совсем не ждешь. Сломанную напрочь психику. Вдребезги искалеченную душу. И больные, страшно больные глаза.

Молчание — наряд умного и маска глупого.

Люди живут шутя, и чем трагичнее маска, тем большего шута она скрывает.

Я действительно зашёл не вовремя. Она не успела надеть нужное выражение на лицо.

Если ты когда-то знавал гиену, а через несколько лет встретил её в облике белки, пусть то, что ты узнал её, заставит тебя задуматься.

Как могут узнать свободу те, кто ее никогда не знал? Они могут заподозрить еще одну маску тирана.

— Я хотя бы не прячу себя под маской.
— Нет… Ты прячешься у всех на виду…

Верны мужьям шалуньи и насмешницы
А маску благочестия носят грешницы.

Люди не меняются, они лишь на определённое время одевают маски.

— У тебя нет маски, и ты такая серая. Но ты лучше, чем ничего!
— Здесь все носят маски?
— Конечно! Как же без маски узнать, что ты счастлива, или грустишь, или злишься, или хочешь десерт.
— У меня есть лицо.

Улыбайся, пусть даже сердце твоё раскалывается. Все мы, как рабы в поле, надеваем маску «всё в порядке, босс», а сами не знаем, как свести концы с концами.

Нельзя судить человека с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего; ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя в обстоятельствах.

То, что вы показываете другим, не является вашим.

Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

Маска. Какую только злую шутку она с нами играет. Вот казалось бы защищает нас, мы ней закрываемся но взамен получаем стену непонимания и самообмана. Порой я жалею, что жизненные роли даются уж очень легко, маска прирастает и ты уже не ты, а тот кем хотят видеть тебя остальные.

Жизнь от маскарада отличается лишь тем, что на маскараде маски носят открыто и без утайки.

А меня ждут безмолвный дом, горячий душ, сигарета на пустой кухне, где из звуков только дыхание и шум закипающего чайника. Порой кажется, что он — единственное существо, которое чувствует меня таким, какой я есть, тогда как каждый видит таким, каким кажусь.

Человек в обществе обязан сохранить навязанное извне лицо и, в то же время, удовлетворить своё животное изнутри.

Присвоивши себе ту или иную маску, человек со временем так привыкает к ней, что и вправду становится тем, чем сначала хотел казаться.

Снимайте иногда свои маски. Или однажды вы сами себя не узнаете.

Надевать маску — это не значит проявлять неискренность. Маски стали требованием времени.

Может, лжешь себе? Лжешь, что ты хороший, который притворился плохим. Может, ты плохой? И лишь притворился хорошим?

В детстве обижаемся, кричим, отворачиваемся, восторгаемся. Все что угодно, кроме игры. Естественность с ограниченным сроком пользования. Надевать маску — это не значит проявлять неискренность. Маски стали требованием времени…

Скрывать чувства, владеть лицом, делать то же, что другие — всё это стало инстинктом.

У благодетели — вуаль, у порока — маска.

Я смеюсь только на людях. Улыбка въелась мне в кожу. Но, если заглянуть мне в душу, я просто плачу. Может, поплачем вместе?

Добро не одевает маску зла, но часто зло под маскою добра, творит свои безумные дела.

Нельзя иметь целую кучу масок и не потерять доверие людей.

Быть незаметным на виду — искусство камуфляжа в этом и заключается.

Что сравнится с осенью в Нью-Йорке? Не думайте, что в это время опадают только листья. Так же с людей спадают и маски.

Наши добродетели, это чаще всего искусно переряженные пороки.

Когда носишь маску, она рано или поздно прирастает к лицу.

Много говорить о себе – тоже способ себя скрывать.

Не пытайся казаться лучше, чем ты есть. Не старайся казаться хуже, чем ты есть. Ведь тех, кто кажется, вовсе не существует.

Мрак. Темнота. Нет, он не счастлив. Он сказал это самому себе. Он признал это. Он носил свое счастье, как маску, но девушка отняла ее и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и спросить, чтобы она вернула ему маску.

Все маски рано или поздно падают. Когда кто-то ходит на кончиках пальцев, чтобы казаться как можно более высоким, он в конце концов устанет от этого занятия.

Каждый гений носит маску.

Маска — то образ, в котором хотят себя видеть, то личина, под которой пытаются себя скрыть.

Любовь не требует огласки. Трубят лишь те, кто носит маски.

Мы те, кем мы притворяемся. Осторожнее выбирайте свою маску.

Маска приобретает власть над человеком.

Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какими плачет человек искренний. Всякая фальшь — это маска, и, как бы хорошо не была она сделана эта маска, всегда можно отличить её от истинного лица, если внимательно присмотреться.

Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял.

… Лица стёрты, краски тусклы,
То ли люди, то ли куклы…

Маска всегда скажет нам больше, чем само лицо.

Зеркала отражают одни лишь маски.

Условности и стереотипы так осложняют нашу жизнь, что иногда лишь надев маску, можно быть самим собой.

Под масками приличия столько двуличия…

Томас жалел отца потому, что люди редко выглядят хорошо, когда они одни. В обществе они всегда носят маски. А что под ними? Какой-нибудь жуткий монстр, от которого все убежали бы с воплями? Бывает и так, но обычно там не скрывается ничего плохого. Обычно то, что мы прячем под маской, может вызвать у людей смех или отвращение, или и то, и другое вместе.

И задницы носят маски. По понятным причинам.

Она хитрей змеи, хотя скромней голубки,
Чиста как херувим, как сатана лукава…

Все темы — избиты, все фразы — затасканы, таланты — зарыты, все люди — под масками.

Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо.

Маска, которую люди носят в обществе, всегда интереснее, чем лицо, скрывающееся за ней.

У каждого из нас свои маски. У кого-то они хуже, у кого-то лучше. Но, поверь мне, иногда не стоит смотреть, что таится за этой маской.

— Почему ты в маске?
— Чтобы тебя не напугать.
— Конечно, лыжная маска так успокаивает.

Никто не хочет быть самим собой, все ведут себя как полные идиоты.


Люди обожают кутать свои довольно-таки мелкие мыслишки в шелка и бархат. Их бесит, когда кто-то не только сам ходит голым, но и с них сдирает тряпки.

Если всю жизнь следить за тем, что подумают о тебе другие, можно ли забыть, кто ты на самом деле? А если лицо, которое ты показываешь миру, превратилось в маску… под которой ничего не останется?

Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о собственной персоне. Позвольте ему надеть маску, и вы услышите от него истину.

Мы — божества под маской.

На первой ступени эшафота смерть срывает маску, которую человек носил всю жизнь, и тогда показывается его истинное лицо.

В людях мы видим только две вещи: то, что хотим увидеть, и то, что они хотят показать.

А если в жизни вновь беда и встряска, в душе пожар и мысли больно бьют, молчите не снимайте счастья маску, иначе вас сознательно добьют.

Чаще всего масками пользуются, чтобы выглядеть естественно.

Счастлив не тот, кто таким кому-либо кажется, а тот, кто таким себя чувствует.

Что заставляет нас постоянно притворяться? Давайте позволим себе быть теми, кто мы есть.

Как можно снять маску, когда она уже не маска, когда она такая же часть меня, как и я сам?

Один мой человек сказал: «Шеф должен всегда улыбаться». Отец говорил: «Скрывай лицо под маской, а сердце под бронёй». Я считаю, что они правы, и живу по этим принципам. Потому что когда гуляешь по полю боя и продаёшь оружие — сердце гниет.

Он носил своё счастье, как маску.

Хирурги во время операции надевают на лица маски, чтобы в случае неудачной операции пациенты не смогли их опознать.

Люди живут и носят одни и те же имена — и разные, почти карнавальные, маски. Кто отличит героя от предателя, а шлюху от святой?

Найди свою шкуру, Македонский, найди свою маску, говори о чем-нибудь, делай что-нибудь, тебя должны чувствовать, понимаешь? Или ты исчезнешь.

— Помнишь сказку про Аленький цветочек?
— Помню, — сказала я.
— Я только сейчас понял, в чем ее смысл.
— В чем?
— Любовь не преображает. Она просто срывает маски.

Постоянная важность является лишь маскою посредственности.

Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели.

Не надо смотреть ни на людей, ни на вещи. Надо смотреть только в зеркала. Потому что зеркала отражают одни лишь маски…

Кто мог бы сказать с уверенностью, что лица у людей всегда одни и те же? Может, они просто примеряют маску за маской со скоростью, недоступной глазу, создавая тем иллюзию неизменности черт лица, — так подергивается лента в старом немом кино, а?

С каждым новым платьем ты надеваешь на себя и новую маску.

Эта маска — не для тебя, а для того, чтобы защитить твоих близких.

Снова одетый в маску неприступности, за которой скрывалось одиночество.

По жизни мы не раз будем менять маски и притворяться теми, кем не являемся. Но помните: смена облика не изменит вашу сущность.

Если человек перестает понимать, когда он — настоящий, а когда — играет, — это верный признак того, что маска слилась с лицом столь крепко, что ее уже не отодрать.

Ты можешь надеть галстук, скрыть лицо под улыбкой, надеть маску, выкрасить лицо, подвести глаза. Но одно ты не спрячешь — того, что ты калека изнутри.

Никому не было до меня дело, пока я не надел маску.

Ты потерял Юфемию, скрываешь себя от Судзаку и Нанали. Зачем лгать? Ведь ты сам знаешь, что ищешь понимания, но желая того, не раскрываешь себя. Носишь маску, боишься, что узнают тебя настоящего? Необходимости во лжи нет, ибо я — это ты, а ты — это я. Именно, ибо мир един в одном лице, за всю свою историю человечество было и будет едино.

Оставайтесь собой. Все роли уже заняты.

Для богатых и сильных жизнь — это нескончаемый маскарад: все люди, их окружающие, носят маски; поэтому понять, что о нас думаю другие, мы можем, лишь перестав подавать надежды и внушать страх.

Психологическая маска - человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».
Зачем это людям? Какие последствия? Что делать?

"Заметки психолога" с Ангелиной Сигал
Эхо Москвы в Самаре
Тема программы: «Маска или истинное «Я»?»

Вы можете посмотреть 4-минутный эфир, или прочитать текстом.

Добрый день, дорогие слушатели! С Вами Ангелина Сигал.

Маска. Возможно, вы представили себе медицинскую маску. Но я имела ввиду психологическую маску, когда человек притворяется, создает образ и предъявляет его окружающим, пряча за ним истинное «Я».

Например, демонстрирует радость, в то время как на душе "кошки скребут". И наоборот бывает - на душе все спокойно, но зачем-то изображает трагедию.

Маска или истинное Я Психологические маски

Что будет, если долго притворяться, не предъявляя себя настоящего?

Представьте, что вы актёр и целыми сутками на протяжении нескольких лет играете какую-то роль, что с вами произойдет? Вы поверите, что это вы и есть. Более того, другие привыкнут к этой "личине", и вуа-ля - вы живёте не своей жизнью.

А ведь многие так и живут, формируя этот паттерн с детства. Не по своей воле, разумеется, а как адаптация к строгим родителям, учителям, школе и другому окружению. Чтобы быть удобными, чтобы не поругали, не отвергли. И эта привычка сохранилась во взрослом возрасте. Казалось бы, взрослый человек способен уже себя защитить. Но снять маску все равно страшно, вдруг без маски не примут.

А еще бывает, что самому человеку уже не понятно, какой он настоящий, потерял себя за собственными манипуляциями.

Однако не стоит думать, что маска – это однозначно плохо. Психологические маски нам нужны для общения с людьми, перед которыми мы не хотим раскрываться – это могут быть коллеги, мало знакомые люди. Не обязательно же рассказывать всем о своих переживаниях.

Психологическую маску используют также для достижения определенных целей. Например, используют лесть, манипуляции, обман, чтобы получить что-то свое, удовлетворив тем самым свои потребности. Или же для самоутверждения, когда человек думает, что выбранное им поведение создаст ему положительный имидж.

И, конечно же, как я сказала ранее, маска используется для защиты – когда человек боится, что такого, какой есть, настоящего, его никто не полюбит и не оценит.

Как бы то ни было, человек под маской скрывает свои истинные чувства и переживания. Делает он это не обязательно осознанно, чаще всего даже сам не осознает, что включился в игру. Когда он это делает ситуативно, а в другие моменты способен снять маску и быть искренним, настоящим, показать свои чувства, то это нормально. Но если человек сросся со своими масками, не может проявлять истинных чувств, быть искренним, честным, это приводит его к опустошению, зависимости от созданного им образа. В итоге такой человек чувствует себя несчастным.

Приведу в пример несколько масок.

«Юморист» - такой человек смеется, когда ему на самом деле больно, через юмор защищает себя от сильных эмоций.

«Хороший человек» - с этой маской человек стремится показать себя хорошим, подавляя на самом деле свои «нехорошие» с точки зрения социума качества: агрессивность, вранье, воровство.

«Беспомощный» - человек с этой маской находится в позиции «не могу, не умею», перекладывая ответственность на других.

«Циник» - человек с этой маской демонстрирует безразличие, за которым прячет свои истинные чувства и ранимость.

И таких масок много.

Если вы узнали себя и хотите изменений, то первый шаг – это принять решение учиться быть собой. Путь к себе настоящему начинается с признания своих масок, смелости снять привычную маску, прежде всего, перед самим собой. А затем начать раскрываться перед другими.

Конечно, это путь не быстрый. Ведь придется поверить в себя, принять и полюбить себя настоящего, и тогда в масках уже не будет необходимости.

Опытные психологи знают, как помочь человеку проделать этот путь экологично и безопасно. Но первый шаг всегда от клиента. Смелость начать, мужество решиться, записаться к психологу.

Не стесняйтесь, обращайтесь ко мне за онлайн консультацией.
Консультирую онлайн по видео связи.
Находите меня в соцсетях, на YouTube, набирая «Психология с Ангелиной Сигал». Или пишите в WhatsApp 89171112050

Помните сказку о незадачливой принцессе по прозвищу «Ослиная шкура»? Одна из вариаций на тему Золушки. Скрываясь от жестокой мачехи, принцесса прячется в Ослиную шкуру и благополучно сбегает из дворца. В таком виде никто ее не узнает. Однако не узнает ее и принц, с которым она встретилась в этом новом облике. Заканчивается сказка хорошо: принцесса избавляется от Ослиной шкуры, принц в нее все-таки влюбляется, не обходится в этой сказке и без вмешательства фей… все как полагается.

Но давайте подумаем – а что из себя представляет Ослиная шкура? Что это, как не маска, за которую принцесса прячется в опасный для себя момент. Новый «имидж» принцессы сыграл свою роль, но оказывается, однажды обратившись к спасительной маске, принцесса оказалась в ее власти. Этот сюжет мне кажется очень символичным и глубоким. Поскольку в нашей реальной жизни мы часто сталкиваемся с ним, хотя это может и не бросаться в глаза. Эффект маски воплощается незаметно, исподволь, шаг за шагом завоевывая все новое пространство в нашей индивидуальной психической реальности.

Так как это происходит?

Что такое маска с точки зрения психологии? В истории человечества маска как культурный феномен появилась еще в первобытную эпоху. В архаических культурах маска занимает особое положение в обрядовых действах и магических практиках. Маска наделялась мистической силой, трансформирующей силой, связанной с тотемными животными или миром духов. Считалось, что маска может передавать эту силу тому, кто ее надевает. Почему? Что в ней такого особенного?

Одно из важнейших психологических качеств маски в символическом пространстве – это обезличивание. Стирание границ, деиндивидуализация. В древних мистериях это трансгрессивное качество использовалось для перехода в другое, измененное состояние сознания. Лицо – важнейшая часть тела в социальной коммуникации. Образ или проекция человеческого лица особенно сильно ассоциируются с нашей индивидуальностью, набором отличительных качеств и свойств нашей личности.

Надевая маску, человек с одной стороны символически освобождается от социально обусловленных качеств и статусов. С другой стороны, чувствует себя защищенным. Маска прячет его лицо: буквально скрывая черты лица и, возможно, взгляд. Символически маска снимает ответственность за его действия, слова, поступки, скрывая личность.

Здесь интересно вспомнить о таком парадоксе, что слова «личность» и «персона» происходят от устаревшего обозначения маски: «личина» старорусское и «persona» латинское.

Личность человека обусловлена социальными контактами и опытом. Мы вынуждены жить, взаимодействуя с внешним миром, с другими людьми. Иначе человек перестает быть человеком.

Таким образом, освобождаясь от ограничений предыдущего жизненного опыта, древний человек мог за краткий миг в состоянии транса развить в себе новые качества, стать кем-то другим, получить доступ к энергии своего тотема или рода, коллективному бессознательному, если угодно. Такое воздействие усиливалось использованием танца, ритмичной музыки и даже психотропных веществ. Например, первобытные охотники исполняли ритуальный танец в масках, предвещавший удачную охоту. По сути, они задействовали скрытые ресурсные силы своей психики, настраиваясь заранее на успех и аккумулируя в себе через совместное действие необходимые качества: отвагу, силу, ловкость и пр. Известно, что эмоциями легко «заражаться» в коллективе, в компании, в толпе. На этом построены все карнавальные и праздничные шествия…

Проходят века, и маска постепенно проникает в светское пространство через те самые народные карнавальные праздники и, в первую очередь, через театр. Постепенно образ маски становится привычным и простым, в современном мире сакральное таинство сменяется детскими утренниками… Сейчас маска является атрибутом скорее светского праздника или сферы детства.

Однако феномен маски глубже, он выходит за рамки предметного мира. Помните театр Дель Арто и его персонажей? Бойкий Арлекин, грустный Пьеро, кокетливая Коломбина, солидный Пончинелло… Что это, как не отражение большого мира и его социальных отношений в маленьком театральном микрокосме? Что такое эти гротескные персонажи как не маски? А теперь вспомним бессмертные слова У. Шекспира о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Феномен маски остался жить в символическом пространстве социально-ролевого поведения. В этом контексте сразу приходит на ум известный американский психоаналитик Э. Берн, автор в высшей степени поучительных бестселлеров психологического мира «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Итак, мы возвращаемся к теме формирования личности, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, социальными структурами. Через ролевую игру и подражание ребенок обучается социальным отношениям, развивается, познает мир. Взрослея, мы вроде бы оставляем игры в детстве, однако на самом деле, продолжаем использовать тот же принцип подражания и ролевого поведения в жизни. Мы исполняем разные «роли» на работе, дома, с друзьями, с родителями и незнакомцами, в административных учреждениях и в торговых центрах… Почему? Иногда ролевое поведение просто избавляет нас от лишних хлопот, когда знаешь заранее чего от тебя ждут, кажется проще выполнить это, например, на работе, в офисе. Есть служебная инструкция и четкие правила действий всех участников события… Кроме того, всегда есть некий усвоенный в течение жизни идеальный образ поведения. И мы обычно пытаемся к нему приблизиться. Таким образом, в целом этот процесс может быть позитивным: вроде как мы развиваем себя, работаем над собой, доводим до совершенства…

И тут-то мы и попадаем в сказку про Ослиную шкуру… Однажды мы понимаем, что в погоне за идеальным собой и любовью других, мы теряем способность выражать свои истинные чувства, мысли, желания. Либо мы не можем разобраться в них, отделить одно от другого, не можем позволить себе что-то чувствовать, либо другие не принимают этого, поскольку слишком привыкли к нашей «ослиной шкуре». Мы застреваем в каком-то одном шаблоне, поскольку привыкли к нему и уже не умеем существовать по-другому.

Так послушная дочь сливается эмоционально с образом своей гиперзаботливой мамы, исполнительный сотрудник - с требованиями и желаниями начальника, служащий администрации - с маской вежливого отчуждения, ранимый подросток – с образом кумира, воинствующего бунтаря или равнодушного циника…

Даже наша внешность может находиться под влиянием той или иной маски: деловой костюм и классический маникюр, вечернее платье и яркий макияж, потертые джинсы и темные очки, брендовая обувь или старые кроссовки – все это несет отпечаток Большой Игры, всё обладает неким контекстом, историей, считываемой окружающими.

Итак, обозначим уровни, на которых может проявляться маска в современном пространстве:

- предметно-игровой: карнавальная маска, театральный антураж

- социально-ролевой: проявляется в социальных взаимоотношениях, а также в детских играх (дочки-матери, игры в профессию доктора и пр.)

- визуально-символический: проявляется во внешнем облике, яркий пример - феномен молодежных субкультур

- виртуально-игровой: субкультурный феномен он-лайн игр и сюжетно-ролевых игр живого действия представляет почти неограниченные возможности по созданию, воплощению, проживанию сознательно или бессознательно выбранных «масок – ролей»

Если говорить о значении именно социально-ролевой маски, то стоит отметить ее включенность в общественную систему взаимоотношений и восприимчивость к историко-культурным переменам: на протяжении веков общественные статусы и социальные роли менялись, перемешивались, исчезали и появлялись новые, а старые находили себе другие социальные ниши и заново определенные рамки. Однако сама система социально-ролевого поведения, обозначенная прописными либо устными нормами всегда сохранялась как неотъемлемая часть общественного строя… Если мы внимательно присмотримся даже к персонажам Дель Арто, то и сейчас найдем образы – архетипы, выраженные в том или ином человеке: кокетка Коломбина, пессимист Пьеро и шут- Арлекин живут по-прежнему среди нас.

Символическая маска социально-ролевого поведения есть у каждого человека. За ней мы прячем свои чувства и переживания, страхи, гнев, сомнения, свои недостатки и личные секреты. Просто потому что рассказывать каждому встречному о самом личном, интимном – довольно абсурдно. А еще потому, что маска, как мы помним, обладает защитным свойством. И наша психика, стремящаяся к сохранению себя любимой, берет себе на вооружение подходящий образ маски, исходя из различных механизмов психологических защит.

Однако как не попасть под власть своей социальной маски, если она точно так же, как и ритуальная маска в древности, обладает свойством деиндивидуализировать, обезличивать? Если есть опасность того, что личные границы могут постепенно размыться и слиться с социальными ролями?

Ответ достаточно прост на словах, хотя его не так-то просто реализовать в действиях. Осознанность – вот ключ к пониманию и сохранению своего внутреннего, подлинного Я. Осознание себя и выделение символического образа социальной маски, принятие ответственности за каждый выбор в пользу или против Маски – вот путь, хотя и не простой, который позволяет играть, не лукавя с самим собой, быть актером в реальной жизни, не предавая своей целостности и не нарушая личных границ.

Человек предопределен к отношению не только с внешним миром, но и с самим собой, иначе он утрачивает человечность.

Перестать думать, как быть идеальным, перестать думать «а какой я сейчас со стороны» и начать задавать себе другие вопросы: Что я чувствую? Что я делаю? Что мне нужно. Сменить приоритеты с публичного самосознания на личное самосознание. Путь к аутентичности, к своему подлинному Я. Полагаю, путь к душевной целостности, мудрости и умиротворению.

В заключение хочу обозначить ресурсные значения маски.

Как любой культурный феномен маску нельзя рассматривать только с одной позиции. Как любой культурный символ маска – многозначна, а значит - универсальна по своим функциям. Маска – это всего лишь инструмент, стратегия. Будет ли она использована во благо или нет – ответственность лежит на каждом отдельно взятом человеке.

Уже не раз упоминалось, что маска – обезличивает, стирает границы. В ритуальных, сакральных таинствах это использовалось, чтобы человек почувствовал свою сопричастность вселенной, божественному началу. Маска была проводником трансцендентного опыта.

В психологической реальности маска как символ может нести тот же позитивный смысл. Преодолевая собственные внутренние ограничения, через образ маски можно открыть в себе опыт нового. Таким образом, воспринимая и осмысляя символический художественный образ маски, воплощенный на рисунке, или в фотографии, или вылепленный, мы развиваем в себе новые, необходимые нам качества и состояния. Ресурсный образ маски может нести в себе положительный, продуктивный настрой, выполняя тем самым функцию волшебного «талисмана».

Любой воплощенный художественный образ – управляем. Его можно исследовать, трансформировать, принимать, отвергать, уничтожать, его можно сознательно контролировать, хотя образ несет в себе много смыслов из нашего подсознания. Получается, что в терапевтической практике художественный образ – это мостик между нашим сознанием и бессознательными структурами, путь интеграции сознания и бессознательного.

Другой ресурсной стороной сознательно выбранной маски является… ее уникальность. Как любой продукт человеческой деятельности, декоративно – художественный, или символический – выраженный в игре, маска несет на себе отпечаток индивидуальности мастера, создателя. Через создание своего, неподражаемого образа человек раскрывает в себе творческий потенциал, исследует свой внутренний мир, и возможно встречается с доселе неизвестными, но яркими сторонами своей личности, осознавая собственную индивидуальность.

Вот такой парадокс маски: она может одновременно стирать личные границы и проявлять новые, расширяя ваше самовосприятие, прятать вашу личность и проявлять ее более ярко, подавлять ваше внутреннее Я и помогать его осознавать, развивать самосознание…

Наш мозг дорисовывает то, что мы не можем видеть, например нижнюю половину чьего-то лица. Но ожидания часто обманчивы.

Почему лица под масками выглядят иначе, чем вы ожидаете

Пандемия стала самым крупным экспериментом по восприятию лиц, который когда-либо проводился

Люди склонны видеть лица во всем: в электрических розетках, передних и задних частях автомобилей, Луне и так далее. Эта особенность нашего мозга называется парейдолия — умение видеть лица, даже там, где их нет. Это подчеркивает важность лиц для людей.

Как заявил когнитивный нейробиолог Эрез Фрейд из Йоркского университета в Канаде, наш мозг склонен воспринимать лица целиком (с глазами, носом и ртом). Это называется целостной обработкой лица, что означает, что мы смотрим и распознаем лица в целом, а не по отдельным чертам.

Именно поэтому «иллюзия Тэтчер» кажется нам вполне нормальной, пока голова перевернута макушкой вниз. Но стоит посмотреть на картинку, перевернув, как сразу становится понятно, что на лице Маргарет Тэтчер перевернуты глаза и рот.

Когда мы смотрим на лица за масками, у мозга не получается создать целостный образ, поскольку видна только половина лица. Это мешает узнавать лица, чем пользуются преступники.

Когда мы видим закрытое лицо, наш мозг выполняет амодальное завершение, чтобы заполнить пробелы. Вот тому пример: на картинках ниже вы видите колючую сферу и высунувшегося из воды змея. Верно?

Тем временем это лишь черные треугольники и закорючки, расположенные определенным образом, а мозг уже дорисовывает увиденное, чтобы завершить образ.

Если человек носит маску, наш мозг не получает визуальной информации о том, как выглядят его нос, рот и подбородок. То, как он модально завершает образ, зависит от памяти человека. Если это человек, которого вы уже знаете, то воспоминания будут влиять на то, что мозг «рассмотрит» под маской.

Если это человек, которого вы никогда не видели без маски, мозгом будет использоваться общая информация о том, как выглядят носы и рты. Оказывается, что когда дело касается полузакрытых лиц, мозг дополняет их привлекательными чертами.

Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что, когда люди оценивали привлекательность лиц на полных и неполных фотографиях, они были уверены, что люди на неполных снимках более привлекательны. То есть при нехватке информации люди склонны к «положительной предвзятости». А значит маска, в каком-то смысле, украшает человека, но не собой, а влияя на мозг смотрящего на него другого человека.


Ненормальное восприятия окружающего мира и себя самого, когда все кажется нереальным, а собственные мысли, эмоции, ощущения будто наблюдаются со стороны, в психиатрии носит название деперсонализация. Часто она возникает вместе с дереализацией, характеризующейся отдаленностью всего вокруг, отсутствием в нем красок, нарушением памяти. В силу сходности симптомов, в 10-ом пересмотре Международной классификации болезней синдром деперсонализации-дереализации обозначен одним кодом F 48.1.

Расстройство восприятия время от времени посещает более 70 % людей во всем мире. Им кажется, что их сознание делится на две части и одна из них, потеряв контроль над своим разумом и телом, паникует, а вторая безучастно наблюдает за этим со стороны. Это похоже на страшный сон и поэтому очень пугает. Человек все видит в тумане, в приглушенных красках, не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Он ощущает сильнейший дискомфорт и ему кажется, что он сходит с ума.

Данное расстройство специалисты не считают серьезной психической патологией. Психика человека так может среагировать на стресс, испуг, сильное эмоциональное потрясение и даже на переутомление в физическом смысле. Мозг «включает» защиту, снижая сенсорную чувствительность человека и эмоциональность, поэтому предметы кажутся странными, необычными на ощупь, а краски - поблекшими. То есть, восприятие мира становится непривычным и странным, незнакомым. Проходит подобное состояние обычно самостоятельно и быстро, без лечения.

Но, если же подобный синдром проявляется часто и держится в течение долгого времени, а симптомы усиливаются, то он уже опасен: индивид может причинить вред себе и другим своим неадекватным поведением, или же покончить жизнь самоубийством. Поэтому в этом случае необходима помощь медиков.

Необходимо знать, что деперсонализация также может сопровождать клиническую депрессию, панические атаки, тревожное и биполярное расстройства, шизофрению. Схожие ощущения вызывают наркотические средства, успокаивающие и антигистаминные препараты и ряд других лекарственных средств, а также кофеин и алкоголь.

Причины расстройства восприятия

Деперсонализация встречается у людей разного возраста и пола, но чаще всего она поражает молодых женщин. Как уже упоминалось, ее вызывает стрессовая ситуация. Сопротивляющаяся ей психика снижает сильную эмоциональную нагрузку человека, переключая его внимание на стороннее наблюдение. Таким образом индивидуум обращает свое сознание на себя, его органы чувств притупляются, но при этом логическое мышление остается прежним.

Процесс развития синдрома в организме выглядит так: под действием стресса начинает вырабатываться большой объем эндорфинов. В результате их масштабной хаотичной атаки на рецепторы отвечающая за эмоции лимбическая система не в силах справится с таким напором и вынуждена частично отключиться.

Но вышеописанный механизм могут запустить и другие факторы, физические:

  • инсульт;
  • гипертония;
  • опухоль мозга;
  • неврологическая болезнь;
  • травма головы;
  • эпилептический приступ;
  • нейрохирургическая операция;
  • тяжелая инфекционная болезнь в детстве;
  • родовая травма.

Весьма редко деперсонализация передается по наследству или является следствием негативных изменений в нервной системе.

Уже говорилось, что прием наркотиков или другая интоксикация организма тоже может вызвать расстройство восприятия, так как это провоцирует усиленную выработку «гормонов счастья» - эндорфинов. Поэтому в США изучением деперсонализации на государственном уровне занимается организация по вопросам наркотической зависимости населения.

Следует учесть, что при шизофрении раздвоение личности имеет другие причины и это является симптом серьезного расстройства психики, подход к которому особый и требующий сложного лечения.

Симптоматика

Существует 3 условных группы признаков, характеризующих синдром деперсонализации:

1. Эмоциональная холодность, безучастность в восприятии окружающего мира, отстраненность, равнодушие к людям::

  • безразличие к страданиям других;
  • отсутствие радости при общении с родными, друзьями;
  • невосприимчивость к музыке;
  • утрата чувства юмора;
  • соблюдение невозмутимости в ранее вызывавших какие-либо чувства ситуациях, как негативных, так и позитивных.

Страх испытывается только от утраты контроля своего тела и потери ориентации в пространстве. Угнетает чувство растерянности от непонимания местонахождения, истории попадания сюда и дальнейших действий.

2. Нарушение физических ощущений:

  • теряется чувствительность к горячему и холодному;
  • краски становятся тусклыми, может появиться дальтонизм;
  • изменяются вкусовые ощущения;
  • предметы кажутся размытыми, не имеющими границ;
  • звуки кажутся приглушенными, как в воде;
  • боль при небольших ранениях отсутствует;
  • нарушается координация движений;
  • отсутствует чувство голода, а с ним пропадает и аппетит.

3. Психическая невосприимчивость:

  • человек забывает свои предпочтения – что нравится и не нравится;
  • отсутствие стимулов и мотивов – нежелание ухаживать за собой, готовить еду, стирать, работать, ходить за покупками;
  • временная дезориентация – индивидуум может просидеть, ничего не делая, несколько часов и не понимать, сколько прошло времени;
  • ощущение участия в качестве актера в скучной тягучей пьесе;
  • созерцание со стороны своей жизни, как будто это сон.

Главным признаком расстройства восприятия считается глубокая погруженность человека в себя. Сначала он понимает, что воспринимает свою личность неправильно, это его угнетает и вызывает сильное душевное волнение.

При попытке понять происходящее, ощущение нереальности становится все сильнее, и нелепость ситуации заставляет индивидуума избегать общения с другими людьми. Индивид, однако, отдает себе отчет в болезненности своего состояния.

В общем клиническую картину деперсонализации можно описать так:

  1. Нарушено восприятие мира – он кажется ирреальным, фантастическим.
  2. Полная отстраненность от происходящего вокруг.
  3. Потеря удовлетворения от естественных физиологических потребностей – сна, еды, дефектации, секса и т.п.
  4. Замкнутость.
  5. Нарушения восприятия строения своего тела – руки и ноги кажутся искусственными, непонятной конфигурации или размера.
  6. Неспособность управлять своим телом.
  7. Снижение интеллектуальных способностей.
  8. Чувство одиночества, брошенности всеми.
  9. Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  10. Изменение физиологических ощущений.
  11. Раздвоение личности.
  12. Ощущение наблюдения за самим собой со стороны.

Эти симптомы расстройства восприятия могут иметь разную степень выраженности при разных типах деперсонализации, о которых будет сказано ниже.

Разновидности

Современная психология разделяет несколько форм синдрома деперсонализации, отличающихся между собой своеобразием восприятия окружающего мира и себя:

  1. Аутопсихическая деперсонализация – обостренное ощущения своего «Я», нарастание ощущения его утраты. Человеку кажется, что в нем живет, чувствует себя вольготно и действует по-своему какой-то незнакомец. Такое раздвоение заставляет страдать и испытывать дискомфорт, отвергать себя же. Социальные контакты затруднены.
  2. Аллопсихическая деперсонализация – дереализация. Окружающее воспринимается как сновидение, мир видится, как сквозь мутное стекло. Все кажется чужим и враждебным: звуки гулкие, предметы – нечеткие, люди – на одно лицо. Мысли и движения автоматические, дезориентация, дежавю.
  3. Анестетическая деперсонализация - повышается внутренняя ранимость при совершенной внешней бесчувственности.
  4. Соматопсихическая деперсонализация, характеризующаяся патологическим восприятием своего тела и его функций. Она самая необычная: человеку кажется, что у него нет волос или отсутствует одежда, части тела видоизменились и живут своей отдельной жизнью. Прием пищи затруднен - горло «не хочет» проталкивать еду, нет желания питаться. Меняются вкусовые ощущения, чувствительность снижается к температуре воздуха и воды.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников - они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции - гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Терапия деперсонализационного расстройства

Так как данное расстройство индивидуально для каждого больного, то и лечение подбирается для каждого пациента отдельно.

Как уже говорилось, непродолжительные случаи деперсонализации лечения не требуют, но дискомфорт поможет устранить психоанализ.

Если виновником деперсонализации стал прием наркотических веществ, то проводится дезинтоксикация организма. Гормональное лечение понадобится, если причиной расстройства стала эндокринная патология.

Деперсонализация на фоне депрессии, панических атак, шизофрении психиатр назначает комплекс транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков. Показаны такие препараты:

  • «Декортен»;
  • «Сероквель» в сочетании с «Анафранилом»;
  • «Цитофламин»;
  • «Кавинтон»;
  • «Налоксон»;
  • витамин С с такими препаратами, как «Амитриптилин», «Сонапакс», Клопирамин», «Кветиапин».

Некоторым пациентам приходится принимать психотропные препараты пожизненно, так как вылечить синдром полностью не удается. Лекарственные средства позволяют им погасить тяжесть переживаний, вызванных расстройством.

Когда симптоматические проявления снимаются, приходит время психотерапии. Специалист проводит с пациентом ряд сеансов, на которых выявляет причины расстройства восприятия, переключает внимание больного на других людей, учит в дальнейшем справляться с возникающими приступами раздвоения.

Эффективный метод избавления от деперсонализации – запоминать странные чувства и потом рассказывать их психологу. Последний, в свою очередь, приучает пациента не боятся таких случаев, и они постепенно сходят на «нет».

Также с успехом используется аутотренинг и гипноз, они наиболее эффективны вместе с разъяснительной терапией.

В качестве дополнительных мер может быть назначено:

  • иглоукалывание;
  • успокоительный массаж;
  • фитотерапия;
  • прием антидепрессантов;
  • физиотерапия;
  • гомеопатия.

Психотерапевтические техники подкрепляются социальной реабилитацией: пациенту советуют чаще бывать на людях, ходить в музеи, театры и т.д. Это дает ощутимый результат в лечении и восстановлении.

Бывает, что люди с тяжелой степенью деперсонализации негативно относятся к реабилитационной программе, пассивны. В этом случае прибегают к помощи близких пациента, которые буквально вытаскивают родственника «в свет».

Читайте также: