Какую кожу выбрать для бумажника

Обновлено: 28.04.2024

Хочу поделиться своим собственном опытом и мыслями по изготовлению кожаных кошельков и вообще, работы с кожаными изделиями, а главное — рассказать о своих собственных ошибках, которые я встречал по мере своего мастерства.

Анализируя свои работы я заметил, что они стали становиться все лучше и лучше, конечно, это связано с тем, что я больше стал заниматься самой кожей. Это естественная явление в любой работе, так как вы развиваетесь, узнаете что-то новое.

У каждого мастера есть его первая работа :) Посмотрите ее или вспомните, и сравните с той, которая у вас сейчас и вы заметите огромную разницу :)
Может, это не у всех, но у меня лично это так :)
Первой моей работой был кошелек, и его изготовление началось, конечно, как правильно мои дорогие вы поняли, с мыслей о нем, как он будет выглядеть, сколько карманов, есть ли отдел для мелочи и карточек.

Но для изготовления, как вы понимаете, одних мыслей мало, нужна сама кожа и оборудование.

Все это было вступление, а теперь начнем разбирать все по порядку.

Первая ошибка: как правильно выбрать кожу.

Шкура крупного рогатого скота (КРС) – телячья кожа.

Телячья кожа – считается самой высококачественной и наиболее ценной из кож. Она идет на изготовление обуви, одежды, ремней, аксессуаров, обивку мебели и является доступным и популярным материалом для изготовления сумок. Телячья кожа гладкая, мягкая, прочная, не ломается и не образует трещин на своей поверхности.

Различается по толщине:

1. Склизок – кожа не родившихся телят. Толщина кожи от 1,0 до 1,4 мм.

2. Опоек – кожа телят до 6 месяцев,мягкая, нежная, эластичная, она считается самой ценной кожей. Толщина кожи от 0,5 до 1,4 мм.

3. Выросток – кожа телят до года, кожа менее эластичная и мягкая. Толщина кожи от 0,7 до 1,6 мм.

4. Полукожник – кожа телят в возрасте до 1,5 года. Кожа более жесткая. Толщина кожи от 1,0 до 3,0 мм.

5. Яловка и бычок – кожа молодого бычка (толщиной до 5,00 мм), коровы (толщиной от 1,2 до 4,0 мм). Кожа подвергается распиловке.

Шкуры овцы и козы.

Козья кожа – прочный, мягкий и тонкий материал с красивой мереей.

1. Шевро – кожа, выделанная из шкур козлят до 6 месяцев. Считается одной из самых дорогих кож хромого дубления. Очень красивая, плотная, эластичная кожа шевро имеет прочную структуру с оригинальным рисунком на лицевой стороне в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви (в том числе детской), галантереи, одежды, обивки мебели.

2. Козлина – кожа козы, выделанная из взрослой особи.

Свиная кожа – самый экономичный и непрезентабельный вид кожи, отличается по внешнему виду и структуре от кож крупного рогатого скота. Свиная кожа в настоящее время в основном используется как подкладочный материал и редко как основной. Это обусловлено тем, что свиная кожа недостаточно эластична, быстро намокает, имеет грубую и жесткую поверхность, а также имеет стойкий запах. Кроме того, она не достаточно прочная, а некрасивая дырчатая фактура в изделии смотрится не интересно.

Шкуры конских кож в кожгалантерейном производстве используются не часто, они подразделяется на 2 типа:

1. Жеребенок – шкура молочных жеребят, является ценным материалом. Используется для изготовления элитных изделий.

2. Жеребенок-уросток – шкура жеребят, которые питались растительной пищей.

Кожа оленя – очень эластичная кожа, обладает высокой прочностью и теплозащитой. Чаще всего из оленей кожи изготавливают замшевый материал. Используется для производства перчаток, портфелей, сумок, бумажников. Самые теплые перчатки – из кожи оленя.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 1

По способу отделки:

1. Гладкая кожа – изготавливается из самого высококачественного сырья чаще всего из шкур молодняка КРС: телята, полукожники, выростки, яловки, бычки, бычины, а также шкур коз и овец. Изделия из гладкой кожи более износостойки. Гладкая кожа служит для изготовления высококачественной мебели и обуви.

2. Шлифованная кожа – кожа подвергается шлифовке и разбивке. Шлифуется с одной стороны, где присутствуют естественные поры. Другая сторона – гладкая. Используется для изготовления обуви, галантерейной продукции, одежды.

3. Тисненая кожа – кожа, у которой рисунок на лицевой поверхности получается с помощью воздействия пресс-форм или штампов. С помощью тиснения устраняют дефекты и изъяны на лицевой поверхности кожи. Получаемый в результате тиснения рисунок может имитировать кожу рептилий (змей, крокодилов), экзотических животных.

4. Замша – «ворсистый» материал с обеих сторон, кожа жирового дубления опоек, овец, коз, оленей, лосей (самая качественная). По свойствам – это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым и низким ворсом на лицевой поверхности, тонкая, хорошо пропускает воздух. Замша считается «моющейся кожей», потому что она сохраняет свои свойства после мытья в мыльной воде. Замша является популярным отделочным материалом, из нее изготавливают сумки, перчатки, обувь, одежду, мебель.

5. Нубук – «мелковорсистая» кожа, подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности. Похож на замшу, но немного дороже. Чаще всего нубук светлых тонов, вырабатывается из опоек, выростка, полукожника. Нубук обладает износоустойчивостью и воздухопроницаемостью – в обуви и одежде кожа «дышит». Применяется для изготовления одежды, обуви, мебели.

6. Лаковая кожа – очень красивая кожа хромого дубления с глянцевой зеркальной поверхностью, обработанной покрытием лака на основе полиуретановой смолы. Лаковая кожа красива, качество кожи зависит от качества лака. Лучшие лаки итальянского производителя. Такая лаковая кожа не царапается ногтем, выдерживает многократные изгибы, оставляя покрытие невредимым. Плохая лаковая кожа от китайских производителей царапается ногтем, на лаковом слое появляются трещинки даже при незначительных изгибах изделия. Лаковая кожа в основном применяется для изготовления модельных видов обуви, сумок и кожгалантерейных изделий. Лаковые сумки требуют особого ухода.

7. Наппа – очень мягкий и эластичный материал с высокими декоративными показателями, легко принимает необходимую форму. Наппа может быть блестящей или матовой. Очень долговечный и качественный материал, выделывается из кож молодых животных. Используется для производства кожгалантерейных изделий: куртки, сумки, бумажники.

8. Кожа из рептилий, экзотических животных – очень дорогие и благородные кожи. Это кожи – крокодила, питона, варана, страуса, кенгуру. В последнее время дизайнеры обратили внимание на кожу рыб (угорь).

Теперь будем считать , что мы имеем какие-то представления о ней, далее выбираем вид кожи и способ ее отделки, даже зная это, мы можем сделать кошелек или что-то другое не качественно и не практично, моя первая ошибка – заранее подумайте какой изделие вы хотите, чтобы у вас получилось толстое или тонкое. Толщина влияет на практичность вашего изделия, а так на обработку. Мой совет выбирайте толщину от 1.2 – 1.6мм для кошельков и тд, для мягких сумок от 2мм и более, для жестких сумок 3-4мм, ремень – 3.5-4.5мм, ножны – 2.5 -3 мм, футляр для очков -2.5-3.5 мм. Это мои вкусы!

Вторая ошибка: необходимые инструменты.

Мы съездили купили кожу, привезли домой, сели и чего-то не хватает, конечно, забыли купить необходимые инструменты, но не спешим искать в интернете “ инструменты для работы с кожей” и сломя голову ехать покупать, многие поступают именно так, не думая о том , понравится ли им это авантюра или нет, многие просто покупают инструменты, пытаются сделать изделие и когда у них ничего не выходят, они бросают затею, но деньги уже потрачены) так что ребята задумайтесь. – это я отнес ко второй ошибке, чтобы не тратить много денег, используйте инструменты , которые есть почти в каждом доме, но на какие-то все таки придется потратиться.

Нужны будут такие инструменты, как:

1) нож строительный;

5) нитки (используйте вощенные);

6) дырокол ручной;

7) инструменты для выборки канавки под шов и обрезки краев кожи (алиэкспресс);

8) инструмент для шлифования краев кожи (алиэкспресс);

9) железная линейка.

Вот набор для новичка.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 2

Когда мы купили инструменты, можно приступать к изготовлению любого изделия. Разберем на примере кошелька.

Третья ошибка: выкройки.

Главное — это выкройки для любого изделия, правильный математический расчет длины, количества карманов и отделов для денег и карточек.

Но из чего изготовить выкройку?! Первое, что приходит в голову — это бумага, легко и доступно, НО это ошибка начинающих, никакой бумаги. Конечно можно сделать заготовки из бумаги для того, чтобы посмотреть, как будет выглядеть наше изделие, используем только твердый материалы. будь то, например, тот же картон, кто-то использует деревянные выкройки, кто-то металлические, кто из чего может, но только не из бумаги.

Кожа, инструменты, заготовки есть, теперь осталось вырезать из кожи наши заготовки.

Четвертная ошибка: как правильно вырезать детали.

Кладем нашу на кожу на твердую поверхность, многие используют специальные доски. Ну, а если не хотите тратить деньги, используйте обычные доски или кусок ламината, или что-то похожее.

Приготовили место, теперь нужно вырезать кожу. Кладем на нее наши заготовки. И теперь — самое интересное, как мы положили кожу лицевой стороной или обратной, кажется, какая разница с какой стороной я буду вырезать, но разница есть — эту ошибку очень часто допускают многие новички, обратная сторона всегда имеет ворсинки. Поэтому, при переноске детали на кожу, нужно использовать лицевую сторону.

Ну вот, мы и прошли с вами полпути, у нас есть заготовки, осталось склеить наш кошелечек. На этом этапе ничего сложного нет.

После того, как мы склеили детали, переходим к созданию отверстий или дырок для шва. Выбираем нужный диаметр и делаем отверстия. После того, как мы завершили делать дырки на кошельке, осталось только сшить необходимые элементы и затереть края.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 3

Пятая ошибка: идеальный шов.

Речь, конечно, пойдет о шве, многие покупают деревянный держатель для кожи, покупают 2 иглы, зажимают свое изделие в нем, и начинают шить, одна игла в одну дырку, потом в ту же дырку другая игла. Да, я согласен, что так делать можно, но не усложняет ли нам это работу? Швы получатся ровными, и еще придется инструмент специальный покупать, то есть, тратить деньги.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 4

Здесь я вам предложу обыкновенный способ: берете одну иглу, вставляете в нее нитку, и просто шьете сначала в одну сторону, проходя при этом каждую дырку, а потом в обратном направлении.

Но здесь есть одна хитрость, когда будете шить в обратную сторону протыкайте нитку по середине, и вы удивитесь, что шов получился не чуть не хуже, а может даже и лучше, и ровнее.

Конечно, идеально ровно у вас не получится, потому что вы не робот. Для того, чтобы шов получился идеально ровным, используйте швейную машину.

Как избежать 5 ошибок при работе с кожей, фото № 5

Поздравляю! Мы научились делать кошелек, он сделан полностью вручную, без каких-либо швейных машин, потратили минимум денег и узнали, какие можно допустить ошибки.

Буду рад вашим комментариям и лайкам :)

Надеюсь моя статья помогла вам избежать ошибок :)
С Уважением Алексей Полозов.

Мир материалов для работы с кожей, огромен и разнообразен. Начнем с главного – собственно кожи.

Натуральная кожа производится из шкур животных, рептилий и даже рыб и жаб.

Классифицируется по нескольким основным признакам:

  • по назначению
  • по виду исходного сырья
  • по виду дубления
  • по виду окраски
  • по использованному «слою» кожи
  • по виду покрытия
  • по виду отделки
  • по виду фактуры поверхности
  • по толщине
  • по цвету
  • по сорту
  • по артикулам

Каждый из этих признаков классифицируют еще по некоторым признакам. Не будем вдаваться в подробности.

Заинтересованные с легкостью найдут информацию в сети. Ну если будет интерес к этому вопросу, то я напишу отдельную статью.

Нас на первом этапе интересует следующая кожа:

- по назначению – галантерейная

- по виду исходного сырья – шкуры крупного рогатого скота (КРС) или шкуры коз и овец (МРС).

- по виду дубления – хромовое (самое распространенное дубление галантерейной кожи), растительное (аутентичное дубление растительными дубителями - дуб, ивовые, черника, чайное дерево, ревень, шалфей, виноград. Очень легко подается обработке, тиснению, формованию).

- по виду окраски – барабанного крашения (обычно подкладочная кожа и краст) и покрывного крашения (прошедшая покраску после барабанного крашения).

- по использованному «слою» кожи – разделяют на кожу из лицевого слоя и спилок (нижняя часть кожи срезанная по плоскости от основной шкуры). Нас сейчас интересует лицевая часть кожи.

- по виду покрытия – тут уже на вкус. Может быть полимерное (эмульсионное, латексное), нитроцеллюлозное, полиуритановое, белковое (казеиновое).

- по виду отделки – тоже на вкус. Отделка прозрачная (анилиновая), легкая (полуанилиновая), кроющая (пигментная), нубук (ворсовая или шлифованная) и восковая.

- по виду фактуры поверхности – гладкие кожи, тисненые кожи и кожи с рельефным рисунком. Я бы рекомендовал начинать с гладких кож.

- по толщине – на западе кожу измеряют на вес - унциями (OZ), у нас миллиметрами (мм) как сориентироваться в выборе толщины Вам поможет картинка.

- по цвету – черные, белые и цветные кожи.

- по сорту – смотрите таблицу.

- по артикулам – на основе вышеперечисленных признаков можно выделит большое количество артикулов. Наппа, Юфть, Флоттер, Крэйзи хорс, Пулл Ап и т.д. все это артикулы кожи и если честно у разных производителей артикул с одни и тем же названием может сильно различаться. Поэтому важно выбрать своего поставщика кожи.

Что посоветовать на первом этапе? Оптимальным выбором для ознакомления работы с кожей будет, конечно кожа растительного дубления. Но предупрежу сразу качественная кожа растительного дубления будет выше чем кожа хромового дубления.

То есть покупаем кожу растительного дубления, гладкую, крашенную (чтоб на первых порах не заморачиваться с крашением) в толщине в соответствие с таблицей.

Или просто растишка, может даже краст или некрашеная.

Если дороговато растишка, возьмите для начала хромку. Тот же Крэйзи Хорс может быть и растительного дубления и хромового.

Смотрите, чтобы кожа была, достаточно плотной (не разбитой), с ровной, не длинной бахтормой. Без пороков, равномерного прокраса. И один лайфхак:

Если берете кожу офлайн, проверяйте, чтобы она не красилась. Достаточно просто намочить светлый кусочек ткани (например носовой платок) провести по обратной стороне шкуры (по бахторме). Если следов не остается можете смело брать. И не слушайте продавца, который будет Вас уверять, что просто покроете финишным средством и краситься не будет. Это не так. Зачем вам тратить деньги на дополнительную химию, которая скорее всего не принесет желаемого результата.

Особенно это касается кожи Крэйзи Хорс. На ней чаще всего замечают, подобный изъян.

Где купить. Сейчас в крупных городах можно найти магазины торгующие кожей. Не можете найти? Обратитесь к местным сапожникам, они подскажут где покупают сами.

Ну и интернет в помощь. Очень много групп в ВК торгующие кожей. Мало того многие сейчас отрезают куски формата А4 и кратные, что вполне хватит начинающему опробовать свои силы. Толко читайте отзывы о продавцах.

Ну что, кожу выбрали. В следующей статье я расскажу какие материалы нам понадобятся еще. Это будут нитки, клеи и химия для обработки кожи.

Ставим лайки, и не забываем подписаться, чтоб не пропустить самое интересное!

Кожи быков самые толстые и тяжелые среди шкур крупного рогатого скота, поэтому используются как технические шкуры (стельки, подошвы и пр.) и для сумок не годятся. Из них хорошо получаются мужские портфели (толщина от 3,5 до 4,0 мм).

Бычок

Их производят из шкур молодняка, обычно толщиной до 4 мм, растительного или хромового дубления, из нее делают юфть, кожу для стелек и спилок.

Для сумок, как правило, используется с тиснением, гравировкой, как деталь с термической обработкой, как одна из частей изделия или часть украшения сумки.

Бычина

Кожа молодого быка толщиной до 5 мм, используется, как правило, в качестве технической кожи. Может использоваться в качестве материала для сумки байкера, велосипедиста и другого «открытого» транспортного средства.

Велюр

Велюр изготавливается из любых шкур хромового дубления, если эти шкуры имеют дефекты с лицевой стороны. Бахтармяную часть шкуры шлифуют и делают из такой шкуры "под замшу". Как замша очень хороша в дамской сумке или ином женском аксессуаре, но это не замша, не путайте с ней.

Выросток

Выросток делают из кожи телят, уже питающихся растительной пищей. Вырабатывается хромовым дублением, используется для кожгалантерейных изделий, толщиной от 0,7 мм до 1,6 мм, очень хороша для дамских сумок.

Замша

Замшу выделывают жировым дублением из шкур оленей, лосей, диких коз, телят, овец. Она пористая, мягкая, тягучая, отличается от всех прочих кож густым невысоким ворсом.

Активно используется в кожгалантерее, в том числе при пошиве сумок.

Китайская кожа

Для работы не покупайте , качество очень плохое, больше намучаетесь, чем получите приличный результат.

Козлина

Вырабатывается хромовым дублением из шкур взрослых особей. Очень хороша для оплетки краев изделия, т.к. это самая прочная кожа из всех (толщина от 0,5 до 1,2 мм). Сумки из неё не шьют, поскольку она слишком мягкая и не держит форму.

Краст

Краст это толстая, плотная кожа. Получается методом барабанного крашения (внутри кожа не прокрашивается). Поверхность гладкая, имеет природную фактуру. Подходит для браслетов (не менее 3 мм толщиной), чехлов, ножен и ремней.

Крейзи хорст

Это кожа сложная, быстро старится, темнеет, нужно выбирать осторожно, толщина 1,2 – 1,4 мм, можно использовать на портмоне, сумки, кошельки.

Конские шкуры

Вырабатываются хромовым дублением, из-за характерного рисунка мереи используются как подкладка и для производства обуви.

Для сумок, как правило, не используются .

Лайка

Это тягучая, мягкая кожа, изготавливают её алюминиевым дублением, годится, в основном, на перчатки. Сумки из нее не шьют.

Лаковая кожа

Вырабатывается из шкур телят, жеребят и коз хромовым дублением, на поверхность наносится лаковая пленка. Часто используется для пошива всей сумки или как ее часть (декор).

Наппа

Такая кожа проходит двойную очистку и дубление, что делает ее мягкой, тонкой и эластичной. Но при этом она остается прочной и долговечной. Ее поверхность может быть матовой и глянцевой, гладкой и структурной.

Внешняя поверхность наппы обрабатывается анилиновой или семианилиновой пропиткой. Это делает материал более прочным. Благодаря такой обработке увеличивается стойкость кожи к загрязнениям. Анилиновая пропитка делает материал блестящим, а семианилиновая - матовым.

Нубук

Его вырабатывают из кож хромового дубления, лицевая часть – шлифованная, очень редко используется для пошива сумок. Нубук хорош для обтяжки мягкой мебели и для изготовления обуви, но для галантерейных изделий он слишком груб.

Овчина

Это очень тонкая кожа. Используется для штамповки кожаных изделий. Если под нее подложить толстую кожу (при художественном оформлении сумки), то можно сделать набивное тиснение (см. занятие № 5). Часто используется в виде декора на сумках.

Оленья кожа

Такая кожа годится на обложки портмоне (толщиной не менее 2 – 2,5 мм) и для вкладышей в портмоне (толщиной до 1,2 мм).

Опоек

Кожа молочных телят, самая ценная из шкур КРС, мягкая, ровная, обладает очень красивой мереей. Толщина от 0,5 до 1,4 мм хромового дубления, обычно на сумки и аксессуары не используется , чаще – для одежды, а более толстые кожи – для верха обуви.

Полукожник или полукожа

Вырабатывается растительным, комбинированным (юфть) или хромовым дублением из шкур телят, проживших свыше 1 года. Толщина от 1мм до 3 мм, жесткая и плотная. На сумки не годится , можно использоваться для изготовления сувениров.

Пул-апп

Кожа сложная, нужно работать очень осторожно, т.к. любое прикосновение острым предметом ломает налет и изделие будет некрасивым.

Довольно часто используется при пошиве сумок.

Сафьян

Мягкая, тонкая кожа растительного дубления, красится, как правило, в яркие цвета, иногда выделывается из шкур телят, жеребят и овец. На пошив сумки используется редко.

Свиная кожа

Имеет мягкую, пористую структуру, выделывается хромовым или растительным дублением, толщина от 0,6 до 1,4 мм, рисунок мереи похож на следы сорочьих лапок. Это самая дешевая кожа. Может использоваться для сумок, одежды, подкладки в обувь и для упряжи.

Склизок

Это кожа хромового дубления из шкур не родившихся телят. Толщина – от 1,0 до 1,4 мм.

Для сумок не используется , годится для верха обуви.

Спилок

Получается после распиливания толстых кож хромового или растительного дубления на 2 и более слоев. У спилка обе стороны бахтармяные, но он не прочный и жесткий. Чтобы это скрыть, на лицевую сторону наносят искусственную мерею, имитируя более дорогой сорт кожи и часто используется для пошива сумок, но сумка из спилка прослужит недолго.

Чепрак

Толстая, плотная, износостойкая кожа. Берется из серединной части шкуры КРС (крупного рогатого скота). Дубление может быть жировое или растительное.

Чепрак бывает как природного цвета, так и окрашенный. Подходит для выжигания, тиснения, ручной гравировки различными способами.

Для лазерной гравировки используются любые крепкие кожи.

Из чепрака хорошо получаются браслеты, ремни, ножны, чехлы, ремешки для часов, портфели, жилет байкера, ремешки и ручки для сумок, чемоданы (из кожи толщиной 4 мм).

Галантерейные изделия из натуральной кожи – предметы, которые приобретаются не каждый день. Они демонстрируют вкус владельца, его статус и респектабельность. Выбор кожи для кошелька, сумки, ремня, органайзера – очень важный процесс при создании эксклюзивного изделия. В статье мы расскажем, по каким правилам выбирают материал мастера кожевенного дела.

Натуральная или искусственная?

Для изготовления кожгалантереи мастера отдают предпочтение натуральной коже. На то есть несколько причин.

1. Внешний вид. В этом отношении кожаные изделия — вне конкуренции. Они выглядят не просто красиво, но и респектабельно, благородно, благодаря чему никогда не выходят из моды и всегда в почёте у категории ценителей с развитым вкусом.

Натуральная кожа

2. Способность с лёгкостью принимать требуемую форму — важный плюс, отмечаемый кожевенниками.

рис. 1 Натуральная кожа

3. Гипоалергенность и способность пропускать воздух — качества, особенно важные для комфортного ношения любых предметов, даже если это просто аксессуар.

4. Долговечность — натуральный материал создан для того, чтобы выдерживать различные неблагоприятные факторы при носке. Кожаная галантерея, особенно сделанная вручную, живёт годами, и в итоге такая покупка оказывается даже более экономически оправданной.

5. Практичность — в то время, как более дешёвые изделия рвутся и пачкаются, настоящие кожаные аксессуары и одежда прекрасно эксплуатируются, чистятся и радуют своим отличным состоянием. Простой и лёгкий уход — приятный бонус к таким вещам.

6. Работать с кожей приятно ещё и потому, что она более надёжна. Если на кожзаме можно случайно оставить вмятину, то кожа просто выпрямится и вернёт свою первоначальную форму.

7. Даже если на кожаном изделии появляется потёртость — она лишь становится изюминкой дизайна. В целом, со временем изделие только приобретает налёт винтажности.

Виды кожи для различных изделий

Сумка

В данном случае всё зависит от цели мастера. Для разных частей сумки можно брать разные материалы. Например, для ремешка есть смысл использовать надёжный чепрак, как для ремней, а для остальных элементов — другие части кожи толщиной 3-4 мм. Здесь уместна и средняя пластичность конской кожи, и приятная естественная фактура кожи крупного рогатого скота.

Требуемая эластичность, как и все остальные параметры, зависит от дизайна изделия — для сумки со строго прямыми формами лучше брать более твёрдую кожу, а в других случаях отдают предпочтение мягкой и эластичной (например, оленьей).

Сумка из кожи

Если нужно повысить тягучесть, то перед дублением осуществляют более интенсивную обработку. Для дорогих замшевых аксессуаров подойдёт оленья шкура. В ход может идти экзотическая кожа, вплоть до акулы или страуса, или хотя бы крокодила. Её реально имитировать специальным прессованием более дешёвого сырья (КРС) с нанесением характерного узора и, возможно, лакировкой.

рис. 2 Сумка из кожи

Ремень

Ремень из натуральной кожи

Ремни делаются из чепрака — толстой, плотной кожи с хорошей износоустойчивостью. Серединная часть шкуры крупного рогатого скота — оптимальный материал для этой цели, ведь ремни должны хорошо выдерживать натяжение, а ещё они часто декорируются тиснением или выжиганием. Её толщина может быть равна приблизительно 3-4,5 мм — обычно именно такие параметры обеспечивают нужный результат.

рис. 3 Ремень из натуральной кожи

После обработки изделия из неё будут твердеть, что обеспечивает долговечность. Они не растягиваются и хорошо сохраняют форму. Шорно-седельные кожи могут быть натурального цвета или покрывного крашения.

Например, на этом видео рассказывается об изготовлении ремня из толстой буйволиной кожи:


Кошелек

Для кошельков используют самую разную кожу — от свиной до змеиной и акульей, в том числе и сочетания материалов. Первая обладает сравнительно жёсткой фактурой и довольно грубым рисунком, поэтому выглядит менее привлекательно и дорого.

Кошелек из кожи, украшенный тиснением

Более интересны экзотичные кожи с их прочностью и оригинальными узорами, которые привлекают поклонников экстравагантных образов или сдержанного эксклюзивного дизайна. Рекомендованная толщина может быть в пределах 2-2,5 мм для обложки и до 1,2 для внутреннего слоя.

рис. 4 Кошелек из кожи, украшенный тиснением

Портфель

Как и сумки, портфели могут изготавливаться из разного материала. Воловья шкура (бычья) позволяет делать особо прочные изделия по разумной цене, коровья после обработки достаточно гибка и привлекательна, но стоит дороже, а оленья в наших широтах и вовсе относится к особо дорогой ценовой категории.

Кожаный портфель

Свиная кожа также используется, но она более уместна как подкладочная ввиду своего не особо роскошного вида. Толщина материала может варьироваться, но чем прочнее должно быть изделие, тем толще — обычно до 3,5-4 мм.

рис. 5 Кожаный портфель

Чемодан

Для изготовления чемоданов магазин натуральной кожи предлагает чепрак — наиболее износостойкую спинную часть шкуры. Она меньше всех растягивается и в целом наиболее надёжна, выдерживает эксплуатацию даже в жёстких условиях. Её толщина может также доходить до 4 мм. Для обивки чемоданов может использоваться и достаточно мягкий материал. Чаще всего в роли сырья выступают шкуры крупного рогатого скота, конские и свиные.

рис. 6 Чемоданы из кожи

Какая кожа подходит для тиснения?

Кожгалантерея часто украшается различными способами. Особенно уместно смотрится тиснение, для которого нужно купить натуральную кожу растительного дубления. Её получают благодаря составам, в которых есть натуральные танины — соединениям, получаемым из древесины и содержащим дубильные и связывающие компоненты. Ещё здесь содержатся органические кислоты.

рис. 7 Тиснение на коже

Как правило, в таком случае оставляют природный цвет и в результате получается прочный материал максимально естественного вида. И тиснение, и выжигание на таком фоне смотрятся идеально.
Со временем изделие становится лишь красивее, переходя в категорию винтажа.

Растительное дубление предполагает, что поверхность обрабатывается по минимуму и если какие-либо дополнительные компоненты в состав рабочих веществ и добавляются, то только как вспомогательные. Благодаря этому создаются неповторимые аксессуары приятных роскошных оттенков. Ухаживая, можно лишь полировать их простым хлопчатобумажным платком — и следы от пальцев или ногтей исчезнут.

Процесс тиснения по коже демонстрируется на следующем видео:

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

Читайте также: