Какой цвет кожи у мавров

Обновлено: 28.04.2024

Юрий Шатунов - Не спорь со мной /Премьера Клипа 2022/ .

Проникновение российских интересов Премьер-министр Болгарии Петков, которому вчера объявили в.

Что поможет людям противостоять культурной деградации: мнение А.Ширвиндта Остановите планету. .

Кадыров резко отреагировал на демарш Токаева: Так не бывает В России неоднозначную реакцию вы.

15 Июн 2022 Общество Политика &.

-Метки

-Рубрики

  • (0)
  • (0)
  • вязание (0)
  • дачный участок (0)
  • домашние животные (0)
  • животные с юмором (0)
  • заготовки на зиму (0)
  • заморозка (0)
  • здоровье (0)
  • интернет (0)
  • история (0)
  • компьютер (0)
  • косметика (0)
  • кулинария (0)
  • непознанное (0)
  • новичкам (0)
  • обои на монитор (0)
  • огород (0)
  • оформление дневника (0)
  • поздравления (0)
  • полезности (0)
  • рассказы и притчи (0)
  • ритуалы (0)
  • фотоработы мастеров (0)
  • цветы (0)
  • шитьё (0)

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дедушкин Реальный городЖивое общение. это то что в первую очередь предлагает эта игра. карта, как и многие другие, открыта для игры и общения, то есть для Вас! Играйте, стройте города, развивайте их, осваивайте месторожде
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до
  • Нумерология рожденияОнлайновый нумерологический расчет психоматрицы, позволяет узнать характер на основе даты рождения по методике Пифагора
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Видео

Вот это прыжок! 20.02.2019 --> Смотрели: 3 (1) Топовый полицейский 19.02.2019 --> Смотрели: 6 (0) Две российские беды. 31.08.2017 --> Смотрели: 11 (1) Колядка колокольчиков 25.12.2015 --> Смотрели: 19 (0) Elvis Presley 24.12.2015 --> Смотрели: 12 (3)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


mifadmin

Otello

Американский актер
Джон Эдвард МакКаллоу (1837–1885) в роли Отелло.

Цвет кожи Отелло

Даже тем, кто по какой-то причине ни разу не держал в руках ни одного произведения великого Шекспира, доподлинно известно, что герой его одноименной трагедии Отелло был чернокожим. Однако всеобщность какого-либо знания, как мы не раз уже доказывали, вовсе не означает его истинности, и убежденность в принадлежности Отелло к негроидной расе – не что иное как всеобщее заблуждение.

Как явно следует из авторского определения, содержащегося в перечне действующих лиц, главный герой трагедии, ревнивец Отелло был мавром. Но мавры никогда не были чернокожими, по той простой причине, что они — арабы, принадлежащие, как известно, к белой расе. Правда, мавры испокон веков обитали в Африке, но только в Северной, и на территории некогда могущественного Арабского Халифата. Но жить в Африке и быть чернокожим — это отнюдь не одно и то же.

Если же коснуться темы исторической легитимности прототипа героя шекспировской трагедии, то, дотошные исследователи установили, что скорее всего, им был некий Маврицио Отелло, реально существовавший итальянец, который в шестнадцатом веке, во времена войны на Балканах, командовал отрядом венецианских наемников. И многие ученые, как историки, так и литературоведы сходятся во мнении, что сэр Уильям ошибочно интерпретировал сокращенный вариант его имени – Мавр вместо Маврицио – как признак, определяющий его принадлежность к народу, населявшему тогда южное побережье Средиземного моря.

Otello

Как погибла Дездемона?

Ко всеобщим можно отнести и весьма популярное в народе заблуждениеотносительно того, что Отелло в порыве ревности или, как сказали бы современные юристы, в состоянии аффекта, задушил свою супругу Дездемону. Попробуем внимательно перечесть, Шекспира, хотя бы в привычном для всех переводе этой трагедии, принадлежащем перу Бориса Пастернака. Согласно тексту, который заслуженно считается каноническим, Отелло для начала лишь «придушил» Дездемону, а затем обратился ко все еще живой, и навязчиво подозреваемой в неверности супруге со словами:

«За дверью шум. Жива? Еще жива?

Я – изувер, но все же милосерден

И долго мучиться тебе не дам.

Так. Так. (Закалывает ее)».

Otello

За мгновение до трагедии.

Если безоговорочно доверять тексту и рассматривать его, как подробное описание преступления, сделанное очевидцем, либо непосредственным участником, то получается, что бедная женщина скончалась не по причине асфиксии, наступающей обычно в следствии удушения, а, как принято писать в протоколах, из-за множественных колото-резаных ран, нанесенных острым предметом…

Для многих слово «мавр» звучит синонимом слова «негр», а все благодаря герою пьесы Шекспира «Отелло», где главный герой был мавром и именно чернокожим. Но отождествлять эти два понятия не стоит, потому что мавр — это не всегда чернокожий и даже не всегда африканец.

Немного предыстории

Изначально, ещё до нашей эры, маврами называли всё население Северной Африки, которое не было покорено Римской империей, а подчинялось местным вождям. Окончательно римской провинцией Мавритания стала только на смене эпох, когда последний король мавров по завещанию передал свою страну римскому императору. Римское слово Mauri (мавр) — это заимствование от греческого слова «темный». С момента заката Римской империи мавры продолжали жить в местах своего сосредоточения на северо-западе Африки, в районе современных Алжира и Марокко вплоть до начала восьмого века нашей эры, когда экспансия приверженцев новейшей на тот момент религии — ислама, не привела к значительному расширению подконтрольных территорий.

Главная история

мавр это

С 711 года история мавров непосредственно связана с историей Европы, самой западной её части — Пиренейского полуострова. Именно в этом году приверженцы ислама пересекли неширокий Гибралтарский пролив, разгромили вестготов и захватили их столицу — Толедо. К 718 году почти весь полуостров находился под властью арабов. Европа, со времен падения Римской империи потерявшая контакт с остальным миром, стала отождествлять всех приверженцев ислама с арабами, по старой памяти называя их маврами. Расцвет могущества мавров на Пиренеях пришелся на десятый век. К концу одиннадцатого века в ходе Реконкисты мавров практически вытеснили с полуострова, а окончательная победа была одержана в 1492 году, когда Испания отправила Колумба к берегам Америки, сделав первый шаг на пути к мировому господству.

история мавров

Но то были времена расцвета инквизиции, которая к 1492 году изгнала из страны всех евреев, а через десять лет страну покинул каждый не принявший христианства мавр. Значение арабского владения Пиренейским полуостровом на протяжении многих веков не прошло даром. Кроме памятников архитектуры того периода мавры оставили значительный след в генофонде нынешних испанцев и португальцев.

Послесловие

К началу крестовых походов в средневековой Европе было сложившееся понятие: мавр — это араб, ярый приверженец ислама.

мавр значение

А так как среди арабов попадались воины, цвет кожи которых был весьма необычен для средневековой Европы — черный, в памяти европейцев сохранились воспоминания и об этом. Когда Европе стала угрожать Османская империя, то есть с начала шестнадцатого столетия, все приверженцы ислама стали ассоциироваться с турками. А мавров стали отождествлять с представителями негроидной расы, чему как раз поспособствовал Шекспир. Россия находилась в стороне от европейских событий, она только освободилась от татаро-монгольского ига и здесь было свое название для чернокожих представителей Африки. Это слово было не «мавр», это слово было «арап», которое прославил предок Александра Сергеевича Пушкина — Ибрагим Ганнибал.

Начнём с этимологии. Слово "мавр" происходит от латинского maurus, которое является заимствованием из греческого и означает "тёмный". Лингвистический анализ вскрывает общие индоевропейские корни, ведущие к понятиям "жара", "горение", "сажа", "уголь" (ср. русс. "марево", глагол "марать" в значении пачкать, мазать грязью). Таким образом, изначально маврами греки называли жителей жарких южных стран с более тёмным цветом кожи, чем у европейцев, прежде всего это относилось к Африке.

Но реальная картина несколько сложнее. В интересующем нас регионе произошло смешение сразу нескольких различных этно-рассовых групп: негроиды из Экваториальной Африки, семиты Ближнего Востока, индоевропейцы из Восточной Европы. Особенно неожиданным представляется третий компонент, но факт остается фактом - во втором тысячелетии до новой эры Египет подвергся нашествию т.н. гиксосов, или "царей-пастухов", в имени которых легко читаются "гиг саки", или "Великие саки". Саки - это самоназвание скифов Средней Азии, откуда они вторглись на Ближний Восток, а оттуда в Египет и далее на Запад Северной Африки вплоть до Атлантического океана. В этом регионе саки были известны как гараманты, или "народ колесниц". Их прямыми потомками являются африканские берберы, например, амазахи и кабилы. Так, самый известный кабил в мире - Зидан - совсем не тянет на негра, особенно цветом глаз.


А вот эта кабильская девочка даст 100 очков форы многим французам и итальянцам в плане европеоидности.


Интересно, что на другом краю бывшего скифского ареала - в ныне китайской Синьцзяне - до сих пор встречаются вот такие типажи среди уйгуров.


Итак, что мы имеем в сухом остатке. Во времена египетских фараонов Среднего Царства живших к западу от долины Нила ливийцев описывали как белый народ, цвет кожи которого был намного белее, чем у самих египтян. По мере смешивания с коренным африканским населением происходила метисация и ко времени Пунических войн потомки ливийцев - нумидийцы - в массе своей описываются античными авторами как смуглые худощавые люди, виртуозные наездники (кстати, лошадь попала в Африку из Азии как раз вместе с саками-гиксосами-гарамантами примерно 4 тыс. лет назад). Характерной особенностью нумидийцев была заостренная борода (её отдаленной ветвью является модная в 16-17 вв. эспаньолка), также нумидийцы заплетали волосы на голове в косички-дреды. Вот как выглядел знаменитый царь Массиниса, помогший Риму одолеть Карфаген


Уже в римскую эпоху на фоне потепления климата из Аравии в Африку попадают верблюды, а популяция местных слонов полностью исчезает, прежняя саванна сменяется полупустыней, в итоге обитавшие южнее негроидные племена сдвигаются ближе к средиземноморскому побережью, смешиваясь с европеоидными берберами. Так что ко времени появления в Африке вандалов (5 век новой эры), пришедших туда аж с территории нынешней Польши, местные мавры в массе своей выглядели так (мозаика позднеримского периода из Сетифа, совр. Алжир)


Подводя итог: к моменту арабского завоевания Испании население Северной Африки представляло собой пёструю мозаику, где можно было найти фенотип на любой вкус - от белокурых потомков вандалов до смуглых выходцев из субэкваториальной Африки. Кстати, в 718 г. Испанию завоевал владетель марроканского Танжера, но сам Танжер до 682 г. принадлежал Византии, а те же византийцы направляли в Африку наемные отряды авар и хазар с Северного Кавказа и Нижней Волги, что ещё больше разнообразило этническую картину.

Нельзя не упомянуть и арабское завоевание, у арабов большую роль играла йеменская конница с самого юга Аравии, но этнически йеменцы - ближайшие родственники сомалийцев и эфиопов и выглядят примерно так, хотя и говорят на арабском


Таким образом, внешний вид средневековых мавров Вы и сегодня можете наблюдать на улицах Танжера, где встречается "вся палитра красок"

Современные мавры (мавританцы) являются потомками храбрых воинов, которые сумели покорить многие народы. Сейчас это многочисленный народ, проживающий в ряде африканских стран, в том числе Республике Мавритания.

История


К предкам современных мавров относят берберов, которые включали гетулов и санхаджи. Эти племена часто мигрировали, что способствовало их распространению по Северо-Западной Африке. Они были воинственны, поэтому с легкостью захватывали миролюбивое население. Военные походы продолжались долго и в 11 веке позволили создать берберам Альморавидское царство. Для него характерной стала всеобщая исламизация, которая значительно усилилась с проникновением аравийских племен, пришедших сюда в 14 веке. Мигранты воевали с местными, однако аравийские племена превосходили берберов в бою, поэтому те оказались вынуждены отступить к реке Сенегал. В результате происходит полная арабизация территории, мавры приобретают генофонд от берберов и аравийцев.

Где живут (территория)

Значительная часть мавританцев живет возле реки Сенегал. Эту группу представляют оседлые мавры, которые тяготеют к правому берегу. Другие мавританцы ведут кочевой образ жизни и все время находятся в движении, расселяясь по пустыне Сахара, а также различным полупустыням.

Жизнь


Высшим слоем в мавританском обществе были хасаны. На ступень ниже находились марабуты, несшие независимость. Класс марабутов включал госслужащих, торговцев, представителей духовенства, учителей. Хасаны уважали марабутов и охотно выдавали своих дочерей замуж за их сыновей . Полностью зависимыми от них являлись зенага — основной костяк населения мавританцев.
В значительной мере поведение мавританца определяется исламом. В отличие от многих арабских народов, женщине уделяется много внимания. Она имеет много прав и свобод, в браке царит моногамия. Женщине дозволено подавать на развод и заключать брачные союзы по собственной инициативе. Интересно, что мавританки ассоциируют себя с арабками, хотя руководствуются берберским семейным кодексом. Образ жизни кочевников резко отличается от оседлых.

В повседневной жизни мавританцы пользуются мавританским языком, который относят к поддиалектам арабского. Весьма распространен также французский.

Религия

Большинство мавританцев признает ислам суннитского толка. Существует маленькая прослойка, придерживающаяся культа предков. Некоторые являются приверженцами фетишизма. Ряд мавров является католиками.

Культура


Мавританцы стали очень известным народом благодаря своей культуре. В Мавритании работают ремесленники, прославившиеся на весь мир. Мавританцы овладели особой техникой обработки ткани и кожи. Искусные поделки из серебра, дерева, узорчатые ковры радуют глаз и находят все новых обладателей. Серебро стало основным драгоценным металлом, из которого изготавливают различные поделки, например, сундучки, ювелирные украшения. Процветает гончарное искусство, особенно в области Тагант.
Мавританцы изготавливают искусные изделия из кожи, предназначенные для использования в повседневной жизни. Сумки тагантских мастеров получили признание во многих уголках мира, как и обувь. Кроме Таганта, в Мавритании прославился Атар, где ремесленники занимаются изготовлением серебряных поделок, а в Алеге выполняют сложные работы из разных пород дерева. Золото тоже известно мавританским ювелирам. Они предпочитают комбинировать его с кораллом. Есть и весьма оригинальные работы, например, калебас — емкости для хранения вещей или жидкостей, изготовленные из тыквы.
Мавританская музыка тоже стала известна во всем мире. Музыканты в Мавритании всегда играли особую роль, передавая вести и ценную информацию от одной деревни к другой. Их песни также носили мотивационный характер, исполнялись для воинов. Главными музыкальными инструментами стали:

  • тидинит, напоминающий лютню;
  • ардин;
  • табл;
  • трещотка.

Таблом, похожим на барабан, пользовались обычно мужчины, а ардином (изысканной вариацией африканской арфы) — женщины.

Кочевники выращивают финиковые пальмы и обрабатывают земли на территориях оазиса. Наличие земель, пригодных для пастбищ, во многом определяет жизнь кочующего мавританца. С наступлением зимы приходит время перемещаться с северных территорий на южные, когда же приходит лето, можно вновь вернуться на север. Засуха сменяется дождливым периодом, что и определяет образ жизни. Расстояния, которые приходится преодолевать, иногда превышают сотни километров. Кочевники передвигаются племенами, беря с собой все имущество. При длительных переходах они преодолевают свыше тысячи километров. Для успешного передвижения используют верблюдов, способных долгое время обходиться без пищи и воды. В кочевом лагере могут присутствовать до 30 мавританцев, которых оседлые называют номадами. Всех их объединяет превосходное знание местности, поэтому среди кочевников много следопытов. Эти знания необходимы при перемещении на большие расстояния, ведь в пустыне мало источников воды. Немногочисленные колодцы разбросаны по территории, каждый кочевник знает, что чем больше он сможет посетить колодцев, тем больше сможет напиться его верблюд. Самому тоже необходимо пополнить запасы воды. Своих детей мавританцы-номады обучают топонимике с ранних лет. Насчитывается уже примерно 5 поколений опытных кочевников, знающих пустынные местности вокруг Сенегала как свои пять пальцев.


Мавританцы знают 2 вида колодцев. Первый называется вир и представляет собой глубокую яму, которая может достигать 80 метров. Арханы — сравнительно неглубокие колодцы. Последние мало кому известны, хотя те же виры найти нелегко без специальной карты. Именно по ней ориентируются мавры, кочуя в пустыне. Знание топографии определяет успех, однако его недостаточно. Необходимо знать каждый ориентир, даже маленькая возвышенность имеет значение.
Самым престижным занятием у кочевников является скотоводство. Чем больше голов скота, тем богаче считается человек. Причем мавры редко продают свой скот и даже не всегда используют его для приготовления пищи. Даже те номады, которые переходят к оседлому образу жизни, продолжают пополнять число голов скота, стараясь демонстрировать статус окружающим. Самым важным животным считается верблюд. Особым почетом пользуется дромадер — одногорбый верблюд, у многих ассоциирующийся с кочевым образом жизни.

Жилище

Кочевники проживают в шатрах, которые изготавливаются из прочного черного полотна. Полотно шьется из грубой шерсти (верблюд или овца). Ткань может достигать в длину 10 метров. Полотно подбирают деревянными шестами, закрепляют с помощью кольев. Один такой шатер может вмещать около 8 человек. Иногда пользуются обычными палатками, полотно которых шьется из хлопка. Внутри стелют козьи шкуры, кладут подстилки и подушки. В центре обычно ставят чайник.
У оседлых мавританцев жилище делают из песчаника. Быт среднестатистического мавританца довольно скромен, состоятельные люди могут позволить себе богатую утварь.

Традиции

Традиции мавританцев способны повергнуть в шок. До сих пор в Мавритании распространено рабство, которое имеет массовый характер. Этот факт повлиял и на брак, ведь среди женщин тоже есть немало рабынь. В целом обычаи, связанные со свадьбой и замужеством, можно считать по-настоящему удивительными.

Свадьба

Черные одеяния для женщины являются символом скорого замужества, которое она, как ни странно, отвергает. Подруги невесты должны всеми силами стараться воспрепятствовать замужеству, буквально преграждая путь супругу. Это далеко не самый удивительный обычай, например, традиция «сахва» требует от молодоженов быть предельно скромными на свадьбе. Само торжество не похоже на яркий праздник, все проходит в кругу семьи и близких друзей.
Однако нельзя не учесть современные тенденции. Мир меняется, что наглядно видно на примере мавританцев. Многие стараются устраивать пышные свадьбы, подчеркивая статус семьи. Сейчас многие мавританцы говорят, что количество гостей определяет статусность, что связано не столько с желанием объявить о свадьбе на весь свет, сколько со стремлением скорее ее окупить. Ведь каждый гость должен принести подарок.
Традиционная свадьба начинается с появления невесты и жениха. Поверх черных одеяний на девушку накидывают белую шаль. Жених же предстает в белом халате, а в руках держит черный платок. Самым почетным гостем станет тот, кто подарил больше всего денег молодоженам. Если семья жениха и невесты может позволить себе праздник, они пригласят артистов и танцоров. После торжества молодожены отправляются в дом жениха. Невесте положено спрятаться в нем так, чтобы суженый как можно дольше не смог ее найти.

Внешность

Одежда


Национальными костюмами в Мавритании являются бубу (дерра). Позволить такую одежду себе могут немногие мавританцы. Ее шьют из жаккарда голубого цвета, одежда ниспадает до земли. Носят ее и мужчины, и женщины. Отличительная особенность костюма мужчины — тюрбан, необходимый для защиты лица и головы. Женщины могут носить мелихву, которая не имеет швов. Шьется мелихва из большого куска ткани, который может достигать в длину 5 метров. Фиксация одежды выполняется с помощью узлов — у мелихвы нет булавок и пуговиц. Смысл этого наряда заключается в том, чтобы скрыть женское тело от посторонних глаз. Расцветка мелихвы может быть самой разнообразной, не исключен и пестрый окрас. Мавританки очень любят бижутерию, аксессуары, красивую обувь, очки. Это помогает им создавать уникальные образы, компенсируя закрытость. Последние годы мода Мавритании стала одной из самых известных на африканском континенте. Ношение мелихвы требует определенной сноровки, так как в ней можно запутаться.


Еда у мавританцев необычная. Они могут сочетать вкусы, которые покажутся многим непривычными. Например, соусы могут иметь сладко-горько-соленый привкус. Майонез кислый, как и практически все овощи.

  1. Очень необычной покажется верблюжья сметана, которую едят с финиками.
  2. Масло в Мавритании тоже непростое, оно сильно крошится при разрезании.
  3. Основным мясным блюдом является верблюжатина. Едят ее с овощами и кус-кусом.
  4. Все супы у мавританцев густые.
  5. Из напитков мавры предпочитают чай, кофе, верблюжье молоко.

Мавры для большинства людей остаются загадочным народом, культура которого чересчур экзотична. Одновременно они считаются потомками воинственного народа, который повлиял на историю Португалии и Испании. Сложность изучения мавров и Мавритании вызвана особым языком, который труднодоступен в изучении. Однако высокий интерес со стороны туристов сулит хорошие перспективы.

Видео

В данном видео показан типичный мавританский танец.

 А: уровень меланина в различных человеческих популяциях (чем темнее кружок, тем больше меланина в коже). B: средняя интенсивность ультрафиолетового излучения в разных точках Земли.

А: уровень меланина в различных человеческих популяциях (чем темнее кружок, тем больше меланина в коже). B: средняя интенсивность ультрафиолетового излучения в разных точках Земли.

Какие гены отвечают за цвет нашей кожи? Учёным хорошо известен меланокортиновый рецептор 1 (MC1R). Этим геном особенно заинтересовались, когда выяснили, что он не функционирует у рыжеволосых людей. Ещё в 2000 году генетики установили, что варианты MC1R разнообразны за пределами Африки, однако на территории чёрного континента ген находится под давлением жёсткого стабилизирующего отбора, который отсеивает любые мутации, влияющие на синтез пигмента в коже. Полученные знания соответствовали представлениям об африканской прародине человека, а также о важной роли тёмной кожи вблизи экватора — пигмент меланин защищал людей от губительных доз ультрафиолетовой радиации. В высоких широтах, куда наши предки пришли около 50 тыс. лет назад и где ультрафиолета меньше, отбор пошёл в другом направлении — в сторону светлокожести. Ведь солнечная радиация необходима для синтеза в коже витамина D3, без которого человеку грозит рахит.

Но такая стройная теория не объясняла того, почему и внутри Африки цвет кожи сильно варьирует — от самого тёмного на планете у восточноафриканских скотоводов, до относительно светлого у бушменов на юге. Конечно, генетики понимали, что на самом деле за кожную пигментацию отвечает не один, а множество генов. У животных таких генов выявлено более 350, но какие из них важны для человека и как их вариации отражаются на оттенках кожных покровов? Этот вопрос и решил выяснить большой коллектив учёных, чья статья только что опубликована в Science.

Напомним, что разные виды пигмента меланина производятся особыми органеллами — меланосомами, находящимися в пигментных клетках — меланоцитах. От размера меланосом, их распределения и количества производимого меланина зависит, насколько тёмной будет наша кожа. Меланин обладает свойством поглощать и рассеивать солнечную радиацию. Надо добавить, что у человека встречается два типа меланина — эумеланин (тёмный пигмент) и феомеланин (красновато-жёлтый). Их комбинация даёт различные оттенки волос, глаз и кожи. Например, рыжеволосость — это когда феомеланина много, а эумеланина почти нет.

Исследователи собрали данные о 2 тыс. жителей Эфиопии, Танзании и Ботсваны. Для каждого фиксировался цвет кожи на внутренней стороне руки. Кроме того, 1570 африканцев из этой базы данных были генотипированы. Затем специалисты стали искать зависимости между генетическими вариантами и кожной пигментацией. Генетикам удалось обнаружить 4 области в геноме, мутации в которых, вероятно, влияли на цвет кожи. Для дальнейшего исследования использовали данные проекта «Тысяча геномов», что позволило подключить к анализу геномы жителей Западной Африки, Евразии, Австралии и Меланезии.

Основная часть статьи содержит описание того, какие вариации в этих участках генома ассоциируются с тёмной или светлой пигментацией, какие из этих аллелей предковые, а какие — более молодые, и как давно они могли возникнуть у человека.

Участок, мутации в котором сильнее всего влияют на оттенок кожи, находится на хромосоме 15 и захватывает ген SLC24A5. Мутация в этом гене, связанная со светлой кожей, распространена в Европе, Пакистане и на севере Индии. Интересно, что этот вариант нашёлся с высокой частотой (до 50%) в некоторых популяциях Восточной Африки «афро-азиатского происхождения», а также с частотой 5—11% у южноафриканских сан и банту.

Генетики рассчитали, что евразийские популяции, несущие данный аллель, разделились 29 тыс. лет назад, и предположили, что в Африку этот вариант попал в результате потока генов из Евразии в последние 3—9 тыс. лет. Однако его частота в некоторых группах превышает предполагаемый процент «неафриканской примеси», что говорит о положительном отборе.

Ещё один важный участок генома, обнаруженный в исследовании, находится на хромосоме 19 и содержит ген MFSD12. Нарушения работы этого гена приводят к болезни витилиго (при которой отдельные участки кожи полностью лишены пигментации).

Две «продвинутые» мутации MFSD12, связанные с тёмной пигментацией, встречаются только у африканцев, чаще всего — у нило-сахарских народов. Анализ показал, что один из этих аллелей возник около 600 тыс. лет назад. Ещё два «тёмных» полиморфизма обычны для африканцев (кроме бушменов), а также распространены у южных азиатов и австрало-меланезийцев. Генетики пришли к выводу, что оба этих варианта достались обитателям Австралии и Меланезии от африканских предков, а возникли почти 1 млн лет назад!

Два предковых полиморфизма в этом же участке — ассоциированных со светлой кожей — встречаются почти у всех европейцев и восточных азиатов, а также часты у бушменов, у эфиопских и танзанийских популяций афро-азиатского происхождения.

Анализ показал, что у популяций с африканскими корнями ген MFSD12 работает менее активно, чем у прочих. Далее генетики провели эксперимент: они взяли меланоциты мышей и подавили в них экспрессию мышиного варианта MFSD12. Опыт привёл к тому, что содержание эумеланина в пигментных клетках мышей выросло на 30—50%. Когда же ген выключили совсем — получились мыши с однородным серым мехом, в результате полного отсутствия феомеланина.

Е: слева — дикий тип мыши (окраска «агути»), справа — мутант с выключенным геном MFSD12

Е: слева — дикий тип мыши (окрас «агути»), справа — мутант с выключенным геном MFSD12.

Учёные на этом не успокоились, они провели похожие опыты на рыбках данио-рерио, у которых есть родственный MFSD12 ген, и тоже добились изменения окраски.

Итак, снижение активности гена MFSD12 приводит к росту содержания эумеланина, а отключение — к прекращению синтеза феомеланина. Как всё непросто!

Наконец, авторы оценили общий вклад найденных генетических вариантов в степень африканской «темнокожести» — получилось 28,9%. То есть около 29% изменчивости цвета кожи африканцев зависит от мутаций в обнаруженных областях генома. Учёные делают вывод, что генетически пигментация устроена проще, чем, например, такая характеристика человека, как рост (проще — значит, меньше генов, сильно влияющих на этот признак). И ещё: большинство найденных генетических вариантов находятся в некодирующих участках ДНК . Значит, в том, какого оттенка наша кожа, важную роль играют гены-регуляторы.

Ну, и несколько наиболее любопытных выводов.

Во-первых, большинство аллелей, связанных с тёмной и светлой пигментацией кожи, в человеческом генофонде появились более 300 тыс. лет назад — то есть ещё до возникновения человека современного вида.

Во-вторых, мы начали с того, что у гена MC1R в Африке почти нет вариаций. Новое исследование показывает совсем другую ситуацию: варианты исследуемых генов MFSD12, DDB1, OCA2 и HERC2 у африканцев очень разнообразны. Более того, примерно половина предковых (то есть исходных) вариантов ассоциируется со светлой пигментацией. Кстати, у неандертальцев и денисовцев по всем изученным позициям находятся предковые варианты.

По мнению авторов, такая сложная картина согласуется с представлениями, что тёмная кожа — признак, приобретённый нашими, исходно светлокожими предками… На этом месте расисты должны радостно закивать, но прошу дочитать фразу до конца: тёмная кожа — признак, приобретённый нашими, исходно светлокожими предками около 2 млн лет назад, когда они утратили защитный волосяной покров. Когда густая шерсть перестала предохранять потомков австралопитеков от поражающего действия ультрафиолета, они потемнели — хотя, вероятно, поначалу были не так черны, как некоторые современные африканцы.

Исследование показало также, что южные азиаты и австралоиды получили тёмную кожу напрямую в наследство от африканских предков. Возможно, что и другие черты, общие для африканцев и для восточных экваториалов из Австралии и Океании, тоже имеют единую генетическую природу, а не появились в результате параллельной эволюции.

Авторы понимают, что найденными генетическими вариантами картина не исчерпывается. Будущие исследования, в которые попадут представители большего числа африканских (и не только) популяций, дадут новую информацию и, скорее всего, ещё больше усложнят картину. Продолжение следует.

Читайте также: