Какой цвет кожи был у древних египтян

Обновлено: 07.05.2024

История Древнего Египта насчитывает более сорока веков, причём речь идёт только о времени, когда в долине Нила уже существовало мощное государство с развитой культурой. А древнейшие находки стоянок первобытных людей на территории Египта, в оазисе Харга, относятся к палеолиту, им около 400 тысяч лет. Именно через эти земли в те далёкие времена происходило расселение Homo Sapiens из глубин Африки на другие континенты.

Древнейшее осёдлое население долины реки Нил, по представлениям современных учёных, на треть состояло из представителей негроидной расы, на треть — средиземноморской европеоидной, а оставшаяся часть была их смесью. В Египте на протяжении всей его истории смешивались разные народы африканского и ближневосточного происхождения. Это можно видеть по сохранившимся изображениям на египетских фресках, где представлены люди разных цветов кожи.

Однако составить полное представление о внешности древних египтян, опираясь на их рисунки и статуи, к сожалению, не получится. Египетское искусство изначально отдавало предпочтение стилизации и схематизму. Все древние изображения выполнены по определённому канону. Коренных египтян, независимо от их истинного происхождения и внешности, изображали с красной кожей, чтобы визуально отличать их от чёрных нубийцев и белых ассирийцев, ливийцев и т.д.

Даже погребальные маски мумий фараонов, хоть и должны были отображать внешность своего владельца, выполнялись в едином стиле, нивелирующем индивидуальность. Это не портреты, а идеальные маски носителей высшей власти. К примеру, генетический анализ мумии Рамсеса II показал, что у него были рыжие волосы. Это не характерно для местного населения, и предполагается, что предки данного фараона происходили из Ливии.

«Отец истории» Геродот писал, что египтяне «темнокожие с курчавыми волосами». Однако на фресках того периода у всех египтян волосы изображены прямыми, курчавыми они нарисованы у эфиопов. Что вполне соответствует исторической истине, поскольку все египтяне, у которых хватало денег, чтобы купить парик, брили голову и вместо природной шевелюры носили парики с прямыми волосами. Такой обычай появился потому, что древние египтяне не хотели быть похожими на африканцев, которых они считали дикарями.

Постепенно сложился этнический тип коренного египтянина: среднего роста, с крупной головой и крепкими костями. Но в Египте эпохи античности из-за смешения различных народностей, вытесняемых соседями в долину Нила, он несколько изменился.

Благодаря генам более высоких средиземноморских народов, египтянин этой эпохи был выше и стройнее своих предков. Античные источники описывают египтян как высоких смуглых людей с чёрными волосами и миндалевидными глазами. У типичного египтянина той эпохи было широкое лицо, толстый прямой нос, плотная фигура и квадратные плечи.

Парик, который мы уже упоминали, был признаком зажиточного человека, бедняков древние египтяне прозывали «людьми со своими волосами». Кроме того, в отличие от знати, бедняки ходили босиком. Из-за жаркого климата, в Древнем Египте не носили другой обуви кроме сандалий. Они различались лишь материалом (самые дешёвые — из папируса, более дорогие — из кожи) и богатством отделки. Даже у фараонов сандалии были самой обычной формы, отличаясь от обуви простого египтянина лишь дорогими материалами и позолотой.

Египтянки активно применяли косметику и духи. За несколько тысяч лет до нашей эры они уже наносили цветные тени на веки и пользовались губной помадой. В античности импортная египетская косметика пользовалась большой популярностью у гречанок, финикиянок, римских девиц и матрон. Египетские женщины изобрели и платья, облегающие фигуру — в этом они на тысячелетия опередили античную моду, поскольку в Греции и Риме той эпохи женщины носили широкие одежды без талии и лифа.

А вот мужской наряд Древнего Египта оставался неизменным. Бедняки ограничивались набедренной повязкой, писцы носили короткую белую юбку. По праздникам надевали тунику с поясом в виде передника. Как древнеегипетские женщины, так и мужчины очень любили разнообразные украшения: бусы, ожерелья, браслеты и кольца. Их могли себе позволить даже небогатые египтяне, только вместо драгоценных камней они покупали недорогие изделия из цветного стекла.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?


1. Изображения на стенах храмов и гробниц.


«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”





По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.


Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.


2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.






Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))


вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”


Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”





По данным генетического исследования 80,3% современного населения Верхнего Египта – коренное население, а иными словами – потомки тех самых древних египтян. Население Нижнего Египта чуть более “арабизировано”: там коренного населения 64,8%

То есть, те, кого мы считаем “арабами” – это вовсе не арабы. А самые настоящие египтяне.

От древних египтян осталось множество изображений и скульптур. Казалось бы, восстановить их внешность очень просто. Увы, это не так — изобразительное искусство древнего Египта было весьма схематичным, люди рисовались по строгим канонам. К примеру, египтяне раскрашены в красный цвет, у них обычно короткие прямые чёрные волосы. Но на самом деле это парики, а цвет кожи на этих рисунках условен. Египтяне должны были визуально отличаться от нубийцев, изображаемых чёрными, и восточных народов (ливийцев, ассирийцев), которые на египетских изображениях показаны белокожими.

Ливиец, нубиец, азиат и египтянин. Кроме цвета кожи, древний египетский художник показал и разные одежды этих народов.

Ливиец, нубиец, азиат и египтянин. Кроме цвета кожи, древний египетский художник показал и разные одежды этих народов.

Единственным исключением являются очень реалистичные Фаюмские портреты, найденные в одноимённом оазисе. Там сохранилось около 900 погребальных портретов людей, имеющих различные черты лица, цвет кожи и волос. Но, к сожалению, в этой местности жили греки, осевшие в Египте после завоевания этой страны Александром Македонским. От коренного населения подобных изображений не осталось.

Несколько лучше обстоит дело с погребальными масками фараонов. Но, во-первых, они тоже делались по строгим канонам классического египетского искусства, а во-вторых, фараоны по происхождению могли быть и не египтянами (к примеру, династия Птолемеев, правивших Египтом с IV в. до н.э., греческая). При исследовании мумии Рамсеса II выяснилось, что фараон при жизни был рыжеволосым. Этот факт вполне объясним, ведь его предками были ливийцами.

К счастью, остались записи античных историков, например Геродота, который описывает египтян как людей «темнокожих, с курчавыми волосами». Кроме того, сейчас в этих краях живут прямые потомки древних египтян. Учёные-генетики относят к таковым народность коптов — христианское меньшинство жителей Египта. Причём живущие в верховьях Нила ближе к исходному типажу древнего египтянина, а вот жители дельты от него дальше, поскольку в этих краях происходило более активное смешение с пришлыми арабами.

Но и в глубокой древности внешность жителей Египта не оставалась неизменной на протяжении его долгой истории. Современные египтологи считают, что первые доисторические люди, населявшие эти земли, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, с несколько удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник исходный этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями, сильными запястьями и лодыжками.

В результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила, этот типаж несколько изменился. Египтяне позднего времени имели высокий рост, плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.

Что касается одежды, то в быту и на полевых работах египетские мужчины обычно ограничивались набедренной повязкой. При этом как женское, так и мужское население древнего Египта, даже не слишком богатое, любило разнообразные украшения: браслеты на запястьях, кольца на пальцах, нагрудное ожерелье в пять-шесть рядов, подвески на длинном шнуре. Писцы носили короткую прямую юбку из белой ткани. Праздничная одежда состояла из туники, расширяющейся книзу. Поверх него надевался широкий пояс-передник.

О богатстве и положении человека в обществе у древних египтян больше всего говорили не столько одежда, сколько парик и сандалии. Представитель простого народа обычно именовался «человек со своими волосами» (то есть без парика). Сандалии также были отличительным признаком знати, а крестьяне ходили босиком. Недорогие сандалии изготавливались из папируса (более качественные — из кожи), они были не слишком прочными и поэтому их надевали лишь на торжественные случаи и только в месте проведения праздника, а по улице несли в руках или привязанными к палке.

Наряд знатной египтянки состоял из очень тонкой рубашки, надетой сверху белой туники такого же фасона, как и мужская, но полупрозрачной и с разрезом почти до пояса. Египетская женщина могла быть одетой и в платье — узкое, облегающее фигуру. Его закрепляли на левом плече, оставляя правое открытым. На парик (женские парики были аналогичны мужским, но с более длинными волосами) сверху крепились «твёрдые духи» в виде маленького конуса. Этот конус состоял из ароматной смолы, которая под солнечными лучами растекалась по парику и благоухала. Египтянки также знали и активно применяли косметику, и не только тени для глаз, но и губную помаду. То есть «индустрия красоты» возникла за несколько тысяч лет до нашей эры.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

В 2014 году Ридли Скотт снял свой библейский эпос «Исход: цари и боги» и случайно развязал довольно неожиданный конфликт. В фильме древнегипетских персонажей играют белые актеры, а это возмутило тех, верит, что египтяне были темнокожими. Но как на самом деле выглядели древние египтяне?

Большинство египтологов настаивают нет оснований полагать, что к египтянам можно применять современную концепцию расы. Тем не менее, есть некоторые исторические «подсказки» относительно того, как могли выглядеть египтяне, хотя сразу оговоримся, что это всего лишь версии.


1. Геродот

Отец истории Геродот.

Отец истории Геродот.

Греческий историк Геродот, который много писал о Египте примерно в 450 г. до н.э., был одним из первых, кто косвенно пролил свет на появление древних египтян. Писавший более чем за 100 лет до того, как Александр Македонский покорил Египет, Геродот утверждал, что жители Колхиды (район на восточном побережье Черного моря) были египетского происхождения, потому что, как и у египтян, у них была темная кожа и густые курчавые волосы. Обе группы также практиковали обрезание.

Краткое описание Геродота было предметом бесконечных дебатов. Если быть точным, то историк использовал слова melanchroes (имеющие темную или черную кожу) и oulotriches (имеющие кучерявые или вьющиеся волосы). Некоторые ученые полагают, что слово melanchroes может означать просто людей, у которых была более темная или смуглая кожа, чем у самого Геродота. Геродот также отмечает, что физический облик колхидян «ничего не доказывает, поскольку другие народы также имеют эти черты», а это может означать, что колхидяне не сильно отличались от других азиатских народов. Единственное, что понятно из записей Геродота, - египтяне, вероятно, не были очень уж светлокожими.

2. Рамсес II

В начале XIX века сторонники рабства и другие расисты утверждали, что древний Египет мог только быть настолько продвинут, поскольку в нем была европеоидная цивилизация. Они также предполагали, что египетский правящий класс был белым, а их рабы были чернокожими. Афроцентрические историки, с другой стороны, подчеркивают субсахарские истоки египетской цивилизации, утверждая, что древние египтяне были чернокожими. Кажется, что истина находится где-то посредине.

Мумия Рамсеса II.

Мумия Рамсеса II.

В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (египетского фараона, правившего примерно в 1279-1213 г.г. до н.э.). Почти столетие спустя, в 1974 году, археологи в Париже провели судмедэкспертизе эту мумию. Их анализ показал, что у фараона были рыжие волосы, а эта черта никогда не встречалась в Африке к югу от Сахары. Рамсесу II было около девяноста лет, когда он умер, его седые волосы были окрашены в рыжий цвет хной, но микроскопический анализ подтвердил, что он изначально был рыжим. Поскольку Рамсес, как известно, был ливийского происхождения, историки предположили, что он, вероятно, имел относительно светлую кожу, тем более, что правителю Египта не нужно было часто появляться на солнце.

3. Тутанхамон

Источником споров являются современные изображения Тутанхамона, египетского фараона, который начал свое правление в возрасте девяти лет в 1330-х годах до нашей эры. Некоторые афроцентрические ученые утверждают, что популярные изображения фараона как белокожего человека, являются расистскими и вопиюще неточными.

Маска Тутанхамона.

Спор вспыхнул заново, когда египетские ученые секвенировали ДНК Тутанхамона. Хотя исследователи не опубликовали никакой информации о расе фараона, различные неонацистские организации ссылаются на размытый скриншот из документального фильма Discovery Channel, который, как они настаивают, «доказывает», что Тутанхамон был белым или даже скандинавом, поскольку у него предположительно была группа крови, распространенная на севере Европы.

Власти Египта были даже обвинены в попытке скрыть возможное еврейское наследие Тутанхамона из-за нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Тем не менее, большинство генетических экспертов признают, что древнюю ДНК невероятно легко спутать (в одном известном случае ДНК, идентифицированная как принадлежащая динозавру, оказалась принадлежащей современному человеку). А это делает любое исследование ДНК Тутанхамона весьма спорным.

4. Кемет

Подобно тому, как немцы называют свою страну Дойчланд, а не Германия, древние египтяне не называли свою страну Египтом; они называли ее Кемет, что означает «черный». Как и следовало ожидать, есть много споров о конкретном значении слова «кемет». Два основных аргумента заключаются в том, что египтяне использовали слово «кемет» для обозначения своей страны как «земли чернокожих» или же называли её «черной землей».

Кемет - чёрная земля.

Кемет - чёрная земля.

Большинство современных лингвистов склоняются ко второму варинту. Они утверждают, что ежегодные наводнения реки Нил приносили плодородную черную почву, которая обеспечивала сельскохозяйственное процветание страны. В результате египтяне назвали свою землю Кемет. Черная почва обеспечивала резкий визуальный контраст с песчаными пустынями вокруг Нила, которые древние египтяне называли «Дешрет» («красная земля»). Но только в части Египта, наиболее близкой к Нилу, была черная почва, а также у египтян не было никакого слова для обозначения расы, поэтому, возможно, ни один аргумент не является полностью правильным.

5. Мать Клеопатры

Разумеется, знаменитая Клеопатра была не совсем египтянкой, а происходила от одного из диадохов-полководцев Александра Македонского, Птолемея. Но какова была ее этническая принадлежность? Большинство египтологов считают, что она была смесью македонских греков и персов, но они точно не знают, кем была ее мать.

Тайна происхождения Клеопатры.

Тайна происхождения Клеопатры.

По политическим причинам Клеопатра приказала убить свою сестру Арсиною IV (у них был один отец, но, возможно, разные матери). Некоторые ученые утверждали, что Арсиноя IV была чернокожей, а это означает, что мать Клеопатры (и сама Клеопатра) могли быть африканками. В 1990-х годах один археолог утверждал, что идентифицировал могилу Арсинои и нашел ее скелет. Однако результаты тестирования ДНК костей были неубедительными, и ученые все еще не уверены, что это ее кости. Скорее всего, у Клеопатры была смесь крови ряда средиземноморских народов, греков и разных других национальностей.

6. Египетское искусство

А теперь о том, как же древние египтяне изображали сами себя. В египетских храмах есть статуи, настенные росписи и иллюстрированные папирусы, которые дают некоторое представление о том, как их создатели видели себя. Египтяне изображали себя с различным цветом кожи: от светло-коричневого, красного и желтого до черного.

Египетское искусство.

Мужчины часто были более темнокожими, чем женщины. Это, вероятно, указывает на то, что мужчины занимались ручным трудом на открытом воздухе, но стоит помнить, что древнеегипетские произведения искусства не были реалистичными, и большинство оттенков кожи были скорее символическими, чем реалистичными. Например, египтяне, изображенные с красными лицами или волосами могли означать, что они находятся под заклинанием Сета, злого божества пустыни.

Некоторые ученые утверждают, что египтяне использовали цвета в своих картинах, чтобы отличить себя от нубийцев (людей, которые жили на территории современного Судана), поэтому они и рисовали себя с красноватой или медной кожей, а нубийцев — с черной.

7. Большой Сфинкс

С его человеческой головой и львиным телом Большой Сфинкс Гизы - огромная и невероятно древняя скульптура (вероятно, она была построена около 2500 г. до н.э.). Никто точно не знает, чье лицо у сфинкса, но большинство египтологов считают, что это фараон Хафра. Когда в 1780-х годах французский историк граф Константин де Вольней посетил Сфинкса, он заявил, что у скульптуры негройдные черты лица.

Большой Сфинкс

Другими словами, древние египтяне были настоящими неграми, подобными всем коренным африканцам». Современные ученые считают почти невозможным судить об этнической принадлежности Сфинкса, поскольку тысячелетия дождей, ветров и жары стерли лицо статуи. Однако в начале 1990-х годов Фрэнк Доминго использовал свой опыт (он работал судмедэкспертом в полицейском участке в Нью-Йорке), чтобы измерить лицо Сфинкса.

Смоделированное им лицо было определенно не похожим на другие статуи Хафра, что указывает на то, что лицо Сфинкса было сделано по подобию кого-то другого. Вместо этого, получившаяся модель содержала отличительные африканские черты, которые, как правило, отсутствовали в других изображениях Хафры.

8. Новая раса

В 1880-х годах историк и археолог сэр Сэр Уильям Мэттью Флиндерс Питри был одним из ведущих исследователей египетских артефактов. Петри внес огромный вклад в египтологию - среди прочего он первым определил доисторическую культуру, которая предшествовала древнему Египту, каким его знают сегодня. Но некоторые из идей Петри остаются спорными. Например, он настаивал на том, что цивилизация раннего династичного Египта не является наследником местных доисторических народов, а по сути являлась «Новой расой», которая вторглась и завоевала «декадентскую цивилизацию доисторического периода».

На раскопках в Египте.

На раскопках в Египте.

Петри утверждал, что между египетскими артефактами доисторических и династических периодов не наблюдается никакой преемственности, а это означает, что новая раса должна была «уничтожить или изгнать все египетское население». Он считал, что «Новая раса» могла быть из Ливии или Персии. Современные историки предположили, что теории Петри скорее основывались на европейских колониальных идеях XIX века, а династическая раса, которую он идентифицировал, была на самом деле местными египтянами. Интересно, что сам Петри в конце концов признал, что он ошибался.

9. Восточная пустыня

В начале 2000-х годов египтолог Тоби Уилкинсон опубликовал результаты исследования наскальных рисунков, найденных в древней восточной пустыне, в районе Сахары между Красным морем и Нилом. Наскальные рисунки, датируемые началом четвертого тысячелетия до нашей эры, изображают типичные снимки Нилской долины, крокодилов, гиппопотамов, а также изображения людей, которые носят головные уборы и вооружены булавами. Эти образы имеют значительные параллели с более поздними произведениями династических египтян, поэтому Уилкинсон сделал вывод, что корни египтян восходят к Восточной пустыне.

Где ваши корни?

Согласно Уилкинсону, предки династических египетских народов были полукочевыми скотоводами, которые перемещались между берегами рек и сухими районами Восточной пустыни. Эта пустыня, о которой идет речь, охватывает части современного Египта, Судана и Эфиопии. Однако теория Уилкинсона не была окончательно доказана, и он сам признает, что трудно точно идентифицировать наскальное искусство.

10. Зубы

Может ли изучение зубов древних египтян пролить свет на их происхождение и на кого они были похожи. В 2006 году исследование останков челюстей почти 1000 египетских скелетов показало, что зубы египтян оставались похожими на протяжении всей древней истории - другими словами, древнеегипетское население, вероятно, оставалось удивительно однородным на протяжении тычячелетий: между додистастическим периодом и ранней Римской империей.

Всё меняется, даже зубы.

Всё меняется, даже зубы.

Зубы с течением этого времени в основном просто слегка уменьшались по размеру, и они весьма напоминали зубы современных популяций по всей Северной Африке (на зубы людей из Европы и Западной Азии они были похожи меньше). Интересно, что автор исследования, Джоэл Д. Ирланд, предлагает, что стоматологические исследования показали «смесь многих биологически разных народов, включая группы из Сахары, нилотов и Леванта». Однако он утверждает, что эта «смесь» произошла в преддистастический период, до наступления золотого века Древнего Египта.

Когда египетская цивилизация процветала, население оставалось генетически схожим, благодаря обширным торговым связям, которые существовали по всей стране, что в значительной степени перевешивало любое внешнее влияние. Однако стоит отметить, что стоматологические измерения могут широко варьироваться даже среди близкородственных популяций.

Малоизвестные факты о древних египетских захоронениях


Когда речь заходит о Древнем Египте, большинство людей, конечно, вспоминают про пирамиды, сфинкса и мумию Тутанхамона с легендарной маской. Но на самом деле древних мумий в Египте гораздо больше, и это не просто сохранившиеся до наших дрей мумифицированные трупы жителей страны фараонов.

1. Цена мумификации

Мумификация ценой в один талант.

Согласно трудам греческого путешественника, датируемых 60-57 годами до н.э., самая дорогая мумификация стоила один талант (около 30 килограммов) серебра. Это было во время Птолемеевского периода египетской истории, когда в правящей династии наблюдался некоторый конфликт, который мог привести к инфляции. Если перевести на современные цены, стоимость материалов для мумификации (включая льняную ткань, карбонат декагидрата натрия (натрон), смолу и ладан) составляет около 3600 долларов.

Однако мумификация сегодня стоит около 70 000 долларов, и действительно есть различные предприятия, которые мумифицируют тела людей, а также домашних животных. Мумификация животных может стоить от 7 000 до более чем 100 000 долларов.

2. Медицинские мумии

Мумия как лекарство.

Мумии использовались как. лекарство примерно с 400 г. н. э. и вплоть до XIX века. Эта концепция была основана на использовании природного битума, с помощью которого, как считали европейцы, египтяне производили мумификацию. Естественно, это было совершенно бесполезно в качестве лекарства, поскольку древние египтяне использовали смолу, которая имитировала битум, но не имела пользы для здоровья.

Что интересно, эту смолу, вероятно, было лучше употреблять, чем битум, который, как было недавно установлено, является канцерогенным. В средние века богатые люди покупали мумии для использования их в качестве медикаментов, и вера в то, что мумии обладают целебным эффектом, продолжалась до 1800-х годов. Когда мумии были невозможно приобрести, вместо них использовались обезвоженные тела преступников. Человеческие останки измельчали и смешивали с медом для создания сладкого лекарственного сиропа. В некоторых случаях людей даже мумифицировали в меде (этот процесс известен как меллификация) специально для того, чтобы потом превратить их в лекарство, которое якобы было способно вылечить любую болезнь.

3. Мумии животных

И животное на память.

Египтяне зачастую мумифицировали своих животных. Более того, они иногда выращивали их и убивали специально для мумификации. Эти мумии обычно предназначались для религиозных ритуалов, поскольку египетские боги были связаны с животными, а некоторых животных иногда считали воплощениями богов. Например, богиня Баст была очень тесно связана с кошками.

Несмотря на огромное количество животных мумий, сделанных в Древнем Египте, процесс мумификации животных был не сопоставим с мумификацией людей, которая была невероятно сложной и отнимающей много времени. Большинство мумий животных приобретали люди, совершающие паломничество в храмы определенных богов или богинь. За определенную плату священники хоронили этих животных на кладбищах храмов в качестве дани уважения богу или богине. Чаще всего встречались мумии кошек, бабуинов, рыб, крокодилов и быков.

4. Мумификация как гарантия счастливой загробной жизни

Мумификация как гарантия счастливой загробной жизни.

Мумификация была, возможно, самым важным аспектом древнегипетских религиозных практик. Древние египтяне считали, что мумификация необходима для получения доступа к загробной жизни. Они полагали, что после того, как кто-то умирал и был надлежащим образом мумифицирован, он использовал свое физическое тело в загробной жизни. Часть этого путешествия происходила с разрешения Осириса (бога загробной жизни) и 42 судей.

Анубис, бог мумификации, направлял покойного в его путешествии, а Тот, бог мудрости, взвешивал душу покойного. Душа также путешествовала через загробную жизнь с богом Ра. Религия древних египтян основывалась на смерти и загробной жизни. Все более продуманная практика мумификации фактически постепенно становилась важной частью экономики Древнего Египта, поскольку мумии требовали услуг парикмахеров и косметологов, а также услуг ремесленников для постройки саркофагов, не говоря уже о пирамидах и менее сложных гробницах.

5. Косметология мумий

Мумиям делали «мейкап».

Мумиям делали «мейкап», чтобы они выглядели «реалистичными» (как человек во время жизни), а не просто сохранялись в течение длительного времени. Во время процесса мумификации тело мумии окрашивали. Мужчин красили в красный цвет, а женщин - в желтый. Подобная практика началась в течение Третьего переходного периода. У мумий были поддельные глаза, сделанные из стекла или камня, а также парики или пряжа, вплетенные в волосы.

Мумии Позднего периода украшали тончайшими золотыми листами, наносимыми непосредственно на кожу. Некоторые формы современного макияжа напоминают древнеегипетский макияж. Косметология была важным аспектом египетской культуры и считалась связанной с богиней Хатор. Парики были еще одним аспектом красоты в Древнем Египте, причем они считались неотъемлемой частью типичного процесса мумификации. Несмотря на общепринятое мнение, парики предназначались не только для мертвых. Многие египтяне брили головы и использовали парики.

6. Природные мумии

Мумии создавались и в естественной среде.

Древние египтяне начали использовать сложные процедуры мумификации только после развития их ранней цивилизации. Первоначально мумии создавались естественным образом в пустынной среде Египта. Мертвых хоронили в песке, и сухая окружающая среда сохраняла тела. Антропологи считают, что случайно обнаруженные тела, которые естественным образом мумифицировались в песке, поощрили практику мумификации, поскольку люди видели, что тела можно сохранять и после смерти.

Как только египтяне начали считать, что разложение является чем-то неестественным, они начали разрабатывать процессы сохранения трупов, но потребовалось 800 лет для того, чтобы они начали удалять органы, чтобы предотвратить разложение. В 3400 году до н.э. египтяне начали обматывать мумии в ткань, но только к 2600 году до нашей эры они начали удалять внутренние органы. Только 5500 лет назад мумии начали хоронить в гробницах и саркофагах. Естественная мумификация все еще происходит в регионах, где тела не подвергаются воздействию ни воздуха, ни влаги.

7. Положение рук

Положение рук мумий действительно имеет значение.

Положение рук мумий действительно имеет значение. Например, руки, скрещенные над грудной клеткой (это положение наиболее часто ассоциируется с мумиями), использовалось для представителей семьи правителей. Додинастическим мумиям закрывали лицо руками, согнутыми в локтях.

В Древнем и Среднем Царстах руки укладывали по бокам или скрещенными над тазом. В период Рамзеса II мумий хоронили со скрещенными над нижней частью тела руками, а руки, сложенные на плечах, свидетельствуют о более позднем периоде египетской истории. Скрещенные руки, как обычно предполагалось, использовались только в Новом Царстве для мужчин царского статуса.

8. А если денег не хватает.

Более дешёвые альтернативы.

В Древнем Египте низшие классы обычно могли позволить себе только неполную мумификацию. В ней обычно не использовались гроб или саркофаг, а также зачастую применялось обезвоживание организма, причем некоторые (или все) органы оставались неповрежденными. Мозг считался наименее важными в Древнем Египте и поэтому был наименее важным для удаления. В процессе ранней мумификации и неполной мумификации мозг часто оставляли неповрежденным.

Иногда очень бедные люди просто обертывали покойного в ткань и хоронили его в песке пустыни на несколько дней или недель, чтобы высушить его. Затем полости тела промывали растворителем, а труп хоронили на кладбище. Гробницы богатых людей и представителей царских династий тщательно разрисовывали надписями из Книги Мертвых, Текстов Пирамид и Текстов саркофагов. Разница между богатыми и бедными в Древнем Египте была особенно очевидна в методах погребения.

9. Канопы

очень важные сосуды канопы.

Древние египтяне считали легкие, печень, желудок и кишечник наиболее важными в мумификации. Их извлекали из тел и хранились в специальных сосудах «канопах», которые были основаны на четырех древнеегипетских богах, сыновьях Гора, которые, как полагали, охраняли эти органы покойного (Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи- легкие). Вполне вероятно, что изначально органы удаляли, поскольку их присутствие заставляло тело умершего разлагаться быстрее. Со временем эта практика религиозно эволюционировала в убеждение, что органы также нужны для путешествия по загробной жизни.

10. Так было ли проклятие мумии

Проклятая мумия.

Идея проклятых мумий или гробниц не была изобретена египтянами, а скорее была «раздута» современными исследователями. Единственная основа этих проклятий - это угрозы, написанные на гробницах. Они сулили божественное возмездие за неуважение к мертвым, с явной целью отпугнуть грабителей могил. Письменные предупреждения относительно того, что не нужно вскрывать египетские гробницы, восходят к Средневековью. Они описывали некие злые и сверхъестественные качества, которыми обладают мумии. Самое знаменитое предполагаемое проклятие касается гробницы фараона Тутанхамона. Человек, который финансировал раскопки могилы Тутанхамона, умер от болезни, вызванной комарами, а Говард Картер, который обнаружил гробницу, умер 16 лет спустя. Идею проклятия распространил Артур Конан Дойль.

Бонус: неегипетские мумии

Древние египтяне вовсе не изобрели мумификацию и никоим образом не считаются первой древней цивилизацией, которая мумифицировала своих мертвецов. Мумифицированные тела находили во всем мире, и они были на тысячи лет древнее тех, которые были найдены в Египте. Мумификация была обычной практикой в Южной Америке, начиная примерно с 6000 года до нашей эры. Одна из теорий относительно знаменитой картины «Крик» утверждает, что Эдвард Мунк изобразил перуанскую мумию, которую он увидел в музее. Ледяные мумии - еще один пример древней мумификации. В культуре инков человеческие жертвы, оставленные на горных вершинах, фактически лиофилизировались, сохранив тела на тысячелетия. В Северной Америке и Европе случайное замораживание привело к появлению ледяных мумий, многие из которых датируются железным веком.

Читайте также: