Какого цвета кожи были башкиры

Обновлено: 27.03.2024

Сам башкир с татарскими и мордовскими корнями. Башкир по папе, в роду все светлокожие голубоглазые блондины среднего роста, лица более европеоидные. Однако башкир ассоциируется скорее с мясистым монгольским лицом, смуглой кожей и темными глазами. Вот и назревает вопрос: Либо все предки со стороны папы чистокровные башкиры, либо не являются ими вообще?

Когда на них беда надвигается они европейской с русскими, когда они в мирное видят русского то монголы.

Башкиры чем - то смахивают на японцев, колмыков и китайцев. Среди татар встречаются светловолосые и голубоглазые.

они по разному выглядят - есть чистые монголоиды, а есть и европейской внешности, как например Земфира, видимо примеси европейской больше.

с татарскими и мордовскими корнями! А что голубоглазых татар не бывает, я не мало встречала казанских татар, голубоглазых и русых, и при этом черты лица монголоидные: плоские лица, разрез глаз, скулы, брови, носик характерный и рот. А уж это вам известно, являются ваши предки башкирами или нет. И киргизы утверждают, что их предки светлые и голубоглазые, на Кавказе живут ногайцы (тоже монголоидные) и тоже не редкость светлые глаза и русые волосы, при всех остальных признаках монголоидности, включая тип фигуры.

Да какая разница. столько веков живём вместе. .
Поскреби татарина и найдёшь русского. )) )

До того, как русские князья объединились, кто либо из них, вместе с татарскими или башкирскими племенами, воевали и против других татарских племён и против русских князей.. .
.. и браки заключали между татарами, русскими, башкирами. Вплоть до окончания Советской власти.. .
Почему-то только сейчас на первое место встали религиозные предрассудки. никто не задумывался, как эти народы жили до принятия мусульманства и православия. )))

Башкиры по расшифровке ДНК изначально европеоидный народ который из за постоянного притока монголоидов приобрел монголоидный налет в свою очередь монголоиды предки латышей. литовцев. финнов части русских стали европеоидными оказавшись в их окружении

Аккаунт_Взломан
Когда Башкиры в беде были всегда свои проблемы сами решали, учи историю, после твоих слов меньше всего охото быть с тобой одной расы или по твоим словам быть одной расы с тобой де-факто решение проблем?

Русскому отличить башкира от татарина будет не просто. Ведь ещё 150 лет назад всех представителей тюркских народов, населяющих Российскую империю, назвали татарами. А они расселялись от Алтая и Сибири до Северного Кавказа и Азербайджана.

Нынешние башкиры и казанские татары живут бок о бок уже многие сотни лет. У них практически один язык, относящийся к тюркской языковой группе, и схожая культура. Часто встречаются межнациональные браки. Кто по национальности будут их дети и внуки? Тем не менее, отличия есть. Отметим наиболее существенные.

Начнем с истории

Башкирский этнос связан генетически с племенами, населявшими юг Сибири и Центральную Азию. У него много черт монголоидной расы. Древние башкиры расселились на Южном Урале и стали его коренным населением. Большая его часть проживает сейчас в республике Башкортостан.

Татары Поволжья общих корней с монголами не имеют. Они потомки волжских булгар. В лицах татар преобладают черты европейской расы.

Царю Ивану Грозному пришлось силой завоевывать поволжских татар с их столицей в Казани. Башкирское население сопротивления царским войскам не оказало и вошло в состав Русского государства добровольно.

И все-таки, как отличить башкира от татарина?

Попробуем по языку

Ученые-языковеды считают, что между башкирским и татарским языками различий меньше, чем между белорусским и русским. Языки этих народов идентичны. Есть небольшая разница в грамматике и фонетике. Да и само разделение языков произошло не так уж давно. Когда в составе РСФСР были образованы Башкирская и Татарская автономные республики, то пришлось разграничить эти два народа не только по административному признаку, но и по этническому и лингвистическому.

Некоторые различия есть во внешних признаках этих народов

От поволжских татар башкиры отличаются тем, что в их лицах больше преобладания монголоидных черт и кожа более смуглая. Правда, в связи с тем, что башкиры жили рядом с финно-угорскими народами, среди них можно встретить и светловолосых людей, которых от русских можно отличить лишь по характерному разрезу глаз.

Казанские татары не имеют ярко выраженных черт своего облика. Во многом это вызвано ассимиляцией с русскими. Среди татар можно встретить даже рыжеволосых.

Что касается быта, кухни и национальной одежды, то тут различия минимальны. Правда, татары предпочитают в одежде яркие контрастные цвета: синий, зеленый и красный. У башкир обычно ценятся краски более спокойные: голубые, розовые и желтые.

Какой можно сделать вывод из сказанного

Отличить башкира от татарина не просто. У этих народов отличий значительно меньше, чем сходств. Это как две капли воды в полноводной реке. Поскребешь татарина, а там башкир. Проще всего спросить, ты кто по национальности? Он вам точно ответит, поскольку каждый их них знает свой народ и его культуру.

Дифференциация башкирского этноса на этнографические группы была основана преимущественно на анализе комплекса признаков материальной культуры и прикладного искусства башкир. Данная дифференциация успешно использовалась в антропологических исследованиях, но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Северо-западная этнографическая группа не раз становилась объектом исследования антропологов и генетиков. Рассмотрим какие существуют концепции относительно формирования северо-западных башкир и каковы особенности исследования данной этногруппы с точки зрения разных научных дисциплин.

Ринат Мухаметович Юсупов. Советский и российский учёный-этнолог и антрополог. Кандидат исторических наук, профессор.

Ринат Мухаметович Юсупов. Советский и российский учёный-этнолог и антрополог. Кандидат исторических наук, профессор.

Исторический ареал северо-западных башкир занимает центральную и северную части Бугульминско-Белебеевской возвышенности, охватывая территории правобережья средней Уфы, западного Башкортостана и восточного Татарстана. В начале XX века они составляли треть башкирского населения (520-530 тыс. человек) [Асылгужин, 2015]. Основная причина выделения северо-западных башкир в отдельную историко-этнографическую группу – их интенсивное культурное взаимодействие с западными соседями: начиная с XVII века, они дисперсно проживали с пришлым тюркским и финно-угорским населением (марийцы, мишари, мокша, казанские татары, удмурты, чуваши, эрзя) [Шитова, 1968; Кузеев, 1974].

Одним из первых ученых-антропологов, для которого северо-западные башкиры стали объектом антропологического исследования стала М. С. Акимова. Ученый выделила два локальных комплекса, которые четко выделяются у северо-западной и северо-восточной групп башкир. Относительно остальных этнографических групп исследователь считала, что по одним признакам они тяготеют к северо-западным, по другим – к северо- восточным. Выделяя четыре основных антропологических типа у башкир, Акимова характерным для северо-западных башкир отметила субуральский тип. В сравнении с урало-поволжскими народами северо-западные башкиры больше всего тяготеют к татарам, удмуртам и марийцам. Однако Акимова отметила, что татары не могли участвовать в значительной степени в формировании антропотипа северо-западных башкир, поскольку у последних отсутствует темный европиоидный тип (понтийский), характерный для татар и особенно для мишарей. Происхождение антропологического типа северо-западных башкир Акимова связывает с населением Поволжья и Прикамья представленным пъяноборской, затем бахмутинской культурами (на основе Бирского и Камышлы-Тамакского могильников), унаследованными современными башкирами. Причем, по ее мнению, данный антропологический тип преобладал у населения Волго- Камья и Северной Башкирии I тысячелетия н.э. [Акимова, 1974, с. 77–96]

Р.М. Юсупов, привлекая краниологические данные, на материале древних и средневековых захоронений Южного Урала, считал, что в северо-западных и северных лесных районах Башкортостана процессы расогенеза протекали при активном участии уральской и светлой европеоидной рас, характерных для носителей пьяноборской культуры Прикамья и Поволжья. Причем в степной и лесостепной зоне также широко распространен европеоидный тип, однако иного происхождения – южного и юго- восточного – характерного для «савроматов и сарматов». Пользуясь антропологическими материалами Акимовой по северо-западным башкирам, Р.М. Юсупов несколько уточнил выводы предшественника: особая близость по краниологическими данным у северо- западных башкир обнаруживается с тюркоязычными чувашами и лишь потом с финнами Поволжья, существенно отдаляясь от казанских татар. Р. М. Юсупов соглашается с мнениями антропологов XIX – начала XX вв. (В. И. Даль (1834), М.А. Круковский (1909)), сближавшими башкир больше с финскими народами, чем с тюркскими, что наиболее сильно проявляется на женском антропологическом материале [Антропология башкир, 2011, с.113–158, 177–189].

Последние краниологические исследования чияликской археологической культуры также показали антропологическую связь одновременно с северо-западными башкирами, краниосериями финноязычных народов (удмуртов и марийцев) [Нечвалода, 2018].

Значительная работа по изучению дерматоглифики и одонтологии северо-западных башкир проведена Н.А. Лейбовой (Суворовой). Исследование дерматоглифики показали, что в целом отличие северо-западных башкир от остальных этнотерриториальных групп несущественное. Относительное дистанцирование выявлено с северо-восточными башкирами, из-за сравнительно высокой доли монголоидности у последних. У северо-западных башкир отчетливо проявляется западный вектор генетических связей, что говорит о финно-угорском компоненте популяции. При сравнении северо-западных башкир с локальными выборками окружающих народов малые расстояния касаются лишь пермских башкир, в большинстве они обнаруживают средние обобщенные дерматоглифические расстояния с финно-угорскими группами, меньше сходства с тюрками Поволжья. Дерматоглифика башкир всех этнографических групп показывает промежуточное положение среди народов Урало-Поволжья, Средней Азии и Сибири. Причем у мужчин более отчетливо проявляется местная основа, выражающаяся в их сходстве с финно-угорскими народами. Обращает на себя внимание анализ башкирских популяций дифференциированых по родоплеменному признаку, однако результаты показали, что «родоплеменная структура не являлась сколько-нибудь значительным фактором в формировании территориальных дерматоглифических комплексов башкир» [Антропология башкир, 2011, с. 250–251].

Одонтологические исследования показали, что, северо-западные, центральные и юго-западные башкиры, довольно своеобразны, однако показывают тяготение к волжским и пермским финнам (в первую очередь, к марийцам и коми-зырянам). Интересен приведенный исследователем кластерный анализ, где материал мужских образцов больше кластеризуется, чем женские образцы [Антропология башкир, 2011, с. 272–317].

Самостоятельным направлением в исследовании происхождения северо-западных башкир являются исследования генофонда. Н. Х. Спицына, В. А. Спицын исследовали “древнебашкирские племена”, выборка которых охватывала районы Башкирского Урала, Зауралья и Челябинской области. Однако исследователи при рассмотрении внутри- и межпопуляционного разнообразия пришли к выводу о том, что генетические различия между племенами более чем в два раза превышают различия между популяциями дифференциированные по районам и поселениям. Это, в свою очередь, указывает на эффективность сопоставления популяций на уровне племен при решении этногенетических вопросов [Антропология башкир, 2011, с. 328–329].

Проведенные уфимскими генетиками исследования генофонда башкир под руководством Э. К. Хуснутдиновой анализировали полиморфизм и мтохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Выборка была представлена семью субпопуляциями башкир, дифференциироваными по муниципальным районам и регионам компактного проживания башкир. К сожалению, этнографический принцип при формировании выборки не учитывался. Районы территориально близкие к ареалу северо-западных башкир представлены лишь башкирами Пермского края, где превалирующей оказалась гаплогруппа R R1 1b b- - M 296. Однако, если брать наиболее западные популяции обследованной выборки (Стерлибашевский район РБ и районы Саратовской и Самарской областей), то для башкир характерно превалирование «западно-евразийских гаплогрупп» (гаплогруппы Y-хромосомы – N N- - Tat, и гаплогруппы H H, , U U – митохондриальной ДНК), что связывается с двумя волнами миграций – уралоязычных групп примерно II тысячелетия до н.э. и тюркоязычных кочевников в средневековье [Антропология башкир, 2011, с. 343–349].

Исследование северных башкир продолжилось в рамках большого исследования гаплогруппы R1b Y-хромосомы. Для пермских башкир характерной оказалась европейская ветвь гаплогруппы R1b – гаплогруппа U152, которая часто встречается в Швейцарии, Италии, Франции и западной Польше (20-44%) [Myres, Rootsi, Lin et al., 2011].

В 2012 г. была проведена совместная экспедиция Медико-генетического научного центра и Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан по сборугенетического материала у башкир под общим уководством Е.В. Балановской. При сборе были учтены историко-этнографические условия формирования населения. На основе этнографических материалов выделялась клановая структура северо-западных башкир. Были выделены области расселения башкир, которые менее всего подвергались миграциям в XVIII–XX веков. Всего было обследованно 230 образцов венозной крови. Исследовался полиморфизм Y-хромосомы. Выборка была дифференцирована между подгруппами. Нижнебельские башкиры представлены клановыми объединениям гирей, еней, елан, канглы; северные башкиры – балыксы, унлар, уран. Исследования подтвердили сделанные ранее вывод Спицыных – между подгруппами обнаружено значительно меньшее генетическое разнообразие (F ST =0.05), нежели между кланами: северные кланы F ST =0.71, нижнебельские – F ST =0.41. Это подтвердило тезис об эффективности исследования генофонда через призму клановой структуры этносах [Балановская, Юсупов, Схаляхо и др., 2017]. При анализе северо-западные башкиры среди других этнографических групп обнаружили генетическую близость с юго-западными башкирами (d=0.18), в тоже время их восточные соседи – северо-восточные башкиры – оказались генетически самой далекой этнографической группой (d=0.37). Однако особенно близкими оказались популяции финно-угорских народов (вепсы d=0.11, карелы d=0.17, финны d=0.19, эрзя d=0.36), в их числе популяции северные (d=0.29) и центральные (d=0.30) русских, а также западные соседи башкир – казанские татары (d=0.24), в генофонде которых фиксируется мощный генетический пласт, роднящий их с финноязычным населением. Авторы заключают, что основным субстратом формирования северо-западных башкир стал «генофонд племен финно-угорского мира» за счет высокой доли гаплогруппы N N3 3a a 4 характерной для финно-угорских народов. Необходимо добавить, что данная гаплогруппа характерна практически для всех этнографических групп и довольно высокие частоты встречаются у юрматинцев, минцев, усерган, тунгауров и у некоторых северо-восточных башкирских кланов. Исследователи полагают, что на субуральский страт наложились генофонды кочевого населения довольно широкого временного диапазона. «Восточносибирская» гаплогруппа N N3 3a a2 2 (Еней), имеющая явные генетические связи с якутами, возможно, привнесена в западную Евразию в период Великого переселения народов. Обращают также на себя внимания клановые объединения балыксы и унлар, в составе которых превалирует гаплогруппа R R1 1a a- - M 198, имеющие табынское происхождение, появление которых связывается с ростом и продвижением на запад кланового объединения табын в период позднего средневековья. Здесь актуально замечание по дерматоглифике башкир, где популяция с. Кашкино (балыксы) также обнаружила близость с популяциям восточных районов Башкортостана – исторической территории табынцев.

Масштабное исследование было посвящено гаплогруппе G G1 1, где также рассматривалась и популяция канглинских башкир. Превалирующая в их генофонде «кавказская» гаплогруппа G G1 1- - M 285 (Канглы), оказалась генетически близка к южнокавказским популяциям армян. Вероятно, носители данной гаплогрупы оказались связанны с сармато-аланским кругом племен и попали в Западную Башкирию уже в средневековье в составе башкиро-печенежского союза [Balanovsky, Zhabagin, Agdzhoyan et al. 2015].

Отдельные генетические линии генофонда северо-западных башкир исследованы В.Г. Волковым, А.А. Каримовым. Исследование ученых не является популяционным и относится к зарождающемуся научному направлению – генетическая генеалогия, где главным объектом исследования являются отдельные родовые линии, а не популяция. Этнотерриториальная группа северо-западных башкир не учитывалась, однако объектами исследования оказались основные генетические линии практически всех клановых объединений северо-западных башкир. Были субтипированы превалирующие в генофондах кланов гаплогруппы. Так, субтипирование североевразийской «финно-угорской») гаплогруппы N N3 3a a4 4 нескольких образцов кланов северо-западных башкир, где превалировала данная гаплогруппа. Результаты показали, что для башкирских популяций характерны две ветви гаплогруппы – Y24361 (елан) и L L 1034 (уран). Разделение между ними произошло в период распада финно-угорской языковой общности – 4000±400 лет назад. В свою очередь, гаплогруппа L L 1034 делиться на две части – одна авторами названа «ханто-мансийской» (Y28538), обнаруженная у сибирских угров, другая – «венгерско-башкирской» (L1442), выявленная у казахов, татар, башкир и венгров. Последняя, обнаруживается в генофонде уранцев и некоторых этнографических групп современных татар на северо-западе Татарстана. Разделение L L 1034, по мнению авторов, произошло на пограничье Башкортостана, Свердловской, Курганской и Челябинской областей. Исследователи предполагают, что все линии гаплогруппы N N3 3a a 4 попали в генофонд приуральских башкир в составе миграции угорских племен и ассоциируют ее с кушнаренковско-караякуповским археологическим комплексом [Волков, Каримов, 2017]. Если предыдущие антропологические и геногеографические исследования показывали четкую связь северо-западных башкир с популяциями запада (в основном с финноязычными), более того, М. С. Акимовой и Р. М. Юсуповым выстраивалась схема пьяноборская культура – бахмутинская культура – северо-западные башкиры, то в данном случае, предполагается смена субстрата башкирского генофонда на «угорский». Учитывая дискуссионность и противоречивость вопроса, авторы концепции уточняют,что требуются популяционные исследования – скрининг популяций башкир, казахов, узбеков и финноязычных народов, поскольку неизвестна доля L L 1034 в их генофондах. Связь северо-западных башкир с кушнаренковско-караякуповским комплексом, как и с бахмутинской культурой, возможно, разрешит исследование древней ДНК, что, как следствие, поставит вопрос и об ассоциации культур V–VIII вв. Южного Урала с прабашкирами [Мажитов, Султанова, 2010. С. 226].

  1. Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии // Антропология и геногеография. М.: Наука, 1974. С. 77–96.

2. Антропология башкир / М.А. Бермишева, В.А. Иванов, Г.А. Киньябаева и др. СПб.: Алетейа, 2011.

3. Асылгужин. Р.Р. Сколько же западных башкир? // Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели национально-государственного строительства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 20 ноября 2015 г. С.146-154.

4. Балановская Е.В., Юсупов Ю.М., Схаляхо Р.А. и др. Генетические портреты семи кланов северо-западных башкир: вклад финно-угорского компонента в генофонд башкир // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2017. № 12. С. 94–103.

5. Волков В.Г., Каримов А.А. Происхождение и родственные связи башкир родов Айле, Тырнаклы и Тубаляс по данным генетических исследований // История башкирских родов. Айле, Тырнаклы, Тубаляс. Том 25. Часть 2. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2017. С. 268–287.

6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974.

7. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа: Китап, 2010. С. 226.

8. Нечвалода А.И. Антропология чияликской культуры по краниологическим материалам из могильников Центральной Башкирии // Этнос. Общество. Цивилизация. V Кузеевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 27-28 сентября 2018 г. Уфа (в печати).

9. Шитова С.Н. Народная одежда башкир / Археология и этнография Башкирии. Т. III. Уфа, 1968.

10. Balanovsky O., Zhabagin M., Agdzhoyan A. et al. Deep phylogenetic analysis of haplogroup G1 provides estimates of SNP and STR mutation rates on the human Y chromosome and reveals migrations of Iranic speakers // PLoS One, 2015. N7. Epub ahead of print. DOI:org/10.1371/journal.pone.0122968.

11. Myres N.M., Rootsi S., Lin A.A. et al. A major Y-chromosome haplogroup R1b Holocene erafounder effect in Central and Western Europe // European Journal of Human Genetics (2011) 19, 95–101.

Почему они отличаются друг от друга.Есть башкиры которые обладают европеоидной внешность а некоторые монголоидной.С чем это связанно? Также слышал что некоторые башкирские племена смешались с венграми и финно уграми. Для наглядности прикрепил фото башкирки


Я башкир и поэтому могу высказать свое мнение на основе своего житейского опыта и фактов.

То, что башкиры были кочевниками не совсем верно, наши предки лишь на лето выезжали на "яйляу" (буквальный перевод летняя жизнь), а зимой возвращались в свои селения (аулы). Были у них и крупные поселения (древние города), например, археологические раскопки в Уфе подтверждают, что на месте столицы Башкортостана был древний город (Уфа-2), который датируется 1 веком до н.э и 1 веком н.э.

То есть еще до Чингисхана у башкир были элементы государственности. А во времена Чингисхана были известны несколько башкирских городов.

Другой метод, по которому можно определить народ и его возраст - изучение его фольклора. Тут надо упомянуть всемирно известный башкирский эпос "Урал батыр", внимательное изучение которого позволило сделать вывод, что он имеет возраст не менее 4 тысяч лет. Значит башкирский народ намного древнее, чем многие ныне живущие народы и башкиры сами могли положить начало некоторым из них. Например, сходство венгров и башкир основывается не только на языковой форме, но и антропологии. Я с детства помню, как к нам в деревню приезжали венгерские ученые и измеряли головы, ширину подбородка, расстояние между глазами и т.д. В настоящее время связь между венгерскими и башкирскими антропологами еще теснее.

Второе, что я хочу сказать, то что язык башкир схож с языком многих тюркских народов (я например могу на слух могу понять многие слова таких языков как,казахский, киргизский, алтайский, бурятский и т.д. Но это не означает, что одни из этих народов произошли от других. Просто они некоторое время существовали вместе.

Что касается разных черт лица, диалекта, то такое наблюдается у всех народов. Я, например, отношусь к южным башкирам (Усерган) и довольно сильно отличаюсь от юго-восточных башкир (катай, кипчак) не только языком, но и внешне. То есть отличия возникают и от географических особенностей места проживания и от внешних соседей, и от основного вида деятельности.

То, что разные башкирские племена объединяются под одним общим названием указывает, что они имеют общее происхождение и то, что они населяли довольно большую территорию (по историческим данным от Волги до Иртыша).

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, – всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, – говорят, – единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

башкиры и татары отличия

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна – искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения – сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли – башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

татары и башкиры

Однако так не получается. Татары и башкиры – один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары – отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

башкиры и татары фото

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары – вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских – 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

башкиры и татары отличия фото

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

разница между татарами и башкирами

Сегодня же границы Башкорстана – часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство – всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории – пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции – пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе – должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

башкиры и татары разница

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю – только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир – залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

башкиры и татары разница в характере

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит – ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" – в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

татары и башкиры один народ

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый – субъективный, остальные – вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока – просто лидер.

Гаяз Исхаки – лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин – главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз – после 1552 года, затем – в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически – раз в 3-5 лет, а также во время столыпинской реформы в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном – пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

Читайте также: