Какие функции выполняет кожа 4 класс

Обновлено: 28.04.2024

защитная, иммунная, рецепторная, терморегулирующая, обменная, резорбционная, секреторная, экскреторная, дыхательная.

Функции кожи:
-Иммунная функция (кожа играет важнейшую роль в выработке защитных сил организма. Она кожа отражает состояние нашего организма. )

- Рецепторная (способность воспринимать болевые раздражения)

- Выделительная функция кожи (она осуществляется через потовые и сальные железы)

-Терморегуляторная функция (функция, благодаря которой организм поддерживает постоянную температуру)

-Защитная функция (Кожа предохраняет тело от различных внешних воздействий: физических, химических и биологических)

Наша кожа выполняет много функций. Основные из них перечислены ниже.

Защитная функция. Кожа защищает организм от внешних механических воздействий, таких как ушибы, разрывы, давления и пр.

Степень ее защиты зависит в первю очередь от толщины и прочности рогового слоя.

Эпидермис также защищает кожу от радиационного облучения. Здоровый роговой слой эпидермиса предохраняет кожу от большинства химических раздражителей и т. д.

Иммунная функция. Как уже говорилось, кожа обладает собственной замкнутой иммунной системой. В ней содержатся так называемые Т-лимфоциты, распознающие антигены, доставляемые клетками Ларгенганса в лимфатические узлы. Там они нейтрализуются и уже не представляют опасности для организма.

Рецепторная функция. Благодаря этой функции мы можем воспринимать температурное, болевое и тактильное раздражения.

Выделяют два вида рецепторов, передающих нервные импульсы, – это терморецепторы и механорецепторы. Также имеются болевые рецепторы, но они отвечают только на стимуляцию, которая превышает болевой порог.

Терморегулирующая функция. Заключается в способности кожи выделять и поглощать тепло. К усилению теплоотдачи ведет расширение сосудов, которое происходит по разным причинам. Соответственно при сужении сосудов снижается и теплоотдача.

Обменная функция. Представляет собой объединение нескольких частных функций – секреторной, дыхательной, экскреторной – и способности кожи поглощать различные вещества (резорбционная функция):

♦ Секреторная функция. Реализуется при помощи сальных и потовых желез. Сало и пот, смешиваясь, образуют на поверхности тела тонкую пленку, способствующую поддержанию нормального состояния кожи.

♦ Экскреторная функция. Осуществляется секрецией потовых и сальных желез, выделяющих органические и неорганические вещества, а также продукты минерального обмена.

♦ Дыхательная функция. Наша кожа дышит, она поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. С повышением окружающей температуры, при физических нагрузках и прочего эта способность усиливается.

[center]Интересные факты и советы

♦ Когда мы мерзнем, появляется «гусиная кожа». Этот рефлекс достался нам от животных. Волоски приподнимаются, потому что сокращаются мышцы волосяных фолликулов, что помогает удерживать тепло тела при его реакции на холод.

♦ Регенерационные процессы кожи активизируются в ночное время суток. Именно в это время происходит усиленное обновление ее клеток.

♦ Некоторые кожные заболевания, требующие специального лечения, могут быть вызваны нарушением какой-либо функции кожи: контроля водно-соляного баланса, микробного, химического и механического барьеров, терморегуляции. Чтобы установить причины и начать адекватное лечение, необходимо как можно быстрее посетить врача-дерматолога.

Оборудование. Мультимедиа, учебник, лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная ткань, лист бумаги, мыло, шарики - теннисный, резиновый, деревянный, металлический), йод, зелёнка, бинт, перекись.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Откроем содержание нашего учебника. Посмотрите и вспомните, кто и что было главным, при изучении пройденных тем? (Человек, его организм и меры для сохранения здоровья).

- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас, и знания о своём организме и мерах принимаемых для охраны здоровья - всем очень полезны.

И сегодня мы продолжим изучать организм человека и я верю в то, что вы узнаете много нового, интересного.

:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).

- Её называют естественной одеждой. Древние люди пользовались только этой одеждой.

- Предметом изучения сегодня будет

(Слайд-3) "Кожа. Особенность кожного покрова"

- Какие функции кожи упомянуты в загадке

- Что вам известно об этих функциях кожи?

- Достаточно ли этих знаний, чтобы иметь представление о особенностях кожного покрова?

- Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем из чего она изготовлена, правила использования и ухода. Считаем эти знания важными, так как заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно дольше не теряла вид и дольше нам прослужила.

Про свою естественную одежду - кожу мы просто обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше сохраняла свою природную красоту.

Работа с учебником.

Прочтем на стр.69 учебника о случае, который произошёл в Италии в1646году. (чтение 1 абзаца)

- Что произошло с мальчиком?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции.

Исследование-1

Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев).

- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи? (Криминалистика,:)

Возьмите лупу и рассмотрите кожу.

Расскажите о своих наблюдениях.( Углубления - поры, волоски - доказательство того, что человек животного происхождения)

- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом? (защитная)

- От чего защищает кожа человеческий организм? (От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь,:)

- И это ещё не всё. Рассмотрим строение кожи.

Слайд-5 Строение кожи.

Эпидермис (Эпителиальные клетки).

- Наружный слой кожи образован клетками эпидермиса, особенность клеток такова, что они постоянно обновляются. Верхний её слой отшелушивается и отпадает..

Исследование-2

Потереть руку о тёмную жёсткую материю.

- Беловатый след на ткани подтверждает выше сказанное.

- Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не даёт им проникнуть внутрь.

- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?

3. Рефлексия.

- Обоснуйте верность высказывания египтян "Лучше быть опрятным, чем красивым".

- Существует утверждение : "В здоровом теле здоровый дух". Как вы это понимаете.

- Как добиться того, чтобы был здоровый дух и тело?

Опыт-1 Выберите мыло, чтобы умыться, вымыть руки, тело. ("Детское" мыло, хозяйственное, "Camay". Объяснить свой выбор.

4 .Релаксация. (задания выполняются руками)

Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе - ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами идём по лесной тропинке босиком , вам так приятно идти по мягкой, шелковистой травке; лесная тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а вот вообще одни камешки под ногами , и вдруг ноги утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей прохладой обжигает тёплую ступню.

У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас представили и изобразили. Продолжим изучение строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность кожи.

Слайд-5. Строение кожи. Внутренний слой кожи.

В коже есть потовые и сальные железы. Их функция - выделительная.

Исследование-3

Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить, растянуть лист.

- Что удалось выполнить? Что не удалось?

Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне руки.

- Почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?

Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.

Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в неё вещества.

- Вспомните свойство воды испаряться и при этом забирать часть тепла.

Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, понижает температуру, а заодно удаляет ненужные ему вещества - отходы.

- Можете ли вы теперь объяснить, почему больному, при высокой температуре, кладут на лоб компресс

(Это интересно: В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).

Расчёты учёных показали, что за один час игра в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5.На практике этого не происходит Почему? (Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу (в результате потоотделения).

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения несколько литров воды!)

С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к. кожа- прекрасный терморегулятор.

Слайд-5. Кровеносные сосуды.

К коже много кровеносных сосудов. С их помощью она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. После урока физкультуры вы заходите в класс красные, вам жарко. Почему это происходит?

Вы бегали, физически работали или если жарко сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа краснеет.

Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.

Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)

Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё в клетки.

Рефлексия.

- Теперь вы можете объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой закрыла всю его кожу?

(Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел и вскоре умер).

- Какую роль выполняет одежда: она греет или сохраняет тепло?

Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно выделяет тепло, а слой воздуха между телом о одеждой не даёт теплу уходить.

- Зависит ли наша одежда от сезона и температуры воздуха?

Работа в дневниках наблюдений.

Дайте характеристику погоды 4.11.08г.

- Ваши рекомендации относительно того, во что нужно быть одетым, чтобы не простудиться?

- Есть ли среди вас те, кто не любит носить шарф?

Напрасно. Больше всего тепла выходит наружу у воротника и вы быстрее замёрзните и, как результат простудитесь.

ОБЖ Практический навык.

Гуляя слишком долго на улице, вы вдруг обнаруживаете, что пальцы рук и ног ничего не чувствуют, а у приятеля побелела щека?

- Что нужно делать?

Опустить пальцы в прохладную воду и , приливая горячую, постепенно повышать её температуру до тёплой. При этом чувствительность и цвет обмороженных участков, как правило, восстанавливается.

- А если щека, вместо привычного розового и даже красного цвета, побелела?

Щёку осторожно растереть чистой варежкой или мягкой шерстяной тканью. При сильном обморожении обращаться к врачу.

Небольшое повреждение кожи восстанавливается, повреждение больших площадей (ожоги) может привести смерти.

  • содрано колено,
  • порез на пальце. (на чистой коже микробы гибнут, заживление ран происходит быстрее)

Исследование-4

Определи предмет. (Шарики - деревяный, резиновый, теннисный, железный)

Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу.

Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку - боль не чувствуется.

Работа с учебником стр.72.

Рефлексия.

Мы познакомились с основными особенностями строения кожи, её значением. Предлагаю вам представить модель, отражающую основные функции кожи.

Проверка выполненной работы.

- Какие основные функции кожи вы включили в свою модель?

- Ребята увлекла ли работа на уроке, , заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?

На следующем уроке мы продолжим изучать особенности кожи. Кроме того, что прочитаете материал в учебнике, дома познакомьтесь с памятками, которые я каждому из вас предлагаю.

Обсудите их со взрослыми. В памятке есть пункт 5, там ничего не написано. Я вам предлагаю дописать, какой узелок на память считаете обязательным и мы это обсудим.

Узелки на память.

1. На коже и под ногтями живёт огромное количество микробов, которые могут вызвать тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед едой и каждую неделю подстригайте ногти.

2. Солнечный свет - друг здоровья.

3. Если хочешь быть здоров - закаляйся.

4.1-2 раза в неделя мыть тело мочалкой (погибает 1,5 млрд. микробов!)

И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы сказали о том, что узнали на уроке, продолжив фразу: "Теперь я знаю, что:"

Урок окружающего мира в 4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" .

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_kozha_100.ppt 2.27 МБ
otkrytyy_urok_kozha_100.docx 32.07 КБ
test_kozha_100.docx 14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Одежда, данная человеку на всю жизнь.

Кожа и её значение Строение кожи. Значение кожи. Гигиена кожи.

Функции кожи 1 . Осязательная. 2. Защитная.

Виды клеток Клетка эпителия

Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно

Тяжко, жарко, пить охота, Где же божья милость! Густо капельками пота Вся она покрылась.

Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно

Функции кожи Осязательная . 2 . Защитная. 3. Выделительная. 4. Регулирует температуру тела.

Тест 1.Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод? б) осязание 2. Какая она, кожа? б) мягкая и упругая 3. На какой коже микробы погибают? а) на чистой 4 . Какую роль играет жир, который выделяет кожа? б) жир делает кожу мягкой и упругой 5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно? б) мочалка, мыло, полотенце, крем 6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу. б) пот 7. Найди лишнее в) опорная

Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!

Предварительный просмотр:

с использованием элементов информационных технологий (презентация)

по предмету «Окружающий мир»

Тема урока : Кожа и её значение.

Цель: 1. Формировать представление о коже как органе человеческого организма.

2. Познакомить со строением и функциями кожного покрова – кожей.

3. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, речь, память, умение анализировать и сравнивать.

4. Формировать потребность беречь своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Ребята, сегодня на уроке мы изучаем новую тему. Отгадайте загадку.

«Одежда, данная человеку на всю жизнь». (Кожа.)

- Прочитайте название темы урока.

- Сегодня мы поговорим об очень важном органе человека – коже. Человек в коже – все равно, что апельсин в кожуре или дерево в коре. Но наша кожа другая, она куда лучше любой кожуры или коры. Вы узнаете строение кожи, её значение и научитесь беречь своё здоровье.

- Ребята, что вы знаете о коже?

- Правильно, кожа – это орган осязания.

- Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения? Зачем нам чувство осязания?

Слайд № 3 Картинки – ощущения.

- Представьте по картинкам, что можно ощутить при прикосновении к этим предметам?

Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это.

Исходя из всего вышесказанного, о какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция).

Слайд № 4 Функции кожи.

- Запишите в тетрадь.

- В третьем классе мы говорили о коже как органе осязания, то есть как об органе чувств.

А сегодня будем рассматривать кожу как орган человеческого организма. И вы расширите свои представления о таком уникальном и удивительном органе, как кожа.

  1. Проблемное объяснение нового знания.
  1. - Но сначала мы перенесёмся в далёкое прошлое, во времена великого Леонардо да Винчи. Внимательно послушайте древнюю легенду.

В Италии в 1496 году произошёл такой случай.

В роскошном замке миланского герцога готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник Леонардо да Винчи. Во главе праздничного шествия шёл маленький мальчик, тело которого с головы до ног было сплошь покрыто золотой краской.

Прошли века. Долгое время причина смерти «золотого» мальчика оставалась загадкой .

- Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции (значение).

2) - Послушайте внимательно, подумайте и ответьте, кто это так кричит и взывает о помощи?

«Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший! Свалится на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт как огнём. Я говорю «как огнём», потому что я-то знаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»

- Интересно, кто это так убивается?

- Да, вы правы, это кожа. Ведь все царапины, ссадины, порезы, ожоги и синяки приходится терпеть именно коже. Всё к чему мы прикасаемся, покрыто бактериями. И вы знаете, что некоторые из них приносят болезни. Но сквозь здоровую и чистую кожу они в тело не попадут. Кожа для них – как высокий, непреодолимый забор.

- Какую же ещё функцию выполняет кожа? (Защитная функция).

Слайд № 4 Функции кожи.

- Запишите в тетрадь.

- Итак, кожа защищает наши кости и мышцы от повреждений, от опасных микробов и в то же время образует красивую и удобную оболочку, которую мы будем исследовать.

- А сейчас мы с вами, как настоящие учёные проведём исследование кожи человека.

Опыт 2. Исследование кожи.

- Рассмотрите кожу своей руки. Потрогайте её, потяните. Что можете сказать о коже? Какая она? (Кожа мягкая, упругая, тонкая – мы видим сосуды, прочная)

- Какого она цвета? (Бледно-розовая).

- Теперь, глядя в зеркало, рассмотрите кожу лица. Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу.

- Что осталось на стекле? (На стекле осталось пятно жира).

- Как вы это объясните? (Значит, кожа выделяет жир).

- Рассмотрите внимательно кожу через лупу. Что вы на ней видите? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, какое значение они имеют? (На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяется жир и пот).

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Танец маленьких утят

Слайд № 5 Виды клеток.

- Итак, мы рассмотрели наружный слой кожи. А теперь при помощи таблицы изучим внутреннее строение кожи.

- Мы с вами учили различные виды клеток. Вспомните их и назовите по моей указке. (Эпителиальные, нервные, костные, мышечные клетки).

- Какие из этих клеток образуют кожу? (Клетки эпителия).

- Что вы знаете о клетках эпителия? (Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. Клетки эпителия образуют эпителиальную ткань. Клетки кожи обновляются через 1-2 недели)

Слайд № 6 Строение кожи.

- Кожа состоит из двух основных слоёв: (наружный слой) – эпидермис и собственно кожа (внутренний слой) – дерма .

- Эпидермис – это верхний слой кожи. Слово взято из греческого языка и означает то же самое, то есть «верхний или поверхностный слой». Именно эпидермис образован эпителиальной тканью. Этот слой очень тонкий, к тому же от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи (это тысячи мёртвых клеток). Но не думайте, что от этого кожа становится тоньше, вовсе нет. На ней всё время нарастают новые слои, клетки которых так же живут 1 – 2 недели.

- Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа.

- Посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (Выслушиваются ответы детей).

- Кожа богата железами, вырабатывающими кожный жир (кожное сало), вспомните опыт с зеркалом.

- Как происходит выделение жира? (Через поры).

- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры кожное сало попадает на поверхность кожи. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы высушили кожу, и она бы растрескалась. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.

- Что же делать? (Безотказно помогают простые средства: вода и мыло).

Слайд №7 Загадка

Тяжко, жарко, пить охота,
Где же божья милость!
Густо капельками пота
Вся она покрылась.

Слайд № 8 Строение кожи.

- Сальные железы не единственные железы в коже. Что происходит, когда нам жарко? (Когда нам жарко – мы потеем.)

- А откуда берётся пот.

- Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего организма выделяется много воды, соли и некоторые вредные вещества.

- Как мы назовем эту функцию кожи? (Выделительная функция).

- Запишите в тетрадь.

Слайд № 9 Функции кожи

Работа с учебником

- Мы узнали о трёх функциях кожи. А о четвёртой вы узнаете самостоятельно, прочитав текст учебника: стр.77 со слов «Тело человека постоянно выделяет тепло».

- Назовите четвёртую функцию кожи. (Регулирует температуру тела).

- Запишите в тетрадь.

- Какая температура считается нормальной для человека? (36,6 С˚)

- Как организму удаётся поддерживать постоянную температуру? (Регулируют кровеносные сосуды: то расширяются, то сужаются).

- Итак, о каких функциях кожи вы узнали?

- Вспомним нашу легенду. Теперь вы можете сказать, почему умер итальянский мальчик? (Поры были закрыты золотом, кожа не выделяла пот и жир, не выводила вредные вещества. Мальчик много времени провёл в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл, по-видимому, он умер от воспаления легких).

- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие функции выполняет кожа?

- Что вы узнали о строении кожи?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выбери правильный ответ

  1. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?

2. Какая она, кожа?

а) хрупкая и жёсткая;

б) мягкая и упругая.

3. На какой коже микробы погибают?

4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

а) жир делает кожу крепкой и сильной;

б) жир делает кожу мягкой и упругой;

в) жир делает кожу ловкой и стройной.

5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

б) мочалка, мыло, полотенце, крем;

в) гуталин, обувная щётка, клей.

Вставь пропущенное слово

6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.

д) регулирует температуру тела.

Оценка результатов теста .

Слайд № 11 Гигиена кожи

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Расширили свои представления о строении кожи и её функциях . Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?

- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Какие функции выполняет кожа? Достигли ли мы поставленных целей?

Учебник стр. 76-29, пересказ, тетрадь стр. 17 №31. Рассмотрите внимательно кисти рук с двух сторон и запишите результаты своих наблюдений.

Кожа - самый большой по площади орган человека. Кожа образует наружный покров, отделяющий внутренние органы и ткани от окружающей среды.

Роговые чешуйки кожи человека

Состоит кожа из эпидермиса (от греч. epi – над и derma – кожа) - наружного слоя, и дермы (собственно кожи) - внутреннего соединительно-тканного слоя. Ниже кожи расположена гиподерма (греч. hypo — вниз), представленная жировой тканью.

Эпидермис

Эпидермис кожи представлен многослойным ороговевающим эпителием. В эпидермисе различают (снизу вверх) 5 слоев: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой. В базальном слое клетки интенсивно делятся митозом, по мере перемещения клеток к поверхности они отмирают и ороговевают. Ороговение связано с накоплением клетками особого вещества - кератина.

Роговой (самый верхний) слой эпидермиса полностью обновляется за 7-11 суток. Благодаря такому обновлению эпидермис весьма устойчив к действию механических и химических факторов, является барьером для микробов - бактерий, непроницаем для воды.

Строение эпидермиса

В базальном слое расположены меланоциты (от греч. melanos - чёрный) - клетки, которые накапливают пигмент черного цвета - меланин. Синтез этого пигмента усиливается при длительном нахождении на солнце, что и является причиной появления на коже "загара".

На самом деле загар представляет защитную реакцию организма на вредное воздействие ультрафиолетовых лучей, которая препятствует их прохождению через кожу во внутренние ткани и органы.

Меланоциты

Дерма

Под эпидермисом расположена дерма (собственно кожа), в которой можно обнаружить потовые и сальные железы, а также волосяные фолликулы (лат. folliculus - мешочек). В дерме расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервы, мышечные волокна.

В дерме различают два слоя:

Образован рыхлой соединительной тканью в виде сосочков, вдающимися в нижние слои эпидермиса. Именно сосочковый слой определяет уникальный рисунок кожи человека. Здесь расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Образован плотной волокнистой соединительной тканью. Структурные белки - коллаген и эластин (вместе с гиалуроновой кислотой) - придают этому слою (и коже в целом) прочность и эластичность. В сетчатом слое локализуются потовые и сальные железы, волосяные фолликулы.

Строение дермы

Мы приступаем к изучению придатков кожи: сальных, потовых желез, волос и ногтей. Термин придатки ни в коем случае не преуменьшает значимость этих образований, он лишь подчеркивает, что все они - производное (образовались из) эпидермиса кожного покрова.

Потовые железы - трубчатые экзокринные железы, протоки которых открываются на поверхность кожи порами. Выделяют секрет - пот, в составе которого присутствует вода, мочевина, мочевая кислота, соли. Потовые железы находятся почти по всей поверхности кожи.

Функции потовых желез:

  • Выделительная - удаляют из организма мочевину, мочевую кислоту
  • Участие в водном и солевом обмене - с потом выделяются вода и соли для поддержания гомеостаза
  • Терморегуляционная - при испарении пота кожа охлаждается, избавляясь от избытка тепла

Потовые железы

Сальные железы расположены, в отличие от потовых, более поверхностно. Их выводные протоки могут открываться как в волосяную сумку, так и на поверхность кожи. Секрет сальных желез - кожное сало, которое предотвращает развитие на коже микробов, препятствует высыханию кожи, смягчает ее поверхность и является смазкой для придатков кожи - волос.

Сальная железа

Волос - производное эпидермиса, состоящее из корня и стержня. Корень волоса заканчивается волосяной луковицей, в которую снизу входит волосяной сосочек с сосудами и нервами. Рост волос происходит за счет деления клеток волосяной луковицы. Снаружи корень волоса окружен волосяной сумкой, к которой крепится мышца, поднимающая волос.

Проток сальной железы открывается в волосяную воронку - место перехода корня волоса в стержень. Стержень состоит из мозгового и коркового вещества, представленного ороговевшими клетками. К старости количество пигмента в ороговевших клетках (чешуях) снижается, а количество пузырьков газа - увеличивается, что и является причиной поседения волос.

Волосы у человека по сравнению со многими другими животными - крошечные и не могут выполнять функцию термоизоляции. Ресницы, брови, волосы носа и уха выполняют защитную функцию. Брови служат для недопущения попадания пота, раздражителя, в глаза.

Строение волоса

Ногти - производные эпидермиса, представляющие собой выпуклые роговые пластинки, расположенные в ногтевом ложе. Ногтевое ложе состоит из росткового эпителия и соединительной ткани, богато нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Рост ногтя происходит за счет деления клеток росткового эпителия.

В нижней части ногтевое ложе окружено плотным кожистым валиком - кутикулой, которая предохраняет ростковую зону ногтя от попадания в нее бактерий, инородных частиц. Функция ногтя - защита чувствительной части пальца от механических повреждений и создание для нее опоры.

Строение ногтя

Кожа - орган терморегуляции

Вы уже знаете, что за счет испарения пота кожа может охлаждаться, тем самым выполняя терморегуляционную функцию. Однако, это не единственный механизм терморегуляции. В коже расположены сети кровеносных сосудов.

Во время жары сосуды расширяются, кровь заполняет их - теплоотдача увеличивается, таким образом, организм отдает лишнее тепло окружающей среде.

Во время холода сосуды сужаются, крови в них становится меньше (теплоотдача уменьшается), она устремляется во внутренние органы (печень), чтобы организм как можно дольше смог поддерживать оптимальную температуру.

Сосуды кожи

Кожа - орган осязания

В коже находятся нервные окончания (рецепторы), воспринимающие различные раздражители: холод, тепло, давление, боль. Холодовые рецепторы находятся у поверхности кожи, тепловые - залегают в дерме (собственно коже). Боль воспринимается с помощью свободных нервных окончаний.

Рецепторы в коже

Кожа - место синтеза витамина D

Кожа активно участвует в синтезе витамина D. В ней содержится вещество предшественник витамина D - эргостерин, который под ультрафиолетовыми лучами (вот почему полезно бывать на солнце) преобразуется в витамин D.

У детей при недостатке солнечного облучения (инсоляции) может развиваться рахит - размягчение костной ткани, так как витамин D участвует в усвоении кальция.

Рахит

Функции кожи

Защищает внутренние органы и ткани от механических повреждений, покрыта кожным салом, которое препятствует развитию болезнетворных микроорганизмов.

При попадании в кожу чужеродных веществ (антигенов) происходит их распознавание и уничтожение, удаление. Воспаление кожи называется дерматит (от др.-греч. δέρμα, δέρματος — кожа + лат. itis — воспаление).

Терморегуляция осуществляется за счет потовых желез, кровеносных сосудов и подкожно-жировой клетчатки, которая выполняет теплоизоляцию внутренних органов и тканей.

Благодаря работе потовых желез из организма удаляется мочевая кислота, мочевина - побочные продукты обмена веществ.

При наполнении сосудов кожи в них может депонироваться до 1 л крови.

В коже располагаются температурные, холодовые, болевые рецепторы, а также рецепторы давления. Все они обеспечивают осязательную функцию кожи.

За счет работы потовых желез кожа принимает участие в водно-солевом обмене, а за счет образования витамина D во время инсоляции (солнечного облучения).

Дерматит

Заболевания

Раздел медицины, изучающий кожу, называется - дерматология. Известно тяжелое наследственное заболевание кожи - ихтиоз (греч. «ихтис» — рыба). Характеризуется нарушением ороговения кожи: образуются чешуйки, напоминающие рыбью чешую. Порой ороговение выражено настолько сильно, что несовместимо с жизнью.

Ихтиоз

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Значение кожи для организма (4 класс, доклад)

Кожа – прочный и эластичный слой, который покрывает тело человека и некоторых животных. При этом ученые установили, что кожа - отдельный орган. Это самый большой и тяжелый орган человека.

Кожа разных людей может выглядеть по-разному. У одних она темная, а другие имеют совсем светлую кожу. У кого-то кожа сухая и шелушится, а другие люди, наоборот, страдают от излишней жирности кожи.

Строение кожи человека

Со стороны может показаться, что строение у кожи простое, но это не так. У кожи есть три слоя и каждый слой имеет свои функции.

  • Верхний слой называется эпидермисом. Он защищает тело от вредного воздействия окружающей среды.
  • Второй слой называется дермой. Из этого слоя начинают свой рост волосы. Также именно там проходят кровеносные сосуды, потовые и сальные железы.
  • Третий слой называется гиподерма. Он состоит из жира и регулирует уровень тепла и холода внутри тела. Также он помогает смягчить последствия мелких травм - например ушибов.

Для чего же нужна кожа?

  • Кожа защищает тело. Кожа служит защитным «щитом» между внешним миром (неблагоприятными погодными условиями, солнечным и другими излучениями, микробами, механическими травмами, бактериями) и внутренними органами.
  • Кожа регулирует температуру тела. Кожа поддерживает постоянную температуру организма, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. Когда человеку жарко, кожа потеет и это охлаждает тело.
  • Кожа является органом чувств. За счёт находящихся во внутреннем слое кожи нервных окончаний человек способен ощущать прикосновения, изменение температуры на улице и много другое.
  • Кожа регулирует количество воды в организме. При возникновении необходимости, через потовые железы, находящиеся в коже в течение суток может выделиться около трёх литров жидкости.
  • Через кожу организм может выводить ненужные вещества (переработанные продукты жизнедеятельности), и принимать полезные витамины, микроэлементы, кислород.

Интересный факт: «гусиная кожа» также может считаться функцией кожи, хотя и устаревшей. В древности «гусиная кожа» помогала людям согреваться и поднимать волосы на теле дыбом, тем самым устрашая своего противника.

На разных участках человеческого тела толщина кожи разная (самая тонкая на веках, наиболее толстая на ладонях и ступнях). С самого рождения человека слой кожи очень тонкий, но постепенно он нарастает. Позже, в процессе старения, кожный покров снова истончается, теряет свою эластичность и толщину.

Читайте также: