Какая кожа с естественной лицевой поверхностью

Обновлено: 18.04.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

Мир материалов для работы с кожей, огромен и разнообразен. Начнем с главного – собственно кожи.

Натуральная кожа производится из шкур животных, рептилий и даже рыб и жаб.

Классифицируется по нескольким основным признакам:

  • по назначению
  • по виду исходного сырья
  • по виду дубления
  • по виду окраски
  • по использованному «слою» кожи
  • по виду покрытия
  • по виду отделки
  • по виду фактуры поверхности
  • по толщине
  • по цвету
  • по сорту
  • по артикулам

Каждый из этих признаков классифицируют еще по некоторым признакам. Не будем вдаваться в подробности.

Заинтересованные с легкостью найдут информацию в сети. Ну если будет интерес к этому вопросу, то я напишу отдельную статью.

Нас на первом этапе интересует следующая кожа:

- по назначению – галантерейная

- по виду исходного сырья – шкуры крупного рогатого скота (КРС) или шкуры коз и овец (МРС).

- по виду дубления – хромовое (самое распространенное дубление галантерейной кожи), растительное (аутентичное дубление растительными дубителями - дуб, ивовые, черника, чайное дерево, ревень, шалфей, виноград. Очень легко подается обработке, тиснению, формованию).

- по виду окраски – барабанного крашения (обычно подкладочная кожа и краст) и покрывного крашения (прошедшая покраску после барабанного крашения).

- по использованному «слою» кожи – разделяют на кожу из лицевого слоя и спилок (нижняя часть кожи срезанная по плоскости от основной шкуры). Нас сейчас интересует лицевая часть кожи.

- по виду покрытия – тут уже на вкус. Может быть полимерное (эмульсионное, латексное), нитроцеллюлозное, полиуритановое, белковое (казеиновое).

- по виду отделки – тоже на вкус. Отделка прозрачная (анилиновая), легкая (полуанилиновая), кроющая (пигментная), нубук (ворсовая или шлифованная) и восковая.

- по виду фактуры поверхности – гладкие кожи, тисненые кожи и кожи с рельефным рисунком. Я бы рекомендовал начинать с гладких кож.

- по толщине – на западе кожу измеряют на вес - унциями (OZ), у нас миллиметрами (мм) как сориентироваться в выборе толщины Вам поможет картинка.

- по цвету – черные, белые и цветные кожи.

- по сорту – смотрите таблицу.

- по артикулам – на основе вышеперечисленных признаков можно выделит большое количество артикулов. Наппа, Юфть, Флоттер, Крэйзи хорс, Пулл Ап и т.д. все это артикулы кожи и если честно у разных производителей артикул с одни и тем же названием может сильно различаться. Поэтому важно выбрать своего поставщика кожи.

Что посоветовать на первом этапе? Оптимальным выбором для ознакомления работы с кожей будет, конечно кожа растительного дубления. Но предупрежу сразу качественная кожа растительного дубления будет выше чем кожа хромового дубления.

То есть покупаем кожу растительного дубления, гладкую, крашенную (чтоб на первых порах не заморачиваться с крашением) в толщине в соответствие с таблицей.

Или просто растишка, может даже краст или некрашеная.

Если дороговато растишка, возьмите для начала хромку. Тот же Крэйзи Хорс может быть и растительного дубления и хромового.

Смотрите, чтобы кожа была, достаточно плотной (не разбитой), с ровной, не длинной бахтормой. Без пороков, равномерного прокраса. И один лайфхак:

Если берете кожу офлайн, проверяйте, чтобы она не красилась. Достаточно просто намочить светлый кусочек ткани (например носовой платок) провести по обратной стороне шкуры (по бахторме). Если следов не остается можете смело брать. И не слушайте продавца, который будет Вас уверять, что просто покроете финишным средством и краситься не будет. Это не так. Зачем вам тратить деньги на дополнительную химию, которая скорее всего не принесет желаемого результата.

Особенно это касается кожи Крэйзи Хорс. На ней чаще всего замечают, подобный изъян.

Где купить. Сейчас в крупных городах можно найти магазины торгующие кожей. Не можете найти? Обратитесь к местным сапожникам, они подскажут где покупают сами.

Ну и интернет в помощь. Очень много групп в ВК торгующие кожей. Мало того многие сейчас отрезают куски формата А4 и кратные, что вполне хватит начинающему опробовать свои силы. Толко читайте отзывы о продавцах.

Ну что, кожу выбрали. В следующей статье я расскажу какие материалы нам понадобятся еще. Это будут нитки, клеи и химия для обработки кожи.

Ставим лайки, и не забываем подписаться, чтоб не пропустить самое интересное!

Лицевые кожи - кожи, в процессе обработки которых полностью или частично сохранен верхний ( самый прочный) лицевой слой шкуры ( дерма). По типу обработки лицевые кожи разделяют на анилиновые, полуанилиновые, пигментированные и кожи с корректированной лицевой поверхностью.

Нельзя однозначно сказать, какой из этих типов кожи лучше. В кожевенной промышленности это словосочетание применяют с оговоркой "смотря для чего". То есть, для одних изделий "лучшим", вернее, самым подходящим, является один тип кожи, худшим - другой. Для изделий другого класса и назначения все может быть с точностью до наоборот.

Давайте разберемся в этом вопросе.

Вся готовая выделанная кожа, независимо от способа выделки и финишной обработки, различается по сортам. Одним из показателей принадлежности кожи к определенному сорту, является "чистота" поверхности (количество дефектов на лицевой поверхности шкуры, их размер и расположение).

Поэтому кожсырье ( Вайт-блю), которое поставляется на предприятие по выделке кожи, при приемке сортируется.

Самые "чистые" шкуры с наименьшим количеством дефектов используются для производства анилиновых кож. Анилиновые кожи - это кожи, выделанные с минимальным количеством технологических обработок при использовании красителей на растительной основе. В процессе выделки анилиновые кожи вымачиваются в специальных ваннах с красителями, Далее на поверхность наносится очень тонкий слой рассеяных пигментов, чтобы выровнять цвет. Анилиновые кожи - самые натуральные из всех видов кож. их стоимость на порядок дороже всех остальных видов выделанной кожи.

Шкуры с чуть бо'льшим количеством дефектов идут на производство кожи с окрашенной поверхностью (например, кожа наппа). Краситель (пигмент), которым покрывается поверхность в несколько слоев, полностью скрывает мелкие дефекты, и на выходе получается кожа высокой сортности (1-2 сорт) несмотря на дефекты, которые имело исходное сырье. Такие кожи называют Пигментированными ( или Семианилиновыми) кожами.

Шкуры с дефектами, которые невозможно скрыть слоем красителей , зашпатлевываются специальным составом, высушиваются, тщательно шлифуются, заливаются пигментом и повторно шлифуются. При этом в процессе шлифовки может быть снято до 1/3 части самого верхнего слоя шкуры (дермы). Такую кожу называют кожей с корректированной поверхностью. После операции по шлифовке на поверхность могут нанести различные покрытия, в зависимости от типа которых на выходе мы можем получить, например, лаковую кожу, или кожу Пулл-ап, или кожу с эффектом натурального зерна (это обработка в процессе которой на кожу наносится тиснение "под натуральное зерно"). Такая кожа так же считается лицевой, но существенно отличается от других видов лицевых кожи - т.к. поверхность подверглась значительной обработке, кожи с корректированной поверхностью имеют очень гладкую и ровную поверхность ( например, кожа Пулл-Ап), неэластичны, более жесткие, чем анилиновые или пигментированные кожи. Для определенных видов работ такие характеристики являются достоинством, а не недостатком - существует очень много изделий, где требуется именно жесткая неэластичная кожа. Например, эти свойства необходимы коже для обтяжки салонов автомобилей, для изготовления сумок с жесткой формой и с гладкой поверхностью.

Если понравилось - нажмите на желтую кнопочку ( вверху справа) и подпишитесь на тему - в следующей публикации я расскажу о велюре, замше, спилке

Натуральная кожа – самый древний материал. И совершенно не зря он используется уже много веков и нисколько не теряет своей актуальности. Натуральная кожа – приятный на ощупь, долговечный и практичный материал. Какие бывают виды натуральной кожи?

Вообще говоря, в одной небольшой статье описать полную классификацию натуральной кожи невозможно, поскольку таких классификаций десятки. Давайте сначала определимся с видами натуральной кожи по типу производства. Итак, кожи бывают:

  • Кожа с естественной лицевой поверхностью.

Кожа с наименьшей степенью обработки, с видимыми прижизненными пороками животного. Самая дорогая и качественная кожа.

  • Кожа с подшлифованной лицевой поверхностью.

Кожа, у которой пороки лицевой поверхности шлифуются и скрываются. Далее уже идет финишная обработка кожи с красителями и лаками. Такая кожа чуть дешевле, но качество находится на очень хорошем уровне.

  • Кожа с полностью скорректированной лицевой поверхностью.

Кожа, у которой прижизненные пороки были настолько велики, что использовать эту поверхность без обработки невозможно. Поверхность шлифуется и обрабатывается полиуретанами для создания лицевой поверхности. Эта кожа стоит еще дешевле предыдущей, но все равно имеет приемлемое качество, поскольку все равно используется шкура со своей лицевой поверхностью.

Когда выделывают шкуру животного, ее разделяют на несколько частей. Эта операция называется двоение. Шкура изначально имеет толщину 10-15 мм, а готовые кожи 1-3 мм., поэтому они разделяются на несколько частей. Первая часть – это лицевая кожа, остальные части – спилок (бархатистая кожа). Спилок в готовом изделии называется велюром, но некоторые называют его замшей. Однако в действительности замша – это лицевая кожа оленя, которая на ощупь тоже бархатистая. Но при этом она отличается по органолептике и существенно более высокому качеству. Ну и цене, разумеется. Вот если спилок покрыть искусственным полиуретановым покрытием, то будет спилковая кожа. Ее еще относят к натуральным, поскольку у нее полностью натуральная подложка. Этот материал стоит относительно недорого, прочность у него хорошая, однако стойкость верхнего покрытия вызывает вопросы. То есть, ваша сумка будет нормально носиться, но покрытие может слезть и смотреться она будет не очень хорошо.

Далее идут кожи, которые не относят к натуральным: прессованная (или рулонная) и искусственная.

Теперь можно классифицировать кожи по типу животных. Не будем рассматривать всякую экзотику, вроде оленей.

Самый распространённый тип кожи. К нему относятся кожи из коров, быков, телков, буйволов и пр. Это прочная и долговечная кожа. Для сумок по факту безальтернативна.

Свиная кожа используется в основном для технического назначения из-за больших волосяных фолликул. Из-за этого кожа выглядит как «перфорированная». Разумеется, она не перфорированная, это просто дырки от фолликул. Кроме того, она менее прочная, чем кожа КРС

Овечья кожа тонкая и очень нежная. Она приятная на ощупь и используется для верхней одежды и перчаток. Но сумки из нее делать сложно. Они получаются слишком «нежными».

Чуть жестче овечьей, но, по сути, назначение то же. Используется для одежды и перчаток.

Кожа рептилий – это, безусловно, экзотика, причем экзотика дорогая. Скат, крокодил, змея и пр. Это дорогие кожи. Но в 99% сумок производители использует обыкновенный коровий спилок с полиуретановым покрытием с тиснением той или иной рептилии.

Далее стоит обратить внимание на классификацию кожи по типу отделки. Типов отделок кожи, наверное, несколько сотен, поэтому правильно классифицировать их не получится. Давайте попробуем сделать хотя бы обобщенно.

Обычная классическая кожа, полностью гладкая. В основном такую кожу делают из овчины и называют Наппой. Кожи КРС с полностью гладкой фактурой встречаются довольно редко, поскольку сама лицевая поверхность такой кожи не очень гладкая.

Это очень популярный вид кожи с так называемым эффектом старения (или Pull Up эффект). Он заключается в том, что при сгибе эта кожа меняется цвет (по факту появляется второй, более светлый цвет). За счет этого появляется винтажный рисунок.

Наиболее классическая кожа, используется в основном для обуви и сумок. Практически гладкая, но есть небольшой рисунок. Это обусловлено тем, что натуральная кожа сама имеет различные неровности в разных частях шкуры, плюс добавляется легкое тиснение.

Кожа с крупным тиснением. Это тиснение было придумано, чтобы сымитировать натуральную лицевую поверхности крупных быков и буйволов. По факту, такой фактуры у них нет, но кожу все любят.

Кожа барабанного крашения, у которой еще не было финишной отделки. В последнее время красты стали популярны для изготовления сумок, но все же в действительности эта кожа является сырьем для дальнейшей выделки. Большинство хорошего краста, произведенного в России, уходит на экспорт в Италию, чтобы мы потом купили обратно дорогую итальянскую кожу.

Это кожа с естественной лицевой поверхностью, которую на финишной отделке обработали маслом или воском. Она смотрится очень стильно и натурально. Однако, такое покрытие не очень устойчиво, а масло может переходить на одежду. Но что мы еще не делали в угоду моде?

В чем разница кожи и кожзама? При покупке обуви из кожи всегда возникает вопрос как же отличить натуральную кожу от искусственной? Современные производители часто используются экокожу и другие синтетические материалы, которые по внешнему виду от натуральной кожи отличить очень трудно. Однако даже самый хороший искусственный материал от натуральной замши, нубука или кожи все же отличается. Это касается эксплуатационных качеств, долговечности и простоты чистки. Поэтому вопрос, как отличить кожу от кожзаменителя на обуви, является достаточно важным. Проверенные производители всегда указывают на коробке, подошве и стельке материал изготовления, но недобросовестным производителям такие ярлычки легко подделать, поэтому надо знать простые правила определения натуральной и искусственной кожи.

Как отличить натуральную кожу от искусственной?

Как отличить натуральную обувь от искусственной - 7 признаков

Для того чтобы понять, какая обувь из натуральной кожи, обратите внимание на:

  1. запах кожи: искусственная кожа имеет легкий синтетический запах, натуральная кожа – характерный, выраженный запах, который может быть слабым, едва уловимым или сильным, но приятным;
  2. натуральная кожа быстро нагревает от тепла и руки, синтетическая – нет;
  3. у натуральной кожи есть неповторимый естественный рисунок, поры и рельеф будут хаотическими, у искусственной кожи рисунок повторяется (такое правило не касается принтованной кожи и материалов с тиснением);
  4. натуральная кожа упругая, мягкая, легко восстанавливающая форму при растяжении, ее обратная поверхность немного бархатистая;
  5. на срезе натуральной кожи видна структура, у кожзама срез гладкий;
  6. на ярлыках можно увидеть такие обозначения: обычный ромб (искусственный материал) и фигурный ромб в виде стилизованной шкуры (натуральная кожа);
  7. кожзаменитель при контакте с открытым пламенем загорается, натуральная кожа – нет (это не касается материалов, пропитанных анилином – они горят), однако способ проверки открытым пламенем вряд ли подойдет при выборе обуви в магазине.

Какие виды кожи используются при пошиве обуви и в чём их особенности

В некоторых случаях отличить настоящую кожу от искусственной бывает довольно трудно. Поэтому рекомендуется обратить внимание на ярлыки и маркировку, указываемую на подошве, коробке и обратной стороне ремешков. Таких обозначений обычно три – для подошвы, наружной стороны изделия и внутренней. Также производитель для натуральной кожи может дополнительно писать следующее:

  • echtleder (для немецких производителей);
  • cuir (указывается на обуви французских брендов);
  • vera pelle (для обуви итальянского производства);
  • genuine leather (для большей части производителей).

Что лучше выбрать: натуральную обувь или искусственную

Также при покупке надо учитывать тип натуральной кожи, способ ее выделки и качество. Самой дешевой считается свиная кожа, обычно ее применяют для изготовления внутренней части изделий и пошива бюджетных моделей. Бычья кожа жесткая и плотная, она применяется для ботинок, рабочей обуви, изготовления подошвы. Коровья кожа применяется для обуви среднего и высокого ценового сегмента, телячья – для пошива туфель и летних ботинок.

Для обуви премиум-сегмента применяются овечья и козья шкуры. Это мягкий, приятный на ощупь материал с хорошей плотностью и прекрасными эксплуатационными качества. Для изделий этого класса также могут использоваться страусиная, змеиная, крокодиловая кожа. А вот оленья кожа применяется крайне редко из-за своей дороговизны, но ее также можно встретить в магазинах качественной обуви.

Кроме вида кожи надо обратить внимание на ее выделку. Часто в продаже встречается кожа наппа – это мягкая, эластичная шкура крупного рогатого скота. Отличается невысокой стоимостью, хорошими эксплуатационными свойствами, приятным внешним видом.

Сафьян обладает красивым видом, насыщенным оттенком и слабопрожиренной обработкой. Шагрень от сафьяна отличается мелким, очень красивым рисунком поверхности. Велюр получают при помощи хромового дубления и шлифовки особого типа, позволяющей получить красивую поверхность с ворсом «под бархат». Замша имеет более густой ворс. Она плохо впитывает воду и отличается очень привлекательной поверхностью. Нубук – разновидность натурального материала с мелковорсистой поверхностью.

Искусственная кожа, в отличие от натуральной, изготавливается не из шкур, а на основе полимерных материалов. Многокомпонентный композит может имитировать любую поверхность, но его эксплуатационные свойства хуже, такая обувь плохо держит тепло и не выдерживает серьезных механических воздействий.

Читайте также: