Какая функция кожи при закаливании

Обновлено: 01.05.2024

Одно из важных условий здоровья человека — чистая кожа. На каждом квадратном сантиметре грязной кожи можно обнаружить 30 000— 50 000 микроорганизмов, среди которых есть и болезнетворные. Нередки случаи, когда яйца паразитических червей с кожи рук заносятся в рот и вызывают тяжелые заболевания. Только мытье рук теплой водой с мылом обеспечивает удаление с поверхности кожи всех накопившихся на ней продуктов выделения и микроорганизмов.

С поверхности кожи необходимо регулярно удалять секреты сальных и потовых желез, так как слущивающиеся клетки эпидермиса склеиваются кожным салом и закупоривают протоки сальных и потовых желез.

Умываться следует водой комнатной температуры. Горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная — стимулирует выделение сальных желез и нарушает нормальный отток кожного сала. Все это способствует закупорке выводных протоков сальных желез и образованию черных точек — угрей.

Редкий прием душа или ванны, нечастая смена белья, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствуют усиленному потоотделению и появлению неприятного запаха тела.

Мыть волосы надо не реже одного раза в неделю, используя для этого соответствующие шампуни. Необходимо защищать волосы в жаркую погоду, так как на солнце они пересыхают, становятся ломкими и выпадают. Не рекомендуется ходить без головного убора и в холодную погоду. Это вызывает охлаждение кожи головы, нарушает кровоснабжение волос, что также приводит к их выпадению.

Следует еженедельно стричь ногти на руках и два раза в месяц — на ногах. В противном случае под ногтями скапливается грязь, в которой имеются болезнетворные микроорганизмы.

Роль закаливания в сохранении здоровья человека

Закаливание — целенаправленное использование климатических факторов в целях повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В результате закаливания приспособительные реакции организма постепенно становятся все более быстрыми и точными. У закаленного человека улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижается чувствительность к холоду. Значительно быстрее, чем у незакаленных людей, расширяются или сужаются кровеносные сосуды кожи. Этим достигается высокая устойчивость организма к колебаниям температуры внешней среды.

Закаливание стимулирует размножение клеток кожи, что ведет к ее утолщению, усилению пигментации — повышению защитных свойств. Закаливание укрепляет иммунитет, предупреждает заболевания органов дыхания.

Первое требование к закаливанию — постепенность. Постепенно следует снижать температуру воды или воздуха и увеличивать продолжительность закаливающих процедур. Не менее важна систематичность закаливания. Закаливать организм нужно с раннего детства и до глубокой старости. Даже непродолжительный перерыв в закаливании ведет к угасанию выработанных реакций.

Одно из правил закаливания — использование разнообразных факторов внешней среды — воздуха, солнца и воды.

Закаливание воздухом может проводиться в различных климатических условиях и в любое время года. Закаливающий эффект достигается лишь в том случае, если температура воздуха значительно отличается от температуры кожи, и чем больше эта разница, тем сильнее воздух влияет на организм.

Закаливание лучше начинать в теплые весенние или летние дни, в тени, когда температура воздуха не ниже +20 °С. Во время дождя воздушные ванны можно принимать на террасе, под навесом. Продолжительность первой процедуры воздействия воздуха на частично или полностью обнаженное тело составляет 5—10 мин, постепенно увеличиваясь до 1,5 ч и более ежедневно.

Закаливание солнцем. Под действием ультрафиолета кожа темнеет, образуется загар. При этом в поверхностных клетках кожи, как вы уже знаете, увеличивается содержание меланина, предохраняющего ткани нашего тела от избыточного излучения.

Солнечные ванны нужно принимать в первой половине дня с 9 до 11 ч. Продолжительность первого сеанса не должна превышать 5 мин. Каждый последующий удлиняют на 3—5 мин, постепенно доводя время приема ванны до 30— 40 мин. После приема солнечных ванн рекомендуется 10—15 мин отдохнуть в тени, после чего желательно принять душ.

На время солнечной ванны голову накрывают светлой панамой или зонтиком. Между приемом пищи и солнечной ванной должно пройти не менее 2 ч.

Закаливание водой. Вода как средство закаливания действует сильнее, чем воздух. Это объясняется высокой теплопроводностью воды, почти в 30 раз превосходящей теплопроводность воздуха.

Начинать закаливание водой рекомендуется с обтираний мокрым полотенцем или губкой. Их смачивают, отжимают, чтобы по телу не стекала вода, и в течение 2— 3 мин быстро, энергично обтирают все тело в направлении сверху вниз. После обтирания следует насухо вытереться грубым полотенцем до появления ощущения приятной теплоты. Температура воды для обтирания вначале должна быть +33 °С, затем ее ежедневно снижают на 0,5 °С, доводя до +18 °С.

Обливания производят в течение 1 —2 мин водой с температурой около 34 °С, постепенно понижая ее до +24 °С.

Купание в открытых водоемах оказывает наиболее сильное воздействие на организм, благодаря сочетанию многих факторов. Его можно начинать при температуре воды +20—22 °С и воздуха +21—24 °С. Длительность купаний вначале не должна превышать 2—3 мин, а затем может увеличиваться до 15—25 мин. Лучшее время для купания с 9 до 11 ч утра и с 16 до 18 ч вечера. Не следует купаться натощак или сразу же после еды.

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на укрепление защитных сил организма, а также на повышение адаптации к условиям внешней среды.

Важнейшее профилактическое значение закаливания в том, что оно не лечит, а предупреждает болезнь. Закаленный человек легко переносит неблагоприятные факторы внешней среды (жару, мороз, ветер), которые ослабляют защитные силы организма, что может привести к развитию различных заболеваний.

Как закаливать организм, какие методы и способы подойдут именно вам, определяются возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма.

Основные принципы закаливания

Как начать закаляться, чтобы не навредить организму, а укрепить здоровье, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни?

Обязательное условие правильного закаливания – это следование здоровому образу жизни, где нет места алкоголю и курению.

Адекватное закаливание не вызывает побочных эффектов, наоборот, после систематического выполнения процедур поднимается настроение, нормализуется сон, повышается работоспособность, улучшается физическое и психическое здоровье.

Правила закаливания

Регулярность

Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.

Постепенность

Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.

Учет индивидуальных особенностей организма

При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.

Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.

Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце.

Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.

Физиологические основы закаливания

В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.

Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.

При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.

Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом

Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.

Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.

Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.

Закаливание солнцем

Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.

Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.

Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.

Закаливание водой

Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:

  • I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
  • II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
  • III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.

При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.

Программа закаливания для начинающих

Подготовительный этап: начало закаливания

Первый шаг к оздоровлению – сон с открытой форточкой в холодное время года, с открытым окном – в теплое.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любое время года независимо от погоды. Продолжительность прогулок определяется самочувствием, уровнем тренированности, состоянием здоровья и возрастом.

Пребывание на воздухе хорошо совмещать с занятиями активными видами спорта: зимой – коньки, лыжи; летом – волейбол, бадминтон и другие подвижные игры.

Воздушные ванны подготавливают организм к закаливанию водой. Начинайте с температуры в +20 градусов по 10-15 минут, с постепенным понижением температуры на 1-2 градуса в неделю.

  • Умывание холодной водой утром и вечером.
  • Хождение босиком сначала дома, а летом по траве, песку, камешкам.
  • Летом – плавание в открытых водоемах, зимой – регулярные занятия в бассейне.

Основной этап

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, нежели воздух.

К начальной стадии водного закаливания – к обтиранию приступают с комфортной для тела температуры воды в +28…+30 градусов. Влажным полотенцем или губкой обтирайте руки, ноги, затем туловище. После процедуры следует растереть тело сухим полотенцем до появления чувства тепла. Каждую неделю снижают температуру воды на 2 градуса, доводя ее до +10 ℃.

Контрастный душ. Схема воздействия: на 20 секунд включается теплая вода, на 5 секунд холодная, затем цикл повторяется 3-4 раза. Раз в 2-3 недели увеличивайте время пребывания под холодной водой на 5 секунд, пока время действия горячей и холодной воды не сравняется. После душа тело растирается сухим полотенцем до покраснения кожи.

Обливание – следующая стадия закаливания водой. Начальная температура воды должна составлять 20 ℃. Обливаться лучше из ведра, чтобы вода плавно скользила по всему телу. Общая продолжительность процедуры не должна превышать 1-2 минут. После процедуры тело разогревается сухим полотенцем.

Еще более сильное воздействие оказывает обливание холодной водой после парной в бане.

Моржевание – погружение в холодную воду наиболее серьезный вид закаливания. Подходит только для здоровых тренированных людей без хронических заболеваний. Всем тем, кто решил начать закаливание с помощью моржевания, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Попадая в ледяную воду организм человека получает сильнейший стресс, в ответ на который рефлекторно из надпочечников выбрасывается адреналин. Этот гормон в экстремальных ситуациях помогает организму выжить: сердцебиение учащается, поднимается артериальное давление и уровень глюкозы в крови, то есть происходит мобилизация всех систем организма для защиты от опасности.

Подготовку к моржеванию надо начинать с лета, обливаясь холодной водой на улице, плавая в открытых водоемах, не переставая купаться и осенью. На этапе подготовки к зимнему купанию обтирайтесь снегом, совершайте пробежки босиком по снежным дорожкам, чтобы организм постепенно привыкал к низким температурам.

  1. Перед купанием тело необходимо разогреть с помощью пробежки или выполнения физических упражнений.
  2. Первый заход в ледяную воду не должен длиться более 5 секунд.
  3. Новичкам не желательно погружаться в воду с головой.
  4. Во время купания стараться дышать носом.
  5. Купаться надо регулярно, хотя бы раз в неделю.
  6. После выхода из воды тело энергично растирается полотенцем, надевается одежда и совершается небольшая пробежка, чтобы согреться.

Солнечные ванны

Самое полезное время для принятия солнечных ванн, чтобы избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов, для средней полосы России утром с 9.00 до 12.00 часов и вечером с 16.00 до 18.00. Начальный период пребывания на солнце не должен превышать 5 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут доводят время до часа. Голову защищают головным убором, а глаза – солнцезащитными очками.

Особенности закаливания детей

Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.

Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.

Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.

В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.

Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.

В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.

Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.

При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.

Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.

Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.

Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.

Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.


Укрепление, т.е. закаливание — это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Закаливание можно начинать в любом возрасте, но только ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ У ВРАЧА!

  • увеличивается работоспособность
  • увеличивается устойчивость организма к заболеваниям (особенно простудного характера)
  • улучшается самочувствие, человек лучше справляется со стрессами
  • повышаются сопротивляемость и выносливость организма к меняющимся условиям внешней среды.

Основные виды закаливания:

Закаливание водой

  • при закаливании холодной водой рекомендуется начинать с обтирания тела влажным полотенцем
  • начинать обливаться нужно водой комнатной температуры и снижать её на 1°С в два-три дня
  • в первые дни обливание начинают с нижней части тела, постепенно поднимаясь к плечам. По мере общего закаливания организма можно обливать себя всего сразу
  • температура окружающего воздуха должна быть около 18°С
  • при закаливании холодной водой по окончании процедуры кожа должна быть холодной, но внутри тела — ощущение тепла, которое как бы расширяется наружу, согревая всё тело
  • по завершении водных процедур необходимо растереть тело руками, особенно стопы и ушные раковины (скопление биологически активных точек), а волосы вытереть полотенцем
  • в теплое время года нужно купаться в открытых водоемах.

Закаливание воздухом

  • рекомендуется начинать с обдувания вентилятором обнажённого тела, постепенно уменьшая расстояние до вентилятора и увеличивая длительность процедуры. Начинать с 5-10 мин. ежедневно
  • помещение, в котором будет осуществляться закаливание, должно быть заранее проветренным
  • продолжительность закаливания вначале должна составлять 4-5 минут, в дальнейшем может быть увеличена до получаса
  • после привыкания организма, можно выходить на более холодный открытый воздух (прогулки, занятия спортом на открытом воздухе).

Ходьба босиком

  • начинать нужно с 5-10 минут хождения дома в носках по полу, босиком по ковру, затем босиком по полу, температура которого 18С, постепенно увеличивая время хождения до 30-40 мин. в день
  • летом можно ходить босиком по траве, влажному и сухому песку
  • приучив ноги к холоду, зимой можно практиковать непродолжительные (не более 3-х минут) прогулки босиком по снегу, предварительно нужно разогреться, а после прогулки, хорошо растереть ступни ног.

Закаливание солнцем

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД ТЕМ, КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА:

  • убедитесь, что вы полностью здоровы
  • скажите своему врачу о том, что хотите начать закаляться, ведь выбор метода закаливания зависит от состояния здоровья и условий жизни
  • проводите закаливающие процедуры ежедневно, без длительных перерывов
  • в случае болезни прекратите закаливание и проконсультируйтесь с врачом – когда вам вновь можно будет преступить к процедурам.

И помните, самое главное – позитивный настрой в работе над своим здоровьем: процедуры пойдут на пользу, и Ваш организм скажет Вам спасибо!

Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды.

При закаливании повышается неспецифический иммунитет. Виды закаливания:

1. Пассивное — проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

2. Активное — систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Закаливание может быть общим или местным. При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холодоуязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.

Формы закаливания могут быть различными. Энергию солнечных лучей и воздух используют в форме ванн — солнечных, воздушных, световоздушных; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физического развития, чувствительности к холоду и т.п.

Факторы закаливания:

Основными принципами закаливания являются:

  1. систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);
  2. постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;
  3. проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;
  4. учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;
  5. возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Специальные закаливающие процедуры

Солнечные ванны

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Правила:

  1. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя их принимать натощак.
  2. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.
  3. Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.
  4. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20–25 градусов Цельсия), а затем на 20–30 минут перейти в тень и отдохнуть.
  5. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.
  6. Необходим контроль за самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.
  7. Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка. Если он с удовольствием идет на солнце, если он бодр и жизнерадостен; с аппетитом ест и хорошо спит, то это значит, что солнечные лучи пошли ему на пользу.

Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах — от 7 до 10, в средней полосе — от 8 до 11, в северных районах — от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование. Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2–3 дня находится в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.

При определении длительности солнечной ванны для здоровых, физически развитых школьников можно руководствоваться следующим правилом: длительность первой ванны — 5 мин, второй — 10, третьей — 15 и т. д. Общая продолжительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать 1 час. Для детей с ослабленным здоровьем, перенесших длительные и тяжелые заболевания, с повышенной чувствительностью к солнечным лучам рекомендуются вначале местные солнечные ванны. В первый день воздействию солнечных лучей подвергаются только стопы: длительность ванны — 5 мин. Во второй день стопы находятся под солнцем уже 10 минут, а голени — 5. В дальнейшем порядок выглядит так: 3-й день: стопы- 15, голени — 10, бедра — 5; 6-й день: стопы — 30, голени — 25, бедра — 20, живот — 15, грудь — 10, спина — 5 мин. Последовательное увеличение времени действия солнечных лучей на различные участки кожной поверхности исключает возникновение отрицательных явлений.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме — солнечный и тепловой удары, ожоги и т.п.

Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: острые инфекционные заболевания, обострения хронических неинфекционных заболеваний, декомпенсированные пороки сердца, онкологические заболевания, истощение, психические заболевания, фотодерматозы и др.

Воздушные ванны

Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:

  1. Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.
  2. Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 часов.
  3. Рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью — ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п.
  4. Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.
  5. Для школьников не рекомендуется более 2 воздушных ванн в один день.
  6. Во время воздушных ванн необходим контроль за самочувствием детей. Сигналами их неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых воздушных ваннах — резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных — «гусиная» кожа и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.

Водные процедуры

Закаливание носоглотки

Носоглотка — одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет обтекать его и нагреваться; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания — 25–30 сек. Температура воды вначале 28–27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1–2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды — 30–28 градусов, конечная — 15–13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1–2 градуса. Длительность первых ванн — не более 1 минуты, а в конце — до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны

В один таз наливают горячую (38–40 градусов), а в другое — холодную (30–32 градуса) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5–2 минуты, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5–10 секунд. Такую смену произвести 4–5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 градуса и к концу курса закаливания доводят до 15–12 градусов. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8–10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Хождение босиком

Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Обтирание

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании — от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры — от 1 до 2 минут. Температура воды снижается на 1–2 градуса через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой 32–30 градусов, летом — 28–26, конечная температура соответственно 22–20 и 18–16 градусов Цельсия. Для школьников среднего и старшего возраста зимой она равняется 30–28, летом — 26–24 градуса; конечная соответственно 20–18 и 16–14 градусов Цельсия. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой — в помещении, летом на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом — не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28 градусов, а летом — 24 градуса, конечная соответственно 20 и 15 градусов. Общая длительность процедуры — 60–90 секунд. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Купание в открытых водоемах

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

При купании надо соблюдать следующие правила:

  1. Обеспечить безопасность детей. Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Нельзя разрешать нырять в водоемах с непроверенным дном. Во время купания необходим строгий контроль за детьми со стороны старших; один из них должен быть в воде с детьми. Место купания должно быть четко размечено; не разрешать заплывать за его пределы. Необходимо наличие и готовность спасательных средств. Перед купанием необходим инструктаж детей о правилах поведения на воде.
  2. Купаться можно не раньше чем через 1–1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до нее. Нельзя купаться натощак.
  3. Купание лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.
  4. В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и др.
  5. Во время купания необходим контроль за самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения — бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь — немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда.
  6. Нельзя разрешать школьникам входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только потом входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду.
  7. После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.
  8. Для детей и подростков не рекомендуется купаться несколько раз в день. Это вызовет очень большой расход энергии и может привести к отрицательным явлениям в организме.
  9. При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. Можно дозировать купание по теплопотерям. Этот метод более приемлем, так как позволяет расширить границы купального сезона.

Оздоровительные прцедуры
З А К А Л И В А Н И Е

Закаливание — это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды- низкой или высокой температуре воздуха с целью совершенствования системы терморегуляции. Закаливание воспитывает твердый характер, настойчивость, укрепляет волю.

Каждому при закаливании важно придерживаться трех принципов:

  • занятия проводить регулярно;
  • постепенно увеличивать физические и холодовые нагрузки как по сложности, так и по времени;
  • правильно соблюдать дозировку процедур.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Воздушные ванны начинают в предварительно проветренном помещении, затем по мере закаленности- на открытом воздухе. Дозировка осуществляется постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры. Первые воздушные ванны рекомендуется проводить при температуре воздуха плюс 15–20 градусов при длительности 20–30 минут, постепенно увеличивая время на 5–10 минут до двух часов.

Хорошо сочетать воздушные ванны с физическими(гимнастическими) упражнениями.

После 3–4 недель воздушных ванн следует переходить к обтиранию и обливанию водой, а летом- к солнечным ваннам.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ

Солнечные ванны проводятся летом; наиболее эффективное время с 8 до 11 часов, начиная через полтора часа после еды, по 5–10 минут, постепенно увеличивая на 5–10 минут и доводя до 2–3 часов. После каждого часа пребывания на солнце- 15 минутный отдых в тени. Рекомендуется чаще менять положение тела, нельзя спать- может возникнуть ожог.

По окончании процедуры хорошо провести обливание теплой водой.

ВОДНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ

Водное закаливание рекомендуется начинать с безразличной температуры, постепенно ее понижая после утренней гигиенической гимнастики, физических упражнений (после согревания тела), так как при действии холодной воды на кожу теряется организмом значительное количество тепла.

Главное при закаливании водой- это температура воды. Чем холоднее вода, тем короче должен быть сеанс закаливания. Температура окружающего воздуха примерно плюс 20 градусов.

Если закаливание начинают летом или в начале осени, то начинают с температуры воды плюс 33 градуса, снижая ее каждые 3–4 дня на один градус, конечная температура плюс 18–20 градусов.

При приеме процедур не должно быть неприятных ощущений.

Если закаливание начинается поздней осенью, зимой или ранней весной, то начальная температура воды плюс 36–38 градусов при температуре воздуха плюс 18–20 градусов.

Водные процедуры проводятся в такой последовательности: обтирание, обливание, душ, контрастный душ, затем обливание ног и контрастные ножные ванны. Переход от одной процедуры к другой осуществляется через 3–4 недели при хорошем самочувствии.

ОБТИРАНИЕ — проводится мокрым полотенцем, вначале отдельных частей тела (местное), затем общее. Начальная температура- плюс 34 градуса, конечная- плюс 18–20 градусов. Обтирание производить в направлении от периферии к центру, по току венозной крови. Последовательность: шея, руки, грудь, спина. Вытираться следует насухо. Затем растираются ступни, голени, бедра.

ОБЛИВАНИЕ — начинается с местного. Начальная температура плюс 30 градусов, затем температура снижается через 2–3 дня на один градус и доводится до 15 градусов. Длительность процедуры 1–2 минуты. После обливания тело растереть полотенцем. Температура воздуха плюс 18–20 градусов. Летом проводить обливание ежедневно на улице при любой погоде.

ДУШ — проводится с начальной температурой плюс 30–35 градусов, при длительности процедуры 1 минута. Постепенно температура снижается до 18 градусов, время увеличивается до 2-х минут, затем проводится растирание.

КОНТРАСТНЫЙ ДУШ — начинается с теплой и заканчивается теплой водой. Перепад температур начинается с плюс 5–7 градусов до 20 градусов. Температура воды при проведении процедуры понижается не очень резко. В оптимальном режиме закаливания нижний предел температуры воды для людей в возрасте 16–39 лет- плюс 12 градусов, в возрасте 40–60 лет- плюс 20 градусов.

КУПАНИЕ — начинают с одного раза в день, затем число купаний можно увеличивать до 3-4-х раз при интервалах между купаниями 3–4 часа. Купание рекомендуется проводить не ранее, чем через 1,5 часа после еды. Начинать следует с температуры плюс 18–20 градусов, заканчивая при температуре плюс 10–12 градусов для здоровых людей. Лицам, часто болеющим, рекомендуется начинать купание при температуре плюс 23 градуса, а заканчивать при температуре плюс 20 градусов. Длительность купания в первые дни- 4–5 минут, постепенно она увеличивается до 15–20 минут. После купания рекомендуется растирание.

ОБЛИВАНИЕ СТОП — проводится при начальной температуре плюс 25–28 градусов и конечной температуре плюс 12–15 градусов. Затем стопы растереть. Температура через 2–3 дня снижается на один градус.

КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ НОГ — горячая вода плюс 35–38 градусов, холодная плюс 15–20 градусов. В горячей воде ноги находятся 2–3 минуты, в прохладной- 30 секунд. Кратность- 3–4 раза. Начинать надо с погружения ног в теплую воду и заканчивать так же и только через две недели начинать и заканчивать холодной водой.

Рекомендуется: не кутать ноги, летом ходить босиком, по росе, песку, земле. Ходить в облегченной одежде, всегда дышать через нос. Не пить слишком холодную воду в разгоряченном виде.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок – КРУГЛЫЙ СТОЛ. (2 часа)

Тема: Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первый помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система»

Тип урока: урок изучения нового материала

- применить полученные ранее знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью для безопасного поведения в окружающей среде.

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные);

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД);

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД);

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями (предметные).

Учебно-методическое обеспечение:

Текст «Легенда о золотом мальчике», схема «Термометр с показателями оптимальной и критическими значениями температур», таблицы «Строение кожи», «Закаливание», термометр на стене кабинета и термометр, закутанный в теплый шарф, карточки с печатным текстом для самостоятельной работы с учебником, схема «Закаливание», тест: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах», картинки «Солнце».

Если хочешь быть здоров

Позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Солнце, воздух и вода

Помогают нам всегда

От всех болезней нам полезней

Солнце воздух и вода!

Если хочешь быть здоров

Позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Этапы урока:

1. Контроль и проверка знаний по изученному материалу.

2. Роль кожи в терморегуляции.

3. Оказание первый помощи при тепловом и солнечном ударах.

5. Отчет по исследовательской работе «Путь к здоровью».

Технологическая карта.

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
Планируемые результаты

Форма организации урока

I. Орг. Момент
II. Проверка знаний

Организация класса: проверка отсутствующих, рабочих мест (приготовить заранее дополнительные ручки, карандаши, линейки для тех, кто их забыл), организация внимания.

Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»): актуализация мотивов предыдущих достижений

Контроль и проверка знаний по изученному материалу(тест)

Проверяют готовность к уроку.

Л: оценивают ситуацию

К: слушают учителя

Сегодняшний урок я хочу начать с информации для размышления – я прочитаю легенду:

Давайте перенесемся с вами в Италию 1496 года: в замок миланского герцога Людовика Моро, в котором состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке — олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Но праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века.

История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования…

Попробуйте назвать причину болезни и гибели мальчика?

- организм мальчика не смог поддержать температуру тела, т.е. была нарушена терморегуляции.

Предполагают и формулируют гипотезу о том, что мальчик умер от переохлаждения.

Л: оценивают ситуацию

П: выбирают основания для выбора правильного ответа

К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

III.Изучение нового материала

Если учащиеся затруднились с ответом, то: вы видите, что пока у вас не хватает знаний, чтобы дать правильный ответ на вопрос.

Если ответили правильно, то: вы молодцы, дали правильный ответ.

Продиктовать тему урока и предложить определить цель и задачи урока. Если учащиеся затрудняются - сегодня мы узнаем:

- сущность и способы терморегуляции;

- как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;

- поговорим о закаливании.

Записывают тему урока в тетрадь. Пытаются сформулировать цель и задачи урока

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.

Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

II. Изучение нового материала

Где чаще всего измеряют температуру тела человека?

И делают это с помощью специального прибора – термометра (если это ртутный термометр, то с ним необходимо обращаться очень аккуратно; ртуть заполняющая его очень ядовита).

Демонстрация изображения термометра, где указаны оптимальные и критические температуры тела человека:

- критическая нижняя: 27°С;

- критическая верхняя: 42°С.

Проблемный вопрос по результатам, заранее заложенного, эксперимента:

Эксперимент:

один термометр на стене в кабинете биологии, другой термометр закутан в теплый шарф.

Результаты эксперимента

- температуре воздуха в нашем классе … (например: 21°С),

- у термометра, закутанного в шарф … (например 24°С)

Вопрос: почему температура тела человека не снижается до показателей температуры воздуха в помещении, которая если бы была температурой тела человека, то стала бы критически смертельной?

Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся текстом учебника «Кожа – орган терморегуляции » стр. 168 Задание: вставить в текст карточек пропущенные слова из указанного текста в учебнике (приложение 2)

Проверим, что у вас получилось (заслушивание текстов со вставленными словами, исправление ошибок по мере необходимости).

Дополнительное подведение итогов с использованием таблицы «Строение кожи»:

- почему температура тела человека не снижается до температуры воздуха в помещении?

(организм приспосабливается к окружающей среде благодаря терморегуляции)

- что такое терморегуляция?

-какие структуры кожи участвуют в терморегуляции?

(кровеносные сосуды, потовые железы).

Листочки с текстом вклеиваем в свою рабочую тетрадь.

В подмышечной впадине.

Анализируют схему «Термометр»

Принимают участие в определении показателей термометров.

Предполагают и формулируют ответ на вопрос.

Работа с текстом.

Один зачитывает выполненную работу, остальные проверяют свои работы. При необходимости исправляют или дополняют.

Отвечают на поставленные вопросы.

Вклеивают тексты со вставленными словами в тетрадь.

П: умение работать с источниками биологической информации;

Р: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Работа в парах (т.к. это класс коррекции, то пары подбираются так, чтобы один ученик мог помочь в работе над текстом другому)

Способность человека к терморегуляции можно тренировать. А как это сделать? На этот вопрос поможет ответить песня, которую я сейчас вам включу.

Включается песня В. Лебедева-Кумача «Закаляйся»

Температура тела многих животных изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Такие животные называются пойкилотермными, т. е. животными с непостоянной температурой тела. Их активность существенно зависит от температуры окружающей среды.

Температура тела человека и высших животных поддерживается на постоянном уровне, несмотря на значительные колебания температуры окружающей среды. Такие животные с постоянной температурой тела называются гомойотермными. Гомойотермные организмы, имея постоянную температуру тела, ведут активный образ жизни при значительных колебаниях температуры внешней среды. Некоторые гомойотермные животные могут на время выключать терморегуляцию и становиться пойкилотермными.

Ученик 1 : (у доски) Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, т. к. этот орган непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменение ее температуры.

Регуляция температуры тела человека является весьма сложным процессом и осуществляется в основном двумя путями:

1) сознательная регуляция или поведенческий контроль обеспечивается образом жизни человека (одежда, жилье, смена климатических условий и т. д.);

2) физиологическая терморегуляция осуществляется подсознательно путем ощущения температуры тела, продукцией тепла, его отдачей и т. п.

Кожа играет роль в обоих механизмах терморегуляции. Так, например, ощущение холода весьма неприятно для кожи и является побудительным импульсом для изменения образа жизни. Не менее важную роль кожа играет в физиологической терморегуляции. Постоянство температуры тела поддерживается непрерывным течением двух физиологических процессов: выработки тепла, образующегося в результате обменных процессов (химическая регуляция), и отдачи тепла (физическая регуляция).

Регуляцию тепла кожа осуществляет благодаря наличию в ней многочисленных кровеносных сосудов и деятельности потовых желез. Кожа имеет обширное кровоснабжение. Тело как бы покрыто слоем теплой крови. Средний кровоток в 20–30 раз больше, чем необходимо для самой кожи. Это объясняется тем, что кровоток кожи служит терморегулятором всего организма, а не управляется потребностями терморегуляции самой кожи. В сосудах кожи на глубине 2–4 мм (глубокая сосудистая сеть) в зависимости от температуры тела и окружающей среды может находиться до 10% всей крови.

Кожа отдает тепло тремя путями: теплопроведением при соприкосновении с окружающими предметами (44%), теплоизлучением (31%) и испарением пота, ощутимым и неощутимым (21%), а также неощутимым испарением влаги через кожу. 4% тепла организм отдает на согревание пищи, воздуха и механическую работу.

В условиях комфорта теплоотдача осуществляется постоянно, главным образом, теплопроведением, теплоизлучением и нечувствительным испарением влаги через кожу и даже через ногтевые пластинки, вне связи с потоотделением. Интенсивность всех этих видов теплоотдачи регулируется рефлекторными реакциями, в результате которых изменяется кровенаполнение сосудов кожи – увеличивается при повышении температуры, уменьшается при ее снижении. Имеет место и теплоотдача за счет испарения пота вследствие постоянного неощутимого потоотделения, осуществляемого потовыми железами в пульсирующем ритме, по всему кожному покрову.

При значительном повышении температуры окружающей среды, при выполнении тяжелой физической работы, при действии эмоциональных и сенсорных раздражителей теплоотдача осуществляется преимущественно испарением пота в результате резкого усиления потоотделения. Потоотделение, вызванное высокой температурой внешней среды или мышечной работой, называется термическим и происходит по всей поверхности кожи. Потоотделение, вызванное эмоциональными или сенсорными раздражителями, называется психическим, оно происходит в области ладоней, подошв и подмышечных впадин.

Центры потоотделения лежат в спинном мозге, высшие – в продолговатом. Кора головного мозга оказывает регулирующее влияние на потоотделение.

Потоотделение регулируется также половыми железами, надпочечниками и гипофизом. Вызвать потоотделение можно введением адреналина.

Проблемные вопросы:

1 почему на морозе лицо бледнеет.?

2.с чем связано, что вовремя игр на свежем воздухе зимой щеки краснеют?

3.с чем связано что в ветреную погоду мы не так сильно ощущаем жару?

Спасибо за ответ. Теперь переходим к следующему вопросу урока «Оказание первый помощи при тепловом и солнечном ударах». Вам необходимо прочитать статью в учебнике на странице……….. и подготовить ответ на вопрос «Какую первую помощь нужно оказать при тепловом и солнечном ударах»

(Ответы учащихся)

А сейчас поговорим о закаливании. Наверняка, многим хоть раз в жизни приходила в голову мысль начать закаляться. Кто-то забросил ее сразу, а кто-то решил попробовать. Но, столкнувшись с проблемами подгонки температуры, техниками подачи воды, вспомнив о времени, которого всегда не хватает, оставил закаливание на потом.

Вопрос: Что же такое - закаливание?

Ответ: Под закаливанием понимают систему мероприятий направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Систематически проводимое закаливание помогает предотвратить многие заболевания, в первую очередь простудные, продлить жизнь на долгие годы и сохранить высокую работоспособность.

Вопрос: В чём суть закаливания?

Ответ: Физиологическая сущность мероприятий закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в совершенствовании механизмов, регулирующих образование и отдачу тепла. Таким образом, укрепляется нервная система, улучшается деятельность сердца, легких; химические превращения в мышцах, печени, почках и других органах становятся более интенсивными, усиливается обмен веществ.

Вопрос: Виды закаливания

Ответ: Самый распространенный вид закаливания - это закаливание водой. Сразу вспоминаются умывание, обливание, обтирание и душ, в том числе и контрастный. Также к водному закаливанию относятся купание. Не меньшую пользу организму приносит закаливание воздухом: воздушные ванны, ношение облегченной одежды (вспомните людей в легких рубашках, когда на улице уже минусовая температура), русская и финская баня. Хорошо всем нам известен и еще один вид закаливания - солнцем. К нему относятся солнечные ванны, которые могут приниматься в пассивном состоянии, лежа на песочке, и активном, прогуливаясь по пляжу или играя, например, в волейбол.

Отметим также, что закаливание бывает общим и местным. Общее - это когда закаляют весь организм. Местное - когда закаливающее воздействие осуществляется на каком-то одном участке (например, мытье ног холодной водой).

Вопрос: так что же это получается что умывание это тоже закаливание?

Ответ: Да, конечно же, особенно «умывание» всего тела. Умывание рекомендуется проводить с утра, до выполнения утренней зарядки. Вначале умывают только лицо и кисти. По мере привыкания, начинают умываться по локоть. Затем до плечевого сустава. Следующими этапами являются шея, грудь, живот, спина. Далее переходят на ноги. Причем бедра и голени можно начинать умывать-обливать одновременно. Постепенно продолжительность умывания каждой части тела увеличивают.

После умывания, не рекомендуется растираться полотенцем. Надо лишь вытереть воду с тела. А с течением времени вообще перестать вытираться полотенцем и дать возможность телу обсохнуть самому, летом это делать, разумеется, проще. Подобное требование основано на законах физиологии. И если во время закаливания растираться полотенцем, то закаливающий эффект наступает через 2-3 недели. Если не растираться - через 4 дня.

Вместе с тем, совсем не обязательно проводить умывание-обливание только утром. Учитывайте индивидуальные особенности своего организма. Если вдруг ваш организм очень медленно просыпается, и долгие водные процедуры по утрам доставляют неудобство, начинает болеть голова, то конечно, лучше закаляться днем. Начните с умывания-обливания, и вы быстро заметите улучшение самочувствия и небывалую легкость. Организм с благодарностью отреагирует на внимание и заботу о нем.

Вопрос : так какие же принципы закаливание можно выделить?

О закаливании организма вы уже много знаете и поэтому вы легко заполните дома схему «Закаливание», инструкция к ней прилагается.

Читайте также: