Как устроена наша кожа для детей

Обновлено: 27.04.2024

Демонстрационный материал: схема строения кожи, кукла, вата, спичка, пузырьки с йодом и зелёнкой, нож, поролон.
Раздаточный материал: альбомный лист (нарисован мальчик), пакетик с содержимым (модели) – мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная щётка, зубная паста, цветок, мяч, полотенце чистое и грязное.

Предварительная работа: беседа «Что умеет кожа», сюжетно-ролевая игра «В поликлинике», рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Первая часть.

- Ребята, у меня на столе стоят два стакана. В одном из них теплая вода, а в другом холодная. Как узнать в каком стакане теплая, а в каком холодная вода?

- С помощью кожи человек может определить температуру окружающих предметов. Достаточно потрогать предмет или подержать руку рядом с очень горячим предметом.

- Кожа покрывает все тело. Она защищает органы внутри нас. Посмотрите на мою кожу руки обычным глазом. Нам кажется, что она гладкая. Но если мы посмотрим на нее через увеличительное стекло, то увидим много волосков и мелких отверстий. Через эти маленькие отверстия в нашей коже, наш организм дышит, они как ноздри дают нашему организму воздух для дыхания.

- У нашей кожи есть враги и сейчас мы узнаем, как с ними бороться. Первый враг нашей кожи – это грязь. Она забивает маленькие отверстия, мешая коже и нашему организму дышать. Как же ее оттуда достать? Как помочь коже избавиться от врага №1?

- Правильно, дети, надо помыть кожу водой и лучше с мылом. Вода и мыло быстро прогонят грязь. Кожа снова станет чистой и сможет дышать.

- Но есть у нашей кожи и враги позлее. Это острые и колючие предметы. Вспомните, дети, приходилось ли вам видеть ранки на коже?

- Если неосторожно пользоваться ножом или ножницами, можно поранить кожу, прорезать ее. Когда на кожу воздействует острый предмет, то получится вот такой прорез (беру кусок поролона и делаю с помощью ножа небольшой надрез). Стенки кожи расходятся и туда тут же устремляются вредные микробы. Кожа начинает болеть. У кого из вас так было? Если не оказать нашей коже медицинской помощи, то она долго не выздоровеет.

- А кто из вас помнит, что сделала мама, когда вы содрали кожу на коленке или нечаянно порезали пальчик?

- Правильно, мама сначала промыла ранку водой, а потом принесла лекарство: йод или зеленку (показываю детям пузырьки с этими лекарствами). Вот и давайте поучимся оказывать первую помощь нашей коже на кукле Маше. Посмотрите, ребята, она ободрала коленку. (Вызываю ребенка для показа, сама комментирую).

- Возьмем спичку, обломим ей серную головку, чистыми руками накрутим вату на спичку. А теперь вы сможете объяснить, зачем нужно мыть руки, прежде чем брать вату в руки?

- Правильно, на наших руках могут быть вредные микробы, которые могут попасть в ранку.

- Ватка готова, окунем ее в йод или зеленку, помажем края раны, чтобы убить всех вредных микробов и помочь коже быстрее зажить. Пройдет несколько дней, ранка будет уменьшаться, а потом совсем зарастет. На месте пореза вырастет здоровая кожа. Вот такой секрет есть у нашей кожи, она может снова вырастать.

- Теперь ответьте мне на вопрос, есть ли у нашей кожи враги?

- Как от них избавиться?

- У поэта В. Маяковского для детей написано стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Там есть такие строчки:

Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,
Ясно это плохо очень
Для ребячьей кожицы.

- Как бы вы смогли объяснить этому малышу, почему это плохо для кожи?

Вторая часть.

- Как мы уже знаем, кожа предохраняет организм от повреждений и ее надо беречь. Вы научились очищать рану от вредных микробов. А сейчас мы узнаем какие предметы личной гигиены вы знаете. Перед вами на столе лежит альбомный лист. На нем нарисован мальчик и полочка. Выложите содержимое пакетиков на стол. Что вы видите перед собой?

- Помогите мальчику отобрать те предметы, которые понадобятся ему для ухода за своим телом и сложите их на полочку.

Вопросы для общения:

  • Зачем тебе зубная щетка?
  • Почему ты выбрал шампунь?
  • А для чего ты выбрал стиральный порошок?
  • Какое полотенце ты выберешь?

- Молодцы ребята! Знаете предметы личной гигиены и умеете ими пользоваться. Не забывайте о них. Ведь чистота - для здоровья нам нужна! (Читаю отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр»).

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться,
Нырять, кувыркаться,
В корыте, лохани,
Реке, океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде,
Вечная слава воде.

познакомить детей с основным назначением, строением и свойствами кожи. Учить детей бережно относиться к себе и своему телу, беречь свой организм. Формировать представление о коже, как защите организма от грязи и инфекции. Познакомить детей со способами обработки мелких ран, объяснить назначение и правильное применение йода и зелёнки. Закрепить знания о необходимости регулярного ухода за кожей; помочь понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека. Воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены без напоминаний.

Оборудование: схема строения кожи, кукла, вата, спичка, пузырьки с йодом и зелёнкой, нож, поролон, увеличительное стекло, два стакана с водой (тёплой и холодной, альбомный лист (нарисован мальчик, пакет с моделями: мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная щётка, зубная паста, цветок, мяч, машина, полотенце чистое и грязное.

Ход занятия.

- Ребята, у меня на столе стоят два стакана. В одном из них теплая вода, а в другом холодная. Как узнать в каком стакане теплая, а в каком холодная вода? (Окунуть палец.)

- Правильно. Но можно сказать точнее, что мы ощущаем кожей. Всё тело человека покрыто кожей, как костюмом. С помощью кожи человек может очень просто определить температуру окружающих предметов. Достаточно потрогать предмет или подержать руку рядом с очень горячим или холодным предметом и можно понять, какой он.

- Кожа покрывает все тело. Она, как надёжная плёнка, защищает все органы, расположенные внутри нас от повреждений и от разных вредных микробов. Посмотрите на кожу моей руки обычным глазом. Нам кажется, что она гладкая. Но если мы посмотрим на нее через увеличительное стекло (беру стекло и подношу к коже и подхожу к каждому ребёнку, давая возможность посмотреть в увеличительное стекло, то увидим много волосков и мелких отверстий. Через эти маленькие отверстия в нашей коже, наш организм дышит и нужно их содержать в чистоте, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем.

- Но у нашей кожи есть серьёзные враги и сейчас мы узнаем, кто это и как с ними бороться. Первый враг нашей кожи – это грязь. Она как пластилин замазывает, забивает маленькие отверстия, мешая коже и всему организму дышать. Как же ее оттуда достать? Как помочь коже избавиться от врага №1? (- мыться водой и мылом.)

-Скажите, дети, когда необходимо мыть руки? (До и после посещений туалета; после прогулки, перед едой)

- Правильно, дети, надо помыть кожу водой и лучше с мылом. Вода и мыло быстро прогонят грязь. Кожа снова станет чистой и сможет дышать.

- Но есть у нашей кожи и враги пострашнее. Это острые, колючие или горячие предметы. Вспомните, дети, приходилось ли вам видеть ранки на коже?

- Если неосторожно пользоваться острыми предметами: иглой, ножом или ножницами, можно поранить кожу, прорезать ее. Когда на кожу воздействует острый предмет, то образуется вот такой прорез (на куске поролона делаю с помощью ножа небольшой надрез). Стенки кожи расходятся и туда, как в открытые ворота, тут же устремляются вредные микробы, которые находятся везде, даже в воздухе. Кожа начинает краснеть, а потом болеть. У кого-нибудь из вас так было?

- Если не оказать нашей коже срочную медицинскую помощь, то она долго не выздоровеет.

- А кто из вас помнит, что вам делала мама, когда вы содрали кожу на коленке или нечаянно порезали пальчик?

- Правильно, мама сначала промыла ранку водой, а потом обработала её специальным лекарством: йодом или зеленкой (показываю детям пузырьки с этими лекарствами). Всем они знакомы? Вот и давайте поучимся оказывать первую помощь нашей коже, но пока только на кукле Маше. Посмотрите, ребята, она ободрала коленку. (Вызываю ребенка для показа, сама комментирую).

- Возьмем спичку, чистыми руками оторвём немного ваты и накрутим её небольшим шариком. А вы сможете объяснить, почему чистыми, зачем нужно мыть руки, прежде чем браться за вату?

- Да, на наших руках есть вредные микробы, которые могут попасть в ранку.

- Вот ватка готова. А теперь надо аккуратно окунуть ватку в зелёнку или йод и промазать края раны, чтобы погубить всех вредных микробов. Если начнёт щипать, это хорошо – значит идёт борьба с микробами и ранка быстро заживёт. Пройдет некоторое время, ранка будет подсыхать, уменьшаться, а потом и совсем зарастет. На месте пореза вырастет новая здоровая кожа. Вот такой секрет есть у нашей кожи, она может снова вырастать, хотя заметка останется.

- Теперь ответьте мне, какие есть у нашей кожи враги? - Кто они? - Как от них избавиться? (Ответы детей).

- У поэта В. Маяковского специально для детей написано замечательное стихотворение: «Что такое хорошо и что такое плохо». Там есть такие строчки:

- Если сын чернее ночи,

Грязь лежит на рожице, Ясно - это плохо очень

Для ребячьей кожицы.

- А вы смогли бы объяснить малышу, что именно плохо для его кожи? (- Грязь.)

- Как мы уже знаем, кожа предохраняет организм от повреждений, заболеваний и её надо беречь. Вы теперь научились очищать рану от вредных микробов. А сейчас мы проверим, какие предметы помогают вам быть чистыми.

- Перед вами на столе лежит альбомный лист. На нём нарисован мальчик и полочка. Выложите содержимое пакета на стол. Что вы видите перед собой? (Мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная щётка, зубная паста, цветок, мяч, машина, полотенце чистое и грязное)

- Помогите мальчику, отберите те предметы, которые понадобятся ему для ухода за своим телом, и сложите их на полочку.

- Хорошо, все справились!

Вопросы для обобщения: - Для чего нужна зубная щетка? - Почему ты выбрал шампунь? - А для чего требуется стиральный порошок? - Какое полотенце ты выбрал, грязное или чистое? Почему? - А машина или мячик нужны? Почему?

- Молодцы, ребята! Знаете вы предметы личной гигиены и умеете ими пользоваться. Не забывайте о них. Ведь чистота - для здоровья нам нужна!

(Чтение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое»).

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Удивительные свойства воды» МБДОУ (Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение) «Бакчарский детский сад №2 общеразвивающего вида» Конспект занятия.

Конспект итогового занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства стекла, резины и пластмассы»

Конспект итогового занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства стекла, резины и пластмассы» Управление образования городского округа Саранск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116 комбинированного.

Конспект занятия-экспериментирования в средней группе «Свойства песка» Конспект занятия-экспериментирования в средней группе. Тема: «Свойства песка» Цель : создать условия для знакомства детей со свойствами.

Конспект занятия НОД с использованием нетрадиционной аппликации в средней группе «Наша Родина — Россия»

Конспект занятия НОД с использованием нетрадиционной аппликации в средней группе «Наша Родина — Россия» онспект занятия НОД с использованием нетрадиционной аппликации в средней группе «Наша Родина - Россия» Цель: Обобщить знания детей о государственном.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в мир предметов. Свойства материалов»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в мир предметов. Свойства материалов» Программное содержание: 1. Образовательно-познавательная задача: научить детей последовательно рассматривать предметы быта,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства разных предметов и материалов» Задачи: Образовательные: 1. Знакомить детей со свойствами разных предметов и материалов. 2. Знакомить изменениями, происходящими с предметами.

Конспект занятия «Свойства бумаги» в средней группе ЦЕЛЬ: развивать представления детей о свойствах бумаги (рвётся, мнётся, намокает). ЗАДАЧИ: - познакомить со свойствами бумаги - развивать.

Конспект занятия в средней группе по теме «Свойства воды и значение ее в жизни человека» Тема: «Свойства воды и значение ее в жизни человека» Цель: Ознакомление детей со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Презентация «Кожа — наша природная одежда» Когда мама мне сказала, что она работает врачом косметологом. Я у неё спросил: - кто такой врач - косметолог и что ты лечишь? Мама мне ответила,.

Конспект комплексного занятия «Наша Армия сильна — охраняет мир она» в средней группе Наша Армия сильна, охраняет мир она! (конспект комплексного занятия в средней группе) Цель: познакомить детей с праздником «День защитника.

Цели:дать детям представление о том,что кожа-естественный покров кожи человека,она постоянно растет и обновляется,а так же выполняет очень много важных функций (основные-это защита от грязи,жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли);воспитывать бережное отношение к своей коже,соблюдать чистоплотность.

Материалы:использование мультимедийной презентации,иллюстрации тела человека (кожи,кровеносных сосудов);картинки с изображением (пальца с занозой,раной на теле).

Ход занятия:

Детям предлагается послушать загадку:

В этой одежде я родился,в этой одежде и в бане помылся,эту одежду и снять невозможно. Эта одежда называется. (кожа.)

Далее предлагается послушать стихотворение Н. Кнушевицкая "Кожа".

Она бывает черной,она бывает белой,

Она бывает бледной или загорелой.

Или вдруг покроется-замерзнет если сильно-

Тысячей пупырышков и тут же станет синей.

Наша кожа дышит,она нас защищает,

Но,как у бегемота,толстой не бывает.

ЕЕ легко поранить,возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,доставим радость маме!

Ребята,у вас есть такая живая одежда,которая бы дышала,питалась,чувствовала,росла (Ответы детей.)

-Кожа,которая покрывает все тело человека,и есть наша единственная,данная природой одежда. Ее площадь зависит от роста,веса и возраста человека. Вы замечали,что ваше платье или брюки стали вам малы,износились?Когда одежда приходит в негодность,ее выбрасывают. А вы видели,чтобы человек выбрасывал свою кожу?Действительно,это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама "ремонтируется",т. е заживляет маленькие раны и ссадины. Но,если рана глубокая,то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же,как мама зашивает порванную рубашку.

Проведение практического занятия "Обработка раны". Цель:познакомить детей с элементарными способами и правилами обработки мелких ран,ссадин и царапин (промыть водой;обработать йодом,зеленкой или перекисью водорода;если идет кровь,наложить бинт и заклеить пластырем).

-Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко,мы покрываемся потом. (На физкультурных занятиях,во время подвижных игр,проследить с детьми за интенсивностью выделения пота.)Он постоянно испаряется и уносит излишнее тепло,что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в "кипящий чайник".Когда нам холодно,мы дрожим и покрываемся "гусиной кожей",т. е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку.

-Наша кожа мягкая и эластичная,т. е. легко растягивается. Это возможно благодаря работе сальных желез,которые не дают коже "высохнуть".

-В коже имеются кровеносные сосуды,которые снабжают ее питанием,и нервные окончания,обеспечивающие ей высокую чувствительность. Высокая чувствительность кожи позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира.

Предложить детям на расстоянии,не трогая и не прикасаясь,узнать, какая вода в стакане:горячая,теплая или холодная. Затем потрогать рукой и сравнить свои ответы.

Трогая предмет,мы можем узнать, какой он:гладкий или шершавый,мягкий или жесткий,теплый или холодный,легкий или тяжелый.

Детям предлагается игровое упражнение "Найди пару".Перед детьми кладут пластины,обклеенные фольгой,бархатной бумагой,мехом,фланелью,шелком,а так же металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза,а затем оно по очереди ищут такую же (пару).После выполнения задания попросить детей объяснить,что помогло им правильно определить разные материалы.

-Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете,боль важна для нас или нет (Ответы детей.)Боль очень важна,так как она информирует об опасности,которая нам грозит. Попала в палец заноза,порезал ногу-об этом нам сразу же сообщит боль. Если боль "сидит" у нас внутри,то нужно немедленно идти ко врачу. Это наш умный организм сообщает,что внутри у нас не все в порядке,и нужна срочная помощь.

-Мы не можем сбросить кожу как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой,свежей,молодой,необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. (Совместно с детьми составить правила) :

-Содержи свою кожу в чистоте.

Чтение стихотворения Г. Юдина "Микробы".

В глубоком черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук полезет в рот

Противный маленький микроб.

Полезет тихо,как шпион,

И натворит такого он!

Микробов не надо бояться!

Ведь это страшная сила

Боится простого мыла.

Нужно мыться неприменно

Утром,вечером и днем-

Перед каждою едою,

после сна и перед сном!

Все равно какой водою:

Из реки иль из колодца,и

Или просто дождевой.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище,мойтесь чаще!

Я грязнуль не выношу.

Проведение опыта 1:показать,как передаются микробы от человека к человеку. Перед проведение опыта взрослый наносит себе на ладонь гель ля тела с блестками либо тени с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться сними за руку,плотно сжимая ладошку каждого ребенка. После этого взрослый "неожиданно" обнаруживает,что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том,как точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.

Проведение опыта 2:показать,что микробы боятся мыла. Предложить детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом. После этого проверить,остались ли блестки-"микробы" на ладошках. Если остались,то меньше их стало или нет?Тех ребят,у кого "микробы" остались,просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том,как важно соблюдать простые правила гигиены,которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

Занятие «Кожа, или Живая одежда» по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека

-Аккуратно обращайся с острыми предметами.

-Аккуратно обращайся с огнем,кипящей жидкостью и химическими веществами.

-Не находись длительное время под прямыми солнечными лучами.

-В сильные морозы защищай открытые участки тела.

-Одевайся по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

Избегай контактов с животными и людьми,страдающими заразными кожными заболеваниями.

В конце занятия подводится итог :наша кожа нас одевает,надежно защищает от грязи и микробов,от жары и от холода,обладает высокой чувствительностью к различным воздействиям и боли. Необходимо беречь кожу,любить ее,ухаживать за ней,тогда она долго будет радовать нас своей красотой.


Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи «Машина одежда» Цель: Создание социальной ситуации для закрепления обобщающего понятия «одежда», умения дифференцировать виды одежды по временам года,развития.

«Живая природа». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области области «Познание» ТЕМА: «Живая природа» Цель: расширять и уточнять представление детей о живой природе. Программное содержание: 1. Уточнить представление.

Конспект по первичному ознакомлению с предметом «Живая природа. Помидор» Конспект по первичному ознакомлению с предметом/ Раздел: Живая природа Тема: Помидор Цели: 1. Познакомить детей с помидором, закрепить в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Одежда» Цель: расширение знаний и представлений об одежде. Задачи: 1. Уточнить знание детей о деталях одежды. 2. Учить группировать одежду по сезонному.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Роботы в жизни человека»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Роботы в жизни человека» Проектировочный компонент Цель: упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом. Ока – синеокая. Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного края. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к природе.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Мамочка милая, мама моя!» Тема: «Мамин праздник» Занятие «Мамочка милая, мама моя!» Цель: Образовательные; развитие умения рассказывать, строить доказательную речь;.

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека «Вот я какой».

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека «Вот я какой». Цели:познакомить детей с внешним строением,возможностями тела человека (я умею бегать,прыгать,петь,смотреть,терпеть жару и холод,переносить.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Правила уличного движения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закреплять знания о правилах поведения на улице. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. Оборудование: Макет.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Классный час на тему «Кожа человека и ее здоровье».

1. Способствовать формированию навыков и привычек ухода за кожей, ее защиты;

2. Развивать внимание, речь, сообразительность, осязательное восприятие;

3. Дать представление о строении кожного покрова, для чего он нужен человеку.

-Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.

- Как называется тема нашего сегодняшнего урока? Правильно. И сегодня я расскажу вам о том, как же устроена наша кожа, о ее значении в нашей жизни и о том, как нужно ее защищать.

Основной этап

Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, которая защищает ее от проникновения метеоритов, перегрева, переохлаждения и т.д. Наше тело тоже со всех сторон покрыто особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима всем нам?

- Сначала давайте познакомимся с ее строением. Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Потрогайте, толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?

- Кожа гладкая, с волосками, мягкая и тонкая.

- Наша кожа состоит из трех слоев (воспитатель показывает по таблице). Самый верхний слой – тонкий, но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он защищает и от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущиваются. Чтобы удалить эти отмершие частички кожи, необходимо тщательно мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.

Еще в коже образуется пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез (учитель показывает по таблице).

Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?

- С потом выходят ненужные вещества, сало защищает кожу.

- Правильно, с потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохраняет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода природный крем, который вырабатывает сама кожа.

Ребята, а что происходит, когда вам жарко?

-Правильно. А для чего это нужно?

- Чтобы тело охладилось.

- Молодцы, вы все правильно сказали. Пот выделяется для охлаждения нашего тела. А как реагирует кожа на холод? Что происходит, когда вы замерзаете?

- Появляется «гусиная кожа».

- Мышцы начинают дрожать и на коже появляются пупырышки. Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.

А теперь давайте проведем эксперимент. Нужен самый честный ученик.

(Один из учащихся выходит, закрывает глаза, уши. Другой ученик подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и садится на место. Ученик по команде учителя открывает глаза и уши).

Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?

- Кожа помогает нам определить (ощутить) прикосновение. Особенно чувствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупываем кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.

Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.

(Выходит ученик и отворачивается. Учитель берет ручку и катает по спине ученика).

Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких размеров, какой формы?

- Небольшой длинный предмет.

- На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.

(Ученик закрывает глаза, учитель дает ему в руки тот же предмет, он его исследует кончиками пальцев).

Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого размера? (Ученик называет дополнительную информацию).

Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела. А теперь продолжим наш эксперимент Нам нужен самый чувствительный ученик.

(Учитель показывает ученику два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном вода холодная, а в другом горячая).

Посмотри на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь потрогай рукой. Что чувствуешь?

- Вода холодная и горячая.

- Правильно. Значит с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.

А теперь вызовем самого смелого ученика.

(Учитель слегка укалывает палец ученика).

Что ты почувствовал?

- Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы отдергиваем руку.

Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа!

2. Предохраняет от жары и холода.

3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.

4. Выводит ненужные телу вещества (вместе с потом).

Мы убедились, что кожа – удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?

Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей, изображенных на них?

- Один загорает, другой замерз.

- Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет – тело переохлаждается. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве и переохлаждении (Рассказ «Как избежать перегрева и переохлаждения»).

Порезы, ушибы, ожоги – никто из нас от них не застрахован. Все это небезопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?

Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.

(Посмотрев, дети рассказывают, что нужно делать).

Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухаживать. Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей (записывают правила на доске).

1. Умываться, мыть руки с мылом.

2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.

3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.

4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.

5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.

Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже, как она устроена и какое имеет значение для человека. А главное – как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи – это здоровье всего тела.

Попробуйте дома тщательно изучить свою кожу, и, может быть, вы откроете еще что-то новое о коже, о чем мы с вами сегодня не поговорили. Спросите у родителей, какие бывают кожные болезни, как от них можно уберечься.

Ребята, может кому-то было что-то непонятно? Кто что интересное запомнил?

Автор: Рогачева Людмила Александровна

Организация: МКДОУ Бутурлиновский детский сад общ. вида №1

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бутурлиновка

Цель: развивать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека.

Задачи: дать детям представление о том, что кожа – естественный покров тела человека, она постоянно растет и обновляется, а также выполняет много разных функций;

формировать адекватные представления об организме человека;

создать целостное представление о своем теле;

развивать связную речь;

воспитывать бережное отношение к своей коже, соблюдать чистоплотность;

воспитывать желание быть здоровым и знать, что здоровье надо укреплять

- А какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям радость? \ Доктор Любовь\.

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет общаться с окружающими.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

- Что еще помогает сохранить хорошее настроение? \ Добрые слова \.

Упражнение «Азбука волшебных слов».

- Давайте улыбнемся друг другу и скажем добрые слова, ведь каждое доброе слово несет энергию, силу, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем тому, в адрес кого эти слова сказаны.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите \ дети работают в парах \. Какие слова вы сказали друг другу?

Посмотрите, перед вами несколько картинок. \ Рисунки улыбающихся, занимающихся творческим трудом, спортом и т.д. людей – жителей страны Здоровье и грустных, злых, ленивых – жителей страны Нездоровье \. Ваша задача: выбрать среди них изображения жителей страны Здоровье и жителей страны Нездоровье. Объясните свой выбор. По каким признакам вы можно узнать жителей одной страны и другой? Какие краски использовал художник? Какое настроение пытался передать художник, используя эти краски?

У нас с вами после сказанных добрых слов замечательное настроение и мы с этим хорошим настроением продолжаем путь в волшебную страну. А о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

- В этой одежде я родился,

В этой одежде и в ванной помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется… \ Слайд 1из презентации «Правила здоровой кожи» \

-Кожа, которая покрывает все тело человека, и есть наша естественная, данная природой одежда.

Вы замечали, что ваше платье или брюки стали вам малы, износились? \ Слайд 2\ Когда одежда приходит в негодность, ее выбрасывают. А вы видели, чтобы человек выбрасывал свою кожу? Это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама «ремонтируется», т.е. заживляет маленькие ранки и ссадины. Но если рана глубокая, то на помощь приходит доктор и зашивает нашу рану почти так же, как мама зашивает порванную рубашку. \Слайд 3\

Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко, мы покрываемся потом. Он постоянно испаряется и уносит лишнее тепло, что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в «кипящий чайник».

Когда нам холодно, мы дрожим и покрываемся «гусиной кожей», т.е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку. \ Слайд 4\

В коже имеются кровеносные сосуды, которые снабжают ее питанием, и нервные окончания, обеспечивающие ей высокую чувствительность. Это позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира. Трогая предмет, мы узнаем, какой он: гладкий или шершавый, теплый или холодный, легкий или тяжелый. \Слайд5\.

-Кожа нам о многом может рассказать. Проведем с вами опыт.

Игра «Волшебный мешочек». \В мешочке мячик, вата, губка, чашка, киндер. Дети опускают руку в мешок и, не глядя, достают по одному предмету \.

-Что рассказали тебе твои пальчики? Ты можешь определить форму, твердость предмета? Какой он? По форме? Размеру? Твердый или мягкий? Теплый или холодный? Не забывайте отвечать на вопрос полным предложением. А теперь покажи всем этот предмет. Правильно описал и назвал предмет?

-Итак, кожа может рассказать о форме, твердости предмета. Что еще мы можем узнать с ее помощью? \ Воспитатель приглашает следующего ребенка, завязывает ему глаза шарфиком, и последовательно прикладывает к его руке стакан с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь банками к ладони, щеке, шее и т.д. \Что ты чувствуешь?

- Я приготовила для вас еще один интересный опыт. Как вы думаете, что это? \ тюбик крема для рук \.

Подставьте ладошки. \ Каждому на ладошку выдавливаю немного крема \.

Вотрите его легкими движениями. Что произошло с кремом? Куда же он исчез? А теперь я предлагаю рассмотреть кожу на руке с помощью лупы. Что вы видите? \ Морщинки, волоски, маленькие дырочки \.

Догадались, куда исчез крем? \В маленькие дырочки в коже \.

Они называются поры. А хотите узнать, в чем волшебная сила кожи? Возьмите пипетку и капните несколько капель воды себе на пальчик. Что случилось с водой? Она впиталась в кожу? Нет, она стекла с пальцев. Мы убедились, что кожа не пропускает воду, она как хороший непромокаемый плащ.

Игра «Чувствуем ножками».

Встаем и подходим к «Дорожкам здоровья». Проходим по ним с закрытыми глазами \ воспитатель помогает каждому ребенку \.

Что вы почувствовали ногами?

Итак, кожа чувствует и передает нам сигнал, что происходит с нашим телом: жарко или холодно, мягко или жестко и т.д.

-Как вы думаете, все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. \ Воспитатель показывает, как сложить ладони тыльной стороной друг к другу. Между ладонями кладет какой – либо предмет и предлагает определить, что это. \ Дети затрудняются с ответом \. Затем проверяют свойства кожи на разных участках тела с завязанными глазами. \ Можете определить, что это за предмет? А теперь, не развязывая глаз, потрогайте этот предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? Что же это значит?

-Значит на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.

Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования \ резинки для волос или игра с Су -Джок шариками «Этот пальчик».

-Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками. Что вы почувствовали? \ Боль\. Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете, боль важна для нас или нет? Боль очень важна, т.к. она информирует об опасности, которая нам грозит. Это наш умный организм нам сообщает, что внутри нас не все в порядке, и нужна срочная помощь врача.

-Как правильно обработать рану, царапину? \ Кто хочет превратиться в доктора?

Игра «Первая помощь». Надеваем халат и головной убор и доктор покажет нам, как это сделать правильно. \ На макете кистей рук с царапинами, ребенок – «доктор» показывает алгоритм выполнения медицинской процедуры обработки царапин и ран \.

Главная опасность ран, полученных человеком после травмирования, заключается в возможном инфицировании. Множество бактерий, которые вполне безобидно проживают на коже человека и в его кишечнике, могут стать агрессивными, если попадут в среду, лишенную кислорода и достаточно влажную и теплую. Именно такой средой является рана. Не столь опасна само ранение, сколько его инфицирование различными микробами. При наружной ссадине или неглубокой ране следует промыть кожу прохладной проточной водой, обработать перекисью водорода и любым анилиновым красителем, который есть в дома, лучше всего «зеленкой», поскольку она может губительно воздействовать на все микробы, которые трудно уничтожить чем-либо. Если выбор остановлен именно на растворе бриллиантового зеленого, то важно помнить, что зеленкой открытую рану не смазывают. Красителем следует обработать лишь края ранки и кожу вокруг нее. Вместо перекиси водорода, которая вызывает достаточно сильное пощипывание в области травмы, можно использовать раствор хлоргексидина. После этого на ссадину накладывают сухую стерильную бинтовую повязку. Если рана небольшая, то достаточно будет наложить ее на час-полтора, после чего снять и оставить ранку подсыхать. Если рана глубокая, то ее не стоит трогать в домашних условиях, лучше всего быстро доставить человека в ближайший травмпункт или вызвать скорую помощь, предварительно наложив тугую бинтовую стерильную повязку, чтобы остановить кровотечение.

Как вызвать службу Скорой помощи?

Молодцы, вы все сделали правильно.

Игра – лото «Валеология».

Перед вами игровое поле, разделенное на квадраты. В центре поля изображен человек в состоянии болезни или здоровья. Из стопки маленьких карточек предлагаю брать по одной, показывать остальным игрокам и выбирать, на какое поле положить данную карточку, объясняя свои действия – «что такое хорошо и что такое плохо».

Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой, свежей, молодой, необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. Какие правила мы можем с вами составить?

Правила здоровой кожи: \ Слайд \

  • Содержи свою кожу в чистоте.
  • Аккуратно обращайся с огнем, кипящей жидкостью, химическими веществами.
  • Не находись долгое время под прямыми солнечными лучами.
  • В сильные морозы защищай открытые участки тела.
  • Одевайся по погоде, чтобы не мерзнуть и не перегреваться.
  • Избегай контактов с животными и людьми, страдающими заразными кожными болезнями.

Я думаю, мы с вами будем соблюдать все правила и будем здоровы. А здоровый человек - это какой человек? \ Дети подбирают слова для характеристики здорового человека: красивый, сильный, ловкий, румяный, стройный, крепкий, подтянутый \.

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

1. Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье» \ Занятия, упражнения и дидактические игры

2. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада»

5.Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев «Твое здоровье»

6.С.Е.Шукшина «Я и мое тело»

7. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

8. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада

9.Аганджанова С.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. // Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006

10.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

11.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г

12.Иванова А. И. Программа развития «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»

Читайте также: