Как татарский орнамент на коже

Обновлено: 02.05.2024


Кожа - природный материал, который всегда в цене. Кожа практична и эргономична. При этом она может быть такой нарядной, что глаз не отвести!

Именно о такой красоте – татарской узорной коже – пойдёт у нас речь с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой , доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.

- Гузель Фуадовна, что историкам известно о появлении кожаной мозаики?

Обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Нам известны различные техники – тиснение, выжигание и шитьё по коже. Но такой вид уникальной техники, не встречающейся у других народов, как кожаная мозаика, не представлен в археологических материалах. Мы имеем образцы кожаной мозаики не ранее XVIII века.

И не можем определенно сказать, была ли она до этого времени. В источниках фигурирует понятие «узорная кожа». Но не понятно, что именно имеется в виду – то ли это шитье, то ли тиснение, то ли мозаика. При раскопках на территории Казанского кремля, как и в Булгарах, была обнаружена обувь, декорированная тиснением.

Узоры татарской кожаной мозаики имеют поразительное сходство с узорами изделий, обнаруженными в древнеалтайских курганах. Когда были раскопаны Пазырыкские курганы на Алтае, в них обнаружились образцы мозаики, правда, на меховых изделиях. В искусстве северных народов – ханты, манси была характерна мозаика из кожи рыб.


- В чём технологическая особенность кожаной мозаики?

Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике - вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык. При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи. Подобный шов не встречается у других народов, только в искусстве казанских татар. Мы предполагаем, что он имеет истоки, восходящие к древнетюрской эпохе, но сохранившимися образцами, к сожалению, не располагаем.

С конца 18 века изделия из кожаной мозаики широко распространяются у татар и у других мусульманских народов, с которыми были налажены деловые и торговые связи. Например, со Средней Азией, особенно с Бухарой. Татарские мастера работали там для местного рынка и некоторые, посещавшие Бухару в XIX в. исследователи, полагали, что сапоги из узорной кожаной мозаики - бухарская работа и была завезена оттуда в Казань. Но это, как раз, наоборот, о чем свидетельствует развитие этого вида искусства.

- Чем объясняется изящный пошив сапог из узорной кожи и их плотное прилегание к ноге?

Само появление сапог связано с традицией наездничества на конях. Поэтому, чтобы не повредить коня, сапоги шили из очень мягкой, хорошо выделанной, кожи.

Такие сапоги - ичиги - имели и очень мягкую подошву. Позднее, в жизни городских и сельских татар, мягкие сапоги были удобны для ношения в помещении и совершения намаза. Поэтому, они сохранили свою популярность и при выходе на улицу, поверх мягких ичигов одевали специальные кожаные кавуши (подобие галош) на твердой подошве.


Возможно, ношение мягких ичигов, кроме того, было связано с традицией татар, как и многих других мусульманских народов, сидеть, скрестив ноги. Обычно татары-мусульмане сидели на сяке – специальном деревянном помосте, устанавливавшемся вдоль передней стены дома. На тысячелетние истоки этой традиции указывает археологическая находка женских сапог, найденных в Пазырыке, подошва которых была украшена драгоценными камнями.

- Как случилось, что кожаная мозаика перестала быть столь популярной, как когда-то?

Дело в том, что создание ичигов из кожаной мозаики - это кропотливая и весьма дорогая ручная работа. К примеру, обувь, выполненную в этой технике, в 1930-е гг. большими партиями производили в сёлах Заказанья и отправляли за границу, что принесло большой доход в государственную казну. В те годы ещё работали артели по производству ичигов в Арске и Дубъязах. Татарские кожаные ичиги и тапочки, украшенные мозаикой, были популярны как в Западной Европе, так и в Америке.


После войны, в связи с тяжелой экономической ситуацией, пошив этой обуви понемногу стал терять свою актуальность. Артели в Арске и близлежащих деревнях были объединены в Арскую фабрику национальной обуви, где в основном производили тапочки с простейшим узором. Для ручного производства ичигов был оставлен один небольшой цех.

В 1970-е гг. технику мозаики, особенно процесс сшивки узорных кусочков кожи, пытались механизировать. Но это оказалось бесполезным, так как машинное исполнение сводило на нет эстетику тонкой ручной работы, при которой совмещались и сшивание и декорирование узоров, а вместе с этим исчезала и специфика знаменитого шва.

- И всё же кожаная мозаика сохраняется?

Да, есть спрос на эти уникальные изделия, представляющие интерес не только для туристов, но и жителей республики, особенно тех, кто стремиться к национальной идентичности в одежде. Многие наши сограждане приобретают и обувь, и сумки, и диванные подушки, и различные аксессуары, выполненные в технике мозаики. Они сделаны из натуральной кожи плюс оригинальность исполнения, яркий узор. Изделия из кожаной мозаики – хороший подарок и украшающий, как костюм, так и интерьер, предмет.

Когда есть спрос, то и производство развивается, пусть не в массовом фабричном масштабе, но в форме творческих мастерских, артелей или работы на дому. Например, в тех же производствах, существующих сегодня в Дубьязе, Арске, мастерских в Казани.


- Гузель Фуадовна, с чем бы Вы обратились к нашим читателям?

Хотелось бы, чтобы наши национальные традиции продолжились в современной культуре. Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам. Поэтому наша задача - не разрушать его, а бережно сохранять и развивать его классические образцы. На мой взгляд, в этом направлении должны работать не только продолжатели татарских традиций в художественной и ремесленной практике, но и обязательно должны привлекаться специалисты, эксперты хорошо в них разбирающиеся. К тому же, большое значение имеют инициативы (гранты, конкурсы и др.) со стороны официальных властей, в частности Министерства культуры, палаты ремесел, музеев, частных галерей по поддержке национального искусства.

Мастер сделала для французской актрисы две пары ичигов, Первые - в классическом татарском стиле.

Кажется, что эта женщина знает о коже всё. Она – это народный художник и заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат премии им. Баки Урманче Наиля Кумысникова. Наиля Халитовна рассказала корреспонденту «АиФ – Казань» какие чулки шьют казанской «тачкой», откуда на татарских сапожках сердечки и другие секреты, что зашифрованы в татарских кожаных узорах.

Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом.

Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

Как нить превратить в бисер?

Именно Наиля Кумысникова создала ичиги для Катрин Денёв, приезжавшей в Казань в 2007 году на Международный фестиваль мусульманского кино.

Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины - калфак.

«Для французской актрисы я сделала две пары ичигов, – вспоминает Наиля Халитовна. – Одни в классическом татарском стиле, вторые – изысканные серебристо-серые из замши, кожи, вышитые чуть поблёскивающей шёлковой нитью, абсолютно бесшовные и как будто кружевные».

Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом. А одним из главных секретов ичигов называет казанскую «тачку» – особый шов по коже. Эта технология позволяет сшивать кусочки кожи таким образом, что шов не пропускает влагу и делает сапожки нарядными – они как будто расшиты цветным бисером. На самом деле похожие на бисер отдельные цветные кружочки образует навитая цветная нить.

Франзузская актриса увезла из Казани изысканные серебристо-серые ичиги из замши, кожи, вышитые чуть поблёскивающей шёлковой нитью, абсолютно бесшовные и как будто кружевные.

Франзузская актриса увезла из Казани созданные Наилей Кумысниковой изысканные серебристо-серые ичиги из замши, кожи, как будто кружевные. Фото: Из личного архива/ Наиля Кумысникова

Казанские кожи прославились на весь мир ещё в XIX веке. О них с восхищением писал первый этнограф казанских татар Карл Фукс, путешественники, приезжавшие в Казанский край. Во времена Волжской Булгарии цветной кожей торговали далеко за пределами этого государства. В Казахстане, Киргизии, например, до сих пор нет слова «кожа». Там этот материал называют «булгари». В музее КФУ хранится кожаная подушка с надписью «Высшая награда Промышленной выставки в Казани, 1890 год». Эта подушка, украшенная знаменитым швом, играла роль диплома. Сейчас вручают дипломы в рамочке, а тогда дарили вот такие подушки. Так что любовь к кожаным изделиям у татарстанцев существует, можно сказать, на генетическом уровне.

Катрин Денев была почетным гостем Международного фестиваля мусульманского кино в Казани.

Катрин Денев была почетным гостем Международного фестиваля мусульманского кино в Казани. Фото: пресс-служба президента РТ

Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные относятся к XVIII веку. Но учёные предполагают, что они существовали гораздо раньше. Когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять кручёной цветной нитью расстояние между кусочками кожи. Cтаринное звучание этого шва восстановила Наиля Кумысникова.

«Восстановила – думаю, слишком высокопарно звучит, – скромничает мастер. – Но мне очень радостно, что сейчас все вышивают крупным швом – кожаная мозаика обрела свой старинный облик. Предложенный мной крупный шов стали использовать другие мастера, все узнали его возможности – то, как он может украсить изделие. Работа очень трудоёмкая: над парой узорных сапожек вышивальщица трудится примерно две недели».

Большинство татар имеют карие глаза, тёмные волосы, выступающие скулы.

Почему сапоги называют бесшовными?

Наиля Халитовна – театральный художник по образованию – ичигами заинтересовалась случайно. В 90-е годы её мама, актриса и педагог, попросила купить ей настоящие татарские сапожки. В Арске действовала большая фабрика, выпускавшая сапожки, туфельки в национальном стиле. К сожалению, сейчас от этого производства осталась лишь небольшая мастерская.

Панно Наили Кумысниковой

Сабантуй считается праздником, на котором можно было найти себе жениха или невесту.

Узнав всё это, Наиля решила сделать сапожки для мамы сама. Взялась за абсолютно новое для себя дело. Образец отыскала в театре Камала – там ей дали на время старые ичиги, покрытые коричневой масляной краской. Художница отмыла их и под краской обнаружила потрясающий узор: зелёно-красный орнамент на коричневом фоне. Рассматривая изумительный колорит кож, художница вспомнила итальянское Возрождение, орнамент искусства барокко России XVIII века. Она поняла, что старинный облик кожаной мозаики может исчезнуть. Его необходимо восстанавливать.

Так выглядит знаменитый казанский шов. Работа Наили Кумысниковой.

Так выглядит знаменитый казанский шов. Работа Наили Кумысниковой. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

«Казанский шов не был забыт, – уточняет Наиля Кумысникова. – В Арске девочек учили ему с 12 лет. Он существовал там и до 1917 года, а в 1920-м там открыли фабрику народных промыслов, объединившую всех вышивальщиц».

Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.

Но случилась каверза: со временем шов стал настолько мелким, что его главный секрет – бисеринки – стали невидны, они слились в тоненькую линию. Восстанавливая шов, художник и её помощницы перепробовали разные варианты ниток, расстояние между стежками. И добилась эффекта, когда шов не просто крепит кожу, а играет самостоятельную декоративную роль в ичиге, так, как это было раньше.

Художница восстановила и старинные технологии изготовления бесшовных узорных сапог. На самом деле у старинных сапог шов всё-таки был, но только один – впереди. А сзади на ичигах шва не было. Чтобы сапожок лежал по ноге, сзади узор кроили так, что сразу создавался 3D-объём. Ичиги казались бесшовными, потому что шов впереди не был заметен. Было впечатление, что ичиг состоит полностью из узоров.

Хранительница домашнего очага птица Умай. Работа Наили Кумысниковой.

Хранительница домашнего очага птица Умай. Работа Наили Кумысниковой. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

О чём поёт двуглавая птица?

Татарские узорные сапожки – не просто красивая обувь, это настоящий информационный портал, где все узоры несут определённый смысл. Они выполнены в древних языческих традициях, когда орнаменты являлись «текстами» и когда один человек посылал другому изделие с узором определённого значения, а тот, взглянув, сразу понимал, что хочет сказать сосед. Такие «говорящие» узоры создавались и для ичигов.

Одежда, созданная на основе костюмов, которые татарстанская мордва носила более 100 лет назад.

«Девушки всегда заказывали узор с двумя сердечками, – делится наблюдениями Наиля. – Это не «валентинки» из Европы, которая, как многие думают, нас всему учит, а гораздо более древний булгарский символ. Сердечки – знак целомудрия, непорочности».

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор с двумя рожками. На самом деле это вовсе не рога, а родовое дерево, на котором сидит божество из булгарской легенды птица Умай. Образ двуглавой птицы встречается не только у татар – у очень многих народов, даже у американских индейцев.

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор, изображающий родовое дерево..

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор, изображающий родовое дерево.. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

На ичигах орнамент с птицей Умай, охраняющей родовое дерево, повторяется снизу вверх. Это повторение одного и того же узора даёт уверенность, что всё в жизни семьи будет хорошо. Двуглавая птица считается покровительницей рожениц, хранительницей домашнего очага, дома – самого главного, что есть у человека. Продлению рода посвящена вся символика старинных ичигов. Ведь чем больше семья, тем больше вероятность того, что род не исчезнет, выживет в войнах, будет процветать, получив больше рабочих рук. Ценность жизни, идея продолжения рода заложена и в русских национальных костюмах, и вышивках украинских рушников, и в узбекских тюбетейках – в орнаментах разных народов.

Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур в Минске.

«Возможно, наша жизнь стала гораздо сложнее, потому что мы забываем мудрость древних символов. Раньше они повсюду сопровождали человека, были оберегами его семьи и рода. Мы должны их сохранить», – считает Наиля Кумысникова.

На заметку

Как шьют казанской «тачкой»?

– Кусочки кожи, весь узор кроят встык, без припусков на шов, они должны идеально совпадать. Шьют с изнанки. Расстояние между кусками кожи заполняет цветная нить, под которой скрыта крепёжная нить. Крепежная нить обычно вощёная, поэтому она долго не истлевает и сапоги живут 200 и 300 лет. Во влажную погоду шов разбухает, и вода не проникает внутрь ичига.

– Цветные нити (шёлковые, а также серебряные и золотые) накручивают на иголочку, и каждые три витка создают круглый шарик снаружи. Получаются круглые стежки, похожие на бисеринки.

– Эти цветные колечки из нитей можно чередовать, используя до семи цветов. Тогда вся эта линия выглядит как тонкая декоративная тесьма. Иногда её делали в шахматном порядке: две накрутки одного цвета и две накрутки другого, а потом наоборот. Шов позволяет придумывать массу вариаций.

Многие ремесла теперь приходится восстанавливать.

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

Где работали артели?

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

  • Золотное шитьё – Казань.
  • Кожаная мозаика – Казань.
  • Вышивка – Казань, Кукморский район, Чистополь.
  • Узорная обувь – Казань, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.
  • Ткачество – Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.
  • Войлочное ковроделие – Дубъязы (Высокогорский район).
  • Резьба по дереву – Сабинский, Мамадышский районы.
  • Кружевоплетение – Рыбная Слобода.
  • Ювелирный промысел – Казань, Рыбная Слобода.
  • Художественный металл – Арск.
  • Керамика – Лаишевский район.

Как раскулачивали ткацкие станки

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.


Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину?

Золотые ручки Татарстана | Фотогалерея















Золотые ручки Татарстана | Фотогалерея















Закладное и браное ткачество

Образцы полотенец начала XX века из фондов Госмузея изобразительных искусств РТ

Образцы полотенец начала XX века из фондов Госмузея изобразительных искусств РТ Фото: Институт истории им. Марджани АН РТ

Ручное ковроделие

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Шерстяной ковёр ручной работы. Елабуга, 1980-е годы

Тамбурная вышивка

Одним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы – лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Бархатная подушка, вышитая тамбурным швом, 1960-е

Золотное шитьё

Такая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите – нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель – тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием.

Золотное шитье с канителью.

Вышивка болгарским крестом

Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский крест напоминает обычную вышивку крестом, только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. Крестом раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

Кружевоплетение на коклюшках

Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго.

Кожаная мозаика

Этот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги – ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день.

кожаная мозаика, кожевенное искусство, казанский кремль, выставка, ичиги, изделия из кожи

Ичиги. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Керамика

Была распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования – кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

 Глазурованная глиняная посуда, 1960-е

Художественная обработка металла

Из меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники – литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы – кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц.

Гравированный медный поднос и пиала, 1980-е

Ювелирный промысел

Предки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани – когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос – чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Женские нагрудные украшения с филигранью.

Резьба и роспись по дереву

Мастера делали из дерева бытовую утварь – сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски.

Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.

Символика татарских орнаментов

Символика татарских орнаментов

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.


Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.


Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.


В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности.

Приемы передачи задумки мастера Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу». На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).


Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.


(с) Мира Вологина

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Казанская узорная кожа

Так называется книга Лилии Саттаровой, которая издана к тысячелетию Казани. Из всяких народных ремесел в Татарстане обувные изделия из кожи с узорами, - пожалуй самый известный бренд. Узорную обувь называют и "татарской" и "казанской" и "азиатской" одинаково справедливо. Невозможно не засмотреться в Казани на разноцветные ичиги. От дедов к внукам передавали татарские сафьянщики секреты мастерства. Сафьяновыми сапогами издавна называли узорчатые сапоги из очень мягкой кожи, которые могли себе позволить князья да богатые люди, как этот вот красавец с картины Оскара Фрейвирта-Лютцов "Милый гость" 1888 года, которая хранится в нашем Эрмитаже.


В обычаях ношения кожаной обуви были еще "кауши". Хотя они и переводятся как "калоши", на самом деле это башмачки из толстой кожи, которые одевались на тонкие кожаные ичиги. Такая обувь была распространена в мусульманском мире и можно рассмотреть это на иранской миниатюре из собрания музея Метрополитэн. Красавец Аббас даже скинул изящно одну "галошку".


На обложке этого альбома иранская миниатюра 15 веке. Обувь нарисована с конструктивно-декоративными швами.


Существует предположение, что слово «читек» («ичиги»)является укороченным производным от «чигелгән итек» – «вышитые сапоги». Этимолог Рифкат Ахметьянов считает, что в пользу данного мнения говорит и современный русский вариант «ичиги» (ичетыги), произошедший от «эчке итек»– сапоги, на которые надевается внешняя обувь.

Загнутые носы у обуви потому, что считалось неприличным ковырять носком обуви землю.


Долго ли коротко, полюбились узорные сапоги и русским князьям. Узорные татарские сафьянные сапоги стали полноправной частью русского костюма. Татары, выходцы из Золотой Орды и позднейших ханств обосновались поближе к заказчику в Москве уже в 14 веке, сформировав целое поселение - Кожевническую слободу. Население слободы занималось выделкой кож, шитьем обуви. По свидетельству современника, в Москве, где торговля была организована "рядами", в лавках на одной улице "можно было купить разные пряности. на седьмой узорчатые , шитые шелками сапоги и башмаки".

Как-то я сидела, отдыхая в Третьяковке напротив картины Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею". И думала:" Откуда у пастушка узорные княжеские сапоги ?"


Сапожки, как часть национального костюма на Вере Комиссаржевской в спектакле "Дикарка" по пьесе Островского. Шились они для нее по спецзаказу и в 1899 году вышла в них на сцену Александринского театра в Петербурге. Сапожки хранятся в театральном музее имени Бахрушина.



В 1920 году татарские сапоги покорили Париж на промышленной выставке. Они даже получили там золотую медаль. Немудрено, ведь звезды дягилевского балета уже подготовили моду на русский костюм. А Леон Бакст сделал имитацию сапожек для балетного костюма Ивана Царевича в 1910 году.


Сапожки носила мать поэта Максимилиана Волошина, они хранятся в его доме-музее.
Балерина Айседора Дункан оценила красоту и удобство ичигов. На борту лайнера по пути в Америку в начале 20х она с удовольствием позирует фотографам для прессы. С аксессуарами в виде русских сапожек и русского мужа.



В 1976 году Ив Сен-Лоран делает "русскую коллекцию", в которой частью костюмов становятся сапоги "казачок", тогда вошедшие активно в моду.
Зайцев в своих русских коллекциях использует расписные сапожки. Если бы оба они имели возможность заказать ичиги, коллекции вышли бы еще интереснее.


Промысел начал понемногу возрождаться в 60 х годах. Сейчас в Казани можно купить и сапоги , и башмаки и домашние тапочки. Дорого ? Но это сложная техника изготовления, которую не каждый оценит с ходу по трудозатратам

Рассказывали, что нынешние мастера пользовались книгой Фукса, про которого я уже рассказывала, в которой он с немецкой дотошностью описал технологию изготовления ичигов.А она не проста. Забавно, но в путеводителе "желтой серии" по Казани автор описывает татарские сапоги, как сапоги с аппликациями из кожи. Если бы это было так, ичиги не стоили бы таких денег и не ценились бы так.
По технологии изготовления у вас должна быть цветная кожа хорошей выделки и много всяких приспособ вплоть до станка, на котором вручную стачиваются детали сапога.

Детали сапожка из музея Татарстана


Кожа вырезается острым ножом достаточно точно, так-как детали должны совпадать друг с другом практически идеально.


Затем детали скалываются и закрепляются на станке, и начинается кропотливая работа по сборке. Когда -то ее осуществляли конским волосом и цветным шелком. Кожа подхватывается с каждой стороны по миллиметру-полтора, но этого еще мало.


Особенностью узорных сапожек является "казанский шов" - декоративная полоска из шелковых ниток, которая окаймляет детали. В момент сборки мастер имеет две шпульки, на одной прочная нить, "тачная",которой он собирает детали, на другой - красивый яркий шелк. Этот шелк накручивается на иголку аналогично вышивке "рококо", таким образом между деталями получается красивый шов из фактурных "жучков". Но и этого мало, шов иногда выполняется "в рябиновку", цвета с двух шпулек чередуются, создавая "рябую" линию.

Панно из музея Татарстана


Кожаная подушка из Художественного музея Казани


Перед мастером стоит задача колористическая - собрать красивую цветовую композицию, в которой участвуют и цвета кожи и цвета контуров. И функциональная- сделать обувь по ноге, всю эту мозаику посадить на объемную колодку. И не забудьте, что сапоги - вещь парная, второй сапог у вас должен получиться совершенно идентичным.


Говорят, что узоры на сапогах не повторяются. Их , действительно, много. И есть узоры-символы. Например - "оленьи рога". Или "тюльпаны", которые означали сына-наследника.
В музее Татарстана хранятся старинные сапожки.

Читайте также: