Как склепать кожу с кожей

Обновлено: 26.04.2024

Техника соединения кожи и подкожной жировой клетчатки ( подкожки ). Зашивание кожи и подкожной клетчатки.

Соединение кожи и подкожной жировой клетчатки производится при помощи узловых швов с использованием нерассасывающегося шовного материала и слабо изогнутой режущей иглы. Шов должен обеспечить соединение краев раны без образования «мертвого» пространства (остаточная полость в тканях), где может скапливаться тканевая жидкость. Это достигается точным сопоставлением слоев раны (подкожной жировой клетчатки и кожи) и прошиванием на всю ее глубину (рис. 2.26).

Более точное сопоставление слоев раны достигается двухм-ментным прошиванием, при котором вкалывание иглы с одного края раны и выкалывание с другого производятся в два приема.

Сначала край раны кожи захватывают пинцетом, делают вкол перпендикулярно коже на расстоянии 1—1,5 см от края, насаживая пинцетом ткань на иглу, и одновременно супинирующим движением кисти проводят иглу через кожу и подкожную клетчатку, погрузив максимально (до места фиксации в иглодержателе) через всю толщу кожи. При правильном выполнении манипуляции игла проходит сквозь ткани без больших усилий. Затем подхватывают иглу пинцетом (не пальцами!) у места ее выхода из подкожной клетчатки, иглодержатель перемещают в сторону острия иглы и фиксируют иглу губками уже с другой стороны прошиваемой ткани (как можно дальше от острия), при этом рука с иглодержателем поворачивается так, чтобы I палец располагался внизу. Иглу с нитью вытягивают из сшиваемой ткани. При этом игла совершает движение внутри ткани по кривой, не подрезая ее острыми краями замка. Придерживая иглу пинцетом, ее фиксируют губками иглодержателя так же, как в исходной позиции. Иглу подводят острием к точке прокола противоположного края подкожной клетчатки и кожи и повторяют супинирующее движение кисти. Затем, зафиксировав край кожи пинцетом, захватывают иглу у кожи так же, как при первом этапе (I палец направлен вниз), и коротким резким движением выводят иглу из тканей, оставив в них лигатуру. Ассистент придерживает длинный конец лигатуры, а хирург тянет иглодержатель с иглой на себя до выхода короткого конца нити из иглы.

Техника соединения кожи и подкожной жировой клетчатки ( подкожки ).

Рис. 2.26. Правильное (а) и неправильное (б) наложение швов на кожу.

При значительной толщине подкожной клетчатки сначала накладывают швы на глубокий слой клетчатки (кетгут или тонкий капрон), а затем шелковые — на кожу. Узловые швы накладывают на расстоянии 1,5 см друг от друга и затягивают до соприкосновения кожных краев, не сдавливая тканей. При завязывании узла ассистент сопоставляет (адаптирует) края раны при помощи двух хирургических пинцетов так, чтобы края раны при завязывании узлов, были слегка вывернуты над поверхностью кожи (рис. 2.27). Узел шва следует размещать сбоку от линии раны.

Прошивание обоих краев раны в один прием рекомендуется тогда, когда рана поверхностная.

Правый (или противоположный) край кожной раны фиксируют хирургическим пинцетом, приподнимая кожу навстречу игле. Острие иглы ставят перпендикулярно прокалываемой поверхности на расстоянии 0,5—1,0 см от края раны (в зависимости от толщины и тургора кожи) и продвигают ее в косом направлении вращательным движением кисти через кожу, подкожную клетчатку и поверхностную фасцию, постепенно переводя кисть из положения пронации в положение супинации.

Зашивание кожи и подкожной клетчатки.

Рис. 2.27. Сопоставление краев кожной.

На этой же глубине проводят иглу строго симметрично через те же слои противоположной стенки раны, фиксируя пинцетом попеременно кожу и иглу. Хирургические пинцеты травмируют кожу, поэтому не следует сильно сдавливать их бранши. Иглодержатель перемещают к острию иглы с другого края раны, захватывают иглу в месте ее выхода из кожи и выводят из тканей. Придерживая длинный конец нити, тянут иглодержатель с иглой на себя и освобождают нить из иглы.

Расстояние между узлами составляет 0,5—1,0 см, в зависимости от толщины кожи и подкожной клетчатки (чем они толще, тем больше расстояние).

Узлы располагают сбоку от раны, чтобы не нарушать адаптацию ее краев и избежать давления узла на рубцовую ткань.

Если хирург работает один, то после наложения и завязывания всех швов он с помощью двух хирургических пинцетов устраняет дефекты сопоставления краев раны («запахивание» краев друг на друга, подворачивание краев в виде валика).

Нити обычно обрезают после наложения всех швов. Длина оставшихся концов нитей после их отсечения должна составлять 0,8—1,0 см для удобства последующего снятия швов.

При правильном выполнении узловых швов края раны соприкасаются «слой в слой», не стянуты узлами, не подвернуты внутрь, не «запахнуты» друг на друга, как полы одежды.

Устанавливаем металлическую фурнитуру на кожу: основные инструменты

Установка фурнитуры на кожаные изделия – ответственный процесс. Как правило, в месте установки кожа прокалывается или на ней остаются заметные следы. Такие дефекты устранить практически невозможно. Поэтому ошибка или нарушение технологии может привести к порче изделия. Чтобы правильно установить металлическую фурнитуру на кожу, необходимо:

1. точно рассчитать и наметить места ее установки;
2. использовать профессиональное оборудование для производства кожгалантереи;
3. знать и соблюдать технологию установки.

Установка фурниитуры для кожи требует специальных инструментов

Наша статья будет посвящена инструментам, которые потребуются для установки металлической фурнитуры.

рис. 1 Установка фурнитуры для кожи требует специальных инструментов

Основные разновидности инструментов

Разметчики

Существует несколько типов таких инструментов для выполнения разного рода задач, используют их на сухой коже для образования пометок, которые понадобятся в дальнейшем при установке фурнитуры. Их можно применять вместе с металлической линейкой для того, чтобы быть уверенным в том, что линия ровная, но в целом конструкция позволяет точно и чётко проводить линию без отклонений.

Параллельный разметчик очень удобен в изготовлении кожгалантереи: объёмная ручка держится в руке, и одна сторона ведётся по краю, а вторая проводит параллельную линию на коже. Расстояние между этими линиями регулируется подкручиванием специального винта, который удерживает круги.

Игольчатый разметчик имеет в своём составе ручку и ролик-кольцо с колючими элементами, расположенными с определённым шагом (например, 4 мм). В местах полученных отметок потом шилом, дыроколом или пробойником пробивают отверстия.

Универсальный торцбил-канавкорез – инструмент для широкого круга задач. В комплекте с ним часто идут сменные головки для торцбила, головка-канавкорез и разметчик с функцией регулировки расстояния от края.

Также для разметки используется циркуль со специфичной конструкцией специально для кожаных материалов.

Канавкорез и игольчатый разметчик в действии:

Прессы для установки фурнитуры

Пресс – это оборудование для кожгалантереи, которое позволяет осуществлять высечку различных элементов, вырубку деталей или отверстий и декоративное тиснение. Их используют для установки фурнитуры – люверсов и т.д. На нижнюю часть укладывается кожа, и простые операции с прессом позволяют получить нужные отверстия. Предварительно подбираются насадки нужных форм и размеров.

Существуют винтовые настольные прессы в разных модификациях (например, со сменной площадкой по высоте) и пневматические настольные.

Инструменты для установки заклепок и кнопок

Для этой цели понадобится набор из инструментов — с ними кнопки и заклёпки разного диаметра можно установить на обувь, сумки, ремни и прочие изделия. Такой набор подойдёт и для ремонтной мастерской, и для домашней работы. В него входят такие инструменты:

1. зубила для расклепывания кнопок разных размеров;
2. инструменты для заклепывания нижней части копки;
3. пробоины для создания мелких отверстий – они изготавливаются из твёрдой закаленной стали и имеют с одной стороны заточенное отверстие, а с другой – выход для вырезанных кусков материала;
4. двухсторонний «пятачок», на который с одной стороны ставится верхняя кнопка и расклёпывается, а с обратной стороны на выпуклую поверхность укладывают для расклепывания нижнюю часть кнопки.

Инструмент для установки заклепок и кнопок


рис. 2 Инструмент для установки заклепок и кнопок

Инструменты для установки блочек и люверсов

Все эти инструменты можно поделить на три группы.

1. Ручные можно использовать дома. Они состоят из пробойника, пуансона (чекана) и матрицы. Вначале в материале делается отверстие, а затем люверс вставляют в него, надевают шайбу и с помощью пресса или пуансона развальцовывают.

2. Автоматические устройства приобретают для массового производства. Здесь втулки и шайбы загружаются в специальный котейнер, и оператору остаётся только направлять основу.

3. Полуавтоматический – самый распространённый вариант, где блочки и шайбы ставятся в пресс вручную, а отверстия в основе пробиваются кромкой блочки.

Установка люверсов происходит так:

Инструмент для установки блочек и люверсов

Выбирая фурнитуру, нужно учитывать все её параметры, чтобы подобрать подходящую, то есть:
1) с достаточно острой кромкой, если это полуавтоматический монтаж;
2) соответствующей высоты – она может составлять всего и 10, и 80% материала, но лучше и надёжнее, если до развальцовки 1-2 мм ножки будет выступать над шайбой;
3) правильного диаметра, который подходит для вашего инструмента, так как на люверсы нет жёстких стандартов.

рис. 3 Инструмент для установки блочек и люверсов

Инструменты для установки уголков

Для установки металлических уголков используют разные инструменты. Например, ручные прессы позволяют работать с широким ассортиментом деталей, среди которых есть и отверстия, и уголки. Для экономии сил мастера можно использовать пневматические прессы.

Другие инструменты

Кроме перечисленного, для профессиональной работы понадобятся инструменты с набором пробойников, отдельно ручки для пробойников и насадок, насадки для прессов. С их помощью устанавливается разная металлофурнитура для кожгалантереи: блочки, хольнитены, кнопки – для каждого вида требуется своя насадка.

Набор строчных пробойников

Канавки в коже делаются с помощью различных резцов, отверстия – при помощи шил, дыроколов и т.д. Ещё широко используется строчный пробойник для пробивания отверстий под шов в коже – его параметрами является форма зуба (ромбовидная) и шаг, то есть расстояние между зубьями. Такие приспособления могут пробивать отверстия под шов в коже до 2-3, 5 или 6 мм и больше, в зависимости от модели.

рис. 4 Набор строчных пробойников

Процедура установки состоит из двух этапов, на каждом из которых нужны отдельные инструменты.

1. Вначале пробойником создают техническое отверстие с диаметром, соответствующим ножке заклёпки.

2. Далее под силой пресса происходит сама установка, то есть ножка фиксируется внутри шляпки.

Для каждого действия предназначаются специальные инструменты, с которыми процесс становится эффективным и высокотехнологичным. Точные отверстия нужного размера, надёжная фиксация фурнитуры – всё это позволяет получить изделие высокого качества.

Как шить и кроить кожу, фото № 1

Как шить и кроить кожу
Для того чтобы шить натуральную кожу требуются специальные инструменты для работы с кожей. Технология пошива кожи на швейной машинке отличается от пошива тканей. Для кожи используются специальные швейные иголки и лапка. Швы кожаных изделий проклеиваются.
Многим кто увлекается пошивом, очень часто приходиться работать с кожей. Сумки ручной работы, украшения и различные поделки и даже картины из кожи выглядят очень оригинально и стильно. Существует множество книг по обучению технике пошива изделий из кожи, уроков и мастер классов - мы же предлагаем лишь несколько основных рекомендаций по работе с кожей.

Для каждого изделия необходимо подбирать кожу.
Для каждого изделия необходимо подобрать определенный сорт кожи. Например, для бижутерии подойдет кожа для пошива перчаток. Она мягкая, эластичная и способна передать самый тонкий нюанс мелких изделий. Сумки лучше шить из более жесткой кожи, а если для пошива сумки используется кожа мягкой выделки, то обязательно необходимо использовать дублирующие прокладки из плотного материала. Если вы собираетесь сшить жилетку из меха с кожаными вставками и отделочными элементами, то подбирайте не тонкую, плотную и мягкую кожу. Жесткая грубая кожа будет "топорщиться", а слишком тонкая может рваться в местах соединения.
Толщина кожи зависит от вида сырья использованного для производства кожи и технологии выделки кожи.

Шить кожу на машинке нужно одной строчкой.
Работа с кожей достаточно сложное занятие, с множеством технологических особенностей, инструментов и приспособлений, знать и использовать которые необходимо. Например, при выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается больше, чем в продольном, поэтому кроить их нужно в одном направлении.
Скалывать кожу булавками нельзя, или сметывать не рекомендуется. От проколов иголки могут оставаться следы. Мягкую кожу на машине шьют обычной иглой №80 или №90. Для пошива более толстой и грубой кожи используется специальная швейная иголка имеющая форму вместо острия четырехгранное лезвие. Ширина строчки на швейной машинке устанавливается почти максимальная, поскольку кожа легко прорубается и при частых проколах она может иголкой разрываться.

Шить кожу может не каждая машинка.
Чтобы вставить молнию в кожаной куртке, обязательно необходимо иметь швейную машину способную шить кожу, иначе можно сломать не только иголку, но и саму машину. Прочитайте обязательно инструкцию и если там не указано, что на ней можно шить кожу, то даже не пытайтесь. Но отчаивается не стоит, вспомните про свою бабушку. У нее наверняка есть старенькая швейная машинка типа Подольская или Зингер с ножным или ручным приводом. Вот эта машина точно не сломается, и будет уверенно шить кожу, по крайней мере, ее будет не жалко. Конечно, замена молнии будет произведена не особо качественно, можно сказать кустарным способом, но если сильно постараться, то вполне даже прилично будет выглядеть новая молния в куртке.

Кроить кожу нужно специальным сапожным ножом.
Кроить кожу можно портновскими ножницами, но все же лучше кожу резать специальным сапожным ножом, подложив под кожу пластик или деревянную доску. Если машина плохо шьет кожу, не продвигает ее, или продвигает, но "садит", можно использовать тонкую бумагу, уложенную поверх кожи, которую после выполнения шва удаляют. Некоторые портные, чтобы увеличить скольжение кожи под лапкой, смазывают этот участок мыльным раствором.

Как шить и кроить кожу, фото № 3

Технология пошива кожи. Лапка для кожи.
Очень удобно, вместо газеты и мыла, использовать специальную лапку для кожи с роликами или колесиками. Отличное приспособление для пошива такого сложного материала. Валик снимает сопротивление поверхности подошвы швейной лапки, при этом, не ослабляя ее давления на материал, и вам не надо подкладывать газетку под лапку.
Нитки нужно брать прочные и эластичные, капроновые нитки для шитья не подходят.
При шитье замши нужно учитывать направление ворса.
Кожу утюжат с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую тряпку.
Чтобы верхняя деталь не вытягивалась относительно другой, приобретите специальную лапку для кожи или с тефлоновым покрытием подошвы.
Концы швов необходимо надежно фиксировать несколькими узлами, связывая их вручную. Закрепки на машинке делать при пошиве кожи не следует, поэтому машинные строчки на кожаных изделиях имеют обыкновение распускаться.

Как шить и кроить кожу, фото № 4

Работа с кожей невозможна без клея.
Работа с кожей невозможна без клея. Клей наносится кисточкой на очищенную и обезжиренную поверхность. Очень эффективны универсальные клеи типа ПВА и "Момент", а также резиновый клей. Повторите процедуру с нанесением клея несколько раз в целях тщательной пропитки кожи. При этом позаботьтесь заранее о том, чтобы клей не был слишком жидким, иначе кожа промокнет. Отложите обработанные клеем детали в сторону до того момента, пока клеящий состав не подсохнет до "отлипа". Спустя какое-то время склейте между собой детали. При помощи ватного тампона или ветоши немедленно удалите излишки клеевого раствора, чтобы он не испортил лицевую поверхность кожи. Положите склеенные детали под пресс или слегка постучите по ним молотком.
Вместо клея можно использовать специальные клюющиеся с двух сторон ленты. С ними очень удобно работать, особенно когда вы вставляете молнию в кожаной куртке, но иногда они "намертво" приклеивают части кожи и рассоединить, в случае ошибки, без "последствий" не удается.

Пуговицы пришиваются к коже с подпуговицей снизу.
Любая ручная работа из кожи должна быть украшена фурнитурой. Крупные металлические заклепки и кнопки, пуговицы, блочки, замки очень украшают изделия из кожи.
Пуговицы пришиваются к коже только при наличии с изнаночной стороны подпуговиц. Под пробивными кнопками кожу укрепляют либо кусочками того же материала, либо флизелином. Установка кнопок требует специального инструмента. Можно обойтись самодельными приспособлениями, но такой способ установки дает много брака, приобретайте больше кнопок, чем требуется.

Уход за кожаной одеждой.
После окончания работы с кожей, внешний вид изделия можно освежить. Удалить линии разметки можно водой с мылом и нашатырным спиртом, протерев затем тряпочкой, смоченной вазелином или глицерином.
Сильно загрязненные участки на коже можно отмыть теплым некипяченым молоком, протереть взбитым белком или половинкой луковицы.
Белую кожу чистят смесью молока с взбитым яичным белком.
Лакированную кожу следует протирать тряпочкой, смоченной глицерином, или чистить тампоном, смоченным в молоке.
Замшу можно чистить опилками, пропитанными бензином (остатки опилок счищают щеткой), или резинкой для чернил, а также мелкозернистой абразивной шкуркой. Пятна от бытового жира удаляются бензином или тальком и раствором щавелевой кислоты.

Покраска кожаной одежды.
Технология покраски кожи очень проста в употреблении. Краску для кожи в аэрозольной упаковке распыляют, держа баллончик на расстоянии около 20 см от кожи и быстро передвигая его вдоль окрашиваемой поверхности. После десятиминутного перерыва наносится следующий слой краски. Эта операция продолжается до тех пор, пока поверхность кожи не приобретет ровной и прочной окраски. Однако следует учесть, что такой способ покраски кожи предназначен только для "освежения" ее поверхности. Использовать его для "кардинального" перекрашивания кожи не рекомендуется.

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Член Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей МТПП.

Русская Академия Ремесел совместно и ART4YOU - совместное обучение

Русская Академия Ремесел совместно и ART4YOU - совместное обучение

Повышение разряда для печников

Повышение разряда для печников

Фестиваль керамики: от образа к реальности

Обработка кожи для начинающих: что нужно знать

Обработка кожи для начинающих: что нужно знать

Еще с допотопных времен человек использовал кожу (шкуры) животных для создания одежды. Сначала просто грубые обмотки, лишь бы прикрыть тело от непогоды, да грубые мешки для переноса скарба, меха для воды или вина и.т.д. В дальнейшем же, с развитием технологий, индустриализацией и с появлением такого понятия, как «мода», изделия из кожи стали приобретать не только сугубо функциональный вид и назначение, но и обрастать декоративными элементами, приобретая статус эксклюзивности. В XXI веке изделия из кожи сочетают в себе престиж, функциональность, а также долговечность (при должном обращении и уходе).
Алексей Муравьев, преподаватель курса "Кожевенное дело" в Русской Академии Ремёсел рассказал про базовые понятия этого ремесла и составил список необходимых материалов для начинающих.

Виды и способы обработки кожи

Важно знать и понимать различия между видами кож и методами обработки. Это напрямую отразится внешнем виде изделия и его качестве.

Есть два способа дубления:

• Минеральный (химический)
• Органический (растительный или жировой)

Самый распространенный вид минерального дубления — хромовое.
Такой вид дубления делает шкуру очень пластичной, эластичной, хорошо поддается большинству видов обработки. Именно из нее делают большую часть одежды и аксессуаров. Чаще всего хромовую кожу продают уже окрашенной.
Есть ещё кожа растительного дубления достаточно толстая и прочная, но при этом эластичная. Она хорошо сохраняет форму при оттисках и штамповке, поэтому считается самым подходящим материалом для тиснения и гравировки. Эту кожу часто используют неокрашенной. Естественный цвет у нее колеблется от молочно-белого до бежевого. Со временем кожа растительного дубления приобретает неповторимую патину.
Путем жирового дубления получают замшу - мягкую, пластичную, с бархатистой поверхностью.

Классификация и назначение кож

Разные участки одной и той же шкуры неоднородны. Они отличаются по структуре и свойствам, ценятся неодинаково и применяются для разных целей.

  • Вороток — участок кожи с шейной части шкуры;
  • Чепрак — самая ценная часть шкуры, обладающая высокой прочностью. Находится в спинной и хребтовой частях;
  • Пола — боковая и брюшная часть шкуры, обладает более пористой и рыхлой структурой;
  • Огузок — часть около хвоста.
  • Стороны шкуры обозначают специальными терминами
  • Мерея — лицевая сторона кожи (с естественным рисунком)
  • Бахтарма — изнаночная сторона с ворсистой поверхностью.

курс кожевенное дело


Пожив кожи, фиксированной в ременном шорнике

Основные виды обработанных кож

Одежная и галантерейная кожа, как правило, разной окраски, фактуры, толщины и пластичности, мягкая, легко драпирующаяся, с различными декоративными эффектами.

  • Замша имеет бархатистую поверхность с обеих сторон. Получают ее чаще всего из оленьей и овечьей кожи.
  • Нубук по виду напоминает замшу, но прочнее и толще, с менее ворсистой поверхностью. Нубук изготавливают из шкур КРС.
  • Велюр — мягкая, тонкая кожа с отшлифованной бархатистой поверхностью, похожая на замшу. Широко применяется при пошиве одежды, в кожаной флористике, из нее делают аксессуары.
  • Спилок — бархатистый с замшевой поверхностью материал, получающийся путем распиловки пласта кожи на более тонкие. Верхний слой называют лицевым спилком, он наиболее прочный по сравнению с другими слоями. Спилок сам по себе - менее прочный и более рыхлый материал по сравнению с другими видами кож.

Инструменты для обработки кожи

Основные инструменты для обучения кожевенному делу

  • коврик-мат для раскроя — полимерное полотно метр на метр, с самовосстанавливающейся от порезов поверхностью и уже нанесенной разметкой;
  • ножи для резки и шерфовки. Подойдет и канцелярский нож, а основной параметр для всех используемых клинков — острота;
  • металлическая линейка от 30 см до 1м;
  • маркер для кожи похож на стержень от гелевой ручки с серебристыми чернилами;
  • шило — им удобно делать проколы, подправлять оплетку, намечать линии. Форм и размеров этого изделия бывает множество, но для начала подойдет хорошо заострённый штырь в 5-7см длиной с удобной рукоятью;
  • ножницы для кожи — большие ножницы с дугообразными ручками предназначенные специально для кожи;
  • вощеная нить и иглы для работы с кожей — при работе с толстой кожей в основном применяют плоскую вощеную нить. Она легко прошивает слои, не путается, прочная и долговечная. Иглы же могут быть как с острыми гранями, так и с закругленным кончиком. Специальная игла для оплетки края имеет один расщепленный кончик с зубцами, в который вставляется лента или шнур и зажимается.

Специализированные инструменты для отдельных техник обработки кожи

  • пробойники строчные вилочные — бывают с различным кол-вом зубцов и шагом между ними, так же различаются не только кол-вом зубцов, но и их сечением (прямое, ромбовидное);
  • пробойники фигурные — для декоративной отделки и перфорации;
  • пробойники круглые одиночные различного диаметра — нужны для пробивки одиночных отверстий в труднодоступных местах или там, где необходимо проложить строчку отверстий по кривой. Пробой кожи осуществляется строго под прямым углом, ударом киянки по самому пробойнику;
  • поворотный нож — инструмент для карвигна (резьбы по коже) специальная подвижная ручка позволяет плавно менять направление прорезаемых линий;
  • штампы для тиснения имеют разнообразные формы, отличаются друг от друга рисунком оставляемого оттиска. Работают ими так же, как и пробойниками (строго прямой угол и точно рассчитанный удар);
  • кардина — приспособление с разнообразными наконечниками: от заостренных до более гладких, обтекаемых форм. С его помощью можно переносить рисунок с кальки на кожу растительного дубления, так же ими пользуются для более тонкой проработки рисунка при тиснении;
  • киянка — (могут быть изготовлены из различных материалов, как-то: резина, дерево, нейлоновый пластик, капролон или даже несколько слоев кожи) нужны для работы со штампами и пробойниками;
  • молоток — требуется в некоторых операциях вместо киянки, например, при простукивании склеиваемых поверхностей или креплении кожи на форме при формовке;
  • стамески прямые и фигурные (торцеватели) нужны для выполнения различных прорезей, срезания углов;
  • зажимы и струбцины — для лучшей фиксации изделий при некоторых операциях, как например при формовке;
  • наждачная бумага различной зернистости — для шлифовки и полировки;
  • циркуль, либо параллельный разметчик — позволяют наносить разметочные линии вдоль края, соблюдая одинаковое расстояние без линейки;
  • торцебил или кромкорез — им срезают фаску или кромку кожи;
  • сликер нужен для полировки уреза;
  • фальцбейн — предназначен для обработки (сглаживания) поверхностей, например, уреза и бахтармы. Очень помогает при поклейке, особенно в труднодоступных местах;
  • ремнерез (он же страпкуттер) служит для нарезки кожи на полосы;
  • шорник (он же шорный пони) абсолютно незаменимое приспособление, сильно упрощающее и ускоряющее рабочий процесс тем, что освобождает вам руки при прошивке;
  • биговщик (он же клизер) — удобен тем, что позволяет делать одним движением две операции: наносить на край бороздку и скруглять урез;
  • паяльник — пригодится для пирографии и кожаной флористики;
  • пресс для установки фурнитуры со сменными насадками служит для установки фурнитуры, а также для ускорения процесса пробивки отверстий в изделии.

Вспомогательные материалы для обработки кожи

  • Полиуретановый десмокол в основном применяется при пошиве и ремонте обуви;
  • “Момент Кристалл” и “ПВА” в основном используются при создании аксессуаров. Хорошо склеивают кожу, сохраняют прозрачность при высыхании;
  • Резиновый клей используется для временной склейки деталей. Сохраняет эластичность при высыхании;
  • Двусторонняя клейкая лента пригодится для временной фиксации деталей перед прошивкой, незаменима при установке молний;
  • Краски и пасты для кожи окрашивают и тонируют кожу на разных этапах обработки;
  • Средства для обработки уреза придают ему жесткость, гладкость и однородность поверхности;
  • Апперетуры, финиши, масла, воски применяются на заключительных этапах обработки для закрытия пор кожи, защиты поверхности от влаги и придания глянцевого, матового и какого-либо другого декоративного эффекта.

Алексей Муравьев, преподаватель курса «Кожевенное дело» Русской Академии Ремёсел.

Читайте также: