Как сдирали кожу с продажных судей

Обновлено: 28.04.2024

«Суд Камбиса», или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида, закончена в 1498 году[2]. Картина, написанная для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге, была призвана напоминать о необходимости судить справедливо.

«Суд Камбиса», или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида, закончена в 1498 году[2]. Картина, написанная для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге, была призвана напоминать о необходимости судить справедливо.

Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана — Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьёй вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит.

Геродот . История. Книга 5, глава 25.

Случай, описанный в «Истории» Геродота, демонстрирует пусть и жесткие, но, полагаем, весьма действенные меры по предотвращению возникновения ситуаций подкупа судей: какой судья, ставший свидетелем ужасных мук «брата по оружию», станет подвергать себя опасности?

Такие истории пугают, заставляют задуматься нерадивых «служителей» Фемиды. Но кого-то подобные ситуации вдохновляют на создание шедевров. Одним из таких шедевров стал диптих нидерландского художника Герарда Давида, написанный в 1498 году. Картина-диптих красочно, хоть и без слов, пересказывает историю продажного судьи Сисамна: на левой её половине изображён арест судьи, на правой — сдирание палачом кожи с всё ещё живого судьи.

Жуткое зрелище. Но, возможно, размещение диптиха в зданиях судов окажет большее влияние на сотрудников судебного института, чем традиционная Фемида. Но это всё лирика. Что же на деле?

ПРИЗНАКИ ЗАКАЗНОГО СУДА

Можно выделить признаки «заказного» суда:

1. Дело рассматривается в экстремально краткие сроки;

2. В ходе рассмотрения дела имеют место процессуальные нарушения;

3. Некоторые из участников процесса не извещены;

4. Вынесенное решение противоречит другому решению, которое было вынесено ранее, из-за чего возникает конфликт исполнительных листов;

5. Нарушены правила подсудности;

6. Дело без какой-либо мотивировки «кочует» от одного судьи к другому.

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Если обращаться к истории, то условно виды наказаний, налагаемых на судей, можно разделить на следующие категории:

  • Лишение доброго имени, ограничение прав, взыскания;
  • Увечья;
  • Казнь.

Если говорить о первой категории наказаний, то будет не лишним упомянуть Законы царя Хаммурапи , согласно которым судья, внезапно изменивший своё решение, должен был уплатить исковую сумму, которая фигурирует в конкретном процессе, в двенадцатикратном размере. Также человека лишали возможности занимать должность судьи.

Законы Ману предусматривали для взяточничество штраф или изгнание, а по законам Драконта судья и вся его семья лишались гражданской чести.

Физические увечья предполагались законами Древнего Египта . Применялись увечья по отношению к мздоимцам — взяточникам. Тех, кто был пойман на взятке, отправляли на каторгу и отрезали нос. За подделку документов и вовсе отсекали руку.

Смертная казнь — самое жестокое, а местами и более изощрённое, чем увечья, наказание, применяемое к недобросовестным судьям. Впервые термин «коррупция» был закреплён в Законах XII таблиц — первом зафиксированном источнике права Древнего Рима. Именно в этом государстве уровень коррупции дорос до такого уровня, что уже никого не удивлял. И именно здесь за взяточничество предполагалась смертная казнь. Формы казни могли быть разнообразными: четвертование, повешение, утопление и так далее. На Руси , например, за такое преступление сжигали заживо, а в Китае Император отдавал предпочтение погружению и дальнейшему варению коррупционеров в кипящем масле.

Сейчас подобные меры в большинстве цивилизованных стран не применяются, а коррупция продолжает паразитировать на теле судебного сообщества. Недоверие граждан растёт с каждым неправомерно принятым решением, с каждой новостью об очередном коррупционере. Безусловно, это отрицательным образом сказывается на имидже как судейского сообщества, так и Государства в целом. Конечно, вопрос о возвращении упомянутых варварских методов наказания даже не поднимается, но, безусловно, судебная система нуждается в модернизации, которая позволит отстранить от дел продажных судей и оставить лишь настоящих профессионалов своего поистине важного дела.

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь — несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то — это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

sdiranie_kozhi

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см — левая часть и 202 х 178,2 см — правая часть. На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

«Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын — юноша Отан, будущий преемник.

Хотя описываются античные события, персонажи одеты в соответствии с современной художнику модой, над креслом видна дата «1498», а действие происходит под гербами Филиппа Красивого и его супруги Хуаны Арагонской.

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна. Слева от кресла нового судьи, над дверью висят гербы Фландрии и Брюгге.

Во времена, когда картина была написана, с судей кожу живьем уже не сдирали. Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и была призвана напоминать судьям об их долге.

Существует и другой перевод текста: «Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.» (Геродот, История. Книга 5, глава 25)

Эта картина стала популярной и в нашем 21 веке. Например, в августе 2012 году сторонники Юлии Тимошенко при рассмотрении ее дела в суде кассационной инстанции развернули перед судьей копию полотна «Сдирание кожи с продажного судьи».

В ноябре того же года у Замоскворецкого суда были задержаны активисты, которые принесли фотокопию картины судье Андрею Федину, вынесшему приговор в отношении фигуранта «Болотного дела» Максима Лузянина.

kartina_sud

Анализ судебной практики и обращений граждан дает ответ на причины устойчивого недоверия к судам со стороны граждан и на обстоятельства, способствующие распространенным нарушениям закона самими судьями.
Недоверие граждан к институтам государственной власти, и в частности к судебной системе, в конечном итоге негативно сказывается даже на патриотизме граждан, их моральном отношении к государству.


В Краснодарском крае фермеры Кореновского района разместили вдоль трассы М-4 «Дон» баннеры с репродукциями картины-диптиха Герарда Давида «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи». Местные власти потребовали объясниться.

Изобразительное искусство — в помощь фермерам

По чиновничьему запросу, согласно ст. 42 Земельного кодекса, собственники участков и и те, кто эти участки использует, должны это делать «в соответствии с целевым назначением и принадлежностью». «Учитывая изложенное, администрация муниципального образования Кореновский район просит Вас дать пояснение о цели размещения плаката на земельном участке сельскохозяйственного назначения», — говорится в запросе местных властей. Документ подписан и.о. главы Кореновсого района Манько и направлен на имя адвоката Нины Поповой.

«В самом запросе администрации нет ничего противозаконного — власти интересуются, как плакат соотносится с целевым использованием земель», — рассказал «МБХ медиа» адвокат Алексей Аванесян.

«Там идет долгая борьба. По мнению фермерского хозяйства, одни земляные риелторы, которые массово скупают землю в районе, заручились поддержкой местного суда. Суд странным образом вынес решения в пользу тех людей, которые пытаются у колхоза эту землю забрать. Судьи приняли это на свой счет, поэтому власти так быстро отреагировали», — объяснил адвокат.

Он рассказал, что раньше был плакат «судейскую мафию с полей». Тогда в отношении адвоката Нины Поповой было возбуждено административное производство, женщину и приговорили к исправительным работам, но потом заменили штрафом. «В прошлый раз Нину обвинили чуть ли не в том, что она организует митинг. Потом подавали в арбитраж, пытаясь назвать это рекламой, но проиграли», — добавил Аванесян.

Нина Попова была приговорена к исправительным работам за организацию пикета «Судейскую мафию с полей». Ее также пытались привлечь к ответственности за баннер на поле «Кореновский суд помогает предпринимателям».

«Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи»

судебные заседания. Она основана на отрывке из Истории Геродота:

Сисамн был одним из царских судей. За то, что он, подкупленный деньгами,

вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать с

него кожу.
Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть

ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде.
Камбис назначил судьей сына Сисамна, повелев ему помнить, на каком

кресле восседая, он судит.
Геродот, История. Книга 5, глава 25.

Правая панель картины - сдирание кожи.
Левая панель картины проджный судья Сисамн

Царь Камбис знал толк в борьбе с коррупцией⁠ ⁠

на волне хайпа про свадьбу судейской дочки

Царь Камбис знал толк в борьбе с коррупцией Суд Камбиса, Картина, Елена Хахалева, Борьба с коррупцией

«Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида, закончена в 1498 году

Сюжет картины относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в нидерландском искусстве того времени.

Сюжет основан на истории, описанной в Истории Геродота

25. Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана — Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Камбис назначил судьёй вместо Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит.

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота

Геродот Галикарнасский - «отец истории» .(484-425 г.г. до нашей эры)

Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

Но художник Давид Герард, живший в 15 веке, не ставил перед собой цель отразить ту далекую эпоху достоверно в том далеком времени. Он просто взял древний сюжет и перенес в современном ему мир. А именно, в 1498 год, о чем гласит надпись на стене. Да и действующих лиц он писал со своих современников в одеждах, соответствующих времени средних веков. И на дальнем плане в проемах видны торговые ряды Брюгге - средневековые постройки, сохранившиеся до нашего времени.

События, изображенные художником, происходят в двух временных срезах. Поэтому художник использовал популярную в те времена форму живописного полотна - диптих. Обе части которого явились последовательным описанием сюжета, где изображен персидский правитель Камбис и многочисленные свидетели ареста и экзекуции нерадивого судьи. Живописец мастерски решил композиционную задачу и последовательно "рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

 «Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

На заднем плане в левом верхнем углу автор изобразил крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами - это начало истории.

Ниже к центру видим сцену ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам правитель Камбис перечисляет взяточнику на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За спиной видим стражника, крепко держащего "вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.

 «Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

Справа на диптихе изображена непосредственно ужасная казнь, где видим, как палачи начали снимать с живого судьи кожу. А вокруг собрались свидетели во главе с Камбисом, дабы удостовериться, что казнь будет проведена должным образом. Поэтому страшно даже представить какие муки испытывал в тот момент осужденный.

И наконец, в правом верхнем углу в проходе галерей в судейском кресле, покрытом человечьей кожей, восседает Отан, отпрыск Сисамна. Слева над входом в здание суда висят гербы Фландрии и Брюгге, как напоминание новому судье о его присяге верой и правдой служить жителям города.

 «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни

Казнь через сдирание кожи.

Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Мозаика собора Святого Марка в Венеции.

Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.

Сдирание кожи с неверной жены в Персии в XVIII в. Гравюра. (Частная коллекция).

И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.

Сдирание кожи с христианина в древности. Ян Луйкен. XVII век. Частная коллекция.

Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Гравюра с картины Риберы. XVI век. (Частная коллекция).

В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время

 Украинский политик, принесший в зал заседания репродукцию полотна «Суд Камбиса»

В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

К слову, диптих "Суд Камбиса" на сегодняшний день находится в Бельгии в музее города Брюгге.

В средневековье были очень популярны ужасающие надгробные памятники - транзи , имеющие вид разложившихся трупов.

Читайте также: