Как сделать пергамент из кожи

Обновлено: 27.03.2024

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ


Пергамент - кожа, получившая свое название от наименования греческого города Пергам. Это недубленая кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служил основным материалом для письма.
Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно пергамен) (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергам) — материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.
С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

Пергамент – материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.

При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.

Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.

Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.

Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.

Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.

Пергаментный свиток

Пергаментный свиток

Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.

Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги – пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье. В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами.

В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.

Веленевый свиток

Веленевый свиток. Англия, 1638 г.

В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).

К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.

В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.

Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.

Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.

Старинный пергамент. Услышав эти слова, мы представляем толстенные фолианты, написанные на тонко выделанной овечьей, телячьей или козлиной коже. Впервые производство пергамента было налажено почти за два века до нашей эры в Малой Азии, в городе Пергаме, отсюда и название этого материала. Пергамент был дорог, и его использовали многократно, стирая и соскабливая следы прежних записей; если кусок пергамента сильно истирался, в него упаковывали что-нибудь ценное. Если сейчас и применяют настоящий пергамент как упаковочный материал, то только в музеях. Другое дело -- пергаментная бумага.

Пергаментная бумага растительного происхождения состоит из особым образом обработанной целлюлозы, она прочна, не пропускает влаги и жиров. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.

Чтобы изготовить такой "пергамент" в домашних условиях, потребуется непроклеенная (фильтровальная или плотная туалетная) бумага, серная кислота и эмалированная емкость. Сначала готовят разбавленную (1:1) серную кислоту. Для этого серную кислоту постепенно, небольшими порциями добавляют к равному объему воды (Внимание! Если вливать воду в кислоту, то из-за сильного разогрева смесь может закипеть и разбрызгаться; серная кислота -- едкое и опасное вещество!).

Раствор серной кислоты охлаждают в тазу со снегом или льдом и погружают в этот раствор на 10--50 секунд лист бумаги. Затем бумагу вынимают и промывают проточной водой, после чего 1--3 часа выдерживают бумагу в нашатырном спирте для нейтрализации остатков кислоты. После этого бумагу еще раз промывают водой. Потом выжимают из бумаги воду, прокатывая резиновым валиком или скалкой. Окончательно высушивают "пергамент" слабо нагретым утюгом на гладкой доске (сушка на воздухе делает бумагу морщинистой). Обработка бумаги серной кислотой, которая частично растворяет целлюлозу, делает бумагу прочной и непористой, похожей на полимерные пленки.

Пергаментную бумагу можно также получить, используя концентрированный водный раствор хлорида цинка. Листы непроклеенной бумаги опускают в этот раствор на 5--10 минут, а затем бумагу вынимают и тщательно промывают водой, прокатывают и высушивают. Из такой пергаментной бумаги раньше делали фибру -- материал для изготовления коробок и дешевых чемоданов.

Прозрачная и несгораемая бумага. Обычной проклеенной бумаге можно придать прозрачность, пропитав ее касторовым маслом, растворенным в этиловом спирте. После испарения спирта бумагу разглаживают слабо нагретым утюгом на гладкой доске. Такую бумагу можно использовать как кальку.

Несгораемую бумагу получают, пропитывая проклеенную бумагу насыщенным водным раствором алюмокалиевых квасцов и высушивая ее потом на воздухе. Эту операцию повторяют дважды.

Черные чернила известны с глубокой древности. На Руси переписчики рукописей использовали "чернять дубом с железинью" -- "железные" чернила, которые готовили из железного купороса, добавляя отвар чернильных орешков с дубовых листьев либо водную вытяжку коры дуба. Водные чернила для письма по бумаге постепенно выходят из употребления. Но иногда бывают нужны "чернила", чтобы сделать надпись на стекле, металле или ткани. Если нет под рукой специальных фломастеров для этой цели, вот несколько рецептов, которые позволяют сделать несмываемые надписи на этих материалах.

Чернила для стекла готовят, смешивая два раствора. Первый раствор содержит в 100 мл воды 1 г сульфида калия и 7 г фторида натрия, второй -- 3 г хлорида цинка и 13 мл концентрированной соляной кислоты в 100 мл воды. Смесь равных объемов этих растворов используют как чернила, нанося их на стекло пером или кисточкой. Через 30 минут надпись становится матовой.
Фторид натрия взаимодействует с соляной кислотой, выделяя фтороводород, который вытравляет диоксид кремния, содержащийся в стекле, с образованием летучего тетрафторида кремния. В результате на стекле появляются матовые надписи.

Чернила для металла. Писать на металле рекомендуют смесью 6 мл концентрированной азотной кислоты и 1 мл концентрированной соляной кислоты. Сначала место для надписи натирают мылом, затем покрывают слоем расплавленного воска. После того, как воск застынет, острым предметом наносят надпись, прорезая слой воска до металла, наносят кисточкой смесь двух кислот, а через 5 минут металл погружают в теплую воду и счищают размягченный воск. Кислоты вытравляют часть железа там, где оно не защищено воском, в результате на поверхности образуется рельефная надпись.

Нерельефную надпись синего цвета можно сделать на металле другим составом. Его готовят, растворяя 3,5 г буры в воде и добавляя при помешивании 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл 0,5%-го водного раствора красителя метиленового синего. После испарения спирта и воды на металле остается синяя надпись. Канифоль и бура служат для закрепления красителя.

По металлу с черной поверхностью можно писать белыми чернилами, которые готовят, растворяя 5 г гидроксида цинка в 10 мл нашатырного спирта либо 5 г оксида цинка в 10 мл концентрированного водного раствора гидроксида калия. После высушивания на металле остаются белые буквы, написанные соединениями цинка. Белые чернила представляют собой в первом случае раствор аммиачного комплекса цинка, а во втором -- раствор гидроксокомплекса цинка.

Чернила для ткани. Готовые анилиновые красители для ткани не очень прочны и редко выдерживают многократную стирку, а тем более кипячение белья. Прочные красно-фиолетовые чернила для метки белья готовят следующим образом: в колбе на водяной бане нагревают смесь 42,5 г анилина и 2,5 г бертолетовой соли с 13 мл дистиллированной воды до полного растворения. Затем добавляют 15 мл 25%-й соляной кислоты и продолжают нагревание жидкости, пока она не потемнеет. После этого приливают 10 мл раствора 3 г хлорида меди в 9 мл воды и еще 15 мл 25%-й соляной кислоты. Выдерживают полученный раствор на водяной бане до того момента, когда он приобретет красно-фиолетовую окраску. В процессе получения красителя "анилинового черного" при действии окислителя (бертолетовой соли) и катализатора реакции (соли меди) образуется гидрохлорид анилина и другие сложные соединения.

Надписи на ткань наносят полученными чернилами с помощью деревянной палочки. Для меток на ткани можно воспользоваться и черной тушью или раствором ляписа.

Помогите советом, где достать(как сделать) пергамент для фонаря.

Знает ли кто нибудь, каким образом можно обработать кожу (шкуру), чтобы она стала тонкой и просвечивалась.

"пергамент" покупается в магазинах для художников- архитекторов, называется "калька", видов она имеет множество, можно найти и бумагу которая дас нужный эфект.
в Москве есть в "Детском мире" на 4 этаже, если там нет, пишите в личку- дам ещЁ адреса.
впринципе можно заменить бумагой для выпечки(но она не вся подходит).

Калька, бумага для выпечки - это т.н. "пергаментная бумага", "пергаментом" называется только для сокращенности.

Настоящий пергамент - выскобленная с 2ух сторон кожа молодых животных.

Наверное, для фонаря только мел втирать не надо - чтобы прозрачность осталась.

2Rusia
Спасибо, то, что надо!

Вот выдержка из Большой Советской Энциклопедии:

Основная задача технологического процесса в производстве пергамента — сохранить в наименее измененном состоянии природный белок шкуры. Поэтому волосяной покров удаляют или механически, или уничтожают в концентрированном растворе Na2S, что позволяет получить наименее разрыхленную структуру коллагена и, следовательно, наибольшую прочность пергамента. Отмоку и золение проводят в короткие сроки, не повышая температуры. Пергамент после сушки увлажняют и дополнительно жируют по бахтарме глицерином с добавками органических дубящих веществ.

P.S
Может кто-нибудь знает где можно купить пергамент для барабанов в Минске,Москве или Киеве.

Гм. Может, проще барабан.
А вообще - посмотрите в музыкальных мастерских или в музыкальных магазинах, может, там есть.

Влетит в копепеечку в музыкальных мастерских. С меня за шкурку диаметром 25 см. запросили 1600 рублей. Так что проще самому. Главный вопрос - где взять свежесодраную шкуру? Желательно козью.

С меня за шкурку диаметром 25 см. запросили 1600 рублей.

Если делать фонарь с одним окошком (например на XIV век) то такой шкурки хватит на пару фанарей, минимум. За 1600 второй уйдет по любому (см. тему в Высоком - там фонарь хоть и с большим кол-вом пергамента, но и цена повыше). Даже если не организовывать торговлю - деньги вернуть можно. С гешефтом есественно. А заморачиватся ради одного фонаря на убийство и надругательство над аганцем - невыгодно. К тому же, помимо приятных моментов (см. выше) достаточно сложный процесс выделки. Я бы купил пергамент - хоть сечас - мне сегодня вместо него предложили какую то барабанную установку (спросил в магазине муз. инструментов - "А барабан с пергаментом у вас есть?"), сказав что она гораздо круче, и изобразив телом что барабан с пергаметом для лохов. С уважением.

Да, да, мне знакомый музыкант сказал что сейчас на таких не играют, только там-там разве что.

Так что надо агнца мочить или на Илже покупать, хотя там уже по ходу очередь выстраивается. Причем шкурку за 1600 еще нужно драить и драить, чтоб тоньше стала.

Шкурку за 1600 драить не надо. Она настолько тонкая, что и порвать легко. Если только мелом обработать, чтоб светлее стала.

Имитация пергамента использовалась переплетчиками много веков. Как и сейчас, в те времена для ее изготовления использовалась пропитка подходящей бумаги лаком или смесью лаков.

Бумага, использующаяся для имитации пергамента – основа успеха. Я использовал много различных типов бумаг, но в результате остановился на двух вариантах, в зависимости от того, хочу ли я получить имитацию пергамента или пергаментной бумаги.

Я использую бумагу ручной отливки от мастера Ханмюлле. Он делает два типа бумаги: плотную 130 г/м 2 и тонкую 90 г/м 2 . Оба этих типа бумаги имеют высокое качество отливки, они безкислотные, соответственно, будут служить века. Оба этих типа бумаги содержат некоторое количество нейтральных вкраплений, что еще лучше позволяет сымитировать возраст бумаги.

имитация пергамента

Изображение поверхности листа

В чем разница между имитацией пергамента и пергаментной бумаги?

По большому счету, разница только в плотности – пергамент плотнее бумаги.

Для изготовления имитации пергамента я использовал и масляные и спиртовые лаки. В результате я остановил выбор на спиртовом растворе шеллака. Он быстро высыхает и имеет более прочную поверхность по сравнению с масляными лаками, что еще лучше имитирует поверхность настоящего пергамента.

Спирт, используемый для приготовления состава для пропитки бумаги, может вызывать аллергические реакции, поэтому убедитесь, что комната, где вы работаете, хорошо вентилируется.

Мой рецепт лака:

В баночке с плотно закрывающейся винтовой крышкой смешайте 4 части метилового спирта с 1 частью светлого шеллака. Обратите внимание, что каждый тип шеллака имеет свой цвет, поэтому потребуется некоторое количество экспериментов для получения того оттенка, который вас устроит.

Оставьте смесь на 36 часов, периодически помешивайте до полного растворения хлопьев шеллака. После этого лак готов к использованию.

Для дальнейшей работы вам потребуется некоторое количество макулатурной бумаги, листы обрабатываемой бумаги и широкая кисть.

Разложите листы на макулатуре и нанесите довольно большое количество лаковой смеси. Бумага впитает лак и начнет менять цвет. Оставьте до полного высыхания. Собственно, все.

Бумагу такого типа вы можете использовать в качестве покровного материала, можете перед пропиткой лаком запечатать на ней нужное вам изображение, нанести каллиграфическую надпись и т.п.

Фото показывает изменение цвета плотной бумаги (130 г/м 2 ) после нанесения лаковой смеси. Слева – необработанный лист.

имитация пергамента

На следующем фото приведен результат обработки пропитанной шеллаком бумаги. На картинке показать это невозможно, но бумага, пропитанная лаковой смесью, обрабатывается не как бумага, а как самый настоящий пергамент.

имитация пергамента

На следующем фото показана бумага 90 г/м до и после пропитки шеллаком.

Цвет бумаги будет разниться в зависимости от количества использованного шеллака, который в данном случае выступает, как условный краситель.

имитация пергамента


На следующем фото изображен готовый лист «пергамента», положенный поверх обычной белой бумаги с печатью.

Вы можете увидеть, что «пергамент» частично непрозрачен, как и настоящий.

имитация пергамента

Вот и все. Технология очень проста, а результаты очень впечатляют.

Особенно приятно, что данная технология не требует приобретения дорогостоящих ингредиентов – все необходимое может быть приобретено в любом художественном магазине.

Читайте также: