Как сделать папье маше из кожи

Обновлено: 27.03.2024

Сегодня я вам расскажу, как сделать идеальную массу папье-маше.

Техникой папье-маше я занимаюсь уже достаточно давно и за это время испробовала разные рецепты.

Я пробовала и классическое папье-маше – это когда надо обклеивать слой за слоем, потом я начала делать массу папье-маше. Находила в интернете разные рецепты, когда надо замачивать туалетную бумагу в воде, потом блендером её перемалывать, потом отжимать, заливать клеем.

Рецепты неплохие, из них я делала свои поделки, например, этого кота, но такие поделки не гладкие. Их поверхность бугристая. Этого кота я сверху покрывала шпаклёвкой, выравнивала, поэтому мне этот рецепт не нравился – нужно было шкурить, а это долго и грязно.

Смесь эта получается такая водянистая и обязательно с комками. Эти комки в больших поделках мешать не будут, но какие-то мелки детали из этой смеси не сделаете, поэтому я начала сочинять – добавлять разные ингредиенты, добавлять шпаклёвку в смесь. Масса становилась лучше, но комки никуда не уходили, и работать можно было только так же с большими деталями.

В итоге у меня появился рецепт методом проб и ошибок, я его сделала, додумала, и я бы сказала, что получается не классическая масса папье-маше, а больше похоже на тесто. Настолько мне понравился результат и работа с этой массой, что я решила заменить этой массой и солёное тесто, и предыдущие рецепты папье-маше.

Чем же эта масса такая особенная, чем отличается от всех остальных масс? Вот эта статуэтка сделана полностью из папье-маше, и она не обрабатывалась совсем ничем – я её не шкурила, не замазывала шпаклёвкой, никак не выравнивала, она высохла и получилась абсолютно гладенькая.

Как только вы слепили это изделие, вы берёте и начинаете раскрашивать, нет этого промежуточного этапа, когда нужно сидеть несколько дней шкурить, выравнивать, подмазывать где-то. Работать одно удовольствие. Здесь есть такие детали, они очень мелкие, они очень тонкие, и они прорабатываются идеально.

С такой массой можно лепить розочки. Они получаются тоненькими, ажурными, но самое главное всё это крепкое, они не ломаются под воздействием.

Ещё у меня были молды, которые я покупала на Алиэкспресс, но они такие маленькие, гипсом их залить почти нереально, т.е. рыбку ещё можно залить, а вот конька нереально – когда достаёшь, это всё сломается.

Кто работает с пластикой, конечно, пластикой можно заполнять, я пластику не люблю. И у меня был открыт вопрос, чем же залить эти молды? Когда я сделала эту массу папье-маше, я решила, что надо попробовать. Я попробовала и была в шоке от того, что всё получилось. Посмотрите, какие малюсенькие изделия у нас получаются, и настолько здесь проработана каждая деталь.

У конька тоненький носик, но и он настолько прочный, что вы можете фигурки ронять, ничего не разобьётся. Есть маленькая бабочка, дельфин, у которого хвостик тоненький, его ничем было бы не отделить, даже пластикой – слишком тонкая деталь.

Ещё меня интересовали молды лиц. Такие, конечно, можно было бы залить гипсом, в этом нет ничего сложного, всё это получится, но я попробовали и из этой массы сделать. Когда вы делаете, например, всю поделку из папье-маше, то будет не очень хорошо, если будете вставлять туда гипсовое лицо, а вот если вы сделаете это лицо тоже из папье-маше, доделаете свою куклу, то будет казаться, что вы и лицо слепили. Посмотрите, какие получаются личики. Тоже абсолютно всё пропечаталось, идеальное личико.

У меня художественного образования нет, поэтому, как человек, который всему учился сам, гарантирую вам, вы тоже можете всё это делать сами.

Я посмотрела много рецептов, не только наших, но и зарубежных по поводу изготовления папье-маше. Во всех этих рецептах можно встретить такую фразу – возьмите самую дешёвую туалетную бумагу и так как папье не наше изобретение, то такой дешёвой туалетной бумаги, как у нас, её как таковой заграницей нет.

У них есть самая дешёвая бумага такая же белая, которая у нас есть 3-х слойная, только однослойная - и вот эта бумага у них считается самой дешёвой.

Раньше я работала с такой бумагой, но у этой бумаги есть один большой минус ­– она плохо растворяется. Возможно, со мной будут спорить, но я говорю из своего опыта – эта бумага растворяется плохо. Во всяком случае, у меня всегда были комки.

Я использую бумагу в последнее время Зеву, и она меня устраивает. Вы обратили внимание, что поделки такого желтоватого цвета – какую бумагу возьмёте, какого цвета, такого цвета будет у вас масса.

Я провела эксперимент. Помещаем в левый стакан с водой – самую дешевую серую бумагу, в правый – более качественную и дорогую.

Размешиваем и смотрим, как быстро она начнёт растворяться. Несмотря на то, что серая бумага сразу начала рваться, распадаться на волокна она не спешит. Жёлтая же расползается быстро. Спустя 24 часа, более дорогая бумага полностью распалась на мелкие волокна.

Дешёвая серая так и осталась плавать кусками. Помимо того, что она не растворилась, видно что в бумаге очень много вкраплений мелкого мусора.

Из эксперимента понятно, что папье-маше из дешевой бумаги получится не лучшего качества, так как нерастворившиеся кусочки в итоге обязательно образуют комочки.

Сколько и чего будет нужно для изготовления массы папье-маше, я, конечно, сейчас вам напишу, но не забывайте о том, что каждый раз все ингредиенты разные, надо всегда ориентироваться на свои ощущения.

  • 250 г любого строительного (или универсального) клея ПВА;
  • 40 г туалетной бумаги;
  • 1 столовая ложка моющего средства для посуды или жидкого мыла;
  • 2 столовые ложки растительного масла;
  • 50 г кукурузного или картофельного крахмала;
  • 100 г пшеничной муки;
  • по желанию можно добавить 1 чайную ложку лимонного сока, выступающего в качестве консерванта.

1) Рвём бумагу по перфорации на квадратики. Используйте не весь рулон, а чуть больше половины.

2) 250гр строительного клея ПВА, выливаем в ёмкость, в которой будем замешивать папье-маше.

Сегодня я постараюсь рассказать о моем пути проб и ошибок в этой капризной технике.

Итак, я получила заказ на изготовление 6 венецианских масок в традиционном исполнении для ресторана.

Традиционные венецианские маски изготавливают из кожи и папье-маше. Декоративные же маски выполняются из фарфора, керамики и даже пластика.

Учитывая то обстоятельство, что я об этой технике тогда знала только понаслышке, пришлось окунуться в недра интернета. Сколько я там перелопатила литературы, форумов, различных способов, сколько книг скачала……

И вот, отделив зерна от плевел и кое-как уложив всю эту информацию в своей распухшей от всей этой папье-машовой эклектики голове, я приступила к экспериментам.

Опыт №1

«Ах, какой легкий и замечательный рецепт!»- восхитилась я, прочитав о том, что можно для этой техники использовать яичные ячейки.

И вот, насобирав яичных упаковок (серые такие, бумажные, на 3 десятка яиц!), водрузив на руки перчатки, я приступила к делу.

Для начала я их нарвала на кусочки, сложила в тазик и залила кипятком. Оставила на 24 часа в ванной ( как было прописано по рецепту).

Надо сказать, что мои домочадцы были мне премного благодарны за то, что ванная теперь превратилась в цех переработки вторсырья, да еще на неопределенное время. Да еще на выходные.

Я каждые 2-3 часа бегала на встречу с тазиком и проверяла самочувствие его содержимого. При этом я его нежно перемешивала и ждала чуда.

Чудо наступило к концу 3-х суток после неоднократной смены холодной воды на горячую.

( В этом месте я исполнила торжественный гимн нашей «ячейкопроизводительной» промышленности за высокое качество продукции).

Теперь наступил ответственный момент измельчения всей этой массы.

Я пожалела свой миксер ( в пику рекомендациям из интернета ),и перемешала массу с помощью дрели с насадкой для замешивания строительных растворов.

Все прекрасно измельчилось-перемешалось.

Процедила, отжала через ткань, добавила клеевой состав по инструкции (обойны й кле й 23 на 13 ПВА ),хорошенько все вымесила и получила довольно мерзкую гомогенную массу, которая в процессе лепки норовила развалиться на комки.

Начала накладывать ее на форму будущей маски. Тонким слоем не получалось, хотя

я выглаживала массу мастихином, периодически промазывая поверхность клеем.

Образовывались проплешины, масса жила своей жизнью и делала что хотела.

Пришлось накладывать толстый слой. Ни о какой детализации мечтать не приходилось, и я постепенно начала приучать себя к мысли о том, что африканская ритуальная маска, наверное, тоже неплохо

Сушила сутки на батарее: сначала на форме, затем без нее.

В результате каркас получился крепким, но пористым и довольно бесформенным (сглаженным, с низкой детализацией).Дал сильную усадку.

При попытке вышкурить поняла, что ПВА будет сопротивляться изо всех сил. Шкурится с большими усилиями, в процессе сильно нагревается - пришлось нарядиться в перчатки.

Вот что получилось в результате:

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 3

При попытке прорезать глазные щели пришлось изрядно попыхтеть. Скальпель норовил выскочить из рук – очень прочная форма получилась. Края срезов выламывались. На второй глаз меня не хватило – так и лежит мой несостоявшийся одноглазый шаманский атрибут на полке в мастерской, ожидая своего звездного часа.

Вывод: Масса из яичных ячеек имеет свои достоинства: очень прочная (почти каменной плотности),легкая, не очень канительная в изготовлении, но для тонких работ с повышенной детализацией (О! как завернула)не годится. В том числе и венецианских масок! Вазы, цельные фигурки, облепить каркасы – это пожалста!

Только надо потом как следует выровнять поверхности ( если не задумано иначе).

Опыт №2

На этот раз было принято решение (для оптимизации процесса) изготовить маски из готовой массы папье-маше, приобретенной в магазине для творчества. Стоимость -около 500 руб. Вот она:

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 5

Высыпала в тазик, добавила воды по инструкции, перемешала и возликовала: «Эврика! Вот оно – решение проблемы!».Такая беленькая, гладенькая масса получилась. По внешнему виду она мне напомнила акрилатную шпатлевку, из которой я обычно дорабатываю детали на лице маски.

И я начала мечтать о том, что сейчас я быстренько нашлепаю маски, уложу их рядочком и займусь, наконец, неотложными делами.

В качестве формы использовалась форма-маска Вольто(пластик). Приобретена в магазине за 300 руб.

1 день

Запланировала кокошник. вылепленный сразу вместе с лицевой частью для удобства крепления украшений.

Как описывала в предыдущем МК, уложила форму на доску, смочила водой оба предмета, налепила (на воду же) туалетной бумаги в 2-3 слоя.

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 7

След. слой- марлевый бинт(куски его),обильно промазанные клеем ПВА без разведения. После высыхания основа маски стала жесткой.

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 8

Высушила у газ. плиты в стороне от включенной духовки, на форме.

2 день: Поверх марли выложила массу папье- м. В том числе и на кокошник. Наносится отлично, разглаживается ножом , великолепно выглаживается мокрыми руками и кистью. Сразу были сформированы нос и губы.

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 9

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 10

Сушка- там же, у плиты на столе. На форме.

3 день: Выглядит почти просохшей.Началась деформация и усадка. Волнообразно изогнулся кокошник. При попытке выпрямить кокошник на стыке с лицевой частью образовались трещины, как в страшных фильмах о пластической хирургии.

Нос и губы: все правильные формы при усадке начали исчезать.

Сразу был сделан вывод: не делать детализацию из папье- м. Лучше - из левкаса(шпатлевки).

4 день: Похоже, высохло. Снимать с формы страшновато, хотя маски уже самостоятельно с них сползли. Усохли в размере лоб-подбородок. Попытки натянуть на форму стали намекать на трещины в районе подбородочной части. Что касается кокошника - волнение усилилось. Под ткань еще пойдет, под перья – вряд ли…

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 11

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 12

5 день: Усыхание продолжается.

Как в плохом фильме ужасов!

Сказать, что на меня начала нападать паника – ничего не сказать! Сроки поджимают! Произошла деформация подбородка - ПЕРЕКОС!

Анализ моих экспериментов в технике папье-маше, фото № 13

Пришлось немного увлажнить подбородочную область и скулы ,после чего маска опять была надета на форму большего размера до полного высыхания.

Вывод: Не торопиться снимать маску с формы.

Наконец,6 день :

Поверхность вышлифовывается и покрывается левкасом(шпатлевкой), заново формируются детали –нос, губы! Мы же не ищем легких путей!

Сутки на высыхание.

Далее - опять шлифовка и детализация при помощи гравера с алмазными насадками.

Дальше все, как обычно:- грунтовка, покраска и декор.

PS : Первоначально маска была сделана без кокошника, масса укладывалась непосредственно на пластик без туал.бумаги и марли. Сушилась сразу на батарее(большая ошибка - появились трещины).Снята с формы через сутки(выглядела почти сухой).

Результат плачевный: маску перекосило. Она сильно усохла в поперечном направлении. Кроме того, на просвет стали видны отверстия, где массы было уложено маловато.Пришлось размочить и опять превратить в массу(денег жалко!)

Окончательный вывод : готовые и самодельные массы папье – маше (в моем отдельно взятом случае) не годятся для изготовления именно венецианских масок.

И в работе тяжелы, и временные затраты большие, и результат неважнецкий, прямо скажем.

Опыт №3

Это как раз то, о чем я писала в предыдущем МК «Изготовление венецианской маски».

Хочу только слегка пройтись по клеевым составам и количеству слоев.

Сразу хочу сказать: это только мой личный опыт. Я никого не хочу обидеть и не отрицаю того, что другие способы тоже имеют право на существование.

Возможно, я делала что-то не так, как делают другие.

Итак, из того, что предлагают другие мастера на различных форумах:

1.ПВА + мучной клейстер = не мой вариант.

Не дает твердости. Маска «играет».

М.б., мука была неважная?

2.ПВА,разведенный водой до состояния молока.

Не склеиваются слои, долго сохнет, не дает нужной жесткости.

3.Чистый ПВА, без разведения.

Отлично! Клеящая способность замечательная,

сохнет относительно быстро, каркас прочный, жесткий, хорошо держит форму.

4. ПВА+ обойный клей=1:2.

То, что надо. каркас прочный, жесткий, хорошо держит форму.

Сохнет немного быстрее, чем чистый ПВА. Но в условиях дефицита времени – это жирный плюс!

Теперь о том, что касается количества слоев и самой бумаги.

По-моему опыту, не годятся 2-3 – х слойные салфетки, туалетная бумага. Хотя неплохо показала себя в работе «Зева».

Красивая изнанка ( аккуратная, бархатистая, похожая на ткань) получается, если первым слоем уложить бумажные кухонные полотенца, приобретенные мною в Ашане. К сожалению, производителя не помню, фото не сохранились. Помню только рисунок: на белом фоне желто-оранжевым контуром нанесены ромбики.

Наверное, есть и другие, ничуть не хуже.

На многих форумах читала о том, что для изготовления формы под маску достаточно 5-6 слоев туалетной бумаги. Ой, не зна-аю! Если только бумага эта была как в том анекдоте : … «туалетная закончилась – берите наждачную. Все берут и хвалят!»

Повторяюсь: пишу только о своем опыте. У меня не получилось!!

Несмотря на то, что я переслаивала маску марлевым бинтом, бязью и довольно плотной тетрадной бумагой, меньше 13-14 слоев не получается. Страдает результат.

Из статьи вы узнаете, как сделать маску чумного доктора разными способами, что она собой представляет и для чего использовалась в Средневековье. Сегодня такие маски предназначены преимущественно для молодежных костюмированных вечеринок и бал-маскарадов, но раньше они защищали врачевателей от бубонной чумы, или «черной смерти». Сделать маску чумного доктора своими руками несложно, все мастер-классы, описанные ниже, предельно просты и предусматривают использование подручных материалов.

Как сделать маску чумного доктора

Что носили в клюве чумные доктора?

Считается, что у средневековых врачевателей чумы были маски с птичьим клювом, чтобы отпугивать болезнь таким устрашающим видом. Правда ли это? Кстати, настоящая маска чумного доктора выглядела так.

Настоящая маска чумного доктора выглядела вот так

Начнем с того, что нет достоверной информации касаемо того, какими именно средствами защиты пользовались врачи Средневековья. Канонический костюм чумного доктора сложился уже в Новое время, и автором его был французский придворный медик Шарль де Лорм. Его костюм с маской-клювом был представлен в 1619 году. Но заметим, что в музее города Ингольштадт (Германия) хранится противочумная маска, датированная еще XVI веком.

Сделать такую маску можно своими руками

Подобные костюмы использовались преимущественно в католических странах и имели практические функции. Благодаря кожаным перчаткам, плащу и штанам исключался контакт с зараженными. Еще костюмы пропитывались камфорой, дабы «осадить вредные миазмы». Спустя время ученые опровергли теорию с миазмами, но камфора все же была полезной: она отпугивала блох, являющихся переносчиками бубонной чумы.

Экипировка чумного доктора

Важно! В птичий клюв помещали ароматические травы, чтобы остановить миазмы. На самом же деле клюв был своего рода респиратором. Есть версия, что он не позволял врачам приближаться к больным, но она спорная. Ведь у некоторых костюмов клюв больше напоминал мягкий кожаный «хоботок».

Современная версия маски

Для обеспечения дистанции использовался другой атрибут – деревянный жезл длиной 1-1,5 м. Им доктора сдвигали одежду на больных и даже прощупывали пульс. Порой на кончик жезла насаживался тлеющий трут, дабы прижигать бубоны на расстоянии.

Маску чумного доктора можно даже связать

ТОП-8 способов сделать маску чумного доктора

Что же, с историей маски более-менее разобрались, можем приступать непосредственно к изготовлению. Ниже приведены простые пошаговые инструкции, которые помогут сделать различные варианты такой маски в домашних условиях. Приступим!

Маска чумного доктора из EVA Foam

Вариант №1. Маска чумного доктора из EVA Foam

Используется удобный и современный материал для косплеев.

В изначальном варианте маски были кожаными, мы же предлагаем использовать EVA Foam (этиленвинилацетат, ева-пенка, ева) – удобный и недорогой материал для создания косплеев. При желании можете взять папье-маше, кожу или даже линолеум, но об этом позже.

Шаг 1. Итак, для начала распечатайте выкройку, приложенную ниже, на двух листах А4. Без полей, на полный лист. После этого вырежьте детали.

Выкройка маски чумного доктора

Выкройка маски, часть 2

Шаг 2. Перенесите детали на EVA Foam, аккуратно вырежьте их.

Готовые вырезанные детали

Шаг 3. Склейте детали между собой, как показано на фото. В результате у вас должен получиться вот такой клюв.

Детали склеены между собой

Шаг 4. Выберите материал для линз. Можете подойти исторически и сделать линзы красными (считалось, что они лучше защищают от чумы). Также можно взять прозрачный пластик – к примеру, от бутылки. В нашем примере линзы сделаны выпирающими, для чего использовалось несколько слоев евы.

Сделайте для линз такие держатели

Шаг 5. Приклейте линзы к маске. Выровняйте все «косяки», если нужно – зашкурьте, зашпаклюйте. Сделайте крепления (для них предусмотрены проушины сверху и по бокам маски).

Не забудьте сделать проушины для креплений

Шаг 6. Позаботьтесь о вентиляции, чтобы свободно дышать в маске. Изнутри можете закрепить здесь сменные фильтры, если захотите.

Отверстия для вентиляции

Шаг 7. Приступайте к покраске. Дополнительно можете сделать еще такую шляпу (тоже из EVA Foam).

Можете дополнить маску такой стильной шляпой

Собственно, на этом все. Маска чумного доктора готова, можете пройтись по магазинам!

Как только вы начнёте создавать из этого доступного материала поделки, сразу поймёте, что это начало вашего нового творчества. Идеальное искусство не требует практически никаких затрат. В работе понадобятся всего лишь клей и бумага. Совершите экскурс в удивительный мир папье-маше вместе с редакцией Homius. Вы научитесь создавать своими руками необычные вещи, которые станут не только украшением интерьера, но и прекрасным подарком.

Папье-маше своими руками

Простые техники работы с папье-маше

Прежде чем приступить к увлекательному занятию, необходимо ознакомиться с основными техниками лепки. Также потребуется выбрать или составить эскиз будущей поделки. Он поможет определиться с тактикой и избежать ошибок.

Послойное наклеивание бумаги или маширование

Техника маширования требует предварительной подготовки каркаса, который будет служить основой для будущей поделки. Это может быть любая ёмкость, брусок или фольга. На шаблон послойно хаотично наклеивают кусочки или полоски мокрой газеты или бумаги, количество слоёв не ограничено.

Важно! Через каждые 3-4 слоя, изделие необходимо тщательно просушить. Только после этого приступают к следующей оклейке.

Маширование – это оклейка заготовки кусочками бумаги

Лепка теста из бумажной массы

Для изготовления объёмных поделок применяют технику лепки. Она аналогична работе с глиной или пластилином. В данном варианте основную роль играет тесто. У каждой рукодельницы есть свой рецепт, а мы приведём наиболее популярный:

  1. Порвать газету на мелкие кусочки и залить горячей водой в соотношении 1:10.
  2. Когда масса разбухнет, поставить её на огонь. Нагревать до полного разрушения целлюлозы.
  3. Переместить массу на дуршлаг и слить воду.
  4. Взбить массу при помощи миксера до однородного состава.
  5. Добавить клей и тщательно перемешать.

В результате, получается пластичная смесь, с которой очень легко работать.

Для этой техники лепки готовится пластичная масса из бумаги

Для этой техники лепки готовится пластичная масса из бумаги

Важные нюансы в работе с папье-маше

Поделки из папье-маше могут стать новым увлечением, главное не бросать начатое на половине. Если вы обладаете усидчивостью, аккуратностью и не боитесь фантазировать, у вас всё обязательно получится. А для того, чтобы работа спорилась, мы подготовили несколько рекомендаций.

  1. В первую очередь, необходимо правильно подготовить клейстер. Лучше всего смешать ПВА с водой в пропорции 2 к 1.
  2. Для работы понадобится целлюлоза, это могут быть обычные газеты, туалетная бумага, салфетки, картонные контейнеры для яиц.
  3. Для того, чтобы тесто не приклеилось к основе, его нужно смазать растительным маслом.

Для пластичности в тесто можно добавить пару ложек подсолнечного или льняного масла

Для пластичности в тесто можно добавить пару ложек подсолнечного или льняного масла

Мастер-классы по изготовлению декора интерьера из папье-маше

Из папье-маше делают любые поделки, которые станут не только необычным украшением интерьера, но и прекрасным подарком к празднику.

В качестве основы для заготовок часто используют проволоку

В качестве основы для заготовок часто используют проволоку

Декоративная тарелка

Для изготовления декоративной тарелочки нам понадобятся следующие материалы:

  • тарелка и полиэтиленовая плёнка;
  • газеты;
  • ПВА;
  • мисочка с водой и кисточка;
  • гуашь;
  • лак.

Рассмотрим весь процесс более подробно.

  1. Порвать газету на мелкие кусочки около 2 см.
  2. Обернуть тарелку полиэтиленом и перевернуть вверх дном.
  3. Каждый кусочек газеты намочить и приложить к основе с наружной стороны, края бумажек загибать нельзя.
  4. Промазать клеем первый слой.
  5. Выложить кусочками ещё 3-4 слоя, смазывая каждый клеевой массой. Образовавшиеся пузырьки разгладить пальцами.
  6. Каждые 3-4 слоя заготовку нужно полностью просушивать.
  7. Чем больше газет будет выложено, тем прочнее тарелочка получится.
  8. Когда высохнет последний слой, края заготовки срезать и вынуть основу.
  9. Покрасить тарелочку сначала белой краской, затем можно нанести любой рисунок.
  10. Готовую тарелочку покрыть бесцветным лаком.

Эффектное папье-маше своими руками для неумех

Эффектное папье-маше своими руками для неумех

Эффектное папье-маше своими руками для неумех

Начинающим мастерицам будет интересно удивить близких необыкновенной вазой. Никто даже и не догадается, что она сделана из газет.

  • ¾ стакана муки;
  • ПВА;
  • туалетная бумага;
  • воздушные шарики.

Приступаем к работе.

  1. Размотать рулон туалетной бумаги и поместить в мисочку с большим количеством воды на четверть часа.
  2. Переложить массу на дуршлаг. Когда лишняя вода стечёт, разорвать бумагу на мелкие части.
  3. Развести ПВА с водой и добавить муку.
  4. Перемешать смесь обрывков бумаги, ПВА, воды и муки миксером до однородного состава.
  5. Руками сделать лепёшки и обернуть ими воздушные шарики.
  6. Для придания уникального узора обернуть шарики пакетом и пережать его в верхней части.
  7. Пакет снять и оставить массу на шарике застывать.
  8. Вазочка хороша сама по себе, при желании её можно покрасить или нарисовать необычные узоры.

Объёмная картина на стену

В технике лепки можно создать своими руками чудесные тематические картины. Предлагаем с помощью мастер-класса, представленного на видео, сделать из объёмных шариков гроздь винограда, которая прекрасно впишется в интерьер кухни.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Одним из очень древних и популярных видов рукоделия является папье-маше. Существует несколько техник выполнения таких поделок, которые разнятся сложностью. Мастера с разработали большое количество рецептов приготовление массы для таких изделий и способов ее сушки и декорирования.

Что такое папье-маше?

Творчеством или рукоделием занимались многие еще в школе. Одним из простых и увлекательных видов изготовления поделок можно считать папье-маше. Технику преподают в художественных школах и даже на кружках для рисования у маленьких детей. Многие взрослые мастера добились небывалых высот в изготовлении не только простых поделок, но и предметов интерьера и настоящих произведений искусства.

Папье-маше – это вид рукоделия, предполагающий создание произведения из смеси волокнистых материалов, которыми могут быть картон или бумага с клеящим составом. Само название направления произошло от французского сочетания papier mâché, что можно дословно перевести как «жеваная бумага». После формовки и высыхания изделия можно декорировать различными материалами и техниками.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

История папье-маше

Хотя название рукоделия имеет выраженное французское происхождение, история возникновения папье-маше имеет древние корни:

    Историки считают, что появилась техника в Древнем Китае, примерно в III в. до н.э. Ученые до сих пор находят в раскопках поделки из бумаги и клея, покрытые множеством слоев лака.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Техники папье-маше

Столь древняя техника рукоделия как папье-маше из бумаги за свою многовековую историю практически не претерпела изменений, однако появились и бережно сохранились мастерами различные технологии ее исполнения. Народные умельцы и историки выделяют три основные техники:

  1. Самым древним способом считается формование поделки из специально подготовленной жидкой бумажно-клеевой массы или ее разлитие в формы.
  2. Послойное нанесение бумажных заготовок и клеящего состава на заранее подготовленную жесткую форму считается самым простым методом.
  3. Промышленный метод или прессование, пригодный для создания плоских и особо прочных деталей.

Послойное папье-маше

На занятиях по изобразительному искусству или школьных уроках труда преподают послойную технику папье-маше для начинающих, так как она считается самой легкой в изучении и безопасной даже для детей. Суть методики состоит в том, что:

  1. Изначально выбирается жесткая форма для будущей поделки. Это могут быть как собственные изделия из глины (маски, например), так и кружки, тарелки, воздушные шары и прочее, что подскажет фантазия мастера.
  2. Далее бумага нарезается на тонкие полоски и подготавливается клей или клейкая масса.
  3. Полоски бумаги опускаются в клей и наносятся на форму слоями. Через каждые 3-4 слоя изделие просушивается. В некоторых поделках хватит всего 10-12 слоев, тогда как в других их количество может доходить до сотни.
  4. Между слоями можно прокладывать марлю или бинты для так называемого армирования поделки.
  5. После полного высыхания мастер занимается декором изделия.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Лепка из бумажной массы

Выше уже говорилось о том, что в Древнем Китае вместо полос использовалась специальная масса из клея и бумаги, которую потом формировали особым образом. Методика сохранилась и до наших дней и активно используется многими опытными мастерами:

  1. Небольшие кусочки бумаги замачиваются в кастрюле с теплой водой примерно на 10-20 ч.
  2. Затем смесь ставится на маленький огонь, кипятится.
  3. После разрушения структуры волокон лишнюю воду сливают, а полученную массу измельчают и просушивают.
  4. Сухая бумажная смесь смешивается с мелом и клеевым составом, отчего получается что-то вроде мягкого и эластичного теста.
  5. Его мастер может залить в заранее подготовленную форму или вылепить поделку собственными руками.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше под давлением

Еще один вид рукоделия, который часто применяется в промышленных масштабах для создания плоских фигур – это папье-маше под давлением, или прессованное. С помощью такой техники создаются очень прочные и легкие изделия. Мастера создают поделки с использованием послойной техники, которую еще называют машированием.

Суть методики проста:

  1. На заранее подготовленные листы картона нужной формы и размера наносится клеевой состав.
  2. Каждый слой соединяется с предыдущим под воздействием высокого давления.
  3. Готовое и высушенное изделие подвергается грунтовке и финальному декорированию.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Клей для папье-маше

В качестве специального состава, соединяющего волокнистые структуры (бумагу или картон), используется клейстер для папье-маше. Существует несколько методов его изготовления:

  1. Самый доступный варится из обычной муки. В удобную кастрюлю просеивается 1 ст., который полностью и тщательно (без комочков) растворяется в 3 ст. горячей воды с 0,5 ч. ложки соли. После этого смесь вываривается около 10 мин. на медленном огне, а затем охлаждается и используется
  2. Еще один доступный метод – это использование картофельного или кукурузного крахмала. 1 ст. ложку растворяют примерно в 4 ст. ложек горячей воды, постепенно доводя объем жидкости до 250 мл, непрерывно помешивая венчиком. Смесь тоже можно немного проварить для увеличения густоты и остудить перед использованием.
  3. Для детских поделок клейстер изготавливается из смеси обычной воды и клея ПВА в равных пропорциях.
  4. Мастера могут использовать и силикатный или строительный клей, добавляя его в указанные выше составы или применяя самостоятельно.

Поделки из папье-маше

Выше уже упоминалось, что из клейкой бумажной массы можно изготавливать совершенно разные изделия. Из папье-маше начинающие рукодельницы и опытные мастера создают:

    Посуду – это могут быть декоративные расписные кружки, тарелки, блюдца, подносы и прочее.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Папье-маше своими руками

В руководствах для начинающих, как делать папье-маше, опытные мастера всегда упоминают следующие важные шаги:

  1. Выбор предмета изготовления, то есть продумывание формы, размеров и других деталей будущей поделки. О этого зависит объем нужных материалов и их разновидности.
  2. Даже важно определиться, что будет выступать основным сырьем поделки. Это могут быть картонные яичные лотки, старые газеты, кухонные салфетки, туалетная или крафт бумага и другие бумажные изделия. В качестве дополнения используется вата, бинты, марля и другие материалы.
  3. Следующим важным компонентом является выбор клейстера. Он может быть как из муки или крахмала, так и разведенного до нужной консистенции клея ПВА.
  4. Подготовка нужных материалов. От формы до кистей для нанесения бумажных полос и кастрюли для варки клейстера.
  5. Этап создания поделки считается самым длительным, ведь слои должны тщательно просыхать, поэтому мастер всегда делает перерывы в работе.
  6. Завершающим этапом всегда служит декорирование изделия с помощью красок, тканей, бусин и другого.

Папье-маше из яичных лотков

Многие люди, приобретая в магазине яйца, затем выбрасывают картонные лотки, хотя из них есть замечательный рецепт папье-маше, который выходит очень бюджетным из-за использования так называемого вторичного сырья. Для этого нужно:

  1. Имеющиеся яичные лотки порвать на небольшие части.
  2. Замочить полученную массу примерно на сутки в теплой воде.
  3. Затем тщательно измельчить получившийся состав, лучше это делать блендером.
  4. Заготовленное сырье тщательно отжимается с помощью марли и просушивается при комнатной температуре.
  5. Если получилась не однородная масса, то ее можно дополнительно измельчить кухонным комбайном.
  6. Полученную смесь можно убрать на хранение или соединить с мелом и клейстером и приступить к творчеству.

Папье-маше из туалетной бумаги

Еще один распространенный материал для папье-маше своими руками из бумаги – это привычная многим и имеющаяся в каждом доме туалетная бумага. Для поделок можно выбирать самую дешевую разновидность, которая, к тому же, очень быстро размокает в воде. Состав готовят аналогично тому, что делают из картонных лотков:

  1. Бумагу рвут на маленькие кусочки, замачивают в теплой воде. Из-за отличного разбухания хватит всего 5-8 ч.
  2. Далее смесь измельчают, отжимают с помощью марли и просушивают.
  3. Готовое сухое сырье можно как сразу использовать для изготовления массы для папье-маше, так и хранить в сухом месте около 2-х недель.

Папье-маше из салфеток

Еще одна простая и дешевая бумажная масса получается из привычных бумажных салфеток. Их можно использовать в двух вариациях:

  1. Изготавливая сухую бумажную заготовку, как было описано в пунктах про картонные лотки и туалетную бумагу. При этом такое сырье смешивается с клеем ПВА и шпатлевкой, после чего получается качественное сырье для лепки.
  2. Еще одна разновидность использования – это послойное нанесение влажных салфеток, смоченных в клейстере на форму. Такая поделка получается очень тонкой, что иногда бывает необходимо при создании изящных шедевров.

Папье-маше из газет

Традиционным рецептом того, как сделать папье-маше в домашних условиях является использование старых газет. Они легко и быстро размокают в воде, поэтому успешно применяются в создании клеевого состава. К тому же такая масса для папье-маше готовится примерно на 6-8 ч., что значительно ускоряет подготовительный этап творчества.

Газеты очень удобно рвать на полосы нужного размера. Профессионалы не рекомендуют для этих целей использовать ножницы, ведь четкие резаные края очень плохо размокают в клеевом составе и не сглаживаются на поделке, от чего становятся видны переходы, убрать которые можно только нанесением слоя грунтовки.

Как сушить папье-маше?

Особым этапом создания поделки является ее правильная сушка. То, сколько сохнет папье-маше зависит от выбранного материала, количества слоев и способа просушки. Многие мастера не советуют ускорять процесс высыхания, советую располагать поделку на подоконниках с солнечной стороны. Другие же уверяют, что несколько убыстрить процесс можно:

  • возле приоткрытого и включенного духового шкафа;
  • возле включенной варочной панели;
  • на радиаторе отопления;
  • на ИК теплом полу или специальном коврике для сушки грибов и ягод;
  • с помощью стандартного бытового или строительного фена.

Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок

Как раскрасить папье-маше?

Заключительным этапом того, как сделать папье-маше, является декорирование изделия. Нередко для этого применяется нанесение следующих красящих составов:

  • акриловые;
  • аниловые;
  • масляные;
  • темперные;
  • водоэмульсионные;
  • эмали.

304

Расписывать можно только полностью просушенное изделие в абсолютно любой технике, которой владеет или хочет научиться мастер. Для этого применяются выбранные краски, подходящие к ним кисти и простая вода. После окончания декорирования и сушки декоративного слоя, для придания прочности папье-маше покрывается матовым или глянцевым лаком.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: