Как сделать бубен кожа для бубна

Обновлено: 18.04.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Разновидности

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Изготовление бубна.

http://ta-musica.narod.ru/drum50back.jpg

Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и ~2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом. Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.

Обработка кожи.

Мездрение.

Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание! Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.

Обезволашивание.

Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым».
Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор надо нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.

Золение.

Изготовление обруча.

Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.

Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться. Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна. Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину.
Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя парами витков, образующими плетенку в центре.

материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон

Некоторые рекомендации по уходу за бубном.

Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой. Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же — для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.

Пропитка против отсыревания для бубна:

Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.

Бубен является важнейшим атрибутом шаманов, который помогает установить контакт с обитателями потусторонних миров. Он помогает изгонять злых духов и исцелять больных. Хотя шаманский бубен имеет простую конструкцию, при его изготовлении нужно учитывать множество нюансов, без которых он не будет работать.

Бубен

Для чего нужен бубен

Бубен считается источником мистической силы шамана. Инструмент используется во время камлания – ритуального контакта с невидимыми духами. Его звучание позволяет настроиться на восприятие скрытых природных сил и управлять ими.

Посредством игры на традиционном бубне можно:

  • погружаться в медитативное или трансовое состояние, позволяющее путешествовать в потусторонние миры и видеть причины различных явлений;
  • общаться с духами, договариваться и противостоять им;
  • проводить обряд очищения и исцелять больных;
  • делать предсказания о грядущих событиях.

Свойства ритуальных бубнов

Шаманский бубен относится к категории инструментов, не имеющих частоты. Его звучание подобно шуму, который происходит от природных источников: морских потоков, ветра, шелеста листвы и пр.

В западной высотно ориентированной музыкальной системе такие звуки являются нежелательными, т.к. препятствуют концентрации внимания, речевому общению, сплочению людей.

Однако шаманы считают, что шумовые тембры отражают состояние индивидуума и способствуют его слиянию с природой.

Разновидности шаманских бубнов

Есть несколько типов шаманских бубнов, различаемых в зависимости от территориальной принадлежности:

  1. Саамский, или куэмдес, обтягивают оленьей кожей и украшают медвежьими клыками или когтями. В центре изображают бога солнца Пэйвия. В качестве колотушки используют олений рог.
  2. Якутский, или тюнгюр, имеет овальную форму. Его изготавливают из козлиной или коровьей кожи, украшая образами животных и тайными знаками.
  3. Алтайский, по форме напоминающий якутский инструмент. На его поверхности часто присутствуют фигуры коней, а иногда лесных животных. Нередко изображаются березы, солнце, луна, звезды.
  4. Эвенкийский, или унтугун, обладает овальной 15-сантиметровой обечайкой, покрытой преимущественно оленьей кожей. По краям мембраны присутствуют фигуры людей и птиц. Нередко на деревянных колотушке принято рисовать лицо шамана.
  5. Ненецкий, или пензер, символизирует оленя, образ которого становится проводником по миру духов. Это большой круглый инструмент с изображением северных животных и горных пиков. При его изготовлении используют шкуру белого оленя.
  6. Чукотский, или ярар, делают преимущественно из желудочной оболочки моржа. В некоторых районах используют выделанную шкуру молодого оленя. Рукоятку изготавливают из моржового клыка, а колотушку – из китового уса. Чукотский бубен отличается легкостью: в основном он весит около 600 г, а некоторые экземпляры – не более 250 г.

Виды

Какие материалы используются для изготовления бубнов

Основой бубна является обечайка – цилиндрический элемент конструкции, изготавливаемый из древесной щепы или доски. Материал размягчают в воде и сгибают в кольцо. После полного высыхания на обод натягивают шкуру лесного животного: медведя, оленя, косули, бизона и пр.

Нередко мембрану изготавливают из искусственной кожи, которая позволяет извлекать хороший звук и отличается высокой износоустойчивостью. Натуральный материал впитывает влагу, поэтому часто не позволяет играть четко и громко при камлании на открытом воздухе.

Обечайка

Как сделать шаманский бубен своими руками

Инструмент представляет собой деревянную обечайку (обод), на которую натягивают выделанную шкуру животного. Его изготовление требует навыков работы с деревом и натуральной кожей. Однако можно легко понять, как сделать его своими руками в домашних условиях.

Изготовление обода

Традиционно шаманы изготавливали обод из цельной доски, полученной из срединной части древесного ствола путем его раскалывания. Сегодня приобрести материал можно в магазине.

Важно, чтобы изделие не имело сучков и поперечно направленных волокон.

Доску погружают в воду на несколько дней, пока она не станет пластичной. Затем ее скручивают в кольцо с помощью заранее подготовленной формы, прочно фиксируют, склеивают стык и оставляют до полного высыхания.

Края обечайки шлифуют наждачной бумагой и скругляют. На завершающем этапе готовый элемент конструкции обрабатывают натуральной олифой в целях его защиты от сырости и гниения.

Обечайку можно изготовить и из шпона толщиной около 2–3 мм. Материал также замачивают в горячей воде, после размягчения скручивают и фиксируют с помощью струбцин до высыхания.

Затем поверхность обода промазывают клеем ПВА и поверх накладывают следующий отрезок шпона. Процедуру повторяют несколько раз, пока обечайка не станет достаточно крепкой. Чтобы изготовить кольцо диаметром 30–50 см, необходимо склеить 2–3 слоя шпона толщиной 1,5 мм.

Подготовка кожи для бубна

Шкуру животного необходимо обработать следующим образом:

  1. Обезволосить, поместив материал в водный раствор гашеной извести, приготовленный из расчета 200 г вещества на 1 л жидкости. Ежедневно кожу вынимают на несколько минут для проветривания, а затем вновь погружают в состав. Когда шерсть начинает с легкостью отделяться от поверхности, ее полностью удаляют.
  2. Очистить от мездры – остатков подкожной клетчатки и фасциальной оболочки. С этой целью кожу кладут на широкий стол и фиксируют гвоздями по периметру, после чего ножом аккуратно счищают нежелательный слой. Затем поверхность шлифуют крупнозернистой наждачной бумагой.

Окрашивание сырья

Кожу принято окрашивать с помощью натуральных красок, однако допускается использование искусственных составов. Поверхность тонируют полностью или частично, нередко наносят различные изображения.

Натягивание кожи на обод

Готовую кожу размягчают в воде. После этого вырезают из нее круг, размер которого на несколько сантиметров превышает диаметр обода бубна. Вдоль всего припуска делают 3 цепочки отверстий.

В центральный ряд продевают прочный шнур, а крайние сшивают между собой. Затем кожу надевают на обечайку, аккуратно затягивают веревку и связывают ее концы.

Украшения

Инструмент принято украшать символичными изображениями животных, которые являются проводниками по невидимым мирам. В основном шаманы рисуют оленей или коней.

Нередко на бубнах встречаются тайные знаки, о смысле которых знают только владельцы магических атрибутов.

Иногда на обечайку прирепляют клыки и когти зверей, олицетворяющих их природную силу.

Как обращаться с бубном после изготовления

Чтобы активировать магический атрибут, следует 9 раз очертить им круг над пламенем огня. При этом движение должно совершаться по часовой стрелке.

После этого нужно окурить инструмент дымом горящей ветки полыни или можжевельника, а кожаное покрытие смазать кашицей из табака. После этих действий атрибут можно использовать по назначению.

Активация

Вхождение с бубном в транс

Трансовое состояние знакомо каждому человеку, однако произвольное погружение в него доступно не каждому. Чтобы войти в измененное состояние сознания, рекомендуется пройти специальную подготовку или воспользоваться услугами опытного шамана.

Польза и вред

При погружении в трансовое состояние сознание человека отключается, и мозг активирует процессы восстановления физиологических процессов. Такая практика помогает избавиться от стрессов и прочих психологических проблем, восстановить силы и исцелиться от некоторых болезней.

Нахождение в трансовом состоянии может быть опасным ввиду подверженности сознания внешним злонамеренным манипуляциям людей. Поэтому практиковать следует в одиночестве или в присутствии опытных, честных и благонадежных шаманов.

Как подготовиться к трансу

Перед погружением в измененное состояние сознания нужно выбрать тихое уединенное место, исключив вероятность появления нежданных гостей. Заранее рекомендуется удовлетворить базовые физиологические потребности: посетить туалет, устранить чувство голода или излишней сытости.

Не следует входить в транс во время болезни. Сначала следует достичь полного выздоровления, в противном случае практика не будет эффективной.

Техники вхождения в транс

Основным способом погружения в транс является прослушивание ритмичной музыки, издаваемой бубном. Мероприятие рекомендуется проводить при участии шамана, который будет играть на инструменте. Однако можно использовать и аудиозапись.

Во время прослушивания нужно расслабиться и сосредоточить внимание на ритме, не позволяя себе отвлекаться на внешние раздражители и посторонние мысли.

Войти в измененное состояние сознания также можно с помощью:

  • холотропного дыхания, которое способствует интенсивному насыщению крови кислородом и быстрому погружению в транс;
  • танцев или монотонных движений;
  • концентрации на звуке или явлении: сердцебиении, тиканье секундной стрелки часов и т.п.

Выход из транса и расслабление

Выходить из транса следует постепенно. Можно визуализировать процесс спускания по лестнице или выныривания из воды. Когда привычные чувства и мысли начнут возвращаться, рекомендуется выполнить несколько упражнений на расслабление и растяжку мышц.

Другие ритуальные атрибуты

Помимо бубна, шаманы используют и другие магические атрибуты:

  • колотушку из кости животного или древесины, с помощью которой можно проводить камлание;
  • медные зеркала, используемые для объединения духов и расширения видения;
  • ритуальную чашу для приготовления целебных составов и разжигания трав.

Обязательным атрибутом шамана также являются костюмы, которые украшаются различными символами в зависимости от вида призываемых духов-помощников.

Например, при посещении Верхнего мира служитель культа облачается в одеяние, напоминающее птичье оперенье. При путешествии в Нижний мир используется костюм со множеством металлических предметов.


ИЗГОТОВЛЕНИЕ БОЛЬШОГО ШАМАНСКОГО БУБНА
(Рассказывает мастер Андрей Яров, г. Талдом). Специально для книги О. Диксона –«Шаманское целительство в кланах Ворона и Орла».
Процесс изготовления бубна, который описан здесь, не принадлежит какой-либо этнической группе или народу. Это не попытка в точности скопировать существующую или существовавшую традицию. Скорее, это способ для современного человека самому пройти дорогами древних шаманов. Воссоздать условия и некоторые материалы для изготовления бубна в наши дни подчас невозможно, цивилизация наложила свои отпечатки и на человека, и на условия его жизни. Но поскольку шаманизм является высоко адаптивной структурой, в дело всегда идет все, что работает. Так будет и на этот раз. По своей сути бубен представляет собой обруч из дерева шириной от 4 до 10 см и диаметром от 40 до 60 см, обтянутый кожей. Прежде чем приступить к работе, следует тщательно изучить весь материал и взвесить свои возможности. Затем необходимо найти следующие основные материалы: козью шкуру, древесину, а также вспомогательные материалы: химические реактивы, инструменты, специальные приспособления. Указанные временные, температурные и другие режимы должны строго соблюдаться. Не торопитесь, помните, что вы не просто пилите доски или забиваете гвозди, а пытаетесь привнести в свою жизнь тайну. Здесь описана только технология, право оставить ее лишь в этом качестве или превратить в настоящее шаманское путешествие остается за вами.
1. Подготовка кожи для бубна
Для изготовления бубна, потребуются две невыделанных! (только так) козьих шкуры (см. рис. 1). Приобрести их не составит труда. Можно обратиться в пункты заготовки сырья или купить у частных лиц, содержащих скот. Прежде всего, договоритесь с продавцом, чтобы шкура была правильно законсервирована, а именно: только что снятую шкуру нужно хорошо просолить со стороны мездры. Тщательно осмотрите выбранную шкуру: на ней не должно быть никаких повреждений и сквозных дыр. Если шкура хорошо высушена, ее нельзя сгибать, разгибать и свертывать, потому что волокна кожи склеены между собой и очень ломки. Еще один существенный недостаток, влияющий на ее качество, это так называемые выхваты и вырезы. Они получаются, когда с забитого животного снимают шкуру, и ножом срезают слой кожи со стороны мездры, тем самым ослабляя данный участок, на котором потом может произойти разрыв.
Рис.1
Диаметр будущего бубна определяется размером шкуры, которую удастся достать. В любом случае, лучше не делать бубен менее 40 см, так как иначе звук будет недостаточно гулким. Но и гигантомании предаваться не стоит, бубен большого диаметра даст нечеткий звук, потому что хорошо натянуть шкуру на большой обод очень трудно.
Последний раз редактировалось: Shadow (18.04.2007 (Ср), 21:35), всего редактировалось 3 раз(а)

За неделю шкура полностью высохла. Возможно она высохла быстрее, но меня неделю не было дома, так что не знаю. Я снял ее с растяжки и зашкурил.

Внутреннюю сторону шкурил основательно, наждачками с зерном 60, 80, 120 и 240 грит. Лицевую сторону только полирнул наждачкой 240 грит.



Немного обрезал лишнее, положил сверху обечайку для примерки.


Теперь настал тревожный момент. Я боялся что при намокании кожа начнет уменьшаться в размерах. Ведь она была сильно растянута. Но этого не произошло. Размеры уменьшились примерно на 1% или даже меньше. Еще интересное замечание - все рекомендуют замачивать сыромятную кожу на ночь. Я просто смочил губкой, и она стала мягкая и пластичная. Возможно зависит от типа обработки, возраста и типа животного.

Пока кожа мокла, я снимал видео. И делал надпись на обечайку.


Буквы я сделал из растишки толщиной 3 мм и пропитал для жесткости клеем ПВА.




Пробил 2 ряда отверстий следующим образом: Обечайка кладется на кожу по центру, край кожи обворачивается вокруг обечайки и на расстоянии 2-2.5 см пробивается отверстие. Еще 2-2.5 см к краю кожи пробивается 2е отверстие. Между соседними отверстиями одного ряда я делал 2.5 см.


От последнего ряда я отступил 2 см и обрезал край.


После этого берем синтетическую веревку и укладываем ее между рядами. Сшиваем шнурком из сыромятной кожи таким образом, чтобы получился карман для веревки. Сыромятный шнурок не нужно затягивать слишком плотно, иначе веревка не будет двигаться, шнурок нужно будет подтянуть позже.




Немного затягиваем веревку и вставляем обечайку. Нужно не забыть, что обечайка вставляется острым торцом к коже.


Затягиваем веревку насколько возможно. Силы не жалеть и не бояться что что-либо порвется. Когда веревка затянута, подтягиваем сыромятный шнурок по всему периметру.


Восемь сыромятных шнурков продеваются через теже отверстия через которые прошел шнурок который держит веревку. В середине они привязываются к крепкому пластиковому, деревянному или металлическому кольцу. Я использовал металлическое кольцо от карниза. Эти 8 шнурков нужно затянуть как можно сильнее, тянуть можно плоскогубцами. Одновременно нужно следить чтобы кольцо не уходило из центра обечайки, если уходит, подтягивать соответствующие шнурки.


После этого каждый двойной шнурок нужно обмотать еще одним - для дополнительного натяжения, усиления, и для создания ребристой поверхности, нужной в дальнейшем.

Теперь берем 2 соседних шнурка и начинаем сплетать их вместе. Это создаст дополнительное натяжение мембраны. Именно сейчас помогает ребристая поверхность шнурков, сплетающий их сыромятный шнурок меньше скользит к центру обечайки.

Вот что получилось:


Основные натяжные сыромятные шнурки и шнурок формирующий карман синтетической веревки я купил в Тэнди. Это корова, ширина шнурка 3.2 мм - у меня ушла почти вся катушка 18 метров.

Когда я сплел пары натягивающих шнурков вместе, усилилось натяжение веревки в месте крепления шнурков, и она немного провисла. Чтобы скомпенсировать, я добавил центральный натяжной шнурок в середину каждой пары. Потом обернул все натяжные шнурки для прочности и эстетики оленьей сыромятной кожей. Она была нарезана на полоски шириной 2. 3 см длиной приметро 1 метр, я использовал около 20ти полос - на обворачивание и дополнительные центральные натяжные шнурки (коровий шнурок к тому времени у меня просто кончился).

За ночь бубен почти высох и зазвучал! Почти, потому что натяжные шнурки обернуты, и внутри еще влажные. Звук обалденный. Сделаю колотушку, тогда закончу видео.



Еще интересный момент. Два дня когда я работал над сборкой бубна я чувствовал себя отвратительно. Плохо спал, болела голова, тошнило и вообще было плохо. На это есть несколько объяснений - работал на полу, на коленях, наклонялся, это не лучшее положение для человека. Другое объясненине - за день до того прилетел из Мексики, в самолете куча людей, можно подцепить вирус. Но что странно, что как только я обернул последний шнурок, все симптомы болезни прошли. Не через день, а сразу, и я почувствовал себя полностью здоровым.

Как сделать Шаманский бубен

В культах всех народов мира присутствует такой перкуссионный инструмент как бубен. По сути бубен является облегченной версией барабана, что делает его удобным для транспортировки. Традиционно он используется во время трансовых практик для поддержания ритма. Сакральное значение ритма в том, что он на бессознательном уровне балансирует психическое состояние. Но об этом в другой раз, а в этой статье речь пойдет о техниках изготовления бубна.

"Большинство болезней происходит из-за рассинхронизации человека с его миром.
Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться".

"Хохот Шамана" В. Серкин

Шаманский бубен отличается от своих ближайших родственников тем, что он зачастую изготавливается вручную, что наполняет его мистическим смыслом и придает ему уникальный облик. Шаманский бубен служит проводником в измененные состояния сознания и используется в обрядах, и не рассматривается как музыкальный инструмент. Шаманский бубен инструмент работы с звуковым проявлением Силы.

Процесс изготовления состоит из трех этапов: изготовление обода (обичайки), подготовка кожи для мембраны и натяжка кожи на обод.

Изготовление обода

Изготовить обод для шаманского бубна можно несколькими способами.

Обод из шпона

Первый, самый доступный с точки зрения простоты исполнения, - использовать шпон. Шпон – это буквально очень тонкие доски. Подойдет шириной от 1,5 мм до 2,5 мм. Чем шпон тоньше – тем легче гнется. Размачиваем несколько полосок шпона в воде (горячая ванная очень подходит). Как только он начнет гнуться, скручиваем в нужную нам форму (круг, овал, яйцо и т.д.). Через несколько часов (от 5 до 12), когда будущий обод принял нужную округлость, достаем и склеиваем в несколько слоев клеем ПВА (можно столярным).


Склейка может быть разной, в зависимости от того, что есть под рукой. Главное, чтобы все слои плотно прилегали друг к другу, это залог качественного резонанса бубна. В поклейке обода хорошо применять струбцины. Проложите между двумя краями струбцины деревянные дощечки, чтобы распределить давление равномерно и прикрутите струбцины поверх проклеенного фрагмента. Когда клей высохнет (в случае ПВА – 24 часа), можно приступать к следующему слою. Количество слоев определяет крепость формы. Для бубна диаметром до 30 см хватает 2 слоя шпона по 1,5 мм, а для 50 см – 3 слоя.

Если нет струбцин можно прибегнуть к другому методу – фиксация степлером, в некотором смысле она даже удобнее и позволяет создать форму за один подход. Скрутив первый слой шпона, зафиксируйте его степлером с внутренней стороны, то же повторите и с последующими слоями. Когда обод высохнет достаньте скрепки и выбросите. Традиционно метал не должен использоваться при изготовлении шаманского бубна.

Обод из доски

В ранней традиции обод делали из одной цельной доски, добытой из середины ствола дерева путем раскалывания последнего вдоль сердцевины. Это интересный метод для отважных лесорубов. В ином случае можно прибегнуть к покупке доски на рынке. Тут стоит сразу оговориться, что сучки будут препятствием для успешного скручивания доски. Если вы покупаете её на рынке – смотрите чтобы волокна шли вдоль нее и не было сучков. Важно правильно выбрать древесину, например, липа будет податливой, а дуб – нет. Чтобы заставить доску гнуться её предварительно замачивают в воде. Если в вашем распоряжении водоем – закиньте доску на дно на пару недель в теплое время года. Можно соорудить устройство для варки доски: труба герметизируется с одной стороны, в нее помещается тэна для разогрева воды. Кладем в трубу доску, приподнимаем открытый конец, заливаем водой, включаем кипятильник, подсаливаем воду и прикрываем крышкой. Варить нужно несколько дней до недели.


Скручивать размоченную доску лучше, опираясь на заготовленную заранее форму. Отрезаем лишнее, скручиваем по форме, где необходимо прижимаем струбцинами, стык проклеиваем кожей и фиксируем до полного высыхания.

Обработка обода

Край обода обрабатывается наждачной бумагой, можно скруглить край обода или наоборот сделать более плоским. Для защиты обода от сырости и грибков можно использовать пропитку для дерева или лак.


Подготовка кожи

Для шаманского бубна чаще всего используются шкуры козы и косули, их толщина и упругость наиболее универсальны. Шкуру нужно вычинить. Если у вас есть уже готовая – переходите к следующему пункту. Шкуры для бубнов и барабанов вычиняются не так как для одежды. В нашем случае важно сохранить эластичность и упругость кожи.

Обезволашивание шкуры

Чтобы обезволосить кожу, нужно замочить ее на 5-7 дней в ведре в растворе воды и негашеной извести. Раз в день доставайте ее полностью из воды на проветривание (используйте резиновые перчатки, известь обжигает) и, подержав над ведром пол минуты, кладите обратно. Проверяйте как крепко держатся волосы. Когда они начнут легко выниматься, достаем шкуру, смываем известь водой, вешаем на плоскость типа доски или крышки стола и деревянной лопаткой счищаем мех. Движения делаются от головы вниз и от центра в стороны.



Мездрение

С обратной стороны шкуры есть остатки подкожного жира и фасции - мездр, процесс избавления от них кожи называется мездрением. Кладем кожу на гладкую плоскость, подойдет стол. Можно зафиксировать края степлером, но необязательно. От головы вниз счищаем мездр коротким ножом. Главное аккуратно работать ножом и не сделать дырку в обрабатываемом куске кожи. После следует обработка наждачной бумагой с крупным зерном, необходимо счищать фасции и жир до тех пор пока кожа полностью не очистится.


Окрашивание кожи

Покрасить шкуру можно как с помощью современных специальных средств так и с помощью натуральных красителей. Окрашивание может быть однотонным сплошным, декоративным окрашиванием фрагментов или нанесением рисунка. Подробнее об окрашивании шкур натуральными красителями читайте в статье.

Натягивание кожи на бубен

Размоченную кожу расправляем на полу, сверху кладем обод, добавляем несколько сантиметров на заворот на обод и подворот кожи и рисуем нужный контур. Снимаем обод, обрезаем кожу по контуру. На краю делаем три ряда дырок. В средний продеваем веревку, два крайних сшиваем между собой. Кожу надеваем на обод и понемногу затягиваем веревку. Когда кожа натянулась на обод со всех сторон, берем еще одну веревку, которая будет ручкой для держания бубна и натягиваем пока кожа еще мокрая. Важно чтобы натяжка была достаточной и веревка не провисала.

Читайте также: