Как развить в себе кожное зрение

Обновлено: 24.04.2024

Близорукость (медицинское название миопия – от греч. «прищуренный глаз») является одним из наиболее распространенных офтальмологических нарушений. Обусловлено оно неправильной рефракцией, или преломлением света в оптической системе глаза. Фокус наиболее четкого изображения, который в норме проецируется на светочувствительную зону сетчатки, при близорукости оказывается кпереди от нее. В результате удаленные объекты видятся нечеткими, их контуры «размываются» и сливаются с фоном. Чем ближе объект к глазам, тем отчетливее он воспринимается; при выраженных степенях миопии человек вынужден сокращать расстояние буквально до нескольких сантиметров.

Древнейшим способом коррекции близорукости являются очки. История этого оптического приспособления насчитывает уже, по-видимому, около 9 веков, но и по сей день очки с вогнутыми линзами отнюдь не утратили своей значимости в офтальмологической практике. Иногда очки подбираются врачом с таким расчетом, чтобы оптическая сила линз была несколько меньше реально необходимой – это становится своеобразной тренировкой для аккомодирующих мышц и держит зрительную систему в надлежащем тонусе, не позволяя ей «лениться». В целом же очки были и остаются сугубо паллиативным средством: они смягчают симптоматику и тем самым обеспечивают приемлемое качество жизни, но никак не воздействуют на истинные причины патологии, поэтому со временем миопия зачастую усугубляется и пациенту приходится выписывать все более и более сильные линзы.

Близорукость - упражнения для зрения

Для истинного лечения близорукости разработаны и успешно применяются как консервативные, так и офтальмохирургические методики. Зная это, многие радикально настроенные пациенты склонны настаивать на «какой-нибудь операции», – и бывают искренне удивлены: одним из наиболее эффективных методов излечения (а если это невозможно, то значительного снижения степени или приостановки прогрессирования) близорукости является глазная гимнастика – комплексы специально разработанных, научно обоснованных и апробированных многолетней мировой практикой упражнений для глаз. В особенности они эффективны в детском и подростковом возрасте, на этапе интенсивного развития всех систем организма, включая зрительную.

Любая рефракционная аномалия может быть как приобретенной, так и врожденной; в любом случае, роль наследственного фактора в развитии близорукости давно известна и доказана. Поэтому в тех случаях, когда генетический риск высок (например, по линии одного или обоих родителей миопия встречалась в нескольких поколениях), гимнастику для глаз желательно начинать при самых первых, незначительных признаках ухудшения зрения, а лучше всего – не дожидаться этих признаков и принимать превентивные, профилактические меры.

Кроме того, регулярные упражнения для глаз совершенно необходимы людям, чья повседневная деятельность связана с повышенной зрительной нагрузкой и требует длительной фиксации взора на близко расположенных объектах (текст, монитор, микросхемы, часовые механизмы, тонкая вышивка, ювелирные изделия и др.). Для таких специалистов показана, в частности, система упражнений, разработанная авторским коллективом под руководством проф. Э.С.Аветисова: стимулируется глазная гемодинамика (кровообращение), снимается излишнее напряжение и спазмы, укрепляются глазные мышцы.

Комплекс Э.С.Аветисова

Упражнение 1. Выпрямиться, приподнять подбородок, крепко зажмуриться на 5 секунд, затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Сидя с прямой спиной и поднятой головой, быстро и интенсивно моргать в течение одной-двух минут.

Упражнение 3. Встать, ноги на ширине плеч, взгляд прямо. Вытянуть вперед руку. Сконцентрировать взгляд на одном из пальцев на три-пять секунд. Медленно опустить руку, не отрывая взгляда. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 4. Встать, как в предыдущем упражнении, выпрямить руку на уровне глаз, сосредоточиться на кончике указательного пальца. Медленно приблизить руку, пока палец не начнет двоиться или расплываться, затем отвести обратно. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение 5. В том же исходном положении, глядя прямо перед собой, подвести указательный палец к глазам на 25-30 см. На три-пять секунд сосредоточиться на кончике пальца. Затем прикрыть другой ладонью левый глаз, продолжая пристально вглядываться правым в течение 3-5 секунд, затем ладонь убрать и снова вглядываться в кончик пальца обоими глазами. Закрыть ладонью правый глаз, через 3-5 секунд ладонь убрать. Весь цикл повторяется 6-8 раз.

Упражнение 6. Встать аналогично предыдущим упражнениям – спина прямая, ноги на ширине плеч. Вытянуть перед собой руку, немного согнув в локте. Сконцентрироваться на указательном пальце и, не меняя прямого положения головы, медленно смещать палец сначала справа налево, затем в обратном направлении, стараясь при этом удержать фиксацию на кончике пальца боковым зрением. Упражнение повторяется 10—12 раз.

Упражнение 7. Сесть, максимально расслабиться с закрытыми глазами. Кончиками пальцев производить круговой массаж обоих век в течение минуты.

Упражнение 8. Сидя в удобной расслабленной позе, полузакрыть глаза. Безымянным, средним и указательным пальцами каждой руки прижать верхнее веко соответствующего глаза на одну-две секунды, затем отпустить. Выполнить три-четыре раза.

Упражнения при близорукости (миопии) - Бейста

Система упражнений Бейтса

В западных странах широко практикуются комплексы упражнений американского офтальмолога У.Г.Бейтса, разработанные им для различных видов рефракционной аномалии – астигматизма, дальнозоркости и близорукости.

В данной системе акцент делается на укреплении и нормализации тонуса глазных мышц – как аккомодирующих, так и глазодвигательных. С точки зрения Бейтса, одной из главных причин любых нарушений рефракции является чрезмерное напряжение при необходимости сконцентрировать взгляд на близко или далеко расположенном объекте. Например, если после длительной непрерывной концентрации зрения вблизи перевести взор вдаль, глазам понадобится значительное усилие, чтобы расслабить аккомодирующие мышцы, – буквально занемевшие, подобно тому, как немеют мышцы неподвижных напряженных конечностей, – и перестроиться на восприятие удаленных объектов. Дело в том, что в оптическом плане зрение вдаль требует более плоской формы хрусталика (расслабление цилиарной мышцы), а зрение вблизи – более сильной преломляющей способности и, соответственно, более сферической формы (цилиарная мышца напряжена). При постоянном монотонном напряжении мышце все труднее расслабиться, и хрусталик остается сфокусированным на близкой дистанции.

Комплекс глазной гимнастики Бейтса направлен, в основном, на релаксацию мышечной системы глаза, поскольку именно напряжение вызывает спазм аккомодации и механически обуславливает близорукость.

Система тренировок по Бейтсу включает три группы упражнений, направленных на:

  • общее расслабление;
  • динамическоре расслабление;
  • дополнительную коррекцию.

На этапе общего расслабления наиболее эффективен пальминг. Эта методика достаточно проста и может выполняться больным самостоятельно. Суть её заключается в прикрытии ладонями закрытых глаз («а palm» по-английски – ладонь, отсюда название). В условиях полной темноты и расслабления мышцы получают необходимый отдых. В дополнение к этому вводятся приёмы визуализации – в процессе расслабления необходимо представлять чёрный цвет и чёрно-белые образы в различных сочетаниях.

Динамическое расслабление достигается упражнениями, стимулирующими центральную фиксацию.

Под «центральной фиксацией» подразумевается способность зрительной системы фокусироваться на объекте. Прямой взгляд на этот предмет должен выделять его среди остальных, более размытых и неясных. Центральная фиксация обусловливается работой макулярного зрительного центра – области на сетчатке, где сосредоточено большинство светочувствительных рецепторов глаза и потому достигается наибольшая острота зрения.

При близорукости центральный участок сетчатки обеспечивает такую же остроту зрения, как периферические области, – объект наблюдения не выделяется по чёткости на фоне остальных предметов. Всё поле зрения равномерно размыто и нечётко, а порою даже имеет место обратная ситуация – изображение, попадающее на крайние участки сетчатки, видится более четко, чем центральный объект.

Тренировочная система Бейтса направлена на усиление центральной фиксации и основана на способности близорукого глаза копировать свойства второго глаза с нормальной остротой зрения (при односторонней миопии).

Свою систему Бейтс разработал, опираясь на рисунки, который применялись для коррекции зрения ещё в Древней Индии. Специальная Ом-карта содержит сложный рисунок, подлежащий рассматриванию; в центре этой карточки расположен похожий на иероглиф рисунок, в котором больному нужно постараться различить слово «Ом».

Такие упражнения, действительно, способствуют улучшению функций зрительного центра и в определённой степени восстанавливают зрение. Дополнительным эффектом от тренировок можно считать активизацию кровообращения и улучшение питания глаза.

Близорукость - упражнение для глаз (ом-карта)

Ом-карта располагается на расстоянии от 30 см до 3 м. Взгляд необходимо зафиксировать в самом центре знака «Ом», который видится наиболее чётко и представляется наиболее чёрным. Необходимо постепенно обводить знак взглядом, отмечая, что текущая точка фиксации выглядит самым чёрным местом всего иероглифа. После прохождения всего пути нужно вернуться к исходной точке и повторить упражнение ещё два раза. После третьего прохождения весь знак Ом-карты выглядит более чёрным, чем это виделось в начале занятия.

Исходная позиция – стоя. Ом-карта расположена на отдалении 30-150 см на уровне глаз. Центральный знак карты заключён в ломаную линию, наподобие схематического изображения солнца или подсолнуха. Пациент фиксируется на одной точке схемы, а затем взгляд перемещается по ломаным линиям; перемещение сопровождается соответствующим движением головы в том же направлении (т.е. голова не должна оставаться неподвижной – напротив, перевод взгляда происходит именно за счёт смещения головы, а фиксация глаза остается постоянной). В точках излома линии нужно усилием воли произвести нерезкое плавное моргание. Во время выполнения задания пациент сосредотачивается на том, что маршрут следования взгляда выглядит более чёрным относительно остальных элементов рисунка.

Исходное положение такое же, как для предыдущего упражнения. Знак «Ом» на карте заключён в окружность. В начале упражнения пациент фиксируется на одной точке окружности, а затем взгляд начинает плавное движение по ней с одновременным вращением головы. После нескольких повторений нужно попытаться проделать то же самое с закрытыми глазами, двигаясь взглядом по воображаемому кругу.

Для тренировки потребуется проверочная таблицы зрения Сивцева в «карманном» варианте (карточка с буквами разного размера, расположенными горизонтальными рядами по мере убывания их размера сверху вниз). Проверочная таблица располагается на вытянутой руке или на столе. Расстояние от глаз 90 см. В условиях хорошей освещённости необходимо выделять отдельные отчётливо различимые буквы. Затем то же самое повторяется в условиях искусственных сумерек (с выключенным светом, слабой локальной подсветкой или в иных подобных условиях). На заключительном этапе – после тренировки на отдельных буквах – переходят к чтению. Для этого подойдёт любой текст с достаточно мелким шрифтом. Нужно постараться в условиях слабой освещённости прочесть три страницы, держа книгу на расстоянии 25 см от лица. Чтение должно быть затруднено, но напряжением глаз следует всё же добиться разборчивости текста. Эффект от такой тренировки обусловлен чередованием рассматривания хорошо видимых букв при достаточном освещении и мелкого шрифта в темноте, что укрепляет мышцы, отвечающие за аккомодацию.

Ежедневные тренировки на проверочной таблице Сивцева. Рекомендуется при первых тренировках располагать ее на расстоянии 3 м. Освещение должно быть достаточным. Разрешается мягко моргать при переходе с буквы на букву. С каждым днём расстояние до таблицы увеличивается, но так, чтобы чтение не вызывало существенного напряжения. После такой тренировки показан пальминг, снимающий нагрузку и обеспечивающий плавный переход к обычному зрению.

Выполняется во время движения в транспорте или около транспортных путей. Необходимо следить за движущимися объектами – приближающимися и удаляющимися (машинами, людьми, деревьями). Глаза при этом не должны быть напряжены. Можно даже полуприкрыть веки (не путать с прищуриванием), чтоб слежение за предметами происходило с одновременной релаксацией.

Улучшение (восстановление) зрения - с помощью упражнений при близорукости

Упражнения по системе М. Уиндолфа при близорукости

М. Уиндолф – один из последователей Бейтса, не только применявший на практике вышеупомянутую систему упражнений для глаз, но и разработавший собственный подход к тренировкам. Основное внимание Уиндолф уделял тренировке прямых и косых наружных мышц глаза, что укрепляет систему аккомодации. По его мнению, именно эти структуры отвечают за фокусировку и определяют остроту зрения.

Исследуя эффективность упражнений своего предшественника, Уиндолф пришел к выводу, что аккомодация восстанавливается регулярным расслаблением косых и, наоборот, напряжением прямых мышц.

Упражнения системы Уиндолфа, направленных на расслабление косых мышц глаза, преимущественно заимствованы из комплекса Бейтса. Укрепление же прямых мышц, по мнению Уиндолфа, должно подкрепляться внутренними командами и самовнушением. Во время тренировки глаза не должны чувствовать напряжения.

Многие офтальмологи подтверждают, что чередование расслабляющих и укрепляющих тренировок является более эффективным, чем комплекс, ориентированный исключительно на релаксацию.

Укрепление прямых мышц достигается следующим образом.

Перед тренировкой проводится сеанс пальминга в сочетании с общей релаксацией. Затем в поле зрения располагается яркий объект (например, блестящий шарик). На него нужно смотреть в сочетании с периодическими морганиями и непродолжительным закрыванием глаз, добиваясь чёткой фиксации в центре. Даже если ненадолго достигается эффект острого зрения обоими глазами – это прогностически благоприятный признак, свидетельствующий об эффективности такого подхода в данном индивидуальном случае, т.е. о необходимости продолжать тренировки.

Затем следует постараться сузить центральную зону фиксации, мысленно «втягивая в себя глаза» без напряжения. В такие моменты происходит сжатие прямых мышц. Понимая это, следует сознательно давать им команду на сокращение, словно бы втягивая глазные яблоки вглубь глазниц. При этом необходимо следить за тем, чтобы сохранялась центральная фиксация, глаза не напрягались, а моргание было плавным.

После первого упражнения, как правило, ощутимых улучшений не наблюдается, и пациенту с самого начала следует настраиваться на длительные и регулярные тренировки, обязательно в сочетании с расслабляющим комплексом.

Во время выполнения иногда может развиться дискомфортное ощущение тупой головной боли. Это естественный эффект от напряжения глазных мышц, – такой же, и при тренировке любой другой мышечной системы. После прекращения повышенной концентрации на объекте это состояние уходит. По мере регулярных тренировок это явление исчезает вовсе, уступая место другим, куда более приятным ощущениям: острота зрения повышается, глаза становятся более выносливыми к нагрузкам.

Хорошие упражнения для профилактической поддержки зрения, основным помощником в сохранении зрения на прежнем уровне сейчас у нас выступают перифокальные линзы, отличный шанс попробовать на себе оптику, с эффективностью, подтвержденной исследованиями!

Та же странная Кулешова заверяла, что могла «видеть» любую надпись хоть коленкой или плечом. Этот странный феномен «кожного зрения» долгие годы был фантастической байкой, пока не появился человек, который обосновал со всех возможных научных точек зрения существование такого феномена в природе.

Новомейский Абрам Семенович родился в 1919 году в районе Байкала в Баргузине. Учился в школах Ленинграда, Тель-Авива, Куйбышева. Закончил Куйбышевский педагогический институт, после окончания института поступил в аспирантуру Московского института психологии и педагогики. Защитив диссертацию в 1950 году, был направлен на работу в Свердловский педагогический институт, а потом в Нижнетагильский пединститут. Там он познакомился с психиатром И. Гольдбергом, который в то время лечил Розу Кулешову, «болеющую» в том числе феноменом «кожного зрения». В итоге Новомейский посвятил этому феномену практически всю свою жизнь, несмотря на ярое сопротивление большинства представителей науки. Умер в 1993 году.

Любопытно, что хотя А. С. Новомейский и вложил неоспоримый вклад в развитие этого непознанного до него феномена, но начал он свой путь с той же Розы Кулешовой, невменяемого инвалида с нервными заболеваниями. Это редкий случай, когда человека сначала в чем-то убедили, а только затем он попытался это обосновать. А потом выяснилось, что первоначальные факты были чистой воды фальсификацией и мошенничеством. Абрам Семенович, вероятно, так до конца и не смирился с фактом обмана со стороны его основного подопытного — Кулешовой. Однако он был очень близок к этому, и сам не раз говорил о том, что та часто откровенно мухлюет. Он это объяснял ее желанием произвести большее впечатление и, вместе с тем, показать стабильный результат на публике. Даже совсем далеко сидящему человеку было видно, что она смотрит сквозь щели, для чего ей приходилось водить головой характерным образом, чтобы одна и та же щель помогала увидеть объекты в разных направлениях.

Несмотря на первоначальную основу на таком истеричном казусе, как Кулешова, ученый, профессиональный педагог и психолог, нашел массу обоснований реальности феномена «кожного зрения». Единственное, его профиль не соответствовал сему направлению, поскольку ему больше следовало быть биологом или физиком, но ведь он заинтересовался этим феноменом, когда уже имел образование, и переучиваться было бессмысленно. Так или иначе, сформулированные им тезисы выглядят весомыми доказательствами существования феноменальной способности людей видеть цвета кожным покровом.

Функционирование кожно-оптического механизма он определил возможностью кожных анализаторов воспринимать электромагнитные колебания, чем и является свет.

Новомейский мечтал поставить эту удивительную способность на поток, вложив в руки человечества новую возможность совершенствования. С этой целью проводилось множество опытов. В частности, в Нижнетагильском пединституте проводили масштабное обучение студентов зрительному восприятию пальцами. В экспериментах приняло участие пятьдесят человек, и десяти из ним удалось достичь определенных результатов, стабильно узнавая два-три, а потом и больше цветов. Результаты таких опытов надеялись применить для людей с дефектами зрения, ведь другие опыты показывали, что в той ли иной степени способностью видеть руками владеет каждый человек.

Такое стремление оправдывали способности некоторых обследованных слепых, в основном детского возраста, которые также могли различать некоторые цвета при полном отсутствии зрения. «Кожное зрение» слепым впоследствии пытались привить посредством кожи лба. Для усиления эффекта туда проецировался концентрированный свет от прикрепленных линз. Эти опыты всегда были удачны, хотя и не обладали большой детальностью.

Чтобы доказать доступность такой способности каждому и реальность ее существования вообще, можно провести простой эксперимент, который говорит сам за себя. Возьмите два листа бумаги, один из которых будет совершенно черным, а другой, наоборот, белым (а еще лучше — белым и глянцевым). Разместите их рядом недалеко от источника света (лампы накаливания). Поводив рукой над этими листами, вы, скорее всего, заметите существенную разницу в ощущениях над ними и прикасаясь к ним. Все дело в поглощательной/отражательной способности того или иного цвета и характера поверхности в отношении электромагнитных волн. А про то, что все мы ощущаем любой частью тела солнечный свет, вообще можно не говорить.

Вот и получается, что человек способен ощущать кожей электромагнитные волны разной степени мощности, но в основном инфракрасного спектра. Если учесть, что при этом он может и генерировать это излучение, то и его обратное отражение от предметов, имеющих разный цвет и разную степень отдачи, позволяет научиться различать цвета поверхностей. В доказательство инфракрасной роли электромагнитного излучения в феномене самый большой вклад внес все же не Новомейский, а известный ученый М. М. Кожевников.

Более того, бумага, ткань и многие другие материалы обладают способностью пропускать электромагнитные инфракрасные волны от 5 до 15 микрон, во что вписывается способность их восприятия человеком. А это указывает на возможность ощущать кожей цвет даже сквозь многие физические предметы — как прозрачные, так и нет.

Что касается форм «кожного зрения», то их определили три: контактная (прикосновения пальцами и другими частями тела к объекту), дистантная (без прикосновения частями тела к объекту, на различных расстояниях от него), проникающая (цвет или форма объекта воспринимается даже сквозь другие прозрачные и непрозрачные объекты).

Новомейский также определил, что способностью видеть кожей гораздо чаще других обладают творческие люди. Может быть, это было обосновано тем, что в их среде гораздо больше людей, желающих чем-то отличиться. А другой ученый, А. И. Крупнов, нашел зависимость между развитием интеллекта и этой способностью. Чем его меньше, тем она лучше.

К заслугам Абрама Семеновича также стоит отнести составление первой шкалы восприятия света новым человеческим чувством. Например, красный цвет он определял следующим образом: «Значительное сопротивление движению пальцев при осязании. Вязкий цвет. Самый теплый на ощупь. В воздухе на расстоянии горячий. Жжет. Сильно притягивает к себе ладонь». А зеленый цвет он описывал так: «Нейтральный. Неопределенный по осязательным признакам цвет. Не гладкий, но и не шероховатый. По температуре не теплый и не холодный. На расстоянии тоже ощущается как нейтральный. Раздражает, но четких ощущений тепла или холода нет. Не притягивает и не отталкивает ладонь».

Если вам эта тема интересна, то вы сами можете попробовать достичь в ней определенных высот. Как основу для тренировочных упражнений можно использовать описанную мной технику для зрения с закрытыми глазами, делая ставку не на восприятие объектов неведомым зрением, а на его идентификацию с помощью кожи пальцев рук и других участков кожного покрова.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Урок №3 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Добрый день мои любимые мастера и «колористы от бога»!

Сегодня мы продолжаем изучать мою самую любимую тему в парикмахерском искусстве-КОЛОРИСТИКУ!

Прошу вас изучить внимательно все материалы.

Зайти на все ссылки которые я предлагаю.

И обязательно работать с информацией!

Запись в тетрадь не отменяется!

Все возникающие вопросы пишем мне в личку.

С удовольствием отвечу!

С уважением ваш тренер по профессии

ОРЛЯНСКАЯ ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА.

Преподаватель ГБПОУ РО ПУ №7 г.Ростова-на-Дону

Искажения цвета и освещение

Как выбирать дневную и вечернюю одежду

При искусственном вечернем свете от лампы накаливания происходит искажение цвета. Кстати сказать, вечерняя одежда создана для такого освещения. А дневную одежду нужно примерять при дневном свете. От лампы все цвета приобретают желтоватый оттенок. Красные оранжевеют и становятся более сочными, голубые, синие, сине зеленые сильно темнеют, теряют насыщенность и блекнут.

Светло желтые трудно отличать от белых. Голубые – зеленеют, темно синие – чернеют, синий василек – слегка краснеет, фиолетовые приближаются к пурпуру. Цвет «электрик» синий становится сочным, особенно при лампах с дневным освещением. Из этого можно сделать вывод, что цвета, родственные по цвету с освещением лампы, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону – темнеют.

Так что и по ночам можно писать картины, делая поправку на цветовые искажения. Лучше всего будут получаться картины в желтой гамме. Некоторые художники практиковали так и не боялись ночного освещения.

В сумерках все кошки… голубые и фиолетовые

Говорят, что по ночам все кошки серые. В сумерках, можно сказать все кошки – голубые и фиолетовые. Днем самыми светлыми нам кажутся желтые цвета, а в сумерки зрение обостряется к холодной гамме и яркими становятся для нас лиловые и голубые. Чем больше темнеет, тем постепенно перестают различаться: красный затем оранжевый, желтый и т. д. по спектру цвета.

Интересные цветовые эффекты достигаются при разноцветном свете. Интерьеры при этом меняются до неузнаваемости. Все знают, как преображается сцена театра или как эффектно смотрится белая одежда при разноцветном освещении дискотек. Например, при желтом освещении, сочетание синего с красным превратится в более резкое сочетание черного с оранжевым. При синем свете на кухне вся пища будет казаться очень неаппетитной.

Как механически смешиваются растительные и неорганические краски, мы знаем или догадываемся. Каждый, хотя бы в детстве имел карандаши и гуашь и производил эксперименты по смешиванию. Если художник увлекался и смешивал все без разбора, то получался так называемый серо буро малиновый цвет. В живописи нельзя допускать «грязи» т. е. безграмотного и чрезмерного наложения красок. Краски должны быть чистыми и мазки аккуратно накладываются друг рядом с другом.

У каких цветов самая большая растяжка?

Попробуйте задать себе вопрос – растяжки какого цвета вам больше всего нравятся? Как правило, нам нравятся растяжки наиболее любимого цвета, т. е. он приятен в разных количествах, но бывают и исключения. Существуют цвета, имеющие наиболее длинную растяжку.

Как вы думаете какие? Красный, пурпурный и ультрамарин – имеют наиболее длинную растяжку, мы на бумаге можем разложить большое количество их оттенков, примешивая к ним серый или белый. Наиболее короткую растяжку имеют желтый и кобальт фиолетовый светлый. Поэтому художники знают, что к фиолетовой краске лучше ничего не примешивать иначе она быстро исчезает. Многим известен тот факт, что при высыхании краска светлеет, так как высыхает клеевой слой, и она больше начинает отражать белый свет. Все это стоит учитывать при работе с краской.

Кожное зрение

Сладкоежки любят сине зеленое…

В течение жизни мы можем привыкать к одним цветам, в зависимости от обстоятельств наши ощущения к другим цветам обостряются. Интересно, что после ожогов у человека резко обостряется ощущение к красно оранжевой гамме, цвету огня. Если мы долго находимся в тепле и, заметьте, едим много сладкого, у нас повысится чувствительность к сине зеленым цветам. Точно так же она повысится к ним и после долгого нахождения в шумном месте. Очевидно синий – цвет тишины и покоя.

Мы видим цвет глазами, но также мы воспринимаем его кожей.

По некоторым данным существует мнение, что кожное зрение возникло вначале, и вообще… было ведущим органом восприятия. Многие ученые работали над исследованием кожного зрения. Способность определить цвет предмета в темноте присуща каждому из нас в той или иной степени. Было выяснено, что человек может определять цвета при помощи кожной чувствительности на расстоянии 20 см. Наверное, вам приходилось ощущать, как трудно заснуть при ярком освещении: свет буквально проникает в вас и не дает успокоиться. Опять же, эта чувствительность у всех развита по разному. У мастеров восточных единоборств развита практика видения спиной, говорят, что этому можно натренироваться. Люди с художественным типом мышления могут реагировать на цвет и на большем расстоянии. Зная это, не удивительно, что Чехов написал такое произведение, как «Хамелеон».

Меланхолики видят… кожей

Исследования подтвердили, что кожная цветовая чувствительность больше развита у лиц со слабым типом нервной системы, т. е. у меланхоликов. Как известно, среди меланхоликов чаще встречаются женщины. Значит, женщины больше видят кожей и спиной, и не стоит отрицать этот научно доказанный факт.

Вот что говорили люди, принимавшие участие в экспериментах по кожно оптической чувствительности.

Красный – вязкий, он дает сопротивление движению пальцев. На расстоянии теплый на ощупь и притягивает к себе ладонь.

С оранжевым происходит то же самое, но в меньшей степени, он шероховатый.

Желтый – дает ощущение скольжения легкий мягкий чуть теплый, слегка притягивает.

Зеленый – нейтральный, неопределенный по всем параметрам.

Голубой – чуть прохладный слегка отталкивает ладонь.

Синий – тормозит движение пальцев, холодный, отталкивает ладонь в воздухе.

Фиолетовый – сильно тормозит пальцы, липкий, на расстоянии морозит, сильнее отталкивает ладонь в воздухе.

Возможно, кто то интуитивно уже знал эти признаки цветов. Как притягательна и осязаема женщина в красном, какими тягучими и дистантными смотрятся фиолетовые петуньи на клумбе, как успокаивает и уравновешивает неподвижность зеленого леса…

Феномен кожного зрения исследовали советские ученые Е.Б.Рабин, А.Н. Леонтьев, известные эксперименты с Розой Кулешовой показали, что она обладает навыком «кожного зрения», научается этому самостоятельно и намного быстрее других.

На видение кожей накладывалась специфика кожных ощущений. Красный цвет Кулешова описывала как похожий на «крестики», или «извилистую линию», желтый – как несколько шероховатый, зеленый – как «вертикальные» и «горизонтальные палочки», голубой – как «маленькие черточки с крупинками между ними».

Исследователям (А.С. Новомейский) показалось необычным то, что она воспринимала цвета через различные прокладки, в темноте. Цвет воспринимался не только контактно, но и на расстоянии 1,5–2 см. Это натолкнуло ученых на мысль об электромагнитной реакции кожи на свет.

Известны эксперименты с Б.З.Ермолаевым, который сортировал колоду карт на «красные» и на «белые», причем… не прикасаясь к ним. В результате эксперимента была одна или две ошибки, связанные с тузами (например, туз пик оказывался в красной колоде). «В тузах мало цвета, – говорил Ермолаев. – Я всегда с ними ошибаюсь».

Видят кожей не только люди с феноменальными способностями, при специальной тренировке эта способность формируется.

Феномен кожного зрения – предмет исследования для психологов, физиков и биофизиков.

Какой цвет хорош для учебы. Цветовое привыкание

Данные этих экспериментов можно использовать для улучшения условий труда и учебного процесса.

Дети быстрее выполняют задания при окраске рабочего места в желтый. Вообще сочетание желтого с фиолетовым способствует сосредоточению, концентрирует внимание. В черном цвете деятельность учеников замедляется. Детей окружали цветовой средой, причем, на глаза цвет не действовал, они его не видели. Оказалось, что средние цвета спектра – желтый, зеленый и голубой – улучшают решение задач, а оранжевый, красный, синий и фиолетовый – замедляют выполнение заданий. Вспомним черную доску и коричневые детали интерьера в старых школах. Сейчас стало уделяться больше внимания окраске помещений и классов, даже учебные доски позеленели. Парты желательно также окрашивать не в коричневый как раньше, а в зеленый, голубой и желтый.

В комнатах отдыха, где все происходит обычно в вечернее время, лучше иметь стены, шторы и мебель фиолетовых, розовых и пурпурных оттенков: при лампах накаливания они хорошо смотрятся.

На производстве, в горячих цехах хорошо использовать охлаждающие цвета: голубой светло зеленый.

Для автомобилистов можно посоветовать менять чехлы. В дневное время они должны быть желтыми, голубыми, зелеными, а вечером фиолетовыми, синими, темно оранжевыми. Это благоприятно воздействует на безопасность движения и комфорт водителя. Однако, при оформлении рабочих мест нужно учитывать и такую особенность, как привыкание к цвету. Новизна впечатлений возрастает до определенного уровня, а затем снижается. Поэтому избыток цветовых впечатлений воздействует отрицательно. Не задействуйте слишком много цветов, не перегружайте восприятие при оформлении учебных и офисных пространств.

Этот вопрос беспокоит многих людей на планете, ведь близорукость ( миопия), согласно данным Всемирной организации здравоохранения , встречается в легкой форме примерно у 188 с половиной миллионов человек, умеренные и тяжелые – у 217 миллионов.

При близорукости зрение вблизи хорошее (предметы, которые расположены рядом, видны четко), а вот вдаль человек видит плохо. Такое явление связано с нарушением рефракции, когда световые лучи не фокусируются на сетчатке глаза, как положено при нормальном зрении, а собираются в фокус перед нею. Чтобы рассмотреть отдаленные объекты, приходится прищуриваться, однако сфокусировать взгляд удается лишь при небольших отклонениях рефракции от нормы.

Причиной миопии врачи называют необходимость рассматривать предметы вблизи: текст на компьютере или экране мобильного телефона, в учебнике, мелкие детали во время работы и так далее. Но поскольку глаза человека изначально приспособлены к жизни на природе и привыкли смотреть вдаль, им приходится приспосабливаться к новым условиям изменяя рефракцию. Результатом может стать значительное ухудшение зрения и даже слепота.


Виды близорукости и особенности их лечения

Современная медицина выделяет три основные формы этого нарушения зрения – врожденную, наследственную и приобретенную.

  • При врожденной близорукости можно заметить деформацию глазного яблока, как только ребенок родился.
  • Наследственная патология передается из поколения в поколение в семье. Это обусловлено особенностями строения соединительной ткани глазного яблока, которые закладываются генетически. У одних людей она может растягиваться сильнее, у других – меньше. Вероятность, что у близорукого отца родится ребенок, который со временем столкнется с той же проблемой, составляет около 15%. У мамы с этим нарушением зрения риск рождения такого малыша повышается до 30%. Если оба родителя близоруки, то он возрастает до 50%. Однако, даже если мама и папа имеют стопроцентное зрение, это не гарантирует отсутствие патологии у ребенка.

Приобретенная миопия формируется со временем под действием различных факторов: чрезмерных нагрузок на глаза, отсутствии необходимых профилактических мер.

Близорукость может быть легкой средней или тяжелой

Показатели в диоптриях

Изменение длины глазного яблока

Выше примерно 1,5 мм

Предметы вблизи видны хорошо, а вдали немного размыты

Выше чем на 3 мм

Предметы четко видны вблизи на расстоянии до 30 см, а вдали – плохо различимы

Наблюдаются изменения не только длины глазного яблока но и сетчатки глазного дна и сосудистой оболочки

Предметы видны на расстоянии до 10 см


Врачи-офтальмологи также говорят об истинной и ложной близорукости. В первом случае наблюдаются реальные изменения длины глазного яблока. Во втором нарушения зрения связаны со спазмом аккомодации глазных мышц, что происходит вследствие переутомления глаз. Однако возможен переход ложной формы в истинную, если не предпринимать никаких мер, продолжать слишком напрягать зрение и не лечить заболевание.

Можно ли вылечить?

Близорукость поддается коррекции и лечению. Самые лучшие результаты достигаются, если лечение начинается как можно раньше – при слабой или средней степени нарушений. И при условии, что комбинируется несколько методов: гимнастики для глаз физиотерапии, ношения очков или линз.

Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога, проводить процедуры, делать упражнения и носить очки либо линзы регулярно. Только в этом случае возможно заметное улучшение зрения и остановка прогрессирования заболевания.

К радикальным методам лечения относят операцию, выполняемую с помощью лазера. При использовании такой технологии возможно

восстановление зрения полностью в большинстве случаев.

При истинной форме патологии вылечить близорукость без операции, уверены врачи, невозможно. Если же близорукость ложная, то безоперационные способы способны помочь вернуть нормальное зрение, но только при условии достаточного упорства пациента и выполнении всех рекомендаций офтальмолога.

Каждый из методов, помогающих улучшить зрение при близорукости, обладает своими особенностями показаниями и определенной эффективностью лечения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Гимнастика. Специальные упражнения для улучшения зрения направлены на то, чтобы укрепить глазные мышцы и активизировать снабжение глаза кровью. Стоит учитывать, что гимнастика при регулярном ее применении действительно способна помочь повысить остроту зрения, однако, как полагают специалисты в области офтальмологии, полностью решить вопрос таким образом не получится.
  2. Аппаратные методы и физиотерапия. Это целый комплекс мер, направленных на замедление, остановку развития процесса и на устранение близорукости, точнее, на повышение остроты зрения. Сюда входят магнитотерапия, рефлексотерапия (электропунктура), электростимуляция, лекарственный электрофорез, тренировки с помощью особых стекол, вакуумный пневмомассаж глаз (очки Сидоренко). Применяется офтальмологический тренажер «Визотроник» для стимуляции глазных мышц и снятия напряжения, улучшения кровообращения в глазных сосудах. Еще один аппарат – «Ручеек», создан для тренировки аккомодации (расширения и сжатия глазного яблока). Используются специальные компьютерные программы, которые стимулируют работу глаз и способствуют возбуждению центров коры головного мозга, связанных со способностью человека видеть. Проводятся тренировки по методу Аветисова-Мац. Для малышей придуман тренажер «Амблиокор»: дети просто смотрят мультфильмы, но, чтобы картинка была видна на экране, нужно смотреть правильно.
  1. Очки или контактные линзы. Это самый простой вариант, не требующий практически никаких усилий. Достаточно пройти обследование у офтальмолога, который подберет подходящие линзы и купить очки. Этот метод наиболее востребован у пациентов, однако имеет свои недостатки. Например, в очках неудобно заниматься спортом, плавать. Они мешают полноценно наслаждаться просмотром фильмов в 3D-формате и так далее. За контактными линзами необходимо ежедневно ухаживать, что может быть сложно для детей или людей пожилого возраста. Кроме того, очки и линзы не решают вопрос, они лишь останавливают и замедляют процесс снижения остроты зрения.
  2. Ортолинзы – специальная разновидность контактных линз. Они имеют жесткую форму и используются во время сна. Пока человек спит, линзы способствуют изменению формы роговицы глаза и уплощению ее центра – оптической части. После снятия линзы утром глазное яблоко еще некоторое время сохраняет свою новую форму, а изображение фокусируется, как нужно, на сетчатке – зрение улучшается. Эффект сохраняется до двух суток, после чего глаз снова принимает прежнюю форму.
  3. Операция склеропластики. Задача такого оперативного вмешательства – остановить увеличение длины глазного яблока по оптической оси. Такой метод применяется, если близорукость прогрессирует.
  4. Лазерная коррекция зрения. Это современный высокотехнологичный вариант. Операция проходит быстро (в течение примерно 15 минут), без боли и позволяет полностью восстановить зрение. Заметить улучшение можно уже на второй день, а через месяц большинству пациентов уже удается хорошо видеть предметы вдали без очков и линз. Но применять этот метод можно только при стабильном зрении (отсутствии прогрессирования ухудшений) в течение минимум пяти лет, и лучше после 18 лет. Это значит, что, если процесс остановился в 14 лет, можно сделать лазерную коррекцию в восемнадцать, если остановка произошла в 17 лет – только в 22 года.
  5. Замена хрусталика глаза. Такое оперативное вмешательство используется, если степень близорукости тяжелая, и глаз уже не может самостоятельно регулировать аккомодацию. В том случае применяется метод ультразвуковой факоэмульсификации хрусталика. Прежний хрусталик удаляется, а на его место ставится новый – искусственная интраокулярная линза. Если глаз еще не полностью потерял способность к аккомодации, возможна имплантация факичной линзы при сохранении естественного хрусталика.


Как вылечить близорукость у детей?

Лечение патологии у детей в большинстве случаев намного эффективнее, чем у взрослых. Это объясняется тем, что глаз ребенка еще развивается. Самое главное – начать лечение, как можно раньше.


В возрасте до трех лет при слабой близорукости, по мнению некоторых офтальмологов, коррекция не имеет смысла. Это связано с тем, что такие малыши не нуждаются в разглядывании предметов, расположенных далеко от них. Они активно изучают свое ближайшее окружение.

С трех лет уже можно купить ребенку очки: ему хочется видеть больше и шире, и у него достаточно мотивации, чтобы ежедневно носить этот аксессуар. Если нарушения сильные (9-10 диоптрий), то применяются контактные линзы, поскольку для очков потребуются слишком толстые и тяжелые линзы. Лучший вариант – однодневные модели: их не нужно промывать, что упрощает соблюдение гигиены и снижает риск попадания в глаза инфекции.

При степени нарушений до 6 диоптрий применяются ортолинзы: они помогают остановить прогрессирование патологии. Как говорят специалисты, ребенок может использовать ночные линзы в любом возрасте. Также применяются физиотерапевтические способы коррекции.

В более старшем школьном возрасте могут использоваться все эти методы.


Как лечить миопию у школьника, вернее, как корректировать процесс, подробно расскажет врач-офтальмолог на консультации. Составляется индивидуальная программа для каждого юного пациента, куда включаются ношение очков или линз, медикаментозное лечение и аппаратное. Если школьнику проставлен диагноз «близорукость», рекомендуется дважды в год проходить курс лечения в специальных офтальмологических отделениях. Комплекс процедур, предусматривающих ограничение нагрузки на глаза, помогает остановить развитие заболевание и не допустить более серьезных его форм.

Подростки с нарушениями зрения нуждаются в особом внимании. Пубертатный период характеризуется значительными переменами в человеческом организме, и все патологические процессы могут обостряться. Кроме того, современные юноши и девушки много времени проводят за компьютерами и активно пользуются различными гаджетами, что повышает нагрузку на глаза. Каждый третий старшеклассник, как свидетельствуют цифры, страдает от нарушений зрения вдаль.

Важно использовать все возможные способы для замедления прогрессирования нарушений, Глазное яблоко растет примерно до шестнадцати-восемнадцати лет, поэтому делать операцию в подростковом возрасте нецелесообразно. Как показала практика, спустя какое-то время зрение снова снижается.


Заметить, что дошкольник или школьник плохо видят отдаленные объекты, можно по тому, что он начинает подносить к глазам предметы, чтобы лучше их рассмотреть. Частое моргание и быстрая утомляемость при чтении также могут быть симптомами развивающихся нарушений. Еще один признак – частые головные боли и прищуривание глаз при попытках рассмотреть то, что находится далеко.

Проверять зрение у школьников необходимо не реже одного раза в год: они входят в группу риску по причине высоких зрительных нагрузок во время учебы.

Как избавиться от близорукости у взрослых?

При плохом зрении вдаль у взрослых в качестве коррекционных мер активно применяются очки и контактные линзы, специальная гимнастика для глаз и физиопроцедуры. Чтобы замедлить прогрессирование болезни, рекомендуется соблюдать режим работы и отдыха, правильно питаться и достаточно времени проводить на свежем воздухе. Показаны также умеренные физические нагрузки.

Чтобы восстановить зрение у взрослых пациентов, успешно используются хирургические методы. Самой безопасной технологией исправления зрения при слабой и средней степенях считается лазерная коррекция.

Выполнять такие операции можно, начиная с 18 лет и до пожилого возраста. Главное – чтобы не было противопоказаний, которых с возрастом может накапливаться у человека все больше.

Новые современные методы лечения

Вернуть зрение к стопроцентным показателям, по словам врачей, при близорукости способна только хирургическая операция. Других вариантов кардинального решения вопроса современная медицина не предлагает.

Самым эффективным методом коррекции сегодня считается лазерная – с применением фемтосекундного лазерного аппарата.

  • Лазерная коррекция проводится на основании точнейших расчетов, выполняемых компьютером.
  • Точность коррекции очень высока.
  • С помощью лазера формируется новая поверхность роговицы: срезается тонкий слой, чтобы обеспечить нужную толщину для нормальной рефракции.
  • Пациент не чувствует боли во время операции и после нее.
  • Зрение восстанавливается до 100% в течение месяца.


Если степень нарушений высока (более 16 диоптрий), пациентам после 18 лет выполняются полостные операции: хрусталик корректируется или заменяется искусственным.

При прогрессировании заболевания проводится склеропластика. Задний полюс глазного яблока укрепляется, что не дает ему растягиваться в дальнейшем.

Для профилактики близорукости у взрослых людей может выполняться лазерокоагуляция: возле истонченных участков роговицы сетчатка приваривается.

Любое оперативное вмешательство требует тщательного предварительного обследования пациента. Это необходимо, чтобы выявить возможные противопоказания и исключить возникновение осложнений в послеоперационном периоде.

Цитаты

«Прогнозы мировой статистики свидетельствуют о том, что к 2050 году 50% населения будет близоруким, 10% будут иметь высокую степень близорукости, и порядка одного миллиарда человек будут слепы», - Татьяна Павлова, доцент кафедры офтальмологии педиатрического факультета Российского медицинского университета имени Пирогова, ведущий эксперт межпрофессионального Альянса по охране зрения «Врата солнца»

«Дети должны регулярно проходить осмотры у врачей. Главная задача таких обследований - профилактика глазных заболеваний. Также важна гигиена глаз: чаще гулять на улице, ограничивать использование гаджетов. Это, конечно, вопрос дисциплины, и родители должны за этим следить. Чем младше ребёнок, тем меньше он должен проводить времени с компьютерами и смартфонами. До возраста 3-4 лет такие гаджеты вообще не рекомендуются к использованию», - сказал Брайан Холден, директор отдела образования Института зрения Брайана Холдена (Австралия) Луиджи Билотто.

Дальнозоркость, или гиперметропия – широко распространенная разновидность рефракционной аномалии (неправильного преломления света в оптической системе глаза), при которой фокусная точка наиболее четкого изображения оказывается не на сетчатке, а глубже, за ней. При этом близко расположенные предметы видятся расплывчатыми, нерезкими, тогда как удаленные объекты могут восприниматься достаточно отчетливо.

Как и другие виды рефракционной аномалии, – близорукость и астигматизм, – дальнозоркость может быть либо пассивно скорректирована оптическими приспособлениями (очки, контактные линзы), либо устранена радикально (офтальмохирургическая операция, эксимер-лазерная коррекция формы роговичного слоя).

Упражнения для глаз для улучшения

Следует отметить, что ускорение темпа жизни и повсеместное внедрение высоких технологий, в том числе медицинских, подчас побуждает пациентов настаивать на более рискованном, дорогостоящем, сложном или просто «модном» методе лечения – в ожидании, что результат будет достигнут мгновенно и без каких-либо собственных усилий. Какой бы критике ни подвергалась такая установка, она вполне естественна, ожидаема и типична для человеческой психологии. Более печальной тенденцией является то, что под предлогом занятости (которой нередко маскируется элементарная лень и инертность) люди нередко отказываются от абсолютно безопасных, но порой более эффективных методов лечения офтальмологических заболеваний, не говоря уже о профилактике последних. Именно такими лечебно-профилактическими свойствами обладает глазная гимнастика – специальные системы упражнений, разработанных офтальмологами для самых разных вариантов, этапов развития и степеней выраженности зрительной патологии. Такие комплексы, как правило, предельно просты, занимают очень мало времени и требуют лишь одного: терпения. При регулярном ежедневном выполнении они способны не только устранить тяжесть, усталость, боль в глазах, предотвратить прогрессирование имеющейся или формирование новой аномалии, – но и полностью восстановить зрение. Заметим: восстановить без очков, лазеров и какого-либо вмешательства.

Польза гимнастики при дальнозоркости

Любая система мышц при недостаточной или монотонной нагрузке слабеет, становится дряблой, теряет упругость и эластичность. В полной мере это относится и к глазным мышцам, отвечающим как за аккомодацию («подстройку» фокуса в зависимости от расстояния до объекта), так и за движения глазного яблока в орбите. При постоянных и, что очень важно, разнообразных, динамически меняющихся нагрузках глазная мышечная система приобретает достаточный тонус, чтобы глубже изменять кривизну хрусталика и, таким образом, обеспечивать такое преломление света, которое компенсировало бы гиперметропический дефект. Кроме того, регулярная глазная гимнастика в значительной степени стимулирует процессы кровообращения, метаболизма, питания тканей. Следует подчеркнуть, что эффективность упражнений существенно возрастает, если их регулярное выполнение сочетается с оптимизацией рациона питания: врач-офтальмолог подробно проинструктирует вас касательно того, какие продукты содержат необходимые глазам витамины, микроэлементы и минералы.

Упражнения для зрения при дальнозоркости

Упражнения для глаз при дальнозоркости

Данные упражнения рассчитаны не только на тренировку аккомодации, но и на улучшение состояния шейного отдела позвоночника – структуре, в которой проходят сосуды, питающие глазное яблоко, мышцы глаза и окружающие орган ткани. За счет улучшения кровоснабжения достигается так же значительный положительный эффект.

Упражнение №1

Принять положение сидя, занять комфортную позу, максимально расслабиться. Взор направлен прямо перед собой. Медленно повернуть голову (и взгляд вместе с ней, словно «луч прожектора») вправо, затем, плавно вернувшись в исходное положение, аналогичным движением повернуться влево. Повторить, как минимум, десять раз.

Упражнение №2

Исходное положение прежнее (см. выше). Поднести указательный палец к глазам – на расстояние тридцати сантиметров. В течение двух секунд внимательно смотреть «сквозь» или мимо пальца вдаль, затем сфокусировать взор на кончике пальца и задержать в таком положении на пять секунд. Повторить десять раз.

Упражнение №3

Исходное положение – сидя на стуле с прямой спиной. Руки согнуты и заведены за затылок. Прогнуться назад, как при потягивании, одновременно поставив обе ступни на носок. Вернуться к исходному положению, расслабленно положив руки на колени. Упражнение повторять семь-десять раз.

Упражнение №4

Исходное положение – сидя на стуле со свободно висящими по бокам руками. Плавно поднять обе руки, прижав ладонь правой руки к правому плечу, а левой – к левому. Затем вытянуть руки горизонтально перед собой и медленно опустить в исходное положение. Повторить упражнение пять-восемь раз.

Упражнение №5

Самомассаж затылка и шеи. Исходное положение – сидя. Подушечками пальцев плотно прикасаться к задним поверхностям головы и шеи, – словно играя быструю партию на тугих клавишах, – постепенно смещаясь сверху вниз и обратно кверху.

Упражнение №6

Исходное положение – сидя в удобной позе. Вытянуть вперед немного согнутую правую руку – с таким расчетом, чтобы расстояние от глаз до кончиков пальцев составляло пятьдесят сантиметров. Вращать руку по часовой стрелке, следя за пальцами лишь взглядом и удерживая голову неподвижной. Аналогично для левой руки. Повторить семь-восемь раз каждой рукой.

Упражнения при дальнозоркости по системе У.Бейтса

Данная методика достаточно сильно критикуется официальной медициной, но в ознакомительных целях мы её приводим. В любом случае, хотя польза сомнительна, хуже от выполнения указанных упражнений не будет.

Американским офтальмологом Уильямом Г.Бейтсом в начале ХХ века была предложена одна из первых немедикаментозных, тренинговых систем восстановления гиперметропического зрения. Его книга «Идеальное зрение без очков» подвергалась справедливой критике специалистов, и наиболее спорные моменты, не соответствующие современным представлениям и научным данным, в последующих изданиях были удалены. Вместе с тем, комплекс Бейтса широко практикуется во всем мире уже около ста лет, не утрачивая актуальности и популярности.

Бейтс - упражнения для глаз

Упражнение №1

Ежедневно по пятнадцать минут читать без очков книгу с мелким шрифтом, причем держать ее следует на близком (не далее 30 см) расстоянии от глаз. Рекомендуется не облегчать себе задачу ярким светом, а стараться разобрать буквы при тусклом или обычном освещении. Все мышцы тела в это время должны быть максимально расслаблены. Даже если в первые день-два упражнение покажется совершенно невыполнимым из-за неразборчивости «расплывающихся» мелких букв, постепенно зрительная система начнет адаптироваться к сложным условиям и восстанавливать естественную способность к близкой фокусировке.

Упражнение №2

Аналогично первому упражнению, однако следует в буквальном смысле «читать между строк», т.е. скользить взглядом по белым межстрочным промежуткам.

Упражнение №3

Простой и действенный прием, в различных модификациях заимствованный многими другими, более поздними системами. Выполнять лучше в саду, парке или хотя бы у открытого окна, чтобы обеспечить максимально возможный приток свежего воздуха. Держа в руках открытую книгу, чередовать чтение и рассматривание удаленных объектов вокруг.

Упражнение №4

Еще более простое, но чрезвычайно благотворное для глаз занятие: следите за полетом птиц! В принципе, полезно наблюдение за любым движущимся объектом, но птицы, как правило, резко меняют направление, скорость, высоту полета – т.е. динамично меняется освещенность фона, что создает дополнительные условия для тренировки способности глаза к стабильному удержанию фокуса на объекте.

Упражнение №5

Поставить горящую свечу на стол или подоконник; желательно, чтобы фон (обои, решетка на окне) был с вертикальными полосами. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине тридцати сантиметров. Сосредоточить взгляд на пламени свечи. Медленно и плавно повернуться влево (включая поворот головы и взгляда вместе с движением плеч) – настолько, насколько это окажется возможным; желателен круговой оборот на 180 градусов, даже если для этого придется немного оторвать пятки от пола. Столь же плавно повернуться назад, сфокусировать взор на свече и, не делая перерыва, повернуться таким же образом вправо. Ориентировочное количество повторений и темп выполнения – шестнадцать поворотов в минуту.

Читайте также: