Как разделить натуральную кожу

Обновлено: 28.04.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

Сегодня хочу поделиться своим опытом как отличить натуральную кожу от искусственных материалов. А также рассказать о том, что такое прессованная кожа и спилок.

О том, что такое кож зам углубляться не буду. Это синтетический материал на тканной или нетканой основе. Отличить его от натуральной кожи достаточно просто:

  • изнанкой является либо ткань, либо другое волокно
  • специфический полимерный запах
  • ровная однородная поверхность
  • плавится при нагревании с выделением резкого химического запаха
  • холодный на ощупь, не перенимает температуру тела

Как правило, выдать кож зам за натуральную кожу очень сложно, что нельзя сказать о "прессованной коже". Именно ее называют натуральным материалом, которым она, на самом деле, не является, хотя и содержит в своем составе элементы натуральной кожи.

Что же такое "прессованная кожа"?

Это материал, созданный из отходов кожевенного производства: обрезки, лоскутки, хромовая стружка, кожевенная пыль и прочие отходы, остающиеся после выработки и раскроя натуральной и самой «прессованной» кожи.

Эти отходы измельчаются до состояния мелких волокон и очищают от крупного мусора. Затем в этот состав добавляются синтетические связующие волокна, синтетические термопластические смолы и другие добавки. Данная смесь формуется в плоский лист и сушится в печи. Сухой лист прессуют при температуре, превышающей точку плавления смолы на 17 градусов, в течение 15 - 60 секунд. При этом смола плавится и пропитывает волокнистую структуру. После охлаждения получается кожеподобный материал, который и называют «прессованной кожей». Внешнюю поверхность покрывают отделочными материалами для придания ей нужного цвета и текстуры.

Кроме того, что данное производство очень неэкологично, материал полученный в итоге, не имеет с натуральной кожей практически никаких общих свойств.

"Прессованная кожа" влаго- и воздухо-непроницаема, достаточно быстро теряет внешний вид, плохо переносит длительные механические воздействия, низкие и высокие температуры.

Надо сказать, что старый дедовский метод проверки на натуральность путем поджигания здесь не всегда срабатывает. С лицевой стороны лако-красочный слой оплавится, а вот если поднести пламя к изнанке, которая выглядит как замша, то результата скорее всего сразу не будет. Видимо, используются какие-то не сильно горючие составляющие. Хотя, натуральная кожа при воздействии высоких температур имеет свойство деформироваться и тлеть.

Для наглядности фото срезов натуральной кожи.

Срез натуральной кожи однороден по составу и структуре. Отделить вручную верхний слой на натуральной коже невозможно. Может иметь различия по цвету из-за неполной прокраски внутреннего слоя.

Срез натуральной кожи однороден по составу и структуре. Отделить вручную верхний слой на натуральной коже невозможно. Может иметь различия по цвету из-за неполной прокраски внутреннего слоя.

На ощупь толстая "пресованная кожа" более жесткая и совсем не такая эластичная как натуральная.

Про то, что на изделии из натуральной кожи крепится бирка с образцом материала соответствующей формы, тоже можно забыть. Ничто не мешает недобросовестному производителю и продавцу наделать таких бирок. И не обязательно, что материал бирки будет соответствовать материалу самого изделия.

Таким образом, материал под названием "пресованная кожа" к натуральной коже имеет отношение очень отдаленное. И, ни в коем случае, не может считаться аналогом натуральной кожи. Как бы нас не старались в этом убедить недобросовестные продавцы.

Спилок - еще один материал, который часто называют натуральной кожей.

Здесь название "натуральный материал" вполне обоснованно, но всё-таки следует рассмотреть отличия натуральной качественной кожи и спилка.

Спи́лок — слой натуральной кожи, получаемый в процессе кожевенного производства в результате слоения (шерфования), после снятия лицевого слоя. При шерфовании шкуру разделяют на слои (от 3 до 6, зависимо от толщины шкуры), различающиеся по свойствам и применяемые затем для разных целей. Различают слои лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из лицевого слоя, обладающего натуральной мереёй, производят различные высококачественные кожи. Из слоёв спилковой части, после нанесения клеевого покрытия (искусственная мерея) также производят кожи, но более низкого качества. Из спилковой части вырабатывается также спилок-велюр для производства обуви, рукавиц, спецодежды.

Итак, чем же отличается спилок от кожи хорошего качества.

Мездровый слой самый мягкий и наименее прочный по своей структуре. Обувь из велюра быстро разнашивается и совершенно не устойчива к промоканию.

Если спилок, имитирует лицевую сторону кожи и покрывается отделочным слоем (искуственная мерея), то такой материал утрачивает свойства воздухопроницаемости. Т.е. уже не является "дышащим" как натуральная кожа. В некоторых случаях это является преимуществом. Например, обувь из спилка гораздо лучше переносит сырую погоду и воздействия реагентов зимой. Но для летней и спортивной обуви, спилок- не вариант. Нога в такой обуви будет потеть.

Кроме обуви, спилок широко применяется при изготовлении кожгалантереи и в мебельном производстве.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 10 человек(а).

Кожа используется в качестве материала после дубления или схожего процесса. Выделанная кожа не гниет, поскольку в процессе дубления изменяется структура белка кожи. Выделка кож является одним из древнейших ремесел, сейчас это ремесло поставлено на поток. Следуйте инструкции, чтобы научиться выделывать кожу.

Изображение с названием Make Leather Step 1

Изображение с названием Make Leather Step 2

Изображение с названием Make Leather Step 3

Изображение с названием Make Leather Step 4

Удалите остатки плоти. Используйте станок для мездрения, чтобы удалить остатки плоти с обратной стороны кожи. Стальные валы машины полностью удалят всю лишнюю плоть.

Изображение с названием Make Leather Step 5

Еще раз замочите кожу в растворе карбоната кальция. Этот процесс используется для размягчения и удаления излишков межволоконных веществ (жира, белков и так далее).

Изображение с названием Make Leather Step 6

  • Растительное дубление. Дубильные вещества встречаются в коре многих деревьев (дуб, каштан) и других растениях (болиголов). Экстракт коры смешивается с водой и наливается во вращающуюся бочку с кожей внутри. Вращение равномерно распределит дубильные вещества по коже. Дубление займет 3-4 дня, в конце получится гибкая кожа, пригодная для изготовления мебели или больших крепких сумок и чемоданов.
  • Минеральное дубление. Для минерального дубления используется раствор сульфата трехвалентного хрома. Для хорошего дубления необходимо пропитать кожу раствором. Дубление займет 24 часа, в конце получится растягиваемая кожа для одежды и сумочек.

Изображение с названием Make Leather Step 7

Высушите кожу. После дубления шкура почти пригодна для использования в качестве материала. Подвесьте кожу для сушки. Поставьте вентилятор, чтобы процесс шел быстрее.

Изображение с названием Make Leather Step 8

Размягчите кожу. Вы можете сделать это в специальном станке (барабане сухого валяния, тянульно-мягчильной машине), либо вручную. Станки равномерно растянут и пропитают кожу защитными составами.

В данной справочной статье речь пойдет о базовых понятиях и определениях, принятых в кожевенном деле: топологии, методах измерения, а также способах раскроя шкур и готовой кожи. В качестве примера мы рассмотрим топологию и раскрой кожи КРС, поскольку она является наиболее популярным и распространенным материалом для пошива изделий.

Топология шкуры и кожи КРС

Поскольку шкура покрывает все тело животного, то вполне закономерно, что ее отдельные участки обладают своей спецификой и имеют различные свойства. Топология – это карта шкуры животного, поделенная на определенные зоны. Принадлежность участка к той или иной зоне определяет основные свойства, физические параметры и потребительские характеристики получаемой кожи. Топология шкуры непосредственно влияет на способы раскроя готовой кожи, а также определяет сферу производственного применения целой кожи или ее отдельных участков. Далее мы рассмотрим топологию шкур КРС, так как они являются самым массовым видом сырья для выработки натуральной кожи, используемой для пошива изделий. Кроме того, отдельных участков на шкурах КРС больше, чем на шкурах менее крупных животных.

Раскрой готовой кожи

Натуральная кожа, предназначенная для производства потребительских изделий, раскраивается исходя из вида и размера шкуры. Принятая на сегодняшний день классификация раскроя кожи КРС приведена в следующей таблице.

Самый крупный раскрой. Представляет собой всю шкуру после выделки и состоит из двух полукож.

Половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.

Шкура с отрезанным воротком.

Участок шкуры с шейной части.

Спинная часть шкуры, не имеющая пол и воротка. Является наиболее ценной частью и Может составлять до 55% от площади всей шкуры. Обычно используется для производства ремней, сумок и прочих галантерейных изделий, требующих применения кожи с высокой плотностью.

Чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.

Часть чепрака в районе хвоста.

Часть шкуры с лап животного.

Часть шкуры с ее брюшной стороны.

Участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.

Целая кожа обычно используется для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов, а полукожа чаще всего разделяется мастерами на более мелкие участки, предназначенные для определенных производственных нужд. Как правило, цена конкретного куска кожи зависит от его площади, толщины, вида и качества выделки, а также принадлежности к той или иной части шкуры.

Самой дорогой и качественной кожей, выработанной из шкур КРС, является чепрак. Он обладает самой плотной и однородной структурой, высокой прочностью и устойчивостью к различным деформациям, механическому истиранию и воздействиям окружающей среды. Далее по качеству и цене идут: доссет (чепрак с воротком), спинка, кулат и вороток. Пола и челка еще дешевле, а пашины, лапы и огузок продаются почти за бесценок.

В некоторых случаях покупка большого куска, например, целой кожи или полукожи, оказывается более выгодной. Дело в том, что такой кусок состоит из отдельных участков, отличающихся своей спецификой, основными характеристиками и производственным назначением. Благодаря этому себестоимость кожи для мастера усредняется, и, таким образом, снижается. Купив целую кожу или полукожу, вы будете иметь под рукой большой объем исходного материала и при поступлении срочных заказов сможете оперативно пустить ту или иную часть в производство. Например, для изготовления качественного ремня вам понадобится кожа с хребтовой части, а кожа с краев шкуры отлично подойдет для пошива изделий, которые будут подвержены изгибам и растяжениям.

Измерение натуральной кожи

При выборе натуральной кожи для пошива изделий одним из самых важных параметров является ее толщина. Она может измеряться в различных единицах: как в привычных нам миллиметрах, так и в унциях (1 унция = 0.4мм). Толщина продаваемой в отечественных магазинах кожи в большинстве случаев указана в миллиметрах. В унциях данный параметр принято измерять в США, Великобритании и других странах, использующих английскую систему мер.

Еще одним важнейшим параметром, определяющим назначение и конечную стоимость куска натуральной кожи, является его площадь. Измеряется она либо в метрической (квадратных дециметрах), либо в английской системе мер (квадратных футах): 1 квадратный фут эквивалентен квадрату со стороной 30 сантиметров, что в единицах площади составляет 9 квадратных дециметров. Продавцы могут указывать цену за квадратный дециметр или квадратный фут кожи определенного вида, не всегда уточняя при этом площадь куска, либо указывать конечную стоимость конкретного куска кожи. Поэтому перед покупкой кожи всегда имеет смысл уточнять и единицу измерения площади, и то, за что указывается цена.

Некоторые виды экзотической кожи, например, кожу питона, продают с указанием цены за погонный метр. Погонный метр равен метрическому и не зависит от ширины и толщины материала при условии, что эти параметры постоянны. Как правило, различные материалы в рулонах продаются на отрез именно погонными метрами. Поскольку ширина таких рулонов заранее известна, то продавец может установить цену за один погонный метр материала исходя из расчета стоимости его квадратного метра или дециметра, либо стоимости всего рулона. Как показывает практика, продажа рулонных материалов погонными метрами оказывается удобнее для покупателя и позволяет продавцу избежать ошибок при пересчете площадей. Поскольку змеиная кожа имеет постоянную ширину и часто продается скрученной в рулоны, то ее принято продавать именно погонными метрами несмотря на то, что вы можете купить только рулон целиком, а не отрезок произвольной длины. Стоит упомянуть о том, что термин "погонный метр" является обиходным и в официальной метрологии не используется.

Если вы желаете получить представление о базовой терминологии и основных определениях, принятых в кожевенной индустрии, то предлагаем вам также ознакомиться с опубликованной на нашем сайте справочной статьей «Кожевенное дело».

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Читайте также: