Как повышать иммунитет у детей при лишае у

Обновлено: 02.05.2024

Хочу выразить огромную благодарность Луниной Анне Викторовне.
Анна Викторовна – большой профессионал! За столь короткий срок, смогла поставить дочери недостающие звуки и автоматизировать их в речи. Спасибо огромное!

Добрый день! Хочу сказать большое человеческое спасибо Вашей клинике, за чуткое отношение к пациентам и высокий профессионализм. Клиника Ребенок- одна из самых лучших детских клиник в Москве. огромное спасибо врачам за их нелегкий труд. Особенно хочу поблагодарить доктора хирурга-уролога, и просто хорошего человека, Горкина Сергея Александровича, за его внимательность, компетентность и доброжелательность. Все назначения комментирует так, чтобы было понятно и доходчиво для пациента. Желаю дальнейшего процветания и успехов Вашей клинике. спасибо что Вы есть, так держать!

Лишай – это обобщенное название обширной группы кожных заболеваний, спровоцированных грибками (микозами) и вирусными агентами. Эти болезни объединяет схожесть внешних проявлений – пятен, склонных к шелушению. Характерные особенности – различные поражения тела и кожи головы, покрытой волосами, реже ногтевых пластин и слизистых оболочек.

Заболевание вызывает дискомфорт как физический, так и психологический. Лишай представляет небольшие папулезные высыпания на коже, сопровождающиеся зудом и шелушением. Папулы имеют воспалительную природу. Узелковый элемент образуется в слоях кожи, хорошо снабжаемых кровью. Это приводит к появлению небольшой отечности вокруг папулы.

Лишай у детей может вызвать присоединение вторичной инфекции или развитие хронического состояния. При стригущей форме болезни возникает риск необратимого пятнистого облысения. Поэтому следует знать, как выглядит лишай у ребенка и принять необходимые лечебные меры. При появлении первичных симптомов рекомендуется обратиться в клинику «РебенОК» к детскому дерматологу.

Виды болезни

Все виды лишая у детей требуют немедленного лечения. Необходима грамотная диагностика для выбора адекватной терапии. Некоторые виды заболевания излечиваются полностью и не несут в себе опасности. Опоясывающая форма может привести к поражению спинного и головного мозга, а также к дальнейшей инвалидизации.

Заболевания кожи, объединенные в группу «лишай», различаются по симптомам, возбудителям и причинам возникновения. Встречаются у 90% детей различных возрастных групп. Всего насчитывается 7 видов болезней кожи этого типа.

Опоясывающий

Имеет вирусно-герпетическое происхождение. При первом контакте происходит развитие ветряной оспы. На момент выздоровления вирус сохраняется в нервных узлах. Ослабление иммунитета, длительный прием антибиотиков или препаратов гормонального ряда могут активировать вирус.

На фоне опоясывающего лишая появляется опасность развития конъюнктивита, стоматита, неврита глазодвигательного и зрительного нерва. Если происходит поражение глаз, то без своевременного лечения возникает риск потери зрения. Дети с ослабленным иммунитетом подвергаются риску возникновения миелита, энцефалита или менингита.

Линейный (полосовидный)

Причиной развития болезни могут быть невриты периферических нервов. Появляется очаговое высыпание на ногах, руках, иногда на лице или теле. Линейный лишай чаще поражает детей дошкольного возраста. Девочки страдают от этой разновидности болезни в 2-3 раза чаще, чем мальчики. Заболевание хорошо поддается лечению. Продолжительность терапии составляет 2-4 месяца.

Стригущий

Источником стригущего лишая являются грибки микроспорум и трихофитон. Микроспория и трихофития могут поражать лицо, голову, плечи и шею. Этот вид болезни является очень заразным. Передается контактно-бытовым путем. Заразиться можно от кошек, собак, морских свинок, хомячков, кроликов.

У детей со слабым иммунитетом происходит образование гнойного инфильтрата. При заживлении остаются глубокие шрамы. В запущенной стадии этот вид болезни распространяется на все тело, приводит к истощению детского организма. Только врач знает, как распознать лишай у ребенка. Поэтому родители должны быть предельно внимательны, а также своевременно обращаться за помощью.

Этот вид болезни опасен развитием осложнений, особенно со стороны нервной системы. Может сопровождаться лимфаденитом, фолликулитом, пиодермией.

Шиповидный

Заболевание не сопровождается поражением внутренних органов и заметным ухудшением общего состояния. Может протекать десятилетиями. У некоторых больных происходит самостоятельное заживление, без применения лечения.

Розовый

Эритематозно-плоскоклеточный дерматоз или болезнь Жибера имеет вирусную природу. Вирус герпеса 6 или 7 типа провоцирует развитие заболевания. Чаще всего это происходит в весной и осенью. Появляется розовый лишай у ребенка на ноге, на руке или в паху.

Отмечается склонность к рецидиву. Воспаления нет, но есть характерное шелушение. Локализуется по всему телу, за исключением конечностей, а также головы. В основном образуется розовый лишай на спине у ребенка.

Встречается преимущественно у взрослых, детей старше 10 лет. Длительность заболевания составляет от 4 до 6 недель. Спровоцировать может стресс или простуда. Частое раздражение пораженных мест приводит к образованию гнойного инфильтрата. Появляется риск возникновения гидраденита, импетиго, фолликулитов.

Красный плоский

Этот вид лишая встречается реже в 2,5 раза по сравнению с остальными. Локализуется во рту, на слизистых оболочках, предплечьях, голеностопных, лучезапястных суставах в виде плоских бляшек 3-6 мм в диаметре.

По природе возникновения относится к аутоиммунным болезням. Спровоцировать его могут стрессы, гормональные нарушения, воздействие токсинов, а также длительный прием некоторых лекарственных препаратов.

Отрубевидный

Относится к числу наименее агрессивных. Возбудителем является дрожжевой грибок Питироспорум (Pityrosporum), который постоянно обитает на коже человека и активируется при несоблюдении правил гигиены. Часто встречается у детей в подростковом возрасте.

Причины болезни

Каждая форма болезни имеет конкретные причины возникновения. Например, у розового лишая имеется инфекционно-аллергическая природа, у разноцветного и стригущего – грибок, у опоясывающего – вирусы.

Часто причиной появления лишая у детей является контакт с больным человеком или бродячим животным. К возбудителям опасного заболевания относятся вирусы и грибки. Антропофильные возбудители колонизируют на коже человека, зооантропофильные не только на коже людей, но также на шерсти животных. Зона обитания геофильных грибков – почва. Известно, что любой возбудитель лишая может длительное время находиться в организме человека, не проявляя себя до момента воздействия определенных факторов.

Факторы-катализаторы, провоцирующие развитие заболевания:

несоблюдение правил личной гигиены;

плохие экологические условия;

нарушение гормонального фона;

перенесенные вирусные заболевания;

длительный прием некоторых лекарственных средств;

контакты детей с уличными животными;

патологии аутоиммунного характера;

недостаток в организме витаминов, необходимых микроэлементов в результате несбалансированного питания;

перенесенные сопутствующие заболевания;

нарушение функции сальных, потовых желез;

частые стрессы, неврологические расстройства.

Заболеть лишаем можно при посещении образовательных, развлекательных учреждений, в которых не соблюдаются необходимые санитарные меры.

Симптомы и признаки болезни

Лишай у взрослых и детей может проявляться в виде единичных или множественных очагов. Округлые бляшки с четко-выраженными границами имеют чешуйчатую поверхность и возникают в разных частях тела.

Основные симптомы некоторых видов лишая:

Отрубевидный. Возникают симптомы лишая на лице у ребенка, в подмышечных впадинах, груди, шее, спине, плечах. Отрубевидный лишай представляет собой небольшие темные, четко очерченные пятна. Встречаются красновато-коричневые высыпания. Пораженные участки кожи на солнце не темнеют. Сопровождается зудом и сильным потоотделением. Шелушение по внешнему виду напоминает отруби.

Стригущий. Гладкая кожа покрывается возвышающимися четко очерченными красными пятнами с характерными чешуйками серого цвета. На волосистой части головы наблюдаются розовые пятна в области затылка, темени и висков. После образования небольшого шелушения, появляется несколько крупных очагов, диаметр которых достигает 5 см. Постепенно наблюдается отторжение волос, что приводит к образованию залысин. Со временем может начаться зуд, который продолжается, пока активное проявление не станет бессимптомным. Детей со слабым иммунитетом беспокоят головные боли, повышается температура, наблюдается снижение аппетита.

Красный плоский. Сыпь имеет синеватый или красный цвет. Очаги поражения образуются на местах травм (рубцов, ожогов, царапин). Может поражать ногтевые пластины, с образованием борозд, углублений и помутневших участков. Красный плоский лишай на теле у ребенка сопровождается сильным зудом.

Опоясывающий. Локализуется вдоль расположения нервов, на одной стороне тела в виде пузырчатой сыпи с дальнейшим образованием корочки. Наблюдается резкое повышение температуры, зуд, слабость, боль и покалывание в местах, где позже появляются высыпания. Увеличиваются регионарные лимфоузлы. Основным проявлением является боль разного характера. Через несколько дней после первых симптомов появляются заполненные жидким содержимым пузырьки, достигающие в диаметре 0,5 см. Позднее жидкость внутри мутнеет, на месте пузырьков образуются корочки. После них остается легкая пигментация.

Розовый. Первичный очаг представляет собой единичную овальную бляшку ярко-розового цвета размером 2-5 см. Мелкие высыпания диаметром 1-2 см появляются в течение недели. Пятна имеют шелушения в центре и красную окантовку. Сопровождается небольшим зудом.

Линейный. Полоса может быть от 2 до 30 см в длину, шириной 0,5-2 см. Бледно-розовая сыпь иногда не заметна на коже. Имеет вид небольших плоских мелких узелков, покрытых серыми чешуйками. Иногда чешуйки образуют корку коричневого цвета. В местах высыпаний ощущается онемение кожи.

Шиповидный. Сыпь имеет вид мелких папул в форме конуса с характерным шипом на верхушке. Цвет у такого образования неяркий, розово-синюшный. Ороговевшие фолликулярные папулы образуются симметрично в области живота, на сгибах конечностей, ягодицах, шее. Поверхность сыпи может быть покрыта мелкими белыми чешуйками. Пациентов не беспокоят субъективные ощущения. Иногда в области элементов появляется зуд и легкая эритема.

Многие виды лишая имеют схожие симптомы. Появление розового пятна на коже малыша, должно стать поводом для беспокойства. Далее происходит разрастание высыпаний, появляется шелушение и зуд. Как вылечить лишай у ребенка может знать только профильный специалист. Вовремя обратившись за помощью, вам удастся улучшить состояние малыша.

Диагностика болезни

Прежде чем лечить лишай у ребенка, врач рассматривает причины, и устанавливает, к какому виду относится заболевание. Диагностируют детские болезни, относящиеся к группе «лишай», дерматолог, инфекционист или миколог.

Благодаря высоким технологиям и современным методам обследования, специалисты диагностической лаборатории быстро и точно определяют лишай на коже ребенка. Лечение, начатое вовремя – это важный шаг на пути к выздоровлению.

Порядок проведения диагностики:

визуальное обследование поверхности кожи;

специальные пробы (изучение соскоба кожи с помощью светового микроскопа);

бакпосев образца для определения микрофлоры;

осмотр пораженных зон под лампой Вуда.

При подозрении на красный плоский лишай дополнительно назначается биопсия и морфологическое исследование кожи. Отрубевидный тип заболевания определяется с помощью йодной пробы Бальцера. При нанесении йода на кожу, пораженные участки приобретают насыщенный коричневый цвет, здоровая кожа слегка желтеет.

Диагностика опоясывающего лишая предусматривает исследование крови методом ИФА. Ребенок направляется на консультацию к детскому инфекционисту и неврологу. Обязательно проводится дифференцирование лишая от заболеваний со схожими симптомами: экзема, псориаз, гнездная алопеция, корь, краснуха.

Лечение болезни

Появился у ребенка лишай. Что делать? В первую очередь надо обратиться к врачу. Только дерматолог после тщательного обследования может поставить правильный диагноз. Терапия лишая у ребенка проводится в зависимости выраженности симптомов и вида заболевания.

Методы лечения заболевания грибковой природы:

бляшки обрабатываются противогрибковыми мазями;

назначаются системные антимикотики;

применяются противогрибковые шампуни.

Лечение опоясывающего лишая:

назначаются противовирусные лекарственные препараты широкого спектра действия и нестероидные противовоспалительные средства;

проводится дезинфекция зоны очаговых высыпаний специальными средствами, чтобы исключить образование нагноений;

продуктивна физиотерапия (УФ-облучение, криотерапия, лазеротерапия).

выраженный болевой синдром предусматривает рефлексотерапию и новокаиновые блокады.

Методика лечения красного плоского лишая:

определение очагов инфекции, имеющих хронический характер;

исследование ЖКТ (желудочно-кишечного тракта);

выявление заболеваний нервной системы;

сильный зуд снимается антигистаминными средствами;

назначаются седативные препараты.

Высыпания при полосовидном лишае обрабатываются отшелушивающими кремами и мазями. Методы борьбы с шиповидным видом болезни направлены на укрепление иммунитета. Назначаются жирорастворимые витамины.

Терапия детского лишая должна сопровождаться обязательным соблюдением следующих требований:

Регулярная смена постельного, нижнего белья.

Исключение длительного контакта кожных высыпаний с водой.

Регулярная дезинфекция всех предметов личной гигиены.

Обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

Исключения расчесывания пораженных мест.

Ограничение контакта больного ребенка с другими детьми.

Профилактика лишая

Основной профилактикой заболевания является своевременное, а также грамотное обучение детей правилам личной гигиены. Следует проинформировать ребенка о существовании болезни и обо всех последствиях. Малыш должен иметь представление о том, к чему приводит контакт с бездомными животными.

Главные профилактические правила:

Исключение контакта ребенка с уличными животными.

Наблюдение за состоянием домашнего животного, если у него есть доступ к открытой среде.

Научить ребенка не пользоваться предметами личной гигиены, одеждой, головными уборами других людей.

Быстрая изоляция малыша в случае подозрения на заболевание, оказание немедленной медицинской помощи.

Периодические профилактические осмотры в местах постоянного или временного пребывания детей.

Восстановительные меры: сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, умеренная регулярная физическая активность. Важно, сократить пребывание на солнце, так как грибок в тепле быстро разрастается.

Заключение

Важно знать, как и чем лечить детский лишай. Этот процесс занимает много времени и требует терпения. Необходимо придерживаться рекомендаций врача относительно сроков лечения и соблюдения карантина. Не всегда исчезновение внешних проявлений является свидетельством полного выздоровления.

При обнаружении лишая у ребенка, лечение должно проводиться незамедлительно. Последствия самолечения могут быть непредсказуемыми. Не все знают, чем лечится лишай у детей. Неправильное использование лекарственных средств не даст желаемого результата.

Противомикробные препараты при опоясывающем лишае бесполезны, так как у этого вида заболевания герпетическая природа возникновения. Для профилактики рекомендована вакцинация от ветряной оспы.

Неправильное лечение приводит к длительному течению болезни и серьезным осложнениям. Именно поэтому при появлении первичной симптоматики нужно проконсультироваться со специалистом.

Для лечения лишая у детей обращайтесь в медицинский центр «РебенОК» в Москве. У нас работают опытные специалисты, которые изучают анамнез заболевания и назначают лабораторные анализы при необходимости. На основании полученных результатов врач подбирает эффективное лечение.

Юсупова Л.А., Хайретдинова К.Ф. Современный взгляд на проблему красного плоского лишая, 2015 г. [Электронный ресурс]

Дворянкова Е.В., Красникова В. Н., Корсунская И.М. Красный плоский лишай в детской практике, 2018 г. [Электронный ресурс]

Сирак С.В., Ханова С.А, Копылова И.А., Сирак А.Г. Современные принципы комплексной терапии красного плоского лишая, 2013 г. [Электронный ресурс]

Главная / Блог / Как усилить иммунитет у ребенка?


Особенности работы иммунной системы у детей

Как усилить иммунитет у ребенка – это вопрос волнует каждую маму, которая подвержена влиянию рекламы из телевизора или Интернета, которая ежедневно пугает, что ей и ее малышу просто необходимо приобретать и употреблять различные лекарственные средства, витамины, пищевые добавки, йогурты, и другие продукты, которые мгновенно «усилят» иммунитет ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как работает иммунная защита у детей, что на нее влияет и в каких случаях нужно что-то делать, чтобы ее «усилить», а в каких — нет.

Дети, иммунитет и простуда

Сколько раз болеть?

Однако родители, искренне желая своим детям лучшего, постоянно ищут средства и способы «усилить иммунитет» у ребенка, тем более что реклама настойчиво внушает, что это действительно возможно с помощью витаминов, пищевых добавок и «волшебных» йогуртов или напитков.

Рекламируемые средства для «усиления иммунитета» у детей

За прошедшие годы появилось множество «стимулирующих иммунитет» добавок, витаминов и других средств из серии «съешь меня». Однако, когда ученые проверили все заявленные в рекламе свойства с позиций доказательной медицины, оказалось, что почти все «иммуностимулирующие» свойства не имеют статистически значимого подтверждения,

  • большие дозы витамина С (1000 мг на прием) не оказывают профилактического или лечебного действия при уже развившейся простуде. Витамин С укрепляет клеточную стенку и не дает вирусам пробраться внутрь клетки при контакте, но если заражение уже произошло, значимого эффекта не будет. Да и для профилактики вся соль – не в количестве витамина С, а в том, чтобы начать принимать его заранее, за месяц-два до сезона заболеваний. «Аховая» разовая доза витамина С в сезон простуд приведет разве что к аллергической реакции на него.
  • Прием витамина D конечно помогает, но только в случаях недостатка этого витамина в организме. Он бесполезен если дефицита витамина не наблюдается, а в «гипер-дозах» — еще и вреден. Так-же и для большинства витаминов, назначение дает эффект только на фоне их недостатка или клинического дефицита.
  • Эхинацея, гомеопатические средства (такие как Оциллококциннум) не способны излечить уже развившуюся вирусную инфекцию.
  • Употребление чеснока оказывает некоторый положительный эффект для профилактики ОРВИ, но статистических данных недостаточно, чтобы доказать это наверняка.
  • Прием препаратов цинка может сократить срок течения простуды на один день, но не способен предотвратить само заболевание. При этом цинк может вызвать у ребенка тошноту, а при бесконтрольном применении в виде спрея – потерю обоняния.

Также на рынке представлено множество пищевых добавок и «суперпродуктов» («суперфуд»), которые, как утверждает реклама, способны усиливать иммунную систему тем или иным способом. Откуда взялся этот термин «суперпродукты», зачем они нужны? В некоторых странах действительно из за развития «рафинированных» продуктов наблюдается дефицит ежедневного употребления витаминов и микроэлементов. При этом, сначала врач должен зафиксировать такой дифицит, и лишь потом – определить ежедневный рацион тех или иных обогащенных продуктов и добавок. К сожалению, «Больше да лучше» — это лишь маркетинговая стратегия. Конечно, некоторые продукты более питательны или калорийны чем другие, но не существует такой пищи, которую нужно просто есть, чтобы защититься от простуды. Очевидно, что организму необходим достаточный запас питательных веществ для борьбы с инфекциями — но не больше, чем можно получить, придерживаясь обычной диеты, состоящей из разнообразных органических продуктов. Фактически, из всех пищевых добавок и продуктов лучшим средством, дающим какую-либо пользу иммунной системе, являются пробиотики. Эти полезные бактерии, которые живут в кишечнике и участвуют в биохимических реакциях, синтезируют витамины и участвуют в усвоении питательных веществ.

Хороший сон и снижение уровня стресса способны улучшить иммунную систему. Но это просто решения для поддержания здорового образа жизни и сохранения общего физического и психического здоровья: достаточное количество сна и минимум стресса способны поддержать работу иммунной системы, но не могут ее стимулировать.

Так что же делать родителям? Как «укрепить иммунитет» ребенка, если добавки и витамины не способны этого сделать? А вдруг ничего «укреплять» вообще не нужно? Что бы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как работает иммунитет у детей.

Как работает иммунная система?

Каждый день организм ребенка подвергаются постоянному воздействию вирусов, бактерий, грибков и паразитов. Подавляющее большинство этих микробов (или патогенных микроорганизмов) никогда не попадают в организм, потому что они задерживаются кожным барьером, слизистыми оболочками или разрушаются в желудке соляной кислотой. По иронии судьбы, еще одним фактором, который защищает малыша от инфекций, являются его же собственные бактерии, с обоюдной пользой сосуществующие с человеком, которые живут на коже и в желудочно-кишечном тракте. Они помогают предотвращать инфекции, конкурируя с посторонними возбудителями за питательные вещества и жизненное пространство. Эти начальные уровни защиты от инфекций очень эффективны. Пусть покажется странным, но маленькие дети не плохо защищены природой от бактериальных и вирусных атак. А дети, находящиеся на грудном вскармливании – и подавно, ведь вместе с молоком матери они получают от нее еще и иммунные клетки. Те патогенные микробы, которые все-таки пробираются через эти барьеры, должны быть обезврежены, прежде чем они смогут размножаться и отравлять организм.

Иммунная «армия» которая защитит ребенка

Иммунная система, как и настоящая армия, состоит из множества компонентов, каждый из которых играет уникальную роль в защите организма от нападений «врага». Существует несколько разновидностей лейкоцитов, которые циркулируют в крови, а при необходимости проникают (мигрируют) в ткани организма, чтобы выполнить свои защитные функции. Когда эти клетки обнаруживают бактерии или вирусы, они вырабатывают химические сигналы «тревоги», известные как цитокины. Эти химические вещества призывают другие белые кровяные клетки присоединиться к борьбе с возбудителем, и контролируют другие аспекты иммунного ответа, такие как лихорадка и увеличение притока крови в область возникновения инфекции, что вызывает реакции воспаления: отек, покраснение и боль.

Некоторые лейкоциты вырабатывают антитела — белки, которые связываются с определенной частью возбудителя инфекции, оставляя на нем метку-мишень для его уничтожения. Когда иммунная система борется с новой инфекцией, она создает антитела против этого конкретного возбудителя. После окончания инфекции иммунная система обычно продолжает вырабатывать эти антитела в течение многих лет или десятилетий в будущем. Именно эта функция «памяти» иммунитета предотвращает повторное заражение такими заболеваниями, как ветряная оспа или корь. На этом же эффекте «иммунной памяти» основана профилактическая иммунизация с помощью вакцинаций.

Некоторые другие инфекции (чаще всего бактериальные или грибковые) стимулируют лишь кратковременный иммунный ответ, в результате чего длительная невосприимчивость к инфекции становится невозможной, а перенесший такие определенные заболевания ребенок может заболеть повторно. Кроме того, некоторые возбудители имеют несколько штаммов, каждый из которых настолько отличается от другого, что приобретенный иммунитет к одному штамму не способен защитить от других. Именно поэтому ребенок может болеть простудой или гриппом снова и снова. Как в настоящей армии, все клетки человеческого организма носят «знаки отличия», которые позволяют иммунной системе отличить их от «интервентов-захватчиков». На внешних поверхностях клеток организма есть знаки — белки, которые помогают иммунной системе различить собственные клетки организма и патогенные микроорганизмы, которые необходимо уничтожить.

Аутоиммунные заболевания

Но иногда процесс «опознания» знаков различий клеток нарушается. В этих случаях возникают аутоиммунные заболевания — состояния, при которых иммунная система атакует собственные клетки организма, как если бы они были чужеродными, что приводит к широкому спектру заболеваний, таких как диабет 1 типа, заболевания щитовидной железы, волчанку и ревматоидный артрит.

Еще один способ, которым иммунная система может нанести ущерб организму ребенка — это чрезмерная реакция на воздействие извне, которое не представляет никакой реальной угрозы. Например, нет причин, по которым организму нужно защищаться от кошачьей перхоти или цветочной пыльцы. Но иногда иммунная система выходит из-под контроля, создавая антитела ко многим видам неопасных веществ. Эти нарушения работы иммунной системы является причиной таких заболеваний, как аллергические реакции, астма и экзема. Для большинства людей эти условия просто причиняют неудобства, а в некоторых случаях реакция может быть смертельной. Это как раз является примером абсолютно зря «усиленного» «чрезмерного» иммунитета.

Поэтому искусственное «усиление» иммунитета – не совсем то, чего должны хотеть родители. Для здоровья всегда достаточно обычной нормы: без «усилений», но и без дефицита или недостаточности!

Когда иммунитет в дефиците

  • из-за генетических нарушений,
  • химиотерапии
  • при иммунодифицитных заболеваниях

Многие из таких детей действительно нуждаются в «усилении» иммунной системы. Но сделать это возможно только врачу-иммунологу, который внимательно изучит причины и характер иммунных нарушений, выяснит текущий уровень иммунитета и только после этого займется лечением нарушений иммунитета. Врач будет использовать такие методы, как введение антител, полученных от доноров, введение факторов роста для стимуляции выработки белых кровяных клеток, или даже прибегнет к трансплантации костного мозга. Для людей с истинным иммунодефицитом было бы опасно (и потенциально смертельно) полагаться на витамины, добавки или «суперпродукты» для «усиления» иммунитета, вместо проведения медикаментозного лечения, нацеленного в первую очередь на устранение причины иммунодифицита.

Как же «помогать иммунитету» ребенка?

В первую очередь нужно освободиться от внушений рекламы, призывающей родителей «укреплять» детский иммунитет. Помните, что такая реклама основана на порождении естественного чувства родительской тревоги и беспокойства.

Если вы считаете, что ребенок болеет слишком часто, у него часто развиваются инфекционные осложнения, то, прежде всего, покажите его педиатру!

Если врач сочтет, что у ребенка действительно может быть иммунодефицит или связанное с нарушением работы иммунной системы заболевание, он назначит соответствующие анализы и исследования, и направит малыша на консультацию к иммунологу.

Другой вариант помощи иммунитету – это вакцинация.

Это действительно отличный и вполне «естественный» способ укрепить иммунную систему специфичным и эффективным способом. При вакцинации организм ребенка подвергается воздействию части патогенного микроорганизма или его ослабленной версии, этим стимулируется формирование специфического иммунного ответа, на конкретное заболевание, против которого создана вакцина. Такой иммунитет будет активен длительное время за счет выработки специфических антител. Некоторые люди утверждают, что иммунитет, обеспечиваемый вакцинацией, не такой длительный и сильный, как «естественный» иммунитет. Во многих случаях это действительно так. Но давайте не будем забывать, что для «естественного» иммунитета (например – пожизненного), надо инфекционным заболеванием переболеть, что в случае опасных инфекций может кончится печально. На наш взгляд, для приобретения иммунитета, все-таки, не стоит заболевать. Иммунизация — это один из самых безопасных и эффективных инструментов, которые можно использовать для снижения риска развития у ребенка определенных инфекций, многие из которых могут быть действительно опасными для жизни.

Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:

Если иммунная система вашего ребенка работает нормально — реагирует должным образом на инфекции и не проявляет признаков гиперреактивности, то ничего специального делать не нужно. Нужно лишь перестать смотреть рекламу и постоянно неоправданно беспокоиться «об иммунитете», приняв тот факт, что как бы мы ни старались — дети будут заболевать, а как бы не старались патогенные микроорганизмы – дети будут выздоравливать.

По поводу «йогуртов» — пищевой продукт предназначен для питания и не более. Естественно, что питаться – полезно, а не питаться – вредно. Йогурт ничего не лечит, лечат правильно назначенные врачом лекарственные препараты, продающиеся в аптеке.

Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка действительно есть проблемы с иммунной системой, поговорите с педиатром или проконсультируйтесь у иммунолога.

Вместо поиска «волшебной таблетки» для «усиления иммунитета» научите ребенка очень часто мыть руки, любить прогулки и закаливание, и проводите плановую вакцинацию. Эти простые меры принесут гораздо больше пользы.

Такой диагноз у детей означает, что поражен один или несколько элементов системы иммунитета. При такой патологии тяжело протекают инфекционные заболевания, часто проявляются аутоиммунные болезни, возникают опухоли, могут быть аллергии.

Виды заболеваний

Данный синдром может быть как первичным (генетически обусловленным), так и вторичным (появляется ввиду внешних факторов или заболеваний).

Первичный иммунодефицит у детей – что это и откуда берется?

Врожденный иммунодефицит (ИД) у ребенка – это то, что развивается из-за генетических факторов, это первичные нарушения работы иммунной системы. В результате развиваются тяжелые инфекции, быстро переходящие в хроническую форму, а органы и ткани поражаются воспалительными процессами. Без лечения первичный иммунодефицит приводит к смертности детей от осложнений различных инфекционных болезней.

Симптомы первичного иммунодефицита могут не обнаруживаться у детей, потому что болезнь не имеет уникальных признаков. Это может быть простая, но часто повторяющаяся инфекция, например легких или ЛОР-органов, или проблемы с ЖКТ, воспаления суставов. Часто ни родители, ни врачи не осознают, что все эти проблемы – результат дефекта иммунной системы ребенка. Инфекционные заболевания становятся хроническими, проявляются осложнения, нет реакции на курс антибиотиков. Обычно тяжелые формы иммунодефицита видны сразу после рождения младенца или через некоторое время. Источник:
Доан Тхи Май
Рецидивирующие инфекции у детей – риск иммунодефицита
// Педиатр, 2017, т.8, спецвыпуск, с.109-110

Важно отличать первичный иммунодефицит от СПИДа. Второй – это вирусное, приобретенное заболевание, а первичная форма уже «вживлена» в тело из-за генетических дефектов.

Почему у ребенка появляется вторичный иммунодефицит, и что это такое?

Такое заболевание – это тоже нарушение в работе иммунной системы, оно появляется у детей и взрослых и не является результатом дефектов в генах. Вторичный иммунодефицит может вызывать ряд факторов – внешних и внутренних. Любые внешние неблагоприятные факторы, которые нарушают процесс обмена веществ в организме, могут привести к развитию такой патологии. Самые распространенные из них:

  • плохая экология, грязный воздух;
  • ионизирующее излучение, воздействие СВЧ;
  • острые отравления в хронической форме;
  • длительный курс некоторых лекарств;
  • хроническое переутомление, стресс. Источник:
    М.В. Кудин, С.А. Сергеева, А.В. Скрипкин, Ю.Н. Федоров
    Профилактика заболеваемости у детей с вторичным иммунодефицитом в неблагополучных экологических регионах
    // Вестник ВолГМУ, 2009, №1(29), с.87-95

Все эти факторы комплексно воздействуют на организм и все его системы, включая иммунную. А такие, как ионизирующее излучение, избирательно угнетают систему кроветворения. У людей, живущих в условиях загрязненности окружающей среды, снижен иммунитет, они чаще переносят инфекции, увеличиваются риски развития онкологии.

Диагностика ИД

Проводится сбор семейного анамнеза и жалоб ребенка (если он не новорожденный), осмотр, а также ряд лабораторных исследований: молекулярно-генетическое, клинический анализ крови и др.

Важно! Если в семье уже есть ребенок с первичной иммунной недостаточностью, то при вынашивании второго крайне важна пренатальная диагностика.

Признаки и симптомы первичного иммунодефицита обнаруживаются у детей уже в первые недели жизни. Когда врач собирает анамнез, особое внимание он обращает на частую заболеваемость вирусами и бактериальными инфекциями, на наследственность, отягощенную нарушениями работы иммунитета, на врожденные пороки развития.

Нередко такую патологию выявляют намного позже и случайно, когда проводят другие анализы.

Основные методы диагностики как врожденных, так и приобретенных нарушений работы иммунитета:

  • осмотр ребенка, при котором особое внимание обращают на состояние кожи, так как могут быть грибковые поражения, эрозии, дистрофия, гнойники, отечность разных частей тела;
  • анализы крови – о патологии говорит нарушение лейкоцитарной формулы;
  • специальные иммунологические исследования;
  • молекулярно-генетический анализ.

Лечение заболевания

Первичная форма заболевания предполагает:

  • недопущение контакта с возможными источниками заражения.
  • в периоды ремиссии ребенок может и должен вести нормальный образ жизни, поддерживать гигиену, посещать образовательное учреждение.
  • если существует угроза инфекции, назначаются антибиотики широкого спектра.
  • при наличии эффекта лечить ребенка нужно около 3-4 недель одновременно с приемом противовирусных, антигрибковых средств. Иногда противомикробное лечение растягивается на годы.

Скорректировать иммунодефицит можно, применяя иммунореконструкцию, заместительное лечение, иммуномодуляторы. При первичной форме патологии применяют иммуноглобулины, при вторичной используют иммунотропы, заместительную терапию, иммунизацию.

Крайне важна при первичной патологии изоляция ребенка от всех источников заражения. Когда нет обострений инфекций, ребенок может вести нормальный образ жизни. При первичном иммунодефиците на фоне общей недостаточности антител детей нельзя прививать от:

  • кори;
  • эпидемического паротита;
  • полиомиелита;
  • краснухи;
  • ветряной оспы;
  • туберкулеза.

Проживающим вместе с ребенком можно делать прививки только инактивированными вакцинами.

Противомикробное лечение заключается в приеме антибиотиков широкого спектра. При отсутствии быстрого ответа на терапию препарат меняют. Если же эффект есть, то принимать антибиотик ребенок должен минимум 3-4 недели. Лекарства вводятся внутривенно или парентерально. Одновременно назначают противогрибковые препараты и при показаниях – противовирусные, антипротозойные, антимикобактериальные лекарства. Противомикробная терапия может быть даже пожизненной.

При гриппе на фоне ИД обычно прописывают озельтамивир, ремантадин, занамивир, амантадин, ингибиторы нейраминидазы. Если ребенок заболел «ветрянкой» или герпесом, назначают ацикловир, парагрипп требует приема рибавирина. Перед стоматологическим лечением и операциями ребенок должен пройти курс антибиотиков для профилактики инфекции.

При серьезном вторичном или первичном Т-клеточном ИД нужно профилактировать пневмоцистовую пневмонию, в зависимости от показателей анализов крови. Для этого врачи обычно прописывают триметопримсульфометаксозол.

Важно! Любые лекарства должен назначать только врач, самолечение смертельно опасно для ребенка!

Способы коррекции недостаточности иммунитета:

  • заместительное лечение;
  • реконструкция иммунитета;
  • иммуномодуляция.

Иммунореконструкция предполагает пересадку костного мозга или стволовых клеток, которые получают из пуповинной крови. При первичном ИД заместительная терапия – это чаще всего прием аллогенного иммуноглобулина, который в последние годы принято вводить внутривенно.

Лечение детей с первичным ИД с общими дефектами выработки антител

В этом случае проводится заместительная терапия иммуноглобулинами, которые вводятся внутривенно, и антибиотиками. Иммуноглобулины вводятся один раз в три-четыре недели пожизненно. Постоянная терапия антибиотиками нужна для профилактики бактериальных инфекций.

При обострении бактериальной инфекции назначаются антибиотики широкого спектра, вводимые парентерально. При гипер IgM-синдроме и общей вариабельной иммунной недостаточности (ОВИН) нужно постоянно принимать противогрибковые и противовирусные препараты. Они могут назначаться курсами. Это определяется врачом индивидуально. Если у ребенка Х-сцепленный гипер IgM-синдром, то ему показана пересадка костного мозга от HLA-идентичного донора.

Методы лечения вторичного ИД

В основном применяется иммунотропная терапия, которая может быть разных направлений:

  • активная иммунизация;
  • заместительная терапия;
  • прием иммунотропов.

Выбор иммунотропной терапии зависит от того, насколько остро выражен воспалительно-инфекционный процесс и какой иммунологический дефект выявлен. Когда симптомы болезни отступают, для профилактики может проводиться вакцинотерапия.

В качестве заместительной терапии применяются иммуноглобулины, вводимые внутривенно. Основное их действующее вещество – специальные антитела, получаемые от доноров. Часто назначаются иммуноглобулины, содержащие только IgG.

Иммунотропное лечение вторичного ИД

С помощью иммуномодуляторов можно повысить эффективность антимикробной терапии. Иммуномодуляторы должны быть частью комплексной терапии совместно с этиотропным лечением инфекции. Схемы и дозировку рассчитывает врач индивидуально.

Во время приема иммуномодуляторов должен проводиться иммунологический мониторинг. Если инфекция находится в острой стадии, иммуномодуляторы применяют с осторожностью. Иначе можно вызывать тяжелый общий воспалительный ответ и септический шок в результате него. Источник:
Г.А. Самсыгина, Г.С. Коваль
Проблемы диагностики и лечения часто болеющих детей на современном этапе
// Педиатрия, 2010, т.89, №2, с.137-145

Способы профилактики

ИД проще предупредить, чем лечить. Важно помнить, что состояние ребенка напрямую зависит от того, насколько правильно планировалась беременность. Если у одного из родителей есть проблемы с иммунитетом, он должен пройти специальные процедуры, чтобы исключить подобную патологию у ребенка.

В первые шесть месяцев жизни рекомендуется только грудное вскармливание, потому что в материнском молоке есть все нужные элементы, способствующие выработке полноценного иммунитета. Если нет лактации, нужны качественные искусственные смеси, но обязательно дополняемые поливитаминами.

Источники:

  1. Доан Тхи Май. Рецидивирующие инфекции у детей – риск иммунодефицита // Педиатр, 2017, т.8, спецвыпуск, с.109-110.
  2. М.В. Кудин, С.А. Сергеева, А.В. Скрипкин, Ю.Н. Федоров. Профилактика заболеваемости у детей с вторичным иммунодефицитом в неблагополучных экологических регионах // Вестник ВолГМУ, 2009, №1(29), с.87-95.
  3. Г.А. Самсыгина, Г.С. Коваль. Проблемы диагностики и лечения часто болеющих детей на современном этапе // Педиатрия, 2010, т.89, №2, с.137-145.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Когда может давать сбой иммунная система у детей? Чаще всего когда она истощается от череды бесконечно повторяющихся простудных заболеваний. Но достаточно часто в детском возрасте это может быть связано и с причинами более глубокими.

Здравствуйте, дорогие друзья. Я – Гордиенко Наталия, врач-инфекционист, врач-иммунолог. В клинической иммунологии пятнадцать лет, в инфектологии уже тридцать лет. И сегодня хочу с вами поговорить о достаточно серьёзной проблеме – часто болеющие дети, или часто и длительно болеющие дети. На самом деле это очень серьёзная проблема, и по данным различных авторов от 30% до 60% детей так или иначе прибывают в периоде, когда они часто болеют.

Какие дети считаются часто болеющими

Почему введён такой термин – “часто болеющие дети”?

Для примера: в Великобритании считается, что отнести ребёнка к часто болеющим можно, если в году он болеет восемь раз.

У нас более жёсткие критерии. Часто болеющим ребенок считается если:

  • ребёнок до года болеет более 4 раз за год;
  • ребенок от года до трёх, болеет более шести раз за год;
  • ребёнок от трёх до семи лет болеет чаще 8ми раз за год;
  • если ребёнок старше семи-восьми лет, и он болеет чаще 4х раз в год.

Причины ослабления иммунитета у детей

На самом деле это и достаточно серьезная социальная проблема, и экономическая проблема. Когда ребёнок часто страдает, в семье нет нормального психологического климата. Почему так случается? Потому что, к сожалению, другие члены семьи испытывают дефицит внимания. И 70% семей, у которых ребёнок часто болеет, отмечают, что у них создаются напряжённые психологические отношения. Они не могут додать тепла, внимания друг другу, а это очень сильно меняет качество жизни в семье.

Кроме этого, это достаточно серьёзная материальная проблема. Почему? Потому что, к сожалению, лечить ребёнка каждый месяц очень сложно. Это требует определённых материальных затрат с одной стороны, а с другой стороны, сегодня молодёжь, родители работают, и, если они длительно пребывают на больничном листе, то не могут уделить внимание своему бизнесу, соответственно такие материальные затраты увеличиваются, потому что приход материальных средств в семью тоже сокращается. И с точки зрения государства это тоже серьёзная материальная проблема, потому что работник выпадает на длительный период жизни, пока болеет ребёнок, из работы, из социальной сферы, из трудовой сферы.

Но что же может быть фактором, который приводит к созданию вот таких вот условий, когда ребёнок часто болеет? На самом деле причин таких может быть много. Я, как инфекционист, хочу отметить в первую очередь те причины, которые могут быть связаны с внешними факторами, с хроническими заболеваниями, с состоянием иммунной системы, с психологическими состояниями, потому что часто болеющий ребёнок, к сожалению, достаточно часто может формировать психопатическое развитие личности. Он требует всё больше и больше внимания себе, и начинает специально привлекать ещё больше внимания со стороны близких, своих родственников, своих родителей.

Достаточно часто я слышу от своих пациентов, от родителей болеющих детей, что у ребёнка что-то не в порядке с иммунной системой. Это не всегда так. Например, в 20% случаев у болеющего ребёнка может за чередой постоянно повторяющихся респираторных либо простудных заболеваний, скрыватся такое серьёзное заболевание, как бронхиальная астма. И конечно такого ребёнка нужно серьёзно и всесторонне обследовать для того, чтобы выявить начало этого заболевания.

Если ребёнок определённый период времени жизни жил спокойно, и у него не было частых заболеваний, а потом вдруг он “втянулся”, причиной этому может стать контакт с большим количеством детей. Особенно это сказывается у деток старше трёх лет, когда они идут в детский коллектив, в детские сады, в ясельки и начинают тесно контактировать с большим количеством деток, у которых своя микрофлора, свои вирусы, свои бактерии в носоглотке. Они начинают всем этим перезаражаться. И вот здесь какой-то период иммунная система справляется, а потом она начинает давать сбой.

Когда может давать сбой иммунная система? Когда она истощается, либо от череды бесконечно повторяющихся простудных заболеваний. Но достаточно часто в детском возрасте это может быть связано с причинами более глубокими, такими, как паразитарные инвазии, на которые ни родители, ни врач могут не обратить внимание. Поэтому, когда мы работаем с часто болеющими детьми, в первую очередь мы занимаемся определением – что является ключевым фактором изменения работы иммунной системы. Нет ли там паразитарных инвазий.

Вторая группа серьёзных заболеваний в XXI веке – группа герпес-вирусных инфекций. Сами по себе эти инфекции могут как остро протекать, так и хронически. Если они затягиваются в хроническое состояние, то могут при длительной активации угнетать работу иммунной системы. И потом у иммунитета ребёнка не хватает сил бороться с новыми, встречными, простудными вирусами. И такие детки тоже могут переносить либо транзиторы, временный иммунодефицит, либо он может затягиваться на месяцы, иногда даже на года.

Как стресс влияет на иммунитет ребенка

Что ещё может вызывать подвижки и приводить ребёнка к состоянию часто болеющего? Это стрессовые ситуации. Достаточно часто мы можем даже не понимать, что ребёнок может переносить стресс. Когда он идёт в детский коллектив для него это может быть психологическим напряжением. И такое состояние, как затяжной стресс, тоже может привести к снижению иммунитета. Любое инфекционное заболевание, любая вирусная инфекция может потянуть за собой шлейф какого-то затяжного иммунодефицитного состояния, которое может привести ребёнка в состояние часто болеющего.

Кроме стрессов ещё большое значение имеет соединительная ткань. Человек на 80% состоит из соединительной ткани. К сожалению, сегодня около 45% детей рождаются с недифференцированными дисплазиями соединительных тканей. Эти ткани пронизывают всё тело, объединяют человеческий организм в единое целое – сосуды, кровь, и клетки иммунной системы тоже представители соединительной ткани, если ребёнок родился с такими особенностями, он чаще других детей будет попадать в группу часто болеющих.

Что ещё важно? Важно понимать, нет ли у ребёнка скрытого хронического заболевания. Потому что любое скрытое хроническое заболевание — проблема почек, лёгких, бронхов – любая хроническая патология у ребёнка может вызвать состояние часто болеющего. И проявляться это будет в виде частых респираторов, на первом этапе. Потом, конечно, клиническая картина начнёт вырисовываться более чётко по заболеванию того органа, который спровоцировал частные заболевания.

44f12235838bd2b8077b6e5ba70000da06f3f715_1200.jpg

Что делать, если ребенок часто болеет ?

Разобраться в проблеме!

Как же во всей этой проблеме разобраться, если у вас ребёнок часто болеет простудными заболеваниями? Если эти заболевания часто завершаются либо отитами, либо бронхитами, либо гайморитами, при том, что ребенок болеет не просто часто, но ещё и длительно. Считается нормальным, если обычная респираторная инфекция заканчивается в течение пяти, максимум семи дней. В среднем три-пять дня длиться состояние ребёнка, когда он не может ходить в детский коллектив. Всё, что более, говорит о том, что есть какие-то подвижки не в лучшую сторону со стороны работы иммунной системы.

Гордиенко Наталия Николаевна онлайн

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Достаточно часто родители у меня спрашивают, что попить ребёнку, чтобы восстановить иммунитет? Было бы всё так просто. Можно было бы дать “волшебную” таблетку, и всё было бы прекрасно. На самом деле всё гораздо сложнее и проблематичнее может быть. Важно, чтобы эта “волшебная” таблетка, даже если такова найдётся, нормально всосалась, дошла до места приложения, в частности в костный мозг для того, чтобы дать возможность восстановится клеткам иммунной системы, эти клетки должны быстро дозреть. Поэтому, работая с часто болеющими детьми, у которых иммунодефицитное состояние уже имеется, я родителям сразу говорю, что минимум три месяца, а может быть шесть, а может быть и три года понадобится, для того, чтобы можно было считать ребёнка практически здоровым. Дальше я просто пошагово хочу сказать, что в таких ситуациях нужно делать

1. Нужно выявить все хронические очаги заболеваний у ребёнка, если таковые имеются.

2. Тщательно их просанировать. Возможно нужно будет привлечь узких специалистов.

4. Нужно “накормить” иммунную систему. Подобрать витаминно-минеральные комплексы, антиоксиданты, насыщенные жирные кислоты и аминокислоты. Ребёнок растёт, у него положительный баланс, ему нужны строительные материалы для построения молодых новых клеток, как для всех тканей и органов, так и для работы иммунной системы. И не случайно одна из причин иммунодефицитных состояний – это голодание, в частности белковое. Потому что белковое голодание обязательно приведёт к дефициту работы иммунной системы.

3029966.jpg

Так же не забывайте про общие, известные правила, такие как: закаливание ребёнка, работа по восстановлению психологического состояния, своевременная нейтрализация стрессов, охранительный режим развивающегося человека. Если всё это в комплексе выполнять, то ребёнок достаточно быстро выйдет из группы часто болеющих, но я всегда говорю: «хорошо лечится то, что правильно диагностировано». Поэтому заниматься в данной ситуации самолечением и пытаться как-то восстанавливать ребёнка самому – будет неправильно.

Алопеция представляет собой выпадение волос – очаговое или тотальное. Это происходит под воздействием разных факторов: от врожденных патологий до стресса. Обычно это состояние не связано с какой-то опасной для жизни патологией, но проведение терапии все равно нельзя откладывать. В детском возрасте в некоторых случаях алопеция – это признак дефицита определенных микроэлементов и витаминов, что может привести в будущем к серьезным патологиям.

Причины возникновения алопеции у детей

Наиболее часто к развитию этого заболевания приводят наследственные и врожденные патологии, резкая потеря веса, хирургические вмешательства, дефицит фолиевой кислоты и витамина В12, общая интоксикация организма, травматизация волосяных луковиц, слабый иммунитет, стресс. Источник:
Е.В. Маслова, О.Н. Позднякова Структура и клинические варианты алопеции в практике врача-дерматовенеролога // Journal of Siberian Medical Sciences, 2012, №2

Также к частичному или полному облысению приводят:

  • сбои в работе нервной и эндокринной систем;
  • неврологические расстройства;
  • травмы головы;
  • вредные привычки: дергать себя за волосы, накручивать их на палец и др.;
  • кожные воспаления в зоне роста волос;
  • некоторые общие инфекционные заболевания;
  • прием антибиотиков;
  • заражение глистами;
  • сахарный диабет;
  • дефицит питания;
  • железодефицитная анемия;
  • переизбыток витамина А в организме;
  • воздействие рентгеновских лучей;
  • рахит;
  • стригущий лишай;
  • и др.

Можно сгруппировать причины развития этого заболевания по возрасту:

  • у грудных малышей это может быть рахит, повышенная подвижность, вследствие чего ребенок постоянно трется об подушку;
  • в возрасте 1-2 лет очаговое облысение вызвано вредными привычками. Обычно дети дергают себя за волосы, накручивают их на палец. Если поведение не меняется до 4 лет, следует обратиться к психологу;
  • в возрасте старше трех лет дети активно адаптируются в обществе, поэтому нередко заражаются инфекциями, грибковыми спорами;
  • поход же в первый класс вызывает сильный стресс, большие нагрузки негативно влияют на иммунитет, вследствие чего тоже возникает алопеция;
  • следующий «переломный» период – это подростковый возраст, когда перестраивается гормональный фон. Это тоже служит негативным фактором.

Диагностика заболевания

Если взрослые члены семьи или педиатр заметили признаки алопеции, нужно понять, почему происходит поредение волос. Для этого проводится расширенная диагностика. Чтобы вылечить алопецию, ребенок должен сначала посетить следующих детских специалистов:

Эти врачи назначат ряд обследований, чтобы определить причину появления патологии:

Существующие виды недуга

  • Физиологическая алопеция. Локализуется на висках, затылке. Наблюдается у младенцев первых месяцев жизни по причине постоянного трения о подушку. Лечение не требуется, потому что болезнь пройдет, когда ребенок перестанет все время находиться в лежачем положении.
  • Анагенная. Связана с препаратами, которые используются для лечения онкологии.
  • Наследственная. Появляется у ребенка, если его родители тоже имели такую патологию.
  • Врожденная. Является одним из симптомов врожденной патологии, порока. Достаточно редкая. Возникает на фоне эндокринных, кожных заболеваний и др.
  • Телогенная. Развивается из-за резкого снижения веса, хирургических вмешательств, перенесенных болезней на фоне повышенной температуры тела.
  • Очаговая, или гнездная (плешивость). Служит симптомом нарушений в функционировании иммунной системы. Поражение – локальное, то есть на голове формируются отдельные участки облысения. Такой формой алопеции болеет один ребенок на тысячу. Источник:
    Н. Бекбауова, Р.Алиева, Ж. Жарасова, О. Степанова Этиология гнездной алопеции у детей // Медицинский журнал Западного Казахстана, 2012, №3(35), с.90
  • Диффузная. Наиболее распространенный вид. Представляет собой равномерную потерю волос от 150 в сутки.
  • Себорейная. Развивается по причине себореи.
  • Универсальная. Потеря волос по всему телу.
  • Псевдопелада Брока, или атрофирующее облысение. Потеря волос происходит в зонах лба и темени. Среди детей это редкая патология, обычно ей подвержены женщины после 35 лет.

Как лечить алопецию у детей?

Если облысение не вызвано опасным заболеванием, которое нужно немедленно устранить, может быть рекомендовано «лечение ожиданием». В этом случае за ребенком наблюдают в течение нескольких месяцев. За это время патология может пройти сама собой.

Запрещено лечение народными методами. Это может усугубить первопричину и сказаться на дальнейшей жизни ребенка.

Терапия должна строиться на основании выявленной причины потери волос. Во всех случаях детям показано общеукрепляющее лечение, которое включает прием:

  • иммуномодуляторов;
  • фитина;
  • витаминов А, Е, С, В1, В6, В12;
  • метионина;
  • пантотеновой кислоты;
  • при тотальной алопеции – системный прием гормональных препаратов.

При топической разновидности заболевания проводят УФО очагов потери волос. Предварительно их смазывают фотосенсибилизирующим препаратом на основе амии большой, пастернака, метоксалена. Также проводится дарсонвализация волосистой части головы.

Ежедневно волосистая часть головы охлаждается хлорэтилом, в нее нужно втирать различные настойки и эмульсии, мазь на основе преднизолона.

Если ребенок потерял волосы в связи с ожогом, то на месте рубца новые волосы не вырастут при применении консервативной терапии. Помочь может только пересадка кожи.

Алопеция – психологически тяжела для ребенка, поэтому ему может потребоваться помощь детского психолога.

Источники:

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Читайте также: