Как под маской скрывается лицо

Обновлено: 26.04.2024

Издревле маски присутствовали в жизни людей. Они изготавливались из подручных материалов, в том числе дерева, костей и кожи, и изображали головы животных, различных вымышленных существ, человеческие лица. Маску надевал охотник, желающий перевоплотиться в хищника, одержать победу в схватке с диким зверем и при этом не вызвать гнев духов природы. Ей отводилась важнейшая роль в ритуалах, причем ее можно обнаружить в ритуальных практиках большей части цивилизаций с богатой историей.

В дальнейшем она из сферы архаического священного перешла в светскую зону культуры. В эпоху Средневековья, когда карнавалы еще не утратили сакральных мотивов, их участники носили восходящие к древним временам маски, которые зачастую представляли собой изображения животных и нечистой силы. В XVII–XVIII веках в континентальной Европе были популярны балы-маскарады. В отличие от карнавалов они не имели никаких примет священного. Именно благодаря им маска окончательно стала светским феноменом.

В Средние века в Германии под маской подразумевалась полная маскировка тела, что видно на примере черта с Нюрнбергского шембартлауфа — «воцерковленного карнавала», проводившегося с 1449 по 1539 год

Не стоит забывать и о театральных представлениях. В частности, маски использовались в античном театре. В данном случае они характеризовали персонажей, а также играли наравне с актерами. Другой пример — комедия дель арте, истоки которой стоит искать в карнавальных празднествах. В ней насчитывается более сотни масок, в их числе — Арлекин, Коломбина, Панталоне.

Еще в Средневековье смерть надевала маску красавицы, чтобы скрыть свой безобразный вид и завлечь человека. Она являла истинный лик, когда жертва теряла возможность сопротивляться. В барочном аллегорическом театре персонифицированная смерть тоже предпочитает носить маску. Кроме того, такой ее образ встречается в творчестве Эдгара Аллана По. Маньяки из хорроров, когда скрывают лицо под маской и отправляются на охоту, как будто в некоторой степени становятся наследниками этой старой традиции.

Кожаное лицо, «Техасская резня бензопилой»

Вооруженный бензопилой маньяк по прозвищу Кожаное лицо — умственно отсталый людоед. Он полностью находится под контролем своей семьи, немного боится родственников и готов делать все, что они ему велят. В первом фильме у него три разных маски, выбор той или иной из них обусловлен тем, в каком качестве ему хочется предстать. Первая — «Маска старушки». Ее маньяк выбирает, когда хозяин бензоколонки возвращает домой сбежавшую Салли. Образ дополнен фартуком и деревянной ложкой, то есть Кожаное лицо желает быть хозяйственным, полезным на кухне.

В семье каннибалов одни мужчины. Можно предположить, что Кожаное лицо не первый раз берет на себя роль своеобразной хранительницы очага

Второй вариант — «Маска красотки», чья отличительная черта — наличие макияжа. В ней злодей появляется за обедом, когда за столом собирается вся семья. При этом он одет в черный костюм, а завершает образ парик. Маньяк явно хотел принарядиться, что соответствует традициям Дальнего Юга, где происходит действие фильма.

Именно в «Маске красотки» Кожаное лицо гонится за Салли в мощном финальном эпизоде фильма

Третий жуткий аксессуар в распоряжении Кожаного лица — «Маска убийцы». К ней он прибегает в те моменты, когда преследует и убивает своих жертв. Этот вариант напоминает о реально существовавшем человеке — американском маньяке, некрофиле и похитителе мертвых тел Эде Гейне, который изготавливал из человеческой кожи одежду, мебель, маски.

Из всех трех масок эта выглядит наиболее зловеще

По словам актера Гуннара Хансена, сыгравшего Кожаное лицо в «Техасской резне бензопилой» 1974 года, маска нужна его персонажу, чтобы выразить себя, под ней нет личности. Во всяком случае такова была изначальная задумка авторов сценария — Тоуба Хупера и Кима Хенкела. В ремейке фигурирует более примитивное объяснение: маска необходима маньяку, чтобы скрыть внешнее уродство.

Майкл Майерс, «Хэллоуин»

Маска, которую носит Майкл Майерс, — одна из самых известных в истории фильмов ужасов. По сюжету первой части франшизы маньяк крадет ее из хозяйственного магазина после того, как сбегает из психиатрической лечебницы. Майерс в «Хэллоуине» — чистое зло, которое невозможно понять и с которым нельзя договориться. Полностью лишенная эмоций маска это отлично передает. За ее создание отвечал Томми Ли Уоллес, давний друг режиссера Джона Карпентера. Сперва была идея одеть на взрослого Майерса маску клоуна, которую съемочная группа считала поистине пугающей. К счастью, этого так и не случилось.

В клоунской маске маленький Майерс убивает свою старшую сестру

В волшебном магазине Берта Уиллера на Голливудском бульваре Уоллес купил маску капитана Кирка из «Звездного пути», заплатив за нее чуть меньше двух долларов. Томми модифицировал ее, расширив отверстия для глаз и выкрасив в голубовато-белый цвет. В последующих фильмах франшизы маска Майерса претерпевала изменения, но ее первоначальный вариант до сих пор считается наиболее удачным.

В сценарии указано, что маска имеет «бледные черты человеческого лица» и выглядит действительно жутко

Джейсон Вурхиз, «Пятница, 13-е»

В первой части легендарной франшизы Джейсона показывают лишь мельком в самом финале: он выныривает из озера, на нем нет маски, и зритель видит его деформированную голову. Во втором фильме лицо Вурхиза закрывает мешок, что напоминает о других киногероях — маньяке из триллера «Город, который боялся заката» и Джоне Меррике из драмы «Человек-слон».

В джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке Джейсон выглядит как стереотипная деревенщина. Мешок идеально подходит под этот образ

Маской Джейсон обзавелся только в третьей картине. В книге Питера Брэка «Воспоминания о Хрустальном озере: полнейшая история сериала “Пятница, 13-е”» говорится, что соответствующее решение было принято при проверке освещения на съемочной площадке. Сперва Вурхизу планировали отдать простую прозрачную маску, в которой шутник Шелли пугал Энди. Затем режиссер Стив Майнер захотел придать маньяку больше индивидуальности. На выручку пришел Мартин Джей Садофф, супервайзер 3D-эффектов. Будучи болельщиком хоккейного клуба Detroit Red Wings, он предложил маску команды 1950-х годов. Майнеру этот вариант очень понравился. Вот только возникла проблема: во время тестовых съемок выяснилось, что маска слишком маленькая для головы Джейсона. Специалист по SFX-макияжу Даг Уайт увеличил ее и придал ей новую форму. После этого технический консультант Терри Баллард добавил красные треугольники. Кроме того, в маске проделали отверстия. По сюжету фильма свой главный аксессуар Джейсон забирает у упомянутого выше Шелли.

Не в последнюю очередь именно хоккейная маска помогла Джейсону превратиться из обычного маньяка в легенду жанра

Гостфейс, «Крик»

В 1990-е слэшеры, расцвет которых пришелся на предыдущее десятилетие, значительно потеряли в популярности. Уэс Крэйвен, отец Фредди Крюгера, сумел вдохнуть в жанр новую жизнь при помощи франшизы «Крик». В четырех частях действуют разные убийцы, но одеты они одинаково: в черный длинный балахон и маску. Последнюю можно без особого преувеличения назвать одним из символов массовой культуры конца прошлого века.

В сценарии, написанном Кевином Уильямсоном, фигурировала просто маска призрака, без каких-либо пояснений. За спецэффекты для фильма отвечала студия KNB EFX Group. Ее сотрудники представили несколько вариантов, но среди них не оказалось подходящего.

Эскизы масок от KNB EFX Group, показанные в документалке 2011 года «Продолжай кричать: ретроспектива главного фильма ужасов»

Как это часто бывает, помогла случайность. При поиске локаций съемочная группа зашла в дом, где на протяжении многих лет жила старушка вместе с мужем. В спальне исполнительный продюсер «Крика» Марианн Маддалена и обнаружила нужную маску. При этом на тот момент было неизвестно, кто изготовил ее. Муж хозяйки дома коллекционировал маски, но пожилая женщина не знала, где он взял ту, на которую обратила внимание Маддалена. Сотрудников KNB Effects попросили изменить находку, чтобы избежать проблем с авторскими правами. Предложенные ими варианты не устроили Уэса Крэйвена.

К счастью, на оригинальной маске удалось разглядеть надпись — Fun World. Выяснилось, что это небольшой магазин в Новой Англии. Аксессуар придумала в начале 1990-х годов дизайнер Бриджит Слейертин, вдохновившись в том числе всемирно известной картиной Эдварда Мунка «Крик». По словам Бриджит, маска отражает разные эмоции: она выглядит одновременно безумно, жалко и ужасающе. Создатели фильма смогли получить разрешение на ее использование за сто долларов, при этом права на дизайн и название «Гостфейс» до сих пор принадлежат Fun World.

Во вселенной «Крика» маску может купить буквально кто угодно, что серьезно затрудняет поиск скрывающихся под ней преступников

Джон Крамер и его сообщники, «Пила»

Маска свиньи — такой же символ франшизы «Пила», как и кукла Билли. Ее носит и сам Джон Крамер, и его сообщники. Она помогает скрыть личность в процессе похищения очередной жертвы. Выбор животного объясняется в одном из фильмов серии, когда раскрываются детали прошлого маньяка: дело в том, что именно в год Свиньи по китайскому гороскопу Крамер начал свою кровавую деятельность.

Аманда Янг в маске свиньи похищает фотографа Адама

Во время работы над первой «Пилой» режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл решили, что у антагониста должна быть маска. Они выбрали гниющую голову свиньи, символизирующую пессимистический взгляд Джона Крамера на мир и раковую опухоль, которая уничтожает его тело. Вану и Уоннеллу предоставили резиновую маску для Хэллоуина, совершенно не впечатлившую их. Чтобы сделать ее более ужасной, был добавлен ряд деталей, среди них — черные длинные волосы и гной, сочащийся из глаз и ноздрей.

По словам Ли Уоннела, его разочаровал финальный внешний вид маски

Коллекционер/Человек, «Коллекционер»

«Коллекционер» — серия фильмов, фактически порожденная «Пилой». Главный злодей любит насекомых, расставлять смертельно опасные ловушки и пытать людей. Гэри Дж. Танниклифф, на счету которого работа над несколькими частями «Восставшего из ада», придумал для него черную флокированную маску с расположенными на затылке завязками.

Если смотреть на маску вблизи, то кажется, будто ее покрывают крошечные волоски. Это работает на общее впечатление от Коллекционера, повадками напоминающего паука

В первом фильме маньяка сыграл Хуан Фернандес. Ношение маски на съемочной площадке вызывало у него клаустрофобию. Она полностью закрывала уши актера, за счет чего Фернандес мог слышать только собственное дыхание. Вместе с тем какой-никакой обзор Хуану обеспечивали лишь два небольших отверстия.

Убийца в маске младенца, «Счастливого дня смерти»

Комедийный хоррор «Счастливого дня смерти» представляет собой сочетание «Дня сурка» и «Крика». Главная героиня — студентка Три Гелбман — попадает во временную петлю. Девушка застревает в дне, в конце которого ее убивает загадочный человек в черной толстовке с капюшоном. Лицо злодей прячет под маской улыбающегося младенца. Над ее дизайном работал Тони Гарднер.

Дополнить маску большим зубом — идея режиссера Кристофера Лэндона

Изначально Лэндон предложил два противоположных друг другу варианта. Первый — маска свиньи, от которой в результате отказались. Возможно, это не в последнюю очередь связано с желанием избежать ассоциаций с «Пилой». Второй — маска ребенка. Эта идея возникла у Лэндона в тот момент, когда он вместе с партнером ждал первенца. Режиссер боялся стать плохим отцом, что в итоге и отразилось в фильме. По мнению Лэндона, маска получилась странной, немного смешной, но вместе с тем страшной. Кроме того, она вышла отлично соответствующей тональности картины.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Маски в жизни людей

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски

Психологические маски

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска — зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее — они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

    Обстоятельства. Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь — это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей

Маска основной психологической травмы

К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

    Маска основной психологической травмы. Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело — она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни — новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке — общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски

Маска хорошего человека

Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

    «Хороший человек». Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя — наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.

Как снять маску с человека

Снятие маски с человека

Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая — скрыть страхи и комплексы, вторая — достичь меркантильных целей, третья — самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

    Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы. Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, — тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.

Что такое маски в жизни людей — смотрите на видео:



В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Любовь к женатому мужчине

Любовь к женатому мужчине

Как избавиться от страха мужчин

Как избавиться от страха мужчин

Как бороться с детской агрессией

Как бороться с детской агрессией

Тыквенное желе

Тыквенное желе

Дынная диета

Дынная диета

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

С тех пор как человек придумал одежду, он постоянно старался прикрыть и лицо. Причины для этого каждый раз были разные — от функциональных и полезных до издевательских и даже смешных. В наши дни на некоторые из этих масок невозможно взглянуть без неприятного чувства страха, вызванного их предназначением, а порой и просто внешним видом.

Мы нашли 10 самых жутких вещей, которые человек когда-либо надевал на лицо, и подробно рассказали, что заставляло его делать это.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №1 - BigPicture.ru

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №2 - BigPicture.ru

Так называемой «менпо», или попросту маской для защиты, самурай прикрывал лицо непосредственно перед схваткой. Кроме основной своей функции, она исполняла еще и поддерживающую роль для довольно тяжелого шлема воина.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №3 - BigPicture.ru

Впервые подобные маски были использованы армией Великобритании в битве при Камбре в 1917 году. Их задачей было защитить лицо танкиста, в которого через амбразуру в броне летела шрапнель и рикошетившие осколки.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №4 - BigPicture.ru

Одними из самых хорошо вооруженных гладиаторов в Древнем Риме были мурмиллоны, имевшие в своей 15-килограммовой экипировке еще и массивный шлем. Отличительной его чертой были большие прорези для глаз, защищенные крупной сеткой, которая не давала нанести смертельное ранение трезубцем или мечом.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №5 - BigPicture.ru

Эта маска вместе со всем остальным не менее жутким нарядом врача времен чумы была разработана в Париже в 1619 году. Длинный клюв служил хранилищем для ароматных трав и цветов, так как люди верили, что болезнь распространяется через неприятные запахи разлагающейся плоти, повсеместно витающие в воздухе.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №7 - BigPicture.ru

Этот способ сокрытия лица использовался в одной из самых известных тюрем Австралии, функционировавшей в Мельбурне с 1842 по 1929 год. Самые опасные преступники здесь содержались в одиночных камерах по 23 часа в сутки, а на время часовых прогулок во дворе выводились в колпаках из грубой ткани, мешавших им общаться друг с другом.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №8 - BigPicture.ru

Есть грязь, чтобы на время потерять работоспособность или вовсе покончить жизнь самоубийством, для рабов из Африки было обычной практикой. Теряющие же на этом деньги хозяева не придумали ничего лучше, чем надевать на бунтарей маски, которые мешали тем пригоршнями есть землю.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №9 - BigPicture.ru

Опасаясь начала массированных газовых атак после Перл-Харбора, американские военные неожиданно выяснили, что противогазы для взрослых детям сильно велики. При создании уменьшенной версии защиты с разрешения Диснея был взят образ культового мультперсонажа Микки Мауса. Единственная партия из 1000 образцов, каждый из которых должен был внести игровой элемент в процесс защиты, сейчас разобрана по коллекциям как одна из самых жутких интерпретаций мышонка.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №10 - BigPicture.ru

До того как резина и пластик окончательно захватили рынок, при подготовке к Хеллоуину все люди не шли в специализированные отделы в супермаркете, а изготовляли костюмы с масками самостоятельно. Некоторые такие творения родом из 1900-х годов выглядят по-настоящему страшно, особенно на фоне осторожных эскизов в наши дни.

Фотография: 10 самых жутких способов спрятать лицо №11 - BigPicture.ru

Эти полностью черные маски, в которых к тому же было очень трудно разговаривать, женщины XVI века надевали совершенно добровольно. Задачей этих «личин» была защита белоснежной кожи лица от солнечных лучей, которые придавали ей плебейский загар.


Мы прошли через все степени принятия масок на карантине и, кажется, уже свыклись с мыслью, что лицо теперь должно быть закрыто. Мы приучились ждать 20 минут после нанесения крема, чтобы он полностью впитался – так меньше риск заработать раздражение на коже. Перестали трогать респираторы за внешнюю часть. Заказали классные повязки у отечественных дизайнеров или взялись шить их своими руками. И только одно по-прежнему вызывает у нас бурное негодование. Нет, не беззаботный сосед, который пренебрегает средствами защиты, а то, что нас перестал узнавать собственный телефон.

Система FaceID, которой укомплектованы многие современные смартфоны, периодически давала сбой и в жизни до пандемии: кому не приходилось отрывать голову от подушки, чтобы телефон видел лицо полностью. Но это не причиняло особых неудобств. Совсем другое дело – когда стоишь на кассе в супермаркете и тщетно пытаешься расплатиться по безналу с помощью мобильного. До недавнего времени iPhone предлагал ввести пароль только после нескольких попыток опознать лицо. В последней прошивке разработчики добавили опцию сразу подтверждать транзакцию цифровым кодом. А у смартфонов на Android есть довольно удобная функция Smart Lock, которая позволяет автоматически снимать блокировку, если вы, например, находитесь в «безопасном» месте (на время карантина таким можно сделать ближайший магазин). Правда, проблему распознавания лица это все равно не решает – гаджеты пока еще не научились определять хозяина под маской.

Гаджет не поймет, что вы улыбаетесь ему одними глазами – придется снимать блокировку вручную

Не думайте, что раз под маской вас не узнает родной телефон, то вы совершенно неуязвимы для всех остальных систем слежения. Городские камеры работают намного точнее – и особенно эти технологии продвинулись за время карантина, когда нужно было следить за тем, как люди соблюдают режим самоизоляции. Первыми, разумеется, стали китайские производители – компания SenseTime, например, выступила с заявлением, что в процессе распознавания их механизм считывает около 240 точек на лице (в основном, вокруг глаз, носа и рта). Такое количество позволяет свести погрешность к минимуму, даже если на вас надета шапка, маска и темные очки.

Российские компании, например, «Крок», тоже работают над решением проблемы. Татьяна Павлова, руководитель проектов по видеоаналитике, рассказала, что биометрический алгоритм считывает 68 реперных точек, что позволяет «идентифицировать людей с точностью до 98 %». Она отмечает: достаточно 30 % лица, чтобы система сработала. Технология 3D-сканирования внедрена в офисе компании, где лица сотрудников автоматически считываются при проходе через турникет. Пригодилась она и во время пандемии. «Мосгорсуд провел дистанционное заседание с системой «Крок». Обычно личность участника устанавливается судьей по паспорту. На онлайн-заседании в этом помогла видеоаналитика. С помощью нейросетей человека в кадре идентифицируют, поиск совпадения ведется по базе эталонных изображений участников заседания. Если человек выходит из кадра или на его место садится другой, то на экране судьи появляется индикатор», – говорит Татьяна.

Система сначала определяет лицо, затем находит на нем ключевые точки, а после этого сравнивает результат с базой данных

John M Lund Photography Inc

К сентябрю этого года в Москве планируется запустить систему распознавания лиц в метро. Всех пассажиров будут сверять с базой федерального розыска, а идентификация будет проводиться в том числе по радужке глаз, а также татуировкам. Однако это не то чтобы новшество – к системе FindFace, по данным московского правительства, подключено 105 тысяч камер по всему городу. Сооснователь компании-поставщика софта NtechLab Александр Кабаков в одном из интервью отмечал, что хотя маска – более серьезное перекрытие, чем усы или очки, алгоритм все равно с высокой долей вероятности сможет вас опознать.

Сама по себе система, конечно, не несет никакой угрозы законопослушным гражданам – наоборот, в идеальном мире она позволит сократить число преступлений и повысить их раскрываемость. Однако многие правозащитники обеспокоены тем, что государства будут злоупотреблять технологией. Например, суд не удовлетворил иск Алены Поповой, которая считает использование биометрических данных вторжением в личную жизнь человека. Такой позиции придерживаются не только в России. В Британии действует организация с громким названием Big Brother Watch – эта некоммерческая структура борется за честное использование технологий наблюдения, в том числе и систем видеоаналитики.

Участник митинга в Кардиффе надел маску, имитирующую чужое лицо. Январь 2020-го

Название изображения

Пандемия COVID-19 сделала маску неизменным атрибутом нашей повседневной жизни. Сегодня можно выбрать маску любого цвета и фасона, украсить ее бижутерией или ювелирными изделиями. Мы так привыкли к маскам, что они даже перестали нас раздражать, хотя еще год назад многие люди наотрез отказывались носить их.

Сегодня в нашем интервью речь пойдет о знаменитых личностях, которые по той или иной причине вынуждены были скрывать всё лицо под маской, а также о тех, кто ее никогда не носил, но чей образ вошел в историю как неразрывно связанный с маской. Об удивительных людях и их масках нам рассказала Анастасия Валерьевна Калюта ─ этнограф, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории Российского этнографического музея.

─ Какой самый яркий и, может быть, наиболее ранний пример человека в маске мы можем вспомнить?

─ Самый известный человек раннего Средневековья, который действительно закрывал лицо либо зеленой вуалью, либо самодельной золотой маской, – это Хашим ибн Хаким. В VIII веке он был проповедником и лидером антиисламского движения из Мерва, на территории современного Туркменистана, и вошел в историю под прозвищем Аль-Муканна, что дословно переводится как «закрытый покрывалом».

Хашим ибн Хаким в течение нескольких лет держал в страхе все арабское население Средней Азии и едва не выгнал арабов с этой территории. Это личность легендарная, на родине его считают национальным героем. Аль-Муканне посвящены многочисленные поэмы, оперы, в том числе и европейские. История жизни Хашима ибн Хакима очень интересна и, конечно, заслуживает отдельного рассказа.

Что касается ношения маски, то есть разные версии о причинах и о том, как выглядела эта маска. В основном об Аль-Муканне мы знаем из исторических трудов, написанных гораздо позднее его жизни: в XI, XII, XIII веках. Причем люди, которые эти труды писали, были настроены к нему, как правило, крайне недоброжелательно.

Пожалуй, самая известная работа на эту тему ─ книга эрудита и ученого, историка, астронома, теолога Аль-Бируни «Известие о людях, одетых в белое» (сторонники Муканны выбрали белый цвет как символ своего движения). В книге нам сообщается, что Хашим ибн Хаким родился где-то около 706 года в окрестностях Мерва, Мервского оазиса (территория современного Туркменистана), а также то, что в молодости он занимался отбеливанием тканей. Аль-Муканна участвовал в восстании против арабов, которое возглавил бывший раб, перс Абу Муслим. Некоторое время Муканна провел в тюрьме в Багдаде, а потом объявился в родном Мерве с заявлением, что он является прямым воплощением Бога.

Аль-Муканна на троне.

Аль-Муканна на троне.

─ И тогда же он стал носить маску?

─ Да. Причем по одной версии эта маска была сделана из чистого золота, а по другой версии ─ никакой маски не было, а носил Аль-Муканна зеленое шелковое покрывало на лице. Так как Аль-Муканна считал себя пророком, воплощением Бога, то он утверждал, что от его лица исходит столь мощное сияние, что ни один смертный не может вынести этого света. Именно поэтому, по одной из версий, Хашим ибн Хаким и закрывал свое лицо. По другой версии, Муканна стал носить маску, чтобы скрыть личность после освобождения из тюрьмы, дабы его не убили сторонники халифа аль-Мансура. Но я считаю, что с помощью маски в те времена скрыться было невозможно, и, напротив, это был самый верный путь к тому, чтобы привлечь к себе внимание. В общем, так себе конспирация, ведь человека с таким необычным внешним видом в любой толпе очень легко заметить.

─ История Аль-Муканны действительно интересна, но, насколько я знаю, у вас есть свой фаворит среди тех, кто носил маску, ─ это Балдуин IV?

─ Да, это герой интересный и парадоксальный, и парадокс заключается в том, что на самом деле Король Иерусалимский Балдуин IV (Балдуин Прокаженный) маску никогда не носил! Однако с легкой руки создателей фильма «Царство Небесное» его образ теперь прочно ассоциируется с серебряной маской…

─ Причем в фильме маска у него не одна, он их менял

─ Да, и в итоге получившийся образ оказался настолько убедительным, живучим и притягательным, что теперь, если вы посмотрите комиксы, аниме, картины со всех концов мира, то там Балдуин IV всегда будет изображен в серебряной маске. Хотя, повторюсь, это совсем не соответствует реальности. Это результат выражения творческой мысли сценариста Уильма Монохана и режиссера Ридли Скотта. Как говорил сам Монохан, образ короля в маске преследовал его с 14 лет, и когда появилась возможность этот образ воплотить на экране, он сразу ею воспользовался.

«Невозможно удержаться от слез, говоря об этом великом несчастье. День за днем его состояние ухудшалось. Конечности и лицо были особенно сильно поражены, так что его верные подданные были охвачены состраданием, когда смотрели на него». Из записей наставника Балдуина IV Вильгельма Тирского.

Балдуин IV ─ король Иерусалима с 1174 года, сын Амори I и Агнес де Куртене ─ личность уникальная и являет собой сочетание, казалось бы, несовместимых противоречий, а также опровергает известную поговорку о том, что в здоровом теле живет здоровый дух. Король болел страшной болезнью ─ лепроматозным типом проказы ─ при которой появляются лепромы, бляшки и узлы, разрушается носовая перегородка, теряется зрение. Несмотря на ужасный недуг, за свою короткую жизнь (неполных 24 года) Балдуин смог показать себя как человек, сильный духом. На протяжении всего своего правления Король Прокаженный защищал Иерусалим от нападок мусульман. Иерусалимское королевство и его соседи пребывали в состоянии постоянной войны с окрестными мусульманскими государствами. В возрасте 16 лет Король Иерусалимский смог одержать грандиозную победу над Султаном Салах ад-Дином, который до того времени считался непобедимым. Кстати, католическая церковь сейчас всерьез рассматривает идею о том, чтобы причислить Балдуина IV к лику святых. Интересную эпитафию ему оставил мусульманский историк Абу Шама в «Книге двух садов». «Этот прокаженный мальчик заставил уважать всех свою власть», ─ писал он о Короле Иерусалимском.

Из записей современников короля нам известно, что маску он не носил, в частности из записей его наставника Вильгельма Тирского, где в подробностях описывается, как ужасен был вид больного Балдуина. Возможно, монарх мог использовать некую повязку, чтобы прикрывать рот, это максимум, но никак не серебряную маску на все лицо. Все-таки у средневековых людей понятие об инфекции уже существовало, и они понимали, что такая болезнь может передаваться воздушно-капельным путем.

Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного в фильме

Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного в фильме "Царство небесное" Ридли Скотта. 2005 г.

─ Помимо Балдуина IV есть еще одна личность, которая маску не носила, но ее образ всегда с маской отождествляется. Это знаменитая британская актриса Сара Сиддонс

─ На своем самом известном портрете в Лондонской национальной галерее она представлена с маской в руках, маска выступает своеобразным символом ее профессии.

Сара Сиддонс (род. в 1755 г.) известна как одна из величайших актрис своего времени и как лучшая исполнительница роли леди Макбет за всю историю театра. Эта легендарная женщина не носила маску постоянно, как это делали Аль Муканна и Железная Маска, но она настолько вживалась в свои образы, что ее истинное я и ее роли были практически неразделимы. Кроме того, Сара Сиддонс имела еще одну очень интересную функцию: она была фактическим заместителем царствовавшей тогда королевы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, супруги британского короля Георга III. Поэтому здесь мы говорим о понятии маски в широком значении: не только буквальное ношение этого атрибута на лице, но и сокрытие лица с помощью различных психологических приемов. В конце концов, метафора «надеть маску» вовсе не означает, что человек обязательно скрывает свое лицо под куском ткани или картона.

У.Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

У.Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

─ Музу трагедии, Мельпомену, тоже принято изображать в маске…

─ Да. Что касается масок и в греческом театре, и в японском, то они восходят к ритуальным представлениям, к тем временам, когда люди не просто играли роль, а, надев маску, буквально перевоплощались в тех персонажей, которых представляли. Надеть маску – это, действительно, стать тем существом, которым ты хочешь стать или должен стать. Это древнейшие, очень архаичные обряды, которые есть у всех народов мира.

─ Маска ─ это еще и отсылка к темным силам, к иному миру?

─ Да, абсолютно. Маска как связь с другой сущностью, потусторонним миром. Очень часто это маски именно мертвецов или умерших предков… В любом случае, существ из другого мира.

─ Вы изучали культуру инков, майя, ацтеков. Там маски тоже присутствовали?

─ Верно, все они не гнушались ношением масок. И особенно активно маски использовались у перуанских индейцев в погребальных ритуалах. Потому что перуанские индейцы были убеждены, что для существования души вечной необходимо существование вечного нетленного тела, нетленного лица. Поэтому посмертная маска и заменяла то самое нетленное лицо умершего. Обычай погребальных масок был распространен и у майя. Ацтеки, кстати, своих покойников знатных по преимуществу кремировали, но у ацтеков широко распространено было ношение масок во время ритуальных представлений, когда жрецы и правители изображали сверхъестественных персонажей, в первую очередь богов.

─ А ведь в славянской культуре тоже есть традиция ношения масок – ряженые на Святки, например?

─ Да, и это тоже связано с тем, что праздники в представлении наших предков, ─ это не совсем то, что сегодня принято считать праздниками. То были критические, переходные дни, когда граница между нашим миром и потусторонним размывалась, и обитатели того света приходили в гости к своим живым родственникам. Как правило, у всех славян существовал культ предков, поэтому к живым родственникам, считалось, являлись умершие родственники. Их надлежало встречать и привечать, иначе они могли очень сильно испортить жизнь.

Есть и другие варианты ряжения: с животными вроде медведя, козы, то есть перевоплощение в существ, даже не похожих на человека. Но у нас, в отличие от других народов, ряжение было не так ярко выражено. Маски у русских изготавливались зачастую просто из куска ткани. Это даже была не маска, а просто кусок материи, закрывающей лицо. Перевоплощаясь в овцу или медведя, например, наши предки просто надевали тулупы, вывернутые мехом наружу. То есть никаких специальных приспособлений не было. Да, люди, конечно, имитировали поведение этих животных. Но специального костюма или специальной маски они, как правило, не изготавливали.

Погребальная маска майя. Чем выше статус покойника, тем красивее и богаче была его маска.

Погребальная маска майя. Чем выше статус покойника, тем красивее и богаче была его маска.

─ И напоследок не могу не спросить о легендарной личности по прозвищу Железная Маска. Сегодня историкам известно, кто же это был на самом деле?

─ Нет, так и не известно. Но можно сказать почти с полной уверенностью, что это не родственник Людовика XIV, как считают. Он не подходит ни по возрасту, ни по другим признакам. Сохранились описания Железной Маски. Время от времени, когда он отбывал свое заключение, последние годы в Бастилии, его водили в церковь, чтобы он слушал мессу, как полагается христианину. Люди, которые видели его, описывали человека высокого роста с седыми волосами и в бархатной маске, закрывавшей все лицо, за исключением губ.

─ То есть ношение железной маски ─ это, опять же, выдумка сценаристов?

─ Точнее сказать, это выдумка Вольтера, но да, никакой железной маски на лице узника не было. Те очевидцы, которые видели заключенного в обществе его постоянного стража Сен-Мара, говорили, что маска была из черного бархата, что, кстати, и более практично. Есть предположение, что этим человеком, Железной Маской, мог быть граф Эрколе Антонио Маттиоли ─ итальянский авантюрист, который пообещал Людовику XIV помочь приобрести без единого выстрела несколько важных замков на границе Италии; но, получив от короля подарки и щедрое вознаграждение, мужчина, грубо говоря, надул монарха. Однако «Король-Солнце» был не из тех людей, которые подобные трюки прощают, и в результате Маттиоли оказался заключен в тюрьму пожизненно. Возможно, это более вероятная версия. В документах об узнике значится человек под фамилией Мачиоли.

Читайте также: