Как определяют сортность натуральных кож

Обновлено: 28.03.2024

КОЖА ХРОМОВАЯ ДЛЯ ВЕРХА ОБУВИ

Chrome upper leather.
Sorting

Дата введения 1983-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1981 г. N 1683 дата введения установлена 01.01.83

Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2002 г.

1. Настоящий стандарт распространяется на хромовые кожи всех видов, предназначенные для верха обуви, и устанавливает определение сорта.

2. В зависимости от наличия полезной площади кожи относят к 1, 2, 3 и 4-му сортам.

3. Полезной площадью считают площадь, свободную от пороков или с наличием таких пороков, которые для данного вида кож пороками не являются.

3.1. При определении сорта пороками не считают:

слабовыраженные жилистость, воротистость до уровня нижних впадин передних лап, молочные линии;

наличие краски, проникшей через поры на бахтарме свиных кож, кроме бесподкладочных;

неровную окраску и изменяемость цвета при растягивании на кожах с анилиновой, полуанилиновой и другими видами отделок специальных методов покрывного крашения;

молочные линии, жилистость, заросшие малозаметные царапины, роговины, болячки на кожах с естественной нешлифованной и неподшлифованной лицевой поверхностью.

4. Пороки кожи делят на недопустимые и учитываемые по площади.

4.1. В кожах не допускаются:

отдушистость, стяжка, провал аппретуры на площади более 25% кожи;

мохнатый ворс на ворсовых кожах (кроме пашин);

плохая разделка и обрезка краев, лап;

полосы от щеток при покрывном крашении;

загрязнение лицевой поверхности запрессованной или прилипшей пылью;

пятна жирового или минерального происхождения, не поддающиеся удалению;

пятна на белых и светлых кожах, образующиеся от пигментации покрывной пленки;

растрескивание покрытия при растягивании кож;

отсутствие естественной мереи;

неровная окраска, изменяемость цвета при растягивании, кроме кож с анилиновой, полуанилиновой и другими видами отделок специальных методов покрывного крашения;

загрязнение покрывной краской бахтармы кож для обуви с подкладкой на площади свыше 15%;

шероховатость лицевой поверхности;

4.2. В кожах для верха модельной обуви дополнительно к перечисленным в п.4.1 не допускаются отдушистость, стяжка, провал аппретуры.

5. Учитываемые по площади пороки подразделяют на неизмеряемые и измеряемые в мерах длины и площади.

5.1. Неизмеряемые пороки определяют в соответствии с табл.1.

Местная садка лицевой поверхности, местная ломкость или подъем ворса на коже со шлифованной лицевой поверхностью:

Примечание. Если при испытании на ломкость обнаруживают не трещины, а мелкую сетку поднявшихся ворсинок, порок определяют как "подъем ворса на коже со шлифованной лицевой поверхностью".

5.2. Все пороки, не указанные в пп.3.1, 4.1, 5.1, измеряют в мерах длины и площади.

5.3. К порокам, измеряемым по площади, относят пороки, которые дают общее поражение участка кожи, а также пороки, отстоящие друг от друга на расстоянии не более 7 см.

Для определения площади пороков их вписывают в наименьший прямоугольник, в границах которого должны помещаться все эти пороки.

Площадь пороков, вписываемых в прямоугольник, измеряют в квадратных сантиметрах, если меньшая сторона прямоугольника более 2 см.

Если меньшая сторона прямоугольника равна или менее 2 см, порок считают линейным и измеряют в сантиметрах.

Если стороны прямоугольника выходят за контуры кожи, пороки вписывают в несколько прямоугольников, не выходящих за пределы контура кожи, и считают за один порок.

5.4. При наличии на одном участке кожи двух или более пороков учитывают только тот порок, который дает большую площадь поражения.

6. Характеристика и определение пороков - по ГОСТ 3123-78.

7. При определении сорта необходимо определить:


величину всех пороков, измеряемых по площади, в квадратных дециметрах - ;

величину всех линейных пороков () в квадратных дециметрах, вычисляемую по формуле


,

где - общая длина линейных пороков, см;

0,03 - коэффициент эквивалентности линейных и площадных пороков.

7.1. Эквивалентные величины длин пороков в сантиметрах и площади в квадратных дециметрах приведены в рекомендуемом приложении 1.

7.2. Общую площадь всех пороков () в процентах вычисляют по формуле


,

где - площадь кожи, дм;

- оценка неизмеряемых пороков, %.

7.3. Полезную площадь кожи () в процентах вычисляют по формуле


.

8. Значения полезной площади кожи при установленной ее норме по сортам приведены в рекомендуемом приложении 2.

9. Сорт кожи в зависимости от величины полезной площади определяют в соответствии с табл. 2.

Коротко и информативно о том как быстро узнать какой сорт у натуральной кожи:

Сортность кожи определяется её полезной площадью:

Полезная площадь, определяющая сорт кожи в %

1-ый сорт это от 100% до 90% включительно

2-ой сорт это от 89,9% до 80% включительно

3-ий сорт это от 79,9% до 70% включительно

Берем кожу смотрим какая у нее площадь например 100 дм.кв (1м.кв) Следовательно для первого сорта полезной площади должно быть 90-100 дм.кв для второго сорта 80-89,9дм.кв для третьего 70-79,9дм.кв Считаем пороки, просто , находим порок, считаем его как 1дм.кв, после отнимаем от общей площади , например у вас на листе 100дм.кв было 5 пороков следовательно 100-5=95дм.кв или 95% рабочей площади , значит первый сорт. Либо если уже стоит сортность на коже её очень легко проверить берем площадь листа делим на 100 и умножаем на заявленную сортность по нижней границы полезной площади например: лист 232дм.кв написано 1-ый сорт (90% рабочей площади) Следовательно 232/100=2,32 умножаем на 90 = 208,8 дм.кв полезной площади должно быть на листе, если меньше значит вероятнее всего сорт не соответствует заявленному.

Это наиболее простой, быстрый и эффективный способ определения сортности кожи процентное соотношение полезной площади может незначительно отличаться в зависимости от типа кожи за основу взята кожа шорно-седельная ГОСТ 1904-81, но эта формула так же актуальна с небольшими оговорками для Кожи Галантерейной , Кожи хромовой для верха обуви, юфти и других.

Сортность кожи это великолепное изобретение, благодаря ему можно определять полезную площадь кожи даже не видев саму кожу. Но все таки настоятельно рекомендую, покупая кожу у продавцов или производств , просите фотографии кожи перед отправкой, общего плана порой достаточно.

Есть много нюансов , что то считают за порок , что то не считают, если вы хотите погрузится с головой в кожевенное ремесло для увеличения своего кругозора и даже возможно стать квалифицированным сортировщиком (очень хорошая уважаемая Профессия) предлагаю вам литература к изучению

Толщина определяет назначение кожи, степень полезного использования ее площади при раскрое, стоимость деталей.

Для измерения толщины кожи применяют настольные или ручные толщиномеры.

Толщина кож различна как в партии, так и топографических участков отдельных кож. Наибольшую толщину кожа имеет в нижней части чепрака, наименьшую - в полах, лапах и пашинах. Например, кожа из шкур крупного рогатого скота при толщине в нижней части чепрака 4,9 мм имела толщину в верхней части чепрака 4,3 мм, в полах - 3,5, в воротке - 3,8 мм

Толщина кожи колеблется от 0,4 до 6 мм и зависит от вида, пола, возраста животного, способа обработки шкуры. Толщина кожи в процессе производства меняется: в процессах дубления, жирования, наполнения она увеличивается, а при распиливании, строгании, растяжке - уменьшается.

На толщину кожи влияет содержание в ней влаги, причем толщина кожи комбинированных методов дубления при увлажнении увеличивается до 20%, а кож хромового дубления - до 5%

Виды кожи для различных изделий:

Сумки. Для разных частей сумки можно брать разные материалы. Например, для ремешка есть смысл использовать надёжный чепрак, как для ремней, а для остальных элементов — другие части кожи толщиной 3-4 мм.

Ремень. Ремни делаются из чепрака — толстой, плотной кожи с хорошей износоустойчивостью. Серединная часть шкуры крупного рогатого скота — оптимальный материал для этой цели, ведь ремни должны хорошо выдерживать натяжение, а ещё они часто декорируются тиснением или выжиганием. Её толщина может быть равна приблизительно 3-4,5 мм — обычно именно такие параметры обеспечивают нужный результат.

Кошелек. Рекомендованная толщина может быть в пределах 2-2,5 мм для обложки и до 1,2 для внутреннего слоя. Используют самую разную кожу — от свиной до змеиной и акульей, в том числе и сочетания материалов.

Портфель. Как и сумки, портфели могут изготавливаться из разного материала. Толщина материала может варьироваться, но чем прочнее должно быть изделие, тем толще — обычно до 3,5-4 мм.

Чемодан. Для изготовления чемоданов магазин натуральной кожи предлагает чепрак — наиболее износостойкую спинную часть шкуры. Она меньше всех растягивается и в целом наиболее надёжна, выдерживает эксплуатацию даже в жёстких условиях. Её толщина может также доходить до 4 мм. Для обивки чемоданов может использоваться и достаточно мягкий материал.

Поэтому толщина кожи непосредственно влияет на выбор изделия! Публикуем нашу памятку по толщине и её назначению.

Кожа это прежде всего натуральный продукт, который покрывает все тело быка или коровы, именно поэтому разные участки кожи обладают своей спецификой и имеют различные свойства.

Топология – это карта шкуры животного, поделенная на определенные участки.

Принятая на сегодняшний день классификация раскроя кожи КРС:

1. Целая кожа - Самая крупный участок (можно кроить делали максимального размера) работать с ней крайне тяжело из-за размера (до 500дм.кв) так как наш профиль - это плотная шорно-седельная кожа в том числе и толстая отдельные листы в мокром виде могут весить до 50 килограмм, поэтому если мы выделываем кожу в целых кожах, то используем мелкое сырье, что бы площадь не превышала 250дм.кв

2. Полукожа - самая распространенная конфигурация в кожевенной отрасли, это половина шкуры, разрезанная вдоль хребтовой линии. Длинная конфигурация можно нарезать изделия максимальной длинны. (минусы, что в полукоже есть пола, а пола это - брюхо, самая рыхлая часть животного безотходного производства точно не получится)

3. Чепрак - спина, самая ценная, плотная, крепкая часть кожи. Составляет всего 50% от целой кожи. Пола отрезается вместе с воротком.

Применяется везде где необходима кожа с самой высокой плотностью.

Чепраки шорно-седельные исторически очень любят производители ремней, так как из них получается меньше всего отходов. Но по своему опыту скажу, что некоторые производители ставят на чепраки космическую стоимость, что выгоднее кроить полукожу, кулаты или рыбки, всё надо считать.

4. Вороток - шея и плечи, имеют как правило самый выраженный рисунок кожи (мерея) достаточно крупные около 100дм.кв плюс минус. размер 24% от целой кожи.

5. Кулат - клиенты хотят чепраки, а производство не знает куда девать полу когда просят только чепраки, именно поэтому кожевенные производители придумали чепрак + пола = кулат, стоимость кулата ниже чепрака, поэтому нормальная компромиссная крупная конфигурация.

6. Пола - живот, брюхо, быки и коровы пресс не качают. Пола - это участок кожи с наибольшим количеством дефектов. Но зато самая дешевая конфигурация, иногда, когда надо влезть в цену работать с полой это оптимальный выбор.

7. Рыбка - шикарная длинная конфигурация чепрак + вороток длинна как у целой кожи, да еще и полы отрезаны. Только не всем нужна эта максимальная длинна, поэтому некоторые кожевники склоняются больше к другим участкам кожи, все зависит от задач.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

Читайте также: