Как определить по коже пробегом

Обновлено: 28.04.2024

Давайте разберёмся, как выявить махинации с одометром и узнать реальный пробег подержанного автомобиля. Почему это так важно? Конечно, из-за возможных проблем в будущем. Скрученный пробег скрывает остаточный ресурс узлов и агрегатов машины, и это может привести к незапланированным потерям времени и денег уже после её покупки. К тому же автомобиль с приличным пробегом должен и продаваться дешевле, чем более свежие, согласны?

На махинации с реальным пробегом ради выгоды идут не только профессиональные мошенники, но зачастую и обычные, в остальном добропорядочные продавцы. Уж больно велик соблазн слегка приукрасить реальность, а расходы на эту процедуру на фоне возможной прибыли небольшие. Видимо, поэтому на рынке сегодня так много «бэушного» транспорта с корректированным пробегом (доля «скрученных» машин, по разным оценкам, достигает 30 процентов рынка).

Тем не менее вывести фальсификаторов на чистую воду можно. При выборе автомобиля нужно не поддаваться магии привлекательной цены, а всегда искать подвох. Направлений поиска четыре — проверка документов на автомобиль, проверка по электронным базам, диагностика в сервисе с использованием сканеров и банальный внешний осмотр. И ваши шансы не стать жертвой мошенничества будут максимальными, если использовать все возможные способы, сопоставляя их результаты друг с другом. Только так проверка пробега автомобиля будет по-настоящему полной. Давайте рассмотрим её подробнее.


Проверка документов

Первое, что может навести на подозрения, это отсутствие тех или иных документов на машину. Помимо обязательного оригинала ПТС стоит попросить у продавца показать сервисную книжку автомобиля с отметками о выполненных ТО.

При каждом обслуживании сервис делает в книжке запись с перечнем выполненных работ и печатью. А главное — с указанием пробега автомобиля на момент его посещения ремзоны.

Идеальный вариант, особенно для относительно нового автомобиля — сервисная книжка с отметками официального дилера. Только не нужно поддаваться магии солидных печатей: сервисные книжки тоже подделывают. Поэтому перед покупкой рекомендуется лично заехать к дилеру и убедиться, что ТО были на самом деле, сверившись с его данными.

Можно вообще заехать к любому официальному дилеру той же марки: в последние годы автопроизводители ведут общую базу учёта технического обслуживания своих автомобилей. И даже отказываются от бумажных сервисных книжек в пользу электронных.

Сложнее с более возрастными машинами. По автомобилям старше 10–12 лет сервисная отчётность бывает не столь прозрачной — тогда дилерские сети были более разрозненными. Кроме того, машина могла попасть в Россию уже подержанной. Если она прибыла из США или Японии, то с большой вероятностью её покупали на аукционе, и к ней был приложен аукционный лист с указанием точного пробега — попробуйте его спросить.

Но когда владелец с притворным сожалением говорит, что этот лист или сервисная книжка «потерялись», и к тому же не горит желанием ехать к официальному дилеру на проверку, стоит всерьёз задуматься о целесообразности покупки.


Внешний осмотр

Если с документами всё в порядке, то переходим к внешнему осмотру. Машины могут выглядеть по-разному, но главный принцип един: экстерьер и интерьер автомобиля должны соответствовать заявленному на одометре пробегу.

Как оценить реальный пробег автомобиля по его состоянию? Обилие на кузове сколов, трещин, разводов, потёртостей и других дефектов ЛКП — явное свидетельство пробега больше 100 тысяч километров. Не указанный в сервисной книжке факт покраски можно выявить с помощью толщиномера. Не будет лишним взглянуть на пороги и пол, оценив их состояние на предмет коррозии.

Потрудитесь проверить двери на наличие люфта, свидетельствующего, что их очень много раз открывали-закрывали. Желательно, чтобы все стекла либо были ровесниками автомобиля, либо имели «прозрачную» причину замены. Об изрядном пробеге подскажут и детали салона: изношенные элементы отделки, руль, приборы и прочие органы управления. Например, исцарапанная и болтающаяся личинка замка зажигания, истёртые кнопки, ручки, пластик обшивки. При наличии чехлов на сиденьях следует заглянуть под них. Сиденья в салоне должны быть изношены равномерно, а водительское кресло чуть сильнее прочих.

Слишком идеальное состояние ЛКП, фар (прозрачный пластик корпусов), сидений, руля, накладок на педали и прочего должно вызвать подозрения. Большой пробег обычно маскируют косметически.


Проверка истории автомобиля

Если проверка документов и осмотр не дали поводов для беспокойства (и уж тем более, когда дали повод), можно переходить к поиску пробега машины, зафиксированного во внешних источниках. Проще говоря, нужно «пробить» автомобиль по информационным базам — они тоже помогают проверить пробег, видимый на одометре.

Если машину продают в Москве или области, то первым делом загляните на портал правительства Москвы. Здесь, пройдя регистрацию, можно бесплатно проверить автомобиль по базе техосмотра (ЕАИСТО), где указан пробег из диагностических карт. Для проверки необходимо знать VIN-код или госномер автомобиля, а также номер его СТС.

Относительно автомобилей из других регионов придётся обратиться к платным источникам информации. Подробнее о проверке по базам можно прочитать в другом нашем материале.

А наиболее верный способ обезопасить себя от мошенников — узнать историю автомобиля с помощью Авто.ру. Помимо данных техосмотров в нашей базе собираются сведения о ремонтах автомобилей, а также история продаж: машины со смотанными пробегами, как правило, быстро перепродают. И если недобросовестный продавец корректировал цифры на одометре, мы покажем, когда и на сколько. Чтобы заказать отчет, вам потребуется VIN-код либо государственный номер автомобиля.


Проверка сканером

Сам автомобиль как источник данных о реальном пробеге тоже не стоит игнорировать. Хотя проверить данные одометра может быть непросто. Для каждой машины процедура своя, но общие правила и методы тоже есть.

Одометр бывает двух видов — механический или электронный. Первый, на самых простых и старых автомобилях, приводится тросиком непосредственно от трансмиссии автомобиля. С него скидывают часть километража, просто отмотав счётчик назад. Для этого к тросику или прямо к щитку подсоединяют электромоторчик или обычную электродрель.

Эта процедура для мошенников не слишком хлопотная, хотя и не быстрая. Однако, как говорят специалисты, следы скрутки на большинстве машин останутся — цифры на приборе станут не очень ровными. На этом этапе проверки пробега достаточно внимательно осмотреть щиток приборов, в том числе поискать следы его снятия-установки.

С электронным одометром «разобраться» на многих автомобилях проще — достаточно подключить к диагностическому разъёму ноутбук со специальной программой и установить желаемые цифры на одометре. Однако, если коррекцией будет заниматься дилетант, следы реального пробега — файл с так называемым журналом пробега — во многих автомобилях, особенно немецких, сохранятся в блоке управления двигателем.

По данным «Автостата», в среднем каждая иномарка в возрасте до 10 лет пробегает 18 тысяч километров в год. При этом практически любой покупатель подержанного автомобиля надеется, что ему уж точно попадется такой экземпляр, который накатал меньше. Вот и на рынке можно увидеть множество пятилеток с заявленным пробегом в 50 тысяч. Неужели статистика врет? Разве что в меньшую сторону. Реальность в том, что у доброй половины автомобилей пробег банально скручен.

Спидометр или одометр?

Toyota Land Cruiser

Неизвестно по какой причине, но большинство автомобилистов в России свято верят, что та штуковина, которая показывает пробег автомобиля, называется спидометром. На самом деле спидометр (от английского слова speed) показывает скорость и только ее. Пробег фиксирует одометр – принципиально иной по конструкции прибор. Единственное, что их роднит, так это приборная доска, на которой они расположены. Поэтому давайте определимся раз и навсегда: корректируют (или «скручивают») не спидометр, а одометр.

Как это устроено?

Для полного понимания вопроса кратко разберемся в устройстве одометра. Примерно до 90-х годов прошлого века в мировом автопроме (на отечественных моделях – дольше) использовался простой механический одометр.


По сути это счетчик с цифрами плюс редуктор с огромным передаточным числом. То есть входной вал такого редуктора нужно провернуть 1 500 – 2 000 раз, чтобы один из «валиков» счетчика прошел один оборот. Механический одометр с помощью тросика соединен с выходным валом коробки передач. Шестерни крутятся, и медленно, но верно «набегает» пробег.

В электронном одометре никаких валиков, редукторов, тросиков и прочего архаизма нет. На том же самом выходном валу коробки (реже на колесе) смонтирован магнитный или оптический датчик, считающий обороты. Далее он передает полученные сведения в электронный блок управления, а тот уже выводит их на экранчик на приборной панели.

Jeep Grand Cherokee Laredo

Данные о пробеге сохраняются на всякий случай еще в нескольких блоках управления, иногда – еще в ключе зажигания. Чаще всего резервных точек хранения информации – три-четыре штуки, на самых современных BMW и Land Rover (именно эти марки традиционно считаются самыми проблемными для корректировки пробега) их может быть семь-восемь.

Как скручивается пробег?

Публиковать здесь подробную инструкцию о том, как скрутить пробег, мы не будем. Но расскажем вкратце о сути процесса.

ВАЗ 2108 Спутник

Механический одометр обычно скручивают двумя способами. Первый заключается в том, чтобы присоединить к входному валу счетчика электромоторчик или обычную электродрель и «смотать» его обратно. От этого дедовского метода, кстати, и произошел термин «скрутка пробега».

Минус этого способа в том, что пресловутый редуктор, о котором мы говорили чуть выше, не позволит скорректировать пробег быстро. Сидеть с дрелью придётся часами. Для тех, кто не привык ждать, есть другой вариант: разобрать блок одометра и собрать его заново, выстроив предварительно желаемую комбинацию цифр.

BMW X5

Электронные одометры, как нетрудно догадаться, корректируются с помощью электронных же устройств. На относительно бюджетных и простых автомобилях достаточно отвинтить щиток приборной доски и подсоединить его через разъем к компьютеру, затем с помощью специальной программы скорректировать данные. Щиток ставится на место и тогда, кроме как по царапинам на крепежных винтах, выявить факт вмешательства в систему будет невозможно.

Наличие резервных точек хранения информации о пробеге процесс несколько усложняет, но несильно. В случаях «средней тяжести» нужно подключаться через диагностический разъем к бортовому компьютеру и стирать все данные в резервных блоках. При необходимости «перепрошивают» ключ зажигания. Если хотя бы один блок останется нетронутым, спустя короткое время после корректировки на экранчике одометра рискуют появиться прежние цифры. В особо «тяжелых» случаях в блок управления впаивается новая микросхема, позволяющая корректировать пробег.

BMW Z4 Roadster

На сегодняшний момент не существует ни одного автомобиля, у которого нельзя скрутить пробег. Почему? Да потому, что автопроизводителю нет никакого смысла заниматься защитой данных о пробеге всерьез. Чаяния покупателей на вторичном рынке их не беспокоят, поэтому если вы берете машину с пробегом, то полагайтесь на свои знания и удачу.

Сколько стоит?

Совсем не дорого. При желании можно найти умельцев, которые скрутят простой механический одометр за 1 000 рублей. Простой электронный одометр корректируется по цене от 1 500 рублей. Сложные модели вроде новых BMW и Land Rover «обработать» стоит дороже – от 3 000 до 5 000 рублей. Верхняя планка, впрочем, всегда ограничена фантазией мастера. Если он видит, что клиент явно с деньгами, но без знаний, цена может быть установлена произвольно.

Как определить, что пробег скручен?

Toyota Land Cruiser

Напрямую практически невозможно. Если процедуру корректировки проводили более-менее грамотные люди с минимальными знаниями по специфике моделей, найти следы внешнего вмешательства при компьютерной диагностике не удастся. Можно оценить косвенные признаки износа: стершиеся накладки на педали, обтертую обивку руля и кресел. Попробуйте сравнить ощущения в водительском и пассажирском кресле – у сильно «укатанных» машин первое, возможно, будет продавлено сильнее. Но помните, что накладки, чехлы и оплетки на руль стоят дешево.

Есть еще такие предательские вещи, как этикетки с указанием пробега, которые заботливые сервисмены вешают под капот для того, чтобы хозяин не забыл, когда в следующий раз нужно менять масло. Бывает, что скорректировав пробег везде, где только можно, продавец забывает отрезать эту бумажку, которая выдаст его с головой. Еще имеет смысл посмотреть сервисную книжку – ее отсутствие послужит верным признаком для беспокойства.

Lada Granta

Вообще, сам по себе пробег не является основным индикатором износа автомобиля. В Европе за пять лет люди накатывают по 150-200 тысяч километров, но ездят аккуратно и своевременно проводят все сервисные процедуры, в результате чего машины остаются в хорошем состоянии. Безалаберный же водитель может «убить» автомобиль и за 30-40 тысяч. Поэтому при покупке машины в первую очередь обращайте внимания на состояние самой машины, а не на данные ее одометра.


Эх, как хорошо было еще каких-то сто лет назад с выбором средства передвижения. С утра пораньше встал, выехал на ярмарку, прошелся вдоль рядов, посмотрел в зубы, похлопал по крупу понравившегося вороного, сторговался по цене, и все, можно запрягать и возвращаться домой на новом коне.

Если кому непонятно, зачем смотрели в зубы, то поясню: одним из единственных и надежных признаков возраста коня были зубы.
Конь мог, как угодно хорошо выглядеть, но чем он был старше, тем сильнее стачивались зубы.
Потому что лошади зубами перетирают траву и со временем они стачиваются.
Внешний лоск на скакуна или тяжеловоза можно было навести – почистить шкуру, причесать гриву, хорошо подковать, а с зубами ничего нельзя было сделать.

А теперь?
Приезжай в любой салон, торгующий подержанными автомобилями: все автомобили намыты, начищены, наполированы, в салоне сбрызнуто приятным дезодорантом, все как на подбор!
Ну и где тут «посмотреть в зубы»?
Если было бы все просто, я мог бы сказать – смотрите на показания одометра – он покажет, сколько реально проехал этот «конь».
Но, не знаю, стали ли сейчас коням ставить «виниры» на зубы, а вот железным коням «зубы подделывать» научились. Стоит вам только разместить объявление о продаже автомобилей, как посыпятся смски с предложением «скрутить пробег вашего автомобиля».

Итак, что это такое?
Корректировка пробега автомобиля, производится вмешательством специального инструмента или оборудования в узлы автомобиля, чтобы изменить показания на приборной доске или в бортовом компьютере автомобиля.

Если ранее, когда одометры были механическими, то и способы коррекции были механическими – разбирался узел одометра и либо просто менялись цифры на дисках, либо действовали более деликатно, на тросик одометра надевали патрон электродрели и «крутили» до нужного пробега.
Сейчас, когда практически все узлы автомобиля стали электронными, то и пробег корректируют электронным способом. К диагностическому разъему автомобиля подключают специальное оборудование и «перепрошивают» новые цифры пробега автомобиля.
Буквально пять минут работы специалиста и ваш автомобиль может измениться из ежедневного трудяги в автомобиль дедушки, ездящего в церковь по выходным.
Как же определить истинный пробег автомобиля?
Давайте попробую указать основные признаки, по которым можно, если и не узнать реальный пробег, но догадаться о том, что его скорректировали.

Разночтение между одометром и данными по пробегу в других электронных блоках автомобиля.
В настоящее время, производители электронным способом записывают пробег автомобиля во множество различных электронных блоков управления автомобиля.
Зачастую, пробег могут скорректировать только в одном (на одометре), а в других блоках, например в блоке ABS или АКПП забыть откорректировать пробег и там останутся реальные цифры пробега.
Часто забывают прошить ключ зажигания, в котором у большинства современных автомобилей, также есть показания пробега автомобиля.
Также, если коррекцией занимались не специалисты, в системе могут остаться ошибки, которые скажут о том, что было постороннее вмешательство для коррекции пробега.
К сожалению, этот способ можно использовать только при наличии специального оборудования, которое можно встретить только на станциях техобслуживания.
2,3. Разночтения между одометром и историей обслуживания автомобиля, данными у официальных дилеров.
Начну со случая из жизни – осматриваю автомобиль, на одометре 50 с небольшим тысяч километров.
Открываю капот, вижу бирку о последней замене масла. Читаю ее внимательно, в ней говорится, что масло было заменено на 120 000 километров.
Подзываю продавца – внимательно ему ее перечитываю. Продавец краснеет, и спустя минуту признается, что сосед по гаражу посоветовал откорректировать пробег для того чтобы продать на 50 000 рублей дороже.
Это конечно слишком просто и очевидно.
Но можно такие следы несоответствий найти в сервисной книжке, полистать заказ-наряды, если они сохранились.
А лучше всего обратиться к официальному дилеру и запросить историю обслуживания автомобиля.

4,5. Состояние водительского кресла, ремней безопасности
Ткань или кожа водительского сиденья это не цифра, которую можно легко поменять.
Поэтому посмотрите внимательно на износ, трещины, разрывы покрытия кресла. Переведите взгляд на спинку сиденья.
Например, разрывы или дырки именно на спинке появляются только не ранее 200 000 км.
Автомобили часто продаются с натянутыми чехлами поверх кресел, не поленитесь, посмотрите под чехлы, а не пытается ли продавец новыми красивыми чехлами скрыть сильный износ кресла.
Посмотрите внимательно на соседние кресла, а не перетянуто ли кресло новой кожей, если да, то задумайтесь, почему, задайте вопросы продавцу.
Посмотрите насколько засален и или имеет повреждения или надрывы ремень безопасности.
Например, посмотрите на это фото, владелец автомобиля утверждал, что истинный пробег — 150 000 км.

6,7,8. Состояние руля, рукоятки переключения скоростей, подлокотника на водительской двери.
Материал руля современных автомобилей выполнен из материалов, которые также разрушаются от времени или механического воздействия. В более дорогих автомобилях обтягивается кожей.
Руки водителя выделяют пот и он со временем оставляет характерные признаки как часто эксплуатируется авто. Пластик начинает крошиться, кожа, заполировывается, истирается, рвется.
Женские длинные ноготки режут кожу, повреждают покрытие кнопок.
Посмотрите внимательно на нижнюю часть рулевого колеса, оно часто трётся о ноги водителя.
Истинное состояние руля иногда пробуют скрывать под декоративной оплеткой на руле.
Часто перекупщики идут на определенные инвестиции, покупают новые рули и рукоятки, либо покупают на разборках, чтобы закамуфлировать этот недостаток на их автомобиле.

9. Состояние педалей
Нога водителя практически всегда находится на крайней правой педали, и если вы видите, что она отполирована до зеркального блеска, а вам продавец утверждает, что только ездил летом, повод хорошенько задуматься о его честности.
также обратите внимание на состояние коврого покрытия под пяткой водителя. При больших пробегах, там образуется дыра вплоть до металла.

10. Состояние тормозных дисков
Износ тормозных дисков автомобиля зависит от многих факторов, таких как манера вождения водителя, качество самого тормозного диска, тормозных колодок, других факторов, но, тем не менее, можно смело утверждать, что на большинстве автомобилей, средний срок службы тормозного диска 50 000 -80 000 км.
Посмотрите внимательно, если вы видите, что тормозные диски уже заменены, то согласуется ли это с цифрами на одометре?

11. Состояние шин колес автомобиля
ут также нужно иметь ввиду, что в среднем рисунок протектора шины автомобиля изнашивается за 50 000 км пробега.
Разумеется, нужно учитывать износостойкость той или иной модели шины.
Соотнесите эту информацию с наличием зимних колес, проанализируйте и сделайте примерное заключение о фактическом пробеге.

12. Состояние ремня ГРМ
Ремни ГРМ требуют замены в 60 000 – 100 000 км. Его состояние легко посмотреть под капотом и посмотреть на его целостность и проанализировать с тем, что заявляет продавец.
Заодно не забудьте посмотреть в истории обслуживания, а не меняли ли его ранее.
На некоторых моделях автомобилей он скрыт под защитным кожухом. Тогда проще смотреть на ремень допоборудования, он меняется в основном также каждые 60-100 ткм.

13. Сколы на капоте, переднем бампере, лобовом стекле, кромке крыши, фарах.
Как бы не пытались люди скрыть пробег, но механические повреждения, возникающие при пробеге на 100% никогда не скроешь.
Если капот весь усеян мелкими сколами, а более того уже и перекрашен, лобовое стекло уже дважды заменяли, стекло фары мутное от ударов камушков и песка, то я никогда не поверю, что автомобиль проехал всего 50 000 километров.

14. Люфт водительской двери
Откройте водительскую дверь. Попробуйте покачать ее вверх-вниз. Со временем, петли водительских дверей разнашиваются и появляется некий люфт свободного хода, которого никогда не бывает на новых автомобилях.
Не забудьте проверить заодно и двери с пассажирской стороны, если напротив, водительская дверь не имеет люфта, а пассажирские люфтят, повод задуматься, а не использовался ли автомобиль в качестве такси?

15. Следы вскрытия и демонтажа приборной панели
Этот признак отчасти можно считать устаревшим, но не назвать его я не могу.
Если одометр механического типа, то для его коррекции необходимо вскрыть приборную панель и произвести определенные манипуляции.
На современных автомобилях, таким способом уже практически не пользуются, либо пользуются очень редко.

Заключение.
А теперь, предвидя Ваши некоторые возражения, а возможно и обвинения, особо подчеркну:
большинство этих признаков косвенные, и не могут безапелляционно говорить о скрученном пробеге.
Пользуйтесь этими признаками при анализе всей картины целиком, а не по одному какому-то фрагменту.
Если вы видите перед собой тучного продавца, то повышенный износ водительского сиденья будет говорить не о скрученном пробеге, а о том, что просто водитель отличается массой и размерами от среднестатистического.
Вообще, я не сторонник того, чтобы принимать решение о покупке автомобиля только по цифрам пробега.
Я больше смотрю, на так называемые "моточасы", а их к сожалению пока не научились фиксировать и можно определить только по состоянию автомобиля.
Удачного вам приобретения автомобиля с реальными цифрами на одометре!

Зачем досконально проверять салон? Может показаться, что важен только его внешний вид и все проблемы решаются химчисткой. На самом деле это не так. Давайте разбираться.

Немного лирики

Решили купить автомобиль с пробегом? Готовьтесь встретиться лицом к лицу с тёмной стороной силы: теперь у вас нет ни друзей, ни коллег, ни знакомых. Полагаться придётся на себя. Только так появляется призрачный шанс не быть обманутым.

Всё потому, что разница между автомобилями с пробегом 50 000 км и 150 000 км иногда едва заметна. Внешне они выглядят почти одинаково, едут и звучат тоже. Отсюда и возникает непреодолимый соблазн выдать одно за другое. Разница этих автомобилей лишь в том, что первый вас будет радовать, а второй может разорить.


Зачем осматривать салон

Салон может рассказать о трёх важных аспектах состояния автомобиля:

1. Пробег. Элементы салона — это отличный показатель износа и эксплуатации. Кроме того, именно состояние интерьера часто помогает определить автомобиль, который работал в такси.

2. Аварийность. При сильном ДТП помимо кузовных элементов страдает и интерьер — срабатывают подушки безопасности, натяжители ремней, подголовники. Найти следы аварии в салоне иногда даже проще, чем на кузове.

3. Оснащённость. Штатное и дополнительное оборудование. Наличие всех заявленных опций и их корректная работа.


Пробег

Каждый производитель использует свои материалы: кожу, ткань, пластик, резинки. Всё это по-разному изнашивается, не только в зависимости от модели и года, но и в зависимости от комплектации. Чтобы точно определить реальную цифру на одометре, нужно иметь представление о том, как выглядит определённый пробег именно на такой машине и именно с таким оснащением. Отсюда наш главный совет: осмотрите как можно больше автомобилей.

С другой стороны, есть общие правила, универсально применимые ко всему. Первое, что нужно понимать: автопроизводители стараются использовать износостойкие материалы. Кожаное кресло из ИКЕА может затереться и потрескаться через полгода, а интерьер автомобиля способен выглядеть достойно и спустя десять лет. Поэтому признаки пробега — это, как правило, набор незначительных недочётов и замечаний. Если видите обратное, то перед вами автомобиль с большим пробегом.


На что смотреть

Это советы начального уровня, они помогут вам не купить откровенный хлам. От вас не потребуется экспертных знаний и понимания технического устройства автомобиля, нужны всего лишь глаза и здравый смысл.

В первую очередь необходимо проверять те элементы салона, с которыми водитель находится в контакте. Всё, что вы увидите ниже, имеет пробег за 200 000 км.

Руль. Часто он может рассказать об истории автомобиля даже больше, чем хотелось бы продавцу: внешний вид и повреждения говорят о привычках владельца, состояние руля — о пробеге, перешив или подкрас — о подвохе, ну а «пустышка» вместо подушки безопасности — о том, что вы пришли покупать автомобиль не по адресу.

Первоначальное состояние руля проще всего узнать по нетронутым местам, например задней части руля или спицам. При этом стоит понимать, что пробег сказывается на различных материалах по-разному.

Пластик почти не изнашивается. До 250 000 км на нём может вообще не быть повреждений. Поэтому следы эксплуатации на пластиковых рулях обычно говорят о серьёзных пробегах.

Фактурная кожа обычно «линяет», образуются «проплешины». Если кожа дорогая и качественная, то с пробегом меняется только глубина рисунка.

Гладкая кожа наппа — самая коварная. Со временем она просто переходит из матового состояния в глянцевое и блестящее. Лишь протёртые до основания участки говорят, что пробег мог перешагнуть за 200 000 км.


Выбирая подержанный автомобиль, любой покупатель, в первую очередь, обращает внимание на его стоимость, год выпуска и пробег. Если учесть, что средний пробег в год составляет 20-30 тысяч км, то, например, для пятилетнего автомобиля нормальным будет показание на одометре от 100 до 150 тысяч км. Однако в продаже встречаются экземпляры с пробегом в разы меньше. Такие заманчивые предложения могут быть обманом со стороны продавца. Главное – своевременно распознать скрученный пробег и уберечь себя от подобной покупки. Но как это сделать наверняка?
Способы скручивания пробега

Скрутить пробег можно у абсолютно любого автомобиля. Если одометр механический, то тросик спидометра отсоединяют от коробки передач и крутят в обратном направлении, например, с помощью электродрели. Так за пару часов исчезают несколько десятков тысяч километров пробега. Другой способ – выставление цифр вручную с предварительным снятием и разборкой приборной панели.

Чаще всего пробег скручивают в меньшую сторону, но иногда машине специально "накручивают" лишние километры перед продажей

Если одометр электронный, то мошенники меняют информацию о пробеге, хранящуюся в памяти. Иногда для этого снимается приборная панель. Пробег скручивается с помощью компьютера и специальной программы. Некоторые умельцы меняют микросхемы в платах, в которых хранится информация о пробеге.
Зачем скручивают пробег?

Примечательно, что значение пробега может быть скорректировано в любую сторону. Не нужно объяснять, зачем его скручивают в меньшую сторону. Однако порой его подправляют и в большую. С какой целью?

При пробеге от 90 до 105 тысяч км, автомобили обычно проходят крупное и дорогое плановое ТО. Владельцы часто продают свои машины, чтобы не тратиться, а недобросовестные перекупщики накручивают пробег, заверяя будущего хозяина, что дорогостоящие регламентные работы с такими автомобилями уже проводились.
Как распознать обман

На механическом одометре цифры расположены на специальных барабанах и перещелкиваются вверх с увеличением пробега, при этом они должны быть выстроены ровно по одной линии. Если стоят неровно — это признак скрученного пробега. Во время коррекции цифры перещелкиваются в обратном порядке и встают криво. Можно осмотреть зону крепления тросика спидометра на предмет откручивания крепежной гайки (лучше попросить того, кто хорошо разбирается в автомобилях).

Скрутить пробег можно на любом одометре — и механическом, и электронном. К счастью, распознать обман можно в обоих случаях!

Если одометр электронный, то самый лучший вариант — съездить на диагностику в сервис к официальному дилеру. Признаки скрученного пробега необходимо искать на самой приборной панели. Необходимо проверить снималась она или нет и есть ли на электронных схемах следы вмешательства. Электронные платы приборных панелей изготавливают на заводе и покрывают слоем лака, следы вмешательства в виде перепаянных микросхем, стертого лака или очищенных дорожек можно заметить невооруженным глазом.


Также показания пробега записываются в бортовой компьютер автомобиля, и если совершалась коррекция пробега, то остаются следы взлома, которые может обнаружить специалист по электронике на фирменном сервисе марки.

Оригинальный пробег автомобилей из Америки и Канады можно выяснить через базы данных Carfax и Autochek. Для японских марок пробег указан в аукционном листе (документ, который заполняют аукционные эксперты, прежде чем выставить автомобиль на торги, в нем указано состояние машины, комплектация и опции), но это возможно, когда автомобиль только привезли, при повторной перепродаже лист могут «потерять».
Внешние признаки скрученного пробега

Есть и другие способы косвенно определить несоответствие пробега автомобиля. Обычно это характерный износ деталей салона или внешние признаки. Например, сильно стертые тормозные диски с радиальными неровностями – верный признак большого пробега или агрессивной манеры вождения. Затертый до блеска руль, протертая кожа на нем или накладка, которую лучше снять при осмотре, а также стертые накладки на педалях.


Состояние салона автомобиля тоже много скажет о пробеге: например, продавленное водительское сидение, затертая обивка и затертые кнопки. Стертое покрытие или пластик справа от педали газа также свидетельствует о немалом пробеге. Правда, материалы многих современных автомобилей очень износостойкие и при бережном обращении могут выглядеть очень хорошо и после ста тысяч пробега.

Прежде чем приступать к выбору подержанного автомобиля, стоит узнать признаки, по которым определяется скрученный пробег

Стоит обратить внимание на лобовое стекло. Если указанный на нем год соответствует маркировке остальных стекол, то при большом пробеге за 100 тысяч оно будет иметь множество мелких сколов и затертости от дворников. Если стекло бликует, возможно его полировали, скрывая истинное состояние автомобиля.

Для определения «накрученного» пробега лучше обратиться в сервис к специалистам. Давление в масляной системе, компрессия в цилиндрах, износ шкивов мотора, цвет выхлопа расскажут экспертам больше, чем показания пробега автомобиля. Очень странным будет, если, к примеру, состояние ремня ГРМ не соответствует пробегу.


Под капотом иномарок часто можно встретить наклейки или прикрепленные бирки, на которых сервисные станции указывают дату проведения той или иной операции, пробег машины при прохождении техосмотра или при замене масла. Если одну из них лукавый продавец не заметил и забыл оторвать, уличить его во лжи будет просто.

Если автомобиль имеет сервисную книжку с отметками о прохождении ТО, можно позвонить в сервис, где он обслуживался, и по VIN номеру выяснить пробег при последнем обслуживании. Хорошо, если у продавца сохранились заказ-наряды из сервиса, в них указаны даты и соответствующие пробеги.

Не стоит пытаться определить честность пробега по состоянию кузова машины и виду лакокрасочного покрытия. За год автомобиль, использовавшийся в качестве такси, может проехать до 200 тысяч км, но при этом состояние может быть близко к идеальному.

При покупке важно обращать внимание не только на цифры пробега, но и на общее состояние автомобиля. Если есть малейшие подозрения, что вас обманывают, лучше отказаться от сделки.

Не лишним будет обратиться в фирменный сервис для комплексной диагностики автомобиля, ведь состояние потенциальной покупки куда важнее цифр на одометре.

Читайте также: