Как обработать кожу для чучело

Обновлено: 19.04.2024

Стремление увековечить свою победу появилось у человека еще с первобытной эпохи, когда после удачной охоты он старался сохранить образ добытого животного в виде чучела или головы. Такой трофей был предметом гордости мужчины, подтверждением его отваги и статуса добытчика для окружающих. Чучело служило напоминанием о победе долгие годы, передавалось из поколения в поколение. Этим объясняется высокая оценка труда мастеров таксидермии, которые занимались их изготовлением.

Чучела животных и птиц создаются для экспонирования на выставках, в учебных и других заведениях, часто ими украшают жилые дома. Это всегда закрытые помещения.Изделие нуждается в специальной обработке, но если она не проведена вовремя, а соблюдены правильные условия хранения, оно все равно сохранится в хорошем состоянии долгие годы. Это связано с предпродажной подготовкой чучела – обработкой специальным средством, не представляющим угрозы для здоровья человека.

Правила и рекомендации по уходу за чучелами

Уход за чучелами

Несмотря на такой продолжительный срок, рекомендуется придерживаться нескольких правил по уходу и хранению изделия для поддержания его в отличном состоянии:

  1. Чучело необходимо защитить от попадания прямых солнечных лучей, иначе шерсть или перья со временем выгорят.
  2. Покрытые кожной тканью изделия восприимчивы к температурным перепадам и высокой влажности. Для их правильного хранения требуется максимально подходящий микроклимат.
  3. Минимум дважды в год чучела необходимо чистить от пыли. Но делать это нужно очень аккуратно – только вдоль шерсти животного или перьев птиц с использованием тампона или мягкой кисточки. Допускается чистка с помощью обычного (бытового) фена. Этот способ более быстрый и удобный.
  4. Такие изделия нуждаются в эффективной защите от различных паразитов и насекомых. Главную угрозу для них представляет кожеед, также часто чучела страдают от моли. Если обнаружены повреждения, нанесенные насекомыми, следует незамедлительно провести обработку. В остальных случаях достаточно это делать регулярно – раз в год.

Чучела могут служить неограниченный срок при условии, что соблюдаются перечисленные рекомендации.

Правильная обработка чучела от насекомых

Для этих целей используются аэрозольные средства. Сначала чучело необходимо поместить в обычный пакет или тепличные рукава – зависит от размера изделия. Затем внутри полиэтиленовой «упаковки» распылить спрей от моли (подходит любой аэрозоль из магазина). Делать это нужно до тех пор, пока не будет получена достаточная концентрация средства. Визуально такая доза будет выглядеть подобно густому туману. Затем пакет следует герметично закрыть и оставить в таком виде на 3 дня.

Заказав изготовление чучела животного или птицы в Москве в магазине охотничьих трофеев, необходимо ознакомиться с памяткой по уходу за чучелами.

Птицу укладывают на спину, головой к левой руке препаратора и, предварительно раздвинув перья на пробор, проводят надрез скальпелем по средней линии тела от заднего конца киля на грудной кости до клоаки (рис. 19, 20).

Рис. 19. Способы препарирования птиц .
А - на подстилке; Б, В - на подвесе.


Рис. 20. Препарирование птицы .
А - пробор между перьями; Б - разрез кожи; В - грудная часть обнажена. Г - выведение из-под кожи бедра; Д - отделение конечности; Е - ноги отделены; Ж - отделение хвоста. З - кожа спущена до крыльев; И - шкурка птицы снята, рядом мясная тушка; К - снятие шкурки

Пальцами левой руки захватывают грудную кость, а пальцами правой руки нажимают на обнажившиеся мышцы и осторожно отделяют шкурку до сочленения бедра с голенью (в процессе работы следует обильно подсыпать крахмал на мясную тушку). Затем ножницами отделяют бедро от голени. Таким же образом поступают и с другой конечностью. При шкурке остаются кости голени, при тушке - кости бедра. Держа правой рукой одно из бедер, отделяют шкурку с боков до середины спины до тех пор, пока на спине под шкуркой пальцы рук не встретятся. Шкурка на спине обдирается в сторону хвоста и у основания хвоста (копчика) отделяется от мясной тушки так, что на шкурке остаются два последних позвонка, к которым крепятся рулевые перья. Затем шкурка полностью отделяется со спины и закатывается в виде чулка до крыльев, которые в плечелопаточном суставе отрезают скальпелем от туловища. Шкурку спускают от шеи до черепа. Если зоб наполнен пищей, то перед снятием шкурки его лучше опорожнить проволочным крючком через рот. При снятии шкурки в области зоба нужно быть особенно осторожным. Ее лучше отделять пальцами, не прибегая к ножу, так как стенки зоба очень тонки и плотно прилегают к коже, а неловкое движение ножом может вскрыть зоб, и тогда его содержимое вытечет и испачкает оперение (рис. 21).

Рис. 21. Снятие шкурки с мелкой птицы .
А - пинцет в мясной тушке; Б - извлечение кишечника; В - перерез позвоночника; Г - отчленение хвоста.

Череп от шеи отделяют ножом, осторожно стягивают с него шкурку, подрезая кожу вокруг ушей, глаз, ноздрей, и тщательно очищают от мозга и мышц. Мозг удаляют через затылочное отверстие, предварительно расширенное ножом, или через отверстие, проделанное ножом в небной части черепа. Затем скальпелем удаляют глаза, оттягивая при этом глазное яблоко одной рукой, а пальцами другой руки отделяя слизистую века от глаза. Отделение шкуры на черепе продолжают до ноздрей. Язык и мягкие части неба вырезают, затем очищают от мышц кости ног и крыльев. У крупных птиц на внутренней стороне крыльев делают дополнительный разрез, через который извлекают мышцы и сухожилия.

Снятие шкурки со спинной стороны . Все водоплавающие птицы (поганки, гагары, пингвины, гуси, утки и т.п.), имеющие белое оперение брюха и темноокрашенную спину, препарируются со спины. После снятия шкурки с брюшной стороны по шву на белой поверхности перьев со временем проступит жир, который окрасит перья в грязно-желтый цвет. Птицу укладывают на брюхо, на специально подготовленную подушку, головой к левой руке препаратора. Разрез на спине ведут от конца лопатки до верхней части таза (не наоборот!), по средней линии спины (по позвоночнику). Предварительно на месте будущего разреза раздвигают перья, делая ровный пробор. Разрез делают острым скальпелем и обильно присыпают крахмалом для предохранения пера от загрязнения кровью и жиром.

Подрезая и оттягивая шкурку пальцами, добираются под ней до бедра и отчленяют его от голени. Вслед за этим отделяют от мясной тушки шкурку в области копчика, оставляя при ней два последних хвостовых позвонка. Если птица крупная, то снимать шкурку удобнее, подвесив ее за тазовую часть на шпагате; в этом случае оперение предохраняется от поломки, помятости и загрязнения.

Препарирование большеголовых птиц . У многих птиц (дятлов, лебедей, гусей, многих видов уток и сов) вынуть голову через шейную часть шкурки, как это делается при обычной препаровке, невозможно, так как крупная голова этих птиц не проходит через шкуру шеи. В таких случаях приходится делать дополнительный разрез в теменной части головы, а у птиц с белым оперением верха головы разрез лучше делать под головой, между челюстями, чтобы скрыть шов. У большеголовых птиц перед снятием шкурки препарируют голову (рис. 22).

Рис. 22. Препарирование головы .
А - разрезы кожи на голове у уток, лебедей, сов; Б - извлечение ушных мешочков у сов; В - отделение глаза; Г - препарированная голова. Д - извлечение мозга через затылочное отверстие в черепе, через нёбо, глазницу.

Методика препаровки следующая. По средней линии головы проводят разрез глазным скальпелем на уровне заднего края глаза от темени (или от подъязычной кости) в сторону туловища (по позвоночному столбу), примерно до второго шейного позвонка, предварительно сделав пробор между перьями головы. Затем пальцами отделяют вначале левую сторону шкурки на темени и шее, а затем правую. Отделив шкурку от черепа, перерезают шею в месте соединения ее с черепом. Чтобы предотвратить загрязнение пера кровью, необходимо применять тампоны из гигроскопических материалов (белой ваты, марли, пакли и т.п.) и обильно присыпать крахмалом места препарирования. Затем отделяют шкурку головы в ушной области, вытягивая пинцетом ушные чехлики. Особенно осторожно надо препарировать сов и других птиц, имеющих очень большие ушные чехлы. Отпрепарировав ушной отдел, приступают к препаровке глаз. Оттягивая осторожно шкурку пальцами рук, без применения ножа, проникают в область глаза. Глазное яблоко вынимается из орбиты с помощью кривых хирургических ножниц, которыми подрезают глазной нерв и мускулы глаза.

Чистка мездровой стороны шкур птиц . Для чистки мездры свежеснятую шкурку выворачивают мездрой наружу. Если шкурка невелика, с тонкой мездрой и со слаборазвитым слоем подкожного жира, то ее необходимо всю завернуть в сырое полотенце, оставив открытой только предназначенную для чистки часть. Иначе кожа скоро покроется сухой пленкой и чистить ее будет весьма трудно, так как подсушенная мездра будет рваться.

Чистку начинают с наиболее трудных участков, которые могут быстро подвергнуться разложению. В первую очередь это относится к голове, поэтому чистку начинают с черепа (рис. 23).

Рис. 23. Препарирование шкурки птицы .
А - шкурка опущена до ноздрей; Б - извлечение глазного яблока; В - извлечение ушного мешка; Г - расчистка очинов перьев; Д - вычищенная шкурка птицы; Е - расчищенное основание хвоста.

Его тщательно очищают от мышц, полость черепа и глазницы досуха протирают ватным тампоном с помощью пинцета и тщательно очищают от оставшихся мягких тканей. Затем от черепа отделяют язык, пищевод и дыхательное горло и удаляют мягкие ткани между ветвями нижней челюсти (кривыми ножницами, скальпелем или пинцетом). Особенно внимательно расчищают сочленение нижней челюсти с черепом, при этом отчленять или вырезать суставной отросток нижней челюсти нельзя, так как при моделировке будет очень трудно оформить голову чучела и правильно установить нижнюю челюсть на свое место.

Чистка крыльев . При чистке крыла шкурку необходимо опустить до, предплечья (рис. 24), но не ниже.

Рис. 24. Препарирование крыла .
А - правильно препарированное крыло; Б - неправильно;
В, Г - снятие мускулатуры со скелета крыла; Е, Д - расчистка кисти;
Ж, З - препаровка летательной перепонки.

Иначе маховые перья, лишенные крепления на локтевой кости, сместятся, и крыло деформируется. Для препарирования мышц предплечья и кисти крыло разворачивают и укладывают его внутренней стороной кверху. Раздвинув предварительно перьевой покров вдоль всего предплечья, проводят разрез; второй разрез на сгибе делают только у очень крупных птиц (пеликаны, аисты, орлы), не забывая присыпать места разреза крахмалом. На месте обоих разрезов шкурку крыла оттягивают вверх и подрезают острым скальпелем, создавая тем самым поле для извлечения мышц предплечья. Для удобства извлечения мышц сперва подрезают сухожилия, затем руками вытягивают их из разреза вместе с прикрепленными к ним мышцами. При этом маховые перья не повреждаются.

Если предполагается изготовить чучело птицы с развернутыми крыльями, то необходимо разделить натянутую между предплечьем и кистью летательную перепонку. Разрез производят в месте препарирования крыла под нижней его стороной, в области предплечья, и ведут его до проходящего по самому краю летательной перепонки сухожилия. Само сухожилие необходимо удалить, так как, ссыхаясь, оно деформирует крыло чучела. У небольших птиц (меньше вороны) разрез на нижней стороне крыла не делают и мышцы извлекают со стороны спущенной до предплечья кожи. У всех видов пингвинов крылья (ласты) не препарируются, так как они бедны мускулатурой.

Чистка ног . У большинства птиц при препаровке кожу ноги опускают только до цевки (рис. 25).

Рис. 25. Препарирование ног .
А-Б - кожа спущена до цевки у голенастых, хищников; В, Г - извлечение сухожилия; Д, Е - извлечение сухожилия у голенастых птиц; Ж, З - разрезы на подошве у страуса, пингвина.

У птиц, цевки которых оперены до пальцев (орлы, филины), шкурку опускают до пальцев. В первом случае сухожилия плюсны извлекаются через дополнительный разрез на подошве ноги. Для большего удобства предварительно перерезают сухожилия в верхней части цевки со стороны опущенной кожи. Сухожилие лучше всего извлекать пинцетом, вставляемым через разрез на подошве между сухожилиями и нижней частью плюсны. Используя пинцет в качестве рычага, сухожилие постепенно вытягивают из-под кожи. Особенно трудно удаляются сухожилия у голенастых птиц (аисты, цапли и журавли), у которых производят дополнительный разрез в области сочленения голени с цевкой. У птиц, шкура ноги которых опускается до пальцев, плюсна от мышц и сухожилий легко очищается ножом. У птиц с мясистыми подошвами и пальцами (пингвины, страусы) приходится делать дополнительный разрез на подошве. Его проводят по средней линии подошвы от пятки к среднему пальцу. Скальпелем подрезают шкурку подошвы и вычищают мышцы, оставляя только тщательно очищенные кости пальцев. Толстые плавательные перепонки (у пингвина, например) разрезают с внутренней стороны подошвы и очищают от мышц. У лебедей, уток, гусей делают только один разрез по середине подошвы, а перепонки у них не расчищают. У крупных хищников (беркут, орланы) для расчистки мышц делают дополнительный разрез на каждом пальце.

Чистка хвостового отдела . Перья хвоста (рулевые) прикреплены к особой косточке, образовавшейся в результате разрастания последних хвостовых позвонков (пигостиль). Почти у всех птиц здесь же располагается копчиковая железа, выделяющая перьевую смазку. Особенно развита она у водоплавающих птиц. К пигостилю крепится довольно много мышц, сокращение которых вызывает движение хвоста. При препарировании хвостового отдела все мышцы и копчиковая железа должны быть удалены, но так, чтобы не повредить места прикрепления рулевых перьев к пигостилю, так как они могут сместиться или выпасть (фото 25).

Филин в позе угрозы

Фото. 25. Филин в позе угрозы.
Работа М. Н. Колина. 1903 г. Зоологический музей АН СССР, Ленинград.
Хорошо передано состояние оперения птицы.

Удаление жира . У птиц жир соскабливают с мездры скальпелем, обильно присыпая место чистки крахмалом. Эту операцию рекомендуется производить следующим образом. Со стороны пера под место соскабливания жира подставляется большой палец левой руки, так что соскабливание производится на подушечке пальца. Благодаря этой мягкой и чувствительной опоре снятие жира проводится без подрезов кожи и перьев. Удаление жира всегда должно проводиться в направлении от хвоста к голове, но не наоборот. Если снимать жир в противоположном направлении, можно повредить кожу и оперение (рис. 26).

Рис. 26. Обработка кож, снятых с крупных птиц .
А - кожа, снятая пластом у страуса; Б - кожа, снятая пластом у пингвина.
В - очистка мездры ножом; Г - на колоде.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 33 человек(а).

Хотите ли вы увековечить любимое животное или отпраздновать охоту, изучение основных навыков подготовки, хранения и содержания чучел поможет сэкономить деньги при мумифицировании ваших животных.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 1

  • Острый нож
  • Иголки для шитья
  • Нитки
  • Набивка или гипсовая заливка
  • Боракс, спирт или предпочитаемое вами средство для выделки

Изображение с названием Do Taxidermy Step 2

  • Чтобы изготовить каркас, купите в магазине массу для лепки "Smooth On",она понадобится для изготовления формы тела животного, в которую заливается пластик. Смешайте небольшую порцию пластика с водой и залейте ею форму. Снимите форму и отшлифуйте каркас наждачной бумагой или маленьким карманным ножом. Не слишком волнуйтесь о правильности формы, вам просто нужно, чтобы она соответствовала размеру кожи.
  • Если вы делаете собственную форму, она поможет иметь наглядный пример для сравнения. Сделайте фотографию животного, прежде чем снимать кожу и, используя необходимые материалы, соедините форму. С ногами млекопитающего могут возникнуть проблемы. Примите во внимание, что купленную вами форму для первого экземпляра можно использовать в качестве модели для последующих объектов.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 3

  • С помощью ножа аккуратно разрежьте брюхо, старайтесь не повредить внутренние органы или другие части тела, которые могут испортить кожу. Работайте ножом плавно по внутренней части, чтобы отслоить кожу, придерживая ее вашей второй рукой. Представьте, будто вы снимаете одежду с животных. Удалите как можно больше плоти и жира, стараясь не повредить кожу.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 4

  • Маленькие животные более сложны в набивке, чем крупные млекопитающие. Вооружившись стоматологическими инструментами и специальным ножом, постарайтесь вынуть как можно больше мякоти. Небольшие остатки могут вынимать непосредственно во время процесса обработки, но перед тем, как идти дальше, вы должны убедиться в том, что большая часть кусочков мякоти вынута из головы. Для этого потребуется терпение и сила воли.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 5

  • Когда шкура станет жесткой, вымойте ее холодной водой с небольшим количеством дезинфицирующего средства Lysol и столовой соли. Полощите шкурку несколько раз, пока не смоете с нее всю соль. Обмакните полотенцем, чтобы со шкуры не капала вода, и повесьте сушиться. Следующим пунктом вы можете использовать специальные вещества для засолки, чтобы обрабатывать шкуру дальше, но перед тем, как приступить к дублению, убедитесь, что убрали все лишние кусочки мяса или жира, прилипшие к шкуре.
  • Обработка шкуры маслом для дубления. Подогрейте масло в микроволновке и натрите им шкуру. Дайте ей немного постоять, а после заверните в полиэтиленовый пакет, держите шкуру в холодильнике до того, как надеть ее на каркас.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 6

Используйте смесь спирта для выделки кожи рептилий. Замочите кожицу в растворе из глицерина и спирта в соотношении 50/50 на срок максимум две недели. [3] X Источник информации Держите в холодном и темном месте. Когда вытащите шкуру и очистите ее, удалите весь глицерин из внутренней части и повесьте сушиться.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 7

Для выделки птиц и рыб натрите бораксом тыльную сторону кожи. Поместите шкурку тыльной стороной в обувную коробку, щедро усыпанную бораксом. Сверху на перья насыпьте боракс, приблизительно на 0.6 сантиметра. Оставьте в холодном, сухом и темном месте на 4 дня. Когда вы достанете шкурку, она будет достаточно жесткой. Стряхните остатки средства с птицы или рыбы, и ее вид станет лучше.

  • Держите немного бечевки под рукой, чтобы заполнить пробелы, требующие доработки. Формируйте мускулы или другие бороздчатые части тела с помощью маленьких кусочков веревки или газеты.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 9

Сшиваем шкуру. Используя нить соответствующего цвета, сшейте шкуру как можно более незаметным стежком. Украсьте свое чучело искусственными глазами и натуральными зубами, приклеивая их в надлежащие места.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 10

Продемонстрируйте свой проект. Используйте свое воображение. Если вы представляете домашнее животное, увековечьте его в мирной позе, возможно спящим. Или, если вы празднуете охоту, покажите оскал зверя. Более сложные монтирования доступны не всегда, но вы можете сделать своими руками. Устройте панно с ветками или скалами и поместите на них свои изделия.

Изображение с названием Do Taxidermy Step 11

Заботьтесь о своем чучеле. После сделанной работы не игнорируйте ваши изделия, не позволяйте им зря пропасть. Держите ваше панно вдали от солнечного света при комнатной температуре. Сырость может привести к образованию плесени, а чрезмерная сухость может привести к пересыханию кожицы и к появлению трещин на ней. Если каркас принимает неестественную форму, разделите его, откройте и перешейте. Периодически проводите чистку, чтобы содержать изделия в чистоте и приглядном виде.

Борьба с насекомыми - вредителями музейной коллекции

Большой вред музейным экспонатам наносят насекомые самых различных видов, начиная от мельчайшей книжной вши. Это мелкое насекомое выедает крахмальное вещество (если оно не отравлено) из бумаги, папье-маше и т.д.

Жуки-точильщики проедают древесину, точат пни и стволы растений, разрушают бутафорию. Моль, музейный жук или кожеед нападают на шерсть, перо, кожу. Эти вредители могут за чрезвычайно короткий срок испортить всю коллекцию чучел, которая рассчитана на длительное сохранение. Поэтому должны быть приняты меры предосторожности против возможного повреждения кожи или шкуры насекомыми-вредителями. Бороться с вредителями можно химическими, механическими или физическими средствами.

Наилучшие результаты дает протравливание шкуры чучела сильнодействующими ядами. Яд должен быть эффективным и стойким.

Протравливание можно производить двумя способами:

1) обработкой ядовитым составом только внутренней стороны шкуры при изготовлении чучела;
2) нанесением ядов на поверхность перьевого и волосяного покровов чучела аэрозольными препаратами.

В первом случае ядовитым началом пропитывают внутреннюю сторону шкуры, когда она еще сырая, мягкая и легко впитывает в себя яд. Он легко всасывается в ствол пера или волоса. Протравливание производят в тот момент, когда шкура еще не смоделирована на манекене. Во втором случае ядовитой аэрозольной пылью (типа дуста) покрывают поверхность пера и волоса. Пропитывание шкуры с внутренней стороны ядами в процессе изготовления чучела гораздо эффективнее, чем обработка его с поверхности аэрозольными препаратами.

Сулема - сильнодействующий, опасный и стойкий яд. Раствор сулемы (10 г сулемы, 1.5 г лимонной кислоты на 1 л воды) распыляют над чучелом пульверизатором, более тщательно обрабатывая все труднодоступные участки: пахи, под крыльями, между конечностями и т.д. Опыление сулемой надежно гарантирует экспонат от повреждения молью, кожеедами.

Предохранительное опыление сулемой чучел производят вне помещения, стоя с наветренной стороны. При этом необходимо надевать противогаз, комбинезон и резиновые перчатки.

Аэрозольной ядовитой пылью следует регулярно обрабатывать и чучела крупных животных, выставленные для открытого экспонирования (без витрин) и обязательно отделенные от посетителей барьером с установленной рядом этикеткой, где предупреждается, что чучела обработаны ядом и трогать их не следует.

Профилактическая аэрозольная обработка сулемой чучел при открытом (безвитринном) экспонировании позволяет выставлять редкие экземпляры чучел зверей и птиц, не беспокоясь за их сохранность длительное время.
Кремнефтористые соединения и ДДТ. Ими также опыляют открыто стоящие чучела, но эти препараты нестойки, одноразовое опыление может быть рассчитано не более как на полгода-год.

Дихлорэтан или хлористый этилен. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом хлороформа, со временем желтеющая. Пары дихлорэтана оставляют во рту сладковатый привкус, удельный вес - 1.25, температура кипения + 83.7°. Пары тяжелее воздуха в 3.5 раза. Загорается с трудом, точка воспламенения и взрыва + 180°. Дихлорэтан хорошо растворяется в спирте, маслах, эфире и многих других органических соединениях. Хорошо растворяет резину, асфальт, органическое стекло, не коррозирует металл, не портит цвет волоса и пера. На свету разлагается с выделением небольшого количества соляной кислоты.

По своему действию на живой организм дихлорэтан относится к наркотическим веществам. Допустимая для человека доза - 50 мл на 1 м3 воздуха. Все работы с дихлорэтаном лучше производить в противогазе. Для дезинсекции норма расхода дихлорэтана при обработке в дезинсекционной камере 300 г на 1 м3 помещения, при плотной загрузке помещения 300-800 г на 1 м3; экспозиция при температуре + 20° - 3-5 сут, при + 25° - 2-3 сут. Дезинсекция в герметически закрытых камерах при температуре +25° снижает расход дихлорэтана до 300 г на 1 м3 при экспозиции в одни сутки.

Парадихлорбензол. Белый кристаллический порошок с приятным ароматическим запахом. Удельный вес - 1.27, точка кипения +174°С. Не горит и химически не активен. В воде не растворим, но хорошо растворяется в органических соединениях. Пары парадихлорбензола в 5.1 раза тяжелее воздуха.

В умеренных количествах для человека пары безвредны, но ядовиты для насекомых. Пораженные экспонаты обсыпаются порошком из расчета 20-80 г на 1 м3. Парадихлорбензол используется также в камерах при возгонке его на водяной бане. Особенно удобен для профилактических целей при сборе и пересылке материала в экспедиционных условиях. В музейных условиях Парадихлорбензол используется как отравляющее средство. Его наносят на экспонат пульверизатором, растворив в спирте, или кристаллы парадихлорбензола в мешочках из марли развешивают по углам витрины вместо нафталина (рис. 93).

Рис. 93. Дезинсекция .
А - противни с водой; Б - заливка инсектицида; В - дезсундук; Г - дезкамера.

Важным этапом в обработке коллекции до ее поступления в экспозицию музея является профилактическая дезинсекция в камере газообразными ядовитыми веществами. После ее проведения камера вскрывается и материал в ней проветривается в течение суток, в это время доступ в камеру прекращается. Только после полного проветривания и удаления ядовитых веществ коллекция передается в экспозицию.

Для уничтожения вредных насекомых вообще лучше применять парообразные и газообразные вещества, так как они легко проникают всюду. Жидкость и твердые вещества удобны, когда они сильно летучи.

Целесообразно один-два раза в 5 лет проводить профилактическую дезинсекцию диорам, биологических групп или витрин с чучелами. Наилучшее время для этого - весна или осень (время размножения моли). Для дезинсекции в музейной экспозиции удобно применять дихлорэтан - газ тяжелее воздуха.

Противни с ядовитым веществом следует устанавливать под потолком витрины, газообразное вещество, медленно спускаясь на дно витрины, убивает насекомых или их личинок. Для более успешной профилактической дезинсекции двери, смотровое окно или щели в рамках диорам или биологических групп заклеивают бумажной полосой. После проведенной дезинсекции витрины не следует вскрывать, сохраняя в них ядовитый газ.

В настоящее время в музеях вводят специальную обработку экспонатов ультракороткими волнами, которые уничтожают все низшие организмы.

Сохранение постоянного микроклимата и герметизация витрин позволяют сохранять коллекции от порчи, а музейного работника освободят от большой и трудоемкой работы по реставрации испорченных музейных объектов.

Меры противопожарной безопасности

При создании крупногабаритных композиций, оборудованных легковоспламеняющимися материалами - деревом, фанерой, холстом с толстым слоем масляных красок, созданной из бумаги и материи объемной бутафорией, чучелами, натуральной высушенной растительностью и большим количеством осветительной техники, - необходимо принять все меры предосторожности.

Лучше такие материалы заменять более огнестойкими: подрамник, сооруженный из фанерных листов и деревянных реек, можно заменить подрамником из алебастра или гипса, нанесенного на металлическую сетку, установленную на железных стойках. Скалы можно создавать на металлической арматуре и сетке, покрытых слоями гипса, а не из досок, холста и папье-маше. Особенно важно проследить за тем, чтобы при монтаже электросети для освещения композиции провода были изолированы в специальных металлических трубках или в резиновых шлангах, а светильники укреплены на асбестовых прокладках.

Для освещения диорамы лучше применять люминесцентные лампы, чем лампы накаливания, так как первые не дают избытка тепла, что очень важно при создании в витрине диорамы постоянного микроклимата.

В противопожарных целях легковоспламеняющиеся материалы, главным образом дерево в витрине, необходимо обработать 2-3 раза раствором фосфата аммония (400 г) и хлорида аммония (800 г) на воде (10 л) из пульверизатора. Вполне естественно, что приведенный рецепт состава не обезопасит диораму от пожара, но противопожарная обработка дерева позволит избежать внезапного его возгорания.

Борьба с внешними неблагоприятными условиями

Основной и, пожалуй, главной задачей музейных работников в настоящее время являются поиски возможностей длительного сохранения самых различных музейных экспонатов и особенно сохранения естественных коллекций, наиболее подверженных разрушению временем, насекомыми, вредной пылью, прямыми солнечными лучами, резкими перепадами температуры воздуха хранилищ (его чрезмерной сухостью или, наоборот, влажностью). Как видим, причин, вызывающих беспокойство за сохранность коллекций, достаточно. В загрязненном воздухе содержится много вредных примесей.

Сернистый газ - наиболее сильный разрушитель органических веществ. Соединяясь в воздухе с водою, он вначале превращается в неустойчивую сернистую кислоту, а затем его ион с водою образует активную серную кислоту, разрушающую все виды музейных экспонатов. Сернистый газ выделяется в больших количествах из каменноугольного дыма, выбрасываемого ежедневно фабриками и заводами в атмосферу. Он обесцвечивает мех, перья на чучелах, живопись на карти;;нах, изменяет цвет бумаги. Сероводород и аммиак чрезвычайно активны при разрушении музейных объектов, источником их могут быть выгребные ямы, уборные открытого типа, бойни, хлева и т.д., расположенные недалеко от музея.

Пыль - не менее страшный враг музейной экспозиции. Даже при незначительном загрязнении воздуха пылью в музейной витрине идет медленное, но неуклонное сгорание материалов в экспонатах органического происхождения: волокон кожи, меха, пера, масла (в красках картин), бумаги и пр.

Копоть - это мельчайшая пыль не сгоревших или плохо сгоревших частиц каменного угля, нефти, дерева. Она покрывает серым налетом музейную экспозицию, отчего тускнеют краски пейзажа на фоне диорамы, яркие расцветки пера и меха. Единственный путь борьбы с копотью - это полная герметизация музейных витрин и окон музея с ежегодной регулярной чисткой экспонатов и витрин. Для этого экспонаты извлекаются из витрины (если это возможно) и очищаются струей воздуха из пылесоса. Продувание чучел зверей воздухом ведут против шерсти. Чтобы не нарушить структуру и расположение перьевого покрова, чучела птиц продувают по направлению роста пера.

Продуванием удаляют мелкие частицы пыли и угля. Затем мех темных кряжей слегка протирают куском чистой материи, смоченной в очищенном бензине.

Очистка от копоти и многолетнего загрязнения чучел птиц различных окрасов и зверей, имею;щих светлый мех, производят следующим образом: крахмал смачивают бензином, чтобы он стал сырым. Его осторожно с помощью тампона втирают в мех, втирание крахмала очищает волос от копоти и он принимает свой естественный вид. Перо у птиц протирается по направлению его роста, очистка перьевого покрова более длительна (особенно у белых птиц), так как требует многократного втирания крахмала в перо. Чтобы отсыревший крахмал быстрее отделялся от пера и волоса, мелкие чучела слегка поколачивают рукой, крупные - осторожно палкой. С каждой новой порцией крахмала перо и волос быстрее очищаются и принимают свою первоначальную структуру и форму. Остатки крахмала выдуваются струей воздуха из пылесоса: у птиц - по направлению роста пера, у зверьков - в любом направлении.

Температура и влажность помещения

Действие влажности на предметы весьма различно. Все материалы, имеющие органическую основу, при чрезмерном повышении влажности становятся прекрасной питательной средой и для развития микроорганизмов. Предметы волокнистые - ткани, бумага, дерево, кожа - при повышенной влажности сильно увеличиваются в объеме, искажая форму.

Большой вред различным экспонатам наносят гнилостные бактерии. Они быстро развиваются везде, где имеется повышенная влажность и температура воздуха, питательная среда и недостаток света. При просушивании помещения бактерии гибнут. Хорошие результаты дает обработка помещения, пораженного бактериями, парами формалина. На каждый 1 м? помещения используют 25 мл 40%-ного формалина. Для лучшего протравливания помещения все щели в дверях, окнах заклеивают бумажной полосой. С наружной стороны закрытой двери ставят колбу или чайник с формалином, подогревают на электроплитке, трубку или шланг от него выводят через замочную скважину. Пары формалина, быстро проникая в помещение, убивают бактерии. Помещение не следует проветривать после обработки 2-3 сут.

Антисептики или консервирующие вещества

Введение в клейстер антисептиков предохраняет от плесневения и загнивания бумажную бутафорию. К антисептикам относятся: тимол, бетанафтол, сулема, салициловая кислота, бура. Тимол - вещество малостойкое; салициловая кислота и бура имеют слабые защитные способности; сулема - чрезвычайно сильное ядовитое вещество. В настоящее время рекомендуется как лучший антисептик с наибольшим сроком действия пентахлорфенолят натрия - производное фенола. По внешнему виду это порошок или паста со слабым запахом карболовой кислоты, хорошо растворяется в воде, вызывая ее коричневатое окрашивание. Обладает более стойкими антисептическими свойствами по сравнению с фенолом. Этот химический препарат препятствует развитию микроорганизмов даже при нахождении бутафории в неблагоприятных условиях (в сырости).

При влажности воздуха ниже нормы (до 30%) многие деревянные части макета или бутафории, шкуры чучел, папье-маше и т.д. начинают пересыхать и лопаться. Особенно это касается шкур животных, не прошедших специальной скорняжной обработки или выделки. В этом случае воздух музея следует срочно увлажнять до нормы, используя систему вентиляций. Отключение парового отопления на некоторое время также позволяет привести в норму влажность воздуха музейного помещения. Иногда для увеличения влажности воздуха приходится устанавливать специальные увлажнители на батареях парового отопления. В зимний период, если не отапливаются музейные залы, вода, содержащаяся в воздухе, играет роль сильнейшего механического разрушителя, так как, замерзая в порах кожи, холста, папье-маше и т.д., разрывает их с неудержимой силой. Для наблюдения за температурой и влажностью воздуха помещения музея или отдельных экспозиционных витрин используют простейший прибор - психрометр, который помогает следить за микроклиматом отдельных витрин или целых музейных залов.

чучело лисы

В древние времена люди добывали животных для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а также сшить одежду из шкур. Именно так и возникло направление, ставшее в последующем основой современного искусства, которое называется таксидермия. Это слово состоит из двух корней и буквально переводится как "упорядочивание кожи".

Таксидермией называется отрасль, занимающаяся изготовлением чучел зверей и птиц из натуральных материалов. В наше время такой способ получения реалистичных изображений животного мира является достаточно популярным.

Как зародилась таксидермия

Таксидермия появилась очень давно как отрасль, занимающаяся обработкой шкуры животных с целью их сохранения. Очень долго, на протяжении нескольких веков, этот вид искусства считался подсобным ремеслом, и лишь относительно недавно таксидермия была признана наукой, которая помогает изучать живой мир.

Первые произведения таксидермического искусства были представлены на суд зрителей еще в XVI веке. Таксидермисты того времени изготовили чучело носорога.

В России первые чучела животных начали появляться в петровскую эпоху. Причём делали их крестьяне-самоучки. Каркас чучела был изготовлен из дерева, а под шкуру укладывали солому.

Одну из наиболее известных таксидермических мастерских в Москве открыл Фёдор Лоренс. Затем после его смерти организацию возглавил Александр Котс. Чучела, сделанные более 120 лет назад в Москве, до сегодняшнего дня остаются в нормальном состоянии и проходят периодическую реставрацию.

В конце XX века чучела начали изготавливать с использованием современных материалов, в том числе, гипса, глины. Сегодня для этих целей, в основном, используется пенополиуретан.

Таксидермисты занимаются тем, что делают из шкур животных красивые чучела, по внешнему виду напоминающие оригинал. Современные мастера используют разные методы работы для получения конечного результата, который будет устраивать заказчика. В результате, плоские шкуры зверей и птиц становятся объемными и очень похожими на живых животных.

Кто делает заказы

Чучела животных в большинстве случаев заказываются охотниками для своих трофейных залов. Человеку, который занимается таким хобби, хочется продемонстрировать свои умения и способности окружающим, рассказать о своих успехах. Причем охотники часто заказывают композиции, состоящие из двух и более животных или птиц. Они представлены в естественном виде — так, как можно было бы увидеть их на природе. Например, волк бежит, прыгает или оскаливается.

Нередко также натуральные изображения животных и птиц, в том числе существовавших очень давно, заказывают государственные и частные музеи. Чучела часто нужны при съемках фильмов, несмотря на то, что сегодня применяются различные спецэффекты и компьютерные технологии.

Профессия таксидермист

чучело волка

Профессиональные таксидермисты считают свои работы достойными того, чтобы они стояли в одном ряду с известными шедеврами живописи или скульптуры. Они считают, что таксидермия тоже является областью искусства, и требуют, чтобы изготовлением чучел занимались люди, любящие живую природу и знающие, как правильно обрабатывать шкуру, какие технологии подойдут для сохранения облика животного при формировании чучела.

Таксидермист должен знать, как правильно проектировать и монтировать каркас, обустраивать внутреннее наполнение чучело, как производить рисование, скульптурную лепку, снимать слепки и моделировать чучело.

В то же время у таксидермиста должен быть художественный вкус. Только в этом случае он сможет не просто набить шкуру, а сделать из неё настоящее произведение искусства, и будет считаться не ремесленником, а талантливым художником.

Обучиться на таксидермиста в России в специализированном заведении невозможно, поскольку это искусство передаётся от мастера к мастеру. Либо же таксидермией занимаются самоучки и выходцы из существующих таксидермических студий.

Профессию можно освоить, в среднем, за 6-12 месяцев, если приложить усилия и иметь соответствующие способности. В таком деле очень важно знать анатомию животного, его повадки в естественной среде, уметь наблюдать за животными и фотографировать их, чтобы потом видеть, какие позы зверь может принимать, и создавать живые и динамичные композиции. Спустя несколько лет работы таксидермист сможет смело называть себя настоящим мастером.

Таксидермисты считают себя в некотором роде художниками или скульпторами, поскольку придумывают что-то новое, включают фантазию и подходят творчески к созданию чучел животных и птиц.

Говоря о личных качествах таксидермиста, важно отметить, что этот человек должен быть ответственным, терпеливым, усидчивым. Ведь качественная работа требует большого количества времени, и таксидермисту нужно быть максимально сосредоточенным, чтобы уметь прорабатывать буквально каждую мельчайшую деталь.

Очень многие таксидермисты после нескольких лет работы решают получить высшее ветеринарное образование или отучиться на биолога. Это позволяет им ещё лучше освоиться в своей профессии.

Для того чтобы понять, нравится ли заниматься изготовлением чучел, вовсе не обязательно сразу идти работать подмастерьем в мастерскую. Достаточно попробовать самому изготовить дома хотя бы чучело птички или мышки, пойманной кошкой. Именно с этого и начинали многие знаменитые таксидермисты. Нужно лишь найти подходящую информацию в книгах или в интернете. Как правило, там имеются дельные инструкции, которые дают профессионалы.

Кроме того, таксидермия может также быть просто хобби и не становиться основной профессии или источником заработка.

Как развивалась технология изготовления

Чучела изготавливаются из добытых на охоте или погибших естественным образом животных. Шкура должна быть без повреждений или иметь незначительные недостатки.

Чтобы сохранить внешний вид изделия, его обрабатывают специальным образом, консервируют, оставляют при очень низкой температуре или очень обильно покрывают обычной поваренной солью, только не йодированной!

Производство чучел предполагает использование каркаса из дерева или металла, а также набивку шкуры мягким, натуральным материалом. Кроме того, сегодняшние таксидермисты используют так называемые манекены животных, на которые просто надевают чучело сверху.

Такие манекены полностью повторяют позу, которую животное может принять в естественной среде, и внешний вид. Для изготовления манекенов используются:

  • металлическая сетка,
  • пластмасса,
  • монтажная пена,
  • разные мягкие материалы,
  • папье-маше,
  • пенополиуретан.

Как делается чучело

чучело бобра

Первое время шкуры коптили над костром или вымачивали в соляном растворе. Сейчас такие технологии не применяются: им на смену пришла обработка натуральными кислотами, такими как уксусная, муравьиная и другие.

Современная таксидермия имеет мало общего с прежним ремеслом, а её представителей можно поставить на одном уровне с авторами шедеврами живописи или скульптуры. Именно таксидермия позволяет сохранить для потомков информацию о том, как выглядели животные, существовавшие много лет назад на нашей планете, а также те, которые относятся к вымирающим видам.

Рассказывая о том, что это такое — таксидермия, нельзя не уделить внимание самому главному моменту — тому, как изготавливают чучело животного или птицы.

После того, как в мастерскую от охотников поступили шкуры животных, их обрабатывают специальными препаратами, защищающими от гниения. Затем шкура натягивается на основу, приклеивается к ней или нет, и устанавливается в естественную позу.

Манекен чаще всего изготавливают из пенополиуретана. Для этого применяются две технологии. Первая называется формовкой, когда изделие изготавливается по размерам животного, а готовое тело оформляется и выклеивается с использованием техники папье-маше или отливается из пенополиуретана. Вторая технология предполагает вырезание манекена из куска пенопласта. Твердые манекены позволяют более точно передать внешний вид животного.

Многие таксидермисты применяют смешанную технику в работе. Например, если требуется изготовить чучело птицы. В таком случае крылья и ноги изготавливаются техникой намотки с использованием мягких материалов. Каркас из проволоки позволяет соединить крылья и ноги с тушкой, и поставить птицу в выбранную позу.

Технологии изготовления чучела животного предполагают применение особых, реалистичных глаз животных и птиц. Для их изготовления можно использовать оргстекло, а также светоотражающие материалы. Благодаря им можно полностью имитировать натуральный глаз, и он будет выглядеть, как настоящий, даже если делать фотографию изделия со вспышкой.

Изготовление языка, зубов и некоторых других частей тела животного осуществляется из силикона. Самое главное — подобрать правильный оттенок сырья и придать нужную форму, чтобы это выглядело натурально.

Таксидермисты даже используют скульптурный способ и формируют выступающие вены на морде и теле зверя. Это кропотливая и почти ювелирная работа, где применяются клей, глина и другие материалы.

Не менее важно продумать, как будет выглядеть композиция в целом. Для этого крупные животные могут показываться в движении. И таксидермисту очень важно знать анатомию животного, особенности его поведения в дикой природе.

Сколько времени уходит на изготовление чучела

Изготовление чучела занимает определенное количество времени.

Подготовительные этапы включают в себя работу со шкурой манекена, проволокой, выбор подставки, просмотр фотографий животного и др.

В некоторых случаях может потребоваться доработка готового изделия, поскольку шкура может подсыхать. Приходится укладывать её на место, формировать нос, уши, пасть. Таким образом, изготовление одного чучела занимает несколько месяцев.

Это отличает работу мастера от дилетанта. Ведь люди, которые предлагают сделать чучело быстро, вряд ли ответственно и серьезно подходят к выполнению своей работы, и им важно поскорее получить свою выгоду.

Если же речь идет о чучелах совсем маленького размера, то его можно будет сделать за один день, например, мышь-землеройку.

Откуда поступают «материалы» для работы?

чучело белки

В таксидермическую мастерскую сырьё для изготовления чучел животных или птиц может поступать от охотников напрямую, если они заказывают экспонаты для себя. Также материалы идут из других источников.

Если речь идет об изготовлении чучел для музея, сырье может поступать из зоопарка, с которым существует договор на приобретение экспонатов. При этом животное может быть передано только в том случае, если оно прошло ветеринарное освидетельствование.

Кроме того, сотрудники музеев часто участвуют в научных экспедиция, которые предполагают добычу животных для исследования. Немалая часть из них поступает в качестве материалов для шедевров таксидермии. Когда только это направление начало развиваться, добыча животных осуществлялась в больших масштабах и производилось для того чтобы пополнять фонды музея. В 19 веке такое явление прекратило существование.

Животные, из которых нельзя сделать чучело

Нельзя изготовить чучело из животных, у которых нет никакого покрытия на коже: шерсти, перьев и чешуи. К ним относятся улитки, кальмары и др.

Многие профессиональные таксидермисты отказываются от изготовления чучела из шкур в домашних животных, даже если владелец очень просит. Дело в том, что для любящего хозяина его животное — это уникальное создание, и когда мастер обрабатывает шкуру, результат работы может разочаровать заказчика, поскольку воссоздать все нюансы того, как выглядел питомец при жизни, очень сложно.

Чемпионаты по таксидермии

В России и в мире проводятся открытые чемпионаты по таксидермии. На таких своеобразных соревнованиях встречаются любители и профессионалы, где демонстрируют свои работы, а также мастерство по изготовлению чучел разных размеров и в разной технике.

Победители российских соревнований отправляются покорять Европу. Там подобные соревнования существует более двадцати лет и также дают возможность начинающим мастерам познакомиться с опытными профессионалами, показать свои работы, а также получить вдохновение рассматривая экспозиции других участников. Таксидермисты могут поговорить о том, какие технологии применяют, какие материалы используют, обменяться опытом.

В чемпионатах по реалистичному изображению животных в естественной среде работы оцениваются в нескольких номинациях: полноразмерные млекопитающие разных размеров.

Каждая работа оценивается судьями по нескольким критериям, в том числе, качество, оригинальность работы, достоверность переданных условий среды обитания животного, птицы или рыбы и др.

Чемпионаты проводятся один раз в год или один раз в два года. В них могут принимать участие от 20 до 150 человек. Организаторами такого мероприятия могут выступать частные мастерские или ассоциация таксидермистов России.

Знаменитые чучела

чучело куницы

Существует несколько чучел животных, которые известные не только в России, но и даже по всему миру. Например, "упоротый лис" автором которой является Адель Морзе из Англии.

Такое чучело выглядит неприятно, немного смешно за счёт выпученных глаз и сидящий позы, неестественной для лисы. Также по своему внешнему виду этот персонаж напоминает наркомана.

Ещё один не самый удачный пример чучела — грипсхольмский лев. Его изготовили в 1731 году в Скандинавии. Таксидермист не имел опыта изготовления чучел и даже не видела настоящего льва. В результате получилось смешное и не реалистичное произведение.

Другими известными чучелами являются Белка и Стрелка — собаки-космонавты, которые первыми отправились в космос, Лизетта — лошадь Петра I и пёс Петра I. Будучи настолько исторически ценными, одни из первых экспонатов, сделанные в России, находятся в зоологическом музее Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что их качество оставляет желать лучшего, факт остается фактом — это лошадь и собака Петра 1.

Чучела в кино

Чучело в кино — советском, российском, голливудскому — используется достаточно часто. Можно лишь отметить, что современные изделия выглядят намного более реалистично, чем их предшественники, и оттого на зрителей производится определённый эффект.

За рубежом любят использовать чучела в фильмах ужасов. Например это происходило при съемках картины "Психо" режиссера Альфреда Хичкока 1960 году. Также кинофильм "Таксидермия", рассказывающий о семье, где мальчик хотел стать набивщиком чучел, снятый режиссером по имени Дьёрдь Пальфи в 2006 году.

Заключение

Таксидермия — это интересное направление, позволяющее создавать "живые" скульптуры и композиции. Таксидермистом может стать далеко не каждый человек, и для этого нужно иметь талант в изготовлении чучел животных и птиц, быть терпеливым и усидчивым, чтобы действительно создавать неповторимые, уникальные изделия, способные украсить интерьер.

Современная таксидермия шагнула вперёд и сегодня мастера используют разные инструменты и материалы для изготовления манекенов и обработки шкур. А чемпионаты России и мира по таксидермическому искусству позволяет мастерам не только показать свои лучшие работы, но и пообщаться с коллегами по цеху, обменяться опытом.

Таксидермическая студия Подорова — это компания, где работают настоящие профессионалы своего дела, которые любят то, чем занимаются. В мастерской можно заказать изготовление чучел или купить готовую композицию по разумной стоимости.

Читайте также: