Как обрабатывают кожу на производстве

Обновлено: 17.04.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

У шкуры действительно высокого качества этапов технологического цикла ее обработки до готового изделия должно быть чем меньше, тем лучше. «Лицо» шкуры (верхний слой кожи) должно быть полностью сохранено, если не сказать, что подчеркнуто. Это значит, что должны сохраниться морщинки и поры, имеющиеся на шкуре, которая подвергается обработке.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЖИ

Технология производства кожи (переработка шкур до готовой кожи) состоит из трех этапов: подготовка кожи, дубление кожи, отделка кожи.

Консервирование шкур

соленая кожа

Процедура консервирование шкур проделывается для того, чтобы произошло пропитывание шкуры солями. Для чего это делают? Когда животное было забито, тут же начинает портиться как его мясо, так и кожа. При консервировании шкуры теряется половина ее влаги, шкура просушивается от трех до шести дней. И лишь тогда сырье отправляют на кожевенные заводы для дальнейших обработок.

1. ПОДГОТОВКА КОЖИ

переработка шкуры

Подготовка кожи – это смывание грязи, снятие волоса со шкур — начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех. Целью этих процедур является удаление из шкуры животного шерсти и подкожной клетчатки, а также подготовить шкуру ко второму этапу — дублению. На этом этапе кожа с волосом, которая называется дермой, превращается в недубленый полуфабрикатный продукт — гольё. На заводе по переработке шкур шкура животного обрабатывается солями (хлоридом и карбонатом натрия), а после чего консервированную шкуру просушивают. Затем происходит переработка кожи при помощи оборудования для переработки кожи.

Здесь тоже можно выделить следующие этапы:

Отмока

Отмока шкур: кожу следует вымочить, промыть химическими растворами и водой. Шкуры очищаются от крови, грязи, солей-консервантов, жиров и т.д. Этот процесс длится от восьми до двадцати часов (все зависит от того, какой толщины шкура).

Золение шкур

золение шкур

В процессе золения шкур происходит удаление волос и эпидермиса с производимой шкуры. Золение – это подвергание шкуры животного обработке с помощью известковой суспензии. Золение кожи необходимо для того, чтобы при последующем, дальнейшем процессе обработки шкуры волос легко отходил от кожи, достигнуть необходимого набухания самих шкурных волокон.

Сгонка шерсти (снятие шерсти)

Сгонка шерсти (снятие шерсти) проделывают на машинах, название которых говорит само за себя — волосогонные машины.

Полуфабрикат кожи после того, как с него сгонят шерсть, становится гольем.

Мездрение

мездрение

Мездрение шкур – это удаление с помощью мездрильных машин подкожного жирового слоя, лишней мякоти и мускулов ( мездры). Первое мездрение, как правило, проделывают над шкурой после ее частичной отмоки, а второе мездрение – после того, как сгонят шерсть. При некачественно проведенном мездрении на коже возникают такие нехорошие дефекты как выхваты.

Чистка лица шкуры (чистка шкуры)

Чистка лица шкуры – это удаление оставшихся коротких волос со шкуры.

Обеззоливание

Обеззоливание происходит для удаления с обрабатываемой шкуры кальциевых соединений (солей). Если этого не сделать, то кожа получается жесткой, что в последствие создает такие дефекты, как ломка лица и садка.

Промывка кожи

Промывку кожи проводят водой. Эту процедуру проводят для того, чтобы окончательно удалить соли кальция и продукты распада белков. После промывки сырье (голье) поступает на дубление.

Но для немногих отдельных видов кож применяются еще дополнительные подготовительные процедуры:

Двоение кожидвоение кожи

Двоение кожи производят в машинах для двоения кожи. Двоение шкуры обычно производят тогда, когда у голья довольно повышенная
толщина. Необходимость двоения кожи появляется при выработке относительно тонкой кожи, предназначенной для верха обувной продукции.

Чепракование

Чепракование – это разделение производимой шкуры на так называемые топографические участки. Чепракованию подвергаются крупные шкуры.

Мягчение кожи

Мягчение кожи – обработка голья различными ферментами (как правило, это ферменты поджелудочной железы), под действием которых кожа становится более мягкой, тягучей и гладкой. Мягчение применяют, как правило, когда вырабатывают кожу для одежды, галантерейную кожу и мягкую обувную кожу.

Пикелевание

Пикелевание шкур подразумевает под собой обработку голья кислотно-солевым раствором – пикелем. В процессе пикелевания шкур кожа дополнительно разрыхляется, что приводит к повышению ее мягкости. Пиклевание по своей сути является консервированием шкуры, поэтому шкуры могут храниться долгое время и не портиться.

2. ДУБЛЕНИЕ КОЖИ

дубление

Дубление – процесс, когда полученные шкуры обрабатываются в специальных дубильных барабанах, в результате которого получается полуфабрикат вет-блю.

Целью дубления является стабилизация голья, т.е. кожа должна приобрести упругость, пластичность, а также износоустойчивость. После дубления шкуру используют уже без кокой-либо особой боязни повредить ее.

3. ОТДЕЛКА КОЖИ

Отделка кожи подразумевает под собой:

Окрашивание кожи.машина покрывного крашения кожи

Окрашивание кожи происходит различными красителями, которые получаются из нефти.

Жировая обработка кожи.

растягивание кожи

После окрашивания кожу обрабатывают жиром, чтобы она стала мягче.

После этого кожу просушивают, растягивая на специальных рамах, которые позже ставят в сушильную печь.

Разминание кожи дает ей мягкость.
Прокатка кожи.
Глажение кожи.
Прессование кожи.
тиснение кожи

Нанесение на кожу лака.

Шлифовка лицевой поверхности.

Не часто лицевая поверхность кожи имеет поверхность без шрамов, порезов, ссадин и других дефектов. Для того, чтобы скрыть эти дефекты, производят шлифовку кожи.

Нанесение воска на кожу.

Придание коже таких свойств как блеск, водостойкость, грязеотталкивание, огнестойкость и т.д.

Как делают кожу видео

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

obrabotka-kozhi

Урез кожи – это край, его обязательно нужно обрабатывать, чтобы он не «лохматился» и не «колосился». Обработка кожи в этом месте не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существует несколько способов обработки, которые делают урез эстетически правильным и защищенным от деформации. О них мы и расскажем.

Сначала кромку кожи просто подгибали. Хотя слово «просто» не характеризует процесс: технология подгибки была трудоемкой. Впоследствии было решено обрабатывать кожу так, чтобы необходимость ее подгибать отпала, но торцы были надежно защищены от закупоривания волокон и «лохматости».

Для чего нужно обрабатывать торцы изделий из кожи?

Новички в кожевенном деле могут по неопытности думать, что со временем торцы сами смогут загладиться. Это не так: кожаный урез всегда будет лохматым и шершавым. А если его загладить и покрасить, новообретенный внешний вид края сохранится надолго.

obrabotka-kozhi

Сохранение эффекта гладкости уреза зависит от следующих факторов:

  • качества применяемой краски;
  • обработки (или отказа от нее) торца грунтом;
  • применения обезжиривания;
  • особенностей эксплуатации изделия.

Стоит отметить сразу: обработка уреза (края) кожи растительного дубления и кожи хромового дубления (подробнее про дубление кожи) не будет одинаковой. Торцы у двух вариантов кожи выглядят неодинаково, потому что обрабатывать их приходится по-разному. Например, для образцов растительного дубления достаточно деревянного борда и средства Токонол. А вот кожу хромового дубления нужно в несколько слоев грунтовать, в промежутках между слоями грунта прошкуривать абразивом, а после грунта еще и наносить краску.

obrabotka-kozhi

Справедливости ради нужно сказать, некоторым людям не нужна обработка торцов изделий из кожи: урезы в натуральном виде кажутся им более брутальными, естественными. Но это вопрос вкуса, обувь с необработанными урезами быстро потеряет свою презентабельность, да и сумки скорее истреплются. Если же вещь изготовлена в лофт-стиле или заказчик очень хочет грубый торец, не стоит трогать материал. Полностью кожа не «распустится» — это не ткань.

Инструменты для обработки урезов

Каждый мастер имеет свой набор инструментария, но обычно в базовый комплект входят типовые предметы.

obrabotka-kozhi

Какие инструменты для обработки кожи нужны:

  • Кромкорез – помогает снять с уреза фаску (пары штук с разным диаметром и разным сечением начинающему ремесленнику хватит). Не забывайте, что кромкорезы время от времени нужно точить.
  • Кризер – нагревается на горелке, после чего им нужно пройтись по краям изделия. Он оставит красивую линию, чуть подплавит и закруглит урез.
  • Гравер – пригодится в разных видах работ, в данном случае – выровняет торцы шкуркой на круге.
  • Химические составы – Токонол, твердый воск и т.д. Грунт, краска – их вариантов очень много, каждый мастер подбирает под себя. Бывает, что приходится обращаться и к клею.
  • Наждачная бумага разной зернистости. Без абразива добиться идеального результата не получится.
  • Сликер. Инструментов для финишной обработки кожи. Говоря проще, он ее полирует.

Остальные инструменты и средства – факультативно. С краской тоже придется поэкспериментировать, любая первая работа, в принципе, является пробным шагом. В ходе действия поймете, как для вас проще обработать края.

Способы обработки кромки кожи

У одного мастера обработка кожи будет состоять из 4 этапов: прожировки краев и снятия фаски, нанесения краски, жировки и полировки (парафин + воск), нанесения лака. Другой же мастер придерживается более развернутого способа.

Пример «длинного» способа обработки:

  1. Зашкуривание краев наждачной бумагой.
  2. Окантовка для удаления острого края кожи.
  3. Увлажнение кромки губкой либо кусочком овечьей шкуры, втирание глицеринового мыла. Эти шаги дают получение круглых краев.
  4. Далее следует полировка грубым материалом с применением пастообразного жесткого мыла.
  5. Покраска краев может производиться составами на спирту, ведь они глубоко проникают в кожу, а не остаются на поверхности.
  6. Ручная полировка, которую сменит обработка парафином.
  7. Финальная обработка воском.

В данном видео приведено несколько вариантов обработки уреза кожи.

Еще одна вариация обработки – использование CMC (карбоксиметилцеллюлозы). Применяется как загуститель для изготовления клея, мастик, сахарных паст.

Мастер-класс обработки уреза кожи

Этот МК не совсем подходит, если ваша задача – обработка уреза тонкой кожи. Хотя попробовать можно с учетом текстуры материала. Первоначально он рассчитан на плотную кожу.

obrabotka-kozhi

Для работы нужны:

  • ножницы;
  • наждачная бумага – зернистость 800 обязательна (лучше иметь наждачку разной зернистости);
  • инструмент для удаления кутикул (маникюрный набор);
  • ручка-роллер для окраски;
  • линейка из металла;
  • сликер либо граверная насадка;
  • шеллак или ПВА;
  • ватные палочки;
  • емкость для клея и краски;
  • краска.

  1. Инструментом для удаления кутикул с краев кожи снимаете фаску.
  2. Разводите ПВА с водой в пропорции 2 к 1. Состав нужно хорошо размешать, чтобы комков не было.
  3. Используя ватную палочку, наносите водно-клеевой состав по всему периметру обложки.
  4. После пропитки раствором ПВА с водой край кожи чуть увеличится, и после высыхания он так и останется толстым. Чтобы такого не было, молоточком простукивайте края после пропитки в течение пары минут.
  5. Затем кожу нужно не трогать минут 30, это время обработанная зона будет просушиваться. Если не хочется «связываться» с ПВА, можно в противовес ему использовать шеллачный лак (спиртовой раствор шеллака). Он хорош, если только вы не работаете со светлой кожей или гнущимися частями изделия. Шеллак отлично сохнет (в разы быстрее ПВА), хорошо клеит.
  6. Пока материал сохнет, отрежьте нужного размера кусок наждачной шкурки. Настало время затирать торцы: можно начать с материала самой крупной зернистости (220). Но если у вас есть наждачка только 800, ничего страшного.
  7. Торцы после этого этапа станут заметно ровнее. Но вот «лохматость», кажется, только увеличилась. И снова торец нужно промазать ПВА-составом, простучать и высушить. Только последующую шлифовку лучше осуществлять с наждачкой меньшей зернитости (если в прошлый раз брали 220).
  8. На этом этапе урез уже выглядит лучше, но не идеально. Потому промазка идет по третьему кругу. Но сейчас высыхания кожи ждать не нужно – берете сликер для ручной полировки и обрабатываете края.
  9. Вы заметите, как кожа на урезе изменилась. Но окончательную гладкость ей придаст покраска. В маленькую чашечку отлейте немного краски, возьмите удобную ручку-роллер. Макайте ручку в краску и бережно наносите ее на торцы. Высыхания краски придется подождать.
  10. Если после высыхания краски вы видите на урезе неровности, берите мелкую наждачку, шлифуйте и снова покрывайте урез краской. И так делать нужно до того момента, когда урез полностью вас не устроит.

Обработка свиной кожи таким способом вполне реальна. Главное, что нужно понять – любой универсальный способ требует авторской коррекции. Если в одном варианте кожу нужно промазать клеем, просушить, прошлифовать 2 раза, другой вариант потребует 3-4 сеансов. Точно так же и с покраской. Наконец, не забывайте, что кожевенное ремесло – это не только технологический процесс, но и художественный.

Если мастер качественно обработал торцы, уход за изделием значительно упростится. И его эстетика будет без единого нарекания. Попробуйте сами – не все, что кажется на первый взгляд сложным, столкнет вас с проблемами. Кожа является податливым, приятным материалом, преображать который великое удовольствие.

Кожевенное производство: сырье и технология изготовления

Кожа качественной выделки ценится высоко и используется в разных сферах производства, от пошива одежды до создания предметов интерьера. Поэтому бизнес-идея по изготовлению кожи может стать выгодным бизнесом при грамотном подходе к делу.

Где найти поставщиков?

Кожа — натуральный материал, производимый из шкур домашних или диких животных при помощи специализированного оборудования. Производство кожи состоит в поэтапной выработке кож различных сортов из сырья — сырых шкур животных.

Для изготовления материала используют шкуры овец, коз, свиней, коров. Исходя из этого, можно сказать, что его поставщиками являются крупные фермы по выращиванию крупного рогатого скота и других домашних животных.

Кроме российских ферм сырые шкуры домашних животных могут быть доставлены из Германии и Швейцарии, а шкуры диких животных из Австралии, Америки, Новой Зеландии.

Если доставка шкур не занимает много времени и предусмотрена их быстрая обработка, то происходит обычная заморозка. В остальных случаях с большим сроком доставки происходит поставка просоленных шкур. На закупку сырья потребуется потратить до 200 000 рублей.

Классификация кож

Самая основательная — классификация кож по виду применяемого сырья. В соответствии с критерием выделяют такие виды:

  • Шкуры коров, телят. Они эластичные и прочные.
  • Козье сырье. Прочные, мягкие и тонкие, имеют красивую мерею, водонепроницаемые и эластичные.
  • Свиное сырье. Обладает своеобразной структурой и имеет объемную подкожную клетчатку. Из-за того, что коллагеновые волокна тонкие, а жировых отложений в материале много, свиная шкура не особо прочная.
  • Конская кожа делится на два вида: жеребок, шкура молочных жеребят, жеребок-уросток, шкура жеребят на растительной пище.

Кожевенное производство: сырье и технология изготовления

Также кожа подразделяется в зависимости от назначения:

  • обувная;
  • галантерейная;
  • мебельная;
  • одежная;
  • автомобильная;
  • подкладочная;
  • шорно-седельная.

К обувному материалу предъявляются высокие требования механических показателей. К одежному виду предъявляют требования к органолептике.

Галантерейная кожа с разными вариантами отделки: вся палитра покрытий, красителей и тиснений разными фактурами. Благодаря современному производству выпускается огромный ассортимент таких видов кож.

Материал для мебельного производства должен соответствовать жестким требованиям, которые связаны с особенностью эксплуатации.

Материал для автомобилей должен выдерживать высокие температурные перепады, влажность и действие ультрафиолета, а также иметь высокие характеристики на истираемость.

Шорно-сидельный вид производится из сырья крупного рогатого скота и предназначен для производства ремней, сумок и кожаных аксессуаров. Это достаточно жесткий материал, который отличается износоустойчивостью и надежностью.

Описание производственного процесса

Первый этап — обработка кожсырья. Самыми качественными являются коровьи шкуры, но также используют шкуры овец, коз и свиней. Стоит отметить, чем качественнее материал, тем меньше работы с ним предстоит.

Производственный процесс включает три основных этапа:

  • Отмочно-зольные процессы выделывания.
  • Подготовка (мездрение, сгонка шерсти, дубление).
  • Химическая отделка (жировальные процессы и крашение).

Итогом этого сложного технологического процесса является кожа — кожевенное производство превращает шкуры в готовый материал.

Химическая обработка материала включает в себя додубливание, жирование и окрашивание. Первый процесс выполняют при помощи хромовых соединений и специальных средств. Второй процесс подразумевает использование аммиака, масел и жиров. Третий процесс задействует натуральные и экологические красители.

Дубление кожи — совокупность физико-химических действий, в процессе которых шкура животного при помощи дубильных веществ преобразуется в выделанную кожу. Материал, который прошел процесс дубления, отличается высокой пористостью и упругостью, улучшенным внешним видом, увеличенной прочностью структуры.

Кожевенное производство: сырье и технология изготовления

Необходимое оборудование

В среднем стоимость одного станка для изготовления и обработки кожи от 350 000 до 2000 000 рублей и выше. Инвестиции для такого бизнеса большие, но они быстро окупятся при отлаженных каналах сбыта готовой продукции.

Кожное производство подразумевает закупку следующих видов специализированного оборудования:

  • мездрильные аппараты — очищают шкуры от остатков жира (136 000 рублей);
  • чесальные машины — убирают остатки шерсти (189 000 рублей);
  • отжимные аппараты — убирают лишнюю влагу из материала после процесса обеззоливания (100 000 рублей);
  • столы для дубления — необходимы для просушки шкур, чтобы они не деформировались и не трескались после промывания дубильными средствами (35 000 рублей);
  • строгальные машины — выравнивают толщину кожи на барабане (330 000 рублей);
  • скорняжные аппараты — раскраивают шкуру на необходимые детали при помощи резки (28 500 рублей);
  • красильные агрегаты — красят кожу (750 000 рублей);
  • гладильные — отглаживают (45 000 рублей);
  • станки для нанесения узоров — с их помощью материал украшают узорами или наносят защитное покрытие (190 000 рублей).

Организация продаж

Особенность бизнеса по производству кожи состоит в том, что необходимо производить сырье партиями под заказ и каждую обрабатывать по-особенному. Например, материал для женской куртки отличается от обувного, но, ни тот ни другой вид не подойдет для изготовления мебели.

Чтобы найти покупателей на свою продукцию, необходимо составить клиентскую базу. В идеале потребуется отдел маркетинга, который вплотную займется продажами.

Базу можно составить из частных профессионалов, которые производят ремесленные изделия из этого материала. Также клиентами могут быть компании, производящие аксессуары из кожи в виде сумок, ремней, обуви.

Стандартные способы продвижения на рынке, такие как телевидение, интернет, реклама на билбордах, эффективными не будут. Но можно создать собственный сайт и разместить на нем всю информацию о своей организации и вести страницы в социальных сетях.

Как видно, процесс открытия своего производства по изготовлению кожи не такой и сложный, как может показаться. Главное брать в работу только качественное сырье и вспомогательные добавки. И тогда результат превзойдет все ваши ожидания. Рекомендуем посмотреть существующих производителей кожи и произвести конкурентную разведку.

Читайте также: