Как называются маски на лицо в японии

Обновлено: 25.04.2024

Классический, даже клишированный образ самурая включает в себя шлем кабуто с характерной маской - мэнгу . Она отчасти играла защитную роль, но имела совершенно другую конструкцию, нежели классические забрала рыцарских шлемов Европы и "личин" азиатских шлемов. Последние обычно крепились к шлему на петлях - а вот "зверские" маски самурайских шлемов никогда не имели шарнирного крепления. Они в принципе иметь его не могли. ))

Функциональная необходимость

Маски мэнгу приобретают особую популярность среди самураев к XV веку. До этого они тоже были известны (считается, что изобрели их аж в VIII веке), но использовались реже. Но концу "эпохи враждующих провинций" боевое облачение самурая в обязательном порядке включает мэнгу, хотя бы самого простого типа - хамбо.

Закрывает такая маска только подбородок и нижнюю челюсть, не доходя даже до уровня скул. К ней же крепится горжет - боевое ожерелье "нодава". Изготавливается из металла, кожи или комбинации этих материалов.

Существует еще несколько подтипов таких масок. Все они, кроме подтипа хаппури , имеют развитый подбородок. Именно подбородок, запомните, это очень важно.

Функция маски мэнгу - не в полной мере защитная. Площадь защиты у многих из них очень маленькая, а кроме того, маска надевается непосредственно на лицо, а не на шлем, и поэтому может выдерживать лишь рикошетные попадания стрел и режущие, с самой дальней дистанции, удары кончиком меча, не более. Как верно сказал один из комментаторов к предыдущим статьям, один хороший удар вомнет такую маску прямо в лицо владельцу.

Так зачем же она нужна?

Взгляните на шлем:

К XIV-XV веку вес боевого японского шлема достигает 3 кг. При этом он очень плохо сбалансирован, т.к. всегда имеет длинный ламинарный или ламеллярный назатыльник сикоро, который полностью защищает шею сзади и с боков и даже спускается на плечи. Жизни без сикоро японцы не мыслили, они даже на купленные у португальцев морионы и кабассеты ставили такие назатыльники:

Это называлось "намбан-кабуто" - "шлем южных варваров". Выше представлен классический вариант - типовой европейский кабассет с присобаченными к нему назатыльником - и лицевой маской подтипа сомэн !

Обратите внимание на белые шнуры под подбородком. ))

Дело в том, что длинный и тяжелый сикоро нарушал балансировку шлема, который и сам по себе был тяжелым. Поэтому его уравновешивали лицевой маской и пластинчатым горжетом нодава. Маска привязывалась к шлему несколькими шнурами. Самые толстые проходили под подбородком маски, плюс еще несколько потайных пряталось в районе ушей, висков и затылка. На фотографиях их не видно.

Был у маски мэнгу еще и ряд мелких, второстепенных функций. Например, считалось, что она помогает самураю "сохранять лицо", не выдавая эмоций, что считалось неподобающим у этой касты воинов.

Исключительно защитную функцию имела только маска типа хаппури, которая, впрочем, никогда не надевалась под кабуто:

Она, как видите, неплохо прикрывает щеки и лоб, оставляя открытой только центральную часть лица. Эта маска - эрзац-шлем. Ее носили низкоранговые самураи, не имеющие денег на полноценный кабуто, и слишком гордые, чтобы пользоваться "одалживаемым доспехом", т.е. получать самую дешевую амуницию из арсеналов дайме. "Одалживаемым доспехом" вооружали асигару, а гордому буси оно как-то даже и невместно. ))

Очередная странность военного дела Страны Восходящего Солнца: при прочих равных ее воины предпочитали полуоткрытые маски, а не шлемы. При том, что мягкой защиты головы, вроде тюрбана или чалмы, там никогда не существовало.

После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.

Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!


Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.

На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.



Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.

Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.

Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.

В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.


Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.

Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!


Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.

На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.

О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.

То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?

Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.


Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.

К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.


Маска мэмпо XVII века.

Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.


Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.

Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.


На подбородке отверстие для пота.

Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.


Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.


А вот ниже была эта маска!

В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.

Во все времена люди использовали маски для того, чтобы спрятать и тем самым избежать опознания своей личности. В сатирической повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» есть эпизод, где толпа собирается линчевать бывшего офицера южанина, но тот говорит, что к этому они не способны, потому что им следовало прийти в масках. Очевидно, что, если маска и не придавала человеку храбрости, по крайней мере снижало его чувство вины и ответственности. Всегда можно было сказать, что «это не я!» Маски устрашали, но маски также и защищали. И вот об этих-то масках сегодня как раз и пойдет речь, причем не просто масках, а защитных масках самураев Японии. Дело в том, что, пожалуй, больше нигде, как именно в этой стране защитные доспехи для лица не отличались такой сложностью, многообразием и совершенством.

Очень часто изображения деталей доспехов, в частности шлемов и лицевых масок, использовались для украшения шкатулок инро – вот таких, например, как эта. Инро – это коробочка для хранения особо мелких предметов. Так как в традиционной японской одежде карманы отсутствуют, то их часто носили на поясе (оби) в различных емкостях сагэмоно, и в частности, в инро, где хранились лекарства и личная печать самурая. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну а для начала вспомним европейские шлемы. Вспомним шлем с маской из Сакттон-Ху, у которого были усы, но не было отверстия для рта, вспомним знаменитые «вендельские шлемы» или «спортивные шлемы» древних римлян. Во всех случаях сама маска или – если так можно выразиться – «второе лицо», прилегала собственно к лицу не слишком плотно. И в этом заключалась определенная и серьезная проблема. Воину с такой вот «личиной» приходилось смотреть в смотровые зрачки издали и, хотя это расстояние было невелико, тем не менее даже оно существенно сужало поле зрения. Потом появились европейские «собачьи шлемы», но и в них тоже зрительные щели находились на некотором расстоянии от лица. Получалось, что человек выглядывал из своего шлема наружу словно стрелок из амбразуры дота. А это было опасно. Он мог запросто пропустить роковой удар.

Маска хаппури (современная реплика) с характерными выступами ядомэ по бокам для отражения стрел.

Особо отметим так называемые «гротесковые шлемы» европейцев 16 века, у которых забрала имели формы зверских физиономий с крючковатыми носами и торчащими проволочными усами. Впечатление они производили, конечно, жуткое, но с обзором положение эти «лица» ничуть не улучшили.

Маска хоатэ. Лицевая сторона с горловым прикрытием ёдарэ-какэ. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же маска, вид изнутри.

Не так было у самураев. Там воин, пусть он и сражался на коне, был конным лучником. Под это его целевое предназначение были «заточены» и его доспехи, сначала неудобные, коробчатые (но прочные и надежные), а затем облегающие и более удобные. Ведь даже сначала левый рукав в доспехе не бронировался – для нее, поскольку она держала лук, требовалась максимальная подвижность.

Манекены самураев в полном снаряжении. Левая фигура показана с полумаской мэнпо, правая с полумаской хамбо, (Кунсткамера, Санкт-Петербург)

Специфической поэтому была и защита лица. Она должна была максимально защищать от стрел, но при этом не мешать лучнику прицеливаться, то есть правильно определять расстояние до цели и находить нужный угол прицеливания для обеспечения оптимальной траектории полета стрелы. Английские лучники-пехотинцы стреляли по команде опытного командира залпами. Меткость одного стрелка при этом значения не имела. Стрелы в результате падали с неба подобно дождю и именно частота выстрелов имела решающее значение. А вот самураи стреляли каждый сам по себе. Поэтому обзор был для них исключительно важен.

Поэтому и самурайский шлем кабуто был устроен так, что надежно защищал голову воина — и ее верхнюю часть и уши, и затылок, но вот лицо при этом специально оставалось открытым. Для защиты лица японцы придумали специальные приспособления – маски и полумаски. Это были специальные маски (хаппури) и полумаски (хоатэ), которые закрывали лицо либо полностью, либо частично.

Общее название самурайских лицевых масок мэн-гу. Причем появились они далеко не сразу. Первым видом защиты именно лица были нащечники шлема, завязывавшиеся под подбородком. Они были широкими и в таком положении создавали V-образную конструкцию, позволявшую самураю смотреть только вперед, но зато защищавшую ему лицо с боков. Лишь в период Хэйан (конец VIII в. — XII в.) у самураев появилась маска хаппури, которую они надевали на лицо под шлем. Хаппури представляла собой выгнутую пластину, покрытую лаком или кожей, но сделанную из металла, которая закрывала у надевшего ее лоб, виски и щеки. Защиты горла она не имела. Шлем надевали поверх этой маски. Для слуг низшего ранга она сочеталась со шлемом дзингаса, а воины-монахи часто носили ее вместе с шапкой-тюрбаном из кисеи. Бедные воины использовали хаппури в качестве единственной защиты для лица. А некоторые – самые бедные, и вовсе довольствовались налобной повязкой хатимаки, на которую там, где она закрывала лоб, нашивалась металлическая, либо многослойная кожаная пластина, выгнутая так, чтобы закрывать лоб и часть головы… и все! В кинофильме «Семь самураев» Айкиры Курасавы такую носил глава отряда самураев Камбэй. А вот типичную лакированную хаппури с нащечниками самурай-самозванец Кикутиё снимает с беглого бандита, убитого своими же.

Полумаска мэнпо 1730 г., подписанная мастером Миочином Мунетомо. Эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же маска, вид изнутри.

В эпоху Камакура (конец XII в. — XIV в.) среди знатных воинов вошли в моду полумаски хоатэ, которые стали закрывать уже не верхнюю часть лица, а нижнюю— подбородок и щеки до уровня глаз. Нос и рот на этих масках оставались открытыми. Так как в доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло было открыто, придумали, как его лучше всего защитить. Для этой цели придумали латное ожерелье нодова. Причем следовало помнить, что надевать его нужно без маски, поскольку к маскам приделывалось защитное прикрытие ёдарэ-какэ. Все эти детали имели завязки из толстых и прочных шелковых шнуров.

Полная маска сомэн с тремя трубочками на подбородке для пота. Работа мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. (Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас)

К XV в. появились новые виды масок, например – полумаска мэмпо. Она так же, как и хоатэ закрывала нижнюю часть лица, но в отличие от нее закрывала еще и нос, и оставляла открытыми только лишь глаза и лоб. Причем пластина, которая защищала нос, довольно часто, хотя и не всегда, была съемной и крепилась на маске при помощи шарниров или на специальных крючках. Такие маски часто имели пышные усы и бороду.

Полумаска хамбо закрывала лишь подбородок и нижнюю челюсть. Ее обычно снабжали под подбородком выступающей вперед трубкой – цуё-отоси-но-кубо, служившей для стекания пота. Она тоже имела горловое прикрытие, как и полумаска мэмпо.

Маска сомэн с лицом старика. Многочисленные морщины имели не только эстетическое, но и практическое значение – собирали пот. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но все лицо целиком прикрывала только маска сомэн: у нее были отверстия для рта и глаз, но лоб, виски, нос, щеки и подбородок она полностью закрывала. Причем средняя часть маски обычно крепилась к ней на петлях и штифтах и ее, то есть «нос», можно было снять. Поскольку мэн-гу все-таки ограничивали обзор, носили их главным образом полководцы и знатные самураи, которым самим из лука уже стрелять не приходилось и в боях они не участвовали. Многие маски сомэн были цельными и напоминали маски театра Но.

Сомен работу Миочина Мунемитсу, эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Поскольку маски предназначались для защиты, их выделывали обычно либо из металла, либо из нескольких слоев кожи. Особенностью японских защитных масок была их характерная «двойственность». То есть ее внутренняя поверхность должна была комфортно прилегать к коже лица и не доставлять своему владельцу неудобств в ношении. С другой стороны, ее внешние черты чаще всего ничего общего с портретом владельца не имели. Некоторые маски мэн-гу специально делались так, чтобы они походили на маски популярных актеров японского театра Но. На них очень тщательно воспроизводили все морщины, брови, усы, бороды и даже зубы (которые вдобавок покрывали золотом или серебром). Но вот как раз портретного сходства обычно не наблюдалось: у молодых воинов, например, было в обычае заказывать маски с лицами стариков (окина-мэн), а вот пожилые самураи, напротив, предпочитали маски юношей (варавадзура). Такой вот забавный японский «юмор». Причем были известны, и даже пользовались популярностью, маски с изображением женских лиц (онна-мэн). Разумеется, маски в первую очередь должны были устрашать. Поэтому маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё были также весьма популярны. С XVI в. в моду вошли маски нанбанбо (то есть лица «южных варваров»), которые изображали европейцев, приплывавших в Японию как раз с юга. Но… при этом были известны и маски с курносыми носами и кукольным выражением лица! Вот только образ этот чаще всего был обманчив, а под такой безмятежной внешностью маски мог скрываться самый жестокий убийца!

А вот это очень любопытная маска с лицом демона тэнгу и съемной носовой частью. Считается, что подобный «нос» мог использоваться также и в качестве фаллоимитатора. Ведь самураи помногу месяцев сражались вдали от очагов цивилизации и были нередко склонны, во всяком случае некоторые, к специфическим формам интимных отношений. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Маску, как и шлем, не надевали «просто так», а обязательно использовали прокладки из ткани: под шлем шапочку эбоси, налобную повязку хатимаки, а вот прежде чем надеть маску, между ней и подбородком следовало подложить платок (или подушечку) фукуса. Во-первых, ткань хорошо впитывала пот, а во-вторых, являлась смягчающей прослойкой и дополнительной защитой от ударов. Отделывались маски весьма прихотливым образом. Например, их покрывали знаменитым японским лаком. Чаще всего черным, но также и красным. Очень популярен был цвет «тя» — «цвет крепкого чая». Даже совершенно новые железные маски часто специально «старили», подвергая процессу ржавления, и лишь затем лакировали, чтобы сохранить налет ржавчины. Так получалась наиболее любимая японцами «новая старая маска».

Полная маска сомэн и ее крепление при помощи завязок от шлема. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Внутреннюю поверхность масок обычно покрывали красным лаком, очевидно, чтобы скрыть кровь, которой она могла быть испачкана. Поскольку лицо под маской сильно потело, на всех масках мэн-гу было предусмотрено отверстие аса-нагаси-но-ана на подбородке (а то и три отверстия!), через которые вытекал пот.

Поскольку к концу XV в. шлемы мастерами-оружейниками подписывались, и их, и маски к этим шлемам (а они всегда заказывались в одном стиле и одному и тому же мастеру!) стало возможно идентифицировать по имени их изготовителя. Интересно, что согласно этикету, у самураев считалось крайне неприличным, рассматривая чужой шлем или маску, переворачивать их и искать на них клеймо мастера. Так же, как и удар ножнами о ножны, это рассматривалось как публичное оскорбление, после которого вызов на смертельный поединок следовал обязательно.

Еще одна маска сомен вместе с «волосатым шлемом» яро-кабуто и доспехом в стиле катануги-до – «торс монаха». (Токийский национальный музей)

Маска на шлеме у японцев, по сути, являлась тем же забралом, что и у европейцев, но только она плотно прилегала к лицу и являлась как бы продолжением шлема. Требовалось самым надежным образом закрепить шлем на голове, а маску на лице, причем так, чтобы они составляли единое целое. Для этого на «щеках» у масок (прежде всего мэмпо и сомэн) были предусмотрены специальные Г-образные крючки и штырьки, за которые заводили шнуры шлема. При правильном обвязывании такой шнур соединял маску и шлем в одно целое, и существовала целая система завязывания этих шнуров и закрепление их за маски. Вот почему маски не делали от шлема отдельно, а заказывались для каждого конкретного человека.

Самураиэто благородные японские воины военно-феодального сословия, которые всю свою жизнь посвящали служению своему господину и были верны ему до самой cмepти. Во времена Феодальной Японии они были не просто военной силойони были отдельным социальным классом.

Но знаете ли вы, почему многие самураи носили страшные маски на лице, часто изображающие различные гримасы? Что такого особенного в масках самураев и почему на некоторых из них есть усы?

Подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю масок

Термин «личина / маска войны» имеет разное значение в разные эпохи для отдельных народов. Например, древние греки вырезали или рисовали гротескные маски на боевых щитах, римские знаменосцы часто носили бронзовые маски закрывавшие лицо и всю голову, а древние китайские солдаты носили изображения страшных лиц на поясе или доспехах.

Ранние простые конструкции масок

Хаппури — это японская маска для лица 1100-х годов, которая служила для защиты щек, лба и висков человека, который её носил, аналогично маске в римской пехоте. Также в этот период существовали и отдельные простые маски, вроде хамбо, которые защищали только подбородок и хоатэ, которые защищали подбородок и щеки.

Ранние конструкции японских личин были простыми элементами доспехов пришедших к японцам от китайцев и лишенными какой-либо символики. Такие защитные маски служили только для защиты от случайных рубящих атак, но со временем различные маски мэнгу стали более сложными и разнообразными.

Поздние конструкции масок

Самураи в эпоху Муромати (1336—1573 гг.) предпочитали определенные типы масок. Эта эпоха была периодом частых войн и активного развития самурайского класса, поэтому самураев заботила не только максимальная защита на поле боя, но и визуальные параметры их снаряжения.

Самой распространенной и популярной маской этого периода стала половинчатая маска мэмпо, которая закрывала лицо ниже глаз. Некоторые самураи также носили маску сомэн, защищающую абсолютно всё лицо и действительно устрашали противников на поле боя.

Японские самураи носили эти маски только ради защиты?

Самураи не только хотели защищать свои лица на поле боя, но и казаться свирепыми, поэтому предпочитали носить маски с изображением сверхъестественных существ, чтобы пугать и нервировать вражеских солдат на поле боя.

Японские оружейники изготавливали для самураев различные маски призраков, демонов Они, ёкай и других различных сверхъестественных существ из японской мифологии. Маски сомэн защищающие всё лицо, очень часто создавались с изображением демонов Тэнгу, Они или горных гоблинов.

Некоторые маски предназначались не только для того, чтобы защищать своего владельца, но и чтобы сделать его похожим на демона Тэнгу и устрашить врагов, как на этой фотографии

Некоторые маски предназначались не только для того, чтобы защищать своего владельца, но и чтобы сделать его похожим на демона Тэнгу и устрашить врагов, как на этой фотографии

Демоны Тэнгу с длинными остроконечными носами считались мастерами-фехтовальщиками, способными овладевать разумом людей и заставлять их совершать акты нacилия. Самурай в полной маске Тэнгу (как на фотографии выше) на поле бое показательно заявлял врагам о своей воинственной жестокости и мог заставить вздрогнуть в момент сражения многих неуверенных и верующих в сверхъестественные силы солдат.

Однако, наиболее отличительными из них, как мы уже говорили выше, были половинчатые маски мэмпо, которые закрывали лицо от глаз до подбородка. Эти невероятные маски тоже изображали лики различных сверхъестественных существ, поэтому в определенном случае визуально передавали рычание, клыки или зубы, съемные носы и знаменитые щетинистые усы разной длины, часто сделанные из волос конского хвоста.

Помимо банальной защиты лица на поле боя, функция масок мэмпо в первую очередь символична и тоже служила для того, чтобы напугать врага различными злобными существами из японского фольклора. К XIV-XVI векам единственным существенным дополнением к такой маске стал обод из металла для защиты горла, называемый нодава (как на предыдущей фотографии с маской Тэнгу) . Во всех остальных случаях изменения в маски вносились только с целью декоративного и устрашающего эффекта.

Из чего делались эти маски и были ли они прочными?

Маски мэнгу делались в основном из железа, а затем покрывались лаком для красоты и практической защиты от непогоды. Визуально они кажутся очень хрупкими, но на деле самурайские маски были невероятно практичными и обеспечивали своим владельцам не только высокую защиту от клинков и стрел, но также и служили противовесом тяжелому шлему кабуто.

Таким образом, как и вся броня, маски самураев были исключительно практичными элементами доспехов. Маски самураев по-прежнему впечатляют и даже сегодня занимают видное место в мировой культуре.

Традиционные японские маски и то, что они используются

Традиционные японские маски и то, что они используются

Видео: Как сделать традиционную маску самурая Мэмпо самому 2022, Июнь

Традиционные японские маски в основном декоративные и доступны для продажи на фестивалях и мероприятиях в святилищах. Другие носят во время определенных танцев синто или актеров, исполняющих роль на сцене. Большинство этих масок - это архетипы, заимствованные из мифов, древних танцев или театра Нох, и они стали одними из самых популярных японских масок, которые вы увидите сегодня.

Они - демоны. Они обычно изображаются как краснолицый и сердитый длинными острыми зубами, но эти существа не самые страшные японские монстры. Маски Oni наиболее часто встречаются во время фестиваля Bean Throwing Festival, также известного как Setsubun, когда люди носят их для фестивальных выступлений в святилищах. Родители будут даже носить их дома, чтобы пугать своих детей, в то время как дети бросают бобы, чтобы напугать «oni» и пригласить удачу в дом в течение года.

Image

Tengu

Тенгу - страшные полубоги, которые защищают горы. Эти демоноподобные существа изображены с красными лицами и сердитыми выражениями. Но их наиболее очевидной особенностью является длинный красный нос. Раньше тенгу были более птицами. Когда они стали людьми, этот клюв превратился в нос, но сохранил свою длинную форму. Маски тенгу используются для пьесы Noh и некоторых синтоистских фестивалей. Они также часто используются в качестве украшения, так как тенгу, как полагают, пугают плохие духи и приносят удачу.

Image

Kitsune

Кицунские маски или лисичьи маски носят участники определенных фестивалей Синто или участников просто для удовольствия. Исторически сложилось, что лисицы считались волшебными существами с способностью к измене. Их также рассматривали как посланников Инари, бога синдоя риса, торговли и процветания. В результате они являются важными фигурами на некоторых фестивалях с участием этого бога.

Image

хёттоко

Hyottoko - глупая, детская фигура с комичным выражением на лице. Его рот почти всегда закруглен и перекошен в одну сторону, так как рассказы о нем обычно включают в себя его дуновение на бамбуковой трубе. В некоторых традиционных японских танцах во время фестивалей танцоры выполняют роль клоуна при ношении масок Hyottoko.

Image

Окаме (Отафуку)

Okame похож на женскую версию Hyottoko, и их маски обычно появляются вместе. Их можно носить танцорами, чтобы исполнять забавные, глупые шаги танца. Как и ее коллега-мужчина, Окаме - позитивная фигура и иногда думает принести удачу. Она изображается как женщина с большой овальной головой и улыбающимися глазами. Она также известна как отафуку.

Image

Маски Noh & Kyogen

Kyogen часто исполняется как комический рельеф во время сеансов театра Noh, который обычно более серьезен и торжественен. В Kyogen актеры, исполняющие роли, отличные от человека, носят маски, а в Noh маски гораздо более распространены, и доступны сотни различных типов. Большинство масок в этом списке также появляются в театре Noh или основаны на нем.

Image

Мужчины-ёрой

Мужчинами были броневые маски, которые носили воины и самураи. Они были декоративными и настраиваемыми в соответствии с предпочтением пользователя и его пригодностью. Сомен покрыл все лицо владельца и предложил большую защиту, в то время как мено был частичным покрытием. В наши дни большинство мужчин-йори выставлены в музеях.

Читайте также: