Как называется человек с маской на лице

Обновлено: 19.04.2024

Маска Анонимуса — один из ключевых символов протестных движений в западном мире. Наверняка вы ее видели и в интернете и в репортажах СМИ. Какова история этой маски и почему она олицетворяет протестное движение и Анонимуса в частности.

1. Участник демонстрации во Франкфурте-на-Майне против законопроекта ACTA (международное соглашение по борьбе с контрафактной продукцией).

31 января 1606 года в центре Лондона, во дворе собора святого Павла, был казнен Гай (или по другой версии — Гвидо) Фокс — дворянин, глава «порохового заговора», планировавший с единомышленниками взорвать здание Парламента, в котором на тот момент находились депутататы обеих палат. Британский аристократ-анархист послужил прототипом для главного персонажа комикса, действие которого происходит в вымышленном мире тоталитарной Британии. Графический роман, в свою очередь, лег в основу фильма «V значит Вендетта», после выхода которого маску Гая Фокса постигла судьба знаменитого портрета Че Гевары: она стала невероятно узнаваемой и тиражируемой, особенно в протестной среде.

Гонконг. Бронзовая скульптура быка. На рогах у него маски Гая Фокса, 15 октября 2011. (Фото Kin Cheung | AP):

В комиксе

Впервые маска Гая Фокса как символ протестующих появилась в серии комиксов английского писателя Алана Мура.

По сюжету романа-антиутопии в британской столице победившего фашизма орудует некий V — неизвестный в маске, черты которой копируют внешность средневекового анархиста Гая Фокса: характерные усы и острую бородку. Также персонаж носит парик и костюм со шляпой в стиле Фокса. Как рассказывали авторы комикса, их персонаж немного не в себе, так как по сюжету прошел концлагерь и жестокие пытки, и потому вообразил себя мстителем — продолжателем дела Гая Фокса. Чтобы быть ближе к оригиналу, он и носит личину революционера.

Вымышленный Лондон здесь тесно сплетен с Лондоном реальным. Например, тайное убежище главного героя находится внутри покинутой железнодорожной станции Виктория, в реальной жизни второй по загруженности после Ватерлоо. Преемница V призывает толпы разрушить Даунинг-стрит, улицу, на которой в нашей реальности располагается официальная резиденция премьер-министра Великобритании.

В комиксе маска — как своеобразное переходящее знамя: после гибели таинственного V ее забирает себе его соратница — Иви Хэммонд. Перед тем, как надеть маску, Иви понимает, что личность V не важна, что смысл имеет только роль, которую он играет, идея, которую он воплощает своей личностью. Таким образом, V — скорее явление, нежели конкретный человек. Надев маску V из анархиста-одиночки превращается в безликий, но неумолимый злой рок.

3. Маски Гая Фокса в Боснии и Герцеговине, 29 октября 2014. (Фото Dado Ruvic | Reuters):

В кино

Создатели легендарной «Матрицы» сценаристы Вачовски отошли от рисованного первоисточника и изменили идею комикса: их мститель в маске уже не одиночка, а предводитель толпы и борец за справедливость.

В финале фильма тысячи людей в масках Гая Фокса устремляются к британскому Парламенту. Перед мощью толпы пасуют даже хорошо обученные военные. Приказ «не стрелять!» прекрасно иллюстрирует силу массовой анонимности. В отличие от реального Гая Фокса, заговор которого был раскрыт до того, как бочки с порохом рванули в подвалах Парламента, в фильме террористам удается-таки совершить задуманное: взрывы гремят одновременно с фейерверками и музыкой Чайковского.

Кстати, отец V — Алан Мур — экранизацией остался недоволен: по его мнению, Вачовски превратили роман об анархии в критику политики Буша. А вот художник Дэвид Ллойд, рисовавший комикс про V и придумавший маску, напротив, по достоинству оценил киноверсию. «Маска Гая Фокса стала теперь расхожим брендом, своего рода удобной вывеской, которую можно использовать для протеста против тирании, и я рад, что люди ею пользуются. Кажется, такого раньше не было: чтобы какой-то современный символ использовался в таком качестве», — цитирует BBC соавтора комикса.

Исполнитель главной роли Хьюго Уивинг в одном из своих интервью отметил, что «фигура Гая Фокса стала маской и благодаря фильму символом, который объединил многих людей, жаждущих изменений в обществе. Такое влияние отдельной картины на общественное мнение феноменально».

4. Иордания. Празднование «победы ХАМАС над Израилем», 29 августа 2014. (Фото Mohammad Hannon):

В интернете

Наиболее ярким примером объединения под «брендом» Гая Фокса стала организация «Анонимус» — группа хакеров-активистов — выбравшая своим символом маску казненного британского дворянина.

Маска впервые была использована анонимом в 2008 году, сама стала графическим интернет-мемом и одним из символов сообщества.

До сих пор не удается понять цели и задачи этой немаленькой по размерам организации. У анонимов нет лидеров и официальных представителей. Иногда комментарии хакеров появляются в прессе, некоторые из них ведут свои блоги. Но никто из них не называет настоящих имен и открещивается от права говорить за всю группу. Считается, что большинство «Анонимусов» — это имеющие достаточно свободного времени 20-30-летние айтишники.

Любопытно, что в 2012 году американский журнал Time включил «Анонимус», как собирательный персонаж, в список 100 наиболее влиятельных людей года. И то, что «Анонимусу» удалось организовать подобное шествие по всему миру, уже говорит о набираемом им влиянии.

Будапешт, Венгрия, 5 ноября 2014. (Фото Bernadett Szabo | Reuters):

На улицах

«Растиражированный» благодаря маске Гай Фокс был самым часто встречающимся персонажем во время акции «Захвати Уолл-стрит» в Нью-Йорке. Начавшееся еще в сентябре 2011 года движение, не затихает по сей день.

Это было первый случай по-настоящему массового использования масок: на улицы американского города в них вышли тысячи человек. После этого, маска Гая Фокса перестала быть просто маской, в которой ходил персонаж кино. Даже сам основатель Wikileaks Джулиан Ассанж надел ее во время акции «Оккупируй Лондонскую биржу». Правда, по требованию полиции ему пришлось ее снять маску, но эффект был достигнут: об этом узнали, об этом говорили.

После Нью-Йорка и Лондона люди в масках стали появляться на улицах Мумбаи во время студенческих протестов 2012 года против цензуры в Сети. В том же году сотни тысяч человек вышли на улицы Гонконга, чтобы принять участие в акциях в защиту демократической свободы Китая. И снова в толпе мелькало стилизованное лицо британского средневекового аристократа. В Мадриде и на Украине недовольные граждане надевали маски Гая Фокса. В некоторых случаях — самодельные.

Маска оказалась способна напугать: в мае 2013 года правительство Саудовской Аравии предусмотрительно объявило ее вне закона.

Кстати, некоторые предприимчивые молодчики пытаются с помощью маски скрыть свое лицо во время ограблений. Так, в ноябре 2013 года в Кемерове были задержаны студенты местного вуза, совершавшие вооруженные налеты на магазины. В качестве маскировки подростки использовали личину Гая Фокса В конце прошлого года в Кировской области злоумышленники пытались ограбить киоск, также пряча лица под масками средневекового анархиста.

6. Венесуэла. демонстрации против высокой преступности и высокого уровня инфляции, 17 апреля 2014. (Фото Ramon Espinosa):

7. Маска Гая Фокса в Нью-Йорке, 29 сентября 2011. Движение «Захвати Уолл-стрит!». Протестующие выступают против неравенства в доходах, скупости корпораций и других социальных проблем. (Фото Mike Segar | Reuters):

8. Участник демонстрации во Франкфурте-на-Майне против законопроекта ACTA (международное соглашение по борьбе с контрафактной продукцией).

В 2011 году были протестные движения по всему миру против социального неравенства. Бедные против богатых, 99% населения против 1-го. Акции протеста под лозунгом «Захватим вместе!» прошли в более чем 950 городах в 82 странах мира.

9. Джефферсон-Сити, штат Миссури, 5 декабря 2014. Протестующий в маске Гая Фокса во время демонстраций против полицейского насилия и стрельбы в Майкла Брауна в Фергюсоне. (Фото Jim Young | Reuters):

10. Маска Гая Фокса, зимний вариант. Украина, Киев, 3 февраля 2014. (Фото Thomas Peter | Reuters):

11. Демонстрации в Гонконге, 5 ноября 2014. (Фото Anthony Kwan | Getty Images):

12. Демонстрации в Гонконге, 21 октября 2014. (Фото Wally Santana):

13. Западный берег реки Иордан. Акции протеста против еврейского поселения с горящими покрышками и масками Гая Фокса, 25 апреля 2014. (Фото Mohamad Torokman | Reuters):

14. Австралия. Протесты во время саммита G20, ноябрь 2014. (Фото Glenn Hunt | Getty Images):

15. Маска Гая Фокса в Лос-Анджелесе. «Марш миллиона масок» против массовой слежки спецслужб и нарушений прав человека, 5 ноября 2014. (Фото Jonathan Alcorn | Reuters):

16. Бедные против богатых под лозунгом «Захватим вместе!». Протесты в Италии в 2011 году. Протестующие выступают против социального неравенства. (Фото Stefano Rellandini | Reuters):

17. Фергюсон, штат Миссури, 24 ноября. Протесты против убийства Майкла Брауна. (Фото Jim Young | Reuters):

18. Протесты в Венесуэле против политики властей, февраль 2014. (Фото Raul Arboleda | AFP | Getty Images):

19. Протесты в Мексике, 20 ноября 2014. (Фото Carlos Jasso | Reuters):

20. Акции протеста в Лондоне.

21. Протесты в Бахрейне, 15 февраля 2014. (Фото Hasan Jamali | AP Photo):

22. Антивоенный марш в Уэльсе, 30 августа 2014. (Фото Rebecca Naden | Reuters):

23. Нью-Йорк. Курящий Гай Фокс. «Марш миллиона масок» против массовой слежки спецслужб и нарушений прав человека, 5 ноября 2014. (Фото Elizabeth Shafiroff | Reuters):

24. Протест учителей в Пуэрто-Рико, 15 января 2014. (Фото Ricardo Arduengo):

25. Трейдер. Карнавал на фондовом рынке во Франкфурте, Германия, 4 Март 2014. (Фото Michael Probst | AP Photo):

26. Нью-Йорк, 5 октября 2011. Движение «Захвати Уолл-стрит!». Протестующие выступают против неравенства в доходах, скупости корпораций и других социальных проблем. (Фото AP):

Вы понимаете, что у каждого есть желание быть тем, кем им бы хотелось или для того, чтоб другие думали, что такие?
В самом деле, большинство людей, которых вы когда-либо встречали не те, за кого они себя выдают. Конечно, свое имя человек в 90% времени, говорит правдиво, но характер, который он показывает, это просто фасад. Люди разработали разнообразные маски, чтобы скрыть истинные эмоции внутри.

Маски предназначены, чтобы скрыть то, что сидит внутри — настоящее звериное, зачастую это что-то слишком постыдное, и поэтому скрыто от других. Если человек обнажит эту правду, снимая маску, выставит ее на всеобщее обозрение, то в подавляющем большинстве случаев это может опозорить нас. К сожалению, тех людей, которые носят маски, я и многие другие, научились видеть сквозь них.

В этой статье я собираюсь показать вам, что скрывается за каждой маской, и для чего она предназначена.

Большинство из нас, отчасти, лицемеры в какой-то степени. Маски в действительности, некий психологический механизм защиты, который разработан с единственной целью облегчить человеку жизнь. Люди носят маски для некой ширмы, необходимой для принятия его обществом. Ведь получив отказ со стороны общества, человек может иметь очень серьезные последствия, начиная с презрения и заканчивая полным изгоем.

Но мы стали настолько зависимы от масок, которые мы используем, что скрываем свои истинные лица, даже тогда, когда этого на самом деле не нужно. С учетом сказанного, хочу вам рассказать о истинных мотивах людей, которых одевают маски и их вы вероятно, встречали. Прочитав, вы возможно, многих узнаете из тех с кем вы общаетесь. И так, начнем:

1. Неприятный
Легко определить их по хамским наклонностям, сначала говорить, потом думать. Эти люди редко, что скрывают. Они ошибочно считают, что чем громче они говорят (или более неприятно ведут себя), тем меньше шансов, что Вы сможете увидеть, как они одиноки, трусливы и малодушны на самом деле. Самые громкие люди, как правило, самые слабые. Это подобно тому, как некоторые животные (например, некоторые виды ящериц и птиц) меняют свой внешний вид, чтоб отпугнуть потенциальных хищников.

2. Довольно милые
Люди, которые очень физически очень привлекательны и используют эти качества в своих корыстных целях, на всех этапах жизни. Так как еще с детства они заметили, что их внешний вид приносит им положительные результаты в 80%, они, как правило, не развивают никаких других качеств своей личности и, таким образом остаются с пустой головой (в случае девочек принято говорить «блондинка») или безнадежно высокомерные (в случае мальчиков). И когда им отказываешь, это наносит им сокрушительный удар, потому что они не привыкли слышать слово «нет». Когда вы встречаете таких людей, то их, можно использовать, как возможность практики отказывать и говорить «нет». Тем самым Вы будете делать из них настоящих мужчин и женщин.

3. Благочестивый
Эти люди, как правило за маской, прячут две вещи:

Тот факт, что они часто имеют намного больше грехов, чем показывают.
Так же, то что они на самом деле не такие яркие (даже если они будут всем своим видом показывать и намекать на это).
Эти люди думают, что все либо черное, либо белое. Они считают, что добро и зло являются простыми условия для определения и жизни. Тем не менее, эти люди, как правило, не умнее большинства, они часто используют мистику религии, чтобы скрыть тот факт, что они на самом деле невежественны. Это для них легко, потому что религия не следует правилам логики. При встрече с такими, следует задавать только сложные вопросы. И вы сразу увидите, что они начинают извиваться, потому что их «правила» жизни не охватывают, что-нибудь на самом деле ценное.

4. Законники
Люди, которые всегда используют строгие правила, чтобы выиграть спор или защитится, они не способны самостоятельно мыслить. Они боятся людей, которые умнее их. Это потому, что умный, как бы бросает им вызов, он думает «вне их правил» — и это вырывает их зоны комфорта. Вы найдете много хороших людей, которые соответствуют этим правилам. Эти люди как правило, полагаются на других людей, которые создадут правила для них, чтобы им следовать. Без правил, они безнадежны. Они чувствуют себя более комфортно, как ведомые, чем ведущие. Они хотят, чтобы бы им сказали, что делать и что думать.

5. Драматический актер/актриса
Люди, которые любят слишком остро реагировать на все, это наиболее обманчивая маска. Эти люди могут стать профессиональные актеры, если захотят. На самом деле, многие профессиональные актеры и актрисы такие по умолчанию. Они особенно опасны, потому что они могут вызвать эмоции по команде. Хотя большинство из этих людей составляют женщины, встречаются иногда и мужчины, которые также отвечают всем требованиям. Эти люди используют для своих целей, различные выходки, крик и т.д. — в основном потому, что они любят быть в центре внимания. Они слишком остро реагируют на все, когда хотят, чтобы другие принимали их более серьезно, чем это необходимо. Совет, не обращать на них внимание, для них это величайшие оскорбление.

6. «Скрытый извращенец»
Есть два вида застенчивых людей:

Те, которые действительно, по-настоящему застенчивы
И те, для кого это временная «застенчивость».
Второй одевает маску застенчивости, чтобы скрыть тот факт, что они являются «извращенцем». Эти люди любят быть хамоватыми, неприятными, дикими — особенно в спальне, но они не хотят, чтоб об этом кто-то знал. Показная застенчивость помогает им скрыть тот факт, что почти во всем у них нет табу. «Застенчивый» фасад помогает им, чтобы отфильтровать тех, кто будет принимать таким, как они есть. За этой маской они скрываются врожденное желание быть грязной шлюхой, любят чтоб было погорячее, грубо и т.д.. Совет: Применить алкоголь. Застенчивость исчезает, как первый снег, после первого бокала. Повторить по мере необходимости.

7. Кактус
Люди, которые по жизни циники, постоянно говорят с сарказмом или едкие словечки в своих высказываниях обо всем, но на самом деле они очень одинокие, несчастные люди. Чтобы скрыть этот факт, они словами портят эмоциональную ценность всего, чтобы другие, вокруг них, тоже себя чувствовали, как они. Совет: Игнорировать их, когда они открывают рот для гадостей. Пусть считают, что то, что они говорят это важно.

8. Пассивно-агрессивный
Это люди, очень скрытны, когда они хотят о своих проблемах, они предпочитают обложить вас намеками со всех сторон, чтобы выразить свое недовольство. Суть в том, что эти люди стараются избегать открытого противостояния как можно больше. Это потому, что они на самом деле трусы, которые хотят бороться, но не имеют ни желания, ни сил, чтобы сделать это. Их легко напугать. Как таковые, они преследуют уклончивые методы ведения войны, в то же время очень корректным и невыносимо вежливы. Они полагаются на то, что вы, уважая их границы не станете конфликтовать. Лишите их этой возможности. Начините противостоять им. Если они скажут, что это глупая и детская война, просто напомните им, кто ее начал. Совет: Дать им понять, что вы открыто будете им противостоять, тем самым лишая их власти. Это будет сводить их с ума.

9. Человек, который хочет быть похожим на своего кумира
Этих людей легче всего обнаружить. Они всегда окружены предметами из жизни того, кому они поклоняются. Они жертвуют своей индивидуальность, стараясь быть похожими на своего кумира. И отсюда проблемы подражателей: Они не имеют чувства собственного достоинства. Они лояльны только к тем, кого они воспринимают как ценный источник духовного подъема — поэтому их лояльность условна. Сказать такому человеку, что он «подражатель», очень сильно их ранит, это самое больное место. Но зачем останавливаться? Сейте семена сомнения. Что он не так хорош и т.д.. и вся суть его проявиться.

11. «Гуру»
Они просто знаю много по мелочи, о многих разрозненных фактах — но редко их информация, имеет какое-либо полезное значение. Они выставляют напоказ свои экспертные мнения, чтобы заслужить уважение своих коллег. Это обычно работает, потому что окружение, как правило, люди, которые находятся на том же уровне. Этих людей можно назвать — одноглазые, которые живут в стране слепых. Так как они хорошо оперируют различными знаниями то, как правило, всегда на шаг впереди. Они не боятся быть пойманными, потому что, опять же, их аудитория это те, которые редко глубоко вникают в суть вопроса. «Гуру» пребывают таковыми, до тех пор, пока не появится кто-то, достаточно умный, чтобы раскусить их блеф. Вот тогда, реальный трус и выходит. Единственное оружие, которое есть у них, уверенность в себе. Если Вы при людно докажете, что вы знаете противоположное, его утверждениям, что он лжец, тогда стыд и чувство вины раздавит его.

12. Хвастливые
Люди, которые любят хвастаться, эта маска очень небезопасна. Они, как правило, настолько привыкли к бахвальству, что наступает время, в их жизни, когда эта маска становится второй натурой. Большинство из их бахвальства, ложно — эта ложь предназначена, для покрытия тех недостатков в жизни, за которые им ужасно стыдно. Хвастливых людей, на самом деле, довольно жалко. При общении с ними, нет конца тому, что байки, которые вы слышите не придуманы им сейчас. Если вы хотите, весело провести с ними время, открыто при всех говорите, что они всё придумали. Сказать открыто, что вы знаете о том, что они врут, при этом ничего не доказывая. Вы сразу увидите на лице хвастуна, как он начнет извиваться, менять свою историю, и т.д..

13. Интеллектуальная маска
Интеллектуалы на самом деле очень застенчивые люди, поэтому прячутся за свой ум. Интеллектуалы, как правило, ужасно боятся отказа. Поэтому, они не любят риска и часто пребывают в надежде, быть приглашенным на свидание, а не играют роль инициатора. Часто эти люди любят задавать риторические вопросы в попытке запутать своего собеседника в споре. Просто напоминайте им, что задавать вопрос, на который они не готовы сами ответить бессмысленно. Это вызовет мелкий шок и трепет, тем самым поможет свести дискуссию к концу.

14. Бюрократический
Люди, которые любят усложнять вопросы на самом деле очень незначительные люди, которые пытаются состоятся и обрести чувство собственного достоинства, создавая волокиту, из ничего. Бюрократические люди не уверены в своих достижениях в жизни. Это потому, что в глубине души они знают, что их актуальность временна и может изменится. Чиновники часто думают, что значение прямо пропорционально размеру и сложности — что заблуждение, это и определяет их весьма некорректное поведение. Сказать им нет, четко и без возражений, это заставит их чувствовать себя бессильными.

15. Ваши друзья
Многие из ваших друзей подружился с вами, только из-за того, что вы приносите им пользу. Вы должны знать, что дружба, как сделка — это означает, что есть взаимосвязь получения и отдачи. Как только внутренняя стоимость уменьшается, дружба заканчивается. Даже те друзья, которые были с вами в трудные времена — они дружат потому, что, и вы даете им чувство, что вы поступите так же. Никто ничего не делает бесплатно.

Большинство женщин после первой встречи, знакомства никогда не подойдут к вам первыми во второй раз – наоборот, сделают вид, что вас не узнали, не заметили. Они либо стесняются продолжать общение, либо просто проверяют, нужно ли это общение вам. Если нужно, то по женской логике, вы должны ещё раз проявить собственную инициативу. Холодная женская маска. как она бывает обманчива. хотя на самом деле внутри у женщины может трепетать всё – от кончиков пальцев до кончиков волос.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Маски в жизни людей

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски

Психологические маски

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска — зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее — они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

    Обстоятельства. Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь — это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей

Маска основной психологической травмы

К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

    Маска основной психологической травмы. Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело — она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни — новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке — общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски

Маска хорошего человека

Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

    «Хороший человек». Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя — наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.

Как снять маску с человека

Снятие маски с человека

Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая — скрыть страхи и комплексы, вторая — достичь меркантильных целей, третья — самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

    Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы. Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, — тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.

Что такое маски в жизни людей — смотрите на видео:



В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Как лечить нервное истощение

Как лечить нервное истощение

Инициатива женщины в отношениях с мужчиной

Инициатива женщины в отношениях с мужчиной

Как развить харизму у человека

Как развить харизму у человека

Торт «Графские развалины»

Торт «Графские развалины»

ТОП-15 мифов о питании и диетах

ТОП-15 мифов о питании и диетах

Как сделать аспириновую маску для лица от прыщей

Как сделать аспириновую маску для лица от прыщей

Спирулина для волос: полезные свойства, рецепты, отзывы

Спирулина для волос: полезные свойства, рецепты, отзывы

Увлажняющие маски для волос: польза, рецепты, отзывы

Увлажняющие маски для волос: польза, рецепты, отзывы

Одетые в медицинские маски прохожие — непременный атрибут городов Азии начиная с конца XX века. Однако в середине 2010-х маски стали частью стиля многих популярных рэперов, а в последние два года захватили и подиумы. «Лента.ру» разобралась в том, как маски-респираторы и балаклавы из части медицинской униформы и спортивной одежды стали модным трендом.

Защити себя и окружающих

Первые медицинские маски появились в Европе в Средние века во время эпидемий бубонной чумы. Доктора надевали на голову кожаные маски с длинным клювом, который заполняли ароматическими солями, лекарственными травами и чесноком. Задача была простой — защитить доктора от тошнотворного запаха разлагающейся плоти. В основном маски использовались только во время работы с уже мертвыми людьми, но все изменилось в начале XX века, когда была доказана эффективность защиты маски с хлопковым фильтром от микроорганизмов.

Японцам объясняли, что носить маски обязательно во время эпидемий, а люди, не до конца уверенные в своем полном выздоровлении, должны надевать их, чтобы не заразить окружающих. Вскоре отсутствие маски у не до конца здорового человека стало восприниматься как проявление неуважения к окружающим. В дальнейшем привычку носить маски переняли в Корее и Китае, где скрывающие лица жители также стали привычной частью городского пейзажа.



Обмундирование средневекового чумного доктора включало: широкий плащ, кожаные перчатки, шляпу с широкими полями и кожаную маску с длинным клювом, которая играла роль примитивного респиратора

Фото: Science Source / Diomedia

Причем носили маски не только пожилые японцы и корейцы, но и молодежь. Однако, как показал проведенный в марте 2011 года изданием News Post Seven опрос молодых людей в модном токийском районе Сибуя, лишь 30 процентов из них надевали маски, чтобы защититься от чужих микробов или оградить других людей от своих. Большинство носили их, так как считали, что выглядят в них лучше. Неудивительно, что вскоре производство стильных масок наладили местные модные бренды.

За пределами Азии маски-респираторы вне медицинских учреждений носили разве что уличные художники. Они, с одной стороны, должны защищать дыхательные пути от краски, а с другой, скрывать лицо от случайных свидетелей творческого процесса. Ведь подчас граффити наносились на стены различных сооружений нелегально.

Лучший друг гангстеров

Другим видом масок, завоевавшим сердца модников, стала балаклава, или лыжная шапка, как ее еще иногда называют. Популярная версия гласит, что маска, покрывающая всю голову (за исключением лица) и часть шеи, была изобретена английскими солдатами во время Крымской войны. Зима 1854-1855 годов выдалась на редкость холодной, а соответствующего зимнего обмундирования англичанам не подвезли. Пришлось выкручиваться своими силами — солдаты и офицеры натягивали на голову подобие чулка, в котором вырезали отверстие для лица.

Название новому головному убору дали в честь крымского города Балаклава, служившего англичанам базой во время войны. С тех пор балаклава регулярно использовалась английской армией как часть зимней формы. Специальные подразделения вооруженных сил и полиции разных стран используют ее для сохранения анонимности своих сотрудников. С той же целью эти маски надевают террористы и бандиты всех мастей. Ну а гражданские чаще всего натягивают на голову балаклаву для занятий горными лыжами.

Благодарить же за интеграцию балаклавы в мир моды следует рэперов. Несмотря на то что рэп уже не первое десятилетие является многомиллиардной индустрией, а многие звезды хип-хопа далеки от уличных банд и вооруженных разборок, образ вышедших с улиц плохих парней эксплуатируют практически все. Непременным атрибутом любого уличного гангстера является бандана или балаклава, скрывающие лицо. Цвет и принт являются опознавательными знаками, демонстрирующими принадлежность ее обладателя к той или иной банде.

Изобретенная во время Крымской войны в середине XIX века, к Первой мировой войне балаклава стала обязательной частью зимней формы в армиях Британии и Франции

Фото: Roger Viollet / Getty Images

Однако на официальные мероприятия даже звезды гангста-рэпа вроде Тупака Шакура, Снуп Дога или P.Diddy приходили в дорогих итальянских костюмах. Максимум, что могли позволить себе звезды хип-хопа 1990-х — подражание стилистике американских гангстеров времен сухого закона. Тот же Тупак любил костюмы в полоску. Первыми рэперами, позволившими себе надеть маску во время выхода в свет, стали в 2013 году Канье Уэст и A$AP Rocky.

Сначала Уэст использовал серию масок от дома Maison Martin Margiela как часть костюмов во время концерта в Атлантик-Сити. Они представляли собой балаклавы, полностью скрывавшие лицо исполнителя. Маски были украшены стразами, звездами и различными элементами геометрической формы. Они были впервые показаны на Парижской неделе высокой моды сезона весна-лето 2013, которая прошла в январе того же года. Однако тогда критики посчитали маски лишь фантазией команды дизайнеров Maison Martin Margiela, не ожидая когда-нибудь увидеть их за пределами подиума.

Затем Уэста заметили в Париже в красной лыжной маске. В том же 2013 году A$AP Rocky заявился в балаклаве Y-3 на неделю моды в Нью-Йорке. Рэпер заявил, что балаклава не только согревает его зимой, но и оберегает от излишнего внимания папарацци и поклонников. Эксперты в мире моды заговорили о зарождающемся среди рэперов тренде и были правы.

За Уэстом и Rocky последовали Трэвис Скотт, 2 Chainz, Tyga, Дрэйк и многие другие. Причем помимо балаклав в ход пошли и обычные медицинские маски. По сути, для рэперов новые маски стали лишь оригинальной альтернативой привычного атрибута, а не революционным изменением стиля. К тому же речь шла не о банальных белых или черных масках, а об аксессуарах, не уступающих по яркости привычным банданам.

Маска в законе

Однако большинство рэперов все же следовали примеру Канье Уэста, а не A$AP Rocky, и надевали маски и балаклавы лишь во время прогулок по улицам. Исключением стал Future. Рэпер надел украшенную стразами Swarovski маску не только на себя, но и на свою дочь, с которой пришел на церемонию вручения призов телеканала BET (Black Entertainment Television — черное развлекательное телевидение) в 2017 году.





Кара Делевинь прибывает на показ бренда Giles в рамках недели моды в Лондоне сезона весна-лето 2014, сентябрь 2013 года

Фото: Beretta / Sims / Shutterstock

Некоторые рэперы и вовсе выстроили весь свой внешний образ вокруг того, что скрывают свое лицо. Например, прославившиеся в 2017 году исполнители Ayo & Teo носят медицинские маски с ярким принтом, а рэпер Leikeli47 всю свою карьеру скрывает лицо за балаклавой и банданой. Причем в последние годы первая почти вытеснила вторую.

Естественно, с подиумов они тут же переехали в гардероб рэперов. Рианна в 2017 и 2018 годах почти весь фестиваль Coachella проводила в балаклавах и масках, полностью скрывающих лицо. Регулярно появлялись на концертах в балаклавах от Gucci Трэвис Скотт и 2 Chainz, а команда A$AP Mob в полном составе сделала балаклавы частью своего имиджа.

Вслед за балаклавой пришла очередь и маски-респиратора. Во время показов на неделях моды сезона осень-весна 2019/2020, которые прошли в феврале-марте 2019 года, маски в том или ином виде появились в коллекциях Dolce & Gabbana, Alexander Wang, Moschino, Comme des Garcons, Marine Serre и ряда других. Изделия многих домов моды несли не только эстетический, но и функциональный смысл.

Новые смыслы

Дом Gucci в Париже и вовсе построил вокруг маски всю философию своего показа. По замыслу Алессандро Микеле, маска скрывает лицо и отвлекает от гендера модели, позволяя легче принять и понять женскую одежду на мужчинах и мужскую — на женщинах. Маска выступает универсальным уравнителем, скрывающим биологический пол, цвет кожи и физические особенности носителя. Вторят Микеле и другие любители масок.

Название изображения

Пандемия COVID-19 сделала маску неизменным атрибутом нашей повседневной жизни. Сегодня можно выбрать маску любого цвета и фасона, украсить ее бижутерией или ювелирными изделиями. Мы так привыкли к маскам, что они даже перестали нас раздражать, хотя еще год назад многие люди наотрез отказывались носить их.

Сегодня в нашем интервью речь пойдет о знаменитых личностях, которые по той или иной причине вынуждены были скрывать всё лицо под маской, а также о тех, кто ее никогда не носил, но чей образ вошел в историю как неразрывно связанный с маской. Об удивительных людях и их масках нам рассказала Анастасия Валерьевна Калюта ─ этнограф, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории Российского этнографического музея.

─ Какой самый яркий и, может быть, наиболее ранний пример человека в маске мы можем вспомнить?

─ Самый известный человек раннего Средневековья, который действительно закрывал лицо либо зеленой вуалью, либо самодельной золотой маской, – это Хашим ибн Хаким. В VIII веке он был проповедником и лидером антиисламского движения из Мерва, на территории современного Туркменистана, и вошел в историю под прозвищем Аль-Муканна, что дословно переводится как «закрытый покрывалом».

Хашим ибн Хаким в течение нескольких лет держал в страхе все арабское население Средней Азии и едва не выгнал арабов с этой территории. Это личность легендарная, на родине его считают национальным героем. Аль-Муканне посвящены многочисленные поэмы, оперы, в том числе и европейские. История жизни Хашима ибн Хакима очень интересна и, конечно, заслуживает отдельного рассказа.

Что касается ношения маски, то есть разные версии о причинах и о том, как выглядела эта маска. В основном об Аль-Муканне мы знаем из исторических трудов, написанных гораздо позднее его жизни: в XI, XII, XIII веках. Причем люди, которые эти труды писали, были настроены к нему, как правило, крайне недоброжелательно.

Пожалуй, самая известная работа на эту тему ─ книга эрудита и ученого, историка, астронома, теолога Аль-Бируни «Известие о людях, одетых в белое» (сторонники Муканны выбрали белый цвет как символ своего движения). В книге нам сообщается, что Хашим ибн Хаким родился где-то около 706 года в окрестностях Мерва, Мервского оазиса (территория современного Туркменистана), а также то, что в молодости он занимался отбеливанием тканей. Аль-Муканна участвовал в восстании против арабов, которое возглавил бывший раб, перс Абу Муслим. Некоторое время Муканна провел в тюрьме в Багдаде, а потом объявился в родном Мерве с заявлением, что он является прямым воплощением Бога.

Аль-Муканна на троне.

Аль-Муканна на троне.

─ И тогда же он стал носить маску?

─ Да. Причем по одной версии эта маска была сделана из чистого золота, а по другой версии ─ никакой маски не было, а носил Аль-Муканна зеленое шелковое покрывало на лице. Так как Аль-Муканна считал себя пророком, воплощением Бога, то он утверждал, что от его лица исходит столь мощное сияние, что ни один смертный не может вынести этого света. Именно поэтому, по одной из версий, Хашим ибн Хаким и закрывал свое лицо. По другой версии, Муканна стал носить маску, чтобы скрыть личность после освобождения из тюрьмы, дабы его не убили сторонники халифа аль-Мансура. Но я считаю, что с помощью маски в те времена скрыться было невозможно, и, напротив, это был самый верный путь к тому, чтобы привлечь к себе внимание. В общем, так себе конспирация, ведь человека с таким необычным внешним видом в любой толпе очень легко заметить.

─ История Аль-Муканны действительно интересна, но, насколько я знаю, у вас есть свой фаворит среди тех, кто носил маску, ─ это Балдуин IV?

─ Да, это герой интересный и парадоксальный, и парадокс заключается в том, что на самом деле Король Иерусалимский Балдуин IV (Балдуин Прокаженный) маску никогда не носил! Однако с легкой руки создателей фильма «Царство Небесное» его образ теперь прочно ассоциируется с серебряной маской…

─ Причем в фильме маска у него не одна, он их менял

─ Да, и в итоге получившийся образ оказался настолько убедительным, живучим и притягательным, что теперь, если вы посмотрите комиксы, аниме, картины со всех концов мира, то там Балдуин IV всегда будет изображен в серебряной маске. Хотя, повторюсь, это совсем не соответствует реальности. Это результат выражения творческой мысли сценариста Уильма Монохана и режиссера Ридли Скотта. Как говорил сам Монохан, образ короля в маске преследовал его с 14 лет, и когда появилась возможность этот образ воплотить на экране, он сразу ею воспользовался.

«Невозможно удержаться от слез, говоря об этом великом несчастье. День за днем его состояние ухудшалось. Конечности и лицо были особенно сильно поражены, так что его верные подданные были охвачены состраданием, когда смотрели на него». Из записей наставника Балдуина IV Вильгельма Тирского.

Балдуин IV ─ король Иерусалима с 1174 года, сын Амори I и Агнес де Куртене ─ личность уникальная и являет собой сочетание, казалось бы, несовместимых противоречий, а также опровергает известную поговорку о том, что в здоровом теле живет здоровый дух. Король болел страшной болезнью ─ лепроматозным типом проказы ─ при которой появляются лепромы, бляшки и узлы, разрушается носовая перегородка, теряется зрение. Несмотря на ужасный недуг, за свою короткую жизнь (неполных 24 года) Балдуин смог показать себя как человек, сильный духом. На протяжении всего своего правления Король Прокаженный защищал Иерусалим от нападок мусульман. Иерусалимское королевство и его соседи пребывали в состоянии постоянной войны с окрестными мусульманскими государствами. В возрасте 16 лет Король Иерусалимский смог одержать грандиозную победу над Султаном Салах ад-Дином, который до того времени считался непобедимым. Кстати, католическая церковь сейчас всерьез рассматривает идею о том, чтобы причислить Балдуина IV к лику святых. Интересную эпитафию ему оставил мусульманский историк Абу Шама в «Книге двух садов». «Этот прокаженный мальчик заставил уважать всех свою власть», ─ писал он о Короле Иерусалимском.

Из записей современников короля нам известно, что маску он не носил, в частности из записей его наставника Вильгельма Тирского, где в подробностях описывается, как ужасен был вид больного Балдуина. Возможно, монарх мог использовать некую повязку, чтобы прикрывать рот, это максимум, но никак не серебряную маску на все лицо. Все-таки у средневековых людей понятие об инфекции уже существовало, и они понимали, что такая болезнь может передаваться воздушно-капельным путем.

Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного в фильме

Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного в фильме "Царство небесное" Ридли Скотта. 2005 г.

─ Помимо Балдуина IV есть еще одна личность, которая маску не носила, но ее образ всегда с маской отождествляется. Это знаменитая британская актриса Сара Сиддонс

─ На своем самом известном портрете в Лондонской национальной галерее она представлена с маской в руках, маска выступает своеобразным символом ее профессии.

Сара Сиддонс (род. в 1755 г.) известна как одна из величайших актрис своего времени и как лучшая исполнительница роли леди Макбет за всю историю театра. Эта легендарная женщина не носила маску постоянно, как это делали Аль Муканна и Железная Маска, но она настолько вживалась в свои образы, что ее истинное я и ее роли были практически неразделимы. Кроме того, Сара Сиддонс имела еще одну очень интересную функцию: она была фактическим заместителем царствовавшей тогда королевы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, супруги британского короля Георга III. Поэтому здесь мы говорим о понятии маски в широком значении: не только буквальное ношение этого атрибута на лице, но и сокрытие лица с помощью различных психологических приемов. В конце концов, метафора «надеть маску» вовсе не означает, что человек обязательно скрывает свое лицо под куском ткани или картона.

У.Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

У.Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

─ Музу трагедии, Мельпомену, тоже принято изображать в маске…

─ Да. Что касается масок и в греческом театре, и в японском, то они восходят к ритуальным представлениям, к тем временам, когда люди не просто играли роль, а, надев маску, буквально перевоплощались в тех персонажей, которых представляли. Надеть маску – это, действительно, стать тем существом, которым ты хочешь стать или должен стать. Это древнейшие, очень архаичные обряды, которые есть у всех народов мира.

─ Маска ─ это еще и отсылка к темным силам, к иному миру?

─ Да, абсолютно. Маска как связь с другой сущностью, потусторонним миром. Очень часто это маски именно мертвецов или умерших предков… В любом случае, существ из другого мира.

─ Вы изучали культуру инков, майя, ацтеков. Там маски тоже присутствовали?

─ Верно, все они не гнушались ношением масок. И особенно активно маски использовались у перуанских индейцев в погребальных ритуалах. Потому что перуанские индейцы были убеждены, что для существования души вечной необходимо существование вечного нетленного тела, нетленного лица. Поэтому посмертная маска и заменяла то самое нетленное лицо умершего. Обычай погребальных масок был распространен и у майя. Ацтеки, кстати, своих покойников знатных по преимуществу кремировали, но у ацтеков широко распространено было ношение масок во время ритуальных представлений, когда жрецы и правители изображали сверхъестественных персонажей, в первую очередь богов.

─ А ведь в славянской культуре тоже есть традиция ношения масок – ряженые на Святки, например?

─ Да, и это тоже связано с тем, что праздники в представлении наших предков, ─ это не совсем то, что сегодня принято считать праздниками. То были критические, переходные дни, когда граница между нашим миром и потусторонним размывалась, и обитатели того света приходили в гости к своим живым родственникам. Как правило, у всех славян существовал культ предков, поэтому к живым родственникам, считалось, являлись умершие родственники. Их надлежало встречать и привечать, иначе они могли очень сильно испортить жизнь.

Есть и другие варианты ряжения: с животными вроде медведя, козы, то есть перевоплощение в существ, даже не похожих на человека. Но у нас, в отличие от других народов, ряжение было не так ярко выражено. Маски у русских изготавливались зачастую просто из куска ткани. Это даже была не маска, а просто кусок материи, закрывающей лицо. Перевоплощаясь в овцу или медведя, например, наши предки просто надевали тулупы, вывернутые мехом наружу. То есть никаких специальных приспособлений не было. Да, люди, конечно, имитировали поведение этих животных. Но специального костюма или специальной маски они, как правило, не изготавливали.

Погребальная маска майя. Чем выше статус покойника, тем красивее и богаче была его маска.

Погребальная маска майя. Чем выше статус покойника, тем красивее и богаче была его маска.

─ И напоследок не могу не спросить о легендарной личности по прозвищу Железная Маска. Сегодня историкам известно, кто же это был на самом деле?

─ Нет, так и не известно. Но можно сказать почти с полной уверенностью, что это не родственник Людовика XIV, как считают. Он не подходит ни по возрасту, ни по другим признакам. Сохранились описания Железной Маски. Время от времени, когда он отбывал свое заключение, последние годы в Бастилии, его водили в церковь, чтобы он слушал мессу, как полагается христианину. Люди, которые видели его, описывали человека высокого роста с седыми волосами и в бархатной маске, закрывавшей все лицо, за исключением губ.

─ То есть ношение железной маски ─ это, опять же, выдумка сценаристов?

─ Точнее сказать, это выдумка Вольтера, но да, никакой железной маски на лице узника не было. Те очевидцы, которые видели заключенного в обществе его постоянного стража Сен-Мара, говорили, что маска была из черного бархата, что, кстати, и более практично. Есть предположение, что этим человеком, Железной Маской, мог быть граф Эрколе Антонио Маттиоли ─ итальянский авантюрист, который пообещал Людовику XIV помочь приобрести без единого выстрела несколько важных замков на границе Италии; но, получив от короля подарки и щедрое вознаграждение, мужчина, грубо говоря, надул монарха. Однако «Король-Солнце» был не из тех людей, которые подобные трюки прощают, и в результате Маттиоли оказался заключен в тюрьму пожизненно. Возможно, это более вероятная версия. В документах об узнике значится человек под фамилией Мачиоли.

Читайте также: