Как летать с гематомой на самолете

Обновлено: 19.04.2024

На сервисе СпросиВрача доступна консультация акушера онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте, Маргарита! Сейчас кровянинистых выделений нет? Что из препаратов принимаете? Сколько часов перелет?

Ольга, 1:45мин перелет не долгий,ну я ещё и 10лет отработала бортпроводником,для организма не напряжно будет я думаю.

фотография пользователя

Учитывая, что гематома на выходе вполне вероятно что за неделю она опорожнится. УЗИ контроль через неделю, если не будет новых участков отслойки, болей внизу живота перелет возможен. Но шпу убирайте, может расслабить шейку матки и спровоцировать выкидыш, папаверин ректально до 4 свечек в сутки. Лететь обязательно в чулках, во время полета ходить, пить воду.

фотография пользователя

Здравствуйте! Учитывая кровянистые выделения и наличие гематомы, ЭКО индуцированную беременность - перелеты не рекомендуются до разрешения ситуации.
Все таки один полёт того не стоит - риски есть, и мы не знаем, реализуются они или нет.

фотография пользователя

Из назначенного - только Утрожестан и Транексам. Папаверин ИЛИ ношпу только в случае болей. Магне В6 можно принимать.
Про боли ничего не написано - они есть?

Адэль, врач просто на узи показала и говорит вот тонус матки есть,я про ношпу сразу подумала что то многовато .

фотография пользователя

В таком случае - Вам ни ношпа, ни папаверин не нужны.
Вам нужно просто ждать, пока гематома выйдет или рассосется - когда это случится, уже спокойно можно лететь, куда пожелаете.
Просто сами понимаете - эко процедура не шуточная. Это Ваши силы, деньги,переживания, старания - и рисковать всем этим я бы не рекомендовала.
Даже не смотря на то, что нагрузки большой на Вас не будет - Вы же не знаете как себя организм во время беременности поведет.
Может все пройдет отлично замечательно, прекрасно - а может этот полет будет стоить беременности.
Поэтому подумайте хорошо.
По поводу тонуса - его и магний хорошо снимет, да и вообще тонус на УЗИ это норма - матка реагирует на датчик.

фотография пользователя

Здравствуйте. Я вам не рекомендую на таком малентком сроке лететь или ездить куда либо! Лечитесь и лежите спокойно.

фотография пользователя

Здравствуйте. Летать при беременности в целом не рекомендуется. По исследованиям за прошлый год четко прослеживается связь между снижением числа перелетов и преждевременных родов и самопроизвольных выкидышей


Начинается сезон отпусков и многим из нас в это время предстоят длительные перелеты на самолете, поездки в автобусах и на поездах. Поэтому именно сейчас мы поднимаем тему «авиатромбоз» или «тромбоз путешественников» — что это, для кого и чем он опасен и,самое главное,как предупредить его появление?

Замечали ли Вы, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, а обувь, которая в обычных условиях идеальна по размеру, вдруг становится тесной? Обычное положение пассажира в самолете — неудобная полусогнутая поза в относительно небольшом пространстве между кресел. Такое неподвижное положение выключает так называемую мышечно-венозную помпу голени, являющуюся основным движителем венозной крови и лимфатической жидкости в вертикальном положении.

Также немаловажным является тот факт, что во время авиаперелета люди потребляют очень ограниченное количество жидкости. В результате кровь сгущается, возникает застой крови, лимфы и тканевой жидкости во всем теле и, прежде всего, в ногах. Доказано, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление.

По большому счету, вид транспортного средства роли не играет – тромбоз может одинаково развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса. Однако чаще всего наиболее долгое неподвижное положение люди сохраняют именно в самолетах. Плюс вышеуказанные условия в самолете также являются более опасными.

Тромбоз глубоких вен– это болезнь, при которой сгустки крови, также называемые тромбами, образовываются в полости глубоких вен. Чаще всего от этого заболевания страдают ноги. Тромбможет оторваться из ножных вен и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку других мелких или крупных вен – тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.

Сама по себе склонность к тромбообразованию зачастую проходит без явных симптомов,и пациент может о ней и не подозревать. Однако, после долгого авиаперелета есть риск ухудшения состояния и проявления болезни.

Существуют12 основных факторов,повышающих риск тромбоза глубоких вен:

•предшествующая история подобных заболеваний;

•недавняя хирургическая операция или травма нижних конечностей,или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель;

•иммобилизация (гипсовая повязка);

•возраст (чем старше – тем выше риск);

•прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);

•хроническая венозная или хроническая сердечная недостаточность (ХВН или ХСН);

•в случае путешествий, место у окна;

•длительное пребывание в неподвижном положении (более 4 часов).

Как нашим венам может помешать то, что мы сидим у окна и наслаждаемся видом облаков или пейзажем? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.

Риск появления тромбоза меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета/дороги рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. Также не надо стесняться двигать ногами: сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.

Если Вы в курсе своей предрасположенности к появлению тромбоза глубоких вен (варикоз и другая недостаточность венозной и лимфатической систем), в таком случае необходимо:

• прием флеботропных препаратов как минимум за неделю до поездки (флебодия или детралекс согласно назначению врача и инструкции);

• консультация с врачом-флебологом;

• ограничение гипотензивных средств;

• отказ от снотворных и седативных средств;

• ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья;

• потребление не менее 250 мл изотонической жидкости (физиологической 0,9%-ой концентрации- например, слабоминерализованной воды без газа) каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию (питье) 3 литрами изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода;

• врач- флеболог или кардиолог может назначить Эноксапарин (низкомолекулярный гепарин) 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.

Кроме того, до путешествия пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями желательно провести электрокардиографию, ЭХО- сердца (УЗИ сердца), сдать кровь на коагулограмму и побывать у кардиолога.Еще более подробную информацию о состоянии свертывающей системы дадут показатели крови на волчаночный антикоагулянт, определение кардиолипиновых и антифосфолипидных антител.

Баринов Виктор Евгеньевич

Венозные тромбозы и эмболия легочной артерии расцениваются как потенциальное осложнение путешествий на большие дистанции по воздуху или суше.




«Тромбоз авиапутешественников»: обзор случаев и подходы к профилактике.
В.Е.Баринов к.м.н., К.В.Лобастов, Н.А.Кузнецов д.м.н. профессор, Н.И.Неверов д.м.н.
Кафедра общей хирургии лечебного факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава (Зав. кафедрой – проф. Н.А.Кузнецов)

Венозные тромбозы и эмболия легочной артерии (ВТЭО – венозные тромбоэмболические осложнения) с середины прошлого века расцениваются как потенциальное осложнение путешествий на большие дистанции по воздуху или суше [1]. В связи с постоянным увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, возрастанием количества пассажиров, в том числе старшего возраста, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

По данным разных авторов частота тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА), связанной с авиаперелетом, составляет в среднем 0,5-1,5 случай на 1 миллион пассажиров в общей популяции [2, 3, 4], увеличиваясь с дальностью перелета до 4,8 случаев на 1 миллион пассажиров [3,5]. Также известно, что 1 из 250 000 пассажиров, старше 65 лет погибает от ТЭЛА во время длительного авиапутешествия. Фатальная ТЭЛА является причиной 18% всех смертей в самолетах и аэропортах [6]. Частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии значительно выше и составляет 4,5-10% среди лиц, предпринимающих длительные авиапутешествия [7,8]. Однако и эти цифры являются лишь вершиной айсберга. Истинная частота ВТЭО, ассоциированных с авиаперелетом или другим видом путешествия, неизвестна в связи с невозможностью их формального изучения.

Методика диагностики венозных тромбозов является комплексной, дорогостоящей и неприменимой к широкому скринингу, а субъективные методы неспецифичны и характеризуются низкой чувствительностью. Поэтому бессимтомные тромбозы глубоких вен и эмболии мелких ветвей легочной артерии как правило оказываются за рамками внимания исследователей [3,4,9,10].
Материалы и методы.

Проведен обзор результатов обследования и лечения 25 пациентов, обратившихся за консультативной или стационарной помощью в период 2009-2010 гг.

В обзор включены пациенты с подтвержденным с помощью компрессионного ультразвукового ангиосканирования тромбозом глубоких или поверхностных вен верхних и нижних конечностей, имеющие анамнестическое указание на авиаперелет в предшествующие 4 недели. У всех пациентов целенаправленно выявлялись традиционные для ВТЭО факторы риска, а также специфические особенности, связанные с авиаперелетом. Среди традиционных факторов риска ВТЭО выявлялись: варикозная болезнь, хроническая венозная недостаточность (ХВН), ожирение, хроническая сердечная недостаточность, гормонотерапия, прием эстрогенсодержащих препаратов, беременность и ранний послеродовый период, предшествующие давностью менее 3-х недель хирургическое вмешательство, катетеризация центральной вены или травма нижних конечностей, иммобилизация, парезы, тромботический анамнез, тромбофилия, наличие злокачественных новообразований. Среди связанных с авиаперелетом факторов оценивались: продолжительность полета, класс салона и посадочное место в авиалайнере, физическая активность во время перелета, использование специфических средств профилактики. Для этой цели использовался опрос пациента, сбор анамнеза, физикальное обследование, при необходимости проводились дополнительные инструментальные и лабораторные исследования (УЗАС венозной системы нижних конечностей, определение волчаночного антикоагулянта и кардиолипиновых антител, генетические анализы). Вся информация была получена при первичном обращении пациента, дополнена в процессе его обследования.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета MS Exel 2007.

Результаты

ВТЭО были представлены ТГВ в 14 случаях (56%), поверхностным тромбофлебитом в 10 случаях (40%) и тромбозом плечевой вены в 1 случае (4%). Среди поражения глубокой венозной системы нижних конечностей преобладали дистальные тромбозы с вовлечением в процесс вен голени в 13 из 14 случаев. Их локализация распределилась следующим образом: изолированный тромбоз суральных вен обнаружен в 5 случаях (20%), тромбоз задних большеберцовых вен (ЗББВ) с распространением на подколенную вену (ПоВ) в 5 случаях (20%), в единичных случаях (по 4%) наблюдались локализации в ЗББВ без распространения на ПоВ, в задних, передних большеберцовых и малоберцовых венах (ЗББВ, ПББВ и МБВ) и изолированный тромбоз подколенной вены. В единственном случае (4%) наблюдался тотальный тромбоз вен нижней конечности до уровня поверхностной бедренной вены (ПБВ). Во всех наблюдениях тромбозы носили окклюзионный характер и не являлись эмболоопасными.

Среди поражения поверхностной венозной системы преобладал тромбофлебит в бассейне большой подкожной вены (БПВ) 1 типа, наблюдавшийся в 5 случаях (20%), в 4 случаях (16%) обнаружен тромбофлефит ствола БПВ 3 типа, в одном случае выявлено поражение ствола малой подкожной вены (МПВ) (4%). При этом отмечено, что чаще поражалась венозная система левой нижней конечности (58% случаев). Локализация поражения венозной системы представлена на рис. 1. Ни в одном случае клинических данных за легочную эмболию выявлено не было и специального инструментального обследования не проводилось.

В половине всех изученных случаев и в 85% случаев поражения глубокой венозной системы тромбоз носил бессимптомный характер и был обнаружен при случайном обследовании в течении 4-х недель после авиаперелета.

Наличие как минимум одного традиционного для ВТЭО фактора риска было выявлено у 18 (72%) пациентов, при этом у 4 пациентов было обнаружено сочетание двух и более факторов риска. Следующие факторы риска были обнаружены: возраст более 60 лет (4 случая), варикозная болезнь: ХВН 2-4 стадии по СЕАР (8 случаев), хроническая сердечная недостаточность 2 функционального класса по NYHA (2 случая), ожирение 1 степени (2 случая), тромбофилия, представленная антифосфолипидным синдромом (2 случая) и полиморфизм G1691A Leiden (2 случая), беременность (1 случай), прием оральных контрацептивов (1 случай), катетеризация центральной вены с целью имплантации кардиостимулятора давностью менее 3-х недель (1 случай). Частота выявления факторов риска представлена в таблице 1.

При оценке специфических факторов, связанных с авиаперелетом, были получены следующие данные. В большинстве случаев длительность авиаперелета составляла от 4 до 12 часов (72%), в 8% случаев продолжительность беспосадочного полета составила более 12 часов, и в 20% случаев – менее 4 часов. 10 пациентов (40%) путешествовали экономическим классом и 15 пациентов (60%) бизнес классом. Ни один из пациентов во время путешествия не выполнял какие-либо физические упражнения, направленные на активизацию мышечно-венозной помпы, не прогуливался по салону и целенаправленно не пытался занять место у прохода. Два пациента с наличием варикозной болезни во время авиаперелета использовали профилактический компрессионный трикотаж в виде гольфов. При этом в обоих случаях трикотаж был куплен в аптеке без предварительного посещения специалиста. Один пациент по поводу недавно установленного кардиостимулятора регулярно принимал Тромбо-Асс в дозировке 100мг/сут. Остальными пациентами какие-либо специфические методы профилактики не использовались. Также удалось выяснить, что ни один из пациентов не был знаком с рекомендациями по профилактике ВТЭО, ассоциированных с воздушным путешествием, и только половине пациентов был знаком термин «синдром экономического класса».

При сопоставлении факторов риска с уровнем поражения венозной системы было выявлено, что у пациентов с отсутствием предсуществующих факторов риска (28% случаев) патологический процесс ограничился венами голени, без распространения на подколенную вену (тромбоз суральных и берцовых вен). Единственный случай проксимального поражения вен нижней конечности был ассоциирован с манифестацией картины антифосфолипидного синдрома, как и изолированное поражение подколенной вены. 8 из 10 случаев поражения поверхностной венозной сети было ассоциировано с ее варикозной трансформацией. В двух случаях признаки варикозной болезни отсутствовали, но была выявлены мутация Лейдена и беременность. Тромбоз плечевой вены справа был ассоциирован с недавней ее катетеризацией с целью установки кардиостимулятора.

Первые эпидемиологические исследования [3,17,18] выявили, что авиапутешествие продолжительность более 4-х часов является значимым фактором риска развития венозных тромбоэмболических осложнений. Lapostolle с соавт. [3] четко показали увеличение частоты и риска развития легочной эмболии на каждые 5000 км, и определили наиболее опасным авиаперелет на расстояние более 10 000 км (приблизительно 8 часов полета). Некоторым авторам [19, 20, 21] не удалось найти в общей популяции взаимосвязь между 3-х часовым авиапутешествием и венозной эмболией, однако и они отметили, что путешествие продолжительностью более 10 часов может повышать индивидуальный риск легочной эмболии.

Этиология «тромбоза путешественников» укладывается в классическую триаду Вирхова: замедление кровотока, повышение свертывающей способности крови и повреждение сосудистой стенки. По мнению большинства исследователей, наибольший вклад в возникновение тромбоза во время авиаперелета вносит длительная иммобилизация в стесненных условиях, ведущая к венозному стазу [3,4,12,22,23]. Давно известно, что пребывание в сидячем положении значительно замедляет венозный кровоток [24], ведет к гемоконцентрации, секвестрации лейкоцитов в венозном русле конечностей [25] и развитию отека мягких тканей голени [26]. Многие исследователи придают исключительное значение особенностям окружающей среды во время авиаперелета, в частности низкому барометрическому давлению и гипоксии, которая может приводить к угнетению фибринолиза [27], способствовать прокоагуляторным сдвигам крови [28] и повышению уровня эритропоэтина [29]. Другие авторы оспаривают эти экспериментальные находки [30,31], поэтому роль гипоксии до конца не ясна. Также могут иметь значение стрессовые реакции на изменения окружающей среды и связанная с ними гемоконцентрация [32].

Сам по себе авиаперелет и связанные с ними патофизиологические изменения в организме можно считать пусковым механизмом, который на фоне предсуществующих факторов риска запускает процесс тромбообразования. Поэтому большое внимание должно уделяться выявлению предрасположенности к тромбозу и отнесению пациента к той или иной группе риска. Классические предрасполагающие к венозным тромбозам факторы широко известны [33,34,35]. Частота выявления предсуществующих факторов риска у пациентов с «тромбозом путешественников» до данным разных исследователей составляет от 65 до 92% [22,23,36], в нашем исследовании - 72%. То есть ВТЭО, ассоциированные с авиапутешествием, развиваются преимущественно у лиц изначально предрасположенных к тромбозам. Но в тоже время и молодые без дополнительных факторов риска пассажиры не застрахованы от осложнений, особенно при длительных перелетах.

Наиболее распространенными факторами риска, выявляющимися у пациентов с ВТЭО после авиапутешествий, являются: возраст более 40 лет, женский пол, ХВН, хронические заболевания сердца и легких, предшествующее хирургическое вмешательство или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель, предшествующая травма нижних конечностей, ожирение, гормональная терапия, отягощенный анамнез по ВТЭО, прием оральных контрацептивов, тромбофилия, злокачественные новообразования [3,4,22,23,37]. Сомнительным фактором риска является курение табака. В то время как одни авторы причисляют его к факторам риска, обнаруживая у пациентов с ВТЭО [3,22,23], другие исследователи демонстрируют обратную взаимосвязь между курением и венозными тромбозами в общей популяции [33,38] и у хирургических пациентов в периоперационном периоде [39].

Что касается наследственных тромбофилий (мутация V фактора, протромбина и пр.), то большинство авторов придает им большое значение в создании предрасполагающего фона для развития воздушного тромбоза, но не рекомендует широкий скрининг при отсутствии семейного тромботического анамнеза [10,40]. Это связано с выраженным полиморфизном генетических аномалий, а также сложной и зависимой от многих факторов экспрессией этих генов.

Некоторые авторы выделяют также специфические моделируемые факторы риска, связанные с авиаперелетом: потребление алкоголя с последующим форсированием диуреза, прием гипотензивных средств и транквилизаторов, недостаточное потребление жидкости [22], путешествие в экономическом классе [3,13, 14], посадочное место у окна [7, 41]. Однако, как уже отмечалось ранее, сам по себе полет в экономическом классе не является основным фактором риска, и пассажиры бизнес класса не застрахованы от ВТЭО, что подтверждают и наши данные.

Знание этиопатогенеза развития воздушных тромбозов и индивидуальных факторов риска может помочь в правильном выборе профилактических мероприятий. Наиболее простыми и доступными, но в то же время не обладающими доказанной эффективностью являются мероприятия по борьбе с венозным стазом и обезвоживанием, рекомендуемые многими авторами [3,4,42, 43]. К ним относятся: упражнения для ног в виде сгибания-разгибания в голеностопном суставе, изометрические сокращения икроножных мышц, прогулки по салону, физическая активность во время посадок, достаточное употребление жидкости, отказ от алкоголя, снотворных и седативных средств, ограничение гипотензивных средств, ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья. Эти простые рекомендации должны обладать наибольшей эффективность у пассажиров с низким риском ВТЭО, предпринимающих продолжительные перелеты, т.к. именно у них ведущей причиной тромбозов является, по всей вероятности, венозный стаз, и активация мышечно-венозной помпы голени может играть решающую роль. Однако некоторые исследования [26] показывают, что изолированные физические упражнения не позволяют побороть венозный стаз во время длительных авиаперелетов. В связи с этим целесообразно вспомнить об альтернативных средствах, ускоряющих венозный отток, в частности интермиттирующей пневматической компрессии и электромиостимуляции мышц. Однако использование пневмокомпрессии представляется весьма ограниченным в связи с размером оборудования, а профилактическое использование электромиостимуляции требует отдельного изучения.

Использование фармакологических средств с целью профилактики воздушных тромбозов отражено в рекомендательных документах [4,11,34]. Они рекомендуются для лиц с высоким риском ВТЭО в качестве самостоятельного средства профилактики [34], или в сочетании с неспецифическими методами [4,11]. Для этой цели предлагается применение низкомолекулярных гепаринов, например эноксапарина (в дозе 1000 МЕ/ 10 кг массы тела за 2-4 часа до взлета), эффективность которого подтверждена клиническим исследованием с участием пассажиров авиарейсов [41].

Касательно дезаггрегантов (аспирин), не смотря на наличие клинических исследований подтверждающих их эффективность по профилактике ВТЭО у хирургических пациентов [45] и у авиапутешественников [41], последние рекомендательные документы исключают их использование в связи с низкой эффективностью [11,34].

Широко распространенные, доступные и безопасные флеботонические средства не обладают доказанной клинической эффективностью по профилактике ВТЭО, в том числе у авиапутешественников. Согласно имеющимся клиническим данным [46,47,48] их следует рекомендовать лишь для профилактики и купирования отеков конечностей во время длительных авиаперелетов. Поэтому данная группа препаратов не была включена советом экспертов в рекомендательные документы по профилактике «тромбозов путешественников» [11,34].

Таким образом, на основании изученной литературы, рекомендательных документов и полученных данных представляется целесообразным использовать схему по профилактике ВТЭО, ассоциированных с авиапутешествиями, представленную в международном консенсусе 2008 года [11] с небольшими изменениями. Таблица 2.

Выводы

  • Венозные тромбозы авиапутешественников развиваются преимущественно у лиц с наличием предрасполагающих факторов риска. У пассажиров с отсутствием дополнительных факторов риска также возможно развитие «воздушного тромбоза».
  • ВТЭО у лиц с предсуществующими факторами риска носят более распространенный характер.
  • Большинство тромбозов протекает бессимптомно и требует активного выявления.
  • Пассажиры плохо осведомлены о проблеме «тромбоза путешественников» и методах профилактики.

Практические рекомендации

  • Популяризация проблемы «воздушных» тромбозов и эмболий и методов их профилактики среди населения.
  • Стратификация риска ВТЭО у авиапутешественников: первичное самостоятельное выявление факторов риска среди путешественников и консультация специалиста флеболога.
  • Индивидуальный подбор профилактических мероприятий на основании установленного риска.
  • Диспансеризация авиапутешественников из групп умеренного и высокого риска, а также лиц, чья профессиональная деятельность связана с авиаперелетами. Активное выявление ВТЭО путем инструментального обследования (УЗА

Профилактика «тромбоза путешественников» по Traveler's thrombosis: international consensus statement с изменениями авторов

Риск тромбозаПродолжительность полетаПредсуществующие факторы рискаПрофилактика
НизкийМенее 8 часовОтсутствуют• Физические упражнения, физическая активность при посадке*
• Адекватное употребление жидкости **,отказ от алкоголя
• Отказ от снотворных и седативных средств
• Нестесняющая одежда
УмеренныйБолее 8 часовОтсутствуют
Менее 8 часов• Возраст > 40
• Варикозная болезнь
• Ожирение
• ХСН (3-4 ФК NYHA)
• Гормонотерапия
• Беременность и ранний послеродовый период
• Предшествующая травма конечностей
• Предшествующее хирургическое вмешательство
• Парезы
• Основные рекомендации для группы низкого риска
• Компрессионный трикотаж***
• ЭМлектромиостимуляция
Высокий Более 8 часов• Возраст > 40
• Варикозная болезнь
• Ожирение
• Хроничесакая сердечнач недостаточность(3-4 ФК NYHA)
• Гормонотерапия
• Беременность и ранний послеродовый период
• Предшествующая травма конечностей
• Предшествующее хирургическое вмешательство
• Воздержаться от авиапутешествия
• Основные рекомендации для группы низкого риска
• Предпочтение места у прохода
• Компрессионный трикотаж***
• Применение НМГ или фондупаринукса ****
Любая• ВТЭО анамнез
• Тромбофилия
• Онкология
• Парезы
• Иммобилизация
• Интравенозные мапипуляции

Донецкая Ольга Петровна

Пациенты, перенесшие операцию, должны принимать лекарства, назначенные кардиологом.

  1. При установке донорских клапанов пациенту после операции и пожизненно предстоит принимать препараты, подавляющие иммунитет. Это уменьшает риск отторжения чужеродной ткани.
  2. Если у пациента после замены клапана имеются симптомы сердечно-сосудистых заболеваний (например, у него имеется стенокардия, артериальная гипертония и т.д.), ему следует регулярно и на постоянной основе вести прием соответствующих лекарств. Состав терапии, дозировка медикаментов определяются врачом. Если в какой-то момент рекомендованная схема терапии перестала «работать» так, как раньше, нужно обязательно обратиться к врачу для обследования и коррекции лечения.
  3. Если необходимость замены клапана у пациента была вызвана ревматическим пороком сердца, после операции ему может потребоваться периодический прием антибиотиков для профилактики ревматических атак.
  4. Всем пациентам с механическими и биологическими клапанами показана терапия препаратами-антикоагулянтами. В сердце фактически вводится инородное тело, на что система крови реагирует повышенной свертываемостью. В результате на клапане могут образоваться тромбы, которые затруднят его работу, смогут оторваться и выйти в кровоток, вследствие чего вызвать опасные и даже жизнеугрожающие осложнения – инсульт, тромбоз сосудов, тромбоэмболию легочной артерии.

Антикоагулянты предотвращают образование тромбов, и поэтому их применение обязательно. Чаще всего среди них используется непрямой антикоагулянт варфарин. Лицам, которым был установлен биологический клапан, следует принимать варфарин в течение 3-6 месяцев (за некоторыми исключениями), а тем, у кого клапан механический, прием препарата потребуется вести постоянно.

Антикоагулянты – это препараты, которые фактически спасают жизнь пациентам с искусственными клапанами. Однако помимо пользы они могут нести и вред. Способность крови к свертыванию – это защитный механизм, который предотвращает кровопотерю при ранениях. При избыточном приеме антикоагулянтов, когда свертываемость подавляется слишком сильно, у пациента могут возникать соответствующие осложнения, иногда даже тяжелые кровотечения и геморрагический инсульт.

Чтобы этого избежать, очень важно контролировать состояние свертывающей системы крови. Поэтому пациентам, принимающим варфарин, нужно контролировать МНО (международное нормализованное отношение, оно определяет адекватность антикоагулянтной терапии). Оно, как правило, поддерживается на уровне 2,5-3,5 (могут быть некоторые вариации в зависимости от конкретного случая). Анализ крови на определение МНО следует сдавать ежемесячно.

Некоторым больным после замены клапанов также рекомендуется прием антиагрегантов – препаратов на основе аспирина.

Физические нагрузки после замены клапана

Нередко на замену клапанов отправляют пациентов, у которых до операции присутствовали проявления хронической сердечной недостаточности, ухудшающие переносимость нагрузок и не дающие больным возможности свободно и активно двигаться.

Операция улучшает самочувствие, однако больные часто не представляют, можно ли им увеличивать нагрузки, в каком конкретно режиме это делать и до каких пределов. Чтобы определиться с режимом нагрузок, пациенту лучше всего пройти реабилитационную программу в санатории. Ему будет подобран индивидуальный комплекс физических упражнений, которые он будет выполнять под надзором врача. Постепенно, с учетом динамики, двигательный режим расширится. В результате к окончанию срока реабилитации человек сможет жить полноценной активной жизнью, свободно переносить повседневные и другие нагрузки.

В случае, если больной не планирует проводить реабилитацию в санатории, с вопросами, связанными с физической активностью, ему следует обращаться к кардиологу. У врача можно уточнять любые вопросы: возможность заниматься теми или иными видами спорта, поднимать тяжести, управлять автомобилем и т.д.

В первые недели, в период восстановления после операции, контролировать степень нагрузок очень важно. Необходимо проявлять активность в такой степени, чтобы это, с одной стороны, не перегружало сердце, а с другой, не замедляло восстановление и не способствовало развитию осложнений.

Некоторые пациенты мало двигаются по причине того, что планирование нагрузок и выполнение упражнений требуют дисциплины, старания, усилий. Тем, кому заниматься лень, следует помнить, что двигательная активность улучшает прогноз заболевания сердца, тренирует сердечно-сосудистую систему, оказывает общее оздоровительное действие и помогает добиться лучших результатов проведенной операции.

Диета после замены клапана

Пациентам среднего и пожилого возраста, особенно тем, кто имеет ишемическую болезнь сердца, рекомендуется придерживаться особой диеты. Необходимо уменьшить содержание в рационе животных жиров и легкоусвояемых углеводов, а также снизить потребление поваренной соли, кофе и других стимуляторов. Вместе с тем, следует обогатить питание растительными маслами, свежими овощами и фруктами, рыбой и белковыми продуктами.

Молодые пациенты, не имеющие атеросклероза и его осложнений, могут не так строго относиться к своей диете, хотя и им лучше всего составлять рацион в соответствии с канонами здорового питания – для профилактики ИБС.

Избыточное употребление алкоголя противопоказано всем пациентам после замены клапанов сердца.

Работа после замены клапана

В пределах нескольких недель после операции пациентам, как правило, удается восстановить трудоспоспособность на прежнем уровне. В некоторых случаях требуется переход на более легкие условия работы. Иногда пациентам дается группа инвалидности.

Приведенные выше формулировки довольно обтекаемы, однако привести конкретные цифры здесь нельзя. Многое зависит от того, какой из клапанов был протезирован, каков вид искусственного клапана, в связи с каким заболеванием была проведена операция, в какой сфере занят человек.

В целом прогноз для трудовой деятельности благоприятный. Даже профессиональные спортсмены возвращались в спорт после этого оперативного вмешательства и успешно продолжали свою карьеру.

Другие рекомендации

Есть еще несколько обязательных советов, которым необходимо следовать пациентам, перенесшим операцию замены клапанов.

  1. При появлении симптомов неблагополучия со стороны сердца (боли в груди, ощущение перебоев в работе сердца), признаков нарушения кровообращения (отеки на ногах, одышка) и других непредвиденных симптомов необходимо незамедлительно обратиться к врачу.
  2. Пациентам, которым был установлен биологический клапан, не рекомендуется принимать препараты кальция. В диете им желательно не злоупотреблять продуктами с его содержанием: молоко и молочные продукты, кунжут, орехи (миндаль, бразильский), семена подсолнечника, соя.
  3. Всех врачей, включая стоматолога, пациенту нужно предупреждать о том, что у него установлен искусственный клапан.

Следование необходимым рекомендациям поможет пациенту длительное время поддерживать отличное самочувствие и жить полноценной жизнью.

Баринов Виктор Евгеньевич

Современное лечение варикозной болезни - это комплексное применение наиболее эффективных методов, направленных на устранение варикоза и восстановления качества жизни. Наиболее важным компонентом эффективного лечения варикозной болезни и хронической венозной недоcтaтoчности является эластическая компрессия не только на период лечения, но и на некоторое время после него и в некоторых случаях на более длительный срок. Эластическая компрессия создается компрессионным трикотажем или эластическими бинтами paзличной степени растяжимости. Определенное значение имеет курсовая медикаментозная терапия венотонизирующими препаратами. Необходимым условием эффективного лечебного процесса является рационализация физической нагрузки, правильная организация труда и отдыха


Склеротерапия (компрессионное флебосклерозирование) - метод удаления варикозных вен, заключающийся во введении в их просвет специальных препаратов-склерозантов с последующей компрессией эластическими бинтами или компрессионным трикотажем. Склерозант вызывает разрушение внутренней стенки варикозно расширенной вены, компрессия создает условия для полного закрытия (склеивания или облитерации) просвета вены. В течение 2-6 месяцев после склеротерапии происходит формирование тонкого соединительнотканного тяжа и его практически полное рассасывание в течение 1-1,5 лет, что подтверждено гистологическими исследованиями. Обычно сеансы склеротерaпии проводятся один раз в неделю. При этом необходима 7-дневная круглосуточная эластическая компрессия после каждого сеанса склеротерапии на протяжении всего периода лечения и дневная эластическая компрессия на срок 1-3 месяца после последнего сеанса. Продолжительность лечения зависит от стадии и формы заболевания и определяется флебологoм. В среднем требуется 3-6 сеансов для каждой ноги и от 3 до 20 инъекций склерозанта за один сеанс. Положительный косметический результат лечения проявляется через 2-8 недель после окончания склеротерапии. В некоторых случаях, для лучшего косметического результата, интервалы между сеансами склеротерапии увеличиваются до 3-10 недель. Наиболее длительное лечение при множественных телеангиэктазиях и/или ретикулярных венах (поверхностные вены диаметром до 3 мм, "питающие" телеангиэктазии) и большой распространенности поражения.
Сеанс склеротерапии может быть несколько болезненен (чувство покалывания и слабого жжения), поэтому используются наиболее качественные одноразовые материалы последнего поколения ведущих производителей /Terumo, Microlance/(иглы, шприцы).

Пациенты должны наблюдаться у флеболога не менее 6 месяцев после окончания склеротерапии.

Компрессионная терапия подразумевает использование компрессионного трикотажа в виде чулок, колготок, гольфов или эластических бинтов различной степени растяжимости. В зависимости от силы создаваемого давления существует четыре функциональных класса компрессионного трикотажа. Во время склеротерапии желательно использовать компрессионный трикотаж 2 функционального класса. Эластические бинты разделяют по степени растяжимости: большой, средней и малой. Врач-флеболог назначает Вам степень компрессии лечебного трикотажа, а специалисты по трикотажу подбирают Вам его. Компрессионная теpaпия является незаменимой при всех формах и стадиях варикозной болезни.
Медикаментозная терапия направлена на повышение тонуса венозных и лимфатических сосудов, укрепление сосудистой стенки, улучшение условий циркуляции крови. Применяются лекарственные препараты, относящиеся к группе венотоников и ангиопpoтeкторов.

Все виды современного лечения варикозной болезни: склеротеpaпия, комбинированное лечение, малоинвазивные операции имеют строгие показания и предусматривают полное удаление варикозно расширенных вен. Этo не значит, что наносится какой-либо ущерб кровообращению ног, напротив. После удаления варикозно расширенных вен венозный отток улучшается за счет множества здоровых вен.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СКЛЕРОЗИРУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ? КАКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ?

КАКИЕ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА СКЛЕРОТЕРАПИИ?

У каждого пациента лечение протекает индивидуально и зависит от длительности заболевания, характера варикозного расширения, состояния окружающих тканей и скорости венозного кровотока в конечности. Но существуют определенные правила поведения, общие для всех пациентов.

Обращайте внимание на процесс эластического бинтования ноги с самого начала лечения, так как это создает необходимую при проведении склеротерапии лечебную компрессию! Необходимо научиться правильно накладывать эластический бинт. Наибольшее давление бинта (степень его натяжения) должна быть в области лодыжки, далее кверху сила натяжения бинта незначительно уменьшается. Верхний уровень наложения эластического бинта должен быть на 5-10 см выше места наиболее верхней инъекции или индивидуально определяется Вашим врачом.

После сеанса склеротерапии Вам необходима 30-40 минутная (минимум) прогулка! На протяжении всего периода лечения надо больше ходить, меньше сидеть, и, особенно, стоять. В случае "сидячей" или "стоячей" работы Вам необходимо делать 5 минутные перерывы для ходьбы или специальных упражнений.

Первый раз снимать эластический бинт для того, чтобы помыть ногу можно через сутки после сеанса склepoтeрапии: лежа или сидя нога разбинтовывается, моется теплой или прохладной водой с мылом, вытирается насухо и в приподнятом положении снова забинтовывается или надевается лечебный компрессионный трикотаж. Душ лучше принимать сидя. Если у Вас сухая кожа или появилось ее раздражение от эластических бинтов, нужно смазать кожу ног после мытья любым, удобным для Вас питательным кремом.

На всем время лечения необходима постоянная лечебная компрессия (ношение компрессионного трикотажа или эластических бинтoв) на дневное время. Продолжительность компрессии в ночное время определяется врачом. Если врач не акцентирует Ваше внимание на этом, то круглосуточная компрессия осуществляется в течение 7 суток после сеанса склеротерапии, далее - только в дневное время. При этом на ночь нога бинтуется слабее, утром перебинтoвывается сильнее.
Пациентам с полными ногами в дневное время целесообразно нaдeвaть эластические шорты ("велосипедки" или специальное утягивающее белье) для лучшей фиксации бинтов на бедрах.
На весь период лечения необходимо исключить горячие ванны, бани, сауны, любые другие тепловые и солнечные процедуры (включая солярий), а также "разогревающие" мази, компрессы; массаж ног; силовую физическую нагрузку (тренажеры с отягощениями); подъем тяжестей, ношение тяжелых сумок.

Перед каждым посещением врача необходимо за 2 часа снимать лечебный трикотаж (эластичный бинт).

Необходимость приема венотоников определяется лечащим врачом. Желательно воздержаться от приема алкоголя в день сеанса склеротерапии.

КАКИЕ ПОБОЧНЫЕ РЕАКЦИИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ МЕТОДОМ СКЛЕРОТЕРАПИИ?

Сильные боль и жжение после введения склерозанта возникают очень редко и проходят быстро. Чаще пациентами отмечается незначительное жжение или "пощипывание" в течение 1-2-х часов после инъекций.
Сильный отек ноги в подавляющем большинстве случаев связан с неправильным бинтованием, поэтому важно научиться правильно бинтовать ногу при использовании эластических бинтов. При использовании компрессионного трикотажа - практически не встречается.

Аллергические реакции встречаются крайне редко и в основном у пациентов, ранее имевших аллергические реакции на какие-либо лекарственные препараты. Поэтому важно сообщить врачу об этом. Аллергические реакции снимаются специальной медикаментозной терапией.

Образование "пузырей" встречается в 0,5-1% случаев. Является результатом попадания склерозанта в мелкие внутрикожные сосуды (капилляры). "Пузыри" обрабатываются концентрированным раствором перманганата калия и проходят бесследно в течение нескольких дней. Возвратные телеангиэктазии представляют собой очень мелкие красные сосуды в местах склерозированных вен. Могут появляться в сроки от 2-х до 4-х недель после лечения и исчезают в течение последующих 2-6 месяцев. Встречаются приблизительно у 30% женщин, использующих (или принимавших недавно) гормональные контрацептивы и у 2-4% всех остальных пациентов. Чаще встречается при использовании эластических бинтов, чем лечебного трикотажа. Специального лечения, как правило, не требуется, иногда увеличивается курс приема венотонизирующих препаратов.

Некроз кожи - очень редкое осложнение, возникающее при попадании значительного количества склерозанта в подкожную клетчатку. Может быть обусловлен аномальным перераспределением кровотока (артериовенозное шунтирование) в месте введения склерозанта. На фоне местного лечения полностью заживает в сроки 4-6 недель, но остается нежный рубец. Возможна последующая косметическая коррекция рубца.

Длительно непроходящая гиперпигментация встречается приблизительно у 2% пациентов. Около 10% пациентов имеют умеренную гиперпигментацию на срок 6 месяцев после лечения; полностью исчезающую через 10-12 месяцев. В некоторых случаях целесообразно проведение косметических процедур для ускорения процесса нормализации окраски кожи.

Тромбоз глубоких вен является крайне редким осложнением и наблюдается у одного из 10000 пациентов (по данным литературы). Чаще встречается у людей, перенесших ранее тромбоз глубоких вен, на фоне тромбофилических состояний и онкологических заболеваний. Требует тщательного обследования и лечения в условиях хирургического стационара, так как возможна тромбоэмболия легочной артерии.

Пояснения

Склеротерапия, безусловно, подразумевает не удаление вен, а инициацию в вене необратимых процессов, вызывающих ее запустение и последующую облитерацию (замещение просвета вены соединительной тканью).

Читайте также: