Как истинно красавица кожа формы внешность агафья

Обновлено: 23.04.2024

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя. Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.

На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье. Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках. Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.

Особенности образа Агафьи в «Обломове»

Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия. У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.

С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере. Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа. Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении. Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.

По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы. Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.

Заключение

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.

От покойного мужа у Агафьи осталось двое детей, мальчик Ваня и девочка Маша. На момент знакомства с Обломовым Маше 6 лет, а Ване 8 лет:
". двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому. "

Судя по всему, Агафья является бедной дворянкой. Дворянский титул она, вероятно, получила от мужа. По происхождению она, судя по всему, дворянкой не являлась, учитывая ее образование и образ жизни:
". Она женщина благородная. " ("благородными" называли представителей дворянства)

Героиня и ее семья живут на Выборгской стороне в Петербурге в собственном старом домике:
". ни с того ни с сего, на Выборгскую сторону…"

". живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое что на одежонку ребятишкам. "

У Агаьфи приятное лицо:
". У ней простое, но приятное лицо. "

У Агафьи полная фигура:
". круглые, полные ноги. "
". заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи. "
". припадая к работе своею крепкой грудью. "
". грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой. "

У нее белые руки, жесткие от работы:
". А руки то у нее были белые [. ] поцеловать не грех! Теперь стали жестки, потому что все сама. "

Она все время ходит с голыми локтями, так как постоянно занята хозяйством:
". он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки. "
". Чиновница, а локти хоть бы графине какой нибудь; еще с ямочками!» – подумал Обломов. "
". женщина, которую он видел с голой шеей и локтями. "

Агафья Пшеницына является простой женщиной ("простой бабой", по мнению Штольца):
". Простая баба. " (Штольц об Агафье)
". Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица. "

Агафья - добрая женщина:
". Добрая Агафья Матвеевна. "
". Бог всех велел любить. " (Агафья о доброте)

Она является славной, замечательной женщиной:
". славная женщина! – говорил Обломов. "
". а есть в ней что то такое. "

Агафья - бескорыстная женщина:
". Оно было в самом деле бескорыстно, потому что она ставила свечку в церкви, поминала Обломова за здравие затем только, чтоб он выздоровел, и он никогда не узнал об этом. Сидела она у изголовья его ночью и уходила с зарей, и потом не было разговора о том. " (во время болезни Обломова)

Судя по всему, она является упрямой женщиной:
". Плачет, а сама стоит на своем. "
". она твердила одно. "

Агафья Пшеницына - домашняя женщина. Она редко выбирается в гости:
". я с детьми только у мужниной родни в светлое воскресенье да в Рождество обедаем. " (ездит в гости два раза в год)

Она является глуповатой, ограниченной, "тупой" женщиной:
". Она поглядела на него тупо, потом вдруг лицо у ней осмыслилось. "
". Нет, – с тупым взглядом удивления отвечала она. "
". «Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц. "
". Сестра – дура: что с ней будешь делать. "

Агафья - малообразованная женщина. Она с трудом пишет по-русски:
". Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать [. ] она подписала криво, косо и крупно. "

Она не читает книги:
". – Книги у вас есть? – спросил он.
– У братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают. "

Она не посещает театр:

Агафья является трудолюбивой женщиной:
". Вы все за работой! – сказал он ей однажды. "
". трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием. "

Агафья - проворная, энергичная, живая женщина:
". Агафья Матвеевна по прежнему была живым маятником в доме. "
". толкла, энергически двигая локтями, хозяйка. "
". видел, что локти действуют с необыкновенным проворством. "
". движется что-то живое и проворное. " (об Агафье)

Она всегда находится в движении:
". все она ходит да движется. "
". некогда покладываться*, – отвечала она, уклоняясь опять от стула. – Сегодня стирка у нас. " (*некогда отдыхать)
". беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху. "

Агафья является заботливой матерью и женой:
". она смотрит за ним. " ("смотрит" за Обломовым, то есть ухаживает за ним)
". в глазах светились кротость и только хозяйственная заботливость. "
". прислушиваясь чуткими ушами, нет ли где беспорядка, шума. "
". Как зорко ни сторожило каждое мгновение его жизни любящее око жены. "

Она иногда хитрит, но только с добрыми намерениями:
". то хитростью, то лаской отвлекала Обломова от соблазнительных покушений на вино. "
". А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло! – схитрила Агафья Матвеевна. " (Агафья хитрит, чтобы Обломов меньше пил вина, не ел жирного и т.д.)

Агафья Пшеницына никогда "не копается" в себе:
". Она не думала, не сознавала ничего этого. " (о любви Агафьи к Обломову)
". она, как сказано, никогда не сознавала и не понимала этого, даже забыла, что несколько времени назад этого ничего не происходило в ней. " (о любви Агафьи к Обломову)
". Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для нее новостью. " (о любви Агафьи к Обломову)

Она является прекрасной хозяйкой:

". с достоинством господствовала среди наполненных, трещавших и шипевших кастрюль, сковород и горшков, повелевала Акулиной, дворником. "

". Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала. "
". никто, как она, не умеет держать дома в порядке. "
". такой хозяйки не найдешь. "

ЕЕ не интересует ничего, кроме хозяйства:
". В первый раз в жизни Агафья Матвеевна задумалась не о хозяйстве, а о чем то другом. "

Агафья Пшеницына - "великая", образцовая хозяйка:

". в таком предмете, как хозяйство, на котором сосредоточивалось ее самолюбие и вся ее деятельность. "

Она любит чистоту и порядок в доме:
". а в доме у них порядок строгий и хозяйство идет славно. "
". А там чистота, тишина. "
". Все было в доме и все под рукой, на своем месте, во всем порядок и чистота. "

Агафья Пшеницына готовит еду сама, хотя имеет в доме кухарку:
". Ты думаешь, это кто все готовит? Анисья? Нет! [. ] это все Агафья Матвевна делает. "
". А Агафья Матвевна без повара чудес бы наделала – да. "

При этом Агафья действительно вкусно готовит:
". А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто. "

Также она сама делает домашнюю настойку на смородиновом листу:
". Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу. "

Она сама солит огурцы и делает варенье:
". закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, моченье яблок и вишен, варенье – все приняло обширные размеры. "
". Солонины запасем, варенья вам наварю. "

Она сама штопает и чинит одежду:
". появилась Агафья Матвеевна с двумя пирамидами чулок в обеих руках. "
". Ничего, наше дело хозяйское: у вас некому разбирать, а мне в охоту, – продолжала она. "
". Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар. "

Она сама шьет шторы, одеяла и т.д.:
". сядет за шитье, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка. "
". синими и зелеными драпри и кисейными занавесками с красными фестонами – всё работа рук Агафьи Матвеевны. "
". Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. " (одеяла, халат)

Также она сама крахмалит рубашки Обломову:
". Сама крахмалит мне рубашки! – с чувством, почти со слезами произнес Обломов. – Ей богу, так, я сам видел.

Трудолюбивая Агафья Пшеницына работает по хозяйству, как машина:
". бывало, она движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно. "
". отворит шкаф, вынет что нибудь, отнесет – все, как машина. "

Это был цитатный образ Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов" Гончарова: портрет героини в цитатах, описание хозяйства, кухни Пшеницыной и т.д.

Агафья Матвеевна Пшеницына - это молодая женщина в возрасте около 30 лет, бедная дворянка (женщина "благородного происхождения"). У нее приятная внешность, полная фигура и белая кожа.

Агафья является малообразованной, ограниченной, глуповатой женщиной, но при этом оказывается гениальной хозяйкой. Все самолюбие Агафьи сосредоточено на домашнем хозяйстве: женщина вкусно готовит, печет роскошные пироги и варит вкуснейший кофе. Также Агафья сама шьет одеяла и шторы, штопает чулки и крахмалит рубашки, следит за огородом, разводит кур, продает яйца т.д. К сожалению, женщина не думает ни о чем другом, кроме своего хозяйства.

Агафья Пшеницына впервые встречает свою любовь в 30 лет в лице Обломова. Эта встреча переворачивает жизнь героини. Агафья любит и принимает Обломова таким, какой он есть, и не стремится изменить его. Она восхищается Обломовым, боготворит его и старается угодить во всем. Обломов чувствует себя уютно и спокойно в доме Пшеницыной под ее заботливым и теплым крылом. Жизнь в доме Агафьи напоминает герою жизнь в Обломовке.

В конце концов Агафья Пшеницына становится женой Ильи Обломова, у них появляется сын Андрей. Влюбленная Агафья проживает 7 счастливых лет вместе с Обломовым. Когда Илья Ильич умирает, Агафья теряет смысл жизни. Единственным ее утешением остается маленький сын Андрюша.


Это была история жизни Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе "Обломов" Гончарова: биография, судьба героини.

5 Комментарии

Дорогой друг, мы не согласны с вами. Дворянство Агафьи это как минимум спорный вопрос. Здесь не стоит быть категоричным.
Во-первых, быть чиновником не значит не быть дворянином. Чиновником и дворянином является Штольц, например. Так что этот довод мы не считаем весомым.

В романе есть несколько цитат, которые говорят о принадлежности Агафьи к дворянскому сословию. Приводим цитаты:

1. ". ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины. " (Понятие "благородная" означало принадлежность человека к дворянству)

2. ". Сама барыня на рынок ходит. " (Обломов, судя по всему, имеет в виду Агафью, других вариантов трактовки нет).

Очевидно, Агафья не является потомственной дворянкой, но, судя по всему, ее муж был дворянином. Дворянство передавалось по мужской линии в браке.

Так что мы склонны считать, что Агафья как раз является дворянкой, по замужеству, не по происхождению.

Здравствуйте! На мой взляд, это всё же ошибка - считать Агафью дворянкой. "Штольц покачал с сомнением головой. – Смотри, Илья, не упади в яму. Простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость – фи!" - естественно, здесь нужно смотреть на слова "простая баба".
Спасибо Вам за прекрасную работу!

Дорогой друг, вы имеете право на свое мнение. Нам кажется, мы достаточно аргументировали про дворянство Агафьи. Почитайте наши доводы в характеристике Агафьи.

Что касается цитат, то мы как раз на цитатах и основываемся. Тарантьев дважды называет Агафью "благородной женщиной". В контексте 19-ого века "благородный" означало именно дворянское сословие. Здесь не идёт речь о характере, великодушии героини. Речь идёт о сословии.

Дважды упоминая о ее "благородном" положении, автор имеет в виду, скорее всего, что по происхождению она не дворянка (и мы это нигде не утверждаем), но дворянином мог быть ее муж. Это важно различать.

Также, если изучать цитаты, то нельзя пропустить мимо такую цитату самого Обломова:
"-- Ты опять "другие"? Смотри! -- сказал он, погрозив пальцем. -- Другие в двух, много в трех комнатах живут: и столовая и гостиная -- все тут; а иные и спят тут же; дети рядом; одна девка на весь дом служит. Сама барыня на рынок ходит! А Ольга Сергеевна пойдет на рынок?".

В данной цитате Обломов сравнивает Ольгу и Агафью. Агафья ходит на рынок сама, будучи барыней (дворянкой). В этой цитате он по сути называет Агафью барыней.

А то, что при этом Агафья является простой бабой, мы не отрицаем. Одно другому не мешает.

Полное имя героини – Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее девичья фамилия – Мухоярова (такую фамилию носит ее родной брат):

". двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому. " (Агафья о себе, часть 3 глава II)

"Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка. или зазовет он к себе Ваню, ее сына. " (часть 3 глава IV)

Агафья, ее двое детей и брат господин Мухояров живут в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:

Госпожа Пшеницына является бедной женщиной. Чтобы прокормить семью, она сдает часть дома жильцам (в частности Обломову), а также разводит кур на продажу и продает яйца:

"Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам." (Мухояров о сестре, часть 3 глава III)

"Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она. " (часть 3 глава II)

Судя по всему, Агафья является дворянкой, "барыней". Вероятно, дворянский титул достался ей от покойного мужа, а сама она по происхождению дворянкой не была. Так, господин Тарантьев называет свою куму Агафью "благородной женщиной", что обычно означало принадлежность к дворянству (благородному сословию). Также Обломов называет Агафью "барыней", что опять же указывает на ее статус дворянки:

Агафья называет себя и своих детей "замарашками", судя по всему, имея в виду свое недворянское происхождение:

"Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле. " (часть 4 глава X)

Агафья Пшеницына является свежей, здоровой женщиной:

"Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. " (часть 3 глава II)

"Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. " (часть 3 глава II)

". спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь." (часть 3 глава II)

У Агафьи всегда открыты локти, об этом неоднократно говорится в тексте. Сама она поясняет, что с открытыми руками ей удобнее работать по дому. Открытые локти героини являются своеобразным символом ее трудолюбия:

"Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь. " (часть 3 глава IV)

"Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти. " (часть 3 глава III)

"Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом." (часть 3 глава II)

"Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно. " (ее домашнее платье, часть 3 глава II)

". продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой. " (часть 4 глава V)

"У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской. " (цитата о том, как у Агафьи появляются более дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги после аферы Мухоярова и Тарантьева, часть 4 глава IX)

"Она по-прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает. " (часть 4 глава IX)

В «Обломове» описаны различные персонажи, у каждого из которых свой образ, свой характер, своя судьба. Агафья Пшеницина – женщина, которая смогла дать Обломову то ощущение, которое он искал всю взрослую жизнь. Она позволила ему как будто вернуться в Обломовку, найти умиротворение и стать для героя воплощением тихой и спокойной семейной жизни.

Описание героини

Внешность Агафьи Матвеевны Пшенициной подробно описана в романе. Ей было около тридцати лет, она была бледна, румянец не пробивался сквозь ее полноватые щеки. На месте бровей у нее проглядывали две еле видные полосочки, чуть припухлые, с редкими светлыми волосиками. Ее глаза были простодушными, как и она сама. Жесткие руки были бледными, наружу выступали крупные синие жилы. Она была немного туповата, но как только речь заходила о предмете, о котором она имела представление, ее лицо менялось, принимало заботливое выражение. В целом Пшеницина была неразговорчивой особой, ни над чем не задумывалась. Если она не видела в разговоре четкой цели, она могла не отвечать вовсе.

Отношение к Обломову

Агафья Матвеевна прониклась к Обломову особенным отношением. Она сравнивала его с покойным мужем и с Тарантьевым, но раньше таких людей она никогда не встречала. Пшеницина держала свое отношение к Обломову в тайне: она не могла позволить себе кокетничать с ним, открыто вести себя соответственно своим чувствам. Она видела в его лени что-то особенное, он для нее будто сиял спокойствием.

Даже внешность Агафьи несколько менялась в зависимости от настроения и поведения Обломова. Например, после его расставания с Ольгой, она стала сама не своя, ругала Анисью и Акулину за все подряд. Если Обломов долго не возвращался, она могла не спать всю ночь, бросалась к окошку на каждый звук, проверяя, не Обломов ли это. Когда Обломов был мрачен – она сама становилась еще более молчаливой и задумчивой, еще более бледной, даже худела. Когда Обломов был в хорошем расположении духа, и ее внешность и настроение становилась лучше.

Отношение Обломова к Агафье

Героиня вызывала у Обломова несколько другие чувства. Благодаря ей он мог чувствовать атмосферу родной деревни. Мог ни о чем не заботиться, не думать, в отношениях с Агафьей он чувствовал спокойствие и умиротворенность, отсутствие необходимости постоянно что-то делать, решать, предпринимать. К Агафье Матвеевне у него не было такой любви, которая была к Ольге. К Пшенициной Обломов испытывал, скорее, дружеские чувства, большую благодарность, которые и послужили основой для крепкого брака.

Агафья для Обломова была возможностью мысленно вернуться в Обломовку, по которой он очень сильно тосковал. Так дом Пшенициной стал для Обломова не только местом проживания, но и настоящим домом, где ему уютно и комфортно, никто не заставляет ничего делать и что-то решать. Основой для брака послужили дружба и ощущение спокойствия, атмосфера уюта и тепла.

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Агафья Пшеницина», дать подробную характеристику героини, описать ее взаимоотношение с главным героем произведения.

Читайте также: