Как использовали кожу в средние века

Обновлено: 29.04.2024

Обувь вырезали из дерева и шили из тканей, валяли из шерсти и плели из тростника в ход шли кора, солома и даже металлические нити. Но во все времена и у всех народов основным материалом для обуви все же служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами. Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита герояАякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до техпор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном. Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии. А в России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.Некоторые народы вместо соли использовали квасцы – так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1(исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений. Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э.сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу.Но этотспособ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкойполучалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.

Хорошо продубленной и окрашенной кожа была у всех без исключения народов древности. Особенно преуспели в этом кожевенники Азии. Геродот свидетельствовал, что на торговле дубильными экстрактами специализировалась Финикия. Дубление было длительной операцией, когда его пытались ускорить (горячими) способами, кожа становилась жесткой. Именно «долгими кислыми дубами» получали знаменитую юфть – кожу потрясающей мягкости.Причем им предшествовали «мертвый колодец» и шакшевание с усиленным топтанием. Юфть была настолько мягкой и эластичной, что ее целиком пускали на вытяжку, т.е. вытягивали головку и голенище сапог практически без швов. Бахтарму юфти обязательно мазали дегтем и именно по его наличию определяли, русская это кожа или нет. Параллельно с дублением у всех народов с давних пор было распространено окрашивание кож в различные цвета. Наиболее привилегированными считались пурпурные оттенки, оттого что пурпур добывали из моллюсков, обитавших на большой глубине, а следовательно, труднодоступных и из-за этого очень дорогих. Только особы королевской крови носили обувь из пурпурной кожи. Но с развитием алхимии кожу начинают окрашивать протравкой слоями олова или железа. Например, железный купорос давал вожделенные оттенки от пурпурного до фиолетового. Так, постепенно добывая и пробуя для крашения и дубления соли различных металлов, дошли и до хрома, дубление которым стало новой вехой в развитии кожевенного производства. К началу XX века хромовое дубление становится преобладающим, оно придает коже голубые оттенки, значительно повышает прочность выделываемой кожи, а также ускоряет и удешевляет выделку. Однако самые лучшие кожи продолжают выделывать растительными и комбинированными с хромовым методами дубления. С развитием химии и активным ее внедрением в промышленность делаются попытки заменитьгигроскопичную натуральную кожу на менее промокаемые материалы. Вначале для низа обуви пытаются использовать натуральный каучук – он более устойчив к влаге, но быстро истирается. Его вскоре заменили резиной – вулканизированным каучуком, а позже в обувном производстве наступает эра синтетических и искусственных материалов. Несмотря на то, что начиная с 60-х годов они становится преобладающими материалами для низа для верха обуви специального и сезонного назначения, для натуральнойкожи со всеми ее достоинствами им еще очень далеко. Хотя и делаются попытки создать «настоящую» синтетическую кожу, но широкого распространения они не имеют, очевидно в следствии того, что образцы получаются немного дороже своего «эталона». Что же нас ждет в будущем? Возможно, в XXI веке совершенный аналог натуральной кожи будет все-таки создан, а сама она, содержащая ценный белок, превратится с помощью удивительных технологий в продукт питания. Но пока кожа остается ценнейшим, удобнейшим и по прежнему основным материалом для обуви.

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с изделиями из натуральной кожей. Кто-то предпочитает только изделия из натуральной кожи, кому-то нет особо разницы натуральная она или эко, а кто-то против использования натуральной кожи. Все мы разные и у нас разное отношение к этому материалу. Но все мы с ним сталкиваемся в повседневной жизни.

Но мало кто из нас знает историю натуральной кожи.

В этой публикации хочется поделится с Вами некоторыми интересными фактами о натуральной коже.

Начнем с того, что обработка кожи является одним из самых древних ремесел на земле. Ткачество и пряжа появились гораздо позже. Доподлинно известно, что уже питекантропы и неандертальцы натягивали на себя шкуры только что освежеванных оленей, зубров и медведей.

Во времена Римской империи на судах использовались паруса, сделанные из кожи. Кожа использовалась для изготовления шатров, домашней мебели, оружия и бронежилетов. Примерно 1000 лет спустя, кожу стали носить египетские модницы. Заметим, что в ход шли преимущественно кожи крупного рогатого скота, коней и овец. А вот индейцев можно назвать истинными ценителями кожаных одежд : штаны, рубахи, парки и мокасины – все из кожи. Самым популярным материалом была шкура оленя карибу.

История использования кожи., фото № 1

В тоже время многие народы изготавливали сосуды или кожаные мешки из цельной шкуры животного. Да и по сей день, они распространены в странах Востока, у некоторых народов Сибири и Средней Азии. Большие бурдюки изготавливаются из шкуры буйволов и быков, а маленькие из шкуры козлят и ягнят. В старину бурдюк служил единственным средством для сохранения и перевозки жидкостей. В бурдюке возили и носили всё, что льётся, начиная от воды и заканчивая нефтью.

История использования кожи., фото № 2

В средневековье люди применять кожу практически везде. И самый лучший вариант использования кожи к тому моменту было – создание фолиантов. Это – книги, сшитые из листков пергамента. Его производили из сыромятной недубленой кожи телят. Наибольшее собрание таких кожаных книг сегодня сосредоточено в Ватиканской апостольской библиотеке.

История использования кожи., фото № 3

На Руси же славились сафьяновые сапожки из козлиной кожи. Кожу дубили, а после выкрашивали в разные цвета, украшали вышивкой, жемчугами и драгоценными камнями.

А так же в 14-16 веке использовали кожаные рубли))

История использования кожи., фото № 4

История использования кожи., фото № 5

В 17 веке в Италии кожу использовали как красивые и дорогие обои.

История использования кожи., фото № 6

Сейчас уже 21век, а изделия из натуральной кожи всё так же ценятся и находятся в нашем обиходе. Только сейчас кожаных изделий стало больше. Стали изготавливаться вещи из более дорогих экзотических кож, например кожа скатов, аллигаторов, змей и тд. Сейчас кожаные изделия популярны как никогда. И не потому, что нет других материалов, как в древности. А потому, что это практично, стильно и качественно. Кожа прошла испытание веками. Именно поэтому изделия из кожи так ценны.

С глубокой древности кожевенный материал, как один из видов природного сырья, занимал в жизни человека особое место. По доступности, повсеместному распространению и восполняемости ресурсов он, пожалуй, превосходил даже дерево.

Кожа с древних времен считается не просто утилитарным и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. Натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами.

Каждый из нас знает, что первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура недолго, поскольку на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие кожаные изделия, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлевать жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н. э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее, либо комбинируя эти два примитивных способа дубления. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку, как и нам с вами, тоже хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. Если будете в Египте в Долине царей, обязательно взгляните на самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н. э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона — это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем, в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу — пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше — они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х веке переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием — от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. К сожалению, лишь немногие экземпляры кожаных изделий того времени дошли до нас.

В эпоху готического стиля (XIII— XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк — это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров, Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XV века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее.

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, снова в отделке появилась гравировка.

В XVIII столетии величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики — это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

В конце XVIII столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чисто ту линии модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом и отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом. Приятно знать, что наши древние предки — скифы тоже были мастерами обработки кож: в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V — I вв. до н. э. В качестве декора применялась, в основном, аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле).

По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI —VII вв., правда, кожаных вещей дошло до насочень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в ХІ-ХІІ вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную роль и были просты в оформлении. Со временем их стали украшать штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом, рельефным тиснением.

Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытные изделия русских мастеров, богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки, были широко известны.

Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества и уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

В нашем стремительном и чересчур практичном XX веке кожевенное ремесло не кануло и Лету ни в европейских странах, ни у нас. Признанные художественные центры по обработке кожи существуют в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

На сегодняшний день мировое производство сырья традиционно сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является как бы побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Наибольшие темпы развития кожевенной промышленности демонстрируют Китай, Бразилия, Индия, Аргентина. Развитие национальной кожевенной промышленности делает эти страны монополистами в решении проблем сырьевого обеспечения. Протекционистская политика ряда стран, направленная на создание условий для развития собственных кожевенных предприятий, привел к снижению поставок кожевенного сырья на внешние рынки. На сегодняшний день 37% рынка шкур крупного рогатого скота контролируется Китаем, Бразилией и Индией, 31% рынка овчины и 77% рынка козоводства перерабатываются в кожаных областях Китая, Индии, Турции и Бангладеш.

История кожи и меха: средние века

В средние века леса буквально кишели пушным зверьем, поэтому добыча меха была довольно простым делом. Но перед тем как попасть к конечному потребителю, меховое изделие проходило очень сложную и длительную процедуру обработки.

Сегодня, при наличии отработанных технологий, механизированных линий и специальных реагентов – таких как, например, муравьиная кислота, обработка мехов и кож занимает по сравнению со средними веками намного меньше времени. Но в те времена все было гораздо сложнее. Муравьиную кислоту открыли лишь в XVII веке, а между тем потребность в меховой и кожаной одежде возрастала, особенно среди привилегированных слоев общества.

В средние века разделение общества на классы было особенно резким, а средняя продолжительность жизни, увы, слишком малой. Поэтому аристократия старалась получить от жизни максимальное удовольствие. В эти времена развивается эстетика внешнего вида. А поскольку меховые изделия были очень красивыми и приятными на ощупь, меховая оторочка часто использовалась для отделки платьев и плащей знатных европейских вельмож. При этом даже появилась градация по сословиям: куница и горностай для королей и приближенных к ним особ, лиса, бобер, выдра и заяц – для представителей среднего класса.


Цена меха нередко приравнивалась к золоту, поэтому меховые шкурки были своеобразной валютой, а охотники неплохо зарабатывали на поставках в кожевенные мастерские. Особенно развито пушное дело было в России. Российские соболя были любимы всей европейской элитой и стоили баснословные деньги.

Помимо меховых изделий большую популярность получили изделия из кожи. И речь шла уже не о сапогах или изящных женских туфлях, а о военной и охотничьей экипировке. Кожаные доспехи были легкими и потому играли роль военной формы регулярных войск. Но кожа была довольно уязвима к острым ударам мечей и копий, поэтому благородные рыцари предпочитали тяжелые доспехи. А чтобы уменьшить трение тяжелого железа при соприкосновении с телом, под низ надевали кожаную поддевку.

Еще одна сфера, в которой были востребованы кожаные изделия – книжное дело. До появления бумаги основным писарским материалом был пергамент – отбеленные тонкие кожаные листы, получаемые из телячьей или овечьей кожи. Толстая кожа шла на изготовление книжных переплетов.

Секреты выделки самой лучшей кожи ревностно охранялись. Известно, что существовали целые поселки мастеров кожевенных дел, которые выстраивались вдоль рек, поскольку производство требовало огромного количества воды. Сначала шкуры протравливали для смягчения, после чего сшивали вместе и опускали в чан с дубильным отваром. Процедуру повторяли каждые две недели много раз.

Особого мастерства достигли турецкие кожевники, которые экспериментировали с различными ингредиентами, используя для травления отруби, инжир, виноградный сок и даже мед. Зато у них получались невероятно мягкие кожаные материалы.

Дубление в Европе производили двумя способами. Один из них – белое дубление, производилось с помощью квасцов. Этот способ внедрили венгры, позаимствовав его у азиатов. Это дубление до сих пор именуется венгерским. Второй способ – красное дубление, производился с использованием коры деревьев – дуба, каштана, сосны, ивы и ели.

В это же время кожу не просто выделывают, но ищут способы ее окраски, применяя различные растительные отвары. Черным тмином добивались желтого цвета, гранаты, вермут и дикие яблоки использовали для придания красного оттенка, отваром из хлебных корок и железного лома окрашивали в черный, а коричневый получался при замачивании в желудевом отваре.

Постепенно применение кожи расширяется на изготовление сумок, перчаток, кошельков и прочей кожаной галантереи. Появляются мастера художественной обработки таких изделий. Таким образом, были созданы предпосылки для промышленного производства кожаных и меховых изделий.

Кожевенные мастерские в средние века

Кожевенное мастерство развивалось и совершенствовалось на всех этапах развития человеческого сообщества. Как только первобытный человек понял, что босыми ногами он далеко не уйдет, а очень уж хотелось изведать новые места, он стал всеми способами защищать ноги. Шкуры животных долгое время были единственным материалом для пошива одежды, защищающей от холода.

Несмотря на то, что постепенно человек обучался получать растительное сырье для изготовления одежды, кожаные и меховые изделия оставались главной защитой от холода вплоть до изобретения синтетики. Поэтому в средние века производством кожаных изделий стали заниматься отдельные мастерские.

Кожевенные мастерские средневековья

Выделка кожи изначально производилась там, где был ее источник, то есть – в сельской местности. Так было достаточно долго, поскольку каждый крестьянин сам обеспечивал себя всем – и одеждой, и обувью, и продуктами питания. По мере выделения ремесел и появления денежных эквивалентов обмена стали выделяться отдельные ремесленные мастерские, в том числе и кожевенные.

Кожа закупалась у крестьян, разводивших скот. Из нее выделывались разные сорта кожи, которые шли на изготовление обуви, одежды, тары и аксессуаров. Долгое время такие мастерские были шорно-сапожными. То есть сапожники сами занимались и выделкой, и пошивом. Со временем произошло дальнейшее разделение труда, и кожевенные мастерские стали заниматься только выделкой кожи из шкур, которые скупали у владельцев домашнего скота или охотников, а затем продавали свои материалы сапожникам и в пошивочные мастерские.

По мере развития городской инфраструктуры мастерские перемещались из деревень в города. Причем обустраивались они на окраинах городских поселений, поскольку выделка шкур была достаточно грязным и неприятно пахнущим ремеслом.

Как выглядели кожевенные мастерские

Историки пытаются восстановить облик кожевенных мастерских и состав оборудования исключительно по археологическим находкам. Так было установлено, что отсутствие специальных чанов для замачивания шкур в сапожных мастерских свидетельствовало о том, что пошив был отделен от выделки кожи после XIII века.

Предположительно кожевенные мастерские находились в отдельных от жилых строениях и были оборудованы колодами для замачивания кожи, котлами и дубовыми кадками, а также корытами и ушатами. Инструментами служили специальные скобели и скребницы. Технология выделки сохранялась на протяжении многих веков, и лишь некоторые инструменты и емкости со временем совершенствовались.

Кто занимался выделкой кож в средние века

Чтобы выделать шкуру в материал, пригодный для изготовления изделий, требовалось очень много времени – месяцы, а иногда годы. Сначала шкуру промывали и очищали от остатков мяса и сухожилий, затем подвергали процессу золения после длительного вымачивания в воде. Из зольника шкура попадала на козлы для очистки, где с нее счищались шерсть и мездра с помощью тупых ножей, после чего кожу подвергали процессу дубления для придания прочности, мягкости и эластичности.

Такой процесс требовал определенных навыков, которые нарабатывались годами. Потому кожевенных дел мастера передавали свое мастерство следующему поколению - как правило, своим детям. Но поскольку с увеличением объема производства мастеру требовались помощники, новые мастера часто вырастали из учеников – подмастерьев, так что овладеть искусством выделки кож мог каждый крепкий и сильный молодой человек, которому был под силу тяжелый труд кожевника.

В XVII веке в России на смену небольшим мастерским пришли кожевенные дворы или «заводы». Технология по выделке кож оставалась неизменной вплоть до XX века, но производство уже тогда стало становиться массовым за счет выделения последовательностей технологических операций, которые выполнялись отдельными группами работников.

Читайте также: