Как делать переплет на коже

Обновлено: 23.04.2024

Если у Вашей любимой книги серьезно потрепана обложка, и Вы хотите сделать для нее кожаный переплет, то есть два пути решения данной проблемы: отнести книгу в книжную мастерскую,где Вам сделают красивую, но, сразу скажем, не дешевую обложку из кожи, либо сделать кожаный переплет самостоятельно.

При выборе второго варианта, Вы не только прилично сэкономите, но еще и будете гордиться тем, что сами лично надолго продлили жизнь любимой книге.

Для реставрации Вам понадобятся:

  • плотный картон
  • кожа
  • ножницы
  • столярный клей
  • ткань для корешка книги
  • декоративные элементы (если понадобится украшение обложки).

Из плотного картона вырезаются две крышки для книги. Размер этих крышек чуть больше ширины и высоты страниц. По высоте и по ширине картон должен быть на 3 мм выше и шире страницы (с каждой стороны).

Затем нужно будет приклеить столярным клеем верхнюю и нижнюю крышки из картона к тканевому корешку.

Размеры корешка высчитываем следующим образом: берется высота и ширина всех страничек книги и к этим параметрам с каждой из сторон прибавляем запас в 1,5 см.

С низу, сверху и с боков этот припуск пойдет для того, чтобы приклеить к корешку обе картонные крышки. Клеим для прочности все это только столярным клеем, а не канцелярским.

Когда данная заготовка из крышек и корешка полностью высохнет, приступаем к закреплению на ней самок книги. Это можно сделать при помощи того же столярного клея, хорошо промазав им тканевый корешок и тыльную сторону страниц, где они скреплены воедино.

Затем сверху на корешок приклеить кусочек кожи , или дерматина, такого же размера, как корешок. В последствии, именно к нему и к картонным крышкам будет приклеиваться обложка из кожи.

Кожу можно будет выкроить на каждую крышку отдельно, если нет большого куска кожи, чтобы хватило обернуть ей всю книгу сразу, или сделать единую выкройку, у которой учитываются напуски внутрь картонных крышек.

Как поэтапно произвести изготовление кожаного переплета для книги можно посмотреть внизу на пошаговом схематичном рисунке (см фото):


Если есть большое желание сделать обложку не просто дорогой и практичной, но еще и как-то по-особенному ее украсить, то можно сделать различные украшения для верхней крышки книги, используя при этом декоративные элементы, выполненные из той же кожи (фактуру и цвета можно использовать любые на вкус).

Помимо украшений можно сделать накладные уголочки из декоративных металлических элементов, чтобы уголки не затирались.


Можно так же сделать, чтобы книга закрывалась на красивый миниатюрный замочек. Для закрывания могут использоваться кожаные ремешки с застежками.



Таким образом, украсив самостоятельно книгу Вы получите эксклюзивный маленький "шедевр", изготовленный собственными руками.

На последнем фото маленький замочек для закрывания книги на ключ, а так же выполнено декоративное тиснение на кожаном переплете. Но о тиснении на переплете - это уже отдельная тема.

Стабилизация – обработка материала документа, замедляющая его старение и предотвращающая повреждение.

Кожаные переплеты предназначены для защиты книжного блока от вредного воздействия окружающей среды. Однако переплеты рукописных, редких и ценных книг представляют, кроме того, художественную и историческую ценность и, следовательно, требуют к себе повышенного внимания.
Хорошо выделанная кожа – материал устойчивый, но с течением времени подвержен старению. Когда влажность окружающего воздуха низкая, в коже происходят физико-химические процессы, ускоряющие ее старение. Суть их в резком уменьшении содержания воды и жира.
Вода испаряется, жиры также частично испаряются, непосредственно или в виде продуктов окисления, частично удаляются механически с пылью. Потеря воды кожей процесс обратимый. При повышении влажности воздуха кожа вновь поглощает определенное количество влаги. Потеря же жира необратима, ее необходимо восполнять жированием.
Для восполнения жировых веществ применяют различные жирующие составы, которые повышают прочность, мягкость, пластичность и гидрофобность кожи.
Оптимальное содержание жиров в коже 10-20 %. Жирующие вещества должны хорошо впитываться, быть устойчивыми к окислению и полимеризации, а также укреплять кожу, уменьшать ее жесткость и, по возможности, не изменяя внешний вид.
Для приготовления составов используют различные масла, жиры и воски животного и растительного происхождения, а также минеральные масла.

1. Принцип отбора документов для стабилизации кожаных переплетов
Стабилизации подвергают старые и частично поврежденные переплеты документов из кожи и растительного, и хромового дубления. Условно считают, что переплеты до 1850 г. выполнены из кожи растительного дубления, а переплеты после 1850 г. из кожи хромового дубления
Переплеты из аппретированной, окрашенной, лакированной кожи подлежат стабилизационной обработке с учетом специфики их состава.
Стабилизацию переплетов выполняют только после гигиенической обработки документа.

2. Частота обработки документов жирующими смесями
Обрабатывать кожаные переплеты следует каждые 3-5 лет.

3. Оборудование:

  • весы с точностью ± 0,005 г.
  • водяная баня
  • скальпель
  • фарфоровая чашка или эмалированная посуда
  • мерный цилиндр, V=100-200 мл
  • шпатель фарфоровый или стеклянный
  • вытяжной шкаф ЛАБ-1500 ШВ с керамическим покрытием
  • электроплитка
  • пылесос
  • воронка

4. Реактивы:

  • вазелиновое масло, ГОСТ 3164-78
  • ланолин
  • пчелиный воск, ГОСТ 21179-75
  • дистиллированная вода
  • 96 %-й этиловый спирт, ГОСТ 18300-87

5. Материалы

  • фильтровальная бумага, ГОСТ 12026-76
  • шерстяная ткань или мягкая щетка для нанесения смазки
  • мягкая плоская щетка для отделки поверхности переплета
  • плюш или фланель
  • марля, ГОСТ 9412-93
  • марлевые тампоны
  • перчатки
  • халат
  • маска марлевая

6. Жирующий состав

6.1. Очистка пчелиного воска

Пчелиный воск помещают в фарфоровую чашку диаметром 10-12 см, заливают дистиллированной водой и расплавляют на водяной бане.
После плавления горячий воск фильтруют через двойной слой марли. Для охлаждения чашку с расплавленным воском помещают на водяную баню с холодной водой. Поверхность застывшего воска, если она загрязнена, очищают скальпелем.
Плавление воска в горячей воде и очистку поверхности воска скальпелем (без фильтрации) повторяют два-три раза, до получения однородной массы.

Примечание: п.. 6.1 выполняют при необходимости очистки воска.

6.2. Приготовление жирующего состава

  • пчелиный воск –7 г;
  • вазелиновое масло –40 г;
  • ланолин -60 г.

Пчелиный воск помещают в сухую фарфоровую чашку или эмалированную посуду и расплавляют на водяной бане при t=65-70 °С. В расплавленный воск постепенно (при помешивании) добавляют ланолин и вазелиновое масло. Смесь осторожно перемешивают стеклянным или фарфоровым шпателем до получения однородной массы.

Примечание: Приготовление жирующего состава выполняется под тягой.

7. Подготовка книг

Вначале книги разделяют по виду дубления кожи переплетов: растительного и хромового. Затем в каждой из данных групп подбирают книги с переплетами из кожи окрашенной, аппретированной, лакированной.
Непосредственно перед обработкой отделяют книги с переплетами из светлой кожи. Для этой группы непосредственно перед стабилизацией выполняют тест на определение степени потемнения кожи под действием смазки. Если кожа темнеет, то решение о стабилизации принимают только совместно с хранителями.
Чтобы пыль не оседала на смазанные переплеты, полки, стеллажи, все помещение в целом должны быть тщательно обеспылены с помощью пылесоса и последующей влажной уборки.
Документы должны быть тщательно обеспылены с помощью пылесоса или влажной марли.

Примечание: Обязательно делают пробу на растворимость краски: ватным тампоном, смоченным 96 %-м спиртом, протирают кожу на внутренней стороне переплета, около форзаца. Если на тампоне остается краска, то окрашенную кожу обрабатывать спиртом нельзя.

Лакированную кожу можно отличить по исчезновению блеска при обработке небольших участков переплета марлевым тампоном, смоченном в спирте. Именно поэтому лакированная кожа спиртовой обработке не подлежит.

8. Процесс обработки кожаных переплетов
8.1. Кожу тщательно (2-3 раза) обрабатывают марлевым тампоном, смоченным в дистиллированной воде и туго отжатым. По мере загрязнения тампон меняют.

Примечание: Пункт 8.1 выполняют в случае сильного загрязнения поверхности кожи. Некоторые виды старой кожи от воды темнеют. Поэтому необходимо предварительное тестирование марлевым тампоном, смоченным водой, на внутренней стороне крышки переплета. Нежелательно удаление пыли влажным тампоном с кожаных переплетов, аппретированных белковыми веществами или крахмальным клейстером, так как блеск аппретированного переплета уменьшается.

8.2. Через 30-50 мин кожу протирают марлевым тампоном, смоченным в 20 % -м водном растворе этилового спирта.
8.3. Перед нанесением смазки под крышки переплета помещают листы фильтровальной бумаги.
8.4. Через 1 ч на кожу наносят густым слоем жирующий состав и втирают его в кожу с помощью щетки с натуральным нежестким ворсом или шерстяной ветоши. Втирание состава следует выполнять интенсивно, добиваясь разогрева поверхности кожи.
8.5. При необходимости в каждый документ помещают вкладыш с порядковым номером, чтобы не нарушать порядок расстановки.
8.6. Обработанные документы расставляют веером на столах или тележках или оставляют на полке, переложив фильтровальной бумагой.
8.7. Через 1-2 дня при необходимости повторно наносят смазку и снова оставляют документы на 1-2 дня.
8.8. Через день после заключительной обработки переплеты протирают мягкой плоской щеткой, а затем полируют до блеска плюшем, фланелью или шерстяной тканью.

9. Расход смазки

На каждые 10 см2 поверхности кожаного переплета требуется 0,015 г смазки. Смазку взвешивают на обычных технических весах.

10. Техника безопасности при выполнении работы

Чтобы не допустить воспламенения, необходимо использовать электрическую плитку только с закрытой спиралью.

При приготовлении смазки соблюдать меры предосторожности:

  • не допускать закипания смеси;
  • работать в маске, защищающей органы дыхания и глаза;
  • работать под тягой.

После работы руки хорошо вымыть и смазать вазелином или глицерином.

Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. / М.: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2011. С.85.

Человеку непосвященному золотое тиснение может показаться операцией сложной, а зачастую и невыполнимой. Я довольно долго осваивал английский метод золочения, осложненный приготовлением различных паст на основе яичного белка и т.д. Мастер, обучавший меня, был настоящим экспертом в тиснении, поэтому я постарался взять от него максимум полезной информации, а уже потом приступил к разработке упрощенного способа, при помощи которого даже новичок добьется хороших результатов.

Как и в большинстве переплетных учебных заведений, меня учили работать с сусальным золотом. Поталь, мало отличаясь внешним видом от реального золота, стоит на порядок меньше. При этом многообразие сортов потали позволяет выбрать ту, которая наиболее походит на 23-каратное золото.

Золотое тиснение

Оборудование и материалы:

1. печь для инструмента

2. подушка и нож для золочения

3. листовая поталь

4. клеевая основа под золото

6. хлопковая вата

7. скипидар или уайт-спирит

10. книга, которую вы собираетесь отделывать

11. финишные тиски

Несколько слов об оборудовании.

Конечно, настоящая печь для нагрева штампов – идеальный вариант, но вместо нее вполне можно использовать обычную электрическую хозяйственную плитку с регулятором температуры.

Подушку для золочения можно изготовить самостоятельно из высококачественной кожи толщиной около 3 мм, натянутой на деревянную основу. Под кожу необходимо проложить слой ваты толщиной около ¼ дюйма. Вместо золотильного ножа можно использовать старый кухонный нож с концом, срезанным на угол. Бритвенной заточки золотильный нож не требует.

Для работ с недорогими книгами я использую листовую поталь вместо сусального золота. Несмотря на то, что поталь после тиснения желательно закрывать тонким слоем шеллака, чтобы препятствовать потемнению потали со временем (т.е. добавляется еще одна операция), разница в стоимости потали и золота вполне компенсирует затраты времени, а выглядит поталь, как вы сможете увидеть далее, вполне убедительно.

Клеевая основа

Существует два варианта клеевых основ под золочение. Первый – взбитый яичный белок. Второй – использовать покупные основы, содержащие шеллак. Например, BS Glaire на спиртовой основе, или JHS Glaire на водной основе (рекомендован для людей, страдающих непереносимостью спиртовых паров). Обе этих основы могут наноситься кистью или ватным тампоном. Я в настоящее время использую JHS Glaire.

Тальк или мел используются для очистки поверхности подушки для золочения и ножа.

Финишные тиски используются для фиксации книги, которую вы отделываете, в удобном для работы положении.

Для себя я определил, что мне удобнее всего заниматься золочением с утра, когда я еще не утомлен текущей работой. Убедитесь, что у вас достаточно времени для неторопливого и качественного выполнения работы, т.к. только такая работа принесет хороший результат и удовлетворение мастеру.

Подготовка к золочению

Возьмите на кончик ножа немного талька или мела.

Золотое тиснение

Нанесите его тонким слоем на поверхность подушки. Эта операция служит для обезжиривания поверхностей. Несколько раз проведите по поверхности подушки плоскостью ножа, следя за тем, чтоб не оставалось необработанных участков. Затем стряхните ножом излишки порошка.

Золотое тиснение

Возьмите книгу, предназначенную для золочения, и закрепите ее в финишных тисках так, чтобы над губками тисков выступало около 1 дюйма корешка.

Золотое тиснение

Используя ватный тампон, тонким слоем нанесите клеевую основу на те участки корешка, на которые будет наноситься золото. Если вы используете взбитый белок, то в нем могут образоваться небольшие пузыри. Это не слишком существенно, т.к. они быстро пропадают и поверхность выравнивается. Затем, И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! оставьте книгу минимум на 24 часа, прежде чем начнете наносить золото! Независимо от типа клеевой основы, если вы начнете наносить золото раньше этого срока, то получите либо худшие результаты, либо не получите вообще никаких.

Нет необходимости оставлять книгу в тисках на все время высыхания основы. Вы можете вынуть ее, чтобы использовать тиски для нанесения основы на другие книги или для других работ. Хорошая особенность промышленных клеевых основ в том, что вы можете приступать к золочению тогда, когда вам это удобно, не предпринимая дополнительных действий, основа остается рабочей в течение долгого времени.

Когда вы готовы к работе, поместите книжку с листовой поталью на подушку и вдвиньте нож (не забудьте про обезжиривание!) под середину листа, как на фото.

Золотое тиснение

Поворачивая нож, аккуратно снимите его с книжки. Обратите внимание, что малейшее движение воздуха может испортить лист, поэтому перед началом работы закройте окна, выгоните кота, а снимая лист даже задержите дыхание.

Золотое тиснение

Аккуратно уложите лист на подушку, лезвием ножа разделите лист на кусочки, соответствующие областям книги, которые вы будете золотить. Следите за своим дыханием, которое может легко повредить листы.

Золотое тиснение

Оторвите небольшой клочок ваты и сверните его в тугой тампон.

Золотое тиснение

Нанесите немного вазелина на тыльную сторону руки и круговыми движениями тампона распределите вазелин по большой площади. Смысл в получении ровной тонкой пленки вазелина на поверхности тампона.

Золотое тиснение

Тампоном обработайте те участки книги, которые предполагается золотить. Следите за тем, чтобы вазелин распределялся тонким слоем, сгустки вазелина аккуратно удаляйте с поверхности. Особенно тщательно обрабатывайте области около бинтов, т.к. там может скопиться большее количество вазелина, чем это необходимо. Вазелин необходим только для фиксации золотого листа на поверхности, поэтому большое его количество только приведет к ухудшению качества золочения.

Золотое тиснение

Теперь возьмите чистый ватный тампон и слегка проведите им по лбу или по волосам. Смысл в том, чтобы нанести на тампон очень малое количество жира. Тампон с небольшим количеством смазки легко поднимает тонкое золото.

Золотое тиснение

Если у вас очень сухая кожа, можно осторожно нанести минимально возможное количество вазелина на тампон. Количество смазки на книге должно быть существенно больше, чем на тампоне, чтобы лист легко отделился от тампона и закрепился на коже.

По-прежнему следя за сквозняками, переместите тампоном золотой лист к тому участку, куда собираетесь наносить золото, аккуратно опустите лист и очень нежно прижмите. Если прижим будет сильнее необходимого, лист может порваться или деформироваться и тогда придется наносить еще один или несколько листов золота на поврежденные участки. Ничего страшного в этом нет, но лишнее время и затраты. К тому же, лучшие результаты дает все-таки аккуратная работа.

Золотое тиснение

Если все предыдущие шаги сделаны правильно, лист должен легко отделиться от тампона и закрепиться на коже.

Золотое тиснение

Продолжайте переносить золото на книгу до тех пор, пока не закроете все необходимые участки.

Золотое тиснение

На фото весь корешок покрыт золотом, т.к. я планирую сделать полное тиснение. Если вы хотите нанести только надпись или поперечные линии, наносите золото только на нужные участки.

Золотое тиснение

Ровно нанести надпись на скругленный корешок бывает сложно, поэтому можно сделать разметку для удобства.

Золотое тиснение

Делается это так: возьмите тонкую х/б нить, намотайте ее кончики на пальцы, как показано на фото, и используя остальные пальцы для упора поместите нить на корешок перпендикулярно краям.

Золотое тиснение

Попробуйте слегка подвигать нить вправо-влево, следя за тем, чтобы она оставалась перпендикулярна краям корешка. Когда вы почувствуете, что это не вызывает проблем, перенесите нить туда, где уложен золотой лист.

Золотое тиснение

Расположите нить в том месте, где должен находиться верхний край букв, прижмите нить к золоту и слегка сдвиньте. Вы увидите, что нить оставляет четкий след, который может использоваться в качестве направляющей для вашего штампа.

Золотое тиснение

Теперь мы переходим к еще одному важному моменту золочения – температуре инструментов.

Если говорить точно, то требуемая температура составляет 120-125 гр, поэтому, если вы используете специальную печь для штампов, просто включите ее в рабочий режим, доведите инструменты до температуры кипения воды, и можно работать. Оценить правильную температуру можно следующим способом: нанесите немного воды на палец и быстро прикоснитесь к поверхности инструмента. Если вода просто быстро испаряется – инструмент готов. Если вода начинает шипеть и пузыриться – инструмент слегка перегрет.

Золотое тиснение

Это – рабочая температура для клеевых основ на базе спирта.

Когда вы уверены в правильной температуре нагрева штампа, можно приступать к тиснению. Если вы используете симметричный штамп, то опустив его на поверхность кожи, слегка покачайте им в четырех направлениях (север-юг-запад-восток).

Золотое тиснение

На приведенной диаграмме я попытался изобразить это движение.

Золотое тиснение

Учтите, что контакт штампа с книгой должен быть кратковременным, не более пары секунд. Если оттиск получается нечетким или заплывшим, то контакт штампа с кожей был слишком долгим. Покачивание штампа приводит к выравниванию оттиска, если, например, поверхность штампа не идеально плоская. Если вы используете филету для нанесения на корешок линий, такое покачивание не требуется.

В результате на качество оттиска напрямую влияют три фактора:

Нагрев: температура инструмента

Задержка: время контакта инструмента с книгой

Давление: усилие прижима инструмента

Если вы выполняете тиснение слегка недогретым инструментом, то вам потребуется большее время контакта, но это уже тонкости, которые приходят с опытом.

Золотое тиснение

Закончив тиснение на всех необходимых вам участках, возьмите ватный тампон, смочите его в уайт-спирите, максимально отожмите, и легкими движениями удалите остатки золота. Не старайтесь удалить все за один раз: снимите излишки вокруг тиснения, затем, используя чистый смоченный тампон, обработайте тиснение.

Золотое тиснение

Ниже вы видите результат тиснения. Если температура инструментов была выбрана правильно, то всю работу по закреплению золота выполнит клеевая основа, которая в данном случае работает как термоклей, разогретый вашим инструментом. Обратите внимание, что мы не делали предварительного блинтового тиснения, не использовали картонные шаблоны и т.п. – данный вариант, это простейший вариант золочения.

Золотое тиснение

Это руководство написано для того, чтобы объяснить основы золочения и гарантировать хороший результат ваших первых опытов. Если же впоследствии вы захотите разобраться в тонкостях процесса золотой отделки переплетов, то я рекомендую книгу Дж.Митчелла, который является одним из очень немногих настоящих профессионалов в этом деле.

Золотое тиснение

В завершении работы покройте тисненые участки тонким слоем шеллака. Hewitt&Sons производит замечательный лак для кожи, который, имея слегка оранжевый оттенок, не только защищает золото от воздействия воздуха, но и придает ему очень красивый насыщенный цвет.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

При работе с кожей используют специальные инструменты, чтобы нанести на нее рисунок. Вы можете создать рельефный рисунок, сделав штамповку либо выдавив его с помощью металлической формы на неотшлифованной коже. Если у вас нет инструментов для обработки кожи, выберите способ прижима, а если вы хотите вложить деньги в набор макетов для кожи, вам следует остановиться на втором способе.

Изображение с названием Emboss Leather Step 1

Купите неотшлифованную кожу в магазине. Тиснение на коже у вас не получится на предварительно обработанной одежде или аксессуарах.

Изображение с названием Emboss Leather Step 2

  • Если вы используете металлический талисман, убедитесь, что у него острые кромки. Благодаря этому ваш узор на коже будет лучше виден.I

Изображение с названием Emboss Leather Step 3

Разгладьте неотшлифованную кожу на рабочем столе. Лицевая часть должна быть сверху. Она должна быть возле края стола, на который вы сможете прикрепить крепкую зажимную скобу.

Изображение с названием Emboss Leather Step 4

Изображение с названием Emboss Leather Step 5

Очистите кожу губкой, увлажнив ее равномерным слоем. Подвиньте кусок кожи, чтобы он прилегал под скобой.

Изображение с названием Emboss Leather Step 6

Изображение с названием Emboss Leather Step 7

Поставьте верхнюю лапу зажимной скобы в центре металлического предмета. Затягивайте скобу, насколько это возможно.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).

Хотите сделать красивое седло для лошади или ремень? Тиснение по коже - отличное ремесло, которое может быть освоено даже новичками. Тиснение по коже - это процесс вырезания по коже, при котором создаются рельефы и узоры. Конечно, существуют и другие способы обработки кожи, которые сопутствуют тиснению, например, штамповка. Если вы новичок в мире кожи, эта статья расскажет вам, как выполнять основные процессы, чтобы получить красивое изделие.

Изображение с названием Tool Leather Step 1

Найдите проверенного продавца. Вы можете купить кожу в магазине или у интернет-продавцов. Естественно, если вы нашли другой вариант, который вам подходит, остановитесь на нем!

Изображение с названием Tool Leather Step 2

Разберитесь, как продается хорошая кожа. Когда вы имеете дело с продавцами кожи, вам следует обратить внимание на то, как они ее продают. Хорошая кожа обычно продается в квадратных дециметрах или поштучно лоскутами. Если вас что-то настораживает при покупке, будьте внимательны.

Изображение с названием Tool Leather Step 3

Обратите внимание на рубцы, укусы насекомых и клейма. Рубцы, укусы насекомых и клейменные знаки затрудняют обработку кожи и портят ее внешний вид.

Изображение с названием Tool Leather Step 4

Для начала купите недорогую кожу (писателю нужно написать несколько сотен тысяч слов, прежде чем создать хорошее произведение). При работе с кожей вам придется сделать несколько простых изделий, прежде чем вы будете готовы выполнить более сложную работу; поэтому для начала не стоит покупать дорогую кожу.

Читайте также: