Как беречь кожу для детей

Обновлено: 22.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Классный час на тему «Кожа человека и ее здоровье».

1. Способствовать формированию навыков и привычек ухода за кожей, ее защиты;

2. Развивать внимание, речь, сообразительность, осязательное восприятие;

3. Дать представление о строении кожного покрова, для чего он нужен человеку.

-Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.

- Как называется тема нашего сегодняшнего урока? Правильно. И сегодня я расскажу вам о том, как же устроена наша кожа, о ее значении в нашей жизни и о том, как нужно ее защищать.

Основной этап

Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, которая защищает ее от проникновения метеоритов, перегрева, переохлаждения и т.д. Наше тело тоже со всех сторон покрыто особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима всем нам?

- Сначала давайте познакомимся с ее строением. Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Потрогайте, толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?

- Кожа гладкая, с волосками, мягкая и тонкая.

- Наша кожа состоит из трех слоев (воспитатель показывает по таблице). Самый верхний слой – тонкий, но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он защищает и от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущиваются. Чтобы удалить эти отмершие частички кожи, необходимо тщательно мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.

Еще в коже образуется пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез (учитель показывает по таблице).

Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?

- С потом выходят ненужные вещества, сало защищает кожу.

- Правильно, с потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохраняет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода природный крем, который вырабатывает сама кожа.

Ребята, а что происходит, когда вам жарко?

-Правильно. А для чего это нужно?

- Чтобы тело охладилось.

- Молодцы, вы все правильно сказали. Пот выделяется для охлаждения нашего тела. А как реагирует кожа на холод? Что происходит, когда вы замерзаете?

- Появляется «гусиная кожа».

- Мышцы начинают дрожать и на коже появляются пупырышки. Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.

А теперь давайте проведем эксперимент. Нужен самый честный ученик.

(Один из учащихся выходит, закрывает глаза, уши. Другой ученик подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и садится на место. Ученик по команде учителя открывает глаза и уши).

Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?

- Кожа помогает нам определить (ощутить) прикосновение. Особенно чувствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупываем кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.

Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.

(Выходит ученик и отворачивается. Учитель берет ручку и катает по спине ученика).

Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких размеров, какой формы?

- Небольшой длинный предмет.

- На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.

(Ученик закрывает глаза, учитель дает ему в руки тот же предмет, он его исследует кончиками пальцев).

Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого размера? (Ученик называет дополнительную информацию).

Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела. А теперь продолжим наш эксперимент Нам нужен самый чувствительный ученик.

(Учитель показывает ученику два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном вода холодная, а в другом горячая).

Посмотри на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь потрогай рукой. Что чувствуешь?

- Вода холодная и горячая.

- Правильно. Значит с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.

А теперь вызовем самого смелого ученика.

(Учитель слегка укалывает палец ученика).

Что ты почувствовал?

- Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы отдергиваем руку.

Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа!

2. Предохраняет от жары и холода.

3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.

4. Выводит ненужные телу вещества (вместе с потом).

Мы убедились, что кожа – удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?

Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей, изображенных на них?

- Один загорает, другой замерз.

- Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет – тело переохлаждается. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве и переохлаждении (Рассказ «Как избежать перегрева и переохлаждения»).

Порезы, ушибы, ожоги – никто из нас от них не застрахован. Все это небезопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?

Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.

(Посмотрев, дети рассказывают, что нужно делать).

Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухаживать. Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей (записывают правила на доске).

1. Умываться, мыть руки с мылом.

2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.

3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.

4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.

5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.

Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже, как она устроена и какое имеет значение для человека. А главное – как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи – это здоровье всего тела.

Попробуйте дома тщательно изучить свою кожу, и, может быть, вы откроете еще что-то новое о коже, о чем мы с вами сегодня не поговорили. Спросите у родителей, какие бывают кожные болезни, как от них можно уберечься.

Ребята, может кому-то было что-то непонятно? Кто что интересное запомнил?

НОД «Зачем нужна кожа и как сохранить кожу здоровой» (подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей c внешним строением кожи, уточнить представление о значении кожи.

Дать представление о защитных свойствах кожи.

Учить понимать механизм приспособления кожи к окружающей среде.

Уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей.

Учить детей экспериментированию и моделированию.

Учить детей выслушивать друг друга и аргументировать свои суждения.

Материал: чудесный мешочек с тактильными дощечками, лед, бутылки с горячей водой, лупы, салфетки, схемы – модели, иллюстрации, что хорошо, что плохо для кожи.

В-ль: - Незнайка, что случилось? Ты почему такой грязный? Разве можно так обращаться со своей кожей?

Незнайка: - Какая разница чистая кожа или грязная? И вообще для чего она нужна?

В-ль: - Очень интересный вопрос. Для чего нужна кожа? Вы, ребята, хотели узнать ответ на этот вопрос? Где можно узнать о коже? В лаборатории. Сейчас мы отправимся в лабораторию и станем научными сотрудниками по изучению кожи, узнаем о свойствах кожи.

Давайте рассмотрим нашу кожу. Какого она цвета? Можно ли снять кожу, как рубашку? Одинакова ли толщина кожи на разных местах? Обследуем нашу кожу на щеках, шее, под глазами, на локтях.

ВЫВОД: Толщина кожи разная на разных участках тела.

-Погладьте свою руку. Какая кожа на ощупь? ВЫВОД: Кожа - гладкая (ставлю схему-модель, обозначающую гладкую кожу).

-Оттяните кожу. Почему она выпрямилась? ВЫВОД: Кожа – эластичная. (ставлю схему – модель)

- Давайте проверим, где кожа прочнее прирастает к телу?

Оттяните кожу на тыльной стороне руки, на ладони, на щеках. Шее, пальцах, лбу.

ВЫВОД: Плотно кожа прирастает на ладонях, пальцах, лбу.

-Все ли тело покрыто кожей? Кожи нет на глазах, под ногтями, в носу и во рту.

- Кожа нам кажется гладкой и ровной. Лучше рассмотреть нам поможет лупа – увеличительное стекло. Посмотрите в лупу на свои пальчики и пальцы соседа, что вы видите?

ВЫВОД: Кожа имеет рисунок и у каждого человека рисунок кожи разный. (Выставляю схему – модель)

Незнайка: Ну и что! Все равно от кожи никакой пользы.

В-ль: А вот давайте мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют, чем покрыты дощечки. (крупа, веревка, палочки, камушки и т. д)

-Как вы узнали, ведь вы не смотрели? Почувствовала кожа. Значит кожа может рассказать о форме предмета, о твердости предмета.

-А сейчас мы узнаем, везде ли чувствует кожа одинаково. Выходит ребенок, ему завязывают глаза. Предмет прикладывают к разным участкам кожи (к щеке, ко лбу, к тыльной стороне руки, шее, в конце дают предмет в руку). Ребенок определяет, что за предмет.

ВЫВОД: Самая чувствительная кожа - на кончиках пальцев. (Выставляю схему – модель)

- Ну а сейчас возьмите лед, проведите по руке. Что вы чувствуете? Когда холодно, говорят, что мурашки по телу. Кожа чувствует холод, предупреждает нас о холоде и человек одевается.

ВЫВОД: Кожа защищает нас от холода. (Схема-модель)

-А теперь возьмите бутылочки с водой. Что вы почувствовали? Горячо. Что происходит с кожей, когда жарко? (пот)

ВЫВОД: Когда жарко – кожа потеет. (Схема – модель)

-Почему выступает пот? Сейчас мы проверим. Намочите руку. Подуйте сначала на сухую руку, потом на мокрую руку. Что вы почувствовали? Холод. На какой руке? (мокрой)

ВЫВОД: Кожа защищает нас от жары, чтобы мы не перегрелись и было прохладно выходит пот. (Схема-модель)

-Сейчас мы проверим, что чувствует еще кожа. Ущипните себя. Что вы почувствовали? Почему вы почувствовали боль (дети высказывают свои предположения). У нас под кожей есть нервные окончания, которые передают сигнал в мозг, что больно.

ВЫВОД: Кожа чувствует боль. (Схема-модель)

-Когда вы рассматривали кожу через лупу, вы увидели дырочки – это поры. Через поры кожа дышит. Очень важно, чтобы кожа была чистой. Чистая кожа – на ней нет микробов, а на грязной коже микробов много. Они прилипают к коже вместе с землею, пылью, грязными предметами. Через здоровую кожу микробы проникнуть не могут.

ВЫВОД: Кожа защищает нас от микробов. (Схема-модель)

-Часто случается, что на коже бывают ранки, ссадины, тогда микробы могут туда проникнуть. Что мы делаем, когда поранимся?

(Высказывания детей).

-Мы пришли к выводу, что кожа должна быть чистой. Вспомните, как мы ухаживаем за кожей? (высказывания детей)

А что чаще всего пачкается? (руки) Поэтому их надо мыть как можно чаще. А если случилась неприятность – ссадина, гнойничок, то нельзя (показ картинок).(Купаться, париться, выдавливать)

Нужно : обработать зеленкой или йодом или обратится к врачу.

-А сейчас мы поиграем в игру «Можно – нельзя».Если можно –вы поднимаете руки вверх, если нельзя – руки прячем за спину.

Однажды Валя не обнаружила своего полотенца и вытерлась чужим. Нет, она не вытерлась чужим, а взяла чистую тряпочку. Валя наигралась на улице и села ужинать. Легла спать в той одежде, что и гуляла. Утром Валя встала, у3мылась, почистила зубы, сходила в туалет, села завтракать.

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

-Вот и закончились наши исследования в лаборатории.

Незнайка: Спасибо, ребята. Вы помогли мне много узнать о коже и никогда не буду ходить грязным.

В-ль: Давайте еще раз Незнайке напомним, что мы узнали о коже.

Дети по схемам-моделям называют свойства кожи.
















Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зачем нам нужна вода?» Тема: «Зачем нам нужна вода?» Цели: дать детям представление о свойствах воды (прозрачная, течёт из крана, может менять цвет, горячая,.

Конспект НОД «Зачем нужна семья?» для детей младшей группы Конспект НОД Тема: «Зачем нужна семья» Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС "Буратино" Задачи: Образовательные: - Формировать.

Конспект экскурсии «Полезная трава, зачем ты нам нужна?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад №90» Конспект экскурсии на тему: «Полезная трава - зачем.

Конспект занятия в старшей группе «Зачем человеку кожа» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о том, какую роль для человека играет чистая кожа. 2. Развивать представления детей о коже, желание.

Консультация «Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?»

Консультация «Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?» Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику? Немного истории…Оказывается в древней Греции существовала богиня памяти Мнемозина. Именно.

Родительское собрание «Зачем детям нужна мама?» БМДОУ № 19 Открытое родительское собрание на тему : «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

Образовательный проект «Зачем нужна песня на войне?» Образовательный проект воспитателя МБДОУ № 74 Ивановой М. Ю. Тема: «Зачем нужна песня на войне» Проект долгосрочный (ноябрь 2014-апрель2015г. г.).

Открытое родительское собрание «Зачем детям нужна мама» МБДОУ № 19 г. Кызыла Открытое родительское собрание на тему : «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста» Воспитатель МБУ детского сада № 26 «Сказка» городского округа Тольятти Львова.

Оборудование : таблица « Строение кожи человека», плакаты « Оказание первой помощи при ожогах», « Оказание первой помощи при ушибе и ка-пиллярном кровотечении», иллюстрации загорающего и замерзшего чело-века; оборудование для практических работ.

1. Строение и значение кожи

Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, кото-

рая защищает ее от проникновения метеоритов, перегревания, переохлаж-

дения и др. Наше тело тоже покрыто со всех сторон особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима?

Сначала давайте познакомимся с ее строением.

- Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Какого она цвета? Потрогай-те , толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?

Наша кожа состоит из трех слоев ( по таблице ) . Самый верхний слой — тонкий,но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он за-щищает и от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущи-ваются. Чтобы удалить эти отмершие чешуйки кожи, необходимо тщатель-но мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.

Еще в коже образуется пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез ( показ по таблице).

- Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?

С потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохра-няет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода при-

родный крем, который вырабатывает сама кожа.

- Ребята, а что происходит, когда вам жарко?

Выделяется много пота. И тело таким образом охлаждается.

- А как реагирует кожа на холод?

- Что происходит, когда вы замерзнете?

Мышцы начинают дрожать, на коже появляются пупырышки - «гусиная кожа». Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.

- А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Нужен самый честный ученик.

( Один из учащихся выходит, закрывает глаза и ладонями закрывает уши. Другой ученик подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и сади-тся на место.Ученик по команде учителя открывает глаза и уши.)

- Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?

Кожа помогает нам определить ( ощутить ) прикосновение. Особенно чув-

ствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупываем кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.

- Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.

( Выходит ученик и отворачивается от учителя.Учитель берет ручку,или какой-нибудь другой предмет, и катает ее по спине ученика.)

- Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких он размеров, какой формы?

На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.

( Затем ученик закрывает глаза, а учитель дает ему в руки тот же предмет, он исследует кончиками пальцев.)

- Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого раз-

( Ученик называет предмет, описывает его. Открывает глаза.)

Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела.

-А теперь продолжим эксперимент. Нам нужен самый чувствительный ученик.

( Выходит третий ученик. Ему показывают два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном - вода холодная, а в другом — горячая.)

- Посмотрите на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь попробуй рукой. Что ты чувствуешь?

Правильно, вода холодная и горячая. Значит, с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.

- А теперь вызовем самого смелого.

( Выходит четвертый ученик. Ему слегка в палец колют иголкой.)

- Что ты почувствовал?

Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы одергиваем руку.

Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган — кожа!

2. Предохраняет от жары и холода.

3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.

4. Выводит не нужные телу вещества ( вместе с потом)

2. Здоровье кожи и гигиена .

Как уберечь кожу от перегрева и переохлаждения?

Мы убедились,что кожа — удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?

- Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей

изображенных на них?

( Дети рассматривают картинки с изображенными людьми: один загора-

ет и ему жарко, другой — замерз)

Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет-тело переохлажда-

ется. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве или переохлаждении.

( Рассказ врача «Как избежать перегрева и переохлаждения» )

Как быть, если кожа повреждена?

Порезы, ушибы, ожоги — никто из нас от них не застрахован! Все это не-

безопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?

- Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.

( Дети рассматривают плакаты. Рассказывают по очереди, что нужно делать при порезах, ожогах, ушибах. Учитель корректирует ответы, од-

новременно демонстрирует способы оказания первой помощи. Для этого требуется: холодный компресс, бинт, бактерицидный лейкопластырь, де-

Как ухаживать за кожей?

Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухажи-

- Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей.

( Составление и запись правил на доске)

1. Умываться, мыть руки с мылом.

2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.

3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.

4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.

5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.

Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже: как она устроена и какое значение имеет для человека. А главное — как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи — это здоровье всего тела.

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наша кожа»

Цели:

- формировать элементарные представление детей о том, что кожа – это покров тела человека

- показать детям, какую роль играет кожа

- развивать умение работать в коллективе;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоплотность

Содержание:

В группу заходит Незнайка, он очень грустный, плачет.

Воспитатель и дети спрашивают его, что случилось.

Незнайка: Ребята, я бежал к вам в гости, очень торопился, упал и порвал штанишки, а еще поцарапал кожу на коленке.

Воспитатель: Не плачь, Незнайка, штанишки мы… (ответы детей – зашьем, купим новые и т.д.). Ребята, а что надо делать, если поцарапаешь коленку или руку? (ответы детей – надо вымыть водой, идти к врачу, заклеить пластырем и т.д.). Правильно, ребята. Давай, Незнайка, мы обработаем твою ранку на коленке – очистим ее от грязи. А для этого нам нужны вата и специальный медицинский раствор (воспитатель «обрабатывает» ранку).

Незнайка: Спасибо, коленка уже не болит.

Воспитатель: Ребята, смотрите: Незнайка порвал штанишки, штанишки – это… (одежда). Правильно, штанишки – это одежда, и шьют их из…(ткани, материала). А вы знаете о том, что у всех людей есть живая одежда, которую никто не шил? Послушайте загадку и сразу догадаетесь, о чем я говорю –

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется … (кожа).

Незнайка: Ребята, а у вас есть кожа? Где она? (ответы детей)

Воспитатель: Кожа покрывает все тело, это наша одежда, которую мы носим с самого рождения. Скажите, что мы делаем с одеждой, которая стала мала, или порвалась? (ответы детей) Да, такую одежду отдают маленьким детям или выбрасывают. А вы видели, чтобы человек отдавал или выбрасывал свою кожу? Это сделать невозможно. Наша кожа растет вместе с нами – мы растем, и наша кожа растет. А еще она может сама «ремонтироваться» - это происходит, когда заживают царапинки у вас на руках и ногах. А вот если ранка очень большая, то ее зашивает в больнице доктор почти так, как мама зашивает порванную рубашку.

Незнайка: Потрогайте свою кожу, какая она? (ответы детей) А зачем нужна кожа (ответы детей)

Воспитатель: Кожа – это очень важный наш помощник. Она защищает нас от грязи и микробов, защищает от жары и от холода, а еще она может чувствовать.

Незнайка: Что же она может чувствовать?

Воспитатель: А это мы сейчас проверим, давайте поиграем в игру «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза, а затем они по очереди ищут такую же (пару).

После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.

Воспитатель: Ребята, мы не можем сбросить кожу как старую одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь, а поэтому, чтобы сохранить ее здоровой, надо за ней ухаживать. Давайте посмотрим на карточки «Берегите свою кожу» - обсуждение с детьми.

В конце занятия Незнайка предлагает детям поиграть в игру «Умываемся»:

Не боимся мы воды!

дети хлопают в ладоши

Вот так, вот так!

движения имитирующие умывание лица

Вот так, вот так!

развести руки в стороны, улыбнуться

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево!

Стало мокрым наше тело!

«стряхиваем воду с рук» - пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить

Вытрем ручки очень быстро.

движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем

Дополнительный материал по теме:

❀ Рассматривание и беседа по карточкам «Берегите вашу кожу»

- узнай (на расстоянии, не трогая рукой, не прикасаясь), какая вода в стакане: горячая, теплая или холодная. Затем потрогать рукой, сравнить ответы.

- определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на тебя оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)

- «Определи на ощупь» - завяжите ребенку глаза и предложите определить предмет руками, на ощупь, рассказать о нем

- «Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

- «Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

❀ Чтение: Г. Юдин «Микробы», Н.Кнушевицкая «Кожа», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», загадки на тему: «Тело человека», «Предметы гигиены»

Все многоклеточные животные снаружи покрыты слоем кожи. Кожа — это покров, состоящий из одного или нескольких слоев клеток. По площади кожа взрослого человека составляет примерно 2 м 2 , весит кожа почти 1/6 часть от общего веса тела человека. Кожа — это не просто внешняя оболочка тела животного, это еще один из важных органов тела, который выполняет множество различных функций.

Строение кожи

Кожный покров как человека, так и других животных состоит из трех слоев. Этими слоями являются эпидермис, дерма (собственно кожа) и подкожная жировая клетчатка. Самый верхний слой, принимающий на себя все неблагоприятные воздействия внешней среды, называется эпидермисом (лат. epidermis). Толщиной он около 0,03-1 мм. В нем нет кровеносных сосудов. Этот верхний слой состоит из нескольких типов клеток, количество которых меняется на различных частях тела. Самый тонкий эпидермический слой расположен на веках. А самый толстый — на подошвах ног и ладонях.


На перечисленных участках тела поверхность эпидермиса покрыта характерными узорами, так как клетки разбиты на множество узких валиков. Эти узоры никогда не повторяются, у каждого человека они уникальны и не изменяются на протяжении всей жизни человека. Слой эпидермиса, лежащий внутри, ближе к дерме, представляет собой скопление столбчатых клеток, способных очень часто делиться и давать начало вышележащим слоям. Верхние слои эпидермиса постепенно отмирают и замещаются клетками из нижних слоев. Когда клетка нижнего слоя переходит к верхнему, она сжимается и превращается в плоскую чешуевидную эпителиальную клетку, которая впоследствии отмирает. Этот процесс вызывает появление перхоти. Перхоть — это остатки наружных эпителиальных клеток кожи головы, похожие на хлопья. Помимо этого, именно от эпидермиса зависит, какой окрас будет у кожи, так как клетки эпидермиса имеют желтоватый оттенок и могут пропускать солнечный свет. В результате этого через клетки эпидермиса просвечивает ярко-розовая окраска нижележащих кровеносных сосудов. Кроме того, в нижних слоях клеток эпидермиса находится пигмент (красный, желтый и коричневый), который и влияет на цвет кожи.

Следом за эпидермисом находится дерма (лат. cutis или corium). Дерма намного толще эпидермиса (до 2,4 мм). Дерма пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами, нервными клетками и чувствительными окончаниями. В дерме содержится много потовых и сальных желез и волосяных фолликулов. Дерма представлена плотной густо переплетенной волокнистой соединительной тканью и так называемым основным веществом, в котором содержатся волокна коллагена и эластина. Оттого, в каком состоянии находятся эти волокна, зависит, будет ли кожа натянута и упруга или дрябла и вяла. Дерму дубят в процессе выделки кожи. Волокна коллагена способны впитывать и накапливать огромное количество влаги. Чем больше накапливается влаги в дерме, тем более гладкой и эластичной выглядит кожа. Слой дермы снабжает эпидермис полезными питательными веществами, такими как кислород, витамины, белки, минеральные вещества, микроэлементы и аминокислоты. Непосредственно в эпидермисе кровеносных сосудов нет. А дерма густо пронизана узкими и маленькими капиллярами и по ним она в достаточной степени снабжается необходимыми веществами. Эпидермис тесно связан с дермой. Однако, когда организм стареет, эта связь медленно разрушается, в результате чего эпидермис не получает достаточного количества кислорода и других необходимых питательных веществ. Поэтому кожа приобретает серый оттенок, становится вялой, дряблой и увядающей.

Самым глубоким слоем кожи является слой жировой подкожной клетчатки (лат. subcutis). Он образован миллионами жировых клеток и более рыхлым сплетением волокон. Петли этих волокон заполнены жировыми дольками разного размера. Слой подкожной жировой клетчатки может иметь различную толщину — от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Этот слой соединяется с более глубоко лежащей мышечной тканью.

В подкожной клетчатке есть очень много нервных окончаний и корней волос. Из волосяных луковиц под углом к поверхности кожи вырастают волосы. Рядом с каждой волосяной луковицей находятся 1—2 сальные железы, которые выделяют кожный жир. Этим жиром хорошо смазывается вся поверхность кожи и волос. Жировая клетчатка является одним из главных жировых депо организма. Она препятствует излишней потере тепла и защищает внутренние органы от внешних воздействий. Чаще всего в организме человека слой жира откладывается в областях живота, боков, ягодиц и бедер. Ширина этого слоя зависит от возраста, питания, работы гормональной системы, спортивной нагрузки, а также и от наследственной предрасположенности.

Производные кожи

Производные кожи у человека — волосы и ногти, а у других позвоночных животных — еще и перья, чешуя, когти, копыта и рога.

Волосяные фолликулы находятся на всем кожном покрове за исключением кожи на ладонях рук и подошвах ног. Волосяные фолликулы представляют собой мешочки, которые состоят из клеток внутреннего слоя эпидермиса. Каждая такая клетка делится и дает начало клеткам волоса. Эти клетки отмирают еще внутри фолликула, поэтому волос, вырастающий из волосяной луковицы, состоит из плотной массы этих отмерших клеток. Волос начинает расти со дна фолликула, а не из верхней его части.

На цвет волос, а также перьев и меха животных (представляющего собой одну из форм волосяного покрова) оказывает влияние количество и тип пигмента, число воздушных пузырьков и характер поверхности этих образований, которая может быть гладкой или шероховатой.

Из отмерших клеток внутреннего слоя эпидермиса образованы и ногти на пальцах рук и ног. Они растут так же, как и волосы. Сквозь ногти просвечивают расположенные ниже капилляры, что придает ногтям нормальный розовый цвет.

Помимо всего перечисленного, производными кожи являются сальные и потовые железы. Они образованы внутренним слоем эпидермиса, который представляет собой карманы, уходящие глубоко в дерму. У каждого волосяного фолликула имеется сальная железа.

Молочные железы млекопитающих также являются производными кожи, с помощью которых возможна секреция молока.

Функции кожи

Кожа в организме человека, в том числе и других животных, выполняет множество различных функций. Одна из наиболее значимых функций кожи в том, чтобы защищать организм от действия неблагоприятных факторов окружающей среды и поддерживать постоянство всех внутренних систем организма.


Кожа очень прочная и гибкая, тем самым она предохраняет другие клетки и внутренние органы организма от механических повреждений, которые вызваны давлением, трением, ударами или толчками. Пока сохраняется целость кожи, она имеет собственную замкнутую иммунную систему. Из-за наличия антисептической среды на поверхности кожи, она практически неуязвима для микроорганизмов и защищает тело от болезнетворных микробов. Кожа почти полностью водонепроницаема, что предохраняет организм от лишней потери влаги, а у организмов водных форм, наоборот, от чрезмерного попадания воды внутрь организма. Немаловажное значение имеет и то, что кожа предохраняет нижележащие клетки от вредного воздействия солнечных лучей благодаря увеличению пигментации и утолщению. Это возможно с помощью специального пигмента, который может синтезировать кожа (загар). Помимо этого, с помощью дермы и находящихся в ней 2,5 миллионов потовых желез поддерживается стабильная температура организма — в пределах 37 °С. Тепло непрерывно образуется в организме в результате протекающих обменных процессов в клетках. Тепло разносится по всему телу кровью; исходя из этого, для поддержания необходимой температуры тела организму нужно периодически избавляться от некоторой части тепла. Определенное количество тепла организм теряет вместе с выдыхаемым воздухом, некоторую часть — с экскрементами и мочой, однако до 90% общей потери тепла организмом происходит через кожу. Регулирование температуры происходит в организме автоматически. Если температура окружающей среды низка, то происходит раздражение чувствительных к температуре нервных окончаний в коже и капилляры эпидермиса начинают сужаться, из-за чего уменьшается кровоток через кожу и снижается выделение тепла в окружающую среду. А когда температура внешней среды высокая, происходит следующее: капилляры расширяются, кожа розовеет, кровоток усиливается и организм отдает большее количество тепла. При слишком высокой температуре окружающей среды этот механизм не может обеспечить отдачу нужного количества тепла, поэтому потовые железы кожи начинают выделять пот в больших количествах. В результате этого снижается температура тела, отнимая у организма тепло, необходимое для превращения жидкого пота в водяной пар. Так, для превращения 1 л воды в пар необходимо затратить 540 ккал.

В коже находится очень много чувствительных рецепторов, благодаря которым мы чувствуем давление, температуру и боль, а также различаем предметы, до которых дотрагиваемся. Потовые железы находятся практически на всей поверхности тела, но особенно много их на ладонях, на подошвах ног, в подмышечных ямках и на лбу. Сальные железы также разбросаны по всему телу, но места наибольшего их скопления — лицо и волосистая часть головы. Сальными железами выделяется жировая смазка, чтобы волосы оставались влажными и гибкими, а кожа не высыхала и не трескалась.

Читайте также: