Из какой кожи лучше бубен

Обновлено: 19.04.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Разновидности

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Изготовление бубна.

http://ta-musica.narod.ru/drum50back.jpg

Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и ~2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом. Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.

Обработка кожи.

Мездрение.

Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание! Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.

Обезволашивание.

Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым».
Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор надо нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.

Золение.

Изготовление обруча.

Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.

Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться. Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна. Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину.
Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя парами витков, образующими плетенку в центре.

материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон

Некоторые рекомендации по уходу за бубном.

Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой. Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же — для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.

Пропитка против отсыревания для бубна:

Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.

Заходишь в магазин или интернет, а там множество разных бубнов, иногда одинакового размера и сходного вида, а цена разная, и какой выбрать? В чём различия?
Каждый мастер сам оценивает свой труд и поэтому цена ручной работы, а бубен это именно ручная работа, не всегда подчиняется законам рынка, но некоторые закономерности есть.
Эта таблица поможет вам сориентироваться в нашем каталоге и выбрать бубен по цене, внешнему виду и звучанию. Для более подробного ознакомления с бубнами рекомендуем прочесть статью.

Назначение Размер Звук Особенности Цена
Сувенирные бубны До 35 см Высокий или средний, без глубины и без претензий Бубны для подарков, без игровых или шаманских особенностей, часто с рисунками, "шишечками" на ободе, обычно с колотушками, красивые и яркие. От 700 р.
Шаманские бубны От 35 до 60-70 см. Основные "рабочие" размеры 40-50 см Глубокий, низкий, громкий, с хорошим резонансом. В зависимости от размера и кожи меняется высота звучания. Большие рабочие бубны. Сибирские с резонаторами по ободу, колотушками и часто в чехлах. Других мастеров – круглые, могут быть с мехом, обычно без колотушек. Мех делает звук ниже и басовитее при меньшем размере мембраны. От 5700 р.
Рамочные барабаны От 30 см Яркий звук без гула, с обертонами по площади мембраны. Подходят для пальцевой игры и игры ладонью. Круглые, без крестовины, бубны для танцев и искусной ритмической игры. Мембрана бывает как кожаная, так и пластиковая. Часто с возможностью настройки. Иногда с внутренней стороны располагаются кольца или бубенцы. Без колотушек. От 4500 р.

Как выбрать бубен.

-по назначению

Подумайте, для чего вам нужен бубен. Как вы себя представляете с бубном.
Если Вам нужен бубен для вхождения в транс и изменённые состояния сознания, то вам подойдёт бубен с низким, даже может глухим звуком.
Если Вам нужен бубен для музыкального выступления, то вам будут важны богатые обертона у бубна.
Для ритмической игры важно короткое послезвучие после удара и резкий звук (большая атака), для фоновой игры - хорошо большое долгое послезвуие.
Если бубен нужен, как аккомпанемент для танцев, напимер, суфийские кружения, динамическая медитация, традиционные танцы - то вам хорош будет бубен с высоким звуком, возможно, с колокольцами-бубенцами.
Для шаманских практик вас скорее устроит бубен на заказ или бубен выполненный в шаманской традиции.

-по звуку и тембру

Иногда бывает, что бубен с небольшим диаметром (35-40см) звучит богаче и насыщеннее бубна с бОльшим размером. Слушайте пример звуков и выбирайте по потребностям.

-по традиции

Название "шаманский бубен" означает принадлежность этого бубна к определённой традиции, "хакасский бубен сделан в Хакасии по традициям сибирского шаманизма и т.д. Сам бубен чист от духовных наслоений, это резонаторный ударный инструмент, выполненный в определенной традиции, истинно шаманским можете сделать его только вы сами!
Бубны бывают в индейской традиции (традиция Америки), в смешанной традиции и т.д. По внешнему виду часто можно определить к какой традиции принадлежит этот бубен и понять какой нужен именно вам.
если других предпочтений нет, всё определяется вашим личным удобством и эстетикой: нравится вам конкретно этот бубен или нет.

-по размеру

Размер бубна влияет на очень многие факторы. Это и высота тона: чем больше бубен, тем он звучит ниже, это и мощность бубна: бывает, что небольшой бубен специально понизили, он звучит низко, но мощности у него не хватает и в трёх метрах от него звук уже тихий. для индивидуальной игры это неважно, но для игры со слушателями это существенно.
Размер также влияет на удобство транспортировки: будет ли у вас бубен стационарно жить дома или вы желаете его вывозить на природу. Или это собственно походный вариант.
Размер часто влияет и на вес бубна: это естественно, чем больше, тем тяжелее, это и нагрузка на руку при игре и усилия при транспортировке.

-по росту и по руке

Маленькая девушка легко может спрятаться за большой бубен и никто не узнает о ней, но играть в такой большой бубен её будет не очень удобно. Наоборот, крупный мужчина может с трудом держать маленький бубен и ему будет неинтересно с ним.
Для большого бубна нужна большая колотуша, подумайте, дотянетесь ли вы до всех зон бубна во время игры?
Конечно, если сама судьба или сами духи привели вас к большому бубну (или нестандартному для вас), то флаг вам в руки, то есть бубен!

Обычно в наших условиях средней полосы хорошо зарекомендовала себя кожа козы. Она достаточно качественная, не жирная, эластичная, легко передаёт высокие и низкие тембры.
На Севере часто за неимением коз делают бубны из оленя, он его шкура более тонкая и жирная, легко рвётся.
Шкура косули тоньше козы, но такая же эластичная.
В Азии часто делают бубны из кожи рыбы, это небольшие танцевальные бубны, а в средней полосе иногда на большой бубен используют шкуру быка, телёнка, реже коровы или лошади. Они звучат низко и гулко, но почти не дают богатства обертонов. Это большие низкие бубны.
Некоторые мастера делают бубны с сохранением волосяного покрова, проще говоря, с мехом. и тут всё зависит от мастерства: бубен музыкального мастера от меха только выиграет: бубен будет звучать более глубоко и низко, даже при скромном размере увеличатся низкие тембры.
А бубен начинающего мастера может просто потерять часть звука. Но со временем, от частой игры мех вываливается и такой бубен начинает звучать лучше.

-по весу

Подумайте, что вы собираетесь делать с вашим бубном! будет ли он с вами в поездках или будет использоваться дома? Или будет висеть на стене?
Помимо размеров на вес бубна влияет также и обод и ручка: обод, сделанный из толстого дерева будет весить больше, чем из тонкого, но прочного.
Обод, сделанный из фанеры будет очень лёгким, но через полгода такой бубен свернётся в восьмёрку.
Ручка бубна, сделанная из цельного дерева будет весить куда больше, чем плетёная ручка. Всё это также влияет на вес бубна.

-форма

Форма бубна бывает круглая, овальная, яйцевидная и экзотическая. Встречаются бубны восьмигранные, но напряжение кожи неравномерно в таких экзотических формах.
Чаще всего сейчас встречаются бубны круглые, как совершенство формы.
Бубен яйцевидный и овальный исторически более ранние, появились в результате несовершенства технологии: когда гнулся обод, дерево деформировалось неравномерно, и из задуманного круга получался овал или яйцо.
Хотя иногда яйцевидность бубна носила сакральный характер.
Подумайте, какой бубен вы желаете видеть у себя в руках, это поможет определиться с выбором.
У яйцевидного бубна бывают дополнительные зоны звучания, но это необязательно. Так что на первом месте ваша личная эстетика!

-резонаторов бубна.

Для мембраны небольших размеров и скромного обода резонаторы-шишечки-рожки практически на звук не влияют, выполняя символическую или сакральную функцию - связь с определёнными тонкими сферами и планами.
На качество бубна они также не влияют, но выглядят красиво.
Поэтому смотрим на бубен и решаем: нравится или не нравится?

-рисунок

Рисунок бубна должен вам нравиться!
Ведь это то, что будет всегда перед глазами.
Хорошо, если он что-то означает для вас, и хорошо, если рисунок позитивный!
Мы можем нанести рисунки по вашему заказу или подобрать рисунок для вас, но и без рисунка своей естественностью бубен также радует глаз!

Ну а если вам нужен всего навсего бубен для программиста и вы зашли сюда по неведомому стечению обстоятельств.

Выберите любой понравившийся, главное, что он был весёлым и радостным, рисунок можно сделать самому или заказать у нас. Или подарить, использовать без рисунка, так надёжнее. Главное, чтоб звучал!
Напишите нам и мы поможем!

Сегодня проснулся интерес к бубнам. Без культурных маркеров, без углублений в музыкальную историю инструмента. Просто обрядовые и сакральные действия, осуществляемые при помощи бубна достаточно велики. Стало быть и потребность в наличии такого музыкального инструмента как бубен резко возросла. Это статья не направленная для профессионала, он её может пропустить, если сочтёт нужным. Этот материал направлен на людей, которые собираются только приобрести бубен, но совершенно не представляют себе на что именно нужно обратить внимание при покупке, как ухаживать за бубном, и вообще, с чем его едят.

Шаманский бубен


​Тут всё просто, чем больше диаметр бубна, тем больше цена его и тем лучше его звук, как правило. Ниже приведём некоторые типологические моменты.
Бубен 15-20 см в диаметре больше сувенирный и не нужно от него ждать звука, настройки, отдачи. Он не будет работать, он не для этого создавался.
Бубен 25-30 сантиметров, это уже бубен, который может выдавать звонкие звуки, но он тоже редко пользуется спросом в среде практикующих специалистов. 40-50 см. для бубна является серединой, когда звук у бубна имеет средний диапазон и он может уже являться работающим музыкальным инструментом. Или, как говорят практики, бубен уже может раскрыться и показать свою душу. Бубны 50-70 см. Уже ближе к басам и их очень любят шаманы, так как они считают, что эти бубны максимально подходят для работы и имеют огромный потенциал возможностей. Свыше 70 см. для бубнов редкость, но такие бывают у самых предвзятых шаманов. Такие бубны делают только под заказ и под специальные потребности практикующего шамана.


У бубнов могут быть резонаторы. Это такие штуки как ёжик на корпусе бубна. Они служат для резонирующего эффекта после удара колотушки по бубну. В некоторых культурах огромное значение имеет количество резонаторов. Практически на каждом профессиональном бубне они присутствуют.
Колотушка это инструмент, которым производиться удары по бубну. Чаще всего они идут в комплекте с бубном. Ударная часть колотушки может быть деревянной, обита кожей или мехом. Иногда к колотушкам приделывают бубенцы. Всё это всего лишь предпочтения шамана. Но говорят, что колотушка с кожей сохранят рисунок бубна, колотушка с деревом делает звук лучше и т.п. Тут проще попробовать все варианты и понять, что больше подходит для тебя.
Держало бубна. Держало чаще всего делится на два вида: деревянное и паутинообразное. Это тыльная сторона бубна. Деревянная ручка утяжеляет бубен и чаще всего такие бубны стоят дешевле. Ручка в виде паутинки считается более профессиональной, так как там предусмотрена система подтягивания кожи, что является неплохим подспорьем.


От натяжения бубна напрямую зависит его звук. Но со временем кожа, дерево, фанера могут деформироваться. Есть несколько способов для восстановления звука. Выше уже писали, что паутинообразное натяжение позволяет подтянуть нити натяжения и звук улучшиться. Если бубен вам пришёл от мастера несколько просевшим, не переживайте, скорее всего, он не досушен и со временем, чаще всего, бубен натягивается. Но каждый шамана «заряжает свой бубен» от костра. Кожа от жаркого воздуха натягивается и бубен оживает. Помните этот момент, он вам пригодиться ни раз в практике.

Тут всё просто. Возите бубен в каркасном чехле из водонепроницаемой ткани. Защищая бубен от влаги и ударов вы значительно продлеваете ему жизнь. И, некоторые шаманы, утверждают, что нельзя подвергать бубен постороннему взору, он впитывает энергию, и не факт что он впитает положительную энергию.

Рисунок бубна. Рисунок бубна активирует ваши и его скрытые возможности. Если вам в практике нужны дополнительные силы обязательно попросите создателя бубна нанести рисунок, который нужен именно вам. Но не забывайте, что акрил и акрил по ткани долго сохнет. После получения бубна, потерпите минимум неделю.


Разговаривайте с бубном, общайтесь. Относитесь к нему как к другу. Только тогда он будет работать на полную мощность.


Помните, что звук бубна зависит от множества факторов: насколько нагрета кожа, от колотушки, и что самое важное, от места удара. Сначала познакомьтесь с бубном ударяя в разные места его поверхности. Поймите, как и где идёт звук. Только после этого используйте его в камланиях и практиках.

Друзья, а лучший способ полюбить и понять бубен – купить его. Вопросов будет множество, но обратитесь к другу, который уже познал радость знакомства с этим древнейшим музыкальным инструментом и попросите его дать практические советы. Мира Вам и Вашему дому!

Уход за бубном

Многие владельцы шаманских или обрядовых бубнов жалуются, что нужен уход за этим инструментом. Бубен со временем может незначительно менять форму, кожа может немного потрескаться и «проседать». Всё это может произойти от неправильного содержания, транспортировки и использования бубна.
Начнём с простого. Если вы хотите, чтобы бубен не царапался, рисунок не осыпался и был защищён со всех сторон, то заказывайте каркасный чехол обитый брезентом. Это защитит обрядовый инструмент при транспортировке и он будет менее подвержен внешним раздражителям и при хранении. Так же брезент защитит от влаги, в случае чего. А влага, главный враг бубнов.
Если у вас бубен из сыромятины, то иногда возможно появление катышков с тыльной стороны. Они вступают в резонанс с ударами и получается не чистый звук. Рекомендуется при их появлении чистить от них бубен. Тогда и звук будет чище.
Хранить бубен нужно при комнатной температуре, лучше в чехле, менее правильный вариант хранения - это на стене. При перепадах температуры бубен может незначительно коробить, поэтому не храните бубны в не отапливаемых кладовых и сараях.
При использовании музыкального инструмента при камлании или славянском празднике, не оставляйте бубен возле костра или на ночь, иначе жар от костра или роса могут временно сделать бубен непригодным для использования. Хотя, если вас при обряде застал дождь, то можно бубен просушить возле костра. Но получать силу костра бубен должен с тыльной стороны. Таким методом ещё практикующие шаманы заряжают бубен энергией перед камланием. Тепло от костра натянут кожу и вы получите хороший звук.
Еще есть рецепт защиты кожи от растрескивания и старения, да и говорят от влаги защищает. Это дедовский способ. Для этого нужны два компонента - пчелиный воск, грамм 100 и бутылка живичного скипидара (он не токсичен).
Способ приготовления раствора следующий. Растапливаем воск на водной бане и добавляем в него скипидар. Получившимся раствором тщательно смазываем бубен. Отличное защитное средство получается! Всем рекомендуем. А вот жиром репейного масла не смазывайте, он воняет и со временем бубен тогда пахнет протухшими яйцами.
Для нанесения рисунка на бубен используйте только акриловые краски, они не боятся влаги и вибрации. Лучше всего ложиться акрил для тканей.
Пусть вас бубен радует долго!
Надеемся, наша статья поможет вам наложить уход за своим любимым этническим музыкальным инструментом!
Помните, что своевременный уход за бубном продлевает срок его службы, а этот музыкальный инструмент не из дешёвых!
А купить бубен можно перейдя по этой ссылке!


Сегодня на просторах Интернета можно найти множество различных бубнов от маленьких сувенирных до больших обрядовых. Раньше найти бубен было проблематично. Чаще всего их заказывали у специальных мастеров или пытались делать самостоятельно.

Бубны очень важны для проведения многих обрядов и ритуалов. Особенно в шаманской традиции, где шаман без бубна выглядел голо и не по настоящему. В традиции считается что бубен неотъемлемая составляющая вызова духов, связи между мирами, и вообще он отсчитывает ритм для вхождения в транс. Поэтому музыкальным инструментом его назвать можно условно, скорее всего бубен это обрядовый, даже магический инструмент помогающий человеку для выполнения множества эзотерических действий.

В славянской культуре бубен используется как ритуальный музыкальный инструмент, который помогает волхву или жрецу при совершении магических действий во время славянского праздника. Бубнилки, в славянской традиции известны и так называемые средние века нашей истории, поэтому бубен – часть традиции. Но в современной культуре бубны вошли в обрядовую жизнь общин сравнительно недавно.

Давайте немного поговорим об обустройстве бубна. Любой бубен состоит из каркаса, резонаторов, держателя бубна, кожи, и ударника (колотушка). Иногда добавляют бубенчики как в колотушку, так и в ручку бубна. Это добавляет дополнительный шумовой эффект. Для декора используется роспись бубна.

Бубны бывают как в шаманской культуре, так и в славянской родной культуре, причём цели применения очень схожие.

По типологии бубны бывают малые, сувенирные. Обычно они 10-15см. в диаметре. Средние бубны 20-35 см. используются начинающими практиками. Такие бубны подходят для большинства пользователей. Большие, профессиональные бубны имеют 50-70 см. в ширину. Такие бубны имеют глубокий звук. Это очень красивые и эффектные инструменты. В знающих руках они могут творить чудеса!

Играть на бубне достаточно просто, а вот применять его по назначению правильно, с соблюдением всех необходимых ритуалов, которые закрепились в традиции, очень и очень тяжело.

Читайте также: